Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образ Ларисы Огудаловой. Значение имени.

Островский «Бесприданница»

Сегодня у нас урок-исследование на тему «Царство хищных, цепких и умных дельцов».

Я хочу провести сопоставление анализируемых образов.

1.

Имя и фамилия каждого из героев имеет свой смысл. Они соответствуют характерам этих людей.

Кнуров (диалект.) - кнур - боров, хряк, кабан.

Паратов (прил. паратый - бойкий, сильный, дюжий усердный, ражий)

Вожеватов (вожеватый народ - развязный, беспардонный)

Лариса (греч. - чайка). Единственная героиня, которая не вписывается в этот круг лиц.

2.

По отдельным репликам и цитатам героев можно понять их жизненную позицию.

Кнуров Вожеватов Паратов
Жизненные принципы
«Значительное лицо города» - Да, с деньгами можно дела делать. Хорошо тому… у кого денег много. Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, а тогда и браните меня. - Если скажу: орел, так проиграю, орел, конечно, вы. «Значительное лицо города» - За удовольствие надо платить, они даром не даются…» - Я знаю, что такое купеческое слово. - Что я обещал, то и исполню: для меня слово - закон, что сказано, то свято. - Всякому товару цена есть. «Блистательный барин» - Я человек с правилами, брак для меня дело священное. - Я сам такой же бурлак. - Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно. - У меня правило: никому ничего не прощать… - Ведь я чуть было не женился на Ларисе - вот бы людей насмешил. - Господа, я имею слабость к артистам.
Сложность характера
    + широта его души, твердость и решительность в совершении жизненных шагов - Сила этого образа в его противоречии. Привлекательность - в его пороках. Крайности уживаются в нем ограничено. Размах и расточительность во всем: деньгах, чувствах, материальных и духовных затратах.Привык брать в жизни все лучшее.

 

Вывод: эти люди никогда не отказываются от своих желаний, жестоки в достижении цели. «Для меня невозможно мало», - признается Кнуров.

Образ Паратова.

В чем заключается сложность характера Паратова?

- В нем отражен парадокс широты русского человека: идеал уживается с безобразием.

Паратов - образ живого человека, который сам вершит свою судьбу, имея и свои пороки и свои положительные черты. Положительность этого образа заключается в широте его души, твердости и решительности в совершении жизненных шагов. Черты, свойственные исконно русскому характеру.

При общении с людьми держится на уровне , соответствующем статусу «блистательного барина». Паратов побеждает, ошибается, грешит и сам себя прощает. Сила этого образа в его противоречии. Привлекательность - в его пороках. Крайности уживаются в нем ограничено. Размах и расточительность во всем: деньгах, чувствах, материальных и духовных затратах. Это не может оставить равнодушным никого: у мужчин он вызывает зависть, желание подражать; у женщин - восхищение. Но даже те, которым хватает жизненного опыта опасность и здравомыслия, чтобы оценить его пребывания рядом, в большинстве своем сдаются на милость обольстителя, поддавшись магии его блеска, азарта, мужского притяжения. «С кем вы равняетесь? Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич… Это идеал мужчины». Не только Лариса, но и сотни читателей симпатизируют ему, заранее все прощая ему, как Лариса в пьесе, и обрекая себя сгореть в его пламени; они не желают замечать того, чего он сам и не скрывает: его губительной сути. Паратов приучен к успеху, привык брать в жизни все лучшее и не обременять себя соображением цены, хотя бы и в виде ответственности за судьбу тех, «кого приручил». Его жизненный принцип: «… найду выгоду, так все продам…» У него ничего заветного нет.

Учитель: - Единственная живая душа в мире холодных и расчетливых дельцов - Лариса Огудалова.

Драму Островского было принято называть драмой безгеройной эпохи. «Герой во фраке» (дворянин) и интелегент - не состоятельны. Культурный буржуа - предприниматель, при ближайшем рассмотрении на роль героя тоже не подходит.

С точки зрения многих, Островский ограничивается высмеиванием всех в центре драмы Островского стоит, как правило, женщина, чистая натура, становящаяся объектом борьбы нравственно несостоятельных претендентов на роль героя.

Именно эта женщина и становится героиней произведения Островского. И это не случайно.

В этот период обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование (в 1872 году в Москве и Петербурге открылись Высшие женские курсы).

Ярким примером того, что женщину уже не устраивает роль быть при муже или 2за мужем», является Софья Перовская, стоявшая во главе организации «Народная воля». Это была образованная , решительная и смелая женщина (повешена вместе с четырьмя народовладельцами 3 апреля 1881 года)

Вот как писал о женщине в этот период Ф.И. Достоевский: «В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честность, искание правды и жертва, да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин… Женщина настойчивее, терпеливее в деле; она серьезнее, чем мужчина, хочет дела для самого дела, а не для того, чтобы казаться»

Достоевский достаточно глубок в понимании женщины. И все-таки Островский глубже: он не сомневается, что, несмотря на все стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не дает женщине счастья. Она борется, но предметом ее борьбы является все-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но поскольку ее возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, ее неизбежно ждет разочарование, ее совершенства напрасны.

Лариса - яркий пример такой женщины. О ней можно сказать - она сражается с иллюзиями…

Творческая работа.

- Вот авторская характеристика, данная посредством ремарки: «Лариса - молодая девушка, одетая богато, но скромно».

У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «приятно с ней одной почаще видеться, без помехи…» или «Лариса создана для роскоши…»

Его мнение разделяет и давний друг Ларисы - Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет». Он рассказывает Кнурову историю любви Ларисы к Паратову: «А уж она его любила, чуть не умерла с горя. какая чувствительная!»

Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К тому расположена, нисколько этого не скрывает».

В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет свое мнение. не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа».

Учитель:

- Торг за Ларису охватывает всех мужчин - героев пьесы. вокруг нее образуется целый круг претендентов. Но что они ей предлагают?

Ученик: - Кнуров и Вожеватов - содержание. Карандышев - положение честной замужней женщины и унылое существование. Паратов хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы. Лариса для него просто сильное увлечение. Кто не увлекался? Такова его философия.

А для Ларисы главное - любовь. Она полностью доверяет своему избраннику и готова следовать за ним хоть на край света.

Инсценирование: страница 269.

Учитель:

- И ни уговоры матери, ни укоры будущего мужа не могут удержать ее от возможности быть рядом с любимым: «Всякие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести возьму на себя».

Лариса поет Паратову романс на стихи Боратынского «Не искушай меня без нужды».

Почему этот романс?

Ученик

- В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова , и свои отношения с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. в ее глазах роман с Паратовым - это история о том, как, овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы искушал ее.

Учитель: - В фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» звучит другой романс «А напоследок я скажу…»

Прослушав романс, ответьте на вопрос: Почему режиссер поменял романс, в чем разница»

Это исследование показывает нам, что это разные виды искусства. И художник Рязанов имеет свое видение этого произведения.

- Постепенно несоответствие между романтическими представлениями людей, ее окружающих и ей поклоняющихся, нарастает по мере развития действия драмы.

- Почему Лариса собирается выйти замуж за Карандышева? (Бросает вызов непостоянству Паратова).

- Каким себе Лариса представляет Карандышева? (Его она тоже идеализирует. В своем представлении она наделяет его доброй и любящей душой. Но героиня не чувствует уязвлено-самолюбивой, завистливой основы в душе Карандышева)

- А Карандышев как относится к Ларисе?

(Он скорее торжествует победу, нежели любит. Он тешит свое самолюбие, что такая женщина, как Лариса, выбрала его. Но Лариса долго не замечает этого, потому что она вообще не видит в людях ничего пошлого, действуя в соответствии с романсами, живя их законам).

- Наступило ли прозрение у Ларисы?

(Да. Самое глубокое разочарование для Ларисы – это то, что все люди относятся к ней, как к вещи).

Инсценировка «Вещь, да вещь…»

- В порыве отчаяния Лариса бросает вызов миру наживы: «Ну уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой».

- Есть ли выход у Ларисы в данной ситуации?

(Лариса сама не способна на более решительный шаг, но выстрел Карандышева воспринимается ею как благодеяние. Лариса умирает со словами прощания на устах: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама… сама… Ах, какое благодеяние!»)

Ученик:

Критики о Ларисе

П.Д. Боборыкин: «Эта девушка со своими страданиями могла бы привлечь наше внимание, будь она личностью колоритной, крупной, общественно значимой. Увы… ничего этого в ней нет, Лариса говорит банальности, ее рассказ о том, почему она Паратова, «развратника и нахала», считает «героем», просто смешен своей умственной и нравственной низменностью».

В.Я. Лакшин: «Трудно судить Ларису за эту опустошенность души».

В.Коровин: «Лариса – героиня психологической драмы лишь постольку, поскольку действие сосредоточено вокруг нее. Но по своему характеру она лишена цельности».

Б.О. Костелянец: «Душевная сила Ларисы в том и сказывается, что, когда ее любовь растаптывают, когда это вызывает в ней гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу, она все же способна понять, на что ее обрекают. Она противостоит ситуации, не отдает себя в добычу соблазну».

Беседа по вопросам:

  1. Можете ли вы согласиться, что Лариса не может «привлечь наше внимание», так как она не «крупна», не «колоритна» как личность, в ней нет ничего «общественно значимого»?
  2. Могли бы вы назвать речи Ларисы «банальными», «смешными», «умственно низменными»? Обоснуйте сове мнение.
  3. Можете ли вы согласиться, что героиня демонстрирует «опустошение души»? Если вы с этим согласны, то почему трудно винить в этом саму героиню?
  4. Можете ли вы согласиться, что в определенный момент Лариса переживает «гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу»? Аргументируйте свой ответ обращением к тексту.
  5. Согласны вы с мыслью критика Коровина, что Лариса – героиня «психологической драмы»?
  6. Вы согласны с тем, что героиня драмы «лишена цельности»?
  7. Как и кем представлен в «Бесприданнице» «соблазн»? Больших или душевных сил стоит Ларисе не отдавать себя в «добычу соблазну»?
  8. Вы согласны с тем, что для Ларисы характерна «душевная сила»?
  9. Чье отношение к героине вы считаете более логичным, правильным?

Вывод: Лариса – чудесный образ: прелестная, чистая, умная, богато одаренная девушка. Она жадно тянется к светлой жизни, полной любви («Я, словно бабочка к огню, стремилась так неодолимо…»), но обречена погибнуть в условиях золотых цепей («Любовь – обманная страна, и каждый в ней несчастлив…»). Это– «горячее сердце» в бессердечном мире купли-продажи, циничного торга. Это – белая чайка, попавшая в стаю стервятников.

Вывод делают ученики:

Ученик: Общее.

По меткому выражению А.И Ревякина, Катерина и Лариса – это «образы больших человеческих страстей». И Лариса, и Катерина хотели любить и быть любимыми, да обманулись. И Лариса, и Катерина отличаются от других тем, что у них отсутствует двойственная мораль. (Катерина – что «при людях, что без людей», - одинакова; по словам Кнурова, в Ларисе «хитрости нет»). А еще их объединяет образ великой русской Волги – символа красоты, силы, мощи. Она одна лишь вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела свободу Лариса, человек «горячего сердца».

«Вот красота – то куда ведет… в самый омут».

Подведение итогов.

В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов. Не случайно в роли Ларисы прославилась В.Ф. Комиссаржевская, актриса утонченных духовных озарений.

Основная идея «Бесприданницы» состоит в утверждении того, что в обществе властвует бессердечный «чистоган», превращающий неимущего – в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее – таково то трагическое положение, в которых оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гинут, вступая в неравную борьбу, честные люди. Справедливо высказывание А.И. Ревякина, что «для сюжетов своих пьес Островский избирал не мелкие бытовые факты и события, а наиболее значительные, типичные, общеинтересные, способные трогать миллионы людей из самых разнообразных общественных слоев».

Актуальность произведения Островского подтверждается тем, что во многих театрах страны идет пьеса «Бесприданница, о чем свидетельствует приготовленная вами афиша. А в рецензии на спектакль театрального критика читаем: «Каждый раз убеждаюсь, как Островский современен. Такое ощущение, что на сцене сегодняшний день».

 

Островский «Бесприданница»

Сегодня у нас урок-исследование на тему «Царство хищных, цепких и умных дельцов».

Я хочу провести сопоставление анализируемых образов.

1.

Имя и фамилия каждого из героев имеет свой смысл. Они соответствуют характерам этих людей.

Кнуров (диалект.) - кнур - боров, хряк, кабан.

Паратов (прил. паратый - бойкий, сильный, дюжий усердный, ражий)

Вожеватов (вожеватый народ - развязный, беспардонный)

Лариса (греч. - чайка). Единственная героиня, которая не вписывается в этот круг лиц.

2.

По отдельным репликам и цитатам героев можно понять их жизненную позицию.

Кнуров Вожеватов Паратов
Жизненные принципы
«Значительное лицо города» - Да, с деньгами можно дела делать. Хорошо тому… у кого денег много. Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, а тогда и браните меня. - Если скажу: орел, так проиграю, орел, конечно, вы. «Значительное лицо города» - За удовольствие надо платить, они даром не даются…» - Я знаю, что такое купеческое слово. - Что я обещал, то и исполню: для меня слово - закон, что сказано, то свято. - Всякому товару цена есть. «Блистательный барин» - Я человек с правилами, брак для меня дело священное. - Я сам такой же бурлак. - Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно. - У меня правило: никому ничего не прощать… - Ведь я чуть было не женился на Ларисе - вот бы людей насмешил. - Господа, я имею слабость к артистам.
Сложность характера
    + широта его души, твердость и решительность в совершении жизненных шагов - Сила этого образа в его противоречии. Привлекательность - в его пороках. Крайности уживаются в нем ограничено. Размах и расточительность во всем: деньгах, чувствах, материальных и духовных затратах.Привык брать в жизни все лучшее.

 

Вывод: эти люди никогда не отказываются от своих желаний, жестоки в достижении цели. «Для меня невозможно мало», - признается Кнуров.

Образ Паратова.

В чем заключается сложность характера Паратова?

- В нем отражен парадокс широты русского человека: идеал уживается с безобразием.

Паратов - образ живого человека, который сам вершит свою судьбу, имея и свои пороки и свои положительные черты. Положительность этого образа заключается в широте его души, твердости и решительности в совершении жизненных шагов. Черты, свойственные исконно русскому характеру.

При общении с людьми держится на уровне , соответствующем статусу «блистательного барина». Паратов побеждает, ошибается, грешит и сам себя прощает. Сила этого образа в его противоречии. Привлекательность - в его пороках. Крайности уживаются в нем ограничено. Размах и расточительность во всем: деньгах, чувствах, материальных и духовных затратах. Это не может оставить равнодушным никого: у мужчин он вызывает зависть, желание подражать; у женщин - восхищение. Но даже те, которым хватает жизненного опыта опасность и здравомыслия, чтобы оценить его пребывания рядом, в большинстве своем сдаются на милость обольстителя, поддавшись магии его блеска, азарта, мужского притяжения. «С кем вы равняетесь? Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич… Это идеал мужчины». Не только Лариса, но и сотни читателей симпатизируют ему, заранее все прощая ему, как Лариса в пьесе, и обрекая себя сгореть в его пламени; они не желают замечать того, чего он сам и не скрывает: его губительной сути. Паратов приучен к успеху, привык брать в жизни все лучшее и не обременять себя соображением цены, хотя бы и в виде ответственности за судьбу тех, «кого приручил». Его жизненный принцип: «… найду выгоду, так все продам…» У него ничего заветного нет.

Учитель: - Единственная живая душа в мире холодных и расчетливых дельцов - Лариса Огудалова.

Драму Островского было принято называть драмой безгеройной эпохи. «Герой во фраке» (дворянин) и интелегент - не состоятельны. Культурный буржуа - предприниматель, при ближайшем рассмотрении на роль героя тоже не подходит.

С точки зрения многих, Островский ограничивается высмеиванием всех в центре драмы Островского стоит, как правило, женщина, чистая натура, становящаяся объектом борьбы нравственно несостоятельных претендентов на роль героя.

Именно эта женщина и становится героиней произведения Островского. И это не случайно.

В этот период обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование (в 1872 году в Москве и Петербурге открылись Высшие женские курсы).

Ярким примером того, что женщину уже не устраивает роль быть при муже или 2за мужем», является Софья Перовская, стоявшая во главе организации «Народная воля». Это была образованная , решительная и смелая женщина (повешена вместе с четырьмя народовладельцами 3 апреля 1881 года)

Вот как писал о женщине в этот период Ф.И. Достоевский: «В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честность, искание правды и жертва, да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин… Женщина настойчивее, терпеливее в деле; она серьезнее, чем мужчина, хочет дела для самого дела, а не для того, чтобы казаться»

Достоевский достаточно глубок в понимании женщины. И все-таки Островский глубже: он не сомневается, что, несмотря на все стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не дает женщине счастья. Она борется, но предметом ее борьбы является все-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но поскольку ее возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, ее неизбежно ждет разочарование, ее совершенства напрасны.

Лариса - яркий пример такой женщины. О ней можно сказать - она сражается с иллюзиями…

Образ Ларисы Огудаловой. Значение имени.

Лариса - значимое имя, как и любое имя у Островского: в переводе с греческого - чайка. Лариса склонна к различным видам искусства, любит все красивое. Женщины с именем Лариса обаятельны, умны, аккуратны, всегда в центре внимания, особенно у мужчин. Такова Лариса у Островского: мечтательная и артистичная, она не замечает пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответсвии с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования.

Характеристика Ларисы (по тексту и учебнику).

Творческая работа.

- Вот авторская характеристика, данная посредством ремарки: «Лариса - молодая девушка, одетая богато, но скромно».

У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «приятно с ней одной почаще видеться, без помехи…» или «Лариса создана для роскоши…»

Его мнение разделяет и давний друг Ларисы - Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет». Он рассказывает Кнурову историю любви Ларисы к Паратову: «А уж она его любила, чуть не умерла с горя. какая чувствительная!»

Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К тому расположена, нисколько этого не скрывает».

В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет свое мнение. не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа».

Учитель:

- Торг за Ларису охватывает всех мужчин - героев пьесы. вокруг нее образуется целый круг претендентов. Но что они ей предлагают?

Ученик: - Кнуров и Вожеватов - содержание. Карандышев - положение честной замужней женщины и унылое существование. Паратов хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы. Лариса для него просто сильное увлечение. Кто не увлекался? Такова его философия.

А для Ларисы главное - любовь. Она полностью доверяет своему избраннику и готова следовать за ним хоть на край света.

Инсценирование: страница 269.

Учитель:

- И ни уговоры матери, ни укоры будущего мужа не могут удержать ее от возможности быть рядом с любимым: «Всякие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести возьму на себя».

Лариса поет Паратову романс на стихи Боратынского «Не искушай меня без нужды».

Почему этот романс?

Ученик

- В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова , и свои отношения с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. в ее глазах роман с Паратовым - это история о том, как, овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы искушал ее.

Учитель: - В фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» звучит другой романс «А напоследок я скажу…»

Прослушав романс, ответьте на вопрос: Почему режиссер поменял романс, в чем разница»

Это исследование показывает нам, что это разные виды искусства. И художник Рязанов имеет свое видение этого произведения.

- Постепенно несоответствие между романтическими представлениями людей, ее окружающих и ей поклоняющихся, нарастает по мере развития действия драмы.

- Почему Лариса собирается выйти замуж за Карандышева? (Бросает вызов непостоянству Паратова).

- Каким себе Лариса представляет Карандышева? (Его она тоже идеализирует. В своем представлении она наделяет его доброй и любящей душой. Но героиня не чувствует уязвлено-самолюбивой, завистливой основы в душе Карандышева)

- А Карандышев как относится к Ларисе?

(Он скорее торжествует победу, нежели любит. Он тешит свое самолюбие, что такая женщина, как Лариса, выбрала его. Но Лариса долго не замечает этого, потому что она вообще не видит в людях ничего пошлого, действуя в соответствии с романсами, живя их законам).

- Наступило ли прозрение у Ларисы?

(Да. Самое глубокое разочарование для Ларисы – это то, что все люди относятся к ней, как к вещи).

Инсценировка «Вещь, да вещь…»

- В порыве отчаяния Лариса бросает вызов миру наживы: «Ну уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой».

- Есть ли выход у Ларисы в данной ситуации?

(Лариса сама не способна на более решительный шаг, но выстрел Карандышева воспринимается ею как благодеяние. Лариса умирает со словами прощания на устах: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама… сама… Ах, какое благодеяние!»)

Ученик:

Критики о Ларисе

П.Д. Боборыкин: «Эта девушка со своими страданиями могла бы привлечь наше внимание, будь она личностью колоритной, крупной, общественно значимой. Увы… ничего этого в ней нет, Лариса говорит банальности, ее рассказ о том, почему она Паратова, «развратника и нахала», считает «героем», просто смешен своей умственной и нравственной низменностью».

В.Я. Лакшин: «Трудно судить Ларису за эту опустошенность души».

В.Коровин: «Лариса – героиня психологической драмы лишь постольку, поскольку действие сосредоточено вокруг нее. Но по своему характеру она лишена цельности».

Б.О. Костелянец: «Душевная сила Ларисы в том и сказывается, что, когда ее любовь растаптывают, когда это вызывает в ней гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу, она все же способна понять, на что ее обрекают. Она противостоит ситуации, не отдает себя в добычу соблазну».

Беседа по вопросам:

  1. Можете ли вы согласиться, что Лариса не может «привлечь наше внимание», так как она не «крупна», не «колоритна» как личность, в ней нет ничего «общественно значимого»?
  2. Могли бы вы назвать речи Ларисы «банальными», «смешными», «умственно низменными»? Обоснуйте сове мнение.
  3. Можете ли вы согласиться, что героиня демонстрирует «опустошение души»? Если вы с этим согласны, то почему трудно винить в этом саму героиню?
  4. Можете ли вы согласиться, что в определенный момент Лариса переживает «гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу»? Аргументируйте свой ответ обращением к тексту.
  5. Согласны вы с мыслью критика Коровина, что Лариса – героиня «психологической драмы»?
  6. Вы согласны с тем, что героиня драмы «лишена цельности»?
  7. Как и кем представлен в «Бесприданнице» «соблазн»? Больших или душевных сил стоит Ларисе не отдавать себя в «добычу соблазну»?
  8. Вы согласны с тем, что для Ларисы характерна «душевная сила»?
  9. Чье отношение к героине вы считаете более логичным, правильным?

Вывод: Лариса – чудесный образ: прелестная, чистая, умная, богато одаренная девушка. Она жадно тянется к светлой жизни, полной любви («Я, словно бабочка к огню, стремилась так неодолимо…»), но обречена погибнуть в условиях золотых цепей («Любовь – обманная страна, и каждый в ней несчастлив…»). Это– «горячее сердце» в бессердечном мире купли-продажи, циничного торга. Это – белая чайка, попавшая в стаю стервятников.

Вывод делают ученики:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...