Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типичные стадии психологического консультирования

 

1. Человек обращается за помощью

2. Объяснение особенностей психологического консультирования

3. Эмоциональное высвобождение

4. Распознавания и принятия клиентом своих негативных чувств

5. Проявление позитивных чувств у клиента

6. Принятие консультантом позитивных чувств клиента

7. Самопонимание и самопринятие клиентом (инсайт)

8. Определение клиентом возможных путей решения своей проблемы

9. Позитивная деятельность

10. Более полное и точное осмысление себя

11. Возрастание интеграции личности клиента

12. Завершение психологического консультирования.

С другой стороны, необходимо отметить, что К. Роджерс утверждает, что в качестве желаемой цели психологического консультирования не должно выступать только решение проблемы клиента путем его переобучения. Он считает, что удовлетворительное для человека существование заключается не в том, чтобы жить без проблем, а в том, чтобы жить с единой целью и базовой уверенностью в себе, которая приводит к удовлетворению в борьбе с чередой проблем. Именно эта единая цель и это мужество жить и преодолевать трудности, которые преподносит жизнь, и является, по мнению К. Роджерса, главной целью терапии. Таким образом, вовсе не обязательно, что клиент в ходе сеансов консультирования получает четкое решение отдельной проблемы, скорее он приобретает способность мужественно встречать свои проблемы и решать их конструктивным образом. Результатом консультирования, таким образом, является накопление клиентом достаточного опыта по применению достигнутых инсайтов, для выработки чувства уверенности и способности к здоровому, нормальному существованию без поддержки психотерапевта.

2.5. Процесс консультирования (практические вопросы)

 

Эмоциональное высвобождение. Как указывалось выше, эмоциональное высвобождение является первой фазой собственно процесса психологического консультирования или терапевтического процесса, которые являются синонимами в понимании К. Роджерса. По его мнению, самый верный путь к выявлению значимых и болезненных для клиента проблем и конфликтов, а также к тем сферам, на которые консультирование могло бы оказать конструктивное воздействие, заключается в том, чтобы следовать за паттернами его чувств по мере их свободного выражения.

Лучшими способами построения беседы, которые могут ускорить достижение инсайта, являются те, которые помогают человеку выражать себя настолько свободно, насколько это возможно. При этом консультант должен стараться сознательно воздерживаться от любой активности или высказывания, которые могут каким-то образом изменять и направлять течение беседы и ее содержания, задаваемые клиентом. Проблемы приспособления клиента редко бывают связаны с недостаточностью знаний, т.е. с интеллектом. Их основа – неосознаваемые эмоциональные факторы, обусловливающие напряженность отношений с отдельными людьми, обществом или самим с собой. Эти эмоциональные факторы довольно быстро открываются клиенту и консультанту, если в процессе консультирования терапевт принимает выражаемые клиентом чувства и затем следует за ними. К. Роджерс полагает, что любой способ эмоционального высвобождения, если ему свободно следовать, приводит к вскрытию основного конфликта.

Однако очевидно и то, что требуется определенное искусство, чтобы простимулировать активность клиента в направлении свободного выражения своих чувств и эмоций. К. Роджерс предлагает для этого ряд практических рекомендаций.

1. Реакция на чувства вместо реакции на смысловое содержание

2. Реагирование на негативные эмоции

3. Реакция на амбивалентные чувства

4. Отношение к консультанту

Одна из самых серьезных ошибок на этой стадии заключается в том, что консультант слишком много говорит. Для большей эффективности консультирования важнее именно выражение установок клиента, нежели консультанта. Однако бывают случаи, когда клиент является «сложным» и с ним трудно установить требуемые отношения. Это так называемые «сопротивляющийся клиент», «клиент, требующий ответа» и «клиент с нестандартными установками».

Таким образом, целью первого этапа психологического консультирования является оказание помощи клиенту в свободном выражении эмоциональных отношений, лежащих в основе его проблем и конфликтов. Главным методом достижения этого является реагирование консультанта на эмоции, а не на смысловое содержание материала, выражаемого клиентом, а также признание их на вербальном уровне. Консультант придерживается этого принципа вне зависимости от того, какого рода эмоциональная установка была высказана – позитивная, негативная или амбивалентная. Этот подход применим и в случае, если чувства клиента направлены на него самого, на других, на консультанта или на ситуацию консультирования. В ходе этого процесса клиент испытывает эмоциональное освобождение от тех чувств, которые до этого подавлялись им, что углубляет степень осознания основных элементов его жизненной ситуации.

Достижение инсайта. Важным элементом психологического консультирования является достижение инсайта. В психотерапии под инсайтом понимается достижение нового восприятия себя, которое неразрывно связано с переживанием катарсиса (освобождение от переживаний проблем, связанных с прежним восприятием себя») и основано на нем. Иными словами можно сказать, что этот термин означает восприятие индивидом новых смыслов своего собственного опыта. Увидеть новые взаимосвязи причин и следствий, обрести новое понимание того значения, которое имеют поведенческие симптомы, понять способы поведения того или иного человека – это все входит в понятие инсайта. Под инсайтом также понимается реорганизация поля восприятия, обнаружение новых взаимосвязей, интеграция накопленного опыта, переориентация своего «я». По существу – это новый способ восприятия окружающего мира и себя.

Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что инсайт не является окончательной целью психотерапии и психологического консультирования. Он является только очень важным этапом, после которого возможны прояснение клиентом возможностей выбора путей решения проблемы и перестройка его поведения в реальной жизненной ситуации.

Необходимо отметить, что состояние инсайта клиент начинает переживать уже на стадии эмоционального высвобождения. Здесь происходит катарсис: клиент освобождается от давления тех чувств и установок, которые ранее подавлял в себе. При этом можно наблюдать, что происходит снятие напряжение и физическая релаксация, клиент начинает ощущать себя более комфортно и может уже более объективно отнестись к себе и к своей ситуации. При этом происходит не только прояснение ситуации в целом, но и более полное понимание клиентом самого себя. Будучи нескованным в разговоре о себе, он становится способным принимать различные аспекты своего «я» без их рационализации или отрицания: свои желания, антипатии, враждебные импульсы и положительные установки, стремления к зависимости и к независимости, неосознанные конфликты и мотивы, мечтания и реалистичные цели. В процессе терапевтических отношений, свободных от всякой необходимости обороняться, клиент, часто впервые в жизни, получает возможность откровенно взглянуть на себя и выйти за пределы своей защиты и адекватно оценить ситуацию. Вместо отчаянного стремления быть тем, кем он не является, клиент понимает, что существует масса преимуществ в том, чтобы быть тем, кто ты есть, и развивать заложенные в себе возможности.

Даже при условии, что консультирование не продвигается далее фазы эмоционального высвобождения, оно уже конструктивно и полезно. Это особенно важно в случаях кратковременной психотерапии. Однако инсайт, переживаемый клиентом в фазе эмоционального высвобождения, затрагивает осознавание только отдельных сторон своей личности, а именно – своих чувств и эмоциональных отношений. Более полное прояснение всех аспектов своего нового «я» происходит на следующих этапах психологического консультирования.

Как же переживается инсайт клиентом и что он означает для него?

1. Восприятие прежних фактов в новых взаимосвязях.

2. Постепенный рост самопонимания. В этом случае клиент начинает осознавать, причем не интеллектуализированно, а чувственно, свою роль в сложившейся ситуации и создании проблемы, по поводу которой он обратился к психотерапевту.

3. Осознание и принятие себя.

4. Элемент выбора.

Как же консультант может простимулировать развитие инсайта у клиента? При ответе на данный вопрос К.Роджерс снова достаточно определенно заявляет, что основным способом, подводящим клиента к достижению инсайта, является тот, который требует от консультанта максимальной сдержанности, нежели чрезмерной активности, особенно в отношении высказывания интерпретаций и личной оценки поведения и действий клиента. При возникновении необходимости использования интерпретаций лучше использовать термины и образы самого клиента и высказанные им его установки и его понимание жизненной ситуации. Основной метод – это способствование проявлению установок, эмоциональных отношений и чувств клиента до тех пор, пока не произойдет спонтанного озаряющего самоосмысления.

Заключительные фазы терапии. Когда клиент достигает инсайта, наступает кардинальное и качественное изменение в сути терапевтического взаимодействия. Клиент уже испытывает меньшее напряжение. Он выражает более уверенный подход к проблемам, с которыми он сталкивается. Он реже стремится к зависимости от консультанта, и его поведение все чаще начинает свидетельствовать о том, что они работают заодно. Отношения становятся более приближенными к настоящему сотрудничеству, в котором и консультант и консультируемый вместе участвуют в обсуждении следующих шагов, которые позволяют последнему достичь еще большей независимости.

На заключительных стадиях психологического консультирования клиент продолжает переживать инсайты осознавания новых сторон своего «я». Он все время делает позитивные шаги и будет их делать даже после того, как завершится процесс консультирования. На последних сеансах самое важное заключается в том, что клиент должен пережить свой инсайт достаточно полно, чтобы достичь уверенности в том, что он может продолжать жить без всякой посторонней помощи.

Что означает завершение терапевтических бесед для клиента? Если процесс консультирования протекал успешно и клиент пришел к достаточно ясному осознанию себя, чтобы быть способным выбирать новые цели и осуществлять соответствующую деятельность, неизбежно возникает мысль о возможном завершении терапии. При этом у клиента вновь возникает чувство амбивалентности, которое сопровождает любой опыт роста.

С одной стороны, он ощущает страх того, что, если он расстанется с консультантом, то все его проблемы опять вернутся и он может оказаться неспособным справиться с ними. С другой, у него возникает страх по поводу того, что консультант будет обижен, разочарован и расценит его уход как недовольство процессом терапии. С третьей, его усиливающийся инсайт и возросшая уверенность в себе побуждает его к желанию встречать свои будущие проблемы без чьей-либо помощи, быть независимым от какой бы то ни было поддержки консультанта.

Однако необходимо расценивать это как временное явление, обусловленное страхом потерять поддержку терапевтического отношения. Если консультант в таких случаях четко осознает истинную природу потребности клиента в помощи и его переживаний по поводу значимости для него этих проблем, то этот возврат его зависимого от консультанта поведения продлится недолго. К. Роджерс полагает, что удовлетворение от чувства независимости и личностного роста у клиента намного превосходит состояние сомнительного удобства от этапа зависимости, и клиент вскоре становится готовым согласиться с неизбежностью расставания.

При завершении успешного терапевтического курса имеет место здоровое чувство потери и сожаления, которое вполне естественно и в некоторой степени, взаимно. Консультант также находил особое удовлетворение от наблюдения роста и развития индивида и вполне естественно, что какая-то печаль будет сопутствовать разрыву такого тесного взаимодействия.

К. Роджерс отмечает, что во многих случаях, когда терапия подходит к концу, наблюдается изменение характера отношения к консультанту. Клиент в большей степени начинает понимать психологическую роль консультанта в своем личностном становлении и у него появляется к нему интерес как к личности. Клиент начинает справляться о его личных проблемах, о бытовых вопросах и взглядах. Он может захотеть поддержать отношения на социальном уровне.

По мнению К. Роджерса, консультант должен осознавать эти позитивные чувства по отношению к себе, но в большинстве случаев должен проявить разумность и закончить сеансы на терапевтической, а не на социальной основе. Роль консультанта на завершающих этапах терапии такая же значимая, как и в ее процессе. К. Роджерс выделил несколько составляющих его поведения на этом этапе.

1. Важно, чтобы терапевт был внимательным к успехам клиента и, как только его независимое поведение станет очевидным, он должен вынести на обсуждение возможность завершения терапевтических сеансов. Если же этого не сделать, то клиенту может показаться, что консультант не хочет, чтобы он уходил.

2. Консультанту не следует делать попыток удерживать клиента, даже если он чувствует, что не все его проблемы до конца решены и инсайт не завершен. Если клиент наметил приблизительные цели и обладает достаточными мужеством и уверенностью в том, чтобы идти к ним самостоятельно, то эффективность его действий при этом скорее увеличится, нежели уменьшится. Консультант должен научиться получать удовлетворение от успехов клиента на пути роста, а не от поддержания его зависимости.

3. Окончание терапии должно определяться в основном самим клиентом. Непосредственная помощь консультанта заключается в уточнении спорных моментов, возникающих в связи с завершением терапии. Если он поможет их разрешить, то можно быть уверенным, что клиент сделает выбор более зрелого характера.

4. Консультант может «увлечься» работой с клиентом и ориентироваться на поиск решения его проблем. При этом он обычно рассчитывает на более длительный процесс терапии. Однако, как правило, окончание работы наступает раньше, а не позже предполагаемого срока. Зачастую темп заключительной беседы превышает темп предшествующих сессий, и клиент быстро достигает достаточной уверенности в своих силах, хотя консультант понимает, что он не достиг еще необходимого инсайта и может почувствовать некоторое разочарование. Однако одна эта уверенность клиента в себе самом, а не разрешение проблем, и есть показатель успешного психологического консультирования и, следуя настроению клиента, его процесс необходимо завершать.

5. При завершении психологического консультирования клиент может высказать свои мнения о его сути или о новом своем состоянии, которые не совпадают с теоретическими представлениями самого терапевта. Однако они должны восприниматься не с позиций интеллектуализации, а как высвобождение движущих сил у клиента, ведущее к самостоятельному осмыслению.

 

Современные социальные условия требуют от консультанта не только умения строить специфические психологические отношения с клиентом. Они взаимодействуют в определенном социально-правом пространстве. В связи с этим современный консультант обязан это учитывать.

Например, С. Глэддинг с учетом американского опыта развития психологического консультирования выделяет, помимо непосредственной психотерапевтической деятельности консультанта, формирование им «структуры» этих отношений. Структуру он определяет как взаимопонимание между консультантом и клиентом относительно особенностей, условий, процедур и параметров консультирования Структура помогает прояснить отношения консультанта и клиента и ориентирует эти отношения в каком-либо направлении, определяет права клиентов, роли и обязательства как консультантов, так и клиентов и гаранти­рует успех консультирования.

Важными составляющими структуры отношений являются:

· выработка регламента работы (регламент включает в себя временные ограничения, например, устанавливает 50-минутную продолжительность консультационной сессии);

· уточнение допустимых действий (для предот­вращения деструктивного поведения);

· уточнение ролей (что будет ожидаться от каждого участника);

· процедурные условия (которыми определяется ответствен­ность клиента за продолжение работы в соответствии с определенными целями или потребностями);

· договоренность о размере и о графике оплаты и другие важные для клиентов вопросы;

· составление и подписание контракта консультантом и клиентом.

Профессиональные обязанности современного консультанта требуют внимательного отношения к правам клиента, а также осознания собственной ответственности за его психическое здоровье. Поэтому контракт должен включать оба этих важных вопроса. Кроме этого, в контракте должны быть учтены законы государства, на территории которого строится оказание услуг по психологическому консультированию. Например, в условиях Беларуси это может быть учет таких законодательных актов, как Конституция Республики Беларусь, Закон о правах ребенка, Закон об охране прав потребителя.

Этические и правовые особенности построения взаимоотношений между консультантом и клиентом на примере американского опыта отражены в следующем разделе.

Литература

1. Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. - СПб.: Питер, 2003. – 736 с.

2. Роджерс, К. Клиентцентрированная терапия / К. Роджерс. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. – 320 с.

3. Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы / К.Р. Роджерс. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.

Вопросы для самостоятельной работы

1. На каких представлениях о личности человека К. Роджерс выстроил прием психологического консультирования?

2. Каковы основные отличия новых представлений о психологическом консультировании от старых с точки зрения К. Роджерса?

3. Какими особенностями поведения консультанта можно стимулировать эмоциональное высвобожение у клиента и достижение инсайта?

4. Какие, на ваш взгляд, имеются недостатки и ограничения в предложенной схеме проведения психологического консультирования К. Роджерса?

5. Какие бы вы внесли предложения по совершенствованию процесса психологического консультирования?


ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...