Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет. Диалектика и метафизика. Основные принципы диалектики. Законы диалектики.

Мир, в котором мы живем, можно рассматривать как устойчивый и неизменный. в котором все движется по кругу (все возвращается на круги своя), а изменения происходят путем простого увеличения или уменьшения частей. Такой взгляд подсказывает нам обыденный опыт, да и жить в мире, в котором мы зафиксировали устойчивое, неизменное состояние, значительно проще и безопаснее. В философии подобное представление о характере происходящих в мире изменений получило название метафизика. Метафизический взгляд на движение и изменение в мире характерен для тех эпох, когда наука еще может изучать лишь отдельные, разрозненные состояния вещества и не в состоянии рассмотреть свой предмет в развитии.

Термин метафизика имеет и другое значение, о котором необходимо сказать, чтобы не попадать в ситуацию непонимания. Этот термин впервые был применен Аристотелем как синоним философии, точнее как обозначение учения о сущем, о первоначалах. Очевидно, что они должны быть неизменными и вечными, в противном случае наш мир просто не мог бы существовать в каком-то сколь-нибудь устойчивом состоянии. Это онтологическое понимание метафизики. Метафизика может пониматься и в гносеологическом смысле, когда речь идет о методах познания, ориентированных на исследование устойчивых состояний. Наконец, термин метафизика может быть применен к логикенашего мышления. В этом случае он будет фактически совпадать с традиционной логикой Аристотеля, запрещающей противоречия в нашем мышлении.

Есть и другое представление о мире. Его афористично выразил Гераклит задолго до Аристотеля: «все течет, все изменяется», «в одну реку нельзя войти дважды». Действительно, в мире постоянно происходят те или иные изменения, но дело даже не в этом, ведь изменения признает и фиксирует и метафизика. Главное, что мир развивается, что одни состояния заменяются другими, что появляется новое, никогда не существовавшее качество. В чем источник такого развития, как объяснить его механизм, в каком направлении оно идет – эти вопросы поднимает противоположное метафизике философское направление – диалектика.

Диалектика – философское учение о всеобщей связи и развитии. В варианте Гераклита это стихийное, ничем не доказанное ощущение всеобщей связи – объективной диалектики. Почти одновременно с этим появляются контуры субъективной диалектики, диалектики мышления или логики. Ее родоначальником стал Сократ. Мы знаем о нем и его методе достижения истины через обнаружение противоречий в высказываниях противника из «Диалогов» Платона. Свою диалектику Сократ называл повивальной бабкой обнаружения истины. Он настолько преуспел в таком методе, что до сих пор его диалоги с учениками являются непревзойденным искусством рассуждения.

Развернутая теория диалектики была разработана значительно позднее. Ее автором стал Гегель. Он сформулировал три основных закона диалектики, которые позволяют понять весь процесс развития. На вопрос об источнике развития отвечает закон единства и борьбы противоположностей: именно сосуществующие внутренние противоположности, которые в определенный момент достигают стадии противоречия, являются этим источником.

На стадии разрешения противоречия, когда нарушена мера соотношения количества определенного качества, происходит скачек к новому качественному состоянию. Он может быть как революционным, так и эволюционным, относительно медленным и менее болезненным. Этот механизм развитияраскрывается при помощи закона перехода количественных изменений в качественные. Новое качественное состояние не является абсолютным отрицанием старого, ведь сохранена одна из сторон противоречивого единства старого качества. Поэтому развитие не представляет собой прямолинейного движения вперед, а происходит по спирали, на каждом новом витке которого есть точка возврата к «якобы старому». Направленность развития раскрывается в законе отрицания отрицания. Нельзя сказать, чтобы это была единственная теория развития. В современной философии существуют и другие варианты объяснения этого процесса, связанные, в частности, с синергетикой. Однако в стройности и завершенности ей не откажешь. Главная заслуга состоит в том, что теперь нет необходимости прибегать к идее внешнего толчка, поскольку источник движения находится внутри.

Диалектика Гегеля носит идеалистический характер. Развитие в ней принадлежит лишь абсолютной идее. Материя же, по сложившейся идеалистической традиции, остается косной и неподвижной. Интересно, что в ходе построения своей системы, при всей ее стройности, Гегель пришел к явному противоречию. Для диалектики процесс развития постоянен, «для нее нет ничего святого», все подвержено преобразованию и исчезновению. В то же время Гегель стремится построить законченную идеалистическую систему, то есть достичь определенного законченного ее состояния. Система и метод Гегеля приходят таким образом к противоречию: диалектика указывает: законченных, совершенных систем нет, а абсолютная идея по определению таким совершенством является.

Материалистический вариант диалектики разработал ученик Гегеля Маркс. Он попытался осмыслить социальную реальность, найти ключ к изменениям, происходящим в обществе и использовать его для создания теории переустройства общества. Так появились теория общественно-экономических формаций и теория социальной, в частности, социалистической революции.

Основные законы диалектики в философии следующие:
1. Борьбы, а также единства противоположностей. Суть его заключается в том, что в основе всего лежат два противоположных начала. Эти начала находятся между собой в постоянном конфликте. При этом, их природа остается единой. В качестве примера можно назвать день и ночь, тепло и холод. Их борьба становится внутренним источником энергии, движения и развития. Важно отметить, что борьба может происходить по-разному. Речь о том, что она может быть выгодна сразу обеим сторонам, одна из сторон всегда побеждает, а вторая выступает только лишь раздражителем, борьба может идти до полного уничтожения какой-либо стороны. Также возможен нейтралитет, солидарность, содействие, мутуализм

2. Перехода количественных изменений в изменения качественные. Здесь вся суть в том, что качество – это определенная стабильная система каких-то характеристик, тождественных бытию. Под количеством же понимаются исчерпываемые параметры явлений или предметов. Также вводится такое понятие, как мера, то есть единство качества и количества. Данный закон основан на том, что при изменении количества непременно изменится и качество. Изменения эти не вечны – рано или поздно можно будет наблюдать изменение меры. Иначе говоря, изменения произойдут в самой системе координат. Точка изменения – узел. Привести пример таких изменений можно следующий: постепенный нагрев воды приводит к увеличению ее температуры. Сто градусов по Цельсию – это узел. После достижения данной отметки вода начнет испаряться. Установлено, что изменения по данному закону происходят резко либо совершенно незаметно. В качестве примера последнего можно назвать эволюционное развитие.
3. Отрицание отрицания. Суть в том, что новое существует лишь до тех пор, пока не станет старым и его не заменит нечто более новое, которое будет существовать до тех пор, пока само не превратится в старое. В качестве примера можно назвать смену исторических формаций, смену вкусов и направлений в культуре, эволюцию рода.

Данный закон основан на том, что развитие идет по спирали, а не по линии, то есть повторяется одно и то же, но на разных уровнях. Важно понимать, что развитие может быть как нисходящим, так и восходящим.

26 билет. Категории диалектики: сущность и явление; содержание и форма; система, элемент, структура;

Сущность и явление.

Явление можно определить как внешнюю, а сущность – как скрытую глубинную сторону действительности. Сущность следует характеризовать как важнейшее, основное, необходимое и характерное в действительности, скрытое под явлением, или, точнее, в явлении.

Категории явлений и сущности – весьма сложные понятия, включающие в себя стороны и моменты действительности, отображенные рядом других категорий. Сущность – прежде всего общее, а явление – целостная совокупность единичных. Для сущности характерна, прежде всего, необходимость, в явлении бросается в глаза случайность. Однако явление имеет также общие черты (например, внешнее сходство вещей), а сущности не сводятся к общему, они включают также особенное и единичное, индивидуальное, но – существенно особенное и индивидуальное. Сущность – это наиболее важное, основное, глубинное, определяющее в общем, особенном и единичном, явление – их непосредственное, внешнее выражение.

Явление несет в себе сущность и некоторое свое, специфическое содержание. Явление поэтому никогда полностью не совпадает с сущностью и искажает её. Искажая сущность, явление выступает как видимость. Однако это искажение относительно, т.к. в конечном счете, явление адекватно выражает сущность. Видимость, в конечном счете, оттеняет, подчеркивает истинную сущность вещей.

Познание и практическое освоение мира идет от явления к сущностям все более глубоких уровней или порядков. Познавая все более глубокие уровни сущности мира, человек познает и соответствующие им уровни собственной сущности, постигает смысл своего существования

Форма и содержание

Содержание – это элементы, из которых состоит вещь, форма – это совокупность связей между ними, или, иначе, организация или структура вещи. Различие формы и содержания относительно. Материальный мир – это предметный мир, поэтому наиболее четкое различение формы и содержания осуществлено по отношению к вещам. Так, производственные отношения могут рассматриваться как элементы содержания, а политические отношения – как их организация или форма.

Диалектико-материалистическая концепция содержания и формы включает следующие важнейшие моменты. Содержание и форма находятся в единстве, определяющую роль в котором играет содержание. Определяемая содержанием, форма находится в соответствии с ним. При этом содержание может быть выражено в некотором многообразии форм. Многообразие форм всегда связано с многообразием содержания, постоянным в этом многообразии является не содержание, а наиболее общая сущность вещи.

Определяемая содержанием, форма обладает относительной самостоятельностью и активностью. Источником этой относительной самостоятельности является то, что связи между элементами зависят не только от природы элемента, вступающего в связь, но и от природы других элементов, от совокупной природы элементов содержания, благодаря чему форма приобретает некоторую независимость и активность.

В процессе развития содержание и форма находятся в сложном взаимодействии, в котором содержание играет определяющую роль. При этом форма никогда полностью не соответствует содержанию, она всегда в той или иной мере отстает от него, является более консервативной, чем содержание. Противоречие между формой и содержанием периодически разрешается путем приведения формы в большее соответствие содержанию, однако никогда не может быть преодолено полностью. В конечном счете, противоречие между формой и содержанием, по мере исчерпания возможностей развития, заложенных в наличном содержании и форме, приходит к резкому обострению, конфликту, который разрешается посредством скачка – сбрасывания старой формы и переделки содержания.

Категории СИСТЕМА, СТРУКТУРА, ЭЛЕМЕНТ

Данными категориями предмет характеризуется со стороны своей организации.

Категорией системав предмете подчеркивается, что его действительность характеризуется целостностью, единством элементов, прочными внутренними связями между ними. Предмет может представлять собой множество систем, в каждой из которой есть свои элементы.

Элемент существует в рамках одной конкретной системы как ее атомарный компонент, символизирующий предел его делимости.

Структура – способ взаимосвязи между элементами системы.

В категориальном ряду система – структура – элемент категория элемент противоположна категориям система и структура. Элемент и система противоположны как субстраты, различающиеся по уровню организации и по субстратным свойствам (исходные свойства элементов отличны от интегральных свойств системы). Элементи структура противоположны как субстрат и отношение между субстратами. Противоположность элементов и структуры указывает на два пути развития системы: 1) изменение ее элементов; 2) изменение ее структуры.

Анализ действительности сквозь призму категорий система, структура, элемент позволил сделать вывод о системности мира. Согласно принципу системности,объективная реальность представляет собой многообразие систем, элементы которых также являются системами. Принцип системности ориентирует познание на получение системного, а не фрагментарного знания о мире

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...