Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет. Философия представителей российского марксизма: Г.В.Плеханов, В.И.Ленин.

Г. В. Плеханов обосновывал и популяризировал учение марксизма, разрабатывал и конкретизировал его отдельные вопросы, особенно в области социальной философии: о роли народных масс и личности в истории, о взаимодействии базиса и надстройки, о роли идеологии и т.д. Он считал, что ключ к раскрытию существа социальных явлений нужно искать не в природе отдельных индивидов, а в тех отношениях, в которые они вступают в процессе производства. По его мнению, существуют два типа производственных отношений: технические («непосредственные отношения производителей в процессе производства»), не носящие классового характера, и «имущественные», которые в классовом обществе имеют классовый характер. Это дало ему основание определять государство не как особый аппарат насилия, а как целое надклассовое образование, возникновение которого может быть в весьма значительной степени объяснено непосредственным влиянием нужд общественно-производительного процесса.

В. И. Ленин выдвинул положение о субъективной стороне истины и объективном ее содержании. Истина, писал он, это такое содержание наших представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества (следовательно, не зависит оно по содержанию и от классов, т.е. истина надклассова и надисторична)В. И. Ленин сформулировал также положение об истине как процессе (при анализе истины в качестве теории): он показал, как соотносятся между собой абсолютная и относительная истины, как из одной относительной истины вырастает другая, более полная.

Билет. Философское учение о бытии. Основные формы бытия.

Онтология (от греческого) – учение о существующем, бытии вообще. В качестве самостоятельного раздела философии ее ввел Х. Вольф (1730 г.). Здесь изучается: бытие-небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время, качество, количество, мера, первоэлементы (элементарные частицы). Цель ‑ поиск начала (начал), объединяющего(их) все вещи. Относительно каждой вещи прежде всего выясняется: что или кто это, где оно, когда, почему и откуда?

Онтология выступает средством создания «картины мира»:

1)религиозная(бог и человек),
2)философская(это есть совокупность обобществленных системно-организованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека),
3)научная(1.частная научная картина мира,2.общ.научная картина мира(концепции современного естествознания)).

Осмысление картины мира в философии осуществляет его в разделе онтология. Происходит это с помощью предельно-общих понятий.

Категория:

Бытие – небытие
Нечто – ничто

Субстанция – это единая первооснова мира, проявляющаяся во множестве предметов. Это то, что в своем существовании ни в чем кроме себя самой не нуждается:

Нечто(идеальное) или нечто(материальное) и все это – монизм(учение о том, что бытие имеет одно начало – идею или материю), дуализм(учение, признающее равноправие двух первоначал бытия: духа и материи), плюрализм(учение о том,что бытие имеет множество начал).

Основные формы бытия:

1) бытие материального(бытие природы, бытие второй природы),
2)бытие социального,
3)бытие виртуального,
4)бытие человеческого,
5)бытие идеального.

При более детальной классификации выделяют следующие формы бытия:

1) бытие вещей, естественных процессов и состояний (онтология природы или первой природы),
2) бытие человеческих произведений, духовных и материальных (онтология культуры или второй природы),
3) индивидуальное бытие человека (онтология человека или антропология),
4) бытие социальное (онтология общества или социальная онтология).

В структуре философского знания онтология как учение о бытии занимает ведущее место среди всех ее разделов. И это не случайно, поскольку от выяснения смысла категории бытия непосредственно зависит жизненно – ориентирующая направленность любой философии, ее способность разрешения перманентно волнующей человека проблемы соотношения времени и вечности и, в конечном счете, возможности преодоления небытия, т.е. конечности собственной жизни. Древнегреческой онтологии по пути синтеза осуществляется Платоном. Бытие – это мир идей как самостоятельных духовных сущностей. Идеи вечны, неделимы, неизменны и в тоже время – это причины и цели стремления мира чувственных вещей, где все временно, преходяще, возникает, изменяется и исчезает. Вещи здесь существуют благодаря причастности к сверхчувственным идеям (эйдосам) как своим первообразам. Вещь получается несовершенной копией, бледной тенью идеи – сущности, т.е. бытием задаются формы проявления вещественного мира. Однако для существования чувственно воспринимаемого мира недостаточно лишь бытия, наряду с последним его необходимым источником служит материя – некое бесформенное, пассивное, пластичное начало, чистая возможность чего-то, тождественная небытию. Потенции этой первоматерии в соответствии с идеями-образцами реализуются в вещественные формы. Таким образом, чувственный мир порождается как единство бытия (идей) и небытия (материи). Сами умопостигаемые идеи, будучи самодостаточными, субстанциальными единицами бытия, иерархически организованы. Источник их организации, конечно, должен находится вне бытия, это некое особое непостижимое сверхбытие – единое, оно же высшее благо, к которому все стремится и потому выступает условием всякого бытия.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...