Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основанная на теории личности В.Н. Мясищева

На основе теории личности В.Н. Мясищева созданы два направления психотерапии: патогенетическая (В.Н. Мясищев) и личностно-ориентированная (Б.Д. Карвасарский, Г.Л. Исурина, В.А. Ташлыков). Согласно теории В.Н. Мясищева, личность человека обусловлена двумя факторами: биологическим и социальным. При этом врожденные физиологические данности человека он обозначил как «условия личности». На их основе, благодаря формированию его взаимоотношений с обществом, формируется «сама личность». Сама же личность, согласно теории В.Н. Мясищева, представляет высшее психическое образование, обусловленное общественным опытом, где главной характеристикой личности является система ее отношений с людьми, формирующихся в онтогенезе в определенных социально-исторических, экономических и бытовых условиях на базе физиологической деятельности мозга. Отношениям личности присущи следующие особенности: уровень активности, соотношение рационального и иррационального, адекватного и неадекватного, сознательного и бессознательного, устойчивость или неустойчивость, широта или узость, рациональная или эмоциональная обусловленность и др.

Движущей динамической силой личности, способствующей формированию системы отношений, являются: степень интереса, интенсивность эмоций, желания и потребности. Они в основном биологически обусловлены (являются «условием личности») и проявляются в темпераменте и в скорости и силе реакций.

Личность проявляет себя в разных областях, и прежде всего в социальных отношениях и взаимоотношениях. В.Н. Мясищев выделяет основные классы или подсистемы системы отношений: 1) отношение к миру явлений и предметов; 2) отношение к другим людям; 3) отношение к себе. Особо важным является отношение человека к самому себе, которое составляет один из компонентов самосознания (самопонимание, самооценка, саморегуляция). По мнению В.Н. Мясищева, именно отношение к себе, будучи наиболее поздним и зависимым от всех остальных, завершает становление системы отношений личности и обеспечивает ее целостность. В условиях, когда отношения личности приобретают устойчивость, они становятся типичными для личности и в этом смысле превращаются в черты характера, оставаясь отношениями.

Некоторые устойчивые черты личности, сформированные системой ее отношений, могут предрасполагать, при определенных обстоятельствах, развитие неврозов. В.Н. Мясищев со своими сотрудниками выявили типичные черты личности, предрасполагающие к различным формам неврозов.

Данные черты личности не есть сам невроз. «Исход в болезнь», по В.Н. Мясищеву, возникает в том случае, если возникает противоречие между тенденциями и возможностями личности, обладающей вышеперечисленными системами отношений, с одной стороны, и требованиями и возможностями, которые ей предъявляет действительность, с другой. Индивидуальные особенности системы отношений обусловливают ее «невыносливость» в той или иной ситуации, лишают ее способности адекватно переработать ситуацию и вызывают перенапряжение и дезорганизацию нервной деятельности. При этом, согласно исследованиям В.Н.Мясищева и его последователей, в формировании личности, предрасположенной к развитию различных форм неврозов в неблагоприятных условиях, важную роль играют дефекты воспитания, формирующие у нее специфическую систему отношений. Отрицательные воздействия, идущие с раннего детства, являются источником невроза развития.

Знание особенностей развития индивида, страдающего невротическим расстройством личности, является необходимым условием патогенетически обоснованной психотерапии В.Н. Мясищева. Основной ее задачей является выяснение жизненных отношений, сыгравших патогенную роль, лишивших данную личность способности адекватно переработать сложившуюся ситуацию и вызвавших перенапряжение и дезорганизацию нервной деятельности.

Основным методом исследования личности и ее системы отношений в патогенетической психотерапии является изучение истории ее жизни. Основным приемом при этом является беседа. Динамическая сторона индивида, связанная с темпераментом и другими свойствами и характеристиками личности, допускает исследование объективными экспериментально-психологическими методами (исследование свойств нервной системы) и тестовыми методами.

Патогенетическая психотерапия направлена на перестройку системы отношений личности. При этом она опирается на ее сознательность (способность давать отчет о событиях настоящего, прошлого и будущего), социальность (способность подчинять собственные интересы общим), самостоятельность (способность управлять своим поведением согласно общественно-социальным требованиям).

Психотерапевтическая беседа в патогенетической психотерапии при легких невротических расстройствах проводится с применением приемов одобрения, убеждения, переубеждения, отвлечения, разъяснение сущности невроза и его симптомов, нормализации производственной или семейной ситуации.

Идея понимания личности как системы отношений нашла дальнейшее развитие в трудах ученика и последователя В.Н. Мясищева Б.Д. Карвасарского, который со своими коллегами Г.Л. Исуриной и В.А. Ташлыковым сформировали и обосновали личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию. Данное направление в психотерапии опирается на следующие теоретические положения В.Н. Мясищева: 1) понимание личности как системы отношений индивида с окружающей средой; 2) понимание невротических расстройств с позиций биопсихосоциальной концепции, в рамках которой невроз понимается прежде всего как психогенное заболевание, обусловленное нарушением значимых для личности отношений.

Личностно-ориентированная психотерапия включает этапы а) изучения личности индивида, б) осознания и в) коррекции нарушенных отношений личности. Психотерапевтический процесс сосредоточен на трех плоскостях изменений личности: когнитивной, эмоциональной и поведенческой и, соответственно, основан на сбалансированном использовании когнитивных, эмоциональных и поведенческих механизмов.

В целом задачи когнитивного (интеллектуального) осознания в рамках личностно-ориентированной психотерапии сводятся к трем аспектам: 1) осознание связей «личность – ситуация - болезнь», 2) осознание интерперсонального плана собственной личности и 3) осознание генетического (исторического) плана. В целом задачи личностно-ориентированной психотерапии в эмоциональной сфере охватывают четыре основных аспекта; 1) точное распознавание и вербализация собственных эмоций, а также их принятие; 2) переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта; 3) непосредственное переживание и осознание опыта психотерапевтического процесса и своего собственного; 4) формирование более эмоционально благоприятного отношения к себе. В общем виде направленность личностно-ориентированной психотерапии применительно к поведенческой сфере может быть сформулирована как задача формирования эффективной саморегуляции на основе адекватного самопонимания и более эмоционально благоприятного отношения к себе.

Таким образом, целью личностно-ориентированной психотерапии является формирование адекватного самосознания и расширения его сферы. Задачи ее фокусируются на трех составляющих самосознания: 1) на самопонимании (когнитивная сфера), 2) на отношении к себе (эмоциональная сфера) и 3) на саморегуляции (поведенческая сфера). Применяемые в личностно-ориентированной психотерапии механизмы опираются на эти три сферы самосознания и обозначены Б.Д. Карвасарским с соавторами соответственно как 1) конфронтация, 2) корригирующий эмоциональный опыт и 3) научение.

В течение личностно-ориентированной психотерапии осуществляется два взаимосвязанных психологических процесса – осознание и реконструкция отношений личности. Базисным при этом является уяснение причинно-следственных связей, породивших расстройство, вербализация смутных переживаний и уточнение тех отношений, которые индивид ранее не соединял в своем сознании. Таким образом, в личностно-ориентированной психотерапии речь идет о расширении сферы осознаваемого посредством поиска связей между разобщенными прежде в сознании индивида представлениями. Осознание и понимание являются началом психотерапии. Далее на основе осознания происходит реорганизация значимых в данной жизненной ситуации отношений личности, дезадаптирующее влияние которых проявляется в целостном функционировании личности.

 

Литература

1. Исурина, Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений / Г.Л. Исурина // Групповая психотерапия. – М.: Медицина, 1990. – С.89-120.

2. Карвасарский, Б.Д. Неврозы / Б.Д. Карвасарский. – М.: Медицина, 1990. – 576 с.

3. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасарский. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 752 с.

4. Лебединский М.С. Введение в медицинскую психологию / М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев. – Л.: Медицина, 1966. – 460 с.

5. Ташлыков, В.А. Психология лечебного процесса / В.А. Ташлыков. – Л.: Медицина, 1984. – 192 с.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...