Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ГЕРМОГЕН, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ

 

Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин. 10, 11).

 

Проснись, страдалец, и взгляни:

Земля твоя Русская — в дивной славе,

Блистают ночи, сияют дни,

Христова правда лишь вновь в опале…

“Ешь солому!” — раздался грубый голос сверху. И к ногам святителя упал сноп ржи. Измученный, обезсиленный Щатриарх всероссийский Гермоген поднял бледное лицо на окно, откуда падал слабый луч света. Ему казалось, что голос, раздавшийся за окном, очень знакомый. “Не иначе это один из московских бояр так радушно питает своего патриарха, — подумал святитель. — Эх, времена, времена, — прошептал он, — как слаб человек без веры и правды Божией!”

Упав на земляной пол темницы, святитель долго лежал неподвижно. Казалось, что он, измученный, истерзанный, всеми покинутый, набирался сил от родной матери-земли. Только она была с ним — святая русская земля! Распростершись на ней, святитель молился. “Господи, — шептал он, — спаси русскую землю. Матерь Божия, спаси Православную веру, спаси русский народ!”…

Шепот стих… Наступила жуткая тишина. В живой могиле не слышно даже малейшего шороха. Только откуда-то сверху, через толстую каменную стену и узкое окно, доносился рокот столичной жизни: глухие голоса, цокот конских копыт. “Господи, — снова раздался стон в сыром подземелье, — лучше мне здесь умереть, чем видеть Русь окатоличенной, а святое Православие — поруганным… Господи!” Казалось, что слабое, изможденное тело Патриарха бьется о сырую землю… Он рыдает… Потом снова все стихло.

Над златоглавой Москвой спустилась холодная, темная, осенняя ночь… “Смутное время” — так назвали историки период, когда Россия не имела своего царя. Иван Грозный умер. Его наследник Димитрий-царевич был зверски убит в Угличе. В стольном граде Москве хозяйничали польские уланы. Воспользовавшись междоусобицей русских бояр, поляки заняли Москву и хотели посадить на русский престол своего короля. Какое это было ужасное время! Какое смущение умов! В какой страшной опасности находилась Православная вера!

Московские бояре продались полякам. Духовенство было обезглавлено. Патриарх брошен в заточение. Народ клонился туда и сюда, как трава от сильной бури.

Силой и коварством оккупанты добились того, что все было готово для торжества католицизма над пораженной Москвой. Только не хватало согласия Патриарха. За решительный отказ дать свое благословение, патриарха Гермогена бросили в сырое подземелье Чудова монастыря. Томимый голодом и холодом, он, как адамант несокрушенный, твердо стоит за святую православную Русь, свободу Православной веры и национальные интересы русского народа. О, если бы Патриарх устрашился мучений?! Если бы он поставил свою личную жизнь выше жизни и интересов своего народа?! Словом, если бы он вместе с московскими боярами пошел на сделку (компромисс) с поляками, что было бы с родной Россией?! Что было бы с нашей Православной верой?!.

Кажется, что никогда еще Русь не испытывала такой страшной опасности, как в то “смутное время”. Никогда еще католический Запад так не торжествовал своей скорой победы, как во времена “Лжедмитрия”. Но “адамант” веры Патриарха Московского победил! Великий святитель Гермоген отстоял свободу веры Православной и русского народа. Но какой ценой!

…Ночью в сырое подземелье со скрипом открылась дверь. Вошли польские чиновники и московские бояре. “Владыка, — сурово сказал один из бояр, — запрети русским ополченцам идти на Москву”. “Сам Бог ведет на вас, предатели земли русской, этих людей” — сказал патриарх. Голос его дрогнул, и он в изнеможении опустился на скамью. “Запрети, владыка, иначе сгниешь здесь, в подземелье!” — сказал другой боярин и, выхватив нож, бросился на святителя. “Вот крест Христов против твоего ножа, изменник!” — строго промолвил патриарх и перекрестился.

В это время снаружи послышался шум, и постыдная делегация быстро удалилась, заперев за собой железные двери. Святитель упал на пол и долго не вставал. Он был глубоко потрясен низостью своих московских бояр. Душа его обливалась кровью за родную православную паству.

Патриарх уже несколько суток не ел и не пил. Его решили уморить голодом. Он уже не мог писать воззвания к народу, не мог молиться. Его сознание начинало путаться. Он совершенно изнемог и лежал на полу недвижимым.

В это время Минин и Пожарский с огромным русским ополчением подошли к самой Москве. В жестокой схватке с поляками они ворвались в столицу. Ополченцы несли чудотворную икону Божией Матери “Казанскую”.

Враги с русскими изменниками заперлись в Кремле. Но и оттуда их выбили. Господь услышал слезные молитвы своего верного служителя. Он спас Россию от нового рабства и сохранила ней святую Православную веру наших отцов. Однако святителю Гермогену не суждено было увидеть торжество правды на святой Руси. Он умер жертвенной смертью в сыром подземелье от голода и полного истощения сил. Но его жертвенной смертью ожила Русская земля, еще более окрепло Православие, еще более объединился в могучую семью весь русский народ.

Святой Пророк говорит: “…Ты сама приучила их начальствовать над тобою, не схватят ли тебя боли, как рождающую женщину” (Иер. 13, 21).

Страх, малодушие, постыдное замалчивание, ужасное рабское подхалимство перед сильными, “кесарево — кесарю и Божие — кесарю” вдохновляет зло и ведет его на подавление Правды. Но Господь выдвигает сильных духом, о волю которых, как о гранитную скалу, разбиваются все волны зла и насилия.

 

СВЯТОЙ СВЯЩЕННОМУЧЕНИЧЕ ГЕРМОГЕНЕ, МОЛИ БОГА О НАС!

 

Мы, православные русские люди, верим, что если опять нависнет угроза над Православной верой в России (а она уже нависает…), Господь снова выдвинет людей, о веру и мужество которых разобьются и эти ярые волны бесовские. А ПРАВОСЛАВИЮ на Руси стоять вечно!

ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ

 

Чудовищ-то, чудовищ надо наградить!

И сатану, и самого, вишь, Гитлера…

И вечным пламенем снабдить…

Не дав в прохладу свитера.

А с ними всех тиранов и владык,

Одноголовых и многоголовых,

Бодающих народы, словно бык,

На рубеже веков минувших, новых.

Чудовищ-то, чудовищ — пожалеть,

А то и возвести их во “святые”.

И гимн свободы, счастия воспеть,

Настали времена теперь иные…

Чудовища, драконы восстают,

Но смена им готова, она рядом…

Закон любви народы воспоют,

К столетьям прошлым обернувшись задом.

Христос в венце терновом и цепях

Опять идет дорогой каменистой.

И Кровь пречистая на раненых стопах…

А жатва зыблется опалою зернистой.

Главы драконов рубятся, как куст,

Одна ж из них кичится великаном.

Наводит ужас в мире, страшну грусть.

Зловеща тень встает за океаном?…

“Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь” (2 Фес. 2, 7)ПРАВОСЛАВИЕ.

ЮРОДИВЫЕ

 

Скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас

(Ис. 35, 4).

 

Юродивый, как безумный, говорит несвязные речи, совершает глупые поступки, отказывается от пищи, одежды, человеческого жилья, не имеет постоянного пристанища. Он проводит время на площадях, городских улицах, у церковной паперти, на кладбищах, а иногда даже на куче мусора. Но под грубой внешностью, за странными и часто предосудительными поступками юродивые скрывали чистое сердце, полное преданности Богу, и великую любовь к людям.

Своим видом, образом жизни юродивые часто вызывали к себе презрение, притеснения, насмешки, а иногда и побои, но они все терпели благодушно и с радостью.

Какой смысл этого подвига, и как юродивые стояли за Евангельскую правду?

Поэт сказал о России:

Веков грядущих не познав,

Ты мчишься вскачь, моя Россия!

Как конь ретивый и стремглав

Спроси еще, где твоя сила?…

Сила русского народа была в юродивых… Чистота Православной веры была в них.

Было время, когда никто из смертных не мог говорить правду. Страх жестокой расправы закрывал уста всем; никто

не решался открыто обличить беззакония правителя, не рискуя своей головой. А между тем, истина Евангельская осквернялась, традиции церковные грубо нарушались, вера святая терпела поругания. Кто осмелится поднять голос Правды? Кто безбоязненно обличит зарвавшегося деспота? Юродивые! С виду — безумные и глупые, но которые внутри полны благодатной силы и безстрашия. Они косвенно или явно говорили правду, они обличали зло, насилие, безбожие, и Христова правда вновь торжествовала на Руси.

БЛАЖЕННЫЙ ПРОКОПИЙ УСТЮЖСКИЙ

 

Накопил серебра, как пыли, и золота — как уличной грязи (Захар. 9, 3).

 

Вот эту земную “ценность” и обличал святой Прокопий Устюжский. Русское общество заразилось мирским духом и привязанностью к суете, наживе, деньгам, торговле. А он, раб Божий, Прокопий, ходил днем по улицам города Устюга, ходил полунагой, голодный, холодный, всеми обижаемый, а ночью, когда все покоились в тепле и неге, он обходил церкви, и на папертях их плакал и молился о родном народе.

Насмешки, ругательства, побои градом сыпались на Прокопия, но он не только не обижался, но горячо молился о своих обидчиках. Утомленный, измученный, часто избитый, он ложился отдохнуть на голой земле, на камнях, навозе, где только придется. Зимой и летом ходил он без обуви, в рваной одежде, скудную пищу принимал только от людей богобоязненных. Любимым местом святого Прокопия был камень на берегу реки Сухоны. Сидя на нем, он молился о плавающих по реке и тех, кто плавал… по бурным волнам житейского моря. Кажется, никого он не оскорбил, никого не обличил своим словом, но своей святой жизнью он обличал всех, кто забывал Бога, кто забывал неизбежность своей смерти и страстно прилеплялся к земной суете и богатству.

Русское духовенство учило народ нищете Христовой, учило безкорыстию, но сами напивались и богатели, служа более маммоне, чем Живому Богу. Святой же Прокопий, молча, обличал их в этих пороках, показывая своею жизнью полное безкорыстие и заботу о спасении души.

“Кто это идет?” — в страхе спрашивала барыня у своего мужа. Они ехали на богатом тарантасе, одетые в лисьи шубы. На занесенной снегом тропе показался странный человек. Он был почти раздетый, и голыми ногами ступал по хрустящему снегу. “Это юродивый Прокопий, — ответил барин, — он идет в церковь молиться”. “Ой, я боюсь его, — закричала в истерике барыня, — он страшный!” — “Он незлобив, как агнец”, — успокоил суеверную жену барин. “Кучер! — крикнул он. — А ну-ка, дай ему кнутом по голяшкам!” “Нет, барин, — решительно возразил мужик, — кто Прокопия обидит, того Бог возненавидит. Лучше я дам ему свой медный пятак”. Поравнявшись с юродивым, кучер придержал лошадей и кинул ему монету. Прокопий что-то сказал и поднял глаза к небу. Барыня, закутавшись с головой в шубу, одним глазом все же видела, как голые ноги святого Прокопия были по колено в снегу, по ним стекал тающий снег и тут же замерзал сосульками… Барыня бросила взгляд на лицо юродивого. Оно было спокойным и кротким. Глаза их встретились, и она прочла во взоре Прокопия себе приговор и сострадание.

Всю дорогу она молчала. А когда барин пытался с ней заговорить, она ему не отвечала… Он повернулся, чтобы увидеть ее лицо. Оно было в слезах… Барыня плакала.

Так и умер святой Прокопий на морозе. Нет, не от холода: тело его было теплым и мягким; но от хлада человеческих сердец, которые он согревал своей жизнью.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...