Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Община духоборов с. Архангельское Чернского района Тульской области

Община духоборов с. Архангельское Чернского района Тульской области представляет собой уникальное культурное явление. Члены общины сохраняют идущие из прошлого фольклорные традиции (в частности песенную), которые необходимо серьезно изучать. Изоляция духоборов, с одной стороны, способствует своеобразной «консервации» древних традиций. С другой стороны, она ограничивает выход ценных с этической точки зрения идей, уникального фольклорного наследия за пределы общины. В настоящее время стоит проблема сохранения духоборческой культуры, так как молодое поколение духоборов постепенно отходит от традиций прадедов. Многие произведения уже не передаются из уст в уста, от старших к младшим, сохраняются только в памяти пожилых людей и умирают вместе с ними. Все меньшее число фольклорных жанров остается в живом бытовании.

Наши исследования культуры духоборов проводились в 2007, 2008 и 2009 году. Информантами были члены духоборческой общины с. Архангельское Чернского района: Батурина Пелагея Федоровна, Сухорукова Татьяна Федоровна, Елецкая Екатерина Ивановна, Маркина Дарья Петровна, Кинякин Алексей Михайлович, Плотников Федор Федорович.

В ходе исследования были получены следующие результаты и сделаны следующие выводы:

1) возникновение духоборческого движения относится к XIV-XV вв.; духоборы отвергали православные обряды и таинства, ставили под сомнение их святой дух, за что и получили соответствующее название. Позднее слово «духобор» приобрело иное значение: человек, который Святым Духом борется против людских немощей и греха.

На протяжении веков духоборы подвергались гонениям со стороны государства и церкви: первый раз в 1793-1794 гг., затем в 1797-1800-гг. В 1802 г. указом царя Александра I всем духоборам было предписано переселиться в Мелитопольский уезд Таврической губернии на реку Молочную. В 1839 г. по приказу царя Николая I духоборы были выселены в Закавказские провинции (духоборы изучаемой нами общины жили в Джавахетии). В 1899 г. произошло переселение части духоборов в Канаду, где они проживают до настоящего времени. Некоторые из них вернулись в Россию.

Истории духоборческого движения посвящены книги, написанные самими духоборами «Не в силе Бог, а в правде» Г. Веригина, «Труд и мирная жизнь: история духоборцев без маски» С.Ф. Рыбина, «Страна духобория» А. Беженцевой, монография О. Новицкого «Духоборцы». Список печатных статей можно найти в «Указателе статей о расколе и сектах», изданном Священным Синодом в 1890-1892 гг. Список литературы, посвященной духоборам, помещен в книге О.Н. Прокопец «Культура духоборов и молокан как новое художественное явление в Тульском крае».

2) нами составлено описание духоборческого женского праздничного костюма: рубаха с вышивкой-оберегом по подолу, кофточка-бубешка, корсет (аналог душегреи: безрукавка из плотной стеганой ткани с яркой вышивкой (цветочный орнамент) на левой и правой полочках), юбка, по подолу украшенная вышивкой, занавеска (фартук) с вышивкой и кружевами, шапочка с аппликацией-цветком из разноцветных (красных, розовых и зеленых) лоскутов круглой формы, белый платок с вышивкой, надеваемый поверх шапочки. Шапочка как элемент костюма была заимствована духоборцами у мордвы и чувашей. Детали шапочки духоборы наделили символическим значением: черная основа – земля, куполообразное навершие – небо, аппликация из цветных лоскутов («пучок») – цветение жизни. Другое толкование элементов шапочки дает О.Н. Прокопец: «Нижняя [ленточка] из черного плиса означает печальную судьбу духоборов, их переселения, которые рассматривались как ссылка, печальная дорога. Выше черного плиса пришит «позумент» - золотая лента, но она не соединяется кольцом по шапочке, а как бы обрывается, означая неоконченную судьбу. Золотой цвет – цвет радости, он символ светлой жизни». Духоборы нашили ее в знак того, что жизнь стала лучше, и назвали «белой дорогой». Особое символическое значение отмечает О.Н. Прокопец и у «пучка», нашиваемого на шапочку: чем больше слоев ткани составляют аппликацию, тем счастливее жизнь была у обладательницы шапочки [Прокопец, 2000, с. 6-7].

3) свадебный обряд у духоборов включал следующие элементы: «хождение за словом» (родители невесты давали сватам слово, что отдадут дочь замуж), «добречасы» (молодые и их родственники решали, когда будет сговор), сговор (жених и невеста обменивались подарками: она могла подарить ему носовик (платок), он ей – ручные часики), вечер накануне свадьбы (группа молодых людей шла к жениху и прятала вещи, «чтобы цыгане не унесли»), день свадьбы (венчания не было, т.к. духоборы вышли из православия и отвергают многие религиозные обряды; в этот день устраивали застолья, причем обедали у невесты, ужинали у жениха; на обеде молодых благословляли и одаривали, дарители должны были выпивать по рюмке, жених и невеста только пригубляли, обменивались рюмками, снова пригубляли и целовались по-голубиному (три раза наискосок), затем отдавали поклон, в конце дарения благодарили гостей за то, что они пили за подарки; невесту переодевали из светлой одежды в более яркую, затем начинался обряд прощания: самые близкие родственники невесты становились полукругом, песенницы пели грустные песни, невеста подходила к отцу и матери, целовала их, просила прощения за то, что покидает родной дом, жених тоже подходил к ним и целовал три раза, затем жених и невеста отдавали им поясной поклон и переходили к следующему родственнику; после прощания к дому подъезжала украшенная повозка, молодые шли к ней, за ними несли постель и сундук невесты с приданым, который жених должен был выкупить, позади шли песенницы; в доме жениха все обрядовые действа повторялись), «похмел» или «похмель» (второй день свадьбы, в который происходили те же события, но наоборот: обед у жениха, ужин у невесты; подарки дарят молодые; в этот день в доме у невесты «тушили пожар»: жгли костер, а потом затаптывали, говоря, что «свадьба сгорела»; одежда у невесты в этот день была уже более темной), третий день (благодарили тех, кто готовил и обслуживал застолья).

Обряд проводов в армию проходил следующим образом: устраивался прощальный обед, затем в сиротском доме (так назывался дом, где собирали деньги для помощи нуждающимся) «отдавали земные поклоны», затем с гармонью шли по селу в сопровождении дружек и провожающих. К процессии присоединялось все больше и больше людей. Провожали за село. Там новобранцы кланялись всем в ноги и просили прощения у родных.

4) можно отметить наличие у духоборов своих оригинальных пословиц и поговорок, в которых используются украинизмы и грузинские слова, поскольку члены общины некоторое время жили на Украине, а затем на Кавказе: «Бей камнём и тикай на лиман», «Поехал на базар, за бешкеш продал пуд ячменя» (за бесценок), «зурна села» (о болтуне, когда хотят, чтобы он замолчал).

Специфической формой фольклора духоборов являются псалмы, которые могут читаться или петься (в традиционном русском фольклоре аналогичной формой являются духовные стихи). «В псалмах духоборы отразили свое философско-религиозное представление о Боге, космосе, человеке, - пишет О.Н. Прокопец. – Они не записывались ими, а хранились в памяти и передавались из поколения в поколение» [Прокопец, 2000, с. 9-10]. Такую коллективную память духоборы называли «Животной книгой», «Живой книгой», «Книгой жизни». В 1899 г. В.Д. Бонч-Бруевич записал, а в 1906 г. издал в Петербурге записанные им духоборческие псалмы, также они были записаны и изданы на русском языке в Канаде в конце ХХ века.

По композиции читаемые духоборческие псалмы могут представлять собой ряд вопросов и ответов, например: «Познаете ли вы Бога единого, всемогущего? – Познаем Бога единого, создавшего все, ему единому покланяемся». Текст произносится речитативом, с сохранением определенного ритма.

«Музыкальные» псалмы могут быть соотнесены с тем или иным христианским праздником или временным периодом в христианском календаре. Так, на страстной неделе духоборы поют псалом «На страшной неделе», в котором описываются события, происходившие накануне Пасхи: «А в четверг Его поймали», «А в пятницу распинали», «А в субботу хоронили», «В воскресенье Христос Воскрес».

Также духоборы с удовольствием исполняют лирические обрядовые (например, свадебные) и необрядовые песни: «Растеть-цвятеть та чюрешенкя…», «Соловей кукушку уговаривал…», «Выходили девки на бугор…», «Словно тополь у края села…». В них используются характерные для традиционного русского фольклора прием психологического параллелизма, метафоры, олицетворения, постоянные эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Итак, культура общины духоборов села Архангельское Чернского района Тульской области чрезвычайно богата и ценна. Ее необходимо изучать и сохранять.

Результаты исследования могут быть использованы в качестве материала для написания работ, посвященных фольклорным традициям, сохраняющимся на территории Тульского края; для подготовки к урокам, лекциям, семинарам по устному народному творчеству, на которых предполагается введение регионального компонента.

 

Примечания

  1. Прокопец О.Н. Культура духоборов и молокан как новое художественное явление в Тульском крае. – Тула, 2000.

 

Пособия по собиранию фольклора

  1. Актуальные проблемы полевой фольклористики. – М., 2002.
  2. Актуальные проблемы полевой фольклористики. Выпуск 2. – М., 2003.
  3. Балашов Д.М. Как собирать фольклор (руководство по сбору произведений устного народного творчества). – М., 1971.
  4. Гусев В.Е. Методика полевых исследований современного фольклора. – В кн.: Русский фольклор. – М.-Л., 1964. Т. 9.
  5. Завгарова Ф.Х., Батталова А.Д. Фольклорная практика. - Казань, 2009.
  6. Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество: Учебно-методическое пособие. – М., 2005.
  7. Круглов Ю.Г. Фольклорная практика: Учеб. пособие для студентов. – М., 1986.
  8. Методические указания по собиранию русского фольклора. – М., 1994.
  9. Морохин В.Н. Методика собирания фольклорных произведений. – Горький, 1968.
  10. Морохин В.Н. Методика собирания фольклора. – М., 1990.
  11. Новикова А.М. Как записывать фольклор. – В кн.: Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Под ред. А.М. Новиковой. – М., 1978.
  12. О проведении фольклорной практики на филологических факультетах педагогических институтов / Сост. И.Е. Карпухин, К.Е. Корепова, Ю.Г. Круглов и др. – М., 1980.
  13. Померанцева Э.В. Как собирать фольклор. – В кн.: Богатырев П.Г., Гусев В.Е. и др. Русское народное творчество. – М., 1966.
  14. Программа для комплексных фольклорных экспедиций / Отв. ред. В.Е. Гусев. – М., 1971.
  15. Пухова Т.Ф. Полевая фольклорная практика: Учебное пособие. – Воронеж, 2005.
  16. Специальные программы и вопросники (Проблемы полевой фольклористики. Вып. 3). – Ульяновск, 1998.
  17. Традиционная народная культура русских. Сборник программ и вопросников для этнографических исследований // Рязан.обл.науч.-метод. центр нар.творчества. – Рязань, 1997.
  18. Савушкина Н.И. О собирании фольклора. – М., 1974.
  19. Селиванов Ф.М. Студенческая фольклорная практика. – М., 1982.
  20. Чистов К.В. Современное народное творчество, его собирание и изучение. – М., 1963.
  21. Шумов К. Методические рекомендации по сбору и архивному хранению фольклорных материалов / Пермский обл.творч.центр. – Пермь, 1994.

 

 

Издания, содержащие информацию о тульском фольклоре

  1. Афремов И. Историческое обозрение Тульской губернии. – М., 1850. – Ч. 1.
  2. Глаголева О.Е. Русская провинциальная старина. – Тула, 1993.
  3. Забылин М.М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М., 2007.
  4. Зеленецкий А.Г. Город Чернь и его уезд. – Тула, 2007.
  5. «Как под яблонькой такой»: Материалы фольклорно-этнографической экспедиции 2003 года в Богородицкий район Тульской области. – М., 2004.
  6. Левшин В.А. Топографическое описание Тульской губернии. 1803 год. – Тула, 2006.
  7. Логунов А.А. Сказки Иван-озера. – Новомосковск, 1999.
  8. Майорова Т.В. Топонимические предания в «Приходах и церквях Тульской епархии» (1985). - Тула, 2010.
  9. Новикова А.М., Пушкина С.И. Свадебные песни Тульской области. – Тула, 1981.
  10. Новикова А.М., Пушкина С.И. Традиционные бытовые песни Тульской области. – Тула, 1989.

11. Песни Ясной Поляны в записи Б.Ф. Смирнова – М., 1986.

12. Приокские народные песни. – М., 1970.

13. Прокопец О.Н. Веселье и труд – рядом идут: о традиционных занятиях и народных праздниках Чернского края. – Чернь, 1994.

14. Прокопец О.Н. Традиционный мир детства: исследования и педагогические технологии: на материалах Тульской области. – Тула, 1998.

15. Прокопец О.Н. Традиционная культура Тульского края. – М., 1998.

16. Прокопец О.Н. Художественная культура Тульского края. – Тула, 2000.

17. Прокопец О.Н. Культура духоборов и молокан как новое художественное явление в Тульском крае. – Тула, 2000.

18. Сахаров, И.П. Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. – Тула, 2000.

  1. Тульская область. Одоевский край: очерки прошлого и настоящего. – М., 2007.
  2. Тульские древности. Энциклопедический словарь-справочник. – Тула, 1995.
  3. Хворов Н.А. Народные обычаи и обряды Троицкого праздничного комплекса. – Тула, 2005.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...