Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совокупность научных подходов к менеджменту

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

 

ТЕМА 1. Структуры и содержание системы производственного менеджмента.

Совокупность научных подходов и менеджмента. Структура системы производственного менеджмента (СПМ). Содержание обеспечивающей, функциональной и управляющей подсистемы СПМ.

Литература: 1,8,13.

 

ТЕМА 2. Процесс принятия управленческих решений в производственном менеджменте.

Классификация управленческих решений. Технология принятия управленческих решений. Анализ управленческих решений. Прогнозирование управленческих решений. Экономическое обоснование управленческих решений. Методы менеджмента в принятии и реализации управленческих решений. Сетевое планирование и управление.

Литература: 1,4,5,7,13.

 

ТЕМА 3. Личность и коллектив в производственном менеджменте.

Психологический портрет личности. Оценка деловых качеств менеджера. Основы формирования коллектива. Мотивация достижения целей. Стиль руководства. Управление конфликтами и стрессами. Научная организация труда.

Литература: 13,14,15.

 

ТЕМА 4. Организация подготовки производства новой продукции и формирование политики развития предприятия.

Организация технической подготовки производства. Признаки поточного производства. Организация производственного потока. Пути сокращения деятельности производственных процессов. Понятие о ведущем оборудовании на поточной линии. Основные направления повышения эффективности работы поточных линий. Организация труда на рабочих местах потока.

Литература: 10,13,14.

 

ТЕМА 5. Организация обслуживания производства.

Организация материально-технического обеспечения производства. Организация энергетического хозяйства. Организация ремонтного хозяйства. Организация транспортного и складского хозяйства. Организация контроля качества продукции.

Литература: 10,13,14,15.

 

 

ТЕМА 6. Управление производственным процессом.

Характеристика производственного процесса. Тип производств. Принципы рациональной организации производственного процесса. Производственная структура предприятия и факторы ее развития. Оперативное управление производством. Разработка оперативно-календарных планов и сменно-суточных заданий. Система диспетчерского регулирования хода производственного процесса.

Литература: 1,8,10,12,13.

 

ТЕМА 7. Реализация стратегии маркетинга.

Стратегический маркетинг – как инструмент планирования. Функции и структура службы маркетинга предприятия. Сегментация рынка. Организация рекламы товаров. Организация и стимулирование сбыта товара.

Литература: 6,9,11,13.

Вопросы для проверки остаточных знаний студента.

 

1. Какие аспекты отражаются в понятии "менеджмент"?

2. Каков механизм влияния качества товара на прибыль предприятия (фирмы)?

3. Какие требования предъявляются к информации?

4. В чем отличие факторов времени и инфляции?

5. Раскройте, пожалуйста, сущность понятия "экономия", "экономический эффект", "эффективность".

6. Изменилась ли роль планирования в условиях перехода на рыночные отношения?

7. Что важнее для изготовителя: снижать себестоимость выпускаемого товара либо снижать эксплуатационные расходы по товару?

8. Какая функция при разработке стратегии фирмы выполняется раньше: маркетинг либо планирование?

9. К какой стадии жизненного цикла товара относится "сбыт товара"?

10. Содержание бизнес-плана действующего предприятия и проекта.

11. Как определяется режим потока?

12. Методы расчета коэффициента загрузки ведущего оборудования на поточной линии.

13. Особенности организации материально-технического обеспечения и обслуживания в отраслях пищевой промышленности.

14. Перечислите, пожалуйста, задачи организации:

- энергетического хозяйства;

- ремонтного хозяйства;

- транспортного и складского хозяйства.

15. Показатели качества продукции пищевой промышленности.

16. В чем заключается смысл и содержание оперативного управления производством на уровне организации, цеха, участка, рабочего места?

17. Каковы особенности управления производством в акционерном обществе?

18. Перечислите, пожалуйста, типы производственных процессов.

19. Раскройте, пожалуйста, сущность и формы рекламы.

20. Какими качествами должен обладать менеджер по сбыту?

 

ТЕМА 1. Структура и содержание системы производственного менеджмента

Системный подход

Это направление методологии специального познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

 

Принципы системного подхода (анализа):

1) чёткое формулирование целей;

2) всю проблему рассматривать как целое;

3) выявление и анализ альтернативных путей достижения целей;

4) не должно быть конфликтов между целями отдельных подсистем;

5) восхождение от абстрактного к конкретному;

6) единство анализа и синтеза;

7) выявление в объекте разнокачественных связей , их взаимодействие и др.

На основании маркетинговых исследований сначала формируются параметры системы выхода продукции (количество выработанной продукции, себестоимость, цена) и параметры входа (наличие и количество сырья, материалов, топлива, электроэнергии). Параметрами внешней среды являются факторы: экономические, социальные, технологические, наличие спроса на продукцию.

Если, например, качество «вход» пищевого предприятия удовлетворительное, то какие бы ни были на предприятии технологии, оборудование, кадры и т.д., качество «выход» тоже будет удовлетворительным.

Сначала необходимо формулировать требования к «выходу» системы, затем к «выходу» и внешней среде, и только потом к процессу.

К компонентам обратной связи системы менеджмента относятся: рекламации, отраслевая информация по НТП и инновациям.

 

Целевая подсистема

1.1. повышение качества продукции, отвечающей ГОСТам;

1.2. снижение себестоимости продукции;

1.3. расширение рынка сбыта продукции;

1.4. организационно-техническое развитие производства;

1.5. социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды.

Обеспечивающая подсистема

2.1. методическое обеспечение;

2.2. материально-техническое обеспечение;

2.3. информационное обеспечение;

2.4.правовое обеспечение.

Функциональная подсистема

3.1. маркетинг;

3.2. планирование;

3.3. организация производственного процесса;

3.4. учёт и контроль;

3.5. мотивация;

3.6. регулирование.

Управляющая подсистема

4.1. управление персоналом;

4.2. социология и психология менеджмента;

4.3. разработка и реализация управленческого решения;

4.4. анализ показателей;

4.5. прогнозирование в принятии решений.

 

 

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

К инфраструктуре региона относится:

- рыночная инфраструктура (банки, страховые и другие финансовые структуры);

- окружающая среда (качество воздушного бассейна, почвы, водных и природных ресурсов);

- промышленность;

- строительство;

- здравоохранение;

- наука и образование;

- культура;

- торговля;

- общественное питание;

- транспорт и связь;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- бытовое обслуживание;

- пригородное сельское хозяйство и др.

Чем выше уровень развития, стабильность и эффективность работы отраслей, инфраструктура региона, тем выше будет морально-психологический климат в коллективе, градообразующей фирмы (нет задержек на транспорте, в магазинах и т.д.) лучше здоровье работников и высшие образование, тем больше будет взносов в местный бюджет. Каждый регион заинтересован в увеличении удельного веса конкурентоспособной продукции фирмы и соответственно увеличении прибыли.

 

 

К факторам прямого воздействия внешней среды на эффективность функционирования фирмы и к факторам микросреды относятся следующие:

- конкуренты;

- контактные аудитории;

- маркетинговые посредники;

- законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.

Контрольные вопросы по теме 1

- Чем занимается менеджер в производстве?

- Каков механизм влияния качества товара на прибыль предприятия?

- Какие требования предъявляются к информации?

 

Тест №1

Выберите правильный ответ.

Какова структура видов ресурсов в пищевой промышленности?

1. материальных ресурсов;

2. трудовых ресурсов;

3. финансовых ресурсов;

4. основных производственных фондов

Тест №2

Выберите правильный ответ.

Какой из перечисленных методов обеспечения ресурсами наиболее подходит к пищевой промышленности?

1. через товарно-сырьевые биржи;

2. прямые связи, аукционы, конкурсы;

3. собственное производство;

4. спонсорство и др.

 

ТЕМА 2. Процесс принятия управленческих решений в производственном менеджменте

Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизация, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

В понятие «технология принятия решений» входят следующие элементы:

- что делать (ассортимент)?

- с какими затратами?

- как делать (по какой технологии)?

- кому делать (исполнителю)?

- когда делать (сроки)?

- для кого делать (потребители)?

- где делать (место)?

- что это даёт (экономический, социальный, экологический и технический эффект)?

Если Вы ответили на все вопросы положительно, и увязали элементы в пространстве, во времени, по ресурсам и исполнителям, значит, Вы разработали технологии принятия решения. Этап выполнения управленческих решений требует осуществления следующих операций:

1. Анализ ситуации или объекта по качественным и ресурсным показателям.

2. Сравнение эффективности объекта с лучшими отраслевыми, мировыми достижениями в данной области.

3. Определение расхождения показателей анализируемых объектов.

4. Анализ литературных источников патентного фонда, отчётов о них, рекламаций и претензий покупателей.

5. Анализ организационно-технического уровня производства.

Основными принципами рациональной организации новых процессов являются:

1) пропорциональность, 2) непрерывность, 3) параллельность, 4) прямоточность, 5) ритмичность, 6) концентрация однородных предметов труда в одном месте.

Процесс принятия решений включает в себя следующие операции:

1) подготовку к работе;

2) выявление проблемы и формирование целей;

3) поиск информации, ее обработку;

4) выявление возможности ресурсного обеспечения;

5) ранжирование целей (распределение по порядку);

6) формулирование задач;

7) оформление необходимых документов;

8) реализацию задания.

Применение системного подхода к процессу принятия решения позволяет определить структуру проблемы, систему её решения, взаимосвязи компонентов и очередность их совершенствования.

Параметрами качества выполнения управленческого решения являются показатель риска вложения инвестиций, вероятность реализации решения по качеству продукции в соответствии со сроками окупаемости, обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов по фактору времени (осуществляется, исходя из предпосылки, что сегодняшний рубль будет завтра дороже).

 

 

При процентной ставке 10% в год вкладчик будет иметь 110 у.е., при 100 у.е. вложенных.

Кд = (1+ а)t, где:

а – процентная ставка доли единицы;

t – количество лет между годами вложения инвестиций и годом пуска объекта в эксплуатацию;

Кд – коэффициент дисконтирования

Кд = (1 + 0,1)2 = 1.21

 

Для учёта фактора времени прошлые затраты приводятся к будущему году пуска объекта в эксплуатацию или к году реализации мероприятия при помощи умножения номинальных прошлых затрат на коэффициент дисконтирования (Кд):

Сроки окупаемости инвестиций так рассчитывается:

 

Ток =

или Зп = Зн х Кд,

 

где: Зп – затраты прошлые,

Зн – затраты новые.

 

Пример для учёта фактора инфляции

При обеспечении сопоставимости альтернативных управленческих решений

Показатели Значение показателей
1. Количество реализованной продукции (А), в тоннах, в течение 2001 г.
2. Количество реализованной продукции (В), в тоннах, в течение 2001 г.
3. Цена (в среднем за год) за единицу продукции (А) в 2001 г. (у.е. за 1 т)
4. Цена за единицу продукции (В) в 2001 г. (у.е. за 1т)
5. Индекс инфляции по продукции (А) в среднем за 2002 г. 1,25
6. Индекс инфляции по продукции (В) в среднем за 2002 г. 1,16

 

Определить:

1) Приведённые к концу 2001 г. цены на продукцию (А) и (В);

2) объём продаж в 2001 г. по ценам на конец 2002 г.;

3) средний индекс инфляции по продукции фирмы.

Решение:

1. Определяем цену продукции (А) приведённую концу 2001 г. – началу 2002 г.:

180 х 1,25 = 225 у.е.

2. Определяем цену продукции (В) приведённую к концу 2001 г. – началу 2002 г.:

500 х 1,16 = 580 у.е.

3. Определяем объём продаж:

1000 х 225 + 120 х 580 = 294600 у.е.

4. Определяем средний индекс инфляции по продукции фирмы:

Уср = 1000 х 1,25 + 120 х 1,16 х 580/294600 = 1,22

 

Таким образом, если решение принимается в 2002 г., то цены должны быть приведены к этому периоду.

 

Анализ управленческих решений

Принципы анализа:

1. Принцип единства анализа и синтеза предполагает разложение на составные части анализируемые сложные явления.

2. Принцип выделения ведущего звена, ранжирование факторов, предполагает постановку целей и установление способов достижения этой цели. При этом всегда выделяется основное ведущее звено, применяя методы факторного анализа и структуризации проблемы.

3. Обеспечение сопоставимости вариантов анализа по объёму, качеству, срокам, методам получения информации.

4. Принцип оперативности своевременности анализа направлен на сокращение времени выполнения работ за счёт реализации принципов рациональной организации процессов.

5. Принцип количественной определённости, параметров, связей между системами и снижения риска при принятии решений.

 

Анализ показателей

Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы; выявить отклонение от плановых показателей, восстановить их причины и выявить резервы.

Основные виды сравнений, применяемые при анализе:

1. отчётные показатели с плановыми показателями;

2. плановые показатели с показателями предыдущего периода;

3. отчётные показатели с показателями предыдущего периода;

4. показатель работы за каждый день;

5. сравнение со среднеотраслевыми данными;

6. показатели технического уровня и качества продукции;

7. показатели аналогичных периодов.

К экономическому обоснованию относятся:

1. учёт фактора времени;

2. учёт затрат и результатов за жизненный цикл товара;

3. применение к расчёту системного подхода;

4. обеспечение многовариантности технических и организационных решений;

5. учёт факторов неопределённости и риска.

Сетевые методы

Сетевое планирование и управление (СПУ) – графоаналитический метод управления процессами создания (проектирования) любых систем.

Сетевой график – это полная графическая модель комплекса работ, направленных на выполнение единого задания, в которой (модели) определяется логическая взаимосвязь, последовательность работ и взаимосвязь между ними.

Основными элементами сетевого графика являются работа (изображается стрелкой) и событие (изображается кружком).

Работа – это процесс или действие, которое нужно совершить чтобы перейти от одного события к другому. Она характеризуется определенными затратами труда и времени. Если для перехода от одного события не требуется ни затрат времени, ни затрат труда, то взаимная связь таких событий изображается пунктирной стрелкой и называется фиктивной работой. Фиктивная работа представляет собой, таким образом, логическую связь между событиями и показывает зависимость начала выполнения какой-либо работы от результатов выполнения другой.

Событие – это фиксированный момент времени, который представляет собой одновременно окончание предыдущей работы, т.е. её результат (исключение – начальное событие), и начало последующей работы (исключение – конечное событие).

Любая непрерывная последовательность взаимосвязанных событий и работ носит название – путь. Путь от начала до конечного события называется полным. Путь от данного события до завершающего называется последующим за данным событием, а от исходного события до данного – предшествующим.

 

Приведём фрагмент укрупнённого комплекса работ по маркетингу на первой стадии жизненного цикла товаров.

 
 

 

 


Рис.2 Фрагмент комплекса работ по маркетингу на первой стадии жизненного цикла товаров.

 

События:

1 – получено задание с финансирование на маркетинговые исследования;

2 – выполнен анализ нормативно-методических документов фирмы на предмет соблюдения в них концепции маркетинга (концепция ориентации любой деятельности на потребителя, на высокое качество «выхода» системы);

3 – проведена сегментация потенциальных рынков, где намечается позицирование товаров фирмы;

4 – проведены исследования конкурентоспособности продукции основных конкурентов;

5 – разработан проект предложений по реализации в положениях о службах фирмы концепции маркетинга;

6 – разработан проект нормативов конкурентоспособности продукции фирмы и фирмы в целом;

7 – утверждены нормативы конкурентоспособности и предположения по реализации концепции маркетинга в службах фирмы;

работы:

1-2 – анализ нормативно-методических документов фирмы на предмет соблюдения в них концепции маркетинга продолжительностью 2,5 месяца;

1-3 – сегментация потенциальных рынков, продолжительностью 4,5 месяца;

1-4 – исследование конкурентоспособности продукции основных конкурентов, продолжительностью 3,5 месяца;

2-5 – разработка проекта предложений по реализации в службах фирмы концепции маркетинга (3,0 мес.);

3-6 – позицирование продукции фирмы (2,5 мес.);

4-6 – разработка проекта нормативов конкурентоспособности товаров фирмы (4,0 мес.);

5-7 – согласование проекта предложений по реализации в службах фирмы концепции маркетинга (3,0 мес.);

6-7 – согласование проекта нормативов конкурентоспособности товаров фирмы и фирма в целом (2,5 мес.).

Сделаем краткий анализ сетевого графика.

Критическим (наиболее продолжительным) является путь 1-4-6-7 продолжительностью в 10,0 месяцев (3,5 + 4,0 + 2,5). Путь 1-3-6-7 имеет продолжительность 9,5 месяцев (4,5 + 2,5 + 2,5), путь 1-2-5-7 имеет продолжительность 8,5 месяцев (2,5 + 3,0 + 3,0). Срыв любого события на критическом пути (на рисунке обведён жирной линией) ведет к срыву всего комплекса работ. Остальные пути имеют некоторый резерв времени, например, путь 1-3-6-7 имеет резерв в 0,5 месяца (5%), путь 1-2-5-7 в 1,5 месяца (15%). Напряженность последнего пути равно 0,85, что означает допустимость задержки событий 2 и 5 в сумме не более, чем на 1,5 месяца. Таким образом, сетевые модели позволяют наглядно установить взаимосвязь событий и оптимизировать комплекс работ.

Сетевые графики применяются при установлении последовательности проведения ремонта оборудования.

ТЕМА 3. Бизнес – планирование на предприятии

Виды планов:

1. Стратегическое планирование – план составляется на 10-15 лет, формируется стратегия и пути достижения.

2. Долговременное планирование – составная часть стратегического планирования (планируется на несколько лет).

3. Текущее планирование – осуществляется на текущий год, представляет собой этапы реализации стратегии предприятия. Этот план имеет деятельный характер, он охватывает сбыт, производства, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги работы предприятия. В годовом финансовом плане планируется денежные потоки: прибыль и убытки, состояние баланса предприятия.

4. Оперативно-производственное планирование – план составляется на короткий срок, очень детализирован. Примерами служат графики стандартной недели кондитерского предприятия. ОПП подразделяется на календарное и диспетчирование. На основе календарного плана разрабатывается производственное задание по выработке продукции на месяц, декаду, сутки, час. При помощи диспетчирования осуществляется текущее руководство ходом процесса производства, оперативный контроль за выполнением графиков выработки продукции. Выявляются узкие места, возникающие на определённых участках производства и принимаются меры для их устранения.

5. Инвестиционные проекты – это планы капитальных вложений, направляемые на создание новых производственных мощностей, имеют долговременный характер.

6. Бизнес-планирование – составляется как для нового проекта, так и для действующего предприятия.

7. Технологическое планирование – это разработка норм по расходованию сырья, материалов, а также норм на отходы и др. допустимые потери, составления рецептур, карт технологического процесса и контроль за их выполнением.

8. Социальное планирование рассматривает вопросы повышения квалификации и образовательного ценза, улучшения условий труда и быта.

Бизнес-планирование – документ стандартный для большинства стран с развитой рыночной экономикой. Во всём мире принято выдавать ссуду только после тщательного анализа бизнес-планов.

Бизнес-план проекта имеет следующие задачи:

a) изучение емкости и перспективы развития рынка сбыта;

b) оценка затрат;

c) маркетинговые исследования

этот документ готовится для получения финансовых средств. Составляется на 3-5 лет вперед.

Первый раздел бизнес-плана – описание продукции

В этом разделе описывается, какие потребности призвана удовлетворять продукция, чем отличается данная продукция, почему она будет пользоваться спросом у покупателя.

Важно охарактеризовать показатели качества, дизайн, особенности упаковки, какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности Вашей продукции или технологии.

В этом разделе указывается примерная цена, по которой будет продаваться товар, и связанные с его производством затраты, а, следовательно, примерная прибыль на единицу продукции.

Следует иметь ввиду следующие типы конкурентных преимуществ:

1. Более низкие издержки и цены на продукцию.

2. Специализация продукции.

3. Хорошая ориентация предприятия, хорошая репутация фирмы.

 

Второй раздел бизнес-плана – оценка рынка сбыта

Необходимо ответить на такие вопросы: кто, почему, сколько и когда будут покупать Вашу продукцию; завтра, послезавтра и в течение ближайших лет. Эти работы проводятся по следующим этапам:

1-й этап: Оценка потенциальной ёмкости рынка, то есть общая стоимость товара, показатели определённого региона, сколько можно продать за месяц или за год.

2-й этап: Оценка суммы продаж, т.е. той доли рынка, которую Вы надеетесь захватить, и соответственно каков максимальный объём от общей суммы реализации, на которую Вы можете рассчитывать при Ваших возможностях. Например: Вы хотите организовать свою пекарню. Что Вам надо знать: сколько булочных в регионе, численность населения района.

3-й этап: Объём продаж, т.е. оценка того, сколько реально вы можете продать при том уровне цен, какие вы намерены установить.

Задачи отраслевых торговых палат:

1) Обобщение условий снабжения производства и сбыта продукции.

2) Как меняется спрос на продукцию, какие наметились сдвиги, что происходит с ценами на покупаемые ресурсы.

 

Третий раздел бизнес-плана – оценка конкурентов

В этом разделе необходимо ответить на вопросы:

1. Кто является крупнейшим производителем аналогичной продукции?

2. Как обстоят дела с внедрением новой продукции?

3. Много ли внимания уделяют конкуренты рекламе своих изделий?

4. Что представляет собой их продукция, её дизайн?

5. Каков уровень цен на продукцию конкурента?

6. Какова их политика цен?

ПЛАН МАРКЕТИНГА

В плане маркетинга рассматриваются:

- схема распространения товара;

- реклама;

- ценообразование;

- методы стимулирования продаж;

- организация послепродажного обслуживания клиента;

- формирование общего мнения о предприятии и его продукции.

В плане также кратко излагаются способ продажи продукции (через собственные магазины или через оптово-торговые организации); методы определения цены продукции, ожидаемый уровень прибыльности на вложенные средства, организация рекламы и выделение средства на нее.

 

ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Главной задачей этого раздела является доказательство партнёрам, что вы в состоянии будете реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством.

Вопросы, на которые надо ответить в этом разделе:

Товары будут изготавливаться на действующих или вновь создаваемых линиях?

Какие для этого потребуются мощности, и как они будут возрастать год от года?

Где и у кого будет закупаться сырьё, материалы?

Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести?

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

(Организация труда и заработной платы)

в этом разделе указываются, какие специалисты, и с какой заработной платой понадобятся, приводится организационная схема предприятия.

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ПЛАН

А этом разделе указывается форма собственности и правовой статус предприятия.

 

ОЦЕНКА РИСКА И СТРАХОВАНИЯ

Важно заранее предугадать все типы риска; источники этих рисков и момент их возникновения; требуется оценить, какие риски наиболее вероятны и во что они могут вам обойтись. Нужно разработать программу страхования рисков, банкротства.

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Здесь готовятся следующие документы: прогноз объёмов реализации; баланс денежных доходов и поступлений; таблицы доходов и затрат; сводный баланс активов и пассивов предприятия; графики прибыльности.

Прогноз и объём реализации составляется на три года: для первого года данные приводятся помесячно; для второго – поквартально; третьего – общей суммой продаж за 12 месяцев.

Баланс денежных расходов и поступлений позволяет оценить, сколько денег нужно вложить в проект. Главная задача баланса денежных расходов – проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит проверить будущую ликвидность вашего предприятия.

Формирования рыночного механизма зависит от банкиров и предпринимателей.

Таблица доходов и затрат, включает следующие показатели:

1) доходы от продаж товаров;

2) издержки производства;

3) суммарная прибыль от продаж;

4) общепроизводственные расходы;

5) чистая прибыль.

 

Сводный баланс активов и пассивов предприятия

Его обычно очень тщательно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы намечается вложить в активы разных типов и за счёт каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов.

Стратегия финансирования предусматривает, какую долю потребных средств можно и нужно получить в форме кредита, а какую лучше привлечь в виде паевого капитала.

Далее рассмотрим более подробно разделы бизнес планирования.

3.1. Годовой план развития предприятия

Годовой план, разрабатываемый на пищевых предприятиях, называется планом развития предприятия. Он включает следующие планы:

1) производства и реализации продукции;

2) маркетинга (вместе с планом материально-технического обеспечения);

3) технического развития;

4) повышения экономической эффективности производства;

5) капитальных вложений и капитального строительства;

6) по труду и его стимулированию;

7) маркетинга, включая план материально-технического снабжения;

8) по издержкам производства;

9) финансовый;

10) социального развития;

11) мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

 

1. План производства и реализации продукции

план производства – ведущий раздел плана развития предприятия. От того, какой ассортимент и в каком количестве выпустит предприятие, зависят все показатели работы предприятия.

На основе производственной программы планируются количество и стоимость сырья, материалов, топлива и электроэнергии, рассчитываются численность промышленно-производственного персонала (ППП), фонд их оплаты, себестоимость продукции. От объёма продукции зависит величина прибыли, получаемой предприятием.

В плане производства рассчитываются объёмы продукции в натуральных величинах (тонны, центнеры и т. д.), товарная продукция и реализованная продукция.

Исходными данными для составления плана производства является:

1) изучение спроса на продукцию;

2) заключение договора с поставщиками на сырьё и материальные ресурсы;

3) наличие производственных мощностей с учётом их ввода и выбытия;

4) утверждённые нормы и нормативы;

5) режим работы предприятия;

6) обеспечение рабочей силой;

7) цена на материально-технические ресурсы и готовую продукцию;

8) мероприятия по повышению эффективности производства.

В натуральном выражении объём производства (П программа) определяется умножением технико-экономической нормы производительности ведущего оборудования в сутки по каждому виду продукции (NТЭК) на количество дней работы оборудования (Ф):

 

П программа = NТЭК * Ф

Технико-экономическая норма зависит от мощности оборудования и коэффициента его использования:

NТЭК = N * Кисп, где:

N – мощность

Кисп – коэффициент использования мощности

Существует три коэффициента использования мощности: интенсивный, экстенсивный, интегральный.

 

К интенс = ; К экстен = ; К интегр = К инт * К экст

 

Количество дней работы оборудования рассчитывается, исходя из режима работы предприятия и графиков планово-предупредительного ремонта (ППР).

Основной частью плана производства является планирование качества продукции на основе отечественного и зарубежного опыта.

Планирование включает снятие продукции не пользующейся спросом, а так же разработку новых видов продукции, замену дефицитного сырья.

Дополнительными показателями плана производства является объём продаж, товарная продукция, реализованная продукция.

Товарная продукция отличается от реализованной остатками на складе и в пути.

Объём товарной продукции включает стоимость готовой продукции, предназначенной для реализации, отвечающей ГОСТам, в неё могут входить полуфабрикаты на сторону; стоимость тары, которая должна быть изготовлена данным предприятием для его собственных нужд. Если стоимость товары не включена в оптовую цену предприятия, а также стоимость работы и услуг промышленного характера, которые должны быть выполнены по заказам со стороны, в стоимость товарной продукции включается переработки сырья и материалов заказчика при условии, что сырьё будет ему оплачено. Если сырьё заказчику оплачено не будет, то в объем товарной продукции включается только та сумма, которая определяет собой выручку за переработку сырья заказчика .

В объём реализованной продукции (Р) входит товарная продукция (Т), стоимость остатков нереализованной продукции на складе и в пути на начало планируемого года минус стоимость остатков нереализованной продукции на складе на конец планируемого года.

Р = Т + О1 – О2

Р = Т + (О скд. на нач. + О путь на нач.)-(О скд. на кон. + О путь на кон)

Реализованная продукция – это продукция, которая оплачена заказчиком, деньги за которую поступили на счёт предприятия-поставщика.

Показатель реализованной продукции нужен нам для расчёта прибыли от реализации продукции

Р – С = Прибыль от реализации

Р – реализованная продукция

С – себестоимость продукции

Отличие производственной программы от производственной мощности заключается в следующем: производственная мощность рассчитывается на самые лучшие условия работы (идеальные), а производственная программа учитывает реальные возможности в планируемом периоде.

Если М = П, то предприятие автомат – идеальные условия работы.

Если М – П = Резерв, имеются резервные мощности.

ПРИМЕР. Произвести анализ выполнения плана за отчётный период и по ассортименту:

 

Изделие № 1 План Факт
Изделие № 2
Изделие № 3
Изделие № 4
Изделие № 5 -
Итого:

 

Решение:

1. Общее выполнение плана: х 100% = 101,3%

2. Выполнение плана по ассортименту:

х 100% = 81,6%

План технического развития производства и повышение его эффективности

В плане технического развития разрабатываются следующие вопросы:

1) освоения новых видов продукции, повышение качества выпускаемой продукции;

2) внедрения прогрессивной технологии, механизации, автоматизации производства, внедрение НОТ;

3) совершенствование управления, организации производства;

4) капитального ремонта и модернизация оборудования;

5) экономии материальных ресурсов (сырья, топлива, энергии).

По каждому включенному в план мероприятию определяют:

1) цель и назначение в мероприятия,

2) срок внедрения в производство,

3) инвестиции на внедрение,

4) источники финансирования затрат,

5) годовой экономический эффект,

6) ответственных исполнителей.

Затраты, связанные с внедрением мероприятия, подразделяются на единовременные и текущие.

Единовременные затраты - покупка оборудования, стоимость оборудования, его доставка, монтаж (заработная плата слесарю, электрику), демонтаж (разборка оборудования, хранение и обслуживание).

Текущие затраты- затраты на текущий ремонт, связаны с эксплуатацией оборудования. Они систематически возобновляются и повторяются. Текущие затраты входят в себестоимость продукции по статье «текущий ремонт и амортизация».

 

Оплата труда

Существует две формы оплаты труда: сдельная и повременная (по тарифному разряду). Обе формы оплаты труда являются премиальными.

В пищевой промышленности существует шестиразрядная тарифная система:

1 разряд показывает оплату неквалифицированного труда.

Существуют две тарифные ставки:

- для рабочих основного производства

- для ремонтных рабочих.

В настоящее время администрация предприятия совместно с профсоюзом устанавливают разряды, тарифные ставки на основе аттестации работающих.

Тест № 4. Выберите правильный ответ.

Что не относится к конкурентным преимуществам фирмы?

1. Более низкие издержки и цены на продукцию;

2. Специализация продукции;

3. Банковский кредит;

4. Хорошая ориентация предприятия, хорошая репутация фирмы.

Правильный ответ смотрите на стр.

 

Тест № 5. Выберите правильный отв

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...