Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биомедицинская этика как социальный институт.

Фундаментальная проблема прикладной этики состоит в том, чтобы найти путь к компромиссу в спорных ситуациях и научиться принимать совместные общие решения, которые в наибольшей степени соответствовали бы им. В результате развернувшихся в современном обществе дискуссий по поводу биоэтических проблем на наших глазах формируется особый язык публичного обсуждения актуальных для многих людей тем. В нем нашла отражение уникальная форма общности совместно действующих, но инако мыслящих, инако чувствующих, инако различающих добро и зло граждан единого цивилизованного сообщества. Общий смысл их совместной интеллектуальной деятельности и социальной практики (биоэтики в широком смысле) можно представить как попытку обнаружить и реализовать внутренний потенциал плюралистической культуры современного общества в защите добра и противостоянии злу в особых ситуациях, порождаемых достижениями медико-биологических наук и прогрессом медицинской практики. Именно поэтому специалисты в области этики вовлекаются в нетрадиционные и непривычные сферы деятельности, занимая свое новое место в экспертократических структурах современного общества В частности, на них возложена обязанность обеспечения высокого уровня организации и работы особых, не имеющих в истории аналогов, социальных институтов и организаций, например, Комиссии по вопросам здравоохранения при Президенте США, этических комитетов правительств, клиник, университетов и т. д., Американской Ассоциации менеджмента, многочисленных экологических организаций, комиссий по парламентской этике и многих других. Их основная задача - экспертиза конфликтных ситуаций, что невозможно без постоянного переосмысления возникающих проблем и поиска нравственно достойных путей и способов принятия решений в затруднительных случаях.

Первые попытки этического контроля действий врачей изнутри самой медицинской системы были предприняты еще в 50-е годы XX века в США, хотя о необходимости особых мер в редких случаях, например, применительно к эвтаназии, говорилось уже давно. До середины 50-х годов XX века, когда в США появились так называемые «этические комитеты» (ЭК), биомедицинские исследования регулировались самим профессиональным сообществом медиков на основе принципа профессиональной автономии, очень напоминающего ранее упоминаемый нами принцип невмешательства. Это означало, в частности, что сами врачи-исследователи определяли границы своих опытов и контролировали информацию об исследованиях. Вопросы о том, когда исследование становится опасным, в каком объеме и какую информацию об экспериментах предоставлять испытуемым, оставались прерогативой врачей, а пациенты фактически не имели прав.

Когда встал вопрос о внешнем контроле, то далеко не все в медицинском сообществе при­ветствовали такое вмешательство извне, воспринимая его как ог­раничение пределов собственной компетенции. Однако для наибо­лее прозорливых было ясно, что только в постоянном диалоге и взаимодействии как с теми, кто, не явля­ясь медиками по профессии, тем не менее заинтересованы в со­хранении и развитии гуманных традиций медицины, так и во­обще во взаимодействии с общественным мнением, в том чис­ле со средствами массовой информации, может быть поддержа­но доверие общества к медицинской профессии биомедицинским исследованиям. А доверие об­щества - такой моральный капитал, дефицит которого нельзя возместить никакими прагматическими действиями, скажем, «финансовыми вливаниями».

После того, как на протяжении долгого времени сообщество ученых утвержда­ло и отстаивало идеалы свободы научного исследования и соб­ственной автономии в принятии ключевых решений, эти идеалы стали нередко подвергаться критике со стороны весьма влиятельных кругов общества, что, в свою очередь, послужило причиной и для их переосмысления. Научное сообщество, по сути дела, оказалось перед дилеммой - либо допустить всепроникающий контроль со стороны общест­ва за своей деятельностью (очевидная опасность этого пути в том, что такой контроль почти неизбежно будет бюрократичес­ким и некомпетентным), либо создать такие механизмы взаи­модействия с обществом, которые позволяли бы:

- эффективно демонстрировать обществу желание и спо­собность ученых предвидеть и предотвращать неблагоприят­ные с социальной и человеческой точки зрения последствия новых научных решений и новых технологий;

- осуществлять социально-этическое регулирование исследовательской деятельности силами самого же научного со­общества;

- обеспечивало бы защиту прав и интересов граждан.

В 1966 году официальные власти США объявили проведение этической экспертизы обязательным условием для всех биомедицинских работ, которые финансируются из федерального бюджета. Позже это требование распространилось на все исследования в этой области, независимо от источников финансирования. О каких же исследованиях идет речь? Обязательной оценке (экспертизе) в США подлежат не только биомедицинские исследования, эксперименты и процедуры, но и психологические, антропологические и другие, поскольку они проводятся на человеке. В последнее время в это число включаются и эксперименты на животных. В Европе первые ЭК появились при больницах и научных учреждениях Великобритании в 1967 году, чуть позже во Франции, Германии и других странах. За несколько десятилетий они претерпели сложную эволюцию: вопросы их структуры, функций, статуса, состава, полномочий, социальной роли разработаны сейчас до мельчайших подробностей.

Кроме того, важнейшим вкладом в институт биоэтики стали международные нормативные документы, основа деятельности ЭК, в числе которых Нюрнбергский кодекс (1947), Хельсинская декларация (1964), декларация «Хельсинки-2» (1975), Манильская декларация (1981), Конвенция Совета Европы «О правах человека и биомедицине» (1996) и многие другие. Так, в принятой Всемирной Медицинской Ассоциацией (ВМА) в Токио (1975) декларации «Хельсинки-2» говорится о необходимости создания специального органа по защите «прав, достоинства, а также физического и психического благополучия испытуемых», органа, «независимого, то есть не связанного ни с исследователем, ни с финансирующей данное исследование структурой,… действующем в соответствии с законодательством страны». Целью таких комитетов является анализ представленных протоколов исследований, внесение в них необходимых корректив, рекомендаций по их одобрению или неодобрению.

На сегодняшний день в разных странах действуют комитеты различных уровней - местные, прикрепленные к лечебным или научным учреждениям, региональные - с участием региональных властей, и, наконец, национальные, работа которых проходит на высшем уровне власти с участием всех заинтересованных сторон. Так, например, в США существует 3 вида ЭК: 1) «наблюдательные советы учреждения» (IRB), которые называются также «комитетами по этике исследования» (экспертиза научных исследований на людях), 2) больничные этические комитеты (консультативная помощь врачам, пациентам, а также родственникам и близким последних в разрешении этических проблем, возникающих в процессе лечения), 3) «Национальная консультативная комиссия по биоэтике» при Президенте США (с июля 1996 г.), выполняющая широкие функции, среди которых связи с общественностью, образование и др. Американская модель, таким образом, является государственной. Европейская модель строится по иному принципу: создание и деятельность ЭК регламентируется не законом, а решениями профессиональных объединений медиков, хотя связь с государственными структурами сохраняется и здесь.

Что касается состава таких комитетов, то в США широкое распространение получила практика включения философов и специалистов в области этики в состав различного рода консультативных комиссий, призванных наблюдать за проведением науч­ных исследований. В 1976 г., создавая Консультативный совет по воп­росам этики при Министерстве здравоохранения, образования и социа­льного обеспечения (Ethical Advisory Board, Department of Health, Education and Welfare), тогдашний его глава Дэвид Мэтьюз распорядился, чтобы в состав этого совета были включены не только ученые, представляющие различные области естествознания. В число первых членов этого совета входили, например, католический священник и лидер организации фи­лантропов. В состав комиссии при президенте США по изучению этичес­ких проблем медицины (President's Commission for the Study of Ethical Problems in Medicine and Biomedical and Behavioral Research), возглав­ляемой президентом Р.Рейганом, кроме представителей естествознания входили также специалисты в области этики, социологии, экономики и права. В положении об этих организациях, как правило, подчеркивается, что их состав должен включать «представителей самых различных об­ластей деятельности».

В последние годы отмечается новая тенденция - тесное взаимодействие и объединение усилий государственных ЭК в рамках транснациональных экспертных структур, которые занимаются этико-правовым регулированием исследований, проводимых в разных странах. Например, в условиях потери научным сообществом контроля над ситуацией, связанной с технологией клонирования, в 1997 году возникла необходимость принятия кардинальных политических решений, в основе которых лежат данные биоэтической экспертизы. В 1998 году Совет Европы, в тесном сотрудничестве с ВМА, национальными ЭК и другими структурами, разработал «Дополнительный протокол к «Конвенции о биомедицине и правах человека», который запрещает любое медицинское вмешательство с целью создания человеческого существа, генетически идентичного (обладающего одним и тем же набором генов) другому человеческому существу, живущему или умершему. Сейчас под этим протоколом стоят подписи представителей большинства стран Европы, которые тем самым обязались ввести соответствующий запрет в свое национальное законодательство, с 2000 года закон о запрете клонирования действует и в Японии.

Биоэтика принимает активное участие в жизни современного общества и сейчас можно говорить о глобальной сети «этических комитетов», с огромной скоростью распространяющихся по всему миру. Ежегодно их число увеличивается, по разным оценкам, более чем в 100 раз. Деятельность этих организаций можно рассматривать как новую и специфическую для традиционной этики форму участия в культурных событиях и процессах современного мира.

Довольно остро стоит вопрос этического образования и воспитания. Так, в США с 1970 г. существует Институт гуманитар­ных проблем в медицине, а психология, педагогика, социология, логика и этика становятся обязательными составляющими медицинского образования. О серьез­ности решения этой проблемы говорят и такие факты: в США издаются специальные национальные и международные журналы этической направленности: «Этика в науке и медицине», «Жур­нал медицинской этики», «Философия и обществен­ная деятельность». С 1978 г. начато издание «Энцик­лопедии по биоэтике». Сейчас вышло уже третье, состоящее из 5 томов издание этой энциклопедии. Выпущено около 20 томов международной библиографии по биоэтике, подготов­ленной Гастингс-центром (США). Существует ряд ис­следовательских центров по биоэтике. Среди них наиболее известны Гастингс-центр под Нью-Йорком, Центр по биоэтике при Торонтском университете (Канада), Институт по этике, основанный Кеннеди, при Джорджтаунском университете (США).

Биоэтическим образованием охватываются не толь­ко студенты медицинских школ (общественные и частные университеты, колледжи), но и аспиранты, и медперсонал больниц США. Примечательно, что уза­конены специалисты по биоэтике, чаще из числа вра­чей, юристов, философов. Они, в роли экспертов, призваны грамотно и ответственно решать возникшие биоэтические проблемы врача, больного, родных и близких пациентов. На рубеже XX и XXI веков система образования и воспитания будущих врачей с позиций медицинской этики, биоэтики стала более совершенной, более эф­фективной и в других странах. Это в известной мере объясняется тем, что на сегодняшний день все медицинские школы мира создали самостоятельные кафед­ры биоэтики.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...