Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал)КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал)
МЕНЕДЖМЕНТ
Задания и методические указания для самостоятельной работы студентов
для специальности 260501.65 «Технология продуктов общественного питания»
Казань Багрова Е.А. Менеджмент: Методические указания и задания для самостоятельной работы студентов. – Казанский кооперативный институт, 2010. – 62 с.
Методические указания и задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Менеджмент» разработаны для студентов всех форм обучения специальности 260501.65 «Технология продуктов общественного питания» в соответствии с учебной программой от 03 сентября 2010 г.
Рецензенты: к.э.н., профессор Мирзагалямова З.Н.
Одобрено и рекомендовано к изданию решением кафедры «Экономика и управление на предприятии» от 03.09.2010., протокол №1.
©Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, 2010 ©Багрова Е.А., 2010 Введение В настоящее время для системы потребительской кооперации особое значение приобретает подготовка квалифицированных специалистов, владеющих навыками управленческой деятельности. Целью данного пособия является формирование практических навыков и умений, необходимых менеджеру для решения проблем управления в условиях рыночных отношений посредством участия в активных формах обучения. Активные формы работы студентов предусматривают: - семинары и дискуссии по общим методологическим проблемам управления; - деловые игры по наиболее важным управленческим проблемам; -занятия по анализу управленческих ситуаций. Предложенные задания отражает достижения современной науки управления и ориентированы на формирование экономического мышления. Ряд заданий позволяют освоить специфику менеджмента в системе потребительской кооперации. Данное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения специальности 260501.65 «Технология продуктов общественного питания».
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины студенты должны знать: - сущность менеджмента в системе понятий рыночной экономики, - эволюция менеджмента и особенности российского менеджмента, - функции и механизмы менеджмента, - специфика управления персоналом и формирование человеческого капитала - психологические аспекты менеджмента, - информационное обеспечение менеджмента, - инновационный потенциал менеджмента. уметь: - анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации - разрабатывать стратегические, тактические и оперативные планы, - разрабатывать систему контроля за ходом реализации планов - разрабатывать организационную структуру организации - разрабатывать систему мотивации персонала организации - оценивать эффективность менеджмента организации - выбирать из альтернативных вариантов оптимальный вариант принятия управленческого решения; - находить способы выхода из конфликтных ситуаций - выявлять личностные качества, необходимые менеджеру - проводить деловые переговоры - ориентироваться в информатике и программах информационного обеспечения управления. Тематический план дисциплины для студентов заочной формы обучения специальности 260501.65 «Технология продуктов общественного питания» с полным сроком обучения
Тематический план дисциплины для студентов заочной формы обучения специальности 260501.65 «Технология продуктов общественного питания» с сокращенным сроком обучения на базе СПО
Рекомендации для преподавателя по проведению практических и семинарских занятий по дисциплине «Менеджмент» для студентов специальности 260501.65 «Технология продуктов общественного питания»
Предлагается два варианта проведения практических и семинарских занятий по систематизации и структурированию знаний. Выбор варианта проведения семинара зависит от степени подготовленности и мотивированности группы.
I вариант рекомендуемого типа учебного занятия – семинар по систематизации и структурированию знаний. Предложенный тип семинара носит обучающий характер. Форма работы – индивидуальная, предполагает самостоятельную индивидуальную подготовку студентов по заранее предложенным вопросам и публичное выступление по существу излагаемого вопроса.
II вариант семинарского занятия по данным темам может преследовать цель как систематизации и структурированию знаний, так практической тренировки умений и формирования практических навыков. Данный вариант семинарского занятия должен носить творческий развивающий характер, предполагает использование собственного опыта и формирование собственного отношения к изучаемой теме. В процессе проведения занятия по рекомендации преподавателя можно комбинировать парную и групповую работу.
Занятие №1 Раздел 1 Занятие №2 Занятие №3 Доработать Тестовые задания для проверки знаний по теме: 1)Максимальную ориентацию на заботу о производстве и минимизацию на заботу о людях предполагает ….стиль управления. 1. либеральный 2. демократический 3. адаптационный 4. авторитарный.
2) Стиль управления, предполагающий высокую степень централизации управления называется…..
3) Авторитарный стиль руководства уместен при наличии условий: □ стимулирование проявления инициативы □ требование производственной ситуации □ наличие инициативных, активных работников □ персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарные методы руководства □ благоприятный психологический климат в коллективе
4) В теории менеджмента выделяются базовые стили руководства: □ либеральный □ адаптивный □ авторитарный □ стратегический □ демократический
5) Демократический стиль управления используется при условиях: □ низкой квалификации сотрудников □ в период банкротства организации □ наличие инициативных и активных работников □ стабильном, устоявшемся коллективе □ высокой квалификации работников □ низком уровне производственной дисциплины □ возможности осуществления весомых материальных затрат
6) Достоинствами демократического стиля управления являются:
□ минимизирует время принятия решений □ успешная реализация инновационных программ □ не требует особых материальных затрат □ стимулирование проявления инициативы □ благоприятный психологический климат в коллективе □ создает единство для достижения поставленных целей □ высокая удовлетворенность исполнителей своим трудом
7) К социально - психологическим методам управления относятся:
□ инструктирование □ распоряжения □ осуждение □ социальное нтланирование □ убеждение □ установление норм поведения
8) К видам экономических методов относятся:
□ поручения □ финансирование □ ценообразование □ распоряжения □ планирование □ инструктирование □ анализ □ хозрасчет
9) Либеральный стиль руководства характеризуется признаками:
□ подчиненные сами принимают решения, руководитель принимает минимальное участие □ отсутствует похвала, порицание, сотрудничество □ подчиненные сами контролируют свою работу □ подчиненным предоставляется минимум информации □ распоряжения и запреты проводятся на основе дискуссии □ ответственность распределяется в соответствии с полномочиями
10) ……… метод управления осуществляется через принцип оплаты в соответствии с количеством, качеством и результатом затраченного труда
11) Позиция руководителя в стороне от группы характерна для ………….стиля руководства
12) Позиция руководителя внутри группы характерна для ……………. стиля руководства
13) По видам воздействия социально- психологические методы управления относятся к методам ……….воздействия
14) По видам воздействия организационно - распорядительные методы управления относятся к методам ……….воздействия
15) По видам воздействия экономические методы управления относятся к методам ………воздействия
16) Отрицательными последствиями организационно - распорядительных методов управления могут быть: □ усиление активности подчиненных □ скрытое неповиновение □ созданию стимулирующих условий □ усиление пассивности подчиненных
17) Основным средством воздействия социально - психологических методов управления является ………
18) Социально - психологические методы управления основаны на: материальной заинтересованности стремлении человека трудиться в определенной организации использование психологических приемов осознанной необходимости дисциплины труда использовании моральных стимулов к труду
Занятие №4 Раздел 2 Функции менеджмента Решение практических ситуаций.
Практическая ситуация. Какую стратегию должен выбрать менеджмент компании? Предприятие №1 Компания производит хлебобулочные изделия, которые поставляются в несколько районов. В последующие пять лет компания не предполагает изменений в номенклатуре выпускаемой продукции и прогнозирует работу на сложившемся рынке. Продукция компании высокого качества и пользуется доверием и спросом потребителей. Предприятие №2 Компания выпускает широкий ассортимент хлебобулочных изделий, а также кондитерские изделия – продукцию с длительным сроком хранения. Через год предполагается запустить новую линию по производству кексов. Предприятие №3 Компания производит диетическую продукцию. Рынок сбыта жестко сегментирован, основными потребителями являются люди, страдающие сахарным диабетом.
II вариант проведения занятия.
Предлагается: - спроектировать собственное предприятие. - описать внутреннюю и внешнюю среду организации. - сформулировать миссию организации, стратегию развития, долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели. Наиболее эффективной является групповая форма работы. Аудитория студентов делится на группы, оптимальная численность которых составляет 5 – 7 человек. По итогам работы в группах, представители от групп защищают свои проекты организаций. Тестовые задания для проверки знаний по теме: 1) Видение руководителя о будущем организации является прямым следствием осуществления изучения и анализа ее ресурсов: 1. да 2. нет 2) Создание магазина по продаже полочек, стульев, столов и тумбочек при предприятии по изготовлению мебели - это стратегия: 1. развития продукта 2. снятия сливок 3. вертикальной интеграции 4. горизонтальной диверсификации 3) Среди сил Портера присутствуют: 1. товары-заменители 2. сила менеджмента компании 3. сила потребителей в торговле 4. сила государственного регулирования 5. прочие
4) SWOT-анализ предусматривает выявление и подробное рассмотрение (выберите несколько): конкурентных преимуществ сильных сторон фирмы благоприятных возможностей для бизнеса слабых сторон организации угроз для бизнеса
5) Матрица Бостонской консультационной группы основана на анализе характеристик (выберите две из пяти): 1. привлекательность отрасли 2. интенсивность соперничества 3. темп роста спроса 4. доля рынка 5. благоприятные возможности для бизнеса.
6). Функции стратегического управления президента фирмы не подлежат делегированию: 1. да 2. нет.
Самостоятельная работа №1
Тема 2 Планирование Занятие №5 Занятие №6 Занятие №7 Тема 5. Занятие №8 Тема 1 Занятие №9 Тема 1. Деловое общение. Деловое общение и методы ведения переговоров. Стадии переговоров. Эффективность деловых переговоров. Деловая игра «Проведение деловых переговоров» Разработать Тестовые задания для проверки знаний по теме: 1) В деловом общении не рекомендовано использовать следующие невербальные символы: □ улыбку □ взгляд свысока □ взгляд исподлобья □ рукопожатие □ громкий смех
2) Деловое общение регулирует отношения между: □ мужчинами и женщинами □ партнерами □ сотрудниками внутри трудового коллектива □ представителями фирмы и клиентами □ соседями □ руководителем и подчиненными
3) Основные механизмы воздействия в общении: □ заражение □ отражение □ убеждение □ подражание □ участие □ внушение
4) Основными механизмами познания другого человека в общении являются: □ рефлексия □ идентификация □ перцепция □ эмпатия □ научение
5) Определите последовательность этапов делового общения: □ установление контакта □ принятие решения □ ознакомление □ окончание контакта
6) Основными характеристиками общения являются: □ стороны общения □ манера общения □ функция общения □ средства общения □ содержание общения □ инструменты общения □ стиль общения 7) Определите формы делового общения: □ деловая беседа □ деловые переговоры □ корпоративная вечеринка □ собеседование □ телефонное общение □ лекции □ письменное деловое общение 8) Фазами делового общения являются: □ поиск недостатков собеседника □ предварительное изучение информации □ вхождение в контакт □ концентрация внимания □ аргументация и убеждение □ поддержка внимания □ фиксация результата □ мотивационный зондаж □ поиск различий с собеседником
9) Формы общения: □ опосредованное □ эффективное □ позитивное □ негативное □ непосредственное □ прямое □ косвенное 10) Стандартные ситуации, при которых используются приемы делового общения: переговоры с целью получения нового заказа доклад на конференции самовыражение завоевание новых клиентов
11) Основными методами проведения деловых переговоров являются: □ интеграции □ вариационный □ уравновешивания □ компромиссный □ метод экспертных оценок □ нормативный метод
Занятие №10 Занятие № 11 Тема 4. Система информационного обеспечения управления. Информатика. Информационное обеспечение. Информационная технология. Принципы, цели и функции информационной системы управления. Разработать Раздел IV Человеческий фактор в менеджменте Тема 1.Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала. Содержание работы с персоналом. Кадровые службы и их функции. Принципы работы с персоналом. Подбор кадров. Найм и его формы. Оценка персонала. Аттестация персонала.
Вопросы на актуализацию теоретических знаний: Какие специфические функции решаются кадровой службой? Какие формы найма существуют? В чем заключается специфика подбора персонала? Какие существуют виды оценки персонала? В чем заключаются достоинства и недостатки тестового метода оценки персонала? Для какого типа кадровой политики наиболее характерной является функция подготовки собственных кадров, повышение квалификации и планирование карьеры?
I вариант проведения занятия. Практическая ситуация№1. Вы начальник экономического отдела. В какой последовательности будете проводить беседу с вновь принятым сотрудником: -Познакомлю с сотрудниками отдела и обстановкой внутри коллектива; -Расскажу о специфике работы; -Поздравлю с первым рабочим днем; -Подробно изложу требования к работнику.
Прокомментируйте ваши действия.
Практическая ситуация№2. Какие из перечисленных проблем могут быть главными в разочаровании молодого менеджера: -ожидал быстрых результатов, а их нет; -мой руководитель не замечает моих успехов; - мои знания, полученные в институте, остаются невостребованными; -в коллективе отсутствует взаимопонимание и поддержка; -мой руководитель не ставит четких целей.
Предложите конструктивный выход из каждой ситуации.
II вариант проведения занятия. Подготовьте квалификационные требования для: -Начальника экономического отдела; -Экономиста; -Руководителя коммерческой службы -Директора хлебозавода.
Работу предлагается выполнить в групповой форме. Тестовые задания для проверки знаний по теме:
1) ……….. карьера - работник меняет свои занятия, не повышая и не понижая своего положения в организации
2) При составлении менеджером первичного психологического портрета собеседника учитываются: □ выразительные движения, мимика, жесты □ дистанция между людьми □ манера одеваться □ манера прощаться □ методы аргументации делового предложения □ экспрессивность речи □ содержание делового предложения
3) При планировании собственной карьеры определяются: □ направление, в котором следует двигаться □ долгосрочные и краткосрочные задачи □ место проведения отпуска □ основные направления для саморазвития
4) Основными компонентами карьеры являются: □ □ длина карьерного пути □ □ потенциальная мобильность □ □ интерес □ □ возраст □ □ цель карьеры □ □ потенциал □ Высшая точка
Дополнительная литература
1. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. 3-е изд. – Н.Новгород: НИМБ, 2001. 2. Смирнова В.Г. и др. Организация и ее деловая среда: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». М., 1999. 3. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом.- СПб.: Питер, 2000. Занятие №12 Занятие №13 Занятие № 14 Тема 4. Личность менеджера. Требования к личностным и деловым качествам менеджера. Поведенческий подход, ситуационный подход. Разработка требований к деловым и личностным качествам менеджерам. Разработать Тестовые задания для проверки знаний по теме: 1) Интелектуальными качествами, необходимыми современному менеджеру, являются: □ Ум □ Умение принять нужное решение □ Интуиция □ Творческое начало 2) Личностными качествами, необходимыми современному менеджеру, являются: □ авторитетность □ сила □ уверенность в себе □ приспособляемость □ стремление к успеху
3) Профессиональными навыками лидера являются: □ Умение брать на себя риск и ответственность □ Умение убеждать □ Умение организовывать
Занятие № 15 Тема 5. Власть и партнерство. Формы власти и влияния менеджера. Анализ форм власти. Разработать Тестовые задания для проверки знаний по теме: 1) Властные полномочия менеджер может осуществлять с помощью: □ поощрения подчиненных □ своих личностных достоинств □ авторитета приспособления □ авторитета собственных профессиональных знаний □ номинального авторитета 2) …….власти - это ситуация в управлении, когда уровень влияния руководителя на подчиненного равен - степени зависимости этого подчиненного от руководителя
3) Для эффективного использования влияния менеджеру необходимо выполнить условия: ð человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя ð потребность, к которой обращаются, не обязательно должна быть актуальной ð человек, на которого влияют, должен ожидать, что исполнение приведет к удовлетворению его потребности ð использовать имеющиеся у менеджера основы власти, независимо от потребностей сотрудника ð потребность, к которой обращаются должна быть актуальной ð человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения какой - либо потребности 4) Основными источниками власти являются: □ власть арендатора □ власть собственников □ власти коллектива □ власти личности □ власть предпринимателя □ власть самого предприятия 5) Основными формами власти являются: □ власть, основанная на принуждении □ объединенная власть □ власть, основанная на вознаграждении □ законодательная власть □ судебная власть □ законная (традиционная) власть □ экспертная власть □ эталонная власть 6) Организационно - распорядительные методы управления характеризуются: □ обязательностью выполнения распоряжений и указаний □ инициативой сотрудников □ исполнителям устанавливаются ограничения и общая линия поведения □ свободой сотрудников в принятии решений в обозначенных рамках □ четкой адресностью директив
Занятие № 16
Занятие № 17
Занятие № 18 Тема 8. Групповая динамика и разрешение конфликтов. Занятие № 19 Вариант проведения семинарского занятия. 1. Предложить способы саморегуляции деятельности менеджера. 2.Подготовить собственные способы эффективного выхода из стрессовой ситуации.
Тестовые задания для проверки знаний по теме:
1) Для уменьшения стрессовой обстановки менеджеры, могут использовать: □ установление ежедневных целей □ регламентирование и инструктирование □ повышение квалификации работников □ бизнес - планирование □ делегирование полномочий □ спортивные мероприятия □ общение с коллегами
2) К личностным факторам, вызывающим стресс относятся: □ уход на пенсию □ двусмысленность рабочих заданий □ увольнение с работы □ внедрение нововведений □ перегрузка □ привлечение к суду □ плохие условия труда
3) К причинам стресса относятся: □ неинтересная работа □ свадьба □ нечеткое описание работы □ благоприятный психологический климат в коллективе □ нехватка времени □ доступ к источникам информации □ четкая постановка цели работы
4) К организационным факторам, вызывающим стресс относятся: □ двусмысленность рабочих заданий □ внедрение нововведений □ перегрузка □ привлечение к суду □ увольнение с работы □ плохие условия труда □ уход на пенсию
Самостоятельная работа
Занятие № 20 Разработать Занятие № 21 Тема 2. Профессионализация менеджмента. Лидер в условиях перемен. Производительность работников умственного труда. разработать
Дополнительная литература
1. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. – М.: Феликс, 1992. 2. Михалева Е.П. Менеджмент. М.:ЮРАЙТ, 2003. 3. Скрипник К.Д., Мокрянин М.Н., Воробей Л.В., Шевченко М.В. Управленческая деятельность: решения, тренинги, оценки. – М.:»Издательство ПРИОР» 1999. 4. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом.- СПб.: Питер, 2000. КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал)
МЕНЕДЖМЕНТ
Задания и методические указания для самостоятельной работы студентов
для специальности 260501.65 «Технология продуктов общественного питания»
Казань Багрова Е.А. Менеджмент: Методические указания и задания для самостоятельной работы студентов. – Казанский кооперативный институт, 2010. – 62 с.
Методические указания и задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Менеджмент» разработаны для студентов всех форм обучения специальности 260501.65 «Технология продуктов общественного питания» в соответствии с учебной программой от 03 сентября 2010 г.
Рецензенты: к.э.н., профессор Мирзагалямова З.Н.
Одобрено и рекомендовано к изданию решением кафедры «Экономика и управление на предприятии» от 03.09.2010., протокол №1.
©Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, 2010 ©Багрова Е.А., 2010 Введение В настоящее время для системы потребительской кооперации особое значение приобретает подготовка квалифицированных специалистов, владеющих навыками управленческой деятельности. Целью данного пособия является формирование практических навыков и умений, необходимых менеджеру для решения проблем управления в условиях рыночных отношений посредством участия в активных формах обучения. Активные формы работы студентов предусматривают: - семинары и дискуссии по общим методологическим проблемам управления; - деловые игры по наиболее важным управленческим проблемам; -занятия по анализу управленческих ситуаций. Предложенные задания отражает достижения современной науки управления и ориентированы на формирование экономического мышления. Ряд заданий позволяют освоить специфику менеджмента в системе потребительской кооперации. Данное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения специальности 260501.65 «Технология продуктов общественного питания».
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины студенты должны знать: - сущность менеджмента в системе понятий рыночной экономики, - эволюция менеджмента и особенности российского менеджмента, - функции и механизмы менеджмента, - специфика управления персоналом и формирование человеческого капитала - психологические аспекты менеджмента, - информационное обеспечение менеджмента, - инновационный потенциал менеджмента. уметь: - анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации - разрабатывать стратегические, тактические и оперативные планы, - разрабатывать систему контроля за ходом реализации планов - разрабатывать организационную структуру организации - разрабатывать систему мотивации персонала организации - оценивать эффективность менеджмента организации - выбирать из альтернативных вариантов оптимальный вариант принятия управленческого решения; - находить способы выхода из конфликтных ситуаций - выявлять личностные качества, необходимые менеджеру - проводить деловые переговоры - ориентироваться в информатике и программах информационного обеспечения управления. Тематический план дисциплины для студентов заочной формы обучения специальности 260501.65 «Технология продуктов общественного питания» с полным сроком обучения
Тематический план дисциплины для студентов заочной формы обучения специальности 260501.65 «Технология продуктов общественного питания» с сокращенным сроком обучения на базе СПО
Рекомендации для преподавателя по проведению практических и семинарских занятий по дисциплине «Менеджмент» для студентов специальности 260501.65 «Технология продуктов общественного питания»
Предлагается два варианта проведения практических и семинарских занятий по систематизации и структурированию знаний. Выбор варианта проведения семинара зависит от степени подготовленности и мотивированности группы.
I вариант рекомендуемого типа учебного занятия – семинар по систематизации и структурированию знаний. Предложенный тип семинара носит обучающий характер. Форма работы – индивидуальная, предполагает самостоятельную индивидуальную подготовку студентов по заранее предложенным вопросам и публичное выступление по существу излагаемого вопроса.
II вариант семинарского занятия по данным темам может преследовать цель как систематизации и структурированию знаний, так практической тренировки умений и формирования практических навыков. Данный вариант семинарского занятия должен носить творческий развивающий характер, предполагает использование собственного опыта и формирование собственного отношения к изучаемой теме. В процессе проведения занятия по рекомендации преподавателя можно комбинировать парную и групповую работу.
Занятие №1 Раздел 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |