Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСТРУКЦИОНИСТСКОГО ПОДХОДА

 

Отказ от рекомендации организациям адаптироваться к своему окружению. Руководители компаний отрасли не могут лишь отслеживать тенденции; именно их действия и создают тенденции. Так, если каждая фирма стре­мится воспользоваться новой возможностью, возможность исчезает... Факты никогда не говорят за себя. Если кажется, что факт «безмолвно свидетельствует», то только потому, что наблюдатели случайно загово­рили об одном и том же...

Пересмотр ограничений, возможностей, угроз. Менеджеры сталкиваются со всевозможными неоднозначными ситуациями, событиями, обстоятель­ствами... [Они], желая разобраться в этих ситуациях, прежде всего, долж­ны обращать внимание на себя и свою деятельность и бездеятельность, а не на внешнее окружение.

Пересмотр роли стратегических руководителей. Согласно интрепретативной точке зрения, задача стратега— использование творческих подхо­дов, его работа сродни искусству... Стратегический менеджер должен по­буждать сотрудников организации к достижению высоких целей...

Управленческий анализ. ...Их собственные действия и деятельность других лю­дей создают организацию и ее "окружение». Ввиду такой последователь­ности управленческий анализ имеет существенно более важное значение, чем анализ внешней среды. Управленческий анализ предполагает исследо­вание допущений, на которых основываются действия менеджеров и необхо­димость повышения способностей менеджеров к саморефлексии...

Создание контекста. Ответы на вопросы из разряда »Кто мы?, "Что для нас важно?", «Чем мы занимаемся?" создают почву для формулирования стратегии...

Активизирование мультиплицирующих реальностей... Размышляя над всем известными фактами, преуспевающие стратеги переживали настоящие озарения (например, Рей Крок придумал сеть ресторанов гамбургеров)..-Думая над самыми прозаическими вещами, они находят что-то новое и вскоре без этого уже трудно представить жизнь.

Эксперименты и опыты. В каждой отрасли множество ограничений: «Это можно делать, а этого делать не следует». Установленные ограничения следует периодически подвергать проверке... Мудрость организации в том числе и в том, чтобы отказываться от старых правил...

 

 

ШКОЛА ОБУЧЕНИЯ

Построение стратегии как

ОБУЧАЮЩИЙ ПРОЦЕСС

 

 

 

Е

сли мир стратегии в соответствии с буквально «перечеркивающими» предписания школ дизайна, планирования и позиционирования воззрениями когнитивной школы, действительно настолько сложен, то что остается стра­тегам? Наша шестая школа предлагает свой ответ: учиться, учиться и учиться...

Мысль довольно простая, но ее воплощение на практике — другой вопрос, по сути чрезвычайно сложный. Согласно школе обучения, стратегии возникают тогда, когда люди — действуя иногда индивидуально, но чаще коллективно — приходят к изучению складывающейся ситуации и способностей организации справиться с нею и, в конечном счете, к действенной схеме поведения. Или, как сформулиро­вал Р. Лапьер, стратегический менеджмент «уже не является только контролем над изменениями, а превращается в управление, воздействующее с помощью измене­ний» (Lapieire, 1980).

Толчком к «оформлению» школы обучения послужила в некотором роде пуб­ликация провокативной статьи Чарльза Линдблома «Наука продираться сквозь неразбериху» {Lindblom, 1959). В ней автор аргументирует свою позицию, в соот­ветствии с которой формирование политического курса (правительства) является не четким, организованным и контролируемым процессом, а весьма хаотичным, ибо политики пытаются совладать с миром, который, как известно, слишком сло­жен для них. Заявления Ч. Линдблома, по-видимому, нанесли сильнейший удар, но всем принципам «рационального» менеджмента. Они затронули самую чувстви­тельную струну, ибо автор описал типичную схему действий, характерную не толь­ко для правительственных чиновников, но и прекрасно знакомую представителям мира бизнеса.

Следом за статьей Ч. Линдблома появился ряд интересных публикаций на туже тему, и в частности статья Г. Рэппа «Хорошие менеджеры не принимают политичес­ких решений* (Wrapp, 1967). Но, как нам представляется, «прорвала плотину» кш|Га Дж. Куинна «Стратегия перемен: логический инкрементализм» (Quinn, 1980)-И вслед за ней хлынул непрерывный поток работ, который впоследствии влился в основное русло публикаций о стратегическом управлении (или в итоге образовал свое новое направление).

В то время как критически настроенные представители школ стратегии ставили под сомнение лишь отдельные аспекты «рациональных» традиций школ дизайн планирования и позиционирования, школа обучения обрушилась на них открыто и мощно, критикуя буквально все их основные положения. Повсеместно разгорелись жаркие дискуссии, дебаты, продолжающиеся и по сей день. Кто выступает реальным архитектором стратегии и где в организации на самом деле происходит её разработка? Насколько это по-настоящему продуманный и сознательный процесс. Или деление на формулирование и внедрение есть нечто неприкосновенное? Что бы остановить поток подобных вопросов, школа обучения предложила воспринимать традиционные представления о формулировании стратегии как простую фантазию, которая, конечно же, очень привлекательна для многих менеджеров, но абсолютно не соответствует реальным организационным процессам.

Формирование против формулирования

 

Ключевым моментом школы обучения является то, что она основывается не столько а предписаниях, сколько на описаниях. Сторонники этой школы не устают задавать простой, но чрезвычайно важный вопрос: а как на самом деле формируются организа­ционные стратегии? Не как они формулируются, а как они формируются?

Уолтер Кичел (Kiechel, 1984:8), автор многих статей на тему стратегий в журна­ле «fortune», однажды указал на тот факт, что только 10 % сформулированных стра­тегий действительно реализуются на практике (цифра, которую Том Питерс назвал «чрезмерно раздутой») Высшее руководство корпораций откликнулось незамед­лительно: были предприняты колоссальные усилия по «наведению порядка» по вне­дрению стратегии в жизнь. Новое поколение консультантов сосредоточило усилия на развитии «культуры менеджмента», или «усилении систем контроля». Было объявлено, что наконец-то пришло время отказаться от мишуры блестящих форму­лировок.

Как правило, в случаях фиаско стратегий теоретики обвиняли во всем исполни­телей: «Если бы только вы, недоумки, разобрались в наших прекрасных планах...» Но если бы «недоумки» были достаточно умны, то они бы ответили: «Если вы такие умные, то почему вы не сформулировали такую стратегию, которую мы, дурачки, были бы в состоянии внедрить?» Короче говоря, каждая неудача при реализации яратегии является, по определению, ошибкой формулирования. Но на самом деле проблема может выходить далеко за рамки такой постановки вопроса: само разгра­ничение формулирования и внедрения разрывает связь между мыслями и дей­ствиями. Быть может, следует просто поменьше умничать (см. «Больше стратегий эффективных, меньше стратегий заумных»)?

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...