Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Племенные союзы и ранние государства

Тюркский каганат.

С середины I тысячелетия н.э. на территории Казахстана начинается тюркская эпоха. Как крупное объединение племен тюрки известны уже с V века. Тюркский каганат занимал территорию Центральной Азии, Средней Азии, Северного Китая, время его существования - 552-603. Основателем государства был Бумын-каган (552-553). Достиг политического господства в Центральной Азии в период правления Мукан-кагана (553-572). Тюрками были покорены северокитайское государство, кыргызы на Енисее, кидани в Маньчжурии, они вели борьбу с эфталитами за территорию Средней Азии. Заключичли торгово-политический союз с Византией. В 603 году Тюркский каганат распадается на Западный и Восточный каганаты.

Западно-Тюркский каганат. Тюргешский каганат.

Территория Казахстана попала под власть Западно-Тюркского каганата, который занимал территорию от оазисов Восточного Туркестана до Амударьи, Поволжья и вплоть до северокавказских степей. Столицей был город Суяб, летней резиденцией - Минг-Булаг. Время существования государства – 603-604 гг. Во главе государства стоял каган – верховный правитель, военный начальник, собственник земель. Государство достигло могущества при Джегуй-кагане (610-618) и Тон-джабгу-кагане (618-630). Ябгу, шад, эльтебер являлись высшими титулам в каганате, буюруки, тарканы выполняли судебные функции, тудуны были наместниками кагана, контролировавшими сбор налогов. Он-ок-будун – этнополитическое ядро каганата, десять племен. Кара-будун – простой народ, свободные мелкие общинники-скотоводы. Известна такая категория как таты -зависимое от западных тюрок согдоязычное население оседлых поселений и городов на территории Семиречья, занимавшееся торговлей и сельским хозяйством. В государстве идет процесс образования классов и формирования раннефеодальных отношений. Западными тюрками были соврешены походы на соседние страны, в Тохаристан, Афганистан, вследствие чего границы расширились до северо-западной Индии. В Западно-Тюркском каганате идет рост городов, расположенных на трассе Великого шелкового пути.

Основным занятием населения было кочевое скотоводство, разводили лошадей, овец, коз, верблюдов. Была развита и охота (тигр, барс, лиса). Занимались земледелием - выращивали пшеницу, просо, виноград. Получило развитие ремесло, торговля. Появилось денежное обращение. Создаются торговые поселения в Семиречье, Джунгарии, Восточном Туркестане. На территории государства создаются христианские, зороастрийские манихейские и буддийские религиозные общины.

Государство распалось на ряд государств: государство огузов, карлуков, кимаков и Хазарский каганат.


Карлукский каганат. Образование государства Караханидов.

Карлукский каганатзанимал территорию от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, между озерами Балхаш и Иссык-Куль, долины рек Или, Чу, Талас, Тянь-Шань. Время его существования - 746-940.Во главе государства до 744 стоял эльтебер, в 744-840 – джабгу, в 840-940 - каган (титул кагана принял Бильге Кюль Кадыр-хан после падения Уйгурского каганата). В состав карлукского объединения входили племена: тухси, чигили, азкиши, тюргеши, халаджи, чаруки, барсханы. В государстве существовала военно-административная система управления, во главе племени стояли удельные правители. Правящая знать кочевых племен владела пастбищами и городскими центрами. Карлуки вели борьбу с арабами за Мавераннахр. В карлукском каганате наблюдался рост городов на трассе Великого шелкового пути и усиление торговых связей с другими странами.Население государства занималось кочевым скотоводством. Разводили лошадей, овец, коз, коров, быков, верблюдов. Охотились на пушных зверей. Было развито рыболовство по берегам рек. Часть населения занималась земледелием – выращивали просо, горох, бобы, ячмень. Развитие получило ремесло. Город Испиджаб стал центром распространения ислама. Наследником карлуков стало государствоКараханидов (942-1210),которое занимало территорию от Мавераннахра на западе до Семиречья и Кашгарии на востоке. В 30-е годы XI века оно распадается на Восточное (Мавераннахр) и Западное ханства (Тараз, Испиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар). Столица Восточного ханства стал город Баласагун, столица Западного ханства - город Бухара. Сатук богра хан (915-955) является основателем государства. Власть хана ограничена удельными правителями, носившими титул «илик». Государство Караханидов делилось на многочисленные уделы, удельные правители обладали большими правами, вплоть до чеканки собственных монет. Удельные правители имели свои дворцы и постоянную ставку. Ханы жаловали своим родственникам или приближенным право на сбор налогов с населения района или города – это право называлось икта, а его обладатель – иктадар (мукта). Икта делилась на категории: военная икта – военачальники делили ее между подчиненными им воинами; временные пожалования земли, конфискованной у врагов правящей династии; вакф – земельные угодья религиозных учреждений; «музари» (издольщина)-крестьяне за аренду земли отдавали большую часть урожая в виде налога государству или собственнику земли; коммендация-передача земли под покровительство богатых землевладельцев. Ххан имел своих придворных и чиновников, везир – помощник, советчик хана. Караханиды вели борьбу с Сельджуками. Караханиды продолжили традиции карлуков в хозяйственной жизни. Основным занятием населения было кочевое и полукочевое скотоводство (лошади, овцы, верблюды, козы), охота на куланов, сайгаков, оленей, архаров, кабанов и др., рыболовство, земледелие (просо). В государстве Караханидов получила развитие и культура. Всемирно-известными памятниками архитектурного зодчества являются мавзолей Айша-Биби, Кара-хана и другие. Дальнейшее распространение получил ислам. Начинается сложение новой тюркской письменности на основе арабской графики. Мусульманскую литературу на тюркском языке обогатили произведения Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ходжа Ахмет Ясави.


Государство огузов

Государство огузов существовало в IX-XI вв.и занимало территорию от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги, наиболее компактно проживали в среднем и нижнем течении Сырдарьи, в Приаралье, в Восточном Прикаспии; столица - город Янгикент. Глава государства носил титул – джабгу. В состав огузской этнической общности входили: халаджи, джагра, чаруки, карлуки, имуры, баюндуры, каи. Власть передавалась по наследству, заместитель джабгу – кюль-эркин. Предводитель войска носил титул сюбаши. Существовала система налоговых сборов. Развивалась частная собственность, основой имущественного неравенства являлась частная собственность на скот. В 965 году в союзе с Киевской Русью огузы разгромили Хазарский каганат. В конец Х века разгромили Волжскую Булгарию. В 1041 году покорили Хорезм. Вели войны с Сельджуками

Основным занятием населения было кочевое скотоводство (разводили овец, лошадей, коров, коз, верблюдов, быков). Полуоседлые огузы занимались земледелием. Развивалась охота, рыболовство. Огузы были язычниками, поклонялись шаманам, постепенно проникает ислам.

Образование монгольского государства.

Во втором десятилетии XIII века территория Казахстана подверглась нашествию воинственных татаро-монгольских племен под предводительством Чингисхана. Эти племена занимали глубинные районы Азии. Они находились на разных ступенях социально-экономического развития. На рубеже XII-XIII вв. в монгольском обществе идет процесс становления феодальных отношений. Формируются два класса: богатые нойоны и угнетенные ораты. В начале XIII века образовалось Монгольское государство, основателем которого стал Темучин (Темуджин), который в обстановке межплеменной борьбы сумел сплотить вокруг себя преданную дружину и рядом удачных набегов снискал себе славу отважного воина. В 1206 году у истоков реки Онон состоялся курултай монгольской знати – сторонников Темучина, на котором он торжественно был провозглашен ханом под именем Чингисхана. Чингисхан сразу же встал на путь завоеваний, целью которых было: захват военной добычи; возможность феодальной эксплуатации богатых культурных оседло-земледельческих стран; средство ослабления социальных противоречий внутри монгольского общества.

Образование Золотой Орды.

Создав огромную империю, Чингисхан, выделил каждому из своих сыновей уделы (улусы), представленные в таблице:

  Улус Джучи Улус Чагатая Улус Угэдэя
территория степная часть Казахстана к западу от Иртыша до северного Семиречья, весь Дешт-и-Кыпчак до Нижнего Поволжья южный и юго-восточный Казахстан Восточный Туркестан и Мавераннахр   северо-восточное Семиречье Западная Монголия, Верхний Иртыш, Тарбагатай
образование улуса 1242 – образование государства Золота Орда, куда вошла территория Улуса Джучи   1242 – смерть Чагатая; сер. XIII в. – улус подчинен великому хану Мункэ 1241 – смерть Угэдэя; 1251 – ликвидация улуса, раздача земель сторонникам великого хана Мункэ

Чингизиды стремились превратить свои улусы в независимые владения. Постепенно в руки улусных правителей перешла вся полнота власти, империя распалась на несколько самостоятельных государств. В 1227 году умирает старший сын Чингисхана Джучи. Его преемником становится Бату (Батый) (1227-1255). Кровавые походы полчищ Батыя на Русь и другие земли к западу от Волги превратили улус Джучи в обширное государство с центром в Нижней Волге, простиравшееся от Алтая до Дуная. За этим государством в исторической литературе закрепилось название Золотя Орда. Столицей государства стал город Сарай-Бату, позже – Сарай-Берке. Золотая Орда была многонациональным государством. Она включала в себя множество племен и народностей, различавшихся между собой по уровню общественно-экономического развития. Основную массу составляли кочевые тюркские племена – кыпчаки, канглы, карлуки, найманы и многие другие. В оседлых областях проживали булгары, мордва, русские, черкесы, греки, хорезмийцы и другие. В XIII-XIV вв. монголы тюркизировались и населения Золотой Орды стало называться этнонимом «татары».


Хронология событий представлена в таблице:

 

хан, годы правления внутренняя и внешняя политика
Менгру-Тимур 1266-1280 Золотая Орда окончательно обособилась от центра Монгольской империи
Узбек-хан 1312-1242 Золотая Орда добилась своего наибольшего могущества, объявил государственной религией ислам
Джаныбек-хан 1342-1357 централизация власти, прекращение созыва курултаев
1357-1380 на золотоордынском троне сменилось два с половиной десятка ханов, междоусобицы, борьба за власть
Мамай 1380-1382 1380 – правитель Золотой Орды Мамай был разбит на Куликовом поле русскими войсками под руководством Дмитрия Донского

В середине XV века Золотая Орда распадается на ряд государств. Самым крупным из них была Большая Орда (между Волгой и Днепром). Также выделились Сибирское ханство, Ногайская Орда, Казанское ханство, Крымское ханство, Астраханское ханство. На территории Казахстана в результате распада Золотой Орды образовались два государства – Ак-Орда и Могулистан.

 

Образование Казахского ханства

Казахское ханство сложилось во второй половине XV века, когда с территории ханства Абулхаира откочевали со своими аулами ханы Жанибек и Керей. Они откочевали на территорию государства Могулистан. Действия первых казахских ханов, направленные на создание и упрочение единого государства были поддержаны верхушкой казахских родов и племен, так как они отражали интересы господствующей прослойки казахского общества. Казахское ханство первое время занимало территорию Западного Семиречья, долины Чу и Таласа. Оно объединяло как местные, так и переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды и племена. Правитель Могулистана Есен-Буга вступил в союз с казахскими предводителями, надеясь с их помощью обеспечить безопасность границ своего государства. После его смерти в Могулистане наступило безвластие. В этих условиях возникновение и упрочение Казахского ханства в Семиречье было вполне закономерным явлением.

Правитель Могулистана Есен-Буга, занятый борьбой со своим братом Юнусом и попытками сохранить развалившееся государство, не имел реальных сил, чтобы остановить сторонников Жанибека и Керея и в 1459 г. был вынужден предоставить им территорию в долине реки Чу. Кочевники, поселившиеся в Жетысу, получили прозвище «казак», которое впоследствии распространилось на всех подданных Жанибека и Керея и постепенно превратилось в этноним.

Ослабление Могулистана и неспособность могульских ханов сдерживать усилившийся в середине XV в. натиск ойратов поставили казахских султанов перед необходимостью создания собственного государства. В этих условиях в долинах Чу и Таласа в 1465 г. было провозглашено Казахское ханство, первым ханом которого стал Керей (1465-1474). Абулхаир, обеспокоенный усилением казахов, пытался организовать поход в Жетысу, но в 1468 г. умирает, после чего его государство перестало существовать. Керей и Жанибек вернулись в Дешт-и-Кыпчак и к ним присоединилось основное население центрально-казахстанских степей. Таким образом, в 1469 г. Казахское ханство выходит на политическую арену как самостоятельное государство кочевых племен Дешт-и-Кыпчака.

Политическая жизнь казахских степей после распада государства Абулхаира характеризовалась попытками шайбанидов вернуться к власти, борьбой за присырдарьинские города. Мухаммед Шайбани, бежав в Туркестанский вилайет, начал собирать здесь своих сторонников, заручился поддержкой тимуридов Мавераннахра. Однако уже в 1470 г. в присырдарьинских степях появились казахские отряды. Старший сын Жанибека Махмуд занял Созак, а другой его сын Еренши - Сауран. Здесь Еренши столкнулся с войсками Мухаммеда Шайбани, который в последовавшей битве был разгромлен и вынужден был бежать в Бухару. В 1472 г. Шайбани заключает союз с Муса мырзой, правителем Мангытского Йурта, получил военную помощь тимуридов и начал новый поход на Сырдарью. Ему сдалась небольшая крепость Аркук, которую он сделал своей главной опорой в борьбе за присырдарьинские города. Вначале Мухаммеду Шайбани и Муса мырзе сопутствовал успех. Муса обещал даже провозгласить Мухаммеда ханом всего Дешт-и-Кыпчака. Союзникам удалось взять Сыгнак, но на этом их успех закончился. Из Западного Жетысу на помощь казахским отрядам прибыла большая армия под командованием султана Мурундыка -сына Керея. Встреча союзников с казахами произошла у перевала Сагунлык в Каратауских горах. Войска Мусы и Мухаммеда Шайбани были наголову разбиты, а несостоявшийся хан бежал в Мангастау. Таким образом, в 60-70 гг. XV в. были уничтожены последние следы государства Абулхаира и на политической карте Евразии появились три новых государства, населенных казахами. Степи от Едиля до Нуры и Есиля, Приаралья и Мангыстау занимало Мангытское государство, населенное родами мангыт, алшын, тама, керей, найман, кыпшак. Территории севернее Нуры, долины То-была, Есиля и Ертиса входили в состав Сибирского ханства, главной опорой которого были кереи, найманы, уаки и кыпчаки. Наконец, Жетысу, долины Сырдарьи и Сарысу составляли территорию Казахского ханства, населенного аргынами, дулатами, канглы и жалаирами.

Молодое Казахское ханство с начала своего образования повело борьбу за объединение всех казахских племен и присоединение присырдарьинских городов. Со смертью Муса мырзы большая часть ногайцев присоединилась к Казахскому ханству и его территория вышла на западе к Едилю.

После смерти Керея в 1474 г. ханом стал его сын Мурундык (1474-1511). При его правлении были проведены значительные меры по централизации государственной власти, укреплению позиции ханства в западных и южных районах Казахстана.

С начала 80-х годов начинается новый период войн с Мухаммедом Шайбани за присырдарьинские города. Эта борьба была осложнена вмешательством могульских ханов, пытавшихся овладеть Ферганой и средним течением Сырдарьи. Юнус хану в 1482-1485 гг. удалось овладеть Сайрамом и Ташкентом и вплотную приблизиться к владениям Мурындыка и Мухаммеда Шайбани. Последнему удалось на короткое время овладеть Сыгнаком. Казахи осадили Отрар, Туркестан, Аркук, вынудив Шайбани вновь бежать, на этот раз в Хорезм.

Могульский хан Султан Махмуд, правивший в Сайраме и Ташкенте, пытался расширить свое влияние в Туркестане и с этой целью в начале 90-х годов овладел Отраром и призвал в качестве союзника Мухаммеда Шайбани. Получив этот важный в стратегическом отношении город Шайбани смог овладеть Саураном и Туркестаном. В Сауране был посажен брат Мухаммеда Махмуд султан.

Казахские султаны, встревоженные союзом моголов с озбе-ками, вновь двинули войска в долину Сырдарьи. В последовавших двух битвах могулы были разбиты, а население Саурана, подняв восстание против озбекского гарнизона, открыло ворота перед казахами, выдав Махмуд султана со всем его окружением. Мурындык хан пытался с ходу овладеть Отраром, но это ему не удалось. Отрар, как и Туркестан, остался в руках Шайбани. Таким образом, к концу XV в. долина Сырдарьи оказалась разделенной между тремя государствами - Узбекским, Казахским и Могульским.

Образование Старшего, Среднего и Младшего жузов произошло под влиянием естественно-географических, политических и экономических причин, территория жузов совпадает с основными пастбищами и маршрутами кочевий.

 


Законы Тауке «жеты жаргы»

Основным субъектом политических отношений в Казахском государстве были общины. Их влияние на принятие политических решений определялось положением в иерархии общин, основанной на генеалогии. Общины объединялись в ассоциации и объединения вплоть до жузов. Жузы также делились на Старший, Средний и Младший.

С другой стороны, одним из условий нормального существования кочевых государств являлось наличие в нем оседло-земледельческих и городских окраин. В этой связи следует подчеркнуть роль присырдарьинских городов и земледельческой округи, находившихся долгое время в составе казахских ханств. Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII в. и при хане Тауке нашла свое закрепление в своде законов «Жетi Жаргы» (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейших биев в начале XVII в. и включал в себя следующие основные разделы: земельное право; семейно-брачные отношения; военная организация; суд и судебный процесс; виды наказаний по уголовным преступлениям; введение куна (выкуп); наследственное право.

Мы не располагаем точными сведениями о том, кто был автором «Жеты Жаргы» или инициатором его составления. Со ссылкой на казахские предания творцом «Жеты Жаргы» принято называть хана Тауке. Он будто бы собрал для совета трех биев – Тюля-бия из Улу жуза, Казбек-бия из Орта жуза, Айтеке-бия из Киши жуза – и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения. Основной целью появления данного документа можно назвать стремление приспособить существовавшие норм обычного права к новым потребностям казахского общества.

«Жеты Жаргы» дошло до нас в поздних записях русских ученых и известно в двух редакциях. Одиннадцать фрагментов этого «Уложения», записанные в 1804 г. со слов старшины яппасского рода Кубека Шукуралиева, были опубликованы в 1820 г. Г. Спасским на страницах издаваемого им «Сибирского вестника». Текст второй редакции «Жеты Жаргы» приводится в сочинении известного знатока истории и быта казахов А. Левшина. 34 фрагмента «Уложения» он записал спустя более ста лет, что не могло не отразиться на точности передачи.

Текст «Жеты Жаргы» ни в публикации Г. Спасского, ни в публикации А. Левшина не имеет деления на статьи. Впервые деление первой редакции на 11, а второй – на 34 статьи предложил Ф.И. Леонтович в 1879 г. Такое деление считается общепринятым и нередко встречается в научной литературе.

Вот что говорил А.И. Левшина о законах хана Тауке: «Сей золотой век, о котором вспоминают (казахи) со вздохами, есть царствование знаменитого хана их Тявки, который, если верить преданиям, был действительно в своем роде Гений, и в летописях казачьих должен стоять на ряду с Солонами и Ликургами. Усмирив волновавшиеся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы. Киргизы Большой и Средней Орд утверждают, что народные законы их гораздо древнее хана «Тявки».

- Первое место в нем занимает закон возмездия: за кровь мстить кровью, за увечье увечьем;- За воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние казнить смертью;

- По сим постановлениям, родственники убитого имеют право лишать жизни убийцу; о отрубивший руку, ногу, ухо должен быть лишен той же части тела; наказания могут быть смягчены по приговору судей, или согласию истцов, тогда преступник наказывается только установленною за всякое преступление платою. Убийца возвращает себе жизнь, платя кун, отдавая за каждого убитого мужчину 1000, а за женщину 500 баранов. Изувеченный, или отрубивший другому какой-нибудь член, платит равным образом определенное число скота;

- Кто убьет султана или ходжу, тот платит родственникам убитого кун за семь человек. Обида султана, или ходжи словами, наказывается пенею в 9 скотин; а за побои 27 скотин;- Если жена умертвит мужа, то она … предается смертной казни, от которой не спасти заплата куна, если родственники не простят ее. Из правил сего исключаются беременные жены, которые за убийство мужей не наказывались; но навсегда предаются презрению и почитаются бесчестными. Если муж убьет жену, то он может избавиться от казни, заплатив кун;

- Родители за убийство детей своих ни чем не наказываются; но женщина, умертвившая от стыда младенца, незаконно прижитого, придается смерти;

- Самоубийцы погребаются в отдельных местах;

- Ежели женщина будет сбита в ног всадником и изувечена, … от того родит мертвого младенца, то с виновного взыскивается плата по следующему расчету: за младенца до пяти месяцев, за каждый месяц по одной лошади; а за младенца от 5-ти до 9-ти месяцев, за каждый месяц по одному верблюду;

- Ежели кто примет христианскую веру, у того родственники отнимают все его имение;

- Ежели кто примет христианскую веру, у того родственники отнимают все его господина нигде не приемлется;

- Сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать свою, сажали на черную корову, лицом к хвосту; с навязанным на шею старым войлоком: корову сию водят вокруг аулов и сидящего на ней бьют плетью; а дочь связывается и предается матери для наказания по его произволу;

- Изобличенный в воровстве возвращает трижды девять (27) раз украденное, наказание еще называется айбана. Если покража состоит в скоте, то виновный должен придать к верблюду одного пленного, к лошадям одного верблюда, к овцам одну лошадь. Сто верблюдов равняются 300 лошадям и 1000 овцам;

- Кто сделал и воровство и убийство вместе, тот платит за два преступления;

- Жена и дети, знавшие о воровстве мужа или отца и недонесшие на него, не подвергаются никакому взысканию, ибо на старшего в семействе не позволено доносить;

- За убитую охотничью собаку или беркута хозяин может требовать невольника или невольницу;

- Ежели сын, отдельный от отца, умрет бездетен, от имение его поступает к отцу его. Малолетние дети отдаются в опеку ближайшим родственникам, а если их нет, посторонним надежным людям;

- Духовные завещания делаются при родственниках и муллах;

- Лошади, коровы и овцы, бывшие в чужих руках, взыскиваются с приплодом, какой был, кроме скота, барантою угнанного; а для удостоверения в том, что нет утайки, требуется от передержателя присяги;

- Разбирать ссоры и произносить приговор над виновным должен, если не сам хан, то правители или старейшины тех аулов, к которым принадлежит истец и ответчик, приглашая к разбирательству еще и избранных обеими сторонами двух посредников;

- Если ответчик к суду не явится или присужденной пени заплатить не может, то оная взыскивается с его родственников или с его аула, представляя оному право возвратить свою потерю совершением над виновным судебного приговора;

- Для удостоверения в преступлении требуется не менее двух, … иногда трех, свидетелей. За отсутствием свидетелей, позволяется прибегать к присяге; но давать оной ни истец, ни ответчик за себя не могут: за них должны присягать люди, известные своею честностью. Если же никто за обвиняемого не присягает, то он осуждается. Женский пол, равно как работники, слуги и рабы, к свидетельству не допускаются;

- Судьям и посредникам, за решение дела, положено давать 10-ю часть своего иска;

- Если осужденный не исполняет приговор суда, или начальник аула умышленно уклоняется от разбирательства дела и тем покровительствует преступнику, то истец получает право, с позволения своего старейшины, произвести барымту, с родственниками или ближайшими своим соседями ехать в аул ответчика и тайно отогнать к себе скот его; но, возвратясь домой, должен объявить о том своему начальнику, который наблюдает, чтобы количество возмездия соразмерно было иску;

Судопроизводство было основано на обычном праве - адате и мусульманском праве - шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение - бийлик, ханлык, а также различные подарки. Если ответчик уклонялся от суда или исполнения его решения, то истец имел право произвести барымту (насильственный угон скота).

Пастбища и пашни принадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строго разграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни, соблюдались обычаи родовой взаимопомощи.

Обособленность отдельных районов Казахстана, проявилась в образовании жузов и основывалась на особенностях экономических и географических условий этих районов, на связи кочевого скотоводческого хозяйства различных районов с определенными оседло-земледельческими центрами.

Высшим сословием в социальной структуре являлось сословие ак-суйек (белая кость), в которое входили торе и кожа, не входившие в систему жузов. Потомки Чингисхана, по праву рождения приобретали титул султана и право занимать ханский престол. Султаны были избавлены от телесных наказаний и не подлежали суду биев, наказать их мог только хан или старший из султанов. Кожа считались потомками первых проповедников ислама и пользовались огромным авторитетом среди казахов. Сословие - кара-суйек (черная кость) было наиболее многочисленное - это кочевники, ведущие самостоятельное хозяйство. В среде черной кости выделялись профессиональные группы: бии, батыры, саудагеры и другие. Самую низшую сословную группу составляли кулы – рабы, основным источником рабства являлось взятие в плен. Но рабство в Казахстане не получило распространение. Выраженной классовой дифференциации не было, что являлось причиной стабильности социального устройства казахского общества. Положение стало изменяться в связи с присоединением Казахстана к России.

 

Восстание К. Касымова

Годы: 1837-1847

Территория – весь Казахстан

Характер восстания – антиколониальный

Причины восстания:

1.истема ограничения политической самостоятельности казахских жузов (проведение реформ по отмене ханской власти на территории Казахстана, изменения административного управления);

2. колониальные действия царских властей (земельные захваты, разорение казахских аулов податями, вооруженный грабеж их царскими военными отрядами).

Цель восстания: сохранение самостоятельности не вошедших в состав царской России областей Казахстана и прекращение колонизации казахских земель через постройку крепостей и новых окружных укреплений.

Движущие силы, численность: все слои населения – крестьяне-шаруа, бии, батыры, султаны, 20 тысяч человек все слои населения – крестьяне-шаруа, бии, батыры, султаны

Ход восстания:

осень 1837 – организация отрядов повстанцев; начало открытого сопротивления царскому правительству;

весна-лето 1838 – вооруженные столкновения с царскими отрядами, нападение\на аулы ненавистных султанов; разгром Акмолинской крепости отрядом Кенесары; увеличение отрядов, перемещение центра восстания из Среднего в Младший жуз;

1840 – вторжение Кенесары в Кокандское ханство с целью освобождения и присоединения казахов Старшего жуза;

1841 – центр восстания переместился в Тургайские степи, избрание Кенесары ханом; попытка Кенесары проведения социально-экономических реформ;

1843 – нападение на западную пограничную линию и на владения Коканда, организация царского карательного отряда против Кенесары; кровопролитные столкновения с карательными отрядами, отступление восставших; 1844-1845 – восстание охватило все районы Казахстана; постройка в степи новых военных укреплений; отход восставших на юг Казахстана; 1846 – вступление отрядов Кенесары на территорию киргизских родов, конфликты между Кенесары и киргизскими манапами (феодалами); 1847 – нападение отрядов Кенесары на киргизские аулы, гибель Кенесары и его сподвижников, поражение восстания Причины поражения:

1.низкий уровень экономического и политического развития Казахстана (отсутствие у восставших огнестрельного оружия и т.д.);

2.неорганизованность, отсутствие единства среди восставших;

3.отсутствие единства между казахами и народами Средней Азии против общего врага

Значение восстания: Восстание Кенесары было самым мощным национально-освободительным движением на территории Казахстана, оно продемонстрировало силы сопротивления народа в борьбе за независимость, было составной частью освободительной борьбы народов России первой половины XIX века.


Большое значение в развитии торговой сферы и увеличении торговцев имели банки и система кредитования. Ц.Л. Фридман рассматривая проникновение иностранного капитала в экономику Казахстана, а также кредитную систему и механизм функционирования банковского капитала отмечал, что банковский капитал в Казахстане был тесно связан с торгово-ростовщическим. Анализируя торгово-промышленное развитие края, он пришел к выводу, что в Казахстане промышленная буржуазия, не отделилась от торговой, основными сферами кредитования были продажа скота, продуктов животноводства и хлеба. Уделяя внимание биржевым организациям городов Омск и Петропавловск, их функции, определяет, как оптовый сбыт продукции массового производства по образцам, стандартам и техническим описаниям.

Процесс открытия учреждений кредита активизировался с 80 годов XIX века. В Семипалатинской области на 1899 год при отделении Государственного банка были открыты сберегательные кассы. Они действовали в Семипалатинске за № 544; при Каркаралинском уездном казначействе - № 583; в Зайсане- № 582; в Усть-Каменогорске - № 770; Павлодаре- № 766.

Также функционировали с 1882 года Крестьянский банк, с 1893 года Дворянский, ряд филиалов частных банков, в основном сосредоточенных в Акмолинской и Семипалатинской областях. В 1871 году был открыт городской общественный банк в Петропавловске. В связи со значительным увеличением торговли с 1894 года ежегодно для обеспечения кредитных операций открывалось временное отделение Государственного банка на одной из крупнейших ярмарок- Куяндино-Ботовской. В Акмолинской области 345 кредитных учреждений представляли собой низовые банки, обслуживающие средние и зажиточные слои населения. Большое значение для роста торговых операций, имело открытие железнодорожного пути. М. Боголепов анализируя торговый капитал колоний, отмечал, что «Железная дорога вооружила непобедимым оружием только одну силу- торговый капитал, который был старым хозяином Сибири, а теперь удесятерил свое значение. Торговый капитал мизерный по своим размерам, был велик по своему значению».Действительно, развитие транспортной системы содействовало расширению сети торговых связей. Растущая буржуазия нуждалась в средствах коммуникации, правительство и местные власти сделали несколько шагов в разрешении этого вопроса. В 1880 году открыто срочное пароходство Тюмень- Семипалатинск, проведен телеграф от Семипалатинска в Усть-Каменогорск, Кокпекты, Зайсан. 23 января 1898 года было учреждено товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли и утвержден устав Сибирского товарищества. Железная дорога пробудила край: наладились связи с рынками; развивалось товарное земледелие; была ликвидирована обособленность и замкнутость региона; оторванность экономики; усилились сферы приложения капитала. С проведением железных дорог и с развитием средств коммуникаций резко увеличился вывоз хлеба, продуктов животноводства, изменилась структура вывоза из края.

На рубеже веков расширилась торговля, изменилась структура товарооборота, формировалось и развивалось внутреннее предпринимательство. Хозяйство края стало более интенсивно вовлекаться в систему общероссийской экономики и мировое капиталистический рынок в качестве аграрно-сырьевого придатка и рынка сбыта для капиталистической промышленности.

Совокупность этих факторов действовала разлагающе на господствующий здесь патриархально-феодальный и натуральный тип хозяйства, усиливала проникновение товарно-денежных отношений и создавала условия для роста товарооборота между Казахстаном и Россией, Казахстаном и Китаем и внутренней торговли в крае.Развитие капиталистических отношений в крае привело к ситуации, когда одновременно с увеличением количества поступавших товаров происходили изменения в структуре ввоза. Если в XIX веке ввоз в Казахстан состоял, как правило, из предметов личного потребления, то в начале XX века, наряду с ростом объема прежних статей ввоза значительный удельный вес стали занимать предметы хозяйственно-производственного потребления.Рост городского населения расширял спрос на земледельческие и скотоводческие продукции, способствовал развитию обмена между городом и деревней. На городские рынки окрестное русское и казахское население привозило хлеб, мясо, рыбу, сено, овощи. Основными потребителями скота и животноводческих продуктов на внутреннем рынке было городское население, предприятия по обработке скотоводческого сырья, русское земледельческое население. Но это потребление составляло ничтожную долю товарной продукции скотоводства. Основная часть ее вывозилась за пределы Казахстана.

Продолжали расти количество, обороты и экономическое значение ярмарок, что вызывалось ростом товарной продукции в переселенческих хозяйствах, увеличением сбыта продуктов местного хозяйства и роста спроса на привозные промышленные товары. Поскольку в глубинных районах стационарная торговля была развита слабо, поступление европейских товаров, отправка местных продуктов из-за неразвитости транспорта совершались эпизодически, постольку ярмарки выполняли важную роль в экономической жизни края. Именно к ним приурочивались поступления из центра промышленных товаров и местной продукции. Поэтому сельские сходы крестьянских селений, казачьих станиц, казахских аулов настоятельно добивались открытия новых ярмарок, торжков. В то же время наблюдалось падение оборотов на ярмарках, находившихся в непосредственной близости от железных дорог, где товарообмен обеспечивался развитой сетью предприятий постоянной торговли. Развитие транспортной системы изменило характер ярмарочной торговли. Крупные ярмарки, где совершались оптовые сделки, постепенно нача

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...