Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет. Философия как наука и мировоззрение. Основные проблемы философии и ее структура.

Билет. Философия как наука и мировоззрение. Основные проблемы философии и ее структура.

 

Слово философия впервые произнес великий мыслитель ДР. Греции – Пифагор. Термин «философия» имеет греческое происхождение от сл. «филео» - люблю и «софия» - мудрость, и буквально означает, любовь к мудрости. Но более точно переводится по смыслу как «стремление к истине»

Термин “философия” обычно употребляется в трех значениях:
1) это одна из форм мировоззрения;
2) это особая наука со своим предметом исследования;
3)это особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности.

Философия – это форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Как любая наука, она имеет свой собственный объект и предмет исследования, свои философские категории, свой основной вопрос, свою структуру, функции и методы исследования. Она находится в тесной взаимосвязи с другими науками – социальными, гуманитарными, естественными, техническими. Философия выступает в качестве методологической основы для других наук, разрабатывая всеобщие, универсальные методы научного познания, применимые во всех науках; в свою очередь, она использует эмпирический материал других наук для подтверждения или опровержения тех или иных философских гипотез, концепций, предположений. Она берет научные знания в самом общем виде, интегрирует их и на этой основе строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.д.

Философия является одной из форм мировоззрения, составляющей его теоретический уровень. Ей предшествовали дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия.

Философия как система знаний имеет свою собственную структуру. Ее структурными элементами являются философские учения, рассматривающие какую-либо одну сторону материального и духовного мира. В качестве составных частей философии как науки выделяются история философии и теория философии, которая включает в себя онтологию – учение о бытии;социальную философию – учение об обществе; диалектику – учение о всеобщей связи и развитии предметов, явлений и процессов материального мира; гносеологию или эпистемологию – теорию познания; философскую антропологию – учение о человеке; аксиологию – учение о ценностях; праксеологию – учение об общественной практике; методологию – учение о методах. Возможно выделение и других составных частей в структуре философского знания. В частности, в некоторых случаях в качестве составной части философской теории выделяется натурфилософия, или философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматри­ваемой в ее целостности.

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим и материалисти­ческим, религиозным или атеистическим.

Можно выделить следующие структурные компоненты мировоззрения:
1)это устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире;
2)оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;
3) целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Таким образом, суть философского мировоззрения составляет мир, состоящий как бы из трех “царств”: действительности, ценности и смысла.

Далее, в философии есть круг основных ее проблем. Это, прежде всего проблемы бытия, сознания, жизни и смерти, бессмертия, смысла жизни, свободы, счастья и.т.д. Итак, необходимо определить специфику особенностей. Это, прежде всего знания – биполярные т.е. фил-ию не интересует мир сам по себе, а только в контексте человеческой жизнедеятельности, отношение 2-х полюсов – «человек и мир».

Билет. Теория познания и онтология И. Канта.

Кант центральной проблемой своей философии делает теорию познания, но прежде критически анализирует точки зрения своих предшественников империков и рационалистов. Стремится преодолеть односторонность этих теченийКант считает, что в действивтельности чувственность и рассудок – два совершенно разных источников знания, но только в своём сочетании они могут дать объективно истинное знание.

Кант создаёт свою оригинальную концепцию теории познания.
В этой теории он специфическим образом пытается синтезировать основные достоинства эмпиризма и рационализма. Кант отказался от онтологии ( учении о бытии) традиционного типа, учении о внешнем мире как самом по себе. Но она необхходима как исходная позиция для построения теории познания.

Его онтология заключается:
Признаёт что вне и неависимо от нас существует объективный мир, все природные явления разграничены впространстве и развиваются во врмени.
Делит мир на мир явлений –феноменн и мир вещей самих по себе – ноумены. Мир явлений дан нам в чувственном опыте, апостериорный, и потому познаваемый.
Мир Ноумены – мир сущности, абсолютного и бесконечного. Мир эото находится за переделаи чувственного опыта и потому принципиально не познаваем.

Билет. Философия Л. Фейербаха.

Прежде всего следует обратить внимание на понимание у Фейербаха философии, ее прошлого и настоящего, миссии в обществе и отношения к религии. Согласно Фейербаху, в мире начинается новая эпоха — постхристианская. Религия умирает, ее место в культуре освобождается, и занять это место должна философия. Однако и философия должна измениться: ей не суждено стать простым, или негативным (в гегелевском смысле), отрицанием религии: "Если философия должна заменить религию, то, оставаясь философией, она должна стать религией, она должна включить в себя — в соответствующей форме — то, что составляет сущность религии, должна включить преимущества религии"3. Другими словами, должно быть нечто новое, какая-то иная, синтетическая форма сознания и знания. Новая философия должна стать непохожей и на старую христианскую религию, и на старую "школьную" философию, хотя и нужно сохранить лучшее из них обеих. Уточняя свои представления, Фейербах называет новую "философию-религию" антропологией, "философией будущего", указывает на некоторые содержательные и формальные спецификации, — но на пороге XXI в. вполне очевидно, что такой синтез в мировой культуре пока не осуществлен. Мысль Фейербаха о необходимости преодоления относительной самостоятельности религии и философии (несмотря на существование религиозной философии) пока не получила, да и вряд ли получит в будущем историческое подтверждение. Однако и сам Фейербах видел сущностные отличия между философией и религией и говорил о них. В религии сильная сторона — ее мировоззренческая эффективность, ее близость к "сердцу" человека, его эмоциям, глубинным личностным структурам. (Религию Фейербах считает родовым признаком человека — ведь у животных нет религии.) Со своей стороны, гегелевская философия с ее культом мышления, рационального познания оказывается, по Фейербаху, рационализированной формой теологии. Философия — это как бы "смысл" в религии. Она тоже вырастает из сущностных сторон человеческого сознания. И то и другое должна объединить в себе "философия будущего". Однако в этом объединении должны исчезнуть, устраниться слабые стороны и религии и философии. Слабость философии — ее оторванность от "сердца", высокомерная удаленность от мира, теоретическое себялюбие. И это должно быть устранено при слиянии философии и религии. Философия должна превратиться в практическую философию. Мы уже отмечали этот мотив как общий для всякого младогегельянства. Фейербах развивает его по-своему: "У прежней философии была двойная истина; истина для себя самой, о человеке не заботившаяся, — такова философия, и истина для человека — такова религия. Между тем новая философия как философия человеческая по существу есть также философия для человека; она, не затрагивая достоинства и самостоятельности теории, даже в полнейшем согласии с ней, имеет по существу тенденцию практическую, при этом практическую в высшем смысле; она выступает вместо религии, она включает в себя религию, она воистину — сама религия"*. Сильнейшей стороной христианства, позволившей этой религии стать мировой, легко доходить до "сердца" человека, является мораль. Поэтому естественно, что "новая философия" должна найти какую-то новую форму морально-нравственного сознания. Фейербах сделал попытку ее выработать. Его собственная философия по праву была понята современниками как реализация установок на "философию будущего". И эта содержательная сторона фейербаховского творчества оказала огромное влияние на Маркса.

Итак, вместо христианства и философии гегелевского типа Фейербах предложил программу "философии Человека". Согласно фейербаховской гуманистической концепции, Человек — высшее в ценностном отношении, абсолютная ценность. Речь идет при этом не об отдельных людях, а о сущности их, т.е. о родовом начале. Отдельный человек вовсе не есть вместилище всех человеческих достоинств, — но Человек как таковой бесконечно добр, мудр, всемогущ. Его свойства — это он сам, а без них, т.е. без моральных качеств доброты, мудрости, могущества Человека вовсе нет. В человеке — все ценно. Его физическая, эмоциональная, психологическая жизнь нисколько не менее важны, чем разум. Очень важно, далее, что человек живет в естественном контакте с природой. Природа внешняя близка природе самого человека, она ему соответствует. Сущность человеческая вполне гармонично являет себя в человеческом существовании. Тут нет конфликта — жизнь природы, условия бытия не чужды человеческой сущности, между ними — глубокое единство.

Билет. Философия марксизма.

Марксистская философия сформировалась под влиянием философии Фейербаха вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883 гг.) и Фридрихом Энгельсом (1820 –1895 гг.) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который включает в себя:

–философию;
–экономику (политэкономию);
–научный коммунизм
– социально-политическая проблематика.

 

Главными произведениями основателей марксизма являются:
–«Капитал» К.Маркса;
–«Манифест Коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса;
–«Святое семейство» и «Немецкая идеология» К.Маркса и Ф.Энгельса;
–«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф.Энгельса;
– «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельса. Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:
–предшествующая материалистическая философия:
а)античная философия Демокрита и Эпикура;
б)философия английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка;
в)философия французских просветителей XVIII в.;
г)атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.;
–бурный рост открытий в науке и технике:
а)открытие законов сохранения материи и энергии;
б)эволюционная теория Ч. Дарвина;
в)открытие клеточного строения живых организмов;
г)изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда;
–крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство);
–идеи французского Просвещения и невозможность их воплощения в реальной жизни;
–нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов: революция 1848 –1849 гг., Франко-прусская война, Парижская коммуна 1871 г.;
–кризис традиционных буржуазных ценностей: превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности. Марксистская философия состоит из двух больших разделов
–диалектического материализма и исторического материализма.

Экзистенциализм – (фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), «философия бытия» - направление философии в ХХ веке, здесь человек позиционируется и исследуется, как уникальное духовное существо, которое способно само выбирать свою судьбу. Основное проявление экзистенции - свобода, но она также является выражением ответственности за свои действия.

Основным принципом экзистенциализма можно считать постулат: экзистенция (существование) предшествует эссенции (сущности). Писатели, которые представляют это течение, в своих произведения стараются понять настоящие причины тяжести человеческой жизни.

Основными чертами экзистенциализма называют:

  • Главная роль отведена категориям абсурдности существования, отчаянию, страху, смерти, одиночеству, отчаянию;
  • Личность находится в постоянной борьбе с социумом, государством, окружающей средой, чем-то враждебным, т.к. все они навязывают ему свою волю, мораль и правила игры;
  • Понятия абсурдности существования и отчужденности личности, являются взаимосвязанными и тождественными в сочинениях экзистенциалистов;
  • Высшей жизненной ценностью объявлена свобода личности;
  • Существование человека рассматривается как драма свободы;
  • Обычно в произведениях рассказ ведется от первого лица.

Экзистенциализм подчеркивает, что человек несет ответственность за свои поступки, только тогда, когда действует полностью свободно, имеет свободу воли и действий, а также свободу выбора методов реализации этих действий.

 

Серен Кьеркегор (1813-1855) - датский теолог, философ. Он выступил против рационализма классической философии, обвинив разум в поглощении индивидуальности. Кьеркегор критиковал предшествующих мыслителей, прежде всего Гегеля за слишком абстрактный подход к человеку. Они ищут в человеке только сущность, теряя из вида живую и уникальную индивидуальность, с ее мыслями, чувствами. Самые глубокие истины – жизнь, смерть – не познаются логикой, а переживаются непосредственно. Философия и есть переживание вечного в конечном существовании, индивидуальной судьбе личности. Переживание – это любовь, вера, тоска, страх, они составляют мир существования человека и существование – это выше всяких законов и закономерностей. Основной тезис религиозного экзистенциализма Кьеркегора: «Разум приводит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду.»

 

Для того чтобы вернуть современному человечеству его, все более и более утрачиваемые, смысложизненные ориентиры, Ясперс проповедует необходимость философии нового типа -- экзистенциальной философии. Важность и необходимость по-следней объясняется новой манерой выражения -- окрашенной личной интонацией формой выражения, свидетельствующей о том, что философия не есть чисто предметное знание, ибо не-возможно полное отвлечение от внутреннего мира самого фи-лософствующего. Именно с этих позиций К. Ясперс решает многие философ-ские проблемы, главной из которых, в конце концов, оказыва-ется человек и история как изначальное измерение человечес-кого бытия.

 

Как и многие другие представители экзистенциальной фи-лософии, Ясперс выступает против всякого субстанциализма в понимании человека и истории. Он отказывается признать на-личие в человеке некоторой неизменной природы, подчеркивая тем самым неклассичность своего теоретизирования и расхождение с западной философией Нового времени. Вместе с тем в философии Ясперса сохраняется претензия на создание универ-сальной картины человеческого существования и постижение смысла истории.

 

Жан Поль Сартр (1905 - 1980), французкий философ, политический деятель, представитель атеистического экзистенциализма. Излагал свои философские взгляды в форме художественных произведений. Применил феноменологический метод для описания человеческой и межличностной коммуникации сознание есть " ничто", дыра в бытии, животворящая пустота, наполненная свободой, мыслями творчеством. Поэтому сознание - это отрицание всякой определенности, детерминации. Бытие и ничто объединены в человеке, в результате он обречен на противоречия, стремится к полноте бытия, но при этом хочет сохранить свободу и сознание.

Сартр говорит о " фактичности " человека, о том, что он находит себя в определенной обстановке, но фактичность преодолевается у него свободой, не имеющей границ. За свой свободный поступок человек несет ответственность только перед самим собой. Человек, согласно Сартру, бытийно одинок, человеческое общение - всегда борьба за господство над другим "Я", и любовь, как таковая, не осуществима.

Свобода предстает в экзистенциализме как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности. Мир, в который при этом погружается человек, носит у Хайдеггераназвание «man» (немецкое безличное местоимение): это безличный мир, в котором все анонимно, в котором нет субъектов действия, в котором все — «другие», и человек даже по отношению к самому себе является «другим»; это мир, в котором никто ничего не решает, а потому и не несет ни за что ответственности.

Поздний Хайдеггер в поисках подлинного бытия все чаще обращал свой взор на Восток, в частности к дзен-буддизму, с которым его сближала тоска по «невыразимому» и «неизреченному», а также склонность к метафорическому способу выражения.

Философия психоанализа - одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру - искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины. Популярность психоанализа породила и популярность разнообразных психологических служб в западном мире.

 

Творчество Фрейда, если говорить о его философском аспекте, можно разделить на два этапа. Первый касается создания концепции бессознательного (конец XIX века - до 1920 года), когда на основе экспериментальных данных он делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые характеризуются как сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистической европейской философской традиции Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющие иррациональный и вневременной характер. Реализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием. Оно осуществляет цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека, здесь же находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается в первую очередь с реальностью. Его задача - обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности, поскольку именно они могут стать источником невротического поведения.

На втором этапе творчества (1920–1939) Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу инстинктивных импульсов первичные космические позывы — Эроса и Танатоса (жизни и смерти). Наиболее существенная разработка этого периода — динамическая концепция психики человека, включающей такие структуры, как Оно, Я и сверх-Я. Оно, по мнению Фрейда, — кипящий котел инстинктов, рождающий все последующие противоречия и трудности человека. Структура Я призвана реализовать (запрещать) импульсы Оно, согласуя их с требованиями той социальной реальности, в которой живет человек, а сверх-Я выступает как судья, общественный надзиратель над всей психикой человека, соотнося его мысли и поступки с существующими в обществе нормами и образцами поведения. Каждый из «этажей» психики человека живет своей жизнью, но реализация плодов их деятельности чаще всего искажена, ибо жизнь человека в обществе подчинена не его биоэнергетике, а тому культурному окружению, в которое он включен. Вся европейская культура, по мнению Фрейда, является культурой запрета, и все главные табу касаются именно бессознательных импульсов, поэтому развитие культуры предполагает развитие неврозов и несчастий людей, ведет к увеличению чувства вины каждого человека, отказу от собственных желаний.

 

 

Исследуя соотношение индивидуального и социального бытия человека, Юнг приходит к выводу, что в истории человечества эта проблематика выражается по-разному, в зависимости от специфики восточных и западных культур. Восток, с его мистическим колесом жизни, реинкарнацией и переселением душ, формирует человека при абсолютизации коллективного бессознательного, принижая всякое личностное начало в человеке. Западная культура, как это сложилось к XIX веку, характеризуется преобладанием рациональности, практицизма и научности во всех сферах бытия, а господствующая во многих европейских странах протестантская мораль, основанная на индивидуализме и возвышающая субъекта, отмечена пренебрежением к коллективно-бессознательным основам культуры. Обращенность европейской культуры к достижению, успеху, к личностной победе приводит к серьезной ломке психики человека.

Из концепции архетипов культуры несколько позже вырастает теория менталитета, успешно разрабатываемая в современной гуманитарной науке. Слово «менталитет» (от лат. mens — образ мыслей) обозначает совокупность установок и предрасположенностей человека, социальной группы, этноса чувствовать, мыслить и поступать определенным образом. Менталитет предполагает не только наличие определенных традиций и норм культуры, он включает и коллективное бессознательное, которое определенным образом влияет на поступки людей и на их понимание действительности. Таким образом, в том числе и благодаря Юнгу бессознательное и неосознанное в индивидуальной и социальной психике стало равноправным объектом научного исследования и сознание стало пониматься как природное и культурное, как чувственное и рациональное, как личностное и коллективное. Такой подход оказался значительно более плодотворным, нежели господствовавшая до того концепция классического рационализма.

Илларион. «Слово о законе и благодати». Митрополит Илларион был сподвижником Киевского князя Ярослава Мудрого (1015-1054), который при Софийском соборе создал кружок «книжников», просветителей, занимающихся разнообразными литературными трудами, по преимуществу переводами византийских авторов.

«Слово о законе и благодати» написано белым стихом в форме церковной проповеди и является образцом торжественного религиозного красноречия. «Слово» состоит из трех частей: в первой части рассказывается о возникновении христианства и его утверждении в борьбе с иудаизмом; во второй части повествуется о распространении христианства на Руси; в третьей части воспеваются князья Владимир и Ярослав. История разделяется на три периода: 1-й - языческий («идольский мрак»); 2-й - иудейский (Моисеев закон); 3-й - христианский (достижение истины).

Воспроизводя историю Руси от первых князей, Илларион не подчеркивает различия по вере язычников Игоря и Святослава и христиан Владимира и Ярослава. Он соединяет их общим служением государству, т.е. главным критерием считает политические качества государей. И тем самым как бы реабилитирует дохристианский период истории, что, вопреки церковным установкам, восстанавливает единство исторического процесса.

Таким образом, в «Слове о законе и благодати» содержится идеологическое обоснование сильной княжеской власти, духовных стимулов спасения и великого будущего русского народа. «Слово о законе и благодати» предшествовало теории «Москва - Третий Рим», обосновавшей роль России как ведущей православной державы, преемницы Рима и Константинополя.

«Поучение Владимира Мономаха» стало своеобразным сводом практической философии. В нем изложены этические принципы поведения людей. Мономах исходит из убеждения, что праведная жизнь любого человека достигается «добрыми делами»: «покаянием», «слезами» и «милостыней».

Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема.

Отражение бывает:

• физическим;

• химическим;

• механическим.

Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии:

• раздраженности;

• чувствительности:

• психического отражения.

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание.Согласно материалистической концепции сознание— этоспособность высокоорганизованной материи отражать материю.

Агностицизм – (отрицание знания), философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма. Термин введен в середине 19 века английским естествоиспытателем Т.Гексли для обозначения того, что не может быть обнаружено непосредственно как предмет чувственного восприятия.

Наоборот, сторонники агностицизма считают, что разум человека не безграничен. Человек, путем наблюдения, опыта, рассуждения может познавать мир, но там, где его чувства и разум уже недостаточны для познания – там лежит граница знания, через которую человек переступить не в состоянии. Предполагается, что человек не может проникнуть в черную дыру, находящуюся в космосе и увидеть, что происходит там. Он может только предполагать и догадываться, выстраивая более или менее приемлемые теории.

I. Истина – адекватное, правильное отражение действительности. Ценность знания определяется мерой его истинности. Достижение истинного знания – сложный и противоречивый процесс. Естественно, что на этом пути возможно получить различные результаты. Исследователь, если речь идет о поиске научной истины, может не только прийти к истинному результату, но и пойти по ошибочному пути, заблуждаться. Поэтому не существует раз и навсегда установленной грани между истиной и заблуждением. Поиск истины – открытый процесс, в нем заложены различные возможности, в том числе и возможности неверных, ошибочных оценок происходящего.

Заблуждение – такие знания, которые не соответствуют сущности познаваемого предмета, но признаются за истинное знание. Это постоянный элемент развития науки. Люди неосознанно принимают этот факт, то есть исходят из эмпирических опытов. Показательный пример заблуждения – Солнце движется вокруг Земли в докоперниковский период.

Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Заблуждения тоже отражают, правда, односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник, так как в любом вымысле содержатся нити реальности.

Причины объективного возникновения заблуждений:

1) Историческая практика, а именно, уровень развития науки того времени, неадекватно воспринятые факты, ошибочная их интерпретация. Зачастую истина становится заблуждением, если не учитываются границы истинности и та или иная истинная концепция распространяется на все сферы реальности. Заблуждение может быть следствием также неверной информации.
2) Свобода выбора в методах исследования. То есть сам предмет навязывает способ, метод исследования, например, инфляцию не будешь изучать с помощью метода чувственного познания.

Заблуждение отличается от лжи тем, что оно носит непреднамеренный характер.

В целом заблуждение – естественный момент познавательного процесса и диалектически связано с истиной. Необходимо считаться с возможностью заблуждений, не преувеличивая и не абсолютизируя их. Преувеличение места заблуждений в познании может привести к скептицизму и релятивизму. Выдающийся отечественный физик, лауреат Нобелевской премии П.Л.Капица заметил: «...ошибки – диалектический способ поиска истины. Никогда не надо преувеличивать их вред и уменьшать их пользу».

Поэтому истине противостоит не столько заблуждение, сколько ложь как преднамеренное возведение в ранг истины.

Как показала практика человечества, заблуждение - это неотъемлемый элемент поиска истины. Пока один откроет истину, сто пребудут в заблуждении. И в этом смысле заблуждение представляет собой нежелательные, но правомерные издержки на пути к достижению истины.

II.Научное познание по своей сути невозможно без столкновений различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.

билет. Философия как наука и мировоззрение. Основные проблемы философии и ее структура.

 

Слово философия впервые произнес великий мыслитель ДР. Греции – Пифагор. Термин «философия» имеет греческое происхождение от сл. «филео» - люблю и «софия» - мудрость, и буквально означает, любовь к мудрости. Но более точно переводится по смыслу как «стремление к истине»

Термин “философия” обычно употребляется в трех значениях:
1) это одна из форм мировоззрения;
2) это особая наука со своим предметом исследования;
3)это особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности.

Философия – это форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Как любая наука, она имеет свой собственный объект и предмет исследования, свои философские категории, свой основной вопрос, свою структуру, функции и методы исследования. Она находится в тесной взаимосвязи с другими науками – социальными, гуманитарными, естественными, техническими. Философия выступает в качестве методологической основы для других наук, разрабатывая всеобщие, универсальные методы научного познания, применимые во всех науках; в свою очередь, она использует эмпирический материал других наук для подтверждения или опровержения тех или иных философских гипотез, концепций, предположений. Она берет научные знания в самом общем виде, интегрирует их и на этой основе строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.д.

Философия является одной из форм мировоззрения, составляющей его теоретический уровень. Ей предшествовали дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия.

Философия как система знаний имеет свою собственную структуру. Ее структурными элементами являются философские учения, рассматривающие какую-либо одну сторону материального и духовного мира. В качестве составных частей философии как науки выделяются история философии и теория философии, которая включает в себя онтологию – учение о бытии;социальную философию – учение об обществе; диалектику – учение о всеобщей связи и развитии предметов, явлений и процессов материального мира; гносеологию или эпистемологию – теорию познания; философскую антропологию – учение о человеке; аксиологию – учение о ценностях; праксеологию – учение об общественной практике; методологию – учение о методах. Возможно выделение и других составных частей в структуре философского знания. В частности, в некоторых случаях в качестве составной части философской теории выделяется натурфилософия, или философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматри­ваемой в ее целостности.

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим и материалисти­ческим, религиозным или атеистическим.

Можно выделить следующие структурные компоненты мировоззрения:
1)это устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире;
2)оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;
3) целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Таким образом, суть философского мировоззрения составляет мир, состоящий как бы из трех “царств”: действительности, ценности и смысла.

Далее, в философии есть круг основных ее проблем. Это, прежде всего проблемы бытия, сознания, жизни и смерти, бессмертия, смысла жизни, свободы, счастья и.т.д. Итак, необходимо определить специфику особенностей. Это, прежде всего знания – биполярные т.е. фил-ию не интересует мир сам по себе, а только в контексте человеческой жизнедеятельности, отношение 2-х полюсов – «человек и мир».

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...