Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ознакомление с этическими и правовыми аспектами психологического консультирования.

Филиал в г. Минске

Е. К. Агеенкова

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОГО

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

И ПСИХОТРЕНИНГА

Учебно-методическое пособие

для студентов, обучающихся по специальности

Психология

Минск

   
ББК 88.4я73  
  А23
     

 

 

Рекомендовано к изданию

Учебно-методическим советом филиала РГСУ в г. Минске

Протокол № 9 от 18 июня 2007 г.

Рецензенты:

 

Фролова Ю.Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии факультета философии и социальных наук БГУ;

Смирнова Н.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии филиала РГСУ в г. Минске.

 

  Агеенкова, Е. К.
А23 Актуальные проблемы современного психологического консультирования и психотренинга: учеб.-метод. пособие для студ., обучающихся по спец. 030301.65 – психология / Е. К. Агеенкова. – Минск: Филиал Рос. гос. соц. ун-та в г. Минске, 2008. – 85 с.
   

 

В учебно-методическом пособии «Актуальные проблемы современного психологического консультирования и психотренинга» раскрываются теоретические основы психологического консультирования в рамках различных психологических направлений и школ, рассматриваются основные характеристики процесса психологического консультирования. Большое внимание уделяется этическим и правовым аспектам психологического консультирования.

Предназначено для психологов, аспирантов и студентов, обучающихся по специальности 030301 «Психология», специализация «Социальная психология».

 

   
  ББК 88.4я73

 

  © Е. К. Агеенкова, 2008
  © Филиал РГСУ в г. Минске, 2008

ВВЕДЕНИЕ

 

Консультация (consultatio – лат.) – совет специалиста или сведущего лица по какому-либо вопросу. На современном языке это понимается как предоставление информационных услуг. Эта область деятельности является также формой деятельности консультирующего психолога, который предоставляет услуги по информированию своих клиентов о закономерностях психики.

Однако к середине прошлого века окончательно сформировалось направление в психологической работе с клиентом, обусловленное стиранием грани между врачебной психотерапией и «целительной беседой» и названное психологическим консультированием или недирективной психотерапией как вида психологической помощи. С. Глэддинг определил психологическое консультирование как процесс, посред­ством которого обученный консультант помогает индивиду или группе принимать удовлетворительные и ответственные решения, касающиеся личностного, образо­вательного и профессионального развития. Таким образом, предметом психологического консультирования является также сфера оказания услуг населению по поддержанию психического и социально-психологического здоровья.

Однако современный практикующий психолог, занимающийся данной сферой деятельности, сталкивается с множеством проблем. Они, во-первых, связаны с организацией самого процесса психологического консультирования или психологического тренинга и с оказанием непосредственной психологической помощи, во-вторых, - с представлением о психологическом консультировании в обществе как о социально значимой и юридически обоснованной деятельности.

Первый круг проблем связан с непосредственной психологической работой с клиентом. Сложившиеся традиции психологического консультирования включают в себя две важные базовые составляющие: теоретическую и практическую. Теоретическая составляющая представляет собой определенное представление о личности человека, ее формировании и развитии личностной проблемы. Практическая имеет два необходимых элемента: процесс проведения психологического консультирования и его этические и правовые аспекты, обеспечивающие принципы построения самих взаимоотношений в процессе консультирования.

Второй круг проблем обусловлен тем, что в современном обществе уже имеется множество социальных институтов, оказывающих различного рода психотерапевтические, психологические и информационные услуги, а также имеются правовые ограничения для применения многих видов такого рода помощи. В связи с этим значимой проблемой современного психологического консультирования и психотренинга является выделение пространства деятельности психолога-консультанта и психолога-тренера и определение правового пространства этой деятельности.

В связи с этим целью курса «Актуальные проблемы современного психологического консультирования и психотренинга» является изложение основных принципов современного психологического консультирования и психотренинга.

В рамках курса решаются следующие задачи:

1. Ознакомление с теоретическими основами психологического консультирования.

2. Ознакомление с основными характеристиками процесса психологического консультирования.

Ознакомление с этическими и правовыми аспектами психологического консультирования.

4. Выделение основных принципов психологического консультирования как вида психологической помощи.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Литература

1. Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2000. – 240 с.

2. Айви, А. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, методики и техники / А. Айви. – М.,1999. – 375 с.

3. Алешина, Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование Ю. Алешина. – М.: Класс, 2000. – 208 с.

4. Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. -СПб.: Питер, 2003. – 736 с.

5. Гулдинг, М.М. Психотерапия нового решения. Теория и практика / М.М. Гулдинг, Р.Л. Гулдинг. – М.: Класс, 1997. ‑ 288 с.

6. Гулина, М.А. Терапевтическая и консультативная психология / М.А. Гулина. – СПб.: Речь, 2001. – 352 с.

7. Елизаров, А.Н. Концепции и методы психологического консультирования / А.Н. Елизаров. – М.: Ось-89, 2004. – 160 с.

8. Зейгарник, Б.В. Теории личности в зарубежной психологии / Б.В. Зейгарник. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 128 с.

9. Кан, М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения / М. Кан. – СПб.: Б.С.К., 1997. – 143 с.

10. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасарский. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 752 с.

11. Клонингер, С. Теория личности: познание человека / С. Клонингер. –СПб.: Питер, 2003. – 720 с.

12. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. –М.: Академический проект, 1999. – 240 с.

13. Меновщиков, В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. – М.: Смысл, 2002. – 182 с.

14. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. –М.: Класс, 1999. – 144 с.

15. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.

16. Немов, Р.С. Основы психологического консультирования / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1999. – 528 с.

17. Олешкевич, В.И. Рождение новой психотехнической культуры. Очерки развития европейской психотехники. Психотехнический подход к психоанализу и психотерапии / В.И. Олешкевич. – М., 1997. – 175 с.

18. Олифирович, Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование / Н.И. Олифирович. – Минск: Тессей, 2005. – 264 с.

19. Петрушин, С.Ц. Мастерская психологического консультирования / С.Ц. Петрушин. – М.: Персэ, 2003. – 143 с.

20. Психотерапия: новейший справочник практического психолога / Сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005. – 704 с.

21. Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы / К.Р. Роджерс. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.

22. Роджерс, К. Клиентентрированная терапия / К. Роджерс. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. – 320 с.

23. Ромек, В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Конорович, Е.И. Крукович. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.

24. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

25. Тодд, Дж. Основы клинической и консультативной психологии / Дж. Тодд, А.К. Богард. – СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. ‑ 768 с.

26. Уоллес, В.А. Психологическая консультация / В.А. Уоллес, Д.Л. Холл. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с.

27. Франкл, В. Теория и терапия неврозов / В. Франкл. – СПб.: Речь, 2001. ‑ 234 с.

28. Хулаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2001. – 208 с.

29. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, А. Зиглер. – СПб.: Питер, 1997. – 608 с.

30. Шнейдер, Л.Б. Основы консультативной психологии / Л.Б. Шнейдер. – М.: Изд-во Московского психолого-соц. института; Воронеж: ИПО «МОДЭК», 2005. – 352 с.

31. Шнейдер, Л.Б. Пособие по психологическому консультированию / Л.Б. Шнейдер. – М.: Ось-89, 2003. – 272 с.

32. Якоби, М. Встреча с аналитиком. Феномен переноса и человеческие отношения М. Якоби. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 1996. – 178 с.

33. Ялом, И. Лечение от любви и другие психотерапевтические беседы / И. Ялом. – М.: Класс, 1997. –288 с.

34. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. – М.: Коласс, 1999. – 576 с.

Психоанализ З. Фрейда

 

З. Фрейд предположил, что основанием развития психики человека как в процессе филогенеза, так и онтогенеза является некоторая энергия. Эта энергия связана с жизнеобразованием и проявляет себя в инстинктах. Человек, по своей природе имеющий биологический организм, так, как и животное, свободно проявляет часть инстинктивных потребностей. Однако реализация таких инстинктивных потребностей, как либидо (сексуальный инстинкт, потребность в организмическом удовольствии, стремление к жизни) и мортидо (стремление к смерти, проявляющееся в агрессивном поведении), ограничивается моральными требованиями человеческого сообщества и становится наиболее желанной. Эти два ограничиваемых инстинкта З.Фрейд объединил в одну витальную потребность – стремление к удовольствию, двумя сторонами которого являются либидо и мортидо. Стремление к удовольствию является основной энергией, мотивирующей поведение человека. Таким образом, психоанализ З. Фрейда объясняет проявление любой деятельности человека (моторной, социальной, психической) с точки зрения преобразования энергии стремления к удовольствию.

Базисные черты человека (либидо и мортидо) и его базисная потребность (стремление к удовольствию) при взаимодействии с внешним миром способствуют формированию определенной личностной структуры. З. Фрейд описал две такие модели личности человека.

Согласно первой модели, существуют три уровня психической жизни: а) сознание, б) предсознание, в) бессознательное.

Сознание определяется как состояние, в котором человек себя осознает, как противоположность состоянию сна, наркоза или комы. Это структура, в которой протекает сознательная психическая деятельность, сформированная под влиянием социального окружения. Сознание, в отличие от бессознательного, способно оперировать понятиями пространства и времени.

В предсознательном содержатся психические явления, которые в конкретный момент являются неосознаваемыми, но они не вытеснены и без особого напряжения могут быть извлечены из памяти и стать осознанными.

В бессознательном кроется основной энергетический потенциал человека – потребность в удовлетворении основных инстинктов – стремлении к жизни (либидо) и стремлении к смерти (мортидо). В связи с тем, что сознание человека формируется в соответствии с социальными правилами, психические явления индивида, формируемые его либидо и мортидо, могут быть вытеснены и стать бессознательными, т.е. скрытыми от человека. По мнению З. Фрейда, эта скрытая бессознательная часть личности человека занимает основную и доминирующую часть психического мира человека.

Во второй модели личности содержатся следующие три элемента: а) супер-эго (сверх-Я), б) эго (Я), в) ид (оно).

Супер-эго – это та часть эго, в которой развивается самонаблюдение, самокритика и другие виды рефлексивной деятельности. В этой части психического находятся родительские назидания и интериоризированные социальные установки. Супер-эго требует от эго, осуществляющего действия в реальности, чтобы оно подчинялось его правилам. Энергетический потенциал супер-эго находится в бессознательном в виде стремления к удовольствию, а его содержание определяется обществом.

Ид – понятие, аналогичное бессознательному. Это наиболее примитивная инстанция, охватывающая все прирожденное, генетически первичное, связанное с жизнью тела и подчиненное принципу удовлетворения биологических потребностей. Ид ничего не знает ни о реальности, ни об обществе, оно иррационально и аморально. Его контролирует, согласно интериоризированным социальным установкам, субстанция супер-эго. Ид требует от эго, связанного с реальностью, чтобы оно подчинялось его требованиям.

Эго выделилось в психическом пространстве человека под влиянием реальности. З. Фрейд связал его с умом и здравым смыслом. Эго следует принципу реальности, вырабатывая механизмы, позволяющие адаптироваться к среде и справляться с ее требованиями. Чтобы выбрать те или иные действия в окружающем мире, эго оценивает среду, потребности организма и свое собственное состояние и поведение. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание устрашающих влияний, контроль над требованиями инстинктов, исходящих от ид.

Сознание и бессознательное, а также супер-эго и ид являются антагонистическими структурами личности и находятся в состоянии конфликта. Если эго примет решение или совершит действия в угоду ид, но в противовес супер-эго, оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести. Если эго будет подчиняться требованиям только супер-эго и блокировать реализацию потребностей, исходящих от ид, то их энергетическое давление вызовет личностное напряжение и тревогу.

Поскольку требования к эго со стороны ид, супер-эго и реальности не совместимы, то неизбежно пребывание эго в ситуации конфликта и напряжения, от которого личность спасается с помощью специальных защитных механизмов. Наиболее значимыми из девяти, описанных З. Фрейдом защитных механизмов, являются: а) вытеснение, б) регрессия и в) сублимация. Они определяют общие черты поведения и причины расстройств личности.

Вытеснение – это защитный процесс, посредством которого неприемлемые с точки зрения супер-эго импульсы становятся бессознательными. Перемещаясь в область бессознательного (ид), они продолжают мотивировать поведение и переживаются в виде тревоги, психических расстройств и соматических заболеваний.

При использовании защитного механизма регрессии сознание и поведение индивида возвращается к различным детским состояниям и стадиям психосексуального развития, и при этом он, соответственно, сталкивается со всеми проблемами инфантильного состояния. Под регрессией понимается также соскальзывание человека на более примитивный уровень поведения или мышления (опьянение, использование мата и порча вещей в состоянии агрессии, увлечение бульварными романами, вера в мистификаторов, распространение сплетен и др.).

Сублимация – механизм, посредством которого энергия запретных импульсов (либидо и мортидо), вытесняемых в ид, преобразуется в приемлемое для супер-эго индивида поведение. Реальное поведение при этом становится десексуализированным и деагрессифицированным. Считается, что сублимация, хотя и является защитным механизмом, все же присуща нормальному поведению.

По мнению З. Фрейда, если либидо как сексуальная энергия связано с первичным инстинктом стремления к жизни, то оно должно иметь свои проявления и у детей, несмотря на то, что они не имеют сексуальных переживаний. Он обнаружил на теле детей на разных этапах их развития зоны удовольствий, соответствующие эрогенным зонам взрослого человека. Стадии развития человека, на которых имеет место проявление этих зон удовольствия, он назвал стадиями психосексуального развития: а) оральная стадия, б) анальная стадия, в) фаллическая стадия, г) латентный период, д) генитальная стадия.

На фаллической стадии у ребенка обнаруживаются два комплекса: кастрационный и эдипальный. На инфантильной фаллической стадии ребенок обнаруживает свою половую принадлежность по присутствию или отсутствию пениса. Наличие пениса в сознании мальчика связывается с чувством превосходства над девочками, которых природа «обделила» этой частью тела. Это дает основание формирования кастрационного комплекса мальчиков– страх потерять данное преимущество. По мнению З. Фрейда, кастрационный комплекс мальчиков формирует в дальнейшем страх взрослых мужчин потерять как пенис, так и связанные с ним функции (сексуальную потенцию) и привилегии, связанные с мужским ролевым поведением (власть, сила, доминирование, автономность и др.).

Кастрационный комплекс девочек связан с осознанием своего подчиненного положения по отношению к мальчикам. У взрослых женщин он проявляется или в стремлении копировать мужчин, проявляя маскулинные формы поведения (авторитарность, властность, жесткость) или в стремлении завладеть мужским пенисом посредством секса или через овладение мужчиной через флирт и обольщение.

Эдипальный комплекс (у девочек он называется комплексом Электры) проявляется в неосознанном желании овладеть родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола. Регрессия на эдипальную фазу проявляется в выборе сексуальнх партнеров, которые явно напоминают по внешности и по поведению родителей.

В связи с трехкомпонентной структурой личности З. Фрейд выделил три вида тревожности: а) тревожность, вызванная реальностью, б) тревожность, вызванная давлением ид, в) тревожность, вызванная давлением со стороны супер-эго.

Однако данные виды тревог являются естественными. Менее естественным и менее благоприятным для личностного развития человека З. Фрейд считает использование защитных механизмов для снижения тревожности. Практически все виды защитных механизмов могут стать причиной неадекватной адаптации человека и кризиса личности. Однако в развитии невротических расстройств ведущее значение имеет механизм вытеснения.

З. Фрейд считал, что вытесненные из сознания в бессознательное неприемлемые мысли и импульсы не теряют своей активности. Для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, которая могла бы быть использована личностью для своего развития и творческого поведения. Более того, вытесненные импульсы обладают энергетическим потенциалом, способным по механизму «закрытого парового котла» привести к невротическим расстройствам или функциональному и органическому поражению организма в виде психосоматических заболеваний.

В психоанализе, как и в других психодинамических подходах, целью диагностики является анализ содержания бессознательного. Вытесненные в бессознательное мысли и импульсы по определению не осознаются человеком. Однако они обладают энергетической активностью и способны направлять деятельность человека, его мысли, чувства, сновидения в требуемом для ид направлении. Таким образом, вытесненное может быть проявлено и обнаружено или посторонним наблюдателем, или самим индивидом, сознание которого направляется психоаналитиком в нужное русло. Интерпретация обнаруженных проявлений бессознательной деятельности осуществляется с позиций принадлежности их к либидо, мортидо или регрессии сознания на определенную стадию психосексуального развития.

В психоанализе для диагностики содержания бессознательного используются следующие подходы: а) анализ продуктов деятельности (метод свободных ассоциаций), б) анализ сновидений, в) анализ трансфера.

Анализ продуктов деятельности основывается на одном из защитных механизмов человека – проекции. Проекция – это процесс, посредством которого психические состояния человека проецируются им на внешние по отношению к нему объекты, которым придаются значения внутренних переживаний.

При анализе сновидений З. Фрейд предложил рассматривать образы сновидений и особенности их взаимодействий как символы вытесненных скрытых желаний человека, относящихся к либидо и мортидо.

Анализ трансфера происходит непосредственно в моменты общения психоаналитика и пациента. З. Фрейд обнаружил, что в этой ситуации пациент проявляет регрессию на одну из стадий психосексуального развития и демонстрирует через свои взаимоотношения с врачом поведение, характерное для его взаимоотношений с родителем.

Предложенная З. Фрейдом психотерапевтическая процедура названа им психоанализом. Согласно его требованиям, пациент должен путем самостоятельных рассуждений прийти к осознаванию своих вытесненных мыслей и чувств, которые стали для него причиной его невротических и соматических расстройств. Для этого создаются условия, при которых он высказывает все мысли и чувства, которые возникают у него в процессе свободного ассоциирования. На определенных этапах данной процедуры, благодаря правильно направляемой психоаналитиком свободной ассоциации, пациент способен осознать причину своей проблемы и пережить катарсис – разрядку подавленных влечений, очищение от них и освобождение от их влияния. Осознанное, по мнению З. Фрейда, перестает негативно влиять на состояние индивида.

 

Литература

1. Гринсон, Р.Р. Практика и техника психоанализа / Р.Р. Гринсон. – Новочеркасск: Агенство САГУНА, 1994. – 340 с.

2. Куттер, П. Современный психоанализ / П. Куттер. – СПб.: Б.С.К., 1997. – 351 с.

3. Райкрофт, Ч. Критический словарь психоанализа / Ч. Райкрофт. – СПб.: Восточно-Европейский Институт психоанализа, 1995. – 250 с.

4. Урсано, Р. Психодинамическая психотерапия / Р. Урсано, С. Зонненберг, С. Лазар. – М.: Российская психоаналитическая ассоциация, 1990. – 158 с.

5. Фрейд, З. Психология бессознательного: сб. произведений / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с.

6. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции / З. Фрейд. – М.: Наука, 1991. – 456 с.

7. Фрейд, З. Основной инстинкт / З. Фрейд. – М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1997. – 656 с.

8. Фрейд, З. Очерки по психологии сексуальности / З. Фрейд. – Минск.: БелСЭ, 1990. – 166 с.

9. Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура / З. Фрейд. – М.: Ренессанс, 1991. – 296 с.

10. Фрейд, З. Толкование сновидений / З. Фрейд. – Киiв: Здоров’я, 1998. – 496 с.

11. Фрейд, З. Тотем и табу / З. Фрейд. – М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1998, 448 с.

12. Фрейд, З. Детский психоанализ / З. Фрейд. СПб.: Питер, 2004. ‑ 477 с.

 

Литература

1. Зеленский, В. Аналитическая психология. Словарь / В. Зеленский. – СПб.: Б.С.К., 1996. – 324 с.

2. Лейнер, Х. Кататимное переживание образов / Х. Лейнер. – М.: Эйдос, 1996. – 253 с.

3. Самуэлс, Э. Юнг и Постюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа / Э. Самуэлс. – М.: ЧеРо, 1997. – 416 с.

4. Юнг, К.Г. Аналитическая психология / К.Г. Юнг. – СПб.: МЦНК и Т. ”Кентавр”, Институт личности, ИЧП “Палантир”, 1994. – 137 с.

5. Юнг, К.Г. Дух Меркурия. Собрание сочинений / К.Г. Юнг. – М.: Канон, 1996. – 384 с.

6. Юнг, К.Г. Конфликты детской души / К.Г. Юнг. – М.: Канон, 1994. – 336 с.

7. Юнг, К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы / К.Г. Юнг. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – 416 с.

8. Юнг, К.Г. Психология и алхимия / К.Г. Юнг. ‑ М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. – 592 с.

9. Юнг, К.Г. Психология переноса. Статьи. Сборник / К.Г. Юнг. ‑ М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. – 304 с.

10. Юнг, К.Г. Символическая жизнь / К.Г. Юнг. – М.: Когито-Центр, 2003. – 326 с.

11. Юнг, К.Г. Сознание и бессознательное. Сборник / К.Г. Юнг. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 544 с.

12. Юнг, К.Г. Феномен духа в искусстве и науке / К.Г. Юнг. – М.: Ренессанс, 1992. – 315 с.

Литература

1. Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: «Когито-Центр», 2002. – 220 с.

2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей / А. Адлер. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 214 с.

3. Сидоренко, Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции А. Адлера / Е.В. Сидоренко. - СПб., 1993.

 

Психосинтез Р. Ассаджоли

Р. Ассаджоли вычленил следующие элементы личности человека и расположил их в схеме, которую назвал «Карта внутреннего мира человека».

 


1.

Низшее бессознательное определяет психическую деятельность человека, обусловленную биологическим функционированием его организма. Оно проявляется в основных влечениях и примитивных побуждениях; в неконтролируемых эмоциях, обусловленных комплексами; в образах кошмарных сновидений и фантазий; в низших неконтролируемых парапсихологических феноменах; в психопатологических проявлениях (фобии, мании, навязчивости).

2. В среднем бессознательном находятся психические элементы, на данный момент не присутствующие в сознании, но по необходимости сознание способно извлечь их из памяти.

3. Высшее бессознательное является высшим человеческим потенциалом, заложенным в нем от природы. Из этой области появляются высшие формы научного и философского вдохновения и интуиции; этические императивы; стремления к человечным и героическим поступкам. Это источник таланта; таких высших чувств, как альтруистическая любовь; состояний созерцания, просветления и религиозного экстаза.

4. Поле сознания, или непосредственно осознаваемая часть психического мира личности. Это непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, осознаваемых чувств, желаний, влечений.

5. Сознательное Я -центр сознания или точка чистого самоосознания.

6. Высшее Я (истинное Я) – высший интеграционный центр как организма, так психического пространства человека. С одной стороны «высшее Я» определяет индивидуальную неповторимость человека, но главная его функция - ориентировать «сознательное Я» на реализацию потенциала, заложенного в «высшем бессознательном». Это Я пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвержено их влиянию. При этом «сознательное Я» является лишь проекцией «высшего Я» на поле сознания.

7. Коллективное бессознательное – это интегративное психическое поле установок и состояний того социального мира, с которым взаимодействует индивид.

Основной потребностью «Сознательного Я» человека является потребность реализовать высший потенциал личности, заложенный в ее «высшем бессознательном». При благоприятных условиях этот процесс протекает стихийно в ходе естественного внутреннего роста, питаемого жизненным опытом. Р. Ассаджоли пишет, что некоторые люди предпочитают выбрать путь «водительства внутреннего Духа» или «воли Божьей», настраиваются на «космический порядок». Однако он полагает, что в этом случае можно стать избыточно пассивными и безответственными или принять позывы «низшего бессознательного» за наития свыше.

Более оптимальным путем реализации высших потребностей он считает ориентацию индивида на идеальный образ совершенной личности, соответствующей его масштабу, стадии развития и психологическому опыту. Этот идеальный образ формируется человеком из образов, которые он берет из «коллективного бессознательного», формируемого общественным опытом. При этом человек реализует свою потребность в движении к «высшему Я» благодаря ориентации на данный внешний идеал. В ходе личностного роста индивид склонен изменять этот идеальный образ в сторону усложнения и совершенствования и таким образом постоянно движется в направлении «высшего Я».

Р. Ассаджоли выделил две группы идеальных образов совершенной личности: 1) олицетворяющие всестороннее личное и духовное совершенство и гармоничное развитие и 2) отражающие совершенство в определенной сфере деятельности.

В реальной жизни человек, несмотря на то, что у него имеется врожденная потребность реализовать свои высшие потенции, сталкивается также с требованиями и своего «низшего Я» и влияниями окружающего его социального мира. В этих условиях индивид не всегда способен управлять собой и у него могут проявиться кризисные состояния. Причины таких состояний Р. Ассаджоли видит в том, что человек: а) не зная и не понимая себя, становится зависимым от внешних влияний и внутренних побуждений; б) в построении своего жизненного пути выбирает в качестве идеальной модели нереалистические, недостижимые или излишне ригидные образы.

Для выявления состояния низшего, среднего и высшего бессознательного Р. Ассаджоли предложил использовать методы вызванной символической проекции. Для выявления элементов идеального образа совершенной личности он также применял опрос на следующие темы: а) каким человеком вы считаете себя в настоящее время; б) каким человеком вы хотели бы стать; в) каким человеком вы хотели бы, чтобы вас видели окружающие.

Задачами психотерапии, которую Р. Ассаджоли назвал психосинтезом, являются: а) осуществление гармонической внутренней интеграции; б) постижение своего «истинного Я» («Высшего Я»); в) организация правильных отношений с другими людьми.

Стадиями достижения целей психосинтеза являются: 1) познание всех элементов своей личности (низшего, среднего и высшего бессознательного); 2) сознательный контроль над ними; 3) постижение своего «истинного Я» через выявление или создание объединяющего центра (идеального образа совершенной личности); 4) психосинтез – формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

На стадии постижения своего «истинного Я» применяется прием визуализации себя как новой личности, которой индивид стремится стать. Причемэти представления должны быть реалистичными и достоверными, т.е. согласованными с естественным ходом его развития и поэтому хотя бы частично осуществимы. Это не должен быть невротический идеализированный образ. Представления не должны быть излишне косными, необходима готовность видоизменить, расширить или вообще сменить его.

На стадии психосинтеза происходит трасмутация прежней личности и построение нового себя вокруг сформированного центра ‑ идеального образа совершенной личности. При этом устойчивость новой личности определяется иерархической согласованностью всех психических функций. В психотерапии это происходит путем а) самовнушения (мысленно представлять свою цель – новую личность, к созданию которой стремится человек); б) систематической тренировки; в) создания устойчивой личностной структуры личности путем согласования и соподчинения (координация и субординация) различных психических функций и энергий. По мнению Р. Ассаджоли, такая личностная структура напоминает городское или государственное устройство.

 

Литература

1. Ассаджоли, Р. Психосинтез / Р. Ассаджоли. – К.: Ваклер, 1997. – 320 с.

2. Ассаджоли, Р. Типология психосинтеза: семь основных типов личности / Р. Ассаджоли. – М.: Урания, 1995. – 124 с.

3. Пеллерен, М.. Психосинтез / М. Пеллерен. – М.: Астрель, 2004. – 160 с.

4. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. – М.: Смысл, 1997. ‑ 298 с.

 

Литература

1. Бреннан, Р. Метод Александера / Р. Бреннан. – Киев, 1997. – 167 с.

2. Лоуэн, А. Психология тела. (Телесноориентированный биоэнергетический психоанализ) / А. Лоуэн. ‑ М.: Независимая ассоциация психологов-практиков, 1997. – 200 с.

3. Лоуэн, А. Физическая динамика структуры характера / А. Лоуэн. – М.: «Компания ПАНИ», 1996. – 320 с.

4. Райх, В. Анализ личности / В. Райх. –М.: КСП; СПб.: Ювента, 1999. – 332 с.

5. Райх, В. Анализ характера / В. Райх. – М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. – 528 с.

6. Райх, В. Характероанатомия. Техника и основные положения для обучающих аналитиков / В. Райх. – М.: Республика, 1999. – 461 с.

7. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике /Сост. В.Ю. Баскаков. – М.: НПО «Психотехника», 1992. – 108 с.

8. Фельденкрайз, М. Искусство движения. Уроки мастера / М. Фельденкрайз. – М.: Эксмо, 2003. – 352 с.

Литература

1. Миллер, Д. Планы и структура поведения / Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам // История зарубежной психологии. Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – С. 96-115.

2. Скиннер, Б.Ф. Оперантное поведение / Б.Ф. Скиннер // История зарубежной психологии. Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – С. 59-95.

3. Холл, К. Принципы поведения / К. Холл // История зарубежной психологии. Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – С. 38-58.

Гуманистическая психология

Литература

1. Роджерс, К. Искусство консультирования и терапии / К. Роджерс. – М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2002. – 286 с.

2. Роджерс, К. Клиентцентрированная терапия / К. Роджерс. – М.: Рефл-бук. К.: Ваклер, 1997. – 320 с.

3. Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы / К.Р. Роджерс. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.

Литература

1. Гештальт-терапия: Теория и практика. – М.: Новые технологии, 1994.- 175 с.

2. Наранхо, К. Гештальт-терапия: Отношение и практика атеоретического эмпиризма / К. Наранхо. – Воронеж: МОДЭК, 1995. –304 с.

3. Перлз, Ф.С. Внутри и вне помойного ведра / Ф.С. Перлз. – М.: Изд-во Инс-та Психотерапии, 2001. – 224 с.

4. Перлз, Ф. Гештальт-семинары: Гештальт-терапия дословно / Ф. Перлз. – М.: Инс-т Общегуманитарных исследований, 2005. – 384 с.

5. Перлз, Ф.С. Практикум по гештальт-терапии / Ф.С. Перлз, П. Гудмин, Р. Хефферлин. – СПб: Петербург – ХХ1 в., 1995. – 448 с.

6. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

7. Харин, С.С. Заверши свой гештальт / С.С. Харин. – Минск.: Издатель В.П. Ильин, 1998. – С. 183-358.

 

Трансакционный анализ Э. Берна

 

По мнению Э. Берна, основной потребностью человека является потребность в эмоциональной близости с другими людьми. Он считает ее разновидностью сенсорного голода. Истоки ее он видит в детском периоде жизни человека, когда его жизнь определялась эмоциональными отношениями с матерью. После того, как период близости с матерью подходил к завершению и ребенок стал отдаляться от нее, он стал искать в окружающем социальном мире близкие отношения того типа, которые он испытал во взаимоотношениях с нею. В связи с этим непосредственный физический контакт с другими людьми обладает качествами необходимой потребности и первоначальной эмоциональной остроты, которые испытывал младенец по отношению к матери.

Теорию своего трансактного анализа Э. Берн строил на основе только одного структурного элемента личности – Эго или Я. Причем изначальным проявлением Я является структура Сам-подлинный (Я-Сам). Однако в связи с тем, что основной потребностью человека является потребность в эмоциональной близости с другими людьми, то Сам-подлинный проявляет себя в виде трех первичных структурных элементов Я человека, которые и обеспечивают создание этого эмоционального контак

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...