Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренний контроль и система мер по ограничению риска хозяйственной деятельности

Внутренний контроль является одним из важнейших элемен­тов управления, который обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение. Если система внутреннего контроля будет работать эффектив­но, это во многом ограничит риски хозяйственной деятельности. Внутренний контроль:

- обеспечивает надежной информацией руководство ор­ганизации о финансово-хозяйственной деятельности субъекта;

- обеспечивает сохранность документов, актов, имущества, предотвращает их хищения, порчу, уничтожение, разгла­шение, не целевое использование;

- исключает непроизводительные затраты, нерациональное использование ресурсов, укрепляет дисциплину;

- обеспечивает выполнение персоналом организации внут­ренних локальных нормативных актов, приказов, распо­ряжений, инструкций, положений;

- обеспечивает условия для ведения бухгалтерского учета в организации согласно действующему законодательству.

Понятие «риск» характеризует возможность отклонения от намеченного пути и является следствием наступления какого-либо неблагоприятного события из-за неопределенности, а так­же следствием неточных прогнозов. Под неопределенностью в данном случае понимается неполнота или неточность информа­ции об условиях, связанных с исполнением отдельных плановых решений, за которыми могут быть определенные потери и в не­которых случаях даже дополнительные выгоды. Выделяют три разновидности неопределенности:

- незнание всего того, что может повлиять на деятельность организации;

- случайность (в любом прогнозируемом событии могут быть отклонения в результате каких-то случайных вне­шних воздействий);

- неопределенность противодействия (непредсказуемое поведение конкурентов и заказчиков продукции и услуг).

Обстоятельства, вследствие которых могут возникнуть риски:

- изменения в законодательной и производственной среде;

- новый персонал;

- новая или преобразованная информационная среда;

- быстрое расширение операционной деятельности;

- внедрение новых технологий;

- реструктуризация организации;

- новые модели ведения бизнеса, продукты или виды дея­тельности;

- применение новых или различных бухгалтерских прин­ципов и подходов.

Внутрихозяйственный риск- вероятность появления су­щественных искажений в бухгалтерском учете операций и в це­лом отчетности. Данный риск характеризует степень подвержен­ности существенным нарушениям счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы хозяйственных операций и отчетности в целом у проверяемого экономического субъекта. Внутрихозяйственный риск может быть низким, средним и высо­ким. При оценке данного риска необходимо учитывать такие факторы, как:

- особенности функционирования и текущего экономичес­кого положения отрасли;

- специфику деятельности субъекта;

- опыт и квалификацию персонала организации, ответ­ственного за ведение учета и подготовку отчетности;

- возможность наличия внешнего давления на руководите­лей и персонал субъекта в целях достижения определен­ных показателей бухгалтерской отчетности;

- возможность контроля над деятельностью субъекта со стороны собственников. Технологический риск- неопределенность, связанная с технологическим процессом (выбор подрядчиков, сырья, состав затрат).

Источниками этого риска являются: ошибки в определении минеральных запасов; ошибки в оценке качества рабочей силы и возможность нарушения условий функционирования; характер технологического процесса может быть более или менее риско­ванным; ошибки в оценке сырья, запасов, затрат; неправильный выбор поставщиков и подрядчиков.

Рыночный и операционный риск- этот вид риска связан с условиями рынка, в которых осуществляется проект. Максималь­ный рыночный риск существует там, где сбыт не гарантирован, и поэтому методы борьбы с данным риском сводятся в этом случае к минимизации зависимостей результатов проекта от рынка.

Финансовый риск- риск инвестора, который связан с из­менениями на финансовом рынке.

Политический рискобусловлен возможностью изменения общественно-политического климата в стране.

Источниками этого риска являются: возможность полной или частичной потери средств, которая может возникнуть в ре­зультате национализации и экспроприации собственных част­ных и иностранных инвесторов; ограничения, вводимые госу­дарством; изменения, связанные с фискальным регулированием экономики.

Законодательный рисксвязан с недостатками действующе­го законодательства и недочетами системы реализации суще­ствующих законов (например, отсутствие достаточной защиты интеллектуальной собственности).

Экологический рискзаключается в дополнительных издер­жках, связанных с нарушением экологии.

Кредитный рисксуществует там, где инвестиции, направ­ленные в основные фонды, производятся из заемных средств.

Риски принято разделять на две группы:

- статичные риски, т.е. риски которые могут вызвать по­тери, отраженные в балансе по завершении отдельного периода работы организации;

- динамичные риски - оценивается возможность потери или расхода от деятельности организации, вызванные из­менениями во внешней для организации среде. На увеличение степени риска влияют объективные и субъек­тивные факторы.

Объективные факторы - это факторы, не зависящие непос­редственно от самого участника проекта: политические и экономические кризисы, конкуренция, инфляция, экономическая обстановка, таможенные пошлины.

Субъективные факторы характеризуют внутреннюю среду организации - это производственный потенциал (уровень технического оснащения, предметной и технологической специализации, организации труда), кооперативные связи.

Проанализировав систему риска, можно разработать мероприятия по ограничению риска хозяйственной деятельности, систему таких мер входят прежде всего:

- повышение уровня компетентности персонала органи­зации, ответственного за учет и отчетность, через систе­му повышения квалификации, семинаров, курсов, кон­сультаций;

- создание высокого уровня автоматизации учетного про­цесса;

- создание высокоэффективной службы внутреннего конт­роля или аудита;

- разработка подробной учетной политики организации по всем разделам учета;

- четкое распределение функций и обязанностей, полномо­чий между учетными работниками;

-разработка локальных нормативных актов касательно учета и составления отчетности;

- контроль над своевременностью, полнотой и правильнос­тью отражения учетных операций;

- контроль над соблюдением установленного порядка и представлением налоговой и бухгалтерской отчетности;

- периодическое проведение инвентаризаций, сверок рас­четов и сверок между отделами организации;

- работа с персоналом: проведение оперативных совеща­ний, внутрифирменной учебы.

Меры, препятствующие несанкционированному доступу к активам и файлам:

- организация контроля над несанкционированным про­никновением в помещения - охрана, пропускной режим, сигнализация, технические средства наблюдения; организация контроля несанкционированным доступом к компьютерной и некомпьютерной информационной базе - система компьютерных паролей, инициирование изменений в файлах, сейфах, мероприятия по блокированию несанкционированного получения информации с по­мощью технических средств;

- организация системы контроля и допуска сотрудников к оз­накомлению и работе с документами и бездокументарными носителями информации конфиденциального характера - контроль и ведение досье на сотрудников, допущенных к работе с документами, составляющими коммерческую тай­ну; учет и анализ нарушений режима работы с документа­ми; оформление обязательств о неразглашении сведений.

Для того чтобы система защиты информации в организации была работоспособной и эффективной, необходимо отсортиро­вать служебную информацию и выбрать ту, защита которой дей­ствительно целесообразна. Каждая организация решает эту зада­чу, самостоятельно исходя из действующего законодательства, своих собственных интересов и возможностей. Практикой выра­ботан ряд мероприятий и рекомендаций, которые могут быть по­лезны любой организации, решающей проблему защиты своей коммерческой информации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...