Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые аспекты консультирования

 

Кроме этических норм профессия консультирования регламентируется также правовыми нормами. Закон — это точная формулировка руководящих стандартов, установленных для того, чтобы гарантировать юридическую и моральную справедливость. Закон не диктует, что является этически верным в данной ситуации, он определяет, что является законным.

Поставщи­ки услуг в сфере психического здоровья были полностью информированы о том, что они могут и чего не могут делать по закону. Такие ситуации часто предполага­ют обмен информацией между клиентами, консультантами и представителями су­дебной системы. Однако в США обмен информацией может быть ограничен правом на конфиденциальность, правом на защиту частной жизни и правом на защиту сообщения, которые обеспечиваются правовыми актами. При этом С. Глэддинг отмечает, что консультант обязан сообщить своим клиентам о потенциальных ситуациях, в которых конфиденциальность может быть нарушена.

У клиентов имеется немало прав в процессе консультирования, как юридических, так и этических, но они зачастую не знают об этом. С. Глэддинг указывает, что одна из первых задач консультантов заключается в информировании клиентов об их правах.

Поскольку хранение информации о клиентах - одна из пяти важнейших задач, имеющих отношение к правовой ответственности консультанта, часто возникает вопрос о том, что должно входить в досье. В основном досье долж­но содержать всю информацию относительно клиента, необходимую для его или ее лечения. Количество и типы форм в клиентском досье варьируют в разных агентствах и у разных специалистов, но шесть категорий документов обычно включаются всегда.

1. Идентифицирующая, или входная, информация.

2. Оценочная информация.

3. План воздействия.

4. Примечания.

5. Итоговое резюме.

6. Другие данные.

Особые профессиональные, этические и правовые проблемы возникают у консультантов, по мнению С. Глэддинга, при консультировании отдельных групп населения: культурных меньшинств, пожилых людей, женщин, мужчин, людей нестандартной сексуальной ориентации, представителей различных религиозных конфессий.

 

Литература

1. Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. - СПб.: Питер, 2003. – 736 с.

2. Конституция Республики Беларусь.

3. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

4. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка».

5. Этический кодекс Американской ассоциации консультирования.

6. Этические правила и кодекс европейской ассоциации телесных психотерапевтов.

7. Этические принципы Европейской Ассоциации психотерапевтов.

8. Этические принципы психологов Республики Беларусь.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Проанализируйте качества идеального консультанта с точки зрения С. Глэддинга и подумайте над тем, насколько реальны они в поведении консультанта, осуществляющего свою деятельность по отношению к клиентами, проживающим в Беларуси? Какие бы качества вы предложили развивать консультанту, работающему в Беларуси?

2. Какие бы вы предложили образовательные программы для формирования необходимых профессиональных качеств консультанта в Беларуси?

3. Какие бы вы предложили механизмы контроля этического поведения консультанта-психолога в Беларуси?

4. Ознакомьтесь с основными законами Республики Беларусь и ответьте на следующие вопросы.

5. Какие правовые акты защищают права клиентов при проведении психологического консультирования?

6. Какие имеются правовые акты, ограничивающие и регулирующие деятельность психолога-консультанта?

7. Каким образом необходимо строить отношения с клиентами при проведении психологического консультирования, чтобы не нарушались их права, но при этом сохранялась его эффективность как психотерапевтической процедуры?


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы полагаем, что представленный в данном учебно-методическом пособии материал поможет более конкретно определить сферу теоретических представлений и область практического применения именно психологических теорий психотерапии, отграничивая их таким образом от сугубо медицинских подходов. В настоящее время существует некоторая терминологическая путаница. Согласно западным традициям, понятие «психотерапия» используется достаточно широко, подразумевая и медикаментозное, и немедикаментозное лечение больных психическими расстройствами, и коррекцию личности здорового человека. В странах бывшего СССР психотерапия формировалась только как медицинское направление, подразумевавшее работу с пациентом, имеющим серьезные психические расстройства. Все остальные психологические проблемы человека относились к его капризам. В связи с этим понятна озабоченность медиков в связи с тем, что психотерапией начали заниматься не специалисты, многие годы изучавшие организм человека и его болезни и дающие клятву Гиппократа о ненанесении вреда пациенту, а часто случайные люди, закончившие скоротечные курсы по психологии.

Психологическое консультирование (синоним «недирективная психотерапия») – это особый прием практической психологии, ориентированный на изменение установок и особенностей реагирования конкретного индивида. Существенные отличия психологического консультирования от врачебной психотерапии отражены в таблице.

Кроме этого, в таблице отражен еще один аспект психологического консультирования, который часто встречается в практической деятельности психолога и который можно назвать просветительным консультированием. К консультанту часто обращаются клиенты, которые вполне могут разрешить свои проблемы самостоятельно. Они обращаются за помощью с целью самостоятельно разобраться в себе и в своей проблеме. В этом случае работа психолога равнозначна деятельности юриста-консультанта, который предоставляет клиенту сведения о тех законах, в рамках которых может рассматриваться его жизненная ситуация. В таких случаях психолог должен с помощью опроса или методов психодиагностики выявить проблемное поле клиента, сообщить ему, в рамках каких психологических теорий оно находится и каким образом может быть разрешен его кризис.


Таблица. Отличия психологического консультирования от клинической психотерапии и просветительного консультирования

Клиническая психотерапия Просветительное консультирование Психологическое консультирование
Причины обращения за помощью Расстройства личности Желание клиента понять себя Желание клиента понять себя и совместно с психологом разобраться в своих проблемах и найти способы их решения.
Диагностика психического состояния Устанавливается клинический диагноз из списка Международной классификации болезней (МКБ-10) Проводится психодиагностика с помощью тестов или с позиций теорий личности Выявляется внутриличностный или межличностный конфликт с позиций теорий личности.
Психологический симптом, на который направлено воздействие Патологическое расстройство личности Любопытство, желание понять себя Внутриличностный или межличностный конфликт в результате неадекватного приспособления человека к окружающему миру
Понимание клиента с позиций психотерапевта Больной, имеющий психическое расстройство и нуждающийся в помощи Дееспособный субъект Дееспособный субъект, партнер, у которого нарушилась адаптация к себе или к окружающему миру.
Особенности взаимоотношения в системе психотерапевт-клиент Врач-больной. В трансактной терминологии «родитель-ребенок» Консультант-консультируемый. В трансактной терминологии «взрослый-взрослый» Консультант-консультируемый. В трансактной терминологии «взрослый-взрослый»
Излечение Подчинение воли врача Удовлетворение любопытства «Инсайт» – осознавание причин своих проблем и принятие ответственности на себя за их разрешение.
Послетерапевтические отношения психотерапевта и клиента Излечение или поддерживающая психотерапия и консультирование   Устранение зависимости от психотерапевта в результате повышения самоэффективности.

 

Таким образом, в отличие от психотерапии в медицинском понимании, психологическое консультирование ориентировано не на «лечение» симптома специалистом, а на познание себя клиентом и на формирование у него ответственности за решение своих проблем.

С другой стороны, данное издание не является пособием по обучению недирективной психотерапии. Прочтение этого пособия не дает права заниматься психотерапией. Здесь изложены только основные теоретические позиции некоторых психотерапевтических подходов. Для практической работы в этой сфере требуется как минимум отработка практических навыков у психологов, супервизорства и контроля их деятельности со стороны ответственных государственных организаций.

К сожалению, обучение различным психотерапевтическим подходам в нашей республике осуществляется частным образом, достаточно стихийно и бесконтрольно. При этом обученность некоторым отдельным психотерапевтическим приемам позволяет многим безответственно использовать их для всех клиентов без разбора, в том числе и для больных с серьезными психическими расстройствами. Другая сторона безответственной деятельности психолога это то, что он часто создает у клиентов психологическую зависимость от психотерапевта или психотерапевтической группы. В связи с этим знакомство практикующих психологов-консультантов с основами клинической психологии и с основами законодательства является обязательным.


ОГЛАВЛЕНИЕ

   
Введение
1. Теоретические основы психологического консультирования 1.1. Представление о полной теории личности
1.2. Психоанализ З. Фрейда 1.3. Аналитическая психология и психотерапия К.Г. Юнга
1.4. Индивидуальная психология А. Адлера 1.5. Психосинтез Р. Ассаджоли
1.6. Телесно-ориентированная психотерапия 1.7. Бихевиоризм
и бихевиоральная (поведенческая) психотерапия 1.8. Гуманистическая психология  
и клиентцентрированная психотерапия К. Роджерса 1.9. Гештальт-психология и терапия Ф. Перлза  
1.10. Трансакционный анализ Э. Берна
1.11. Экзистенциальная психотерапия 1.12. Психотерапия,
основанная на теории личности В.Н. Мясищева 1.13. Приемы психической саморегуляции эмоциональных состояний (Е.К. Агеенкова)  
2. Основные характеристики процесса психологического консультирования
2.1. Теоретические аспекты процесса психологического консультирования
2.2. Проблемы, возникающие перед консультантом в начале работы
2.3. Основные условия для создания атмосферы терапевтических отношений
2.4. Типичные стадии психологического консультирования
2.5. Процесс консультирования (практические вопросы)
3. Этические и правовые аспекты психологического консультирования
3.1. Профессионализм консультанта
3.2. Этика и консультирование
3.3. Правовые аспекты консультирования
Заключение

 


 

Учебное издание
Агеенкова Екатерина Кузьмична
Актуальные проблемы современного психологического консультирования и психотренинга
  Учебно-методическое пособие по специальности 030301.65 – психология
В авторской редакции
  Подготовка оригинал-макета: Н. Н. Шавель
Подписано в печать 00.00.2007. Формат 60´84 1/16 Бумага офисная. Отпечатано способом ризографии . Усл. печ. л. …. Уч. изд. л. …. Тираж 100. Заказ ….
Филиал РГСУ в г. Минске. 220107, г. Минск, ул. Народная, 21.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...