Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Устав о сибирских казахах 1822 г.

Цель введения Устава:

1. препятствовать проникновению Англии в район Восточного Туркестана путем завершения присоединения Казахстана в состав России;

2. экономические интересы Российской им­перии;

3. население юго-восточного Казахстана из-за колониальных захватов может «податься» в китайскую сторону и принять «богдыханское подданство».

Смерть Абылая в 1781 г., раздоры между его многочисленным потом­ством ослабили ханскую власть. В 1795 г. казахи направили Екатерине II проше­ние об отстранении Уали с ханского престола. В Среднем жузе наряду с Уали назначили второго хана - султана Букея.

27 декабря 1810 г. Сибирская администрация разработала и разослала по всем крепостям Ишимской, Верхнеиртышской, Алтайской линий «клятвен­ное обещание на подданство». Оно обязывало казахов, принявших россий­ское подданство, строго придерживаться российской ориентации, и за «клят­вопреступления» предусматривались строгие взыскания. Подобные пред­писания, наоборот, усложняли обстановку в Среднем жузе и, несмотря на относительное затишье, наиболее дальновидные султаны, бии, старшины, множество казахских аулов, почувствовав надвигающуюся угрозу, «бежа­ли в чужие страны», особенно в Синьцзян, откочевывали в пределы средне­азиатских владений. Петербург искал поводов к бескровному смеще­нию соправителей Букея и Уали. В 1817 г. скончался хан Букей, в 1819 - Уали. Петербург решил ханов в Среднем жузе не назначать. Практически ханство было oтмененo сверху, без согласия или предварительных пе­реговоров с влиятельными султанами.

Разработку новой реформы царь возложил на графа М. М. Сперанско­го, известного в те годы либерально настроенного деятеля, одной из обра­зованнейших личностей своей эпохи. Стержнем его многогранной деятель­ности явился ввод новых законодательных актов, уничтоживших традици­онную ханскую государственность в Среднем жузе. В разрабоке законов также принимал участие декабрист Г.С. Батюшков. Эти законы должны были приблизить устройство казахской стапи к российско­му губернскому правлению.

22 июня 1822 г. царем был утверждено «Устав о сибирских киргизах», который по сути состоял из ряда документов (10 законов – 329 параграфов):

1. «Учреждение для сибирских губерний»

2. «Устава об управлении «инородцами»

3. «Устава об управлении «киргиз-кайсаками»

4. «Устава об этапах»

5. «Положение о земельных повинностях»

6. «Положения о хлебных запасах, долговых обязательствах между крестьянами и «инородцами».

Согласно Уставу азиатская Россия была разделе­на на 2 генерал-губернаторства:

1.Западно-Сибирское. 2. Восточно-Сибирское

Отменив традиционную государственность в Среднем жузе, упразднив ханское звание, правительство ввело новую форму правления. Согласно § 3 казахи, географически расселенные в Юго-Западной Сибири, были причис­лены к «сословию кочевых инородцев», и пользовались равными правами и были подчинены Омской области (до учреждения в 1838 г. Пограничного управления казахами).

Изменения касались административно-территориальных структур казах­ских родов:

Округ

15 - 20 волостей

Окружной приказ:

старший султан (ага султан), 2 российских заседателя, назначались областным начальством; 2 «почетных киргиза» по выбору

старшие султан ы избирались из среды заслуживших доверие прави­тельства влиятельных чингизидов

Волость

10 - 12 аулов

волостной султан

 

аул

50 - 70 кибиток

аульный старшин

Устав ввел разграничения в земельные владения, принадлежащие окру­гам: причем § 9 ограничивал своевольный переход кочевников из одного округа в другой, для чего требовалось «точное позволение местного началь­ства». Это означало ломку общинно-патриархальных традиций пользова­ния земельными угодьями. Теперь казахским аулам позволялось кочевать лишь в пределах своей окружной территории, не заходя в кочевья соседне­го округа.

Эти перемены должны были ослабить влияние чингизидов, с древних времен обладавших административными привилегиями; в то же время султаны, не управлявшие волостями, сохраняли прежнюю сословную принадлежность, хотя им строго запрещалось «вмешиваться» в управление окружными под­разделениями.

Важным направлением в политике правительства в отношении местных номадов являлось желание побудить их к земледелию. §§ 177, 178 раз­решали отвод земельных участков - до 15 десятин для тех, кто переходил к оседлости, для султанов позволялось выделить «тройную», а старшинам «двойную порцию» земли. Этим путем колониальные власти стремились ис­коренить барымту, межродовые распри, ослаблявшие влияние России, зат­руднявшие борьбу с остатками ханской власти.

Устав вводил новые категории повинностей и налогов: 5-летняя льгота, или освобождение от всех податей всех категорий кочевого населе­ния (стремлением предупредить недовольство населения, привыкшего нести повинности по старой феодаль­ной системе: зякет и согым в кочевых районах, ушур - в земледельческих).

Реформа создавала положительные предпосылки для роста торгово-эко­номических процессов в Казахстане. Известную заинтересованность цариз­ма в этом следует объяснить, помимо экономических факторов, его побуж­дением укрепить среди кочевников свое политическое влияние. § 188 позволял казахам без ог­раничений сбывать свои товары свободно «как внутри своего округа, так и вне оного.

Ряд параграфов Устава внес коррективы в судебную систему:

§ 205 дифференцировал все судебные дела на 3 категории:

1) уголовные: измена, грабеж, барымта, явное неповинове­ние установленной власти

2) исковые: разбирались с участием биев в аулах и волостях

3) по жалобам на областное управление

§ 216 в целом сохранял значение традиционного бийского суда «по киргизским обычаям и законам». § 220 в случае «неосновательного решения» дел биями привле­кал их к ответственности, причем за кочевниками сохранялось право обжалования решений низших судебных инстанций. Положение допускало оформление жалоб ко­чевников и на султанов. В подобных случаях судебное разбирательство переносилось на заседание областного управления. Специальный пара­граф оговаривал выплату жалованья старшим султанам, заседателям ок­ружных приказов, султанам, управляющим волостями, переводя вчераш­них высокородных чингизидов в категорию государственных служащих, на которых распространялись действовавшие в ту пору законы импе­рии.

Суммы оплаты за службу:

1) старший султан в год получал 1200 руб.

2) российс­кие заседатели - по 1000,

3) заседателям от казахав - по 200,

4) переводчику ­800,

5) 50 лекарю - 1000,

6) волостным султанам - по 150,

7) письмоводителям ­по 300 руб.

Всего в каждом окружном приказе состояло до 15 штатных работников. Кроме того, Устав определял дополнительные ста­тьи расходов для содержания больницы - 500 руб, на ежегодные празд­ники - 3000, на «заведение» школ и училищ - 5000, для «поддержания» благотворительности - 500 руб. Всего ежегодные расходы не должны были превышать 31 000 руб.

Реформа расширяла условия для просвещения населения Среднего жуза: семь пара графов (243-249) предусматривали распространение грамотнос­ти: § 250 Устава обязывал окружные приказы «всеми средствами заботить­ся, чтоб никто из вверенного им населения не терпел нищеты и не оставал­ся без призрения». Специальный параграф 284 рекомендовал претворять его в жизнь постепенно, начиная с тех волостей, которые «особенно напра­шивали себе покровительства». Более того, § 291 устанавливал последовательность в открытии округов «один после другого» по мере расходования средств, какими областное на­чальство располагает. Разъезды и пикеты, специально организуемые одновременно с окружными приказами, наделенные военно-полицейскими функциями, были призваны «ограждать» вновь созданные административно-терри­ториальные центры от «беспорядков».

Всего намечено было открыть 7 округов, в последующем доведя их чис­ло до 8-10, охватывая смежные районы и Старшего жуза, с дальней целью выйти на среднеазиатский рубеж.

1) 8 апреля 1824 г. – Каркаралинский; 2) 22 августа 1824 г. – Кокчетавский 3) 1825 г. – Кусмурынс­кий

4) 1826 г. – Баянаульский 5) 1831 г. – Аягузский (Сергиопольский) 6) 1832 г. – Акмолинский


«Устав об оренбургских киргизах 1824 г.»

Разработанный в 1822 г. Оренбургским генерал-губернатором П. Эссеном проект аналогичного устава для Младшего жуза был принят Азиатским комитетом в 1824 г. В этой связи сразу же было принято решение об отмене ханской власти. Последний хан Младшего жуза Сергазы был вызван в Оренбург, ему присвоено звание «первоприсутствующего в Оренбургской пограничной комиссии».

Младший жуз был разделен на три части: западную - из родов байулы; среднюю - жетыру и отчасти алимулы: восточную - из алимулы, а также кипчаков и аргынов. Султаны-правители, поставленные во главе частей, являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии, куда вошли председатель, по четыре советника и заседателя из состоятельных казахов. По своим обязанностям комиссия выполняла функции губернского правления.

При каждом султане-правителе находился казачий отряд под командованием офицера. Ставки их находились в казачьих станицах и укреплениях. Как султаны-правители, так и их помощники ставились из среды сословия султанов.

Все должностные лица в Младшем жузе, начиная от аульного старшины и кончая султаном-правителем, назначались Оренбургским генерал-губернатором по рекомендации пограничной комиссии. Здесь не было выборной системы.

Проведение в жизнь положений этих документов означало колониальное закабаление Казахстана, что, естественно, вызвало взрыв негодования в степи. Начались локальные выступления, которые впоследствии слились в освободительную войну против России.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...