Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н.Бердяев (Основные работы: Судьба России, «Смысл истории»).

· Рассматривает историю развития человечества.

· «Историческое», по Н.Бердяеву, не есть реальность материального порядка. «Историческое» есть высшая духовная действительность, внутренняя духовная сущность мира.

· История человечества началась за долго до возникновения земной истории. По Н.Бердяеву, дух человеческий появился в недрах Бога.

· Не принимает традиционного христианского понимания Бога как области неподвижного. Н.Бердяев признает в Боге наличие некоторого иррационального начала, из которого «бьет вечный поток», «вечный источник».

· Н.Бердяев отмечает наличие в природе Бога трагического конфликта, который есть ничто иное, как «внутренняя страстная жажда Божья, внутренняя тоска по «Другому». Тоска Божья по «Другому» есть также и тоска «Другого» по Богу». Этот «Другой» в философии Н.Бердяева и есть Человек.

· Результатом такого конфликта является зарождение Человека в недрах Бога и рождение Бога в Человеке.

· Земная история начинается с грехопадения человека, с его отпадения от истоков Божественной жизни. История человечества предстает как история возвращения человека к Богу.

· По Н.Бердяеву, в памяти человека хранится информация о предмирных процессах, о трагической судьбе человека.

· Природу человека Н.Бердяев определяет как свободу.

Л.Шестов (Основные работы: «Апофеоз беспочвенности», «Достоевский и Ницше. Философия трагедии», «Афины и Иерусалим» и т.д.)

· В его работах дается критика рационализма и всей рационалистической культуры. Л.Шестов не ограничивает познание и творчество сферой рационального мышления. Интуиция, фантазия, инстинкт составляют движущие силы творчества. Законы науки и морали представляют лишь известный мир человеческого опыта. Они сковывают человеческую мысль, усыпляют в нем творческие силы.

· Умозрительные конструкции уводят человека от действительности. Мир в отличие от застывших теоретических конструкций предстает вечно изменчивой и не равняющейся самой себе действительностью.

 

 

Казахская философия (Представители: Ш.Уалиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев, Ш.Кудайбердиев, М.Жумабаев, и др.)

Абай Кунанбаев (Основное философское произведение: «Слова назидания»)

· Основная проблема – проблема человека и его существования. По Абаю, человек не появляется на свет божий разумным, но становится им, слушая людей, видя их дела, трудясь в поте лица. (Слова назидания. С.51).

· По мнению Абая, богатство не является самоцелью, но средством, т.к. оно избавляет человека от губительной зависимости от других людей (Слова назидания. С.128).

· О познании и о знаниях. «Эта любовь, иными словами, жажда познания помогает тебе запомнить увиденное и услышанное, усвоить их и закрепить в своей памяти в ясных, образных художественных формах». (Слова назидания. С.88).

· «Надо быть сильным настолько, чтобы подавить в себе самолюбие, когда дают тебе совет. Надо держаться подальше от вещей, которые изнашивают человеческий ум и заставляют его терять свои ценные свойства» (Слова назидания. С. 85, 86).

· «Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет остаться в стороне, такова природа человека» (Слова назидания, С. 66).

· О вере. Вера в понимании Абая требует от человека «познания смысла религии и жизни», способствует нравственному совершенствованию человека, будит в нем творческие силы. (Слова назидания. С.36).

· Шакарим Кудайбердиев (Основное произведение: «Три истины»)

· Идея бессмертия души. Размышления о душе, об особых состояниях души он обосновывает фактами, имевшими место в жизни людей, сведениями из естествознания.

· Душа обладает интеллектом и совестью.

· Совесть есть потребность души. Совесть не детерминируется предметными связями действительности. Совестью обладает человек и в потустороннем мире.

· М.Жумабаев (Основное произведение: «Педагогика»)

· О душе. Вопрос о том, что есть душа, человечеством еще не решен. Душа каждого человека уникальна.

· Душа наделяется «тремя группами проявлений» - явлениями ума, явлениями воли, внутренними чувствами. По мнению М.Жумабаева, внутренние чувства являются выразителями состояний души.

· Язык является также показателем состояний души. Язык позволяет увидеть бесценные чувства в глубине души.

· Связывает с сохранением языка существование нации.

· Подчеркивает значение физического здоровья для нормальной деятельности души. Считает, что состояния души, пребывание человека в оптимистическом или пессимистическом состояниях зависят от материальных условий его жизни.

· Придает значение природной среде, культурным традициям в духовно-нравственном развитии человека.

 

Западная философия 20 столетия.

· по отношению к роли НТР в жизни общества все философские школы разделяются на два направления сциентизм и антициентизм ( рационализм и иррационализм).

· школами рационализма являются

- позитивизм (классический позитивизм, махизм, или эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм),

- неокантанство (Марбугская и Баденская школы),

- феноменология,

- прагматизм,

- философия науки.

· школами иррационализма являются (философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм, герменевтика)

· Позитивизм (Исторические формы позитивизма – классический позитивизм, махизм, или эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм)

· Классический позитивизм – первая историческая форма позитивизма (представители О.Конт, Спенсер, Миль).

- в классическом позитивизме философию лишают ее традиционного предмета, считают, что философия должна заниматься анализом, обобщением научных знаний

· Махизм. Возникновение махизма, (эмпириокритицизма) - второй исторической формы позитивизма - связано с открытиями в физике (естественной радиоактивности, с открытием электрона). В то время считали, что электрон обладает только электромагнитной массой, и что у него нет механической (вещественной массы). С этими и другими подобными обстоятельствами связано то, что некоторые философы и физики стали говорить об «исчезновении массы». Мах приходит к выводу о том, что в мире существуют только ощущения. Тела есть более устойчивые ощущения.

· Процесс познания в махизме сводится к описанию комплексов ощущений. Идеалом науки читают описательную науку.

· Неопозитивизм – третья историческая форма позитивизма. В неопозитивизме различают две школы Венский кружок (Карнап, Нейрат, Шлик) и Львовско-Варшавскую школу (Лукасевич, Айдукевич, Лесневский и т.д.).

· Неопозитивисты считают, что традиционная философия является метафизической, так как ее термины являются псевдотерминами, не поддающимися проверке. Неопозитивисты сводят предмет философии к анализу языка науки. При этом используют различные методы анализа языка науки и философии. В Венском кружке используют принцип верификации (сведение одного предложения к другому предложению) и принцип фальсификации (уточнение границ, в пределах которой знания остаются истинными). Принцип фальсификации был предложен К.Поппером.

· В Львовско-Варшавской школе используется логико-семантическая редукция (сведение одних логических конструкций к другим с целью предельного обнаружения значения знаний).

· Постпозитивизм –четвертая историческая форма позитивизма (Э.Нагель).

В постпозитивизме с использованием лингвистического, логического анализа, традиционной философской рефлексии ставилась цель создания философии истории, политики, права, социологии и т.д.

Неокантианство (В неокантанстве различают две философские школы Марбургскую и Баденскую школы)

· В неокантианстве получили развитие идеи о познании Канта. Известны физиологическая и объективно-идеалистическая инетерпритации Канта. Объективно-идеалистической интерпритации Канта придерживаются Марбургская и Баденская философские школы.

· В объективно - идеалистической интерпретации Канта (в Марбугской школе) «явления» рассматриваются в отрыве от «вещей в себе». Считается, что понятие «вещь в себе» нужно исключить из процесса познания. Процесс познания сводится лишь к конструированию логических структур с помощью понятий.

· В Баденской школе занимаются классификацией научных знаний. Все научные знания делятся на точные (раскрывающие причинные связи, объясняющие) и гуманитарные (описательные) науки. В Баденской школе было предложено определять объективность научных знаний, соотнося их с существующими ценностями. С Баденской школой связано возникновение аксиологии как науки о системе ценностей.

Феноменология. Основателем является Э.Гуссерль. В феноменологии исследуется процесс познания. Э.Гуссерль, как и неокантианцы, отталкивается от идеи Канта о наличии непроходимой грани между явлением и «вещью в себе». Но в отличие от неокантианцев Э.Гуссерль ставит цель – преодоление этой грани, достижение сопряженности познания с познаваемой вещью.

· Э.Гуссерль выявляет факторы (причины), влияющие на процесс познания и уводящие познание от выявления смысла предмета. Все факторы Э.Гуссерль сводит в внешним (их он называет натурализмом, например, господствующая идеология, авторитетное мнение) и к внутренним (психологизм) факторам.

· При исследовании процесса познания Э.Гуссерль обращается к таким понятиям как

- эпохе - отказ в процессе познания от психологизма и натурализма;

- феноменологическая редукция – сведение процесса познания к выявлению смысла предмета;

- интенциональность – обращенность сознания к смыслу предмета;

- ноэма – мысль, или смысл, выявление которого является целью исследования;

- ноэзис – акт придания смысла.

Прагматизм. Представители У.Джеймс, Дж.Дьюи, Пирс, Мид.

· Исследуется процесс познания. Познание рассматривается не как самостоятельный вид деятельности, а как процесс, вплетенный в опыт, или в практику. Следует отметить, что опыт в прагматизме рассматривается как чувственно эмоциональный, религиозный (Джеймс) или как всякое проявление жизнедеятельности человека, включая и социальную сферу общественной жизни (Дьюи).

· Поскольку прагматизм является выражением мировоззрения буржуазного общества, то целью познания является достижение успеха, пользы. По мнению Дьюи, этому способствует метод познания, который он предлагает – инструментальный метод. Согласно этому методу, познание сводится к разрешению ситуации. Для этого необходимо определение границ ситуации и определение средств ее разрешения. Средствами (инструментами) решения ситуации являются идеи, теории и т.д.

Антисциентизм. Философия жизни

· Представители: Зиммель, Дильтей, Бергсон, Шопенгауер, Ницше.

· В философии жизни противопоставляются науки о природе и о культуре (Дильтей). В науках о природе рассудок преобразовывает действительность, стремится раскрыть причины и сущность природных явлений. Особенностью наук о культуре является то, что в них культуру можно познать посредством способности вживаться, вчувствоваться и сопереживать.

· В философии жизни история развития культуры предстает как история конфликта между ее формой и содержанием (Зиммель). Содержанием культуры являются мотивы и цели людей, которые ограничены формой. Формой, ограничивающей мотивы и цели людей, в философии жизни являются религия, искусство и т.д. Мотивы и цели людей предстают также и как жизненный поток.

§ Для философии жизни характерно и особое видение истории (исторического процесса) (Шпенглер). В философии марксизма история есть последовательная смена общественно экономических формаций – первобытной, рабовладельческой и т.д. В философии жизни история предстает дискретной, является историей несвязанных между собой локальных цивилизаций. Шпенглер называет восемь культур. Каждая культура, пройдя определенные этапы развития (младенчество, детство, юность, зрелость и старость), приходит к саморазрушению. На последней стадии развития культура приходит к самоуничтожению. На этой стадии развития достигают высшего развития наука и техника. Но научно-технический прогресс несет с собой и разрушительные силы. Философия жизни Фридрих Ницше.

§ О Ницше говорят, что он постоянно меняет маски, т.е. что он не стремится выдерживать постоянную точку зрения при решении рассматриваемых проблем. Известно также, что Ницше пишет афоризмами. Афоризмы Ницше требуют вдумчивого чтения. Он сам признавался, что афоризмы надо толковать, пережевывая их медленно, тщательно, как корова пережевывает жвачку. Стиль Ницше называют также лабиринтом.

§ Идеи Ницше можно читать в контексте Восток- Запад. В своем программном раннем произведении «Рождение трагедии из духа музыки» Ницше сделал потрясающее открытие, осветившее его дальнейший творческий путь: западная культура, рождаясь в Древней Греции, содержала два принципа, несла в себе определяющие черты - Восток (его воплощение Дионис) и Запад (его выразитель - Аполлон). Согласно Ницше, уже с Сократа наметился перелом, отказ от стихийного, восточного, дионисийского и погружение исключительно в лоно западного, аполоновского (поэтому Ницше называет Сократа, этого героя мыслящего духа) – «исчадием ада». Ницше характеризует историю западной культуры как декаданс, разложение, постепенный упадок, превращение целостного, упивающегося жизнью человекак в теоретического, не живущего, но рационально обдумывающего жизнь, «чахоточника духа». Поэтому «Сверхчеловек» – это тот, кто покончит с тиранией рассудка, восстановит первоначальный союз Аполлона и Диониса. «Воля к власти» - одно из основных понятий философии Ницше. В контексте вышесказанного «воля к власти» предстает как воля к жизни, к творчеству, радости.

§ Ницше грезит о многоструктурной культуре. Возможно, гипотеза о многозначности мира является догадкой Ницше о грядущей децентрации, деконструкции, декомпозиции культуры. Ницше предугадывает и возможные формы единства, не позволяющие культуре рассыпаться на фрагменты. Прообразом такого единства культуры для Ницше является его любимый город Венеция. (Для Т.Адорно прообразом нового единства культуры станет созвездие – констелляция, для Ж.Делеза и Гваттари – ризома, тип растений семейства ландышевых, для Деррида - рассеяние).

§ Творчество Ницше делят на три периода. Первый период – светлый, возвышенный романтизм. К этому периоду относятся «Рождение трагедии или эллинизм и пессимизм», «Несвоевременные размышления». Второй период – переход к позитивизму, прославление строгой науки и ее методов . Ницше пишет «Человеческое, слишком человеческое». И, наконец, третий – собственно ницшеанский с идеями «вечного возвращения», «воли к власти» и «сверхчеловека». К этому периоду относятся его работы «Утренняя заря», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Антихристианин», «Ессе хомо».

§ Центральное произведение первого периода «Рождение трагедии …». Ницше открывает Грецию наново, обнаруживает в ней истоки упадка европейской культуры. Но самое главное – предвидел скорое возрождение диониссийского принципа и тем самым спасение умирающей культуры Запада. Ницше утверждает, что природе свойственны два художественных начала – диониссийское и аполоновское. Эти два начала враждовали до их сплетения в греческой культуре. Дионисическое восходит к древним мистериям, восточным празднествам, где рушились все преграды и моральные предписания, и человек чувствовал свое единство с другим человеком с самой природою. Под чарами Диониса не только вновь смыкается союз человека с человеком, сама природа, враждебная, порабощенная или отчужденная вновь празднует праздник примирения со своим блудным сыном – человеком. Но в этом опьянении вновь наступает минута отрезвления – голос светозарного Аполлона, вновь призывающего к индивидуализации, мере, познанию самого себя, утверждению границ и эмпирических реалий. Вмешательство Аполлона в дионисические оргии преображает и дух Диониса. В итоге для греков дионисизм приобретает смысл празднества искупления мира и духовного просветления. Сливаясь с единым, следуя жизнеутверждающему инстинкту, познавая единое бытие, греки ощущают высший подъем всех символических способностей – символика слова, плясового жеста, ритмики. Но Греция изменяет этому духу единства, являя разложение и декаданс в своем решении покончить с дионисическим. Сократ, по мнению Ницше, поворотный пункт всемирной истории. Дионисическое, инстинктивное подавляется им. Отныне все подвластно разуму. Формируется неслыханный дотоле тип бытия – бытие теоретического человека. Но европейская культура, по мнению Ницше, имеет в себе силы, чтобы противостоять сократизму, вернуться к дионисическим истокам.

§ Центральным произведением второго периода творчества Ницше является «Человеческое, слишком человеческое». «Человеческое…» - это, прежде всего, глубокий психологический анализ, проникновение в тайны человеческой души. Ницше высказывает меткие афоризмы о человеческих характерах, страстях, достоинствах и недостатках, о дружбе, любви, браке, о религии, государстве, культуре. Ницше приходит к выводу, что главный недостаток деятельности людей заключается в отсутствии высшей деятельности. Они деятельны в качестве чиновников, купцов, ученых, т.е. как родовые существа, но не как отдельные единственные люди. Тот, кто способен к созерцанию, к подлинной индивидуальной деятельности, - не приверженец «человеческого, слишком человеческого», но «свободный ум» - прообраз будущего «сверхчеловека». «Свободный ум» не отягощен ходячими, общепринятыми мнениями, не связан с предрассудками, способен задаться вопросом: «Нельзя ли перевернуть все ценности?». «Свободный ум» признает, что показателем моральности является не отказ от личного интереса, но, напротив, личность считает средоточием, центром. «Свободный ум» считает, что война необходима, и только в опасностях и риске могут окрепнуть силы, здоровье и мощь. Сострадание расслабляет, пожирает энергию, уничтожает того, к кому сострадают.

§ С «Веселой науки» начинается третий период творчества Ницше. К этому периоду творчества относится и его произведение «Так говорил Заратустра». Заратустра – имя самого Диониса: отрицающий, говорящий нет всему на свете, но этим «нет» все на свете утверждающий. Ницше отвергает формулу «борьбы все за существование». Конечно, борьба за существование наличествует, но это лишь ограниченный случай. Фундаментальнее не борьба за существование бедных и обездоленных, но борьба среди сильных и мощных, которая как раз и есть воля к жизни. Воля к власти – это воля к мощи, радости, силе, избытку, здоровью. Христианство, по мнению Ницше, первое проявление упадка западной культуры. «Рим против Иудеи, Иудея против Рима – до сих пор не было события более эпохального, чем эта борьба…», - считает Ницше. Борьба закончилась победой Иудеи. Ницше определяет свою всемирно-историческую задачу: вернуть человечеству позицию Рима, дионисизм. Победу Иудеи Ницше определяет как смерть Бога. Отрицая Иудею, Ницше называет церковь карикатурой на христианство, как организованную войну против христианства. Христианство стало в корне отличаться от того, что писал, о чем взывал его основатель. Согласно Ницше, был только один христианин, и он умер на кресте – это Христос. Смертельное противоречие Иудеи и Рима сильнее всего проявляется в противоречии двух моралей: морали дионисического человека и морали слабого, немощного, обездоленного человека. Добро, по Ницше, означало прежде знатность, благородство – душевную привилегию, душевное благородство. Самые «добрые», т.е. могучие, благородно мыслящие, считали, что их поступки высшего сорта в противовес всему плебейскому. Они не ждали учтиво, когда их оценят, но пользовались своим несомненным правом ценить, создавать ценности. Иудея перевернула все ценности: добрым и хорошим стало все низкое, бессильное. Ницше ставит целью вернуть западному обществу дионисизм, т.е. преимущество избытка, радости. Но теперь дионисизм предстает как явление сверхчеловека. Сверхчеловек тот, кто призван решить спор в пользу Диониса. Сверхчеловек Ницше – это человек, обладающий крайним избытком силы, играющий силой. Он не подавляет естественное начало, страсти, влечения, но одобряет аффекты со всеми их последствиями – гибелью. Воля к мощи, к жизни проявляется не сразу. Ницше говорит о трех превращениях духа. Первое превращение – верблюд. Дух нагружается нормами, предписаниями, над ним довлеет «ты должен». Второе превращение духа – лев. Дух сбрасывает вериги «Ты должен» и допускает вкрадчивое «Я хочу». Третье превращение – ребенок. Дух вступает в собственно творческую эру

 

§ Фрейдизм (психоанализ). Зигмунд Фрейд. Возникновение психоанализа явилось следствием мощных культурных и социальных сдвигов, обусловленных возникновением новых структур межличностных отношений, изменением форм общения, включением социального в индивидуальное. Культура переживала катаклизмы, кризисные состояния, побуждая не только к теоретическому самопознанию, но и к поискам практических терапевтических средств. Фрейд пытается найти некое целительное средство, способное облегчить страдания, вызванные неизбежным для бытия в культуре подавлением первичных позывов и влечений, создать гармонию между принципом удовольствия и принципом реальности. Следует отметить, что Фрейду удается научным, бесстрастным языком описать таинственные, «темные», уклоняющиеся от однозначности процессы – царство инстинктов и неподвластные разуму влечения.

§ Открытие, благодаря которому Фрейд вошел в культуру – концепт бессознательного. Фрейд впервые рассмотрел бессознательное как психический феномен, активную составляющую внутренней жизни человека. Бессознательное – «особая душевная область со своими желаниями, способом выражения». Оно не безмолвно, у него есть свой символический язык, сновидения, ошибочные действия, описки, очитки, оговорки, забывания, остроты, неврозы. И техника психоанализа состоит в искусстве толкования, расшифровки символического языка бессознательного.

§ По Фрейду, первичные влечения, желания, недозволенные с точки зрения морали, вытесняются в бессознательные пласты психики. Но будучи вытесненными, они ищут удовлетворения, посылая в сознание заместителей – это симптомы. Когда врач нападает на след бессознательного, то та же сила, что вытеснила когда-то неугодные влечения, теперь сопротивляется их осознанию. Подавить сопротивление позволяет трансфер (перенесение). Создается ситуация, воспроизводящая ситуацию психической травмы, на врача переносятся аффекты пациента.

§ Фрейд оказался одним из первых смельчаков, отважившихся толковать сновидения. По Фрейду, сновидения – полноценная душевная жизнь. Они являются ответом на продолжающиеся действовать раздражения и желания. Структура сновидений аналогична структуре невроза. Бессознательные влечения благодаря ослаблению цензуры, во сне проявляются более активно. Но поскольку цензура все же действует, они маскируются и поэтому искажаются. Поэтому содержание сна нуждается в толковании. И в состоянии бодрствования у здорового человека можно обнаружить сигналы бессознательного: ошибочные действия, - описки, очитки, забывание и т.д.

§ Фрейд сравнивает бессознательное с большой передней, к которой примыкает гостиная – сознание. На пороге гостиной цензура – страж, дозволяющий одним душевным движениям вход в гостиную и преграждающий путь другим. Но и те, кто попали в гостиную, не сразу привлекают внимание хозяина, оставаясь в предсознании. Бессознательное, предсознательное и сознание – вот три термина, с помощью которых Фрейд описывает душевную жизнь на первых этапах становления психоанализа. В последних работах эта терминология Фрейда меняется. Вся психическая личность теперь, по Фрейду, есть «Оно». «Я» - только поверхностная часть «Оно», обращенная к внешнему миру, ответственная за принцип реальности. «Оно» подчиняется принципу удовольствия. Кроме того, в «Оно» есть «Сверх - Я», совесть, наставляющая и поучающая. «Оно» нельзя отождествлять с бессознательным, «Я» - с сознанием, а «Сверх - Я» - личностным, с общественным. И «Я» и «Сверх - Я» могут быть бессознательным, тогда как «Оно» - сознательным. Критерием различения является лишь отношение к принципу реальности и принципу удовольствия. Фрейду принадлежит идея о том, что влечения, составляющие содержание сферы бессознательного, носят бессознательный характер. Основное понятие сексуальной теории Фрейда - «либидо» (влечение). Либидо – поток, энергия, захватывающая человека и требующая разрядки, сброса. Энергетический подход к сексуальности имел далеко идущие последствия. Будучи потоком, энергией, либидо не подключается к человеку в какой-то определенный момент времени, но проникает в него, начиная с рождения.

§

§ Эрих Фромм является представителем неофрейдизма. Философия неофрейдизма есть синтез идей фрейдизма, марксизма и экзистенциализма.

§ Согласно воззрениям Э.Фромма, развитие культуры привело к отчуждению человека от своей природной сущности. В первоначальном природном состоянии человек осознавал себя в неразрывном единстве с окружающим его миром. В дальнейшем с развитием общественных отношений человек отчуждается от мира и от окружающих его людей.

§ Отчужденность человека рождает тревогу, осознание собственного одиночества, шаткости собственной жизни, чувство вины и угрызение совести. Человек стремится преодолеть это отчуждение. Согласно Э.Фромму, вся жизнедеятельность человека подчинена этой цели. Поклонение животным, милитаристские захваты, погружение в роскошь, аскетическое самоотречение, одержимость работой, художественное творчество, любовь к богу и любовь к человеку есть проявления этого стремления.

§ Чувство отчуждения формируется в отдельном человеке по мере становления в нем личности и его собственного Я, по мере углубления его противостояния природе. И чем больше человек отделяется от природного мира, тем напряженнее становится потребность его преодоления.

§ В состоянии транса исчезает внешний мир и вместе с ним и чувство отдаленности от него. Исчезает также и чувство вины и угрызений совести.

§ Алкоголь и наркомания являются способами преодоления отчужденности, а вместе с ним и избавление от угрызений совести и чувства вины.

§ Способом преодоления отчуждения являются также стандартные развлечения и стандартная работа - выполнение предписанных задач, бодрость надежность, способность без трений вступать в контакт с людьми.

§ Фромм называет также и творческую деятельность как способ преодоления отчуждения. В ней человек объединяет себя со своим материалом.

§ Наиболее мощным стремлением человека к единению, по Э.Фромму, является желание межличностного слияния, т.е. желание дружбы и любви. Согласно Э.Фромму, любовь предполагает заботу, ответственность, уважение и знание. Забота означает трудиться ради того, кого любишь. Уважение есть способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальность, желать его роста (развития). Уважать может, человек, сам обретший свободу. Любовь или дружба есть также и знание. Человек есть тайна. Любовь есть путь познания тайны.

§ Экзистенциализм. Различают два течения экзистенциальной философской мысли Запада – атеистический экзистенциализм и христианский экзистенциализм. Представителями атеистического экзистенциализма являются Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Мартин Хайдеггер. Представителями религиозного экзистенциализма являются Карл Ясперс и др.

§ М. Хайдеггер. Основное произведение «Бытие и время».

§ Согласно Хайдеггеру, всякое бытие (человека) является заботой, так как, по его словам, «оно есть вперед себя бытие при внутримирно подручном». Бытие человека всегда направлено на орудование, а окружающие его вещи не являются вещами вообще, а предназначены для чего-то, т.е. являются подручными.

§ Хайдеггер различает свободное, т.е. собственное бытие человека, и несвободное, несобственное бытие человека.

§ Несобственное бытие человека есть бытие-ради-других и падающее бытие-в-мир, и представляет собой бегство от не-по-себе-бытия, от самого своего умения быть.

§ Несобственное бытие есть бегство от самой своей возможности быть. Хайдеггер называет это бытие падением в мир.

§ Человеко-самость модифицирует в собственное бытие самости зов совести. Зов совести находит человека в его потерянности в мире и возвращает его самому себе, засвидетельствуя его самость в его собственной способности быть.

§ В воле иметь-совесть человек обретает свободу собственного бытия-виновным. Решимость в воле-иметь совесть в ее прозрачности есть понимание бытия к концу и заступание в смерть. В понимающем бытии к концу, в заступании в смерть бытие виновным размыкается в ужасе угрызений совести.

§ Следует отметить, что бытие-в-мире в философии Хайдеггера есть бытие к концу. Смерть есть наиболее своя безотносительная, необходимая, достоверная и в достоверности неопределенная возможность присутствия (человека). В несобственном бытии к смерти достоверность смерти двусмысленна, человек уклоняется от неопределенности смерти.

§ В собственном бытии возможность смерти как возможность выдержана, понята, развернута. В ожидании возможного осуществления присутствие (человек) заступает в смерть, понимающе подступает ближе.

§ Ж.-П. Сартр Основные произведения: «Бытие и ничто», «Экзистенциализм – это гуманизм».

§ Сартр противопоставляет свою философию философским направлениям, в которых ставится целью подчинение некоторой идее всей действительности, в том числе и природу и сущность человека.

§ Сартр, квалифицирует эти учения как различные варианты технического взгляда на мир. Технический взгляд предполагает предшествование изготовления существованию. Как в сознании мастера сначала имеется идеальная модель, после в соответствии с ней создается вещь (предмет), так и в религиозном сознании, в сознании якобинцев во время Французской революции 18 века и в сознании марксистов имеется идеальная модель действительности, в соответствии, с которой они стремятся кроить действительность, изменить природу человека и подчинить его жизнедеятельность. Согласно их взгляду, сущность человека является преданной и предшествует существованию множества единичных людей.

§ Сартр утверждает, что философские течения, повторяющие технический взгляд на мир, навязывая сущность человеку, снимают с него ответственность. Модусом его бытия становится облегчение.

§ Экзистенциализм же, напротив, возлагает на человека ответственность не только за свое существование, но и за существование всех людей.

§ Человек есть проект своих возможностей вовне. Проект человека определяется не только внутренним миром, но и свободой других. Действия человека имеют целью поиски свободы как таковой и этой свободы он желает в конкретном. Человек обязан желать вместе со своей свободой свободу других.

§ Существование, ответственное за свое существование и за существование всех людей, является тревогой, заброшенностью и отчаянием.

§ Поскольку человек осознает, что несет ответственность не только за свое бытие, но и за все человечество, то его бытие есть тревога.

§ Поскольку абстрактные принципы и ценности есть лишь плод мышления человека, и он сам расшифровывает их значения, причем так, как ему вздумается, то он заброшен в мир.

§ Поскольку человек принимает во внимание ту сумму вероятностей, полагается на вероятность лишь на столько, насколько это делает возможным его действие, он есть отчаяние.

§ Альбер Камю Основное произведение «Бунтующий человек». В своей книге А. Камю рассматривает абсурд как исходное отношение человека к миру, а бунт как его исходную сущность. Камю противопоставляет абсурду самообман и самоубийство, а бунту – революцию. Совершая самообман, человек отказывается от иступленного желания ясности и признает предел своего разума. Совершая революцию, человек достигает свободы всех, но лишает свободы отдельного человека.

§ Камю, абсурд есть исходное отношение человека к миру. Человека с миром соединяет и разделяет абсурд. Абсурд есть равновесие между иступленным желанием человека ясности и иррациональностью мира. Камю отмечает, что человек способен к пониманию только в человеческих терминах, человеку понятно то, к чему он притрагивается, что оказывает ему сопротивление. С помощью науки можно улавливать и перечислять лишь феномены, нисколько не приближаясь тем самым к пониманию мира. Мир остается неизвестным и непостижимым. Неиссякаемо также и стремление человеческого разума к ясности.

§ Разрушить абсурд можно лишь избавившись от сознания этого конфликта. Это возможно, либо обманув собственное сознание, либо уничтожив бунтующее сознание. Самообман и самоубийство являются признанием предела человеческого разума и не являются следствиями абсурда. Камю называет самообманом обожествление иррациональности мира, и его рационализацию.

§ Следствием абсурдного сознания является бунт. Бунт есть одновременно отрицание и утверждение – отрицание нарушения границы, за которой находится область суверенных прав, и утверждение суверенного права человека. Бунт отождествляет себя с благом, посягательство на которое вызвало чувство бунта. Бунт требует или всего, требуя в своем лице уважения этого блага, или ничего, подчиняясь слепой силе. Но подлинный бунт не переходит границы уничтожения и ограничивается защитой блага.

§ Камю противопоставляет революцию и бунт. Революция является следствием метафизического бунта раба. Революция начинается с идеи, и представляет собой попытку смоделировать действительность согласно идее. История бунтарского движения есть история бесповоротной включенности в события слепого протеста.

§ Бунт – исходная сущность человека, данная ему вместе со способностью мыслить, осознавать и противопоставлять себя миру. Революционерами, напротив, становятся. Революция невозможна без подготовки революционеров-профессионалов и работы по направлению сознания масс. Бунтарь, защищая благо, утверждает свободу всех. Революционер, утверждая идею, достигает свободы коллектива, порабощая отдельные личности.

§ Карл Ясперс Основные произведения:«Смысл и назначение истории», «Духовная ситуация времени», «Философская вера».

§ К. Ясперс, как и М. Хайдеггер, различает зависимое и свободное бытие человека. Согласно К. Ясперсу, развитие техники, науки, транспорта и т.д. ведут к зависимому сознанию человека.

§ Развитие науки, техники, транспорта, средств сообщения, повышение производительности труда создают условия для существования толпы и формируют в человеке сознание толпы. Человек толпы уверен в обеспеченности всем необходимым для жизни, но остается безразличным к предметам пользования и не имеет удовольствия от обеспеченности. Существование человека теряет историческую особенность вплоть до нивелирования возрастных различий. От него требуется лишь деятельность.

§ Ценность не в историческом типе человека, не в историческом роде, а в исторически единичном человеке.

§ Толпа не может уничтожить в нем экзистенциальную безусловность его действий и оставляет в нем его собственное жизненное существование, которые несут в себе возможность крушения массового порядка. Экзистенциальная безусловность действий находит свое выражение в эгоистическом интересе и побуждает человека к действию, создающем такие условия, которые могут привести к нарушению общего интереса, вплоть до неминуемого преобразования аппарата, являющегося условием его сохранения.

§ Для обретения свободы необходимо дистанцироваться от мира публичности и погрузиться в собственную историчность. Дистанцировние от мира публичности есть отказ от бытия как бытия человека толпы, что дает ему свободу и в

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...