Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики

Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики

Национальная экономика(НЭ)– это хозяй­ственная система страны, обладающая признаками суверенности, целостности, соци­альности и национальной ориентации. Для осуществления сложных процессов трансформации экономики РБ в направлении построения социально ориентированной рыночной экономики необходимы достаточные предпосылки и условия, которые придадут экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой НЭ:

общесистемные предпосылки включают определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства; подразделяются на внешнеполитические (суверенитет, открытость экономики; стабильность стратегических приоритетов; многовекторность внешней политики) и внутриполитические (становление демократии; оптимизация государственных структур управления; повышение гражданской активности);

системные предпосылки определяют единство экономического и институционально-правового пространства, механизмы и нормы взаимодействия регионов и секторов экономики, регулируемых отношениями собственности, организационно-правовыми формами ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов;

внутрисистемные предпосылки направлены на обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе ее перевода на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизация ее структурных характеристик.

Все описанные выше группы предпосылок комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации.

Важное место занимает создание новой системы управления с учетом требований социального, экономического, экологического принципов устойчивого развития. Ноосферная модель устойчивого развития – это модель управляемых взаимодействий общества – природы – человека в целях более гармоничного развития системы в целом. Эта модель строится на понимании того, что природосбережение и ее восстановление становится общепланетарной ценностью и главным условием выживания человечества в новом веке.

Основные макроэкономические показатели и система национального счетоводства. Главные макроэкономические пропорции

Национальная экономика как целостная система анализируется на новом уровне – макроэкономическом, для характеристики которого используются агрегированные величины, характеризующие движение экономики как единого целого.

Ключевыми макроэкономическими показателямиявляются валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД), а также используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др. В ежегодный Прогноз социально-экономического развития РБ включаются 16 важнейших параметров: ВВП, продукция промышленности, продукция с/х, инвестиции в основной капитал, производство потребительских товаров, в т.ч. продовольственных и непродовольственных, объем внешней торговли, в т.ч. экспорт и импорт, реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот, платные услуги населению, уровень рентабельности реализованной продукции промышленности, энергоемкость ВВП, ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования.

Основные макропоказатели рассчитываются в системе на­циональных счетов (СНС). СНС является особой формой предоставления в агрегированном виде системы взаимосвязей экономических показателей, которые отражают экономический оборот в масштабах страны как в части потоков товаров и доходов, так и в части формирования национального богатства. Система отражает сквозное движение стоимости продуктов и услуг на всех стадиях – от производства до конечного потребления и накопления. Для описания и анализа указанных стадий в СНС имеется система счетов для отраслей, секторов, важнейших операций и экономики страны в целом. В СНС предусмотрена система счетов для других стран мира, с которыми наше государство поддерживает экономические отношения. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение стоимости национального богатства за отчетный период.

Макроэкономические пропорции – коли­чественное соотношение между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, регионами. Виды пропорций: • воспроизводственная; • отраслевая – выделяют межотраслевые и внутриотраслевые пропорции; • технологическая; • региональная; • институциональная; • социальная. Пропорции не постоянны, они могут нарушаться. Для стабилизации экономики, преодоления ее разбалансированости и применяется государственное регулирование.

Природно-ресурсный потенциал

Социально-экономическое развитие страны и благосостояние людей во многом зависит от природных условий и ресурсов.

Природно-ресурсный потенциал– это совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека. Размер природно-ресурсного потенциала – это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов – земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др. Он зависит от ряда факторов, среди которых: • количество имеющихся в стране природных ресурсов; • их количественные и качественные характеристики (размер запасов, содержание полезного вещества, мощность пластов и т.д.); • возможность комплексного использования.

Количественная оценка природно-ресурсного потенциала страны возможна в том случае, если все виды ресурсов будут исчисляться по единому принципу. Для этого применяются: балльная система, стоимостные показатели и абсолютные энергетические потенциалы.

Природно-ресурсный потенциал – важнейшая часть национального богатства страны. В сравнении с другими государствами СНГ на территории Беларуси уровень его концентрации относительно высок. Вместе с тем на территории Беларуси отмечается относительно невысокая концентрация минерально-сырьевых ресурсов, особенно топливно-энергетических, руд черных и цветных металлов.

В целом природно-ресурсный потенциал не соответствует уровню развития и концентрации производительных сил, который характеризуется более высокими показателями.

 

 

Экологический потенциал

Экологический потенциал – это возможность сохранения и функционирования природных систем, рационального использования всех компонентов биосферы в интересах человека. Ядро экологического потенциала: заповедники и национальные парки.

Показатель эффективности функционирования экологического потенциала – экологическая емкость:

1) экологическая емкость в ВВП – удельный вес экологически чистой продукции в ВВП;

2) коэффициент удельных загрязнений – удельные загрязнения на единицу ВВП.

Экологический потенциал не может быть полностью оценен экономически, т.к. включает «невесомые полезности» природных условий.

При оценке экологического потенциала Белару­си необходимо учитывать все те экологические проблемы, которые накапливались в стране во второй половине XX в.

Наиболее серьезной экологической проблемой остается ра­диоактивное загрязнение в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Одной из важнейших проблем является защита атмосферы, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах Беларуси. Экологический потенциал страны в значительной мере зависит от качества поверхностных и подземных вод. Устойчивость экологического потенциала страны во многом определяется мерами по рациональному использованию земель в сельскохозяйственном производстве и других отраслях экономики. Актуальной для Беларуси является проблема сохранения ландшафтного и биологического разнообразия. Образование и накопление отходов производства и потребления ведет к ослаблению экологического потенциала страны и представляет реальную угрозу здоровью людей. Фактором, обусловливающим стабилизацию экологического потенциала страны, является сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия.

 

Легкая промышленность

Легкая промышленность (ЛП) – совокупность отраслей и производств, перерабатывающих с/х и химическое сырье и выпускающих ткани, одежду, обувь и другие предметы потребления. Она объединяет > 10 крупных отраслей и десятки производств, непосредственно участвующих в материальном обеспечении потребностей населения. В ней функционируют около 500 предприятий, которые выпускают > 5000 наименований продукции. Ей принадлежит ведущее место в производстве товаров народного потребления.

Отличительной чертой ЛП в целом является высокий удельный вес продукции, выпускаемой на негосударственных предприятиях (около 85%). Наиболее крупные предприятия отрасли, производящие около 87% отраслевого объема, входят в состав концерна «Беллегпром» – многоотраслевого производственного комплекса страны, включающего текстильную, трикотажную, швейную, кожевенную, обувную, меховую и текстильно-галантерейную подотрасль. В зависимости от особенностей размещения все отрасли ЛП можно разделить на 3 группы: 1) отрасли первичной переработки сырья, которое поставляет сельское хозяйство (шерсть, лен, кожа) – при размещении предприятий ориентируются на сырье; 2) текстильная промышленность (включает шерстяную, льняную) – ориентируется как на сырье, так и на потребителя; 3) швейная и обувная промышленность– ориентируются на потребителя.

ЛП РБ имеет высокую экспортоориентированность. Приоритетные направления нынешнего развития ЛП: • расширение производства товаров из нетрадиционного (искусственного) сырья, • углубление переработки ресурсов с учетом их качества, • развитие предприятий небольшой мощности. Основной задачей развития отрасли является максимально возможное удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественных изделиях широкого ассортимента и увеличение выпуска на экспорт. Для ее решения предусматривают осуществить комплекс мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности товаров ЛП на основе использования новых технологий и технологических решений, преодоление технологического и технического отставания предприятий отрасли, создание производств, призванных заменить своей продукцией аналогичные импортные товары за счет перепрофилирования действующих и создание новых мощностей с учетом отраслевых приоритетов, снижение издержек производства и строго соблюдения режима ресурсосбережения. Приоритеты в развитии ЛП отдаются предприятиям, имеющим возможность в короткий срок улучшить качество продукции по всей технологической цепочке до выпуска конечной продукции.

Транспорт и связь

Транспорт – сложная система, включающая средства перевозки грузов и людей, дороги, трубопроводы, АЭП и связанные с их формированием оборудование, станции, аэродромы, порты. Транспорт – одна из отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций. Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются такими показателями, как доля транспорта в ВВП – 8,4%, в основных фондах страны – 15,4, структуре инвестиций в основной капитал – 11,5%. Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования. По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой. Транспорт общего пользования подразделяется на: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный. К транспортному комплексу предъявляются следующие требования: • наиболее полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов; • повышение экономичности перевозочных продуктов; • сокращение прибавочной доставки грузов и перевозки пассажиров; • обеспечение интенсивности их размерности перевозок, независимо от врем года, погоды; • повышен уровня комфортности при перевозке пассажиров и грузов.

Связь – отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения. Связь в РБ подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание). Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь. Она предназначена для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам связи относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь. Приоритетными направлениями дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов.

Комплекс социально-культурных отраслей. Образование. Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Культура и искусство. Социальное обслуживание

Комплекс социально-культурных отраслей представляет собой совокупность видов деятельности, назначение которых является оказание населению социально-значимых услуг: образование, культура, здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обслуживание.

Образование – отрасль, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.

Здравоохранение– система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Структурные подразделения отрасли: лечебно-профилактическая помощь; охрана здоровья матери и ребенка; санитарно-курортное лечение; санитарно-эпидемиологическая служба; лекарственное обеспечение; медицинская экспертиза; медицинская наука и образование.

Физкультура и спорт – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Основными показателями состояния физической культуры являются: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физических упражнений в сфере воспитания и образования, в производстве и быту. Спорт рассматривается как составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Формы спорта: массовый самодеятельный, резервный и спорт высших достижений.

Культура и искусство – совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. Виды культурной деятельности: • художественное творчество; • культурное наследие; • клубная и развлекательная деятельность; • массовое создание и распространение культурных благ.

Социальное обслуживание – деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.

Формы и механизмы интеграции

Обобщающей формой международных экономических отношений является региональная экономическая интеграция. Региональная экономическая интеграция развивается от простых форм к сложным. 4 основные формы РЭИ:

зона свободной торговли: страны-участницы отменяют таможенные барьеры и количественные ограничения во взаимной торговле – цель – ликвидировать препятствия во взаимной торговле;

таможенный союз: свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняется едиными таможенным тарифом и внешнеторговой политикой по отношению к третьим странам – кроме вышеуказанной цели принимает меры таможенной и налоговой защиты своего внутреннего рынка от конкуренции третьих стран;

общий рынок: означает ликвидацию барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и в перемещении рабочей силы и капитала, возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство – регулирует главным образом сферу обмена;

экономический и валютный союз: вышеуказанные формы интеграции постепенно дополняет проводимая государствами-участниками единая экономическая и валютно-финансовая политика, создается единая система межгосударственного регулирования региональных социально-экономических процессов; правительства уступают часть своих функций созданным межнациональным органам; создается Центральный банк, который проводит единую денежно-кредитную политику, используется единая коллективная валюта – совмещает все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.

Каждая из форм требует осуществления конкретных действий, направляемых государством, в т. ч. за счет передачи своих экономических функций специальным межгосударственным органам и отказа от каких-то интересов в обмен на получение экономических выгод. Процесс интеграции является осознанным, направляемым сначала национальным государством, а затем и межгосударственными органами. Именно они являются главным звеном в механизме интеграции, вырабатывая, согласовывая и обеспечивая достижение намеченных приоритетов. Они намечают новые цели и создают новые стимулы для развития интеграции. Только при выполнении данного условия обеспечивается подлинная региональная интеграция.

 

Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики

Национальная экономика(НЭ)– это хозяй­ственная система страны, обладающая признаками суверенности, целостности, соци­альности и национальной ориентации. Для осуществления сложных процессов трансформации экономики РБ в направлении построения социально ориентированной рыночной экономики необходимы достаточные предпосылки и условия, которые придадут экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой НЭ:

общесистемные предпосылки включают определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства; подразделяются на внешнеполитические (суверенитет, открытость экономики; стабильность стратегических приоритетов; многовекторность внешней политики) и внутриполитические (становление демократии; оптимизация государственных структур управления; повышение гражданской активности);

системные предпосылки определяют единство экономического и институционально-правового пространства, механизмы и нормы взаимодействия регионов и секторов экономики, регулируемых отношениями собственности, организационно-правовыми формами ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов;

внутрисистемные предпосылки направлены на обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе ее перевода на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизация ее структурных характеристик.

Все описанные выше группы предпосылок комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации.

Важное место занимает создание новой системы управления с учетом требований социального, экономического, экологического принципов устойчивого развития. Ноосферная модель устойчивого развития – это модель управляемых взаимодействий общества – природы – человека в целях более гармоничного развития системы в целом. Эта модель строится на понимании того, что природосбережение и ее восстановление становится общепланетарной ценностью и главным условием выживания человечества в новом веке.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...