Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экскурсионно – просветительская

Актив музея

 

профильные функциональные группы

(секции)

 

поисково-собирательская фондовая экспозиционно-выставочная

массово-просветительская

Функции профильных групп

Поисково - собирательская

v Помогает в комплектовании музейного собрания, в том числе фондовой группе в поиске недостающих в коллекции музейных предметов;

v организует краеведческие экспедиции для осуществления комплексных краеведческих изысканий;

v регулярно и правильно осуществляет ведение полевой документации в экспедиции.

 

Фондовая

v производит оперативную экспертизу поступивших в музей материалов для вынесения решения об их дальнейшем использовании: включить в основной или научно – вспомогательный фонд, передать на хранение в государственный музей и т.д.

v регистрирует поступившие предметы в соответствующих инвентарных книгах учета, снабжает их шифрами и размещение в экспозиции;

v осуществляет контроль за температурно – влажностным режимом хранения музейных предметов в фондах и экспозиции;

v составляет и ведёт инвентарные карточки музейных предметов.

 

Экспозиционно – выставочная

v принимает участие в разработке и создании экспозиций и выставок;

v осуществляет контроль за состоянием экспозиции, участвует в реэкспозиции разделов экспозиции, ее расширении;

v изучение опыта экспозиционно – выставочной работы государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек.

 

Образцы полевой документации.

Полевая опись

Дата и место выявления, поступления Наименование памятника истории и культуры Коли-чество Материал и способ изготовле- ния Назначение памятника
Способ использо- вания Краткое описание   Владелец или источник Историче- ская справка примеча- ние

 

Тетрадь фотофиксаций

№ плёнки № кадра дата и место съёмки Содержа- ние кадра условия съёмки Автор съёмки примечание  
             

 

Акт приёма памятников истории и культуры

Наименование учреждения образования, при котором работает школьный музей

«Утверждаю»

(Подпись директора)

Название музея

Адрес музея «____»______200__г.

 

Акт № __приёма памятников истории и культуры

Настоящий акт составлен «___»_____20___г.представителем школьного музея

 

(Ф, И.О., должность)

с одной стороны, и _____________________________________________________

(Ф,И.О., должность, название учреждения, дарителя и т.п.), с другой стороны, в том, что первый принял, а второй сдал на постоянное (временное) хранение следующие предметы:

 

Наименование и краткое описание (материал, техника, размер, датировка и т.д.) Учётные обозначения Сохран-ность Кол-во экземпляров примечание
           

 

Всего по акту принято_______________________________предметов

(цифрами и прописью)

Основание ___________________________________________________

Акт составлен в______экземплярах и вручен подписавшим его лицам.

Принял: Сдал:

 

Положение о школьном музее –правовой (нормативный) акт, фиксирующий статус и место музея в музейной сети, устанавливающий его типовую структуру, порядок организации и деятельности.

 

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О МУЗЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ)

Общие положения

1.1. Школьный музей (далее – музей) - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации не­зависимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

Основные понятия

2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Книга поступлений – основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в определённой системе музейные предмет (экспонаты).

Функции музея

4.1. Основными функциями музея являются:

- документирование природы, истории и культуры родного края;

- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешённой законом;

- развитие детского самоуправления.

 

Фонды школьного музея.

Киноматериалы и фонозаписи.

-Ш-

Шифр –сокращенное наименование музея, в котором хранится музейный предмет; является составной частью учетного обозначения, наносимого на каждую единицу учета в соответствии с требованиями действующей инструкции по учету и хранению музейных ценностей.

Образец шифрования экспоната школьного музея

ШМ-150

ОФ №12

 

Школьные музеи –музеи, создаваемые в учреждениях основного и дополнительного образования детей; являются структурными подразделениями учреждений образования. Школьные музеи относятся к негосударственным музеям и действуют на основании Типового положения. Основными условиями открытия школьного музея являются: наличие помещения и экспозиции, музейного оборудования, организация учета и хранения фондов, работа детского актива.

-Э-

Экскурсия– коллективный осмотр музея, выставки или достопримечательного места по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей.

 

Разработка экскурсии – сложный творческий процесс, включающий элементы исследования и поиска, требующий общетеоретических и специальных знаний, а также использования накопленного опыта.

В этом процессе можно выделить следующие основные этапы:

v выбор темы и определение цели экскурсии;

v составление библиографии;

v изучение литературы, источников и объектов;

v отбор объектов и определение маршрута;

v работа над содержанием экскурсии;

v работа над методикой ведения экскурсии;

v подготовка и оформление документации;

v приём экскурсии;

v работа над совершенствованием экскурсии;

v составление методической разработки.

Рассмотрим кратко каждый из указанных этапов.

Чёткое определение темы и цели экскурсии, ее плана и названия является началом творческой методической работы по созданию новой экскурсии.

Тема экскурсии – краткое формулирование ее сущности, главного содержания. План, структура темы определяют круг вопросов, подлежащих рассмотрению в соответствии с целью экскурсии и с учетом специфики аудитории, на которую рассчитана будущая экскурсия.

Экскурсия в зависимости от содержания определяется как обзорная или тематическая.

Обзорные экскурсии проводятся по всему музею или наиболее интересным памятникам и памятным местам города, района, они дают общее представление о музейных экспозициях или достопримечательностях города, района и связанных с ними событиях

Тематические знакомят с разделом, отделом экспозиции и имеют целью более глубокое и детальное ее раскрытие.

Цель экскурсии определяется образовательными, познавательными и воспитательными задачами, которые должны быть достигнуты в результате раскрытия материала экскурсии.

Цель любой экскурсии - не только передача знаний, но и воспитание убеждений.

Воспитательный эффект будет достигнут тем успешнее, чем шире и глубже в экскурсии используется конкретный зрительный материал

Название темы экскурсии должно быть кратким, ярким, правильно, четко отражать ее сущность, давать хотя бы общее представление о том, с чем познакомятся экскурсанты.

Четкая и правильно сформулированная тема экскурсии, определение основных вопросов, цели и плана ее способствуют успешной творческой работе на следующем этапе – на этапе изучения материалов экскурсии. Эта работа начинается с составления библиографии.

Библиография составляется ко всей теме и к отдельным разделам и вопросам экскурсии. Составляя библиографию, необходимо указать точно заглавие, данные об авторе, место и год издания.

Маршрут экскурсии – порядок показа экскурсионных объектов. Маршрут зависит от темы экскурсии, ее структуры и дает предметную, зрительную основу для раскрытия экскурсионной темы, определяет последовательность, количество показываемых экспонатов (объектов). Маршрут в соответствии с темой и целью экскурсии может быть построен по хронологическому или тематико-хронологическому принципам. Но в любом случае маршрут экскурсии должен давать возможность показывать объекты в логической последовательности, взаимосвязи, а события излагать в соответствии с темой экскурсии.

Маршрут экскурсии составляется таким образом, что при последовательном показе объектов можно было не только раскрыть все намеченные подтемы, вопросы экскурсии, но и целенаправленно, стройно изложить ее содержание. Особое внимание нужно обратить на выбор объекта, на котором предполагается заканчивать экскурсию. Этот объект должен давать возможность логично и эмоционально завершить экскурсию.

Работа над содержанием экскурсии.

Определив маршрут экскурсии, приступают к отработке ее содержания. Собранный материал систематизируется, определяется хронологическая и логическая последовательность изложения. Материал распределяется по маршруту по подтемам, вопросам применительно к объектам показа, с учетом времени, предусмотренного на их раскрытие.

Далее начинается работа над структурой экскурсии, ее отдельными частями: вступлением, основной частью экскурсии, в которой раскрывается ее главное содержание, выводами, логическими переходами, заключением.

Вступление – обязательная составная часть экскурсии. Его назначение – привлечь внимание слушателей к экскурсии, подготовить их к восприятию экскурсионного материала. Оно должно быть кратким (5 минут), интересным, целенаправленным, актуальным по содержанию. Называется тема экскурсии, цель, вопросы, которые будут освещаться, время, маршрут, главные объекты. Для школьников обязательно сообщаются правила поведения в музее и порядок его осмотра.

Основная часть экскурсии, в которой показываются экспонаты, памятники, раскрывает содержание темы в целом и ее отдельные вопросы. Эту часть экскурсии нужно готовить таким образом, чтобы при показе экскурсионных объектов был предельно четко сгруппирован материал, не было повторов, были ясно выделены смысловые акценты. Это позволит в предусмотренное время лаконично и достаточно убедительно осветить все необходимые вопросы темы и сделать соответствующие выводы обобщения.

Чтобы вся экскурсия была целостной, она должна иметь внутреннюю связь, продуманную логическую и хронологическую последовательность изложения. Немаловажное значение при работе над содержанием имеет продумывание логических переходов. Они помогают лучше связать отдельные подтемы экскурсии, различные экспонаты в музейных экскурсиях, памятные места в городских экскурсиях в единое целое и придают экскурсии логическую стройность. Логические переходы могут быть разными: смысловыми или тематическими, хронологическими, конструктивными или формальными («Пройдемте в следующий зал», «А теперь посмотрим следующий объект» и т.д.) Но такие переходы не способствуют восприятию всей экскурсии как единого целого Поэтому при работе над содержанием экскурсии нужно обратить внимание на выбор таких логических переходов, которые бы связывали не только подтемы и все объекты экскурсии, но и органически вытекали бы из содержания экскурсии, подводя слушателей к связному, последовательному восприятию материала на протяжении всего маршрута.

Заключение является одним из важнейших элементов экскурсии, в котором обобщается весь материал экскурсии, кратко формулируются выводы и подводятся итоги экскурсии.

Экспозиция музейная– часть музейного собрания, выставленная для обозрения в определенной системе. Являясь важнейшей формой использования музейного собрания, музейная экспозиция служит основой для реализации образовательно-воспитательной функции музея и выступает как база для массовой научно-просветительской работы.

 

Экспонат – музейный предмет, выставленный для обозрения; является элементарной структурной единицей экспозиции; составляет основу музейной коммуникации. В качестве экспонатов в музее могут выступать как подлинные музейные предметы, так и научно-вспомогательные материалы.

 

Этикетка – текст в экспозиции, представляющий собой аннотацию к отдельному экспонату.

 

 

Актив музея

 

профильные функциональные группы

(секции)

 

поисково-собирательская фондовая экспозиционно-выставочная

массово-просветительская

Функции профильных групп

Поисково - собирательская

v Помогает в комплектовании музейного собрания, в том числе фондовой группе в поиске недостающих в коллекции музейных предметов;

v организует краеведческие экспедиции для осуществления комплексных краеведческих изысканий;

v регулярно и правильно осуществляет ведение полевой документации в экспедиции.

 

Фондовая

v производит оперативную экспертизу поступивших в музей материалов для вынесения решения об их дальнейшем использовании: включить в основной или научно – вспомогательный фонд, передать на хранение в государственный музей и т.д.

v регистрирует поступившие предметы в соответствующих инвентарных книгах учета, снабжает их шифрами и размещение в экспозиции;

v осуществляет контроль за температурно – влажностным режимом хранения музейных предметов в фондах и экспозиции;

v составляет и ведёт инвентарные карточки музейных предметов.

 

Экспозиционно – выставочная

v принимает участие в разработке и создании экспозиций и выставок;

v осуществляет контроль за состоянием экспозиции, участвует в реэкспозиции разделов экспозиции, ее расширении;

v изучение опыта экспозиционно – выставочной работы государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек.

 

экскурсионно – просветительская

v разрабатывает обзорные и учебно – тематические экскурсии и осуществляет их проведение по стационарной экспозиции и на музейных выставках;

v готовит и проводит лекции, беседы, конкурсы, тематические вечера и музейные праздники

 

Атрибуция – выявление основных признаков, определяющих название, назначение, устройство, материал, размеры, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования музейного предмета. В процессе атрибуции устанавливается связь предмета с историческими событиями или лицами, с этнической средой, расшифровываются надписи, клейма, марки и др. знаки, нанесенные на предмет; определяется степень сохранности предмета и описываются его повреждения.

Описание любого музейного предмета следует начинать с главного предметного слова – имени существительного: галстук пионерский, фотография класса. Внешнее описание предмета (характеристика предмета) должно давать полное представление о предмете и вместе с тем быть лаконичным. Описываются следующие отличительные особенности предмета: цвет, форма, конструктивные особенности , функциональное назначение, художественный стиль исполнения, надписи, подписи и т.п. Сведения о предмете (легенда) включают историю происхождения предмета, сведения о событиях и лицах, связанных с предметом.

-Б-

Биографические музеи –музеи, созданные в память о каком-либо человеке и размещённые не в мемориальном месте. В собрания школьных биографических музеев могут и не входить подлинные вещи этого лица, а лишь копийные материалы. Роль подлинников выполняют другие вещи и документы, поступившие от родственников, друзей и знакомых данного человека. В нашем городе к такому музею можно отнести литературно-биографический музей Подросткового клуба «Товарищ» ЦДТ «Металлург» «И гений Пушкина нам освещает путь…»3

-В-

Военно-исторические музеи –музеи исторического профиля, собрания которых документируют военную историю, развитие военного искусства, оружия, военной техники и снаряжения. К военно-историческим музеям могут быть отнесены музеи боевой славы.

 

Выставка –временная музейная экспозиция, посвящённая актуальной теме и построенная на музейных материалах.

-Г-

Геологические музеи –музеи естественно-научного профиля, собрания которых отражают историю развития и строение Земли. В профильную группу геологических музеев входят минералогические, горные музеи.

 

-Д-

Дар –безвозмездная передача в собственность музея предметов музейного значения организацией или частным лицом. Является одной из форм комплектования фондов школьного музея. Дар оформляется актом приёма

 

 

Диорама –экспозиционный комплекс, в основу которого положено специфическое произведение экспозиционного искусства, построенное на совмещении живописного фона с объемным передним планом. Диорамы можно увидеть в музеях боевой славы школ № 131, 155 и т.д.

-Е-

Естественно-научные музеи – профильная группа музеев, собрания которых документируют процессы, происходящие в природе, взаимодействие природы и общества, развитие естественно-научных дисциплин. Включает антропологические, биологические, ботанические, зоологические, геологические, палеонтологические, почвенные и др.музеи природы. В городе Самаре такой музей находится в школе № 147.

-И-

Инвентарный номер - порядковый номер учёта музейного предмета по инвентарной книге. Инвентарный номер проставляется на предмете и составляет часть шифра. Инвентарный номер пишется на каждом предмете одновременно с записью в инвентарную книгу, который наносится тушью так, чтобы при этом не повредить предмет и чтобы номера не бросались в глаза. На рисунках, фотографиях, документах и других материалах на бумажной основе инвентарные номера пишутся на оборотной стороне в левом нижнем углу простым мягким карандашом.

Если инвентарный номер на предмете написать невозможно (наградные медали, значки и т.п.), то к нему прикрепляется с помощью нитки бирка из тонкого картона, на которой пишется инвентарный номер. Инвентарные номера монет, медалей и фотонегативов пишутся на конвертах, в которых они хранятся.

 

 

Исторические музеи – профильная группа музеев, собрания которых документируют историю развития человеческого общества. Подразделяются на общеисторические (история края, города, района), военно – исторические, археологические, этнографические; истории образовательных учреждений; музеи, посвященные выдающимся историческим событиям и деятелям.

 

-К-

Книга поступлений основного фонда –основной юридический документ учета музейных предметов. В школьных музеях часто называют Инвентарной книгой.

 

Книга поступлений научно-вспомогательного фонда – основной юридический документ учета материалов научно-вспомогательного фонда.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...