Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос №16. Структура и инфраструктура рынка. Классификация рынковРыночные структуры классифицируют по следующим основным признакам: /. по экономическому назначению рыночных объектов. По этому признаку выделяют рынки: потребительских товаров и услуг; факторов производства; финансовые; интеллектуального продукта; 2. по территориальному (пространственному) положению: местный (локальный) рынок; региональный рынок внутри страны; национальный рынок; региональный рынок по группе стран; мировой рынок: 3. по механизму функционирования: свободный рынок; государственно-регулируемый рынок; монополизированный рынок. 4. по степени насыщенности: равновесный рынок; дефицитный рынок; избыточный рынок; 5. по степени зрелости: рынки с развитой инфраструктурой; рынки с формирующейся инфраструктурой; 6. по правовому статусу: официальный (легальный) рынок; теневой (нелегальный) рынок. Любой рынок может полноценно функционировать лишь в том случае, если для него создана соответствующая инфраструктура. Под ИНФРАСТРУКТУРОЙ рынка понимают совокупность рыночных институтов, обеспечивающих продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю. К ней относят: биржи; ярмарки и аукционы; торговые дома; брокерские и другие посреднические организации; аудиторские фирмы; страховые компании; информационные службы и др. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются товарные биржи, фондовые биржи, биржи труда. Товарная биржа представляет собой регулярно функционирующий, организационно оформленный оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товаров. Фондовая биржа представляет собой учреждение, в котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг. Биржа труда — это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Вопрос №17. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
а) схема. Домохоз-ва тратят все получаемые ими доходы на покупку потребительских товаров, фирмы продают дом хоз-вам произведённые продукты сразу после осуществления процесса производства. Дом хоз-ва и фирмы связаны 2 группами рынков: рынками товаров и услуг( здесь дом хоз-ва приобретают товары и услуги,производимые фирмами) и рынками ресурсов( фирмы приобретают у дом хоз-в ресурсы, необходимые для процесса производства). Потоки товаров, услуг и ресурсов в схеме движутся по часовой стрелке.Они уравновешены потоками денежных средств, показанных на схеме против часовой стрелки. Платежи за ресурсы принимают форму з\п, ренты, процента. Сумма доходов дом хозв и фирм образует национальный доход. б) схема. Расходы дом хоз-в как правило меньше их доходов. Та часть дохода, которая не используется на покупку товаров и услуг, уплату налогов, сберегается.(вклады в банках, вложения в акции, облигации, ценные бумаги). Фирмы тратят в течение года больше, чем получают от продажи товаров и услуг.Это из-за того, что кроме платежей за ресурсы, они должны осуществлять инвестиции, обеспечивающие рост капитала и конкурентоспособность своих товаров. Чтобы перемещать денежные средства в виде сбережений от дом хоз-в к фирмам и превращать их в инвестиции, в рыночной экономике существуют финансовые рынки. С включением финансовых рынков в модель кругооборота на товарные рынки поступают инвестиционные товары в виде производ оборудования, зданий, оргтехники и др. Рынок продуктов и состав его участников значительно расширяется. в) схема. Гос-во связано с др элементами экономич системы через налоги, гос закупки, займы и свободное размещение средств на финансовых рынках. Следует заметить , что государство не только изымает у населения часть денежных средств, но и возвращает ему часть этих средств в виде трансфертных платежей. Поэтому при анализе потока денежных средств, поступающих от домашних хозяйств государству, необходимо учесть только чистые налоги (разница между налоговыми поступлениями и трансфертами). Денежные средства, поступившие в бюджет, в дальнейшем образуют два потока: один из них устремляется на рынок товаров и услуг, где осуществляются государственные закупки, а второй направляется на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы. Если у правительства недостает средств и образуется бюджетный дефицит ', то оно выходит на финансовый рынок с целью получить займы. В случае бюджетного профицита денежный поток устремляется от правительства на финансовый рынок с целью выгодного вложения избыточных средств. г) схема. Иностранный сектор, как и государство, связан с экономической системой тремя способами: • импортом, • экспортом, • международными финансовыми операциями. С точки зрения денежных потоков импорт показывает перелив денежных средств от домохозяйств в зарубежные страны, в то время как экспорт — приток средств через рынок к фирмам. Разница между величиной денежных поступлений по экспорту и оплатой импорта называется чистым экспортом.
Вопрос №18. Государство в рыночной экономике Практика показала, что рынок не способен решить всех проблем общества, особенно в периоды резких циклических колебаний в экономике. Государственное регулирование экономических процессов в этих условиях является тем средством, которое способно уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризиса, способствовать ее стабилизации и подъему. Многообразие задач, стоящих перед государством, определяет и многообразие экономических функций, которые оно должно выполнять. Основными экономическими функциями государства, обеспечивающими нормальное функционирование рыночной системы, являются: 1. обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы. Сущность этой функции заключается в том, что государство берет на себя задачу формирования правовой базы и правил, регулирующих экономическую деятельность субъектов хозяйствования, а также контроль за их исполнением; 2. защита конкуренции. В целях защиты интересов потребителя и общества в целом государство проводит мероприятия по защите конкуренции и, в первую очередь, разрабатывает правила поведения монополий и борьбы с ними; 3. перераспределение доходов и богатства. В рыночной экономике государство берет на себя функцию защиты малоимущих граждан через налоговое перераспределение доходов и принятие программ социальной защиты; 4. перераспределение ресурсов. В качестве инструментов такого перераспределения могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование, правовые нормы и др.; 5. стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста. Для решения вышеперечисленных задач у государства имеется достаточно широкий набор инструментов. К важнейшим из них относятся: фискальная и денежная поли- тика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика. К фискальной политике относят, прежде всего, деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Манипулируя средствами бюджета, государство может воздействовать на безработицу и инфляцию, стимулировать деловую активность. Не менее важным инструментом воздействия государства на экономику является денежная политика. Регулируя денежную массу в обращении, государство может влиять на уровень инфляции, цены, инвестиционные процессы, уровень потребления населением благ, объем производства и темпы экономического рост Социальная политика проводится государством в тесной взаимосвязи с перераспределением доходов, т.е. эту функцию государство выполняет через налоговую систему и различные социальные программы по защите малоимущих граждан. В числе важных инструментов экономической политики государства — регулирование внешнеэкономической деятельности. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует валютные ограничения и валютные интервенции, квотирование, лицензирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и др. Модели рыночной экономики МОДЕЛЬ — образец, схема чего-нибудь. В качестве образца в экономической теории рассматривают несколько моделей рыночной экономики: американскую, японскую, шведскую, немецкую, китайскую. Американская модель построена на всемерной поддержке предпринимательской инициативы граждан. Она ориентирована на достижение личного успеха теми, кто более образован, энергичен, предприимчив. В такой системе велика экономическая поляризация общества, наблюдается большое различие в уровне доходов. Здесь не ставится задача обеспечения социального равенства. Роль государства в американской модели минимальна. Она сводится в основном к перераспределению части доходов в пользу малоимущих и незанятых, формированию правовой базы, регулирующей бизнес, и определению стратегии в области образования. Японская модель, в отличие от американской, предполагает высокую степень вмешательства государства в регулирование экономики. Однако при этом активно поддерживается и стимулируется частный сектор. В экономике приоритет отдается развитию малого и среднего бизнеса. Традиции и обычаи в японской экономической модели играют существенную роль. Интересы нации приоритетны по отношению к личным интересам. Управление производством базируется на трех постулатах: пожизненный наем работников, зависимость карьеры и заработной платы от срока работы на предприятии и возраста, создание профсоюзов непосредственно на предприятии, а не по отраслевому принципу. В японской модели широко применяют среднесрочное и долгосрочное планирование, хотя оно носит не обязательный, а рекомендательный характер. Государством проводится жесткая антимонопольная политика. Шведская модель рыночной экономики характеризуется значительным вмешательством государства в регулирование экономики и активной социальной политикой. Высокие налоги позволяют государству сосредотачивать в своих руках значительные средства и направлять их на решение социальных задач. Нивелируя доходы населения, государство обеспечивает высокую социальную защиту и жизненный уровень населения. Для характеристики шведской модели экономического устройства часто применяют понятие "шведский социализм". Немецкую модель рыночной экономики отличает сильное влияние государства на экономику при значительном удельном весе государственной собственности, планирование основных макроэкономических показателей, значительная роль государства в решении социальных задач. В немецкой модели сильны позиции частного предпринимательства. Немецкая пунктуальность обусловливает формирование законодательства, направленного на строгое соблюдение договорных обязательств субъектами хозяйствования, защиту конкуренции и окружающей среды. Центральный банк независим от законодательной и исполнительной власти. Китайская модель экономического устройства характеризует не столько уже сложившуюся модель рыночной экономики, сколько модель переходной экономики. Для китайской модели характерна значительная доля государственного сектора в экономике (свыше 50%). Основной формой собственности на важнейшие средства производства является общественная. Регулирование экономики на макроуровне осуществляет государство посредством централизованного планирования. На микроуровне экономические процессы регулируются рыночными механизмами. В экономике Китая широко практикуются такие формы хозяйствования, как передача предприятий в подряд коллективам и отдельным липам. В сельском хозяйстве упор сделан на семейные крестьянские хозяйства с передачей им земли в пользование на 15—30 лет. Низкая стоимость рабочей силы и китайское трудолюбие, а также политика государства в области стимулирования экспорта делают китайскую продукцию очень конкурентоспособной на мировых рынках. Если проанализировать все вышеперечисленные модели экономического устройства, то их можно свести к двум типам. Первый тип - это те модели, в которых господствует частная собственность и всячески стимулируется частное предпринимательство. Такие модели рыночной экономики принято называть ЛИБЕРАЛЬНЫМИ. Образцом такой экономики может служить экономика США. Второй тип — это модели, основанные на значительном вмешательстве государства в процессы регулирования экономики как на макро-, так и на микроуровнях. В таких моделях высока роль государства в решении социальных задач. В экономической науке их принято называть СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМИ. Примером такой экономики может служить экономика Швеции. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |