Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






БЛАЖЕННЫЕ НИКОЛАЙ И ФЕДОР НОВГОРОДСКИЕ

 

Новгородцы, разделенные на две половины рекой Волховом, часто враждовали между собой. Они сходились на Волховском мосту и устраивали бойни. Было много жертв с обеих сторон. Это было ужасное разделение и непримиримая вражда. Она длилась веками. Никто — ни князья, ни митрополиты не могли помирить враждующих друг с другом новгородцев. Но вот два юродивых, Николай и Федор, образумили народ. Юродивые жили на разных берегах Волхова. Николай — на правой стороне, а Федор — на левой. Каждый день в полдень они сходились на мосту и в обличение народа вели между собой “борьбу”. Они часами кричали друг на друга, махали руками, падали, будто сраженные, потом вскочив, снова продолжали “борьбу”.

“Не выходи, нехристь, на мою сторону!” — кричал Николай Федору. “А ты не смей ходить на мою! — возражал Федор.

“Я убью тебя здесь и раздавлю!” “А я тебя, как щуку, утоплю в реке!” — отвечал тем же Федор. “Ты нехристь и бусурман! Уйди с моего моста!” — угрожал Николай. “А ты уйди с моей реки! Ты — фарисей и саддукей!” — вторил ему Федор.

Новгородцы с обеих сторон реки собирались кучками и смотрели на юродивых. Им было стыдно за свою вековую вражду. Те и другие — христиане. И вот надо же биться до крови, до убийства! Они мало-помалу осознавали свой грех, пока, наконец, не бросили эту вековую затею.

Николай часто прогонял Федора, бросая в него кочанами капусты, за что и прозван был юродивый “Никола Кочанов”.

БЛАЖЕННЫЙ НИКОЛА ПСКОВСКИЙ

 

Городу Пскову угрожало полное истребление. За какую-то вину Иван Грозный решил отомстить псковчанам. Он в сопровождении своих верных опричников приехал в Псков и начал было расправу. Случайно зайдя в келью юродивого Николая (Салоса), Иван Грозный был удивлен тем, что юродивый положил перед царем кусок сырого мяса. “Ешь, государь, — сказал Никола, — мясо вкусное!” “Я — христианин, — возразил Грозный, — и не ем мяса в Великий пост”. “Ты пьешь человеческую кровь, — смело сказал ему юродивый. — Оставь наш город и не трогай его”. “Я караю изменников!” — гневно крикнул царь. — “А тебя Бог покарает, как убийцу” — ответил Никола. Грозный вскочил, метнул своими огненными глазами и вышел из кельи. На другой день он уехал в Москву, не причинив никому вреда. Псковитяне плакали от радости, благодарили Бога, прославляли своего заступника, юродивого Николу Салоса.

БЛАЖЕННЫЙ ВАСИЛИЙ МОСКОВСКИЙ

 

С бранней юности он оставил родителей лишив себя на всю жизнь крова и всякого земного утешения. Зиму и лето блаженный ходил едва прикрытый, перенося холод и насмешки праздной толпы. Среди городского шума он был углублен в молитву и не отвечал на оскорбления и грубость. Глубоко и болезненно святой переживал народное заблуждение и часто плакал ночами, валяясь в стужу на церковной паперти.

Проходя мимо домов, в которых люди пировали и пресыщались, он обнимал углы и целовал их. “Что это значит?” — спрашивали Василия. “Ангелы скорбные, — отвечал он, — стоят у этих домов и плачут о погибающих и пирующих”.

Господь дал блаженному дар прозорливости. Царь Иван Грозный стоял однажды в соборе и мечтал о том, какой дворец он построит себе на Воробьевых горах. После службы царь, увидя блаженного, спросил его: “Где ты был, Василий? Я не видел тебя в храме”. “А я видел тебя, — ответил юродивый, — ты был на Воробьевых горах”.

Однажды царю вздумалось пригласить Василия к себе на именины. Подносили заздравную за царя. Юродивый три раза принимал чашу и выливал ее за окно. “Что ты делаешь?” — гневно спросил его царь. “Заливаю пожар в Новгороде”, — ответил Василий.

Действительно, потом выяснилось, что в это время в Новгороде был пожар.

Один вельможа пожалел юродивого. Увидя его раздетым в лютый мороз, он дал ему дорогую шубу. Василий сначала не брал шубу, но потом уступил вельможе и взял. Надев лисью шубу, он помчался в ней по улице. Это увидела недобрая молодежь и решила посмеяться над ним. Один из них, притворившись умершим, лег на дороге. Другие стали просить Василия пожертвовать им что-либо на “погребение”. Отдавая богатую шубу, юродивый сказал: “Лукавнующие потребятся”. Когда он ушел, обманщики стали звать товарища, но он был мертв…

Блаженный не раз предсказывал грядущие народные бедствия. Он побуждал народ молиться, творить милостыню; сам целыми ночами плакал на церковных папертях, не вкушая пищи по несколько дней. Господь по молитвам блаженного отвращал гнев Божий от Москвы и ее окрестностей и ниспосылал Свое благословение.

Юродивый скончался в 1552 году. В честь его в Москве на Красной площади красуется храм “Василия Блаженного”.

Сходите в него, дорогой мой читатель, посмотрите, помолитесь в душе святому угоднику Божию Василию блаженному, Христа ради юродивому, московскому чудотворцу. Вспомните его необычный, трудный подвиг и вместе с ним слейтесь в молитве о родной Москве и русском народе.

БУИ

 

Вы рождены для жизни бранной,

Порок народный не щадя,

Свободу веры долгожданной

Суровой поступью крестя.

Презрев утехи жизни дольней,

В морозе, голоде, слезах

Зовя народ к отчизне горней,

Гася пыл ропота в сердцах.

Для мира мудрого вы — буи,

И сердцем правым воспарив,

Несли вы братьям чисты струи,

Броней молитвы оградив.

Вы — мусор, пыль для сильных мира,

Но голос правды пуль сильней,

Разят преступные кумиры

Дорог туманных, мглы темней…

Где вы теперь, толпы потеха,

Разгула грань и бед стена?

Не разольется горечь смеха

У стен царя и у гумна…

А Русь все та же, еще звонче,

Змеит порок в сердцах людей.

И демон злобы еще тоньше

Народы тмит планеты всей.

Борцы за веру и без страха,

Восстаньте вновь, развейте мглу!

И изведите мир из краха,

Да принесем Христу хвалу.

Иль вас страшит расправа злобы?!

Иль правды пламень оскудел?!

Во лжи сплелися все народы,

Поставив истине предел.

Нет! Психбольница нас не сломит!

Не свяжет вещие уста!

Ваш дух — могуч, он к правде клонит

И даст России вновь — Христа.

Один из видных иерархов нашего “вывихнутого” времени сказал, что юродивых теперь нет на шумных улицах, площадях, папертях, они обязательно есть в тесных келиях, бедных монастырях, трущобах. И к их голосу нам надо прислушиваться, как тогда, в годы глубокой старины, так и теперь: их смиренными устами говорит Бог… О, если бы наши правители и церковные строители были так смиренны и благоразумны и следовали бы этому мудрому совету, тогда бы дела церковных обществ и государств не были так шатки, легковесны и опасны…

Упоенные властью, человеческой славой, успехами своих жизненных дел, правители народные, презирая все божественное и святое, несутся победным маршем вперед, вперед, не глядя себе под ноги, а между тем, путь опускается все ниже и ниже и вдруг он падает в бездну и исчезает в глубине…

Спаситель сказал: “Если слепой ведет слепого, то не оба ли упадут в яму?..” (святое Евангелие).

ТРАВМЫ ПАТРИАРШЕГО ПЕРИОДА

 

Ты забыла Меня и надеялась на ложь, за то будет поднят подол твой на лице твое, чтобы открылся срам твой (Иер. 13, 26).

 

Сии пророческие слова явно исполнялись на церковных управлениях XVII века, когда русская церковь, возгордившись своим господствующим положением, уклонилась от прежней смиренной любви и Христова милосердия.

Став правой рукой гражданских правителей, патриархи и митрополиты возомнили себя не смиренными служителями Христа, а великими деятелями и преобразователями церковной жизни. Обложенные неограниченной властью и несметным богатством, они заботились больше о роскошных службах, драгоценных церковных одеждах, богатых приемах, золотых украшениях, и меньше всего — о народном духовном устроении и Христовой спасительной нищете.

В этом фарисейском убранстве, особенно высшая церковная иерархия, незаметно отошли они от близости простого народа, сделались кабинетными дельцами, не зная духовных запросов народа и не разделяя их нужд и жизненных потребностей.

Повсюду случалось, что епархиальная паства совсем не знала в лицо своего архиерея, потому что он спокойно сидел в своем архиерейском поместье. По праздникам он блистательно служил в своем соборном храме, окруженный славой и величием, а потом разъезжал на тройке с колокольчиком по гостям: к губернатору и им подобным. А о пастве и не думал, поехать по своим далеким приходам и не собирался.

Так, незаметно, церковные начальники стали не духовными отцами, а истинными чиновниками, которые заботились о своей кафедре и личном благополучии больше, чем о живых душах своих пасомых. Более того, они возносились вследствие своего высокого и независимого положения в отношении простых верующих русских людей, особенно крестьян, которые вечно копались в земле и никуда не ездили, кроме базара, чтобы продать рожь или картошку и купить себе сахару, соли и лапти.

Считая себя духовно сведущими, они смело боролись за преобразование, как например: исправление церковных книг, вводя этим в церковную среду ужасную смуту, раскол и трагическую гибель сотни тысяч русских людей.

Вот таким властным церковным деятелем XVII века был патриарх Никон.

ПАТРИАРХ НИКОН

 

Русская церковь еще не знала такой “бури”, такого общего духовного потрясения, как при патриархе Никоне. Со времени патриарха Никона в Русской церкви произошло печальное разделение: на православных и на старообрядцев. Православные (никоновцы) ненавидели старообрядцев, а старообрядцы ненавидели никоновцев. И этот раздор был так велик, что православный не давал старообрядцу и кружки воды напиться, а старообрядец — православному. Между тем, те и другие были христианами. Те и другие чтили и исполняли Евангелие Христово и хорошо знали заповедь о любви.

И до сих пор еще пропасть раздора между православными и старообрядцами. Около трех столетий идут взаимные недоверие и явная скрытая вражда. А в музеях с удовольствием показывают людям роскошные золотые ризы патриарха Никона, его неподъемные одежды, усеянные дорогим жемчугом и драгоценными камнями; показывают его двухпудовые митры золотые, посохи, панагии. Великий был златоносец, сильный волей, могуч духом и телом… Но и оставил после себя великий раскол. Он как бы единым ударом рассек Русскую церковь на две половины, отсюда открылся “позор” ее разделения на многие, многие поколения.

ПРОЛОГ

 

В скиту брат впал в грех. Братья, собравшись, послали за аввой Моисеем. Но он не хотел идти. Тогда пресвитер послал к нему послушника с такими словами: “Иди, авва, тебя ждет собрание”.

Авва Моисей встал, взял худую корзину, наполнил ее песком и так пошел. Братья спрашивали его: “Что это такое, авва?” Старец отвечал им: “Это грехи мои сыплются позади меня, но я их не вижу. А вот чужие грехи вижу, и пришел их судить”.

Услышав это, братия ничего не стали говорить падшему, а простили его и отпустили (из древнего Патерика).

“Мы никого не обидели, никому не повредили, не от кого не искали корысти” (2 Кор. 7, 2).

Если жить с Евангелием в руках, а не в сердце… Если Евангелие украшать золотом и драгоценными камнями, и не исполнять написанное в нем, то скажите, к чему можно прийти?..

КАЗНЬ СТРЕЛЬЦОВ

 

Событие это до сих пор леденит кровь в жилах, когда высмотрите картину Серова. Это было в начале XVIII века. Хотя Петр Первый, всероссийский царь, и обезглавил русскую Церковь, низложив патриаршество, однако святейший Синод мог бы сказать разгневанному царю, что велика измена против земного царя, но еще страшнее измена Царю Небесному…

Нет! Никто из святого Синода не осмелился заступиться за несчастных стрельцов, которых Петр зверски повесил на зубчатой стене Новодевичьего монастыря в Москве. А в чем была их вина? В том только, что они присягнули на верность сестре Петра, царевне Софии. Ведь она была старшая и законная наследница русского престола.

Вот смотришь на эту жестокую расправу над неграмотными, ничего не знающими мужиками и стрельцами и удивляешься — куда же смотрело духовенство? В Евангелие или в широкий карман?

Святитель Амвросий Медиоланский заградил собой вход в церковь великому императору Феодосию, сказав: “Царю, пролившему кровь христианскую, нельзя входить в дом Божий”.

А здесь ни Стефан Яворский, ни Феофан Прокопович, ни другие влиятельные члены Синода не осмелились сказать молодому разъяренному Петру о смягчении вины “полувиновным” беднякам. А они? Они покорные, беззащитные, полураздетые, полуживые, со связанными назад руками подходили к монастырской стене, подставляли свои головы в петлю… и враз повисали в воздухе, долго качаясь из стороны в сторону…

О, если бы встал митрополит Филипп Колычев? Если бы взглянул на эту зверскую расправу патриарх Гермоген! Неужели бы они промолчали? Неужели бы они побоялись сказать царю: “Ты — русский царь, да еще христианин, не тебе ли благороднее простить этих несчастных, введенных в заблуждение людей, смягчить им вину и не клеймить свое имя вечным позором”.

ДОКТОР Ф. ГААЗ

 

Он был даже по национальности не русский, а немец. Однако имел удивительную любовь к людям, причем к тем, которых считали убийцами, смертниками и пр.

Раздав все свое родовое имущество бедным, Феодор Гааз обрек себя на служение каторжникам, заключенным. Он ездил по тюрьмам, каторжным острогам, лазаретам, и всюду старался облегчать тяжелую участь этих обреченных.

Несмотря на то, что каторжники были осуждены “по закону” и несли муки по заслугам, добрый доктор Гааз все же изыскивал путь облегчить их участь, ослабить их страдания. Будучи глубоко религиозным и гуманным человеком, он видел как много людей страдает жестоким образом, страдания делают их еще отчаяннее, еще грубее. Он понимал, что эти люди лишены всякой Христовой любви, всякой нежности; и если Христос исправлял людей более любовью, нежели жестокостью, то почему же к этим русским заключенным нельзя применить такой метод исправления? Так думал доктор Гааз, так он и старался осуществить свои мысли.

Являясь ученым и популярным медиком, доктор Гааз стучался во все высшие инстанции прокуратуры и министерства. Он просил, умолял, доказывал, что заключенные находятся в ужасных условиях, что их не считают за людей, что их бьют, морят голодом, как хотят, так и издеваются над ними.

Когда ему говорили, что они осуждены на это по закону, то он отвечал, что один суд человеческий, а иной суд Божий. Не находя себе должной поддержки в светских кругах, добрый доктор обратился к властям духовным. Он считал, что здесь его поймут, что здесь выполняют Евангельские идеалы любви и милосердия лучше, чем где-либо. Он написал прошение в святой Синод, прося его ходатайствовать перед правительством об улучшении условий для заключенных. И долго-долго доктор не получал никакого ответа на свою просьбу. Он написал повторное прошение такого же содержания. И вот его вызывают в Синод и спрашивают:

— Вы ходатайствуете о заключенных?

— Да, я, — отвечает доктор.

— Разве они не правильно осуждены?

— Правильно, но содержатся безчеловечно.

— А что до этого святому Синоду?

— Здесь — духовные отцы и носители Христовой любви и правды.

— Вы содействуете умножению преступности.

— Нет, я добиваюсь Евангельской правды и человеческого отношения к людям.

Так или иначе, а доктору предложили удалиться с этим вопросом и разрешать его в гражданских инстанциях.

Доктор Гааз плакал от огорчения. “Как это так, — думал он, — кто же теперь может помочь мне, если и святители Христовы забыли дело милосердия Божия!”

Однако он не оставил своих усилий. Ходил в прокуратуру и Синод, всех тревожил, всем надоедал; наконец, чтобы отделаться от назойливого просителя, Синод снова вызвал доктора к себе.

— Вы ходатайствуете о заключенных? — спросил его митрополит.

— Да, я, — ответил доктор Гааз.

— Разве они неправильно осуждены?

— Правильно, но содержатся безчеловечно.

— А что до этого святому Синоду?

Доктор Гааз перестал отвечать. Ему казалось, что над ним бездушно издеваются, а также — над всем страждущим осужденным миром.

“Вы добиваетесь облегчить участь заключенных?” — опять невозмутимо спросил его митрополит.

Доктор молчал. Он чуть не плакал. Нет, не от злости, а от той холодной канцелярской бездушности, безучастности, которые звучали “медью звенящей” в устах митрополита.

“Вы забыли, что они осуждены по закону”, — опять сказал митрополит.

Доктор не выдержал. Он взглянул святителю прямо в глаза и сказал:“А вы, Владыко, забыли Христа, Он тоже был осужден по закону”. Он повернулся и вышел.

О, бедные осужденные! Как они любили доктора Гааза! Он давал им маленькие Евангелия, писал им на клочке бумаги короткие молитвы, сидел ночами около умирающих, писал последние письма их родным: женам, детям, старенькой матери. Поистине он был их родным отцом и матерью, смягчая их грубые, озлобленные сердца Евангельской любовью. И все же доктор Гааз добился своей цели. Он выработал новый проект облегчения ножных и ручных кандалов. И этот его проект был утвержден высшей властью. Раньше кандалы были так тяжелы, что в них заключенный мог пройти всего несколько шагов. Теперь кандалы стали называть именем доктора “Гааз”. Они были значительно легче и удобнее. В них заключенный мог свободно ходить, работать и отдыхать, а главное — молиться и стать новым человеком. Но не новым… заключенным.

Говорят, что, умирая, доктор Гааз молился и плакал. Он просил Господа, чтобы Господь и Освободитель избавил человечество от всяких уз, и телесных, и духовных, и даровал миру свободу во Христе.

Мы не знаем, услышал ли Бог молитву этого нового праведника. Только видим, что уз на земле становится… все больше и больше.

 

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье,

Придет желанная пора,

Разбудит бодрость и веселье

(А.П.).

* * *

 

В чужбине свято соблюдая

Родной обычай старины.

На волю птичку отпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью.

Зачем на Бога мне роптать?

Когда единому творенью

Могу свободу даровать.

* * *

 

И где мне смерть пошлет судьбина?

В ночи ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладевший прах?

Не все ли равно, но свобода,

Христом нам данная в любви,

Расплавит узы всех народов…

Белеет зарево… внемли!

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...