Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

 

 

Учебно-методическое пособие для студентов специальностей

080502 - Экономика и управление на предприятии (в АП),

080109 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит,

080105 - Финансы и кредит, 080111 - Маркетинг

 

 

2-е издание, переработанное и дополненное

 

КИРОВ 2010

 

УДК 65.012

 

ББК 65.9 (2) 29

 

 

Шулятьева Г.М. Экономическая оценка деятельности организации (предприятия): Учебно-методическое пособие для студентов специальностей 080502 - Экономика и управление на предприятии (в АП), 080109 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080105 - Финансы и кредит, 080111 - Маркетинг. – 2 –е изд., перераб. и доп. - Киров: Вятская ГСХА, 2010. – 22 с.

 

 

Рецензенты:

зав. кафедрой статистики и математического моделирования экономических процессов, доцент, кандидат экономических наук Е.Н. Гришина;

 

доцент кафедры маркетинга и стратегического планирования, кандидат экономических наук Л.А. Фуфачева.

 

Учебно-методическое пособие рассмотрено и рекомендовано к печати методической комиссией экономического факультета Вятской государственной сельскохозяйственной академии (протокол № 6 от 23 июня 2010 г.).

 

Учебно-методическое пособие рассчитано на студентов очного, заочного, очно-заочного отделений экономического факультета, обучающихся по специальностям 080502 - Экономика и управление на предприятии (в АП), 080109 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080105 - Финансы и кредит, 080111 - Маркетинг, изучающих дисциплину «Экономика организаций (предприятий)» и выполняющих дипломные работы по теме «Экономическая оценка деятельности и перспективы развития организации (предприятия)». Учебно-методическое пособие окажет существенную помощь в организации самостоятельной работы студентов в указанных направлениях.

 

© ФГОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия», 2010

 

© Шулятьева Галина Михайловна, 2010

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  Введение
Оценка размера деятельности
Характеристика специализации и организационной структуры
Ресурсный потенциал предприятия и оценка уровня его использования  
Оценка прибыльности и рентабельности
Оценка финансового состояния
Оценка производственной деятельности
Оценка сбытовой деятельности
Оценка факторов внешней среды
  Литература

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономическая оценка деятельности осуществляется с целью выяснить, насколько успешно функционирует предприятие. Успешное предприятие демонстрирует устойчивые темпы наступления по следующим позициям: рост, развитие, прибыльность, рентабельность, платежеспособность, финансовая независимость. Экономическая оценка представляет собой внутреннее обследование предприятия с целью выявления сильных и слабых сторон, взвешивания факторов по степени важности и срочности разрешения. Достижение названной цели позволяет привести внутренние силы и слабости в соответствие с внешними условиями и подготовиться к выбору наиболее приемлемого управленческого решения.

Экономическая оценка деятельности предприятия включает оценку размера деятельности, характеристику специализации и организационной структуры, ресурсного потенциала, оценку прибыльности и рентабельности, финансового состояния, сбытовой, производственной деятельности и факторов внешней среды.

В настоящее время наблюдается недостаток методической литературы в области комплексной оценки деятельности предприятия, в связи с этим разработка данных рекомендаций является актуальной задачей.

Пособие предназначено, в основном, для студентов экономического факультета, выполняющих дипломные работы по темам: «Экономическая оценка деятельности и перспективы развития предприятия», «Экономическая оценка и перспективные направления деятельности предприятия», «Экономическая оценка и направления повышения эффективности деятельности предприятия» и по другим темам при выполнении раздела «Организационно-экономическая характеристика предприятия». Пособие также может быть использовано студентами при изучении дисциплин «Экономика отраслей АПК», «Экономика организаций (предприятий)» и при обследовании предприятий в период производственной практики, написании отчета и курсовой работы по названным дисциплинам.

 

Оценка размера деятельности

 

Основной показатель экономического размера деятельности предприятия – это выручка от продажи продукции, работ, услуг. Изучение текущей выручки в динамике позволяет выявить темпы ее изменения; сопоставив их с темпами инфляции, можно судить об изменении размера деятельности.

К дополнительным показателям размера деятельности относятся: среднесписочная численность работников, среднегодовая стоимость основных средств, среднегодовой остаток оборотных средств, площадь сельскохозяйственных угодий (в сельскохозяйственных предприятиях)

Оценка размера деятельности позволяет выявить не только темпы изменения показателей, но и отнести предприятие к малым, средним или крупным.

 

Оценка финансового состояния

 

В данном разделе не ставится задача рассмотрения всех элементов финансового анализа. Акцент сделан на основных инструментах, позволяющих оперативно и достоверно оценить финансовое состояние предприятия.

Основными критериями оценки финансового состояния являются показатели платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Понятия «платежеспособность» и «финансовая устойчивость» достаточно условны и не имеют строгих границ. Принято считать, что платежеспособность выражается коэффициентами, измеряющими соотношение оборотных активов, или отдельных их элементов, с краткосрочной задолженностью и показывает, в какой мере активы предприятия покрывают его краткосрочные долги. Финансовая устойчивость выражается целым рядом коэффициентов, разносторонне оценивающих структуру баланса для выявления степени независимости предприятия от случайностей, связанных не только с условиями рынка, но и со срывами договоров, неплатежами и т.п.[3]. Коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности рассчитываются по данным баланса и сопоставляются с нормативными уровнями, установленными либо экспертно, либо официально.

Платежеспособность предприятия определяют по следующим показателям:

- коэффициент абсолютной ликвидности= = норматив 0,2;

- коэффициент критической (промежуточной) ликвидности= =

норматив 1;

- коэффициент текущей ликвидности = = норматив 2.

 

Если фактические значения коэффициентов больше либо равны нормативам, следовательно, предприятие в состоянии в срок погашать краткосрочные обязательства, используя соответствующие текущие активы.

Финансовую устойчивость предприятия оценивают достаточно большим количеством коэффициентов, к ним относятся:

- коэффициент автономии (финансовой независимости) = = , норматив 0,5;

- коэффициент соотношения заемных и собственных средств = = , норматив 1;

- коэффициент обеспеченности собственными средствами = = ;

- коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными активами = , норматив 0,6 – 0,8;

- коэффициент маневренности собственных средств= = , норматив 0,5;

- индекс постоянного актива = ;

- коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств=

= .

 

По данным коэффициентам можно судить, в состоянии ли предприятие погашать все виды обязательств на дату составления баланса, используя собственные средства.

 

Оценка сбытовой деятельности

 

В ходе оценки сбытовой деятельности необходимо выяснить следующие позиции:

-доля рынка и конкурентоспособность продукции предприятия. Желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости является для многих предприятий существенной целью. Однако, следует заметить, чтобы обеспечивать прибыльность деятельности, далеко не обязательно занимать преобладающую долю рынка;

- разнообразие и качество ассортимента изделий. Прибыльным может быть как узкий, так и широкий ассортимент изделий, поэтому необходима его регулярная оценка;

- контроль изменений на рынках в интересах потребителей;

- организация исследований новых товаров и рынков;

- предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;

- эффективный сбыт, реклама и продвижение товара. Агрессивная, компетентная команда сбытовиков может оказаться самым ценным достоянием предприятия. Аналогично творчески направленная реклама служит хорошим дополнением к ассортименту товаров;

- контроль прибыльности продукции. Производство лучших товаров и стимулирующие сбыт усилия окажутся напрасными, если отсутствует прибыль. Поэтому необходим постоянный контроль за прибылью от различных товаров и услуг.

 

 

Оценка факторов внешней среды

 

Оценка факторов внешней среды осуществляется с целью выявления возможностей и угроз для предприятия. К факторам внешней среды, которые могут обуславливать возможности или угрозы для предприятия, относятся: политика (руководство предприятием и специалисты должны следить за нормативными документами местных органов власти и федерального правительства, по возможности участвовать в политическом процессе), международные (необходимо постоянно контролировать и оценивать изменения на международном рынке, в соответствии с которыми предприятие может принимать меры по укреплению внутреннего рынка, поиску правительственной защиты против иностранных конкурентов или расширению международной активности), экономические (должны постоянно оцениваться следующие факторы экономической среды: темпы инфляции или дефляции, уровни занятости, международный платежный баланс, налоговые ставки, проценты по ссудам, каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия), рыночные (необходимо анализировать конъюнктуру рынка (цены, показатели производства, внутренней и внешней торговли, спроса и предложения), конкуренция (выявляются конкуренты, изучаются фактические и возможные реакции конкурентов, их сильные и слабые стороны), технологические (игнорирование изменений в технологии производства могут поставить организацию в безнадежное, проигрышное положение, поэтому необходимо определить, какие факторы в технологической внешней среде могут создать угрозу для предприятия), социальное поведение (это меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества, к которым с целью выживания предприятие должно приспосабливаться).

 

 

Литература

 

 

1. Берзинь И.Э. Экономика фирмы. – М.: Институт международного права и экономики, 1997.– 253 с.

2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 560 с.

3. Кондратова И.Г.Анализ использования трудовых ресурсов как важнейшей части ресурсного потенциала организации //Экономический анализ: теория и практика.- 2010.- №1.- 32-37.

4. Крейнина М.Н. Оценка финансового состояния организации с использованием международных стандартов. – М: ОАО «Чертановская типография», 2001. – 50 с.

5. Кулинцев И.И. Экономика и социология труда. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.- 288 с.

6. Лебедев П. Управление затратами: философия и инструменты // Консультант.- 2010.- №3.- 34-38.

7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1992. – 702 с.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. - 3-е изд., стереотипное. – М.: АЗЪ, 1995. –928 с.

9. Петренко И.Я., Чужинов П.И. Экономика сельскохозяйственного производства. – Алма-Ата: Кайнар, 1992. - 560 с.

10. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. Пер. с франц; под ред. Л.П. Белых.– М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. – 375 с.

11. Управление инновациями: В 3 кн. Кн. 1. Основы организации инновационных процессов: Учеб. пособие / А.А. Харин, И.Л. Коленский; под ред. Ю.В. Шленова.- М.: Высш. шк., 2003.- 252 с.

12. Экономика предприятия. Пер. с нем. – М.: ИНФРА-М, 1999.- 928 с.

 

Учебное издание

 

 

Шулятьева Галина Михайловна

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

 

 

Учебно-методическое пособие для студентов специальностей

080502 - Экономика и управление на предприятии (в АП),

080109 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит,

080105 - Финансы и кредит, 080111 - Маркетинг

 

 

2-е издание, переработанное и дополненное

 

КИРОВ 2010

 

УДК 65.012

 

ББК 65.9 (2) 29

 

 

Шулятьева Г.М. Экономическая оценка деятельности организации (предприятия): Учебно-методическое пособие для студентов специальностей 080502 - Экономика и управление на предприятии (в АП), 080109 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080105 - Финансы и кредит, 080111 - Маркетинг. – 2 –е изд., перераб. и доп. - Киров: Вятская ГСХА, 2010. – 22 с.

 

 

Рецензенты:

зав. кафедрой статистики и математического моделирования экономических процессов, доцент, кандидат экономических наук Е.Н. Гришина;

 

доцент кафедры маркетинга и стратегического планирования, кандидат экономических наук Л.А. Фуфачева.

 

Учебно-методическое пособие рассмотрено и рекомендовано к печати методической комиссией экономического факультета Вятской государственной сельскохозяйственной академии (протокол № 6 от 23 июня 2010 г.).

 

Учебно-методическое пособие рассчитано на студентов очного, заочного, очно-заочного отделений экономического факультета, обучающихся по специальностям 080502 - Экономика и управление на предприятии (в АП), 080109 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080105 - Финансы и кредит, 080111 - Маркетинг, изучающих дисциплину «Экономика организаций (предприятий)» и выполняющих дипломные работы по теме «Экономическая оценка деятельности и перспективы развития организации (предприятия)». Учебно-методическое пособие окажет существенную помощь в организации самостоятельной работы студентов в указанных направлениях.

 

© ФГОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия», 2010

 

© Шулятьева Галина Михайловна, 2010

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  Введение
Оценка размера деятельности
Характеристика специализации и организационной структуры
Ресурсный потенциал предприятия и оценка уровня его использования  
Оценка прибыльности и рентабельности
Оценка финансового состояния
Оценка производственной деятельности
Оценка сбытовой деятельности
Оценка факторов внешней среды
  Литература

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономическая оценка деятельности осуществляется с целью выяснить, насколько успешно функционирует предприятие. Успешное предприятие демонстрирует устойчивые темпы наступления по следующим позициям: рост, развитие, прибыльность, рентабельность, платежеспособность, финансовая независимость. Экономическая оценка представляет собой внутреннее обследование предприятия с целью выявления сильных и слабых сторон, взвешивания факторов по степени важности и срочности разрешения. Достижение названной цели позволяет привести внутренние силы и слабости в соответствие с внешними условиями и подготовиться к выбору наиболее приемлемого управленческого решения.

Экономическая оценка деятельности предприятия включает оценку размера деятельности, характеристику специализации и организационной структуры, ресурсного потенциала, оценку прибыльности и рентабельности, финансового состояния, сбытовой, производственной деятельности и факторов внешней среды.

В настоящее время наблюдается недостаток методической литературы в области комплексной оценки деятельности предприятия, в связи с этим разработка данных рекомендаций является актуальной задачей.

Пособие предназначено, в основном, для студентов экономического факультета, выполняющих дипломные работы по темам: «Экономическая оценка деятельности и перспективы развития предприятия», «Экономическая оценка и перспективные направления деятельности предприятия», «Экономическая оценка и направления повышения эффективности деятельности предприятия» и по другим темам при выполнении раздела «Организационно-экономическая характеристика предприятия». Пособие также может быть использовано студентами при изучении дисциплин «Экономика отраслей АПК», «Экономика организаций (предприятий)» и при обследовании предприятий в период производственной практики, написании отчета и курсовой работы по названным дисциплинам.

 

Оценка размера деятельности

 

Основной показатель экономического размера деятельности предприятия – это выручка от продажи продукции, работ, услуг. Изучение текущей выручки в динамике позволяет выявить темпы ее изменения; сопоставив их с темпами инфляции, можно судить об изменении размера деятельности.

К дополнительным показателям размера деятельности относятся: среднесписочная численность работников, среднегодовая стоимость основных средств, среднегодовой остаток оборотных средств, площадь сельскохозяйственных угодий (в сельскохозяйственных предприятиях)

Оценка размера деятельности позволяет выявить не только темпы изменения показателей, но и отнести предприятие к малым, средним или крупным.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...