Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПОНЯТИЕ О ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ СБОРКИ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМАХ

Сборочный процесс является заключительным, наибо­лее важным и ответственным этапом производственного процесса в машиностроении. От качества_сбодки зависят эксплуатационные показатели изделия, его надежность, работоспособность и долговечность. В ряде случаев сборка является наиболее трудоемким процессом: для многих машин, приборов, аппаратов трудоемкость сбор­ки составляет от 40 до 60% от общей трудоемкости изготовления.

Технологический процесс сборки заключается в после­довательном соединении деталей в сборочные единицы, механизмы и машины к целом в соответствии с техниче­скими требованиями. Большинство деталей предвари­тельно соединяют с образованием сборочной единицы. Соединение нескольких сборочных единиц составляет ме­ханизм. Целое изделие (машину) собирают из механиз­мов, агрегатов, сборочных единиц и отдельных деталей. Изделие в зависимости от его сложности может быть расчленено на большее или меньшее число сборочных единиц.

Любой сборочный процесс, как правило, состоит из нескольких стадий: 1) подгонки или обработки деталей в сборочной единице (эта операция характерна для еди­ничного или мелкосерийного производств при отсут­ствии условий, обеспечивающих взаимозаменяемость); 2) предварительной сборки — соединения отдельных де­талей в простейшие сборочные единицы и механизмы (агрегаты); 3) общей (или окончательной) сборки изде­лия; 4) регулирования и испытания изделия.

Исходными данными для проектирования технологи­ческого процесса сборки являются следующие доку­менты:

1) сборочные чертежи изделия со спецификацией поступающих на сборку сборочных единиц и деталей;

2) технические условия на приемку и испытание изделия;

3) производственная программа.

Каждая из основных стадий сборки расчленяется на операции и переходы. Под операцией понимают часть технологического сборочного процесса, выполняе­мого одним или несколькими рабочими на одном рабочем месте. Операция состоит из отдельных переходов. Переход - часть операции, выполняемая над опреде­ленным соединением при неизменном инструменте.

Технологический сборочный процесс разрабатывают для каждой стадии и оформляют в виде технологических карт, схем, которые являются основной технологической документацией. По ним проводят нормирование сбо­рочных операций и технико-экономические расчеты, формы технологических карт сборки, так же как карт ме­ханической обработки, регламентируются ГОСТ 3.1105 — 74. В картах указываются: наименование изде­лия; годовой выпуск; наименование и описание операций и переходов, приспособления и инструмент, необходимые для выполнения каждой сборочной операции; эскизы; технические условия сборки; нормы времени; квалифика­ция рабочих.

Сборка выполняется в сборочных цехах, а отдельные ее этапы иногда проводят в механосборочных цехах или в сборочных отделениях механических цехов. Место и ор­ганизация сборки зависит от типа производства, вида со­бираемого изделия, а также от содержания технологиче­ского процесса. Как правило, при массовом и крупносе­рийном производствах предварительную сборку выпол­няют в отделениях механосборочных цехов. В единичном и мелкосерийном производствах как предварительную, так и общую сборку проводят в сборочных цехах. Наибо­лее простые соединения, состоящие из двух или несколь­ких деталей, например запрессовку втулок, штифтов и т. п., целесообразно выполнять в механических цехах. В механических цехах нужно собирать и те соединения, которые после сборки требуют дополнительной механи­ческой обработки.

Технологическая подготовка производства при сборке также зависит от типа производства. В единичном про­изводстве для сборки применяют универсальное сбороч­ное оборудование и универсальную технологическую ос­настку (приспособления, инструмент), что экономически оправдано. Технологический процесс оформляют в маршрутной карте с указанием последовательности операций. В серийном производстве на сборку посту-1ают, в основном, взаимозаменяемые детали, хотя здесь не исключаются отдельные доводочные работы, подбор деталей.

Для сборки изделий в условиях массового и крупносе­рийного производств используют специальное высокопроизводительное сборочное оборудование, специальную оснастку и транспортирующие устройства. Технологиче­ский процесс разрабатывают с учетом дифференциации отдельных сборочных операций, закрепленных за каждым рабочим местом, и оформляют подробную тех­нологическую документацию. Для сборки в массовом производстве характерна полная взаимозаменяемость отсутствие доделочных работ и подбора деталей, что со­здает условия для автоматизации сборки и повышения производительности труда.

В сборочном производстве различают две организа­ционные формы сборки — стационарную и подвижную.

При стационарной сборке изделия полностью соби­рают на одном сборочном месте (посту), к которому по­дают все детали и сборочные единицы, входящие в это изделие. Такую сборку, как правило, выполняет бригада рабочих на верстаках, специальных устройствах, сбо­рочных стендах. Стационарную сборку применяют в еди­ничном и мелкосерийном производствах.

При подвижной сборке собираемое изделие последо­вательно перемещается по рабочим местам, на каждом из которых выполняется определенная сборочная опера­ция. Каждое рабочее место оборудуется приспособления­ми и инструментом для выполнения данной операции. Детали и сборочные единицы поступают для сборки только на соответствующие сборочные места. Подвиж­ную сборку применяют в массовом и крупносерийном производствах. Собираемое изделие перемещают с по­мощью различных транспортных средств — роликовых конвейеров, рельсовых и безрельсовых тележек, лен­точных и цепных сборочных транспортеров и т. п. Выбор транспортирующего устройства во многом зависит от вида собираемого изделия. Наиболее широкое примене­ние в массовом производстве получили цепные под­весные транспортеры, называемые иногда сборочными конвейерами.

Подвижная сборка является поточной. Весь сбо­рочный процесс расчленяется на операции, требующие примерно одинакового времени tp для их выполнения, что соответствует такту сборки (выпуска) tв. При этом перемещение изделия (движение конвейера) может быть непрерывным или периодическим. При непрерывном перемещении изделия сборщик выполняет операцию в процессе движения конвейера, скорость которого дол­жна обеспечивать выполнение сборочной операции на данном рабочем месте и соответствовать такту сборки, т. е. tв = tp

При периодическом перемещении сборочная операция полняется во время остановки конвейера. Продолжительность остановки tрдолжна соответствовать времени выполнения сборочной операции, а такт сборки tв = tp + tп, где tп - время перемещения изделия от одного ра­бочего места до другого.

Синхронизация сборочных операции с целью обеспе­чения постоянного такта сборки достигается различными технологическими и организационными мероприятиями, в частности благодаря предварительной сборке деталей в сборочные единицы, объединению или расчленению сборочных операций, увеличению числа рабочих на одной операции, применению специальных приспособле­ний и инструментов и т. п.

При подвижной сборке перемещение изделия может совмещаться с выполнением технологических операций: промывки, продувки, сушки, окраски.

Основными технико-экономическими показателями сборочного процесса являются: материальные затраты на сборку, которые в основном складываются из заработ­ной платы производственных рабочих (сборщиков), от­числений на амортизацию сборочного оборудования и оснастки, накладных цеховых расходов; трудоем­кость отдельных сборочных операций tсб и трудоемкость сборки изделия to6; коэффициент трудоемкости сбороч­ного процесса ηтр, который равен отношению трудоемко­сти сборки to6 к трудоемкости изготовления деталей, входящих в данное цзделие:

ηтр = to6 /tизг

Чем ниже этот показатель, тем совершеннее сбо­рочный процесс; у наиболее эффективных сборочных про­цессов ηтр ≤ 0,2.

Технико-экономический анализ основных показателей дает возможность оценить эффективность разработанно­го технологического процесса сборки и выбрать наиболее совершенные методы сборки.

Совершенствование процессов сборки и улучшение ос­новных технико-экономических показателей достигается сокращением материальных затрат и трудоемкости сбор­ки. Характерной особенностью современного машино­строения является частая смена объектов производства, связанная с непрерывным совершенствованием конструкции изделий. Поэтому большое внимание уделяется со­вершенствованию технологической подготовки производ­ства, сокращению сроков и себестоимости освоения производства новых машин. Одним из основных резер­вов в этом направлении служит нормализация технологи­ческой оснастки.

Большое значение для совершенствования технологии сборки имеет типизация сборочных процессов. Внедрение типовых технологических процессов, разрабатываемых для отдельных классификационных групп соединений и сборочных единиц на базе обобщения передового опы­та, обеспечивает снижение трудоемкости, повышение уровня механизации и качества сборки, а также значи­тельное сокращение цикла технологической подготовки производства.

Уменьшение трудоемкости сборки можно обеспечить тщательной отработкой и анализом технологичности конструкций. Такой анализ также повышает качество сборки, снижает металлоемкость конструкций.

Важнейшей задачей сборочного производства являет­ся механизация отдельных сборочных операций и авто­матизация всего сборочного процесса в целом. Автома­тизация дает возможность значительно повысить про­изводительность труда, обеспечить высокое качество продукции. Рост производительности труда в результате автоматизации в условиях капитализма ведет к сокраще­нию занятости и увеличению числа безработных, а при социализме основной целью автоматизации является ликвидация тяжелого малопроизводительного и низко­квалифицированного ручного труда, замена его трудом творческим, что дает стимул рабочим обогащать свои знания, повышать квалификацию и культурный уровень. В настоящее время автоматические сборочные линии применяются на автомобильных заводах, на предприя­тиях радиотехнической промышленности, точной механи­ки, сельскохозяйственного машиностроения, хотя в це­лом уровень автоматизации сборочных процессов не­сколько отстает от уровня автоматизации других техно­логических процессов производства.

В будущем автоматическое сборочное оборудование необходимо создать на основе унифицированных бло­ков — силовых головок, загрузочных, подающих и ориен­тирующих устройств (например, вибрационных транспор­теров), ограничивающих элементов, поворачивающих и отсекающих устройств, контрольных приборов.

Автоматизации и механизации подлежат все сбо-чные операции - завинчивание резьбовых деталей, Шлепка, запрессовка, отбортовка, гофровая обжимка, склеивание и др.

Дальнейшее развитие получат транспортные средства поточного сборочного производства, будут внедряться новые схемы организации внутрицехового транспорта с использованием не только различных типов конвейе­ров, но и с широким применением промышленных робо-тов'(автоматических манипуляторов). Найдут применение транспортные средства линейного и поворотного типа с механизированным съемом изделий и автоматическим их адресованием на рабочие позиции.

Сборочные конвейеры с автоматическим адресова­нием могут использоваться при организации однопред-метных механизированных поточных линий с различной степенью синхронизации выполняемых операций.

Перспективным направлением совершенствования сборки является создание и внедрение роботов-сборщи­ков, особенно при автоматизации монотонных быстро-сменяющихся процессов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...