Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект занятия: «Этот загадочный космос»

Конспект занятия: «Этот загадочный космос»

Цель: познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к кос­мическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение, фантазию.

Ход занятия

- Ребята, вы любите смотреть на небо ночью?

- А что можно увидеть на небе? (Звезды, Луну.)

- Сколько на небе звезд?

- Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что нахо­дятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. У звезд есть свои названия: Полярная звезда, Сириус, Вега и т.д. Звезды соединяют­ся в созвездия, которые тоже имеют свои названия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.

Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других плане­тах? Есть ли жизнь?

И вот ученые под руководством конструктора С. Королева изобрели первый спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое про­странство. Полет прошел успешно. Ученые решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту - это были две собаки-лайки: Белка и Стрел­ка, которые благополучно возвратились на Землю. И тогда ученые решили осуществить заветную мечту - послать человека в космос.

12 апреля 1961 года мечта эта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на корабле «Вос­ток». Это было огромным радостным событием не только для нашей стра­ны, но и для всего человечества. Все люди нашей планеты радостно привет­ствовали первого космонавта.

Вскоре подвиг Гагарина повторил второй космонавт - Г. Титов. А за­тем уже экипажи космонавтов стали увеличиваться. В космические полеты стали отправляться по 2-3 космонавта. Но впереди нас ожидало еще оно интересное событие: в космический полет отправилась первая в мире жен­щина-космонавт В. Терешкова. А затем и вторая женщина-космонавт - С. Са­вицкая. Много космонавтов смотрели на нашу Землю из космоса, и среди них наш земляк Константин Феоктистов. Космонавты во время полета ви­дят и наблюдают очень много интересного и много работают. Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли и со­общают на Землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообща­ют о приближении ураганов, тайфунов, о случившихся стихийных бедстви­ях, о пожарах в тайге, уточняют прогноз погоды, обеспечивают космичес­кую радио- и телевизионную связь. Вот какая сложная и интересная работа у космонавтов.

Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на Луну.

Упорно мечтают они о Луне

И даже летают ... но только во сне.

 

- А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым, упорным и т.д.)

- Послушайте, я вам расскажу о тех испытаниях, которые космонав­ты должны пройти на Земле, чтобы справиться с подобными нагрузками в космосе.

- Представьте, что если бы кого-то из вас посадили в большущий шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Чтобы вы почувствовали при этом? (ответы детей)

— А вот еще одно испытание: космонавта сажают в кресло, пристеги­вают ремнями, и машина начинает кружить это кресло со страшной быстро­той: вверх, вниз, туда, сюда.

- А вот еще: когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привык­нуть к этому, космонавта сажают в машину-вибратор, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадешь.

Испытания очень серьезные, но все космонавты справляются с ними легко. Как вы думаете, почему? (Потому что космонавты здоровые, силь­ные, тренированные, занимаются спортом.)

Все космонавты - мастера спорта. Они ежедневно бегают, прыгают, занимаются различными видами спорта.

- Ребята, после моего рассказа вы, наверное, испугаетесь поступать в отряд космонавтов? Чтобы быть готовым к полету, мы тоже проведем вот такую тренировку.

Подвижная игра на внимание «Сделай так и не делай так...»

 

- Молодцы! Все справились, все зачисляются в отряд космонавтов. Теперь надо решить, что необходимо космонавту в полете.

 

Игра «Какие предметы космонавт возьмет в полет».

- Итак, мы прошли тренировку, взяли необходимые вещи. Чего же еще у нас не хватает? (Ракеты.)

- Ракету будем строить вот по этому плану. Строить будем из стульчи­ков. (Дети строят ракету, садятся на места.)

- Дети, усаживайтесь поудобнее, скоро вы взлетите, а я останусь на Земле и буду следить за вашим полетом.

 

Дети считают от десяти до единицы и с командой «Пуск!» взлета­ют...

Взвилась ракета в небеса

И в тот же миг умчалась.

Лишь в синем небе полоса,

Как снег, белеть осталась.

 

- До свидания, ребята, счастливого пути!

 

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

 

(Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 с.-162)


Космонавты

В расчетное время, стартуя с Земли,

К загадочным звездам летяг корабли.

Представим: чуть-чуть помечтали –

И все космонавтами стали!

На улицах, в парках — повсюду они

На пляже - и то космонавты одни.

Садятся в автобус — а он не идет:

Водителя нету — собрался в полет.

Спешат космонавты пешком на обед,

Но нет ни обеда, ни повара нет:

И он в космонавты собрался, ...

И он без обеда остался.

Спасибо корове — дала молока.

(Она космонавтом не стала пока).

А кто космонавту, пока он растет,

И сказку расскажет, и книжку прочтет?

А кто космонавта научит считать?

А кто космонавта научит мечтать?

А кто рассчитает ракеты полет?

А кто ее сделать придет на завод?

Кто ярко напишет на ней, например,

Простое и гордое: «СССР»?

Коль все космонавтами станут у нас,

Взлетит ли ракета в положенный час?

В расчетное время, стартуя с Земли,

К загадочным звездам летят корабли,

Полетом своим подтверждая:

Почетна работа любая!

- Как вы думаете, в какой фразе заключена главная мысль стихотворения? Согласны ли вы с его автором?

Последующая работа: Воспитатель предлагает ребятам выбрать предметы, которые необходимо отправить Незнайке, до­рисовать их, раскрасить. Детям необходимо завершить работу над ракетой, которая быстро домчит горе-космонавту необходимые вещи.

Также нужно разгадать шифр — подсказку, как управлять раке­той. Используя подсказку, определить, какая сегодня Луна: полная, стареющая или растущая.

 

(Тимофеева Л.Л., Уман А.И. Комплексные развивающие занятия в подготовительной группе ДОУ. – М.: Педагогическое общество России, 2006- с.80)


Физкультминутка

-Ребята, вы сказали, что солнце — это раскаленный шар. По­чему вы так решили? Чем можно это доказать? (Когда светит солнышко, на улице тепло.).

-Зимой тоже светит солнце, но тепла от него нет. Дети растеряны, не могут найти ответа.

-Подойдите к окошку и посмотрите, какое сегодня красивое, яркое солнышко.

-Вот мы и доказали. Солнце раскалено до такой степени, что смотреть на него без специальных приборов нельзя. Что нужно иметь, чтобы смотреть на солнце? (Можно надеть солнечные очки. Можно смотреть в специальный телескоп. Можно просто смотреть в цветное, темное стекло.).

-Что мы получаем от солнца? (Мы получаем от солнца свет и тепло.).

-Что было бы, если бы не было солнца? (Если бы не было солнца, то на земле всегда была бы ночь. Не росли бы деревья, потому что они не могут расти без света. Жили бы на земле только те животные, птицы и насекомые, которые живут без света. Человек бы строил закрытые города, где было бы только искусственное освещение. Без солнышка было бы всем очень плохо.)

-Отгадайте загадку и запишите отгадку в ваших карточках.

Поле не меряно (Небо.),

Овцы не считаны (Звезды.)

А пастух рогат. (Месяц.)

-Почему небо сравнивают с полем? (Потому что оно такое же большое, как поле.)

-Почему звезды сравнивают с овцами? (Потому что их так же много, как и белых овец, которые разбре­лись по всему полю.)

-А почему месяц сравнивают с пастухом да еще и рогатым? (Пастух всегда один, и месяц на небе один. Когда месяц не пол­ный, то кажется, что он с рогами.)

-Вы сегодня хорошо поработали, и солнце дарит вам малень­кие солнышки.

 

Раздаются желтые круги.

 

-Нарисуйте дома звездное небо. Спросите у родителей, чем отличаются звезды от планет.

 

(Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. – М.: ВАКО, 2005 – с.169)

 

 


Конспект занятия: «Земля как планета»

Цель:Ознакомление с окружающим миром.

Задачи: Познакомить детей с планетой Земля. Учить проводить опытную работу. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать любовь к планете Земля.

 

Материал: свеча; теннисный шарик или мяч; солнце и Земля - плоскостное изоб­ражение; рисунки, подтверждающие вращение Земли вокруг солнца.

Ход занятия

-Посмотрите, ребята, что на нашей доске вам знакомо, а что вы видите впервые. (На доске солнце. Мы его видели на прошлом занятии.)

-Что такое солнце? (Солнце - это большой раскаленный шар.)

-Какого цвета солнце? (Солнце красно-желто-оранжевого цвета.)

-А что это за круг голубого цвета на доске?

Дети высказывают свое предположение. Педагог выслушивает все ответы детей. Педагог читает стихотворение:

 


Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут - речка, там - зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой...

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы, и моря -

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

Ты из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!


-Так вы поняли, что обозначает голубой круг на нашей доске. (Это наша Земля.)

-Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев чтобы объехать его вокруг.

-Подумайте и скажите, почему же Земля у нас голубого цвета? (Ответы детей.)

-Вам было трудно догадаться. Я вам подскажу. На нашей земле очень много воды. Именно она дала такой цвет нашей планете.

-Земля вращается вокруг солнца и одновременно вокруг себя. В результате этого на Земле сменяются времена года и части суток.

Рассматриваем рисунки. Делаем опыт с глобусом и свечой. Определяем, где будет день, а где -ночь.

Зажигаем настоящую свечу. Это солнце. Вокруг свечи вращаем мяч (или шарик для игры в теннис). Это макет Земли. Определяем, с какой стороны будет зима, с какой стороны будет лето, с какой стороны - осень и весна.

Обращаем внимание детей на то, что когда лучи от «солнца» падают прямо, то на земле тепло, и это - лето. Если лучи солнца падают под углом, то на Земле осень или весна. Чем дальше мы будем относить шарик от свечки, тем меньше света на него падает.

Дети проделывают опыт сами под наблюдением педагога.

- Земля вращается вокруг солнца, как вы вращаетесь в вальсе вокруг новогодней елки.

Физкультминутка

Дети встают в круг. Педагог стоит в центре.

Дети изображают планету Земля. Педагог - солнце.

Дети поворачиваются вокруг себя и вращаются по кругу.

По сигналу педагога дети останавливаются.

Педагог спрашивает: «У кого сейчас лето?», «У кого сейчас день?», «У кого сейчас ночь?»

Дети определяют свое положение по отношению к педагогу и отве­чают на этот вопрос.

-На Земле достаточно света и тепла, а также достаточно воды и воздуха. Все это создает благоприятные условия для жизни на Земле.

Вопросы к детям:

1. Чего больше на нашей планете - воды или суши?

2. Что вращается - Земля вокруг солнца или солнце вокруг Земли?

3. Какого цвета наша планета, если смотреть на нее из космоса?

4. На какую геометрическую фигуру похожа наша планета?

-Дома поговорите с родителями о том, какова наша плане­та. Посмотрите на ночное небо и найдите единственный спутник Земли. Спросите у родителей, как он называется.

-Скажите, вам понравилось изображение Земли? Вам нра­вится наша планета? Если бы вам предложили сейчас улететь с планеты Земля на другую планету, то вы согласились бы? (Мы бы никуда не уехали, потому что на Земле наш родной дом. Наши родные люди на Земле, и наши друзья тоже на Земле.)

Педагог читает стихотворение Л. Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

 

(Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. – М.: ВАКО, 2005 – с.171)

 

 


Ход занятия

 

Дети рассматривают иллюстрации в книгах, картинки, дет­ские рисунки на тему «Космос».

 

Голубая, круглая

В небе проплывает,

На ней мы все живем.

А как ее называют?

- Правильно — это планета Земля. Какие еще планеты вы знаете? (Ответы детей.)

- Отгадайте загадки:


 

Белые цветочки вечером расцветают,

А утром увядают.

(Звезды)

 

 

Среди поля голубого —

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце,

Ну, конечно, это...

(Солнце)


 

- Солнце — это звезда или планета? (Ответы детей.)

- Да, это звезда, большая и горячая. А какая звезда самая холодная и яркая? (Полярная.)

- Какие вы знаете созвездия? Кто выложит из звездочек на фланелеграфе Большую медведицу, Малую медведицу, созвездие Рака?

 

Дети выкладывают на фланелеграфе созвездия.

- Сколько звезд в созвездиях Большая мед­ведица, Малая медведица, созвездии Рака? В каком созвез­дии находится Полярная звезда? Какая она по счету? (Седь­мая.)

- Кто первым из космонавтов совершил полет в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин.)

- Назовите первую женщину-кос­монавта (Валентина Терешкова.)

- Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов.)

- Представьте, что вы космонавты и готовы отправиться в полет. Я буду ру­ководителем полета. С нами в полет отправятся разные жи­вотные. Помните ли вы, кто из животных первый полетел в космос? (Собачки: Лайка, затем Белка и Стрелка.)

- Интерес­но, кто же полетит с нами? Ой, посмотрите, в иллюминато­ре видны то ли лапы, то ли ноги. Как вы думаете, кто бы это мог быть: птица или животное? (Показывает ракету.)

Проводится дидактическая игра «Угадай кто».

- Очень хорошо, к полету вы готовы! Про­шу занять свои места на корабле!

У каждого ребенка на столе лежит лист бумаги, два кру­жочка (зеленый и желтый), набор геометрических фигур.

 

- Внимание! Приготовились к запуску ра­кеты. Выложите на пульте управления цифровой ряд от ну­ля до десяти. (Дети выкладывают.) Начинаем обратный от­счет. Все вместе: ноль —пуск! (Звучит музыка.)

- Будьте внимательны, мы ведем наблюдение за космическими объек­тами, телами: в верхнем левом углу иллюминатора мы видим Солнце. (Дети берут желтый кружочек и выполняют задание на листе.)

- В правом нижнем углу появилась планета. А в се­редине какие-то непонятные фигуры. Кто бы это мог быть? Это инопланетяне! Выложите инопланетянина из геометри­ческих фигур.

 

Дети выкладывают из геометрических фигур инопланетян.

- В моем иллюминаторе пришелец из кос­моса подает сигналы бедствия, просит помочь. Ему дано за­дание отправиться на девятую планету солнечной системы, а он умеет считать только до пяти. Сколько ему еще оста­лось миновать планет?

- Кто выйдет к доске и выложит ос­тальные планеты? (Ребенок выполняет задание.)

- Иноплане­тянин очень доволен и хочет вступить с нами в контакт. Давайте прочитаем ему стихи, загадаем загадки.

 

Дети читают стихи, танцуют. Проводится физкультминутка, затем дидактическая игра «Что может быть такой формы?».

- Теперь пора возвращаться на Землю: де­сять метров, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один, ноль! Мы приземлились!

 

 

(Селихова Л.Г. Интегрированные занятия: ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – с. 31)

 


Конспект занятия: «Космонавты»

Программное содержание.Воспитывать у детей интерес к космонавтам; учить восхищаться их героическим трудом, гор­диться тем, что первым космонавтом был русский человек. Расширять представления детей о космических полетах.

 

Материал.Картинки и фотографии по теме.

 

Ход занятия

 

Воспитатель показывает детям портрет Ю.А. Гагарина

- Знаете ли вы, кто это? Расскажите, что вы зна­ете о Юрии Алексеевиче Гагарине.

Юрий Алексеевич Гагарин был первым человеком, полетевшим в космос. Он поднялся высоко-высоко над Зем­лей на космическом корабле. Людей, которые летают в ко­смос, называют летчиками-космонавтами. Мы гордимся тем, что первым в космос полетел русский человек.

Педагог читает рассказ «Первый в космосе».

«Первый в космосе»

 

Ракета неслась все дальше и дальше от Земли. Юрий Гагарин полуле­жал в кресле, не в силах даже пошевелиться. Чем быстрее мчалась ракета, тем сильнее прижимало к креслу.

Тело вдруг стало невероятно тяжелым. Руки, ноги, каждый палец ста­ли не своими, словно отлитыми из чугуна. Прошла всего лишь минута полета, а Гагарину казалось, что он летит целый час. Грудь сдавило, ды­шать стало трудно.

А с Земли по радио уже спрашивают: «Как себя чувствуешь?» Надо от­ветить, но сказать хоть одно слово тоже не просто. Трудно даже открыть рот. И все же Гагарин нашел в себе силы: ведь недаром перед полетом он столько тренировался.

-У меня все в порядке, все в порядке, — передал он,— лечу нормаль­но. Чувствую себя хорошо.

Ракета дрожала. Она словно изо всех сил спешила взлететь на ту вы­соту, которую указали ей ученые.

И вдруг стало тихо — это перестал работать двигатель. Но корабль мчал­ся с огромной скоростью. Кабину больше не трясло, и к креслу прижи­мало все меньше. Неожиданно Юрий почувствовал, что его приподняло над креслом и тело его ничего не весит. Он поднял руку — она так и ос­талась приподнятой, поднял ногу —она не опустилась.

Захотел Гагарин записать в журнал свои наблюдения, посмотрел, а ка­рандаша на месте нет, он плывет по кабине. Подбросил журнал, и тот по­вис в воздухе.

Ни есть, ни пить Гагарину еще не хотелось, но надо было попробовать. Ведь еда в космосе тоже ничего не весит, и, как знать, сможет ли он ее проглотить? А что если в горле застрянет? На земле пробовал есть вниз головой, стоя на руках. Получалось. А тут?

Пища у Гагарина была специальная, «космическая». Из тюбика, в каких обычно бывает зубная паста, он выдавил прямо в рот мясное пюре. Про­глотил. Тогда из другого тюбика выдавил фруктовый джем, а потом сморо­диновый сок. Все проглотил. Вот только тогда, когда он пил сок, нечаян­но пролил несколько капель, и они черными ягодками поплыли по воздуху...

В. Бороздин

 

Затем дети рассматривают иллюстрации с изображением космического корабля.

 

- Быть космонавтом не только почетно, но и очень трудно. Надо быть смелым, решительным, настойчи­вым, добрым, отзывчивым. Эти качества Юрий Алексеевич воспитывал у себя с детства. Послушайте рассказ о детстве Юрия Гагарина. Он называется «Грустная история Найдены­ша», написал его старший брат Юрия, Валентин Гагарин.

 

«Грустная история Найденыша»

Как-то дождь прихватил нас в лесу. С корзинами, полными грибов, мы укрылись под кронами старого могучего дуба... Мы сидели, прижавшись спинам к шершавой коре ствола, жевали раскисший хлеб и с тревогой по­глядывали на небо: тучи — предвестники близкой осени — накрыли его из края в край, не оставив и крошечного оконца. И хотя до ночи было еще ой как далеко — темнело стремительно...

Вдруг Борька испуганно вскрикнул, вскочил на ноги, опрокинул кор­зину с грибами.

- Змея!

- Ужалила?

- Нет!

Я чиркнул было спичкой, но спички безнадежно отсырели, не зажига­лись. Юра бесстрашно протянул руку к тому месту, где только что сидел Борис, что-то пошарил там.

- Глядите-ка, заяц.

Это был не заяц, зайчонок. Должно быть, он отстал от матери или заблу­дился, а жестокий ливень загнал его под тот же самый дуб, где тщетно пы­тались укрыться и мы. Мокрый и слабый, он сжался в комок в Юриных ру­ках. Я погладил его и услышал, как резко бьется под ладонью его сердце.

- Возьмем его домой, — предложил Борис...

- Конечно, возьмем...

Ливень не стихал — видно, не удастся его пересидеть. А впрочем, и те­рять нам нечего, все одно насквозь мокрые. Так и пошли домой — в по­токах воды, падающей сверху, клокочущей на земле.

Зайчонка Юра нес за пазухой. Дома ребята соорудили косому клетку из старого ящика, застлали ее зеленой травой, принесли морковь, капусту; струч­ки гороха. Кошку, которая проявила к зайчонку повышенный интерес, Юра гак шуганул, что она и на следующий день не появлялась в избе.

- А как мы его назовем? — поинтересовался Борис.

Юра не задумывался:

- Так и назовем: Найденыш.

Он всех привел в умиление, этот крохотный длинноухий зверек. Отец об­куренным пальцем пощекотал его где-то за шеей и многозначительно изрек:

- Тоже живое существо...

Мама согрела в печке молоко и налила в блюдце. Юра и Борька напе­ребой совали Найденышу былинки посочней:

- Ешь, ну ешь, пожалуйста...

Шерсть на зайчонке высохла — серая, с отливом, недлинная шерстка, он согрелся и приободрился, видать, когда на него не смотрели, когда в избе было тихо, пытался грызть морковку и капусту. Стоило кому-нибудь из нас подойти к его жилищу, он тут же забивался в угол и смотрел от­туда испуганными глазами, в которых пробегали зеленые искорки.

К концу недели, однако. Найденыш совершенно перестал притраги­ваться к зелени. Шерсть на нем свалялась, и даже слабые искорки в его глазах погасли.

Тут по случайности как-то вечером заглянул к нам Павел Иванович. Юра сразу же потащил его к Найденышу: как-никак специалист, фельдшер.

- Худо дело, если и выживет — только в лесу. Как говорится, тоска по дому. Такое и с людьми бывает,— заключил дядя Паша.

Юра встрепенулся.

- Борис, одевайся. Сейчас мы его в лес отнесем.

- Ну да, не пойду я. Поздно уже.

- Тогда я один.

- Сиди дома. Ишь шустрый какой на ночь глядя. Успеешь утром,— сказал отец.

Спорить с отцом бесполезно. Юра притих. Ночью как всегда улеглись. Юра, прихватив зайчонка, не одеваясь, вы­брался из дома через окно, отвязал Тобика с цепи и, сопровождаемый им, ушел в лес. Вернулся он под утро — мама как раз выгоняла корову в ста­до. Отворил я калитку —Юрка стоит: голый по пояс, босые ноги исхлес­таны мокрой травой, продрог. Зуб на зуб не попадает. Мама погрозила ему пальцем. Он потупил голову: «Я его на траву опустил...». «Не стоило в лес ходить, ночь терять». Юра упрямо качнул головой:

- Нет, стоило.

В. Гагарин

- Почему Юрий пошел в лес ночью? Правильно ли он поступил?

 

(Селихова Л.Г. Интегрированные занятия: ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – с. 34)


Дополнительный материал

«Шаги над планетой»

 

Многие летали в космос не один раз и работали там несколько меся­цев. Трудовые подвиги летчиков-космонавтов по достоинству оценила стра­на – они удостоены высоких наград Родины. Их полетами восхищаются не только советские люди, но и зарубежные друзья.

Вселенная – открытый океан.

Я подошла к председателю и членам Государственной комиссии:

- Космонавт Терешкова к полету на корабле-спутнике «Восток-6» готова.

Пока на ракете шли последние приготовления, я уже из кабины кораб­ля вела предстартовую связь, к микрофону подходили и Главный конст­руктор, и председатель Государственной комиссии. Несколько раз вклю­чалась музыка. Я спела несколько песен. Время летело быстро. Но вот Гагарин предупредил:

- Пятиминутная готовность...

- Гермошлем закрыла, перчатки надела, — доложила я, принимая нуж­ное для старта положение.

Время словно остановилось. Долго-долго тянулись самые томительные, последние секунды. Внутренне вся собравшись, я следила, как секундная стрелка перепрыгивала с одной риски циферблата на другую. Вот она сде­лала один круг... Другой... Пошла на третий...

- Ключ на старт! — как-то особенно громко прозвучало в шлемофоне отданная в бункере команда.

- Подъем! — Часы показывали 12 ч. 30 мин.

Сколько раз и была свидетельницей того, как невозможное становилось возможным. Услышав последнюю команду, внутренне собралась, напрягла мускулы. Ракета медленно приподнялась над стартовым столом и, все ок­рест содрогая гулом мощных двигателей, неудержимо ускоряя бег, помча­лась и стала прижимать к сиденью, перегрузки все возрастали, затрудни­лось дыхание, затем стало отпускать, становилось все легче и легче.

Раздался легкий треск — отделился головной обтекатель корабля. В гла­за больно ударили яркие солнечные лучи. Я прильнула ко «Взору», дале­ко-далеко внизу увидела Землю и сразу передала:

- Я «Чайка»! Настроение бодрое, самочувствие отличное! Вижу гори­зонт. Голубая, синяя полоса... Это земля! Какая она красивая! В ответ до­несся голос Гагарина.

- Согласен, красивая... Машина идет отлично...

А внизу, на Земле, открывались ландшафты. Один красивее другого. Мелькнул темно-золотистый кусок пустыни, и его тотчас сменили гигант­ские четырехугольники совхозных полей, зарябили темно-зеленые пятна лесов, как рассыпанная ртуть замелькали капли озер. Взглянула в другой иллюминатор—там на черном-пречерном бархате неба лежали горсти не­мигающих созвездий.

В. Терешкова

«Человек вышел в космическое пространство»

 

Раздавался над планетой спокойный, пожалуй, даже очень спокойный, голос космонавта Павла Беляева, командира корабля «Восход-2». И хотя сказал он о важнейшем событии в истории космонавтики просто, по-буд­ничному деловито, в одно мгновение об этом узнал весь мир. Миллионы телезрителей на своих экранах смотрели, как бесстрашный сын Земли — Алексей Леонов — впервые парил на околоземной орбите. Парил, не бо­ясь испепеляющих лучей солнца.

— Человек вышел в космическое пространство.

Алексей Леонов, человек, который первым из землян совершил про­гулку в открытом космосе, не раз рассказывал, как все это было.

Одевшись по космически, мы вошли в автобус и разместились в спе­циальных креслах. Рядом сели: Юра Гагарин, Володя Комаров и Борис Егоров. По традиции запели песню. Разве можно без нее!

Автобус остановился на стартовой площадке недалеко от ракеты. На ракете, на фермах обслуживания — шапки пушистого снега...

Первым поднялся я. Вот и входной люк. Инженер Женя, замечатель­ный специалист-ровесник, помог сесть в кресло. Руки легли на подлокот­ники, ноги на специальные упоры. Ремни прижали меня к креслу. Инже­нер пошел встречать Павла Беляева...

Вот уже входной люк корабля «Восход-2» наглухо, герметически задра­ен. Через некоторое время уйдут с площадки обслуживания люди, и мы останемся вдвоем на вершине космической ракеты.

- Я «Заря», как слышите меня? — раздалось в кабине.

Я «Алмаз», — ответил Беляев, — слышу вас хорошо.

- Приступайте к проверке приборов.

- Вас поняли.

Как и было предусмотрено программой, перед стартом мы еще раз про­верили работу систем и доложили, что все в норме.

Слышим, как по радио объявляется пятиминутная готовность. До стар­та осталось всего 5 мин. Мне не терпится. А минуты тянутся, тянутся... Минуты кажутся верстами.

- Я «Заря». У нас все хорошо,— слышится уверенный, спокойный го­лос академика Королева. Как ваше самочувствие, настроение?

- Я «Алмаз»,— ответил Беляев, — настроение отличное. К старту готовы.

- Спасибо, — просто ответил ученый. Доброго вам пути. До встречи на земле.

Мы поблагодарили. Не сговариваясь, посмотрели на часы. Секундная стрелка приближалась к 10 по московскому времени. Закрыли прозрач­ные забрала гермошлемов и приготовились...

- Ключ на старт! — раздается команда.

Взглянули друг на друга. Глаза Павла были строгими, сосредоточенными.

- Подъем!

Раздался глухой гул. И мы почувствовали, как корабль, подрагивая, по­шел вверх. В то же мгновение на нас стала наваливаться тяжесть. Она вдавливала в кресло плотно-плотно.

- Счастливого пути, друзья! — желает нам Гагарин.

- Все идет нормально,— докладывает Земле Павел Беляев. — Перегруз­ки растут. Вибрация незначительна.

Корабль поднимается все выше и выше. Вот он прошел облака. В ил­люминатор ворвались солнечные лучи.

Командир внимательно следит за приборами, изредка знаками показы­вая мне, что все идет строго по графику. Мы чувствуем, как срабатывает одна ступень ракеты-носителя за другой. Ждем самого ответственного мо­мента—включения последней ступени. Знаем, этого момента ждут и на космодроме. Не сработает последняя ступень — придется возвращаться на Землю не солоно хлебавши.

- Сработала! — крикнул Беляев. — Я «Алмаз». Последняя ступень ушла. Все нормально. Мы на орбите.

Лицо Павла светилось радостью. Мы пожали друг другу руки. Полет «Восхода-2» начался. Наша самая заветная мечта сбылась. Мы в космосе.

- Ну, что же, Леша, начнем?

- Начнем!

Стали готовиться к моему выходу в космос, который предстояло про­вести на втором витке.

Отцепив ремни кресла, в котором сидел, я приподнялся. Павел Беля­ев помог мне надеть наспинный ранец с запасом кислорода и подключить его к скафандру.

Слышу, как позади меня наглухо закрылся люк кабины. Потрогал ру­ками фал, связывающий меня с кораблем. Он имел и дополнительное на значение: по нему проходили телефонные провода связи с командиром корабля и с Землей. Павел Беляев стравил давление в камере и открыл выходной люк. И в эту же секунду яркий свет солнца, похожий на элек­тросварку, ударил в камеру, в глаза. Но солнце не ослепило меня: защи­щал светофильтр на гермошлеме.

Не спеша стал выбираться из шлюза. Секунда — и я в космической без­дне. И только тонкий фал соединяет меня с «Восходом-2», маленьким зем­ным мирком, в котором трудится мой друг.

И в этот момент Беляев объявил миру: «Человек вышел в космическое пространство!»

Оглядываюсь вокруг. Прямо — черное-черное небо. Звезды яркие, но не светятся, не мерцают. И солнце не земное, без ореола.

Внизу далеко-далеко Земля. Согласен с другими космонавтами — кра­сива наша Земля, очень красива. Смотрел и любовался ею. А когда же ра­ботал? Все то, что делал,—это и есть работа. Вышел в просторы космоса и сделал вначале движение одной рукой, затем другой, подвигал ногой. Нормально! Все хорошо.

Вы бы знали, как фантастично выглядит «Восход-2» в космосе! Смот­рел я на него с расстояния 5 метров. Иллюминаторы как большущие гла­за, а антенны словно гигантские щупальца. Самочувствие у меня было от­личным, настроение бодрым, расставаться с свободным космосом мне не хотелось... Пробыл я в условиях космоса в общей сложности 24 минуты. А вот на то, чтобы записать все, что видел, какую работу выполнил, по­требовалось около полутора часов. Все занес в свой бортовой журнал.

Итак, в космосе хорошо, но в корабле все-таки лучше. Корабль — это родной дом, и в кабине мой друг Павел Беляев.

Как только я оказался «дома», прежде всего сказал:

- Привет, командир!

А он в ответ:

- Молодец!

А. Леонов

 

 

(Селихова Л.Г. Интегрированные занятия: ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – с. 37)

 

 


 

Создание «Солнцелета»

Беседуя, дети выясняют, что машина или ракета, на которой они от­правятся к солнцу, должна быть быстрой, ведь до солнца далеко; теплоус­тойчивой — чтобы солнце не сожгло ее, но также должна оставлять возможность для внешнего обзора. Детьми изобретается соответствующая машина, после чего воспитатель предлагает сделать чертеж, то есть нари­совать ее всем вместе на листе ватмана. Затем машина моделируется сами­ми детьми. Дети изображают стены, пассажиров и т. д., выбирается пилот, и «Солнцелет» отправляется к Солнцу.

Космическое путешествие

— Внимание! Экипаж «Солнцелета» к космическому путешествию готов?
Пилот: Готов!

- На старт!

Есть на старт!

—Три, два, один, пуск!

—Есть пуск! До свидания, Земля!

—Счастливого полета!

 

Имитируя шум моторов, под соответствующую «космическую» музыку (выбирается подходящая компьютерная музыка) дети передвигаются по группе. Останавливаются в том месте, куда падают солнечные лучи. Появ­ляется Солнышко (воспитатель или родитель).

Солнышко:Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали?

- Мы знаем, что ты горячее, светлое, ласковое, теплое, но, может быть, есть что-то, чего мы о тебе не знаем?

Солнышко:Тогда давайте знакомиться. Меня зовут Солнце. А вас как? С кем вы живете?

- И у меня есть семья, вот ее фотография. Моя семья называ­ется солнечная система. Вот это я — Солнце. А это мои дети — планеты, они всегда вокруг меня вращаются. Вот этого зовут Меркурий — он самый горя­чий, он ближе всех ко мне. А это Венера — большая скромница, в ее атмос­фере много газов, и она дымкой, как косынкой, укутана. А вот эту дочь вы наверняка знаете. Узнали? Кто это? Да, Земля — голубая планета. А это Марс — характер у него воинственный, поэтому и красный весь. А дальше Юпитер — самая большая планета. Потом Сатурн — большой модник, кольцами опоясался. Ну, а Уран, Плутон и Нептун дальше всех от меня.

- Да, Солнышко, семья у тебя большая! И ты их всех лю­бишь одинаково?

Солнышко:Конечно, люблю! Ведь они мои дети, несмотря на то, что одни из них теплее, другие холоднее.

- Ребята, а как вы думаете, почему одни планеты холоднее, а другие — теплее? (Дети высказывают предположения.)

Солнышко:Ребята, может быть, вы еще о чем-нибудь хотите меня спро­сить? Спрашивайте!

Дети задают вопросы солнышку; если какой-то вопрос не прозвучал, его задает воспитатель.

— Солнышко, а внуки у тебя есть?

Солнышко:Конечно, есть, и очень много. А вот с одной внучкой вы определенно знакомы. Кто это?

- А Луна — это планета, как вы думаете? Почему? Луна мо­жет вращаться вокруг Солнца?

Солнышко: Ине только. Луна вращается вокруг Земли, как Земля вок­руг Солнца. (Рассказ сопровождается показом действия на модели.)

Дети благодарят солнышко за рассказ и прощаются с ним.

Солнышко:Счастливого пути, ребята, а на память я подарю вам «фотогра­фию» моей семьи. (Дарит изображение солнечной системы.)

А тепло моих лучей я буду всегда дарить вам, согревая леса, цветы, птиц, вас, мои дорогие, всю замечательную пла

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...