Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПР в работах ученых Нового времени.

Николло Макиавелли уяснил принцип самодостаточности власти и построил концепцию пол-ки в соотв с таким пониманием. "цель оправдывает средства" — следует понимать именно как попытку (в целом удачную) выстроить приоритеты в деят-ти пол. лидера, подчинить всю эту деят-ть не аморальной цели, но напротив — высшему благу. Если безопасность гос-ва зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо оно или нет, гуманно или жестоко, благородно или постыдно.

Любое пол действие он связывает с соотношением пол сил. сила, в его понимании, явл-ся ключевым компонентом в проведении гос пол-ки, и именно ее анализ должен, прежде всего, интересовать аналитика.Согласно М., явления "распущенности" неизбежны в усл становления новой гос-ти, а поэтому ее становление будет проходить две ступени: 1) уст единолич власти "нового государя", монарх дикт в целях объедин и возвыш обескровленного гос-ва; 2) введение смешанной формы правления, умеренной республики, соединяющей в себе идеалы свободы и равенства.

М.уделил значительное внимание псих характ-кам политики, описав народы и властителей с помощью красочных эпитетов "злой", "кровожадный", "развращенный" и т.п. Макиавелли дал оригинальную типологию лидеров ("львы" и "лисицы") и показал, сколь велика их роль в укреплении гос могущества.

Гоббс Гоббс рассм чел-ка как существо глубоко эгоистическое, обуреваемое страхом, жадностью и честолюбием. "Человек человеку — волк", а если это справедливо, то состояние "войны всех против всех" следует считать для человеческого сообщества неизбежным. И потому правителю следует жестко, используя силу и незыблемость своих прав, насаждать в об-ве порядок, "гражд законы" — это единств способ избежать всеобщей анархии и войны.

Гоббс, сущ и "естеств законы" действие к связано с инстинктом сообщества к самосохранению. Напр, естеств являлось бы стремление людей к достижению мира, отказ от некоторых препятствующих общей безопасности прав, осознание ответственности за выполнение взятых на себя естеств соглашений и т.д. Но без гос абсолютизма все эти законы обречены остаться всего лишь благими пожеланиями. Локк-теоретик пол систем либерального типа. Локк утверждает, что гос-во явл-я опекуном над народом лишь постольку, поскольку выполняет его интересы. Гос-во обладает лишь обязанностями и лишено всяких прав; оно, по сути дела, выполняет сугубо служебные функции

Локк полагает, что сохранение личной безопасности и имущества — гл побудительный мотив совместного существования чел сообщества. необх лишь соединить обществ договор с осознанием естественно присущих для совместно проживающих людей законов.

отличие их позиций связано с выяснением того, каков механизм выявления "естеств законов" и орг-ции чел й жизни в соотв с ними. Гоббс высказывается в данном отношении в пользу гос-ва, Локк — общества.

 

ПР в марксизме.

Маркс и Энгельс создали впечатляющую теорию соц и пол процесса. Внутри него уживаются разл, даже исключающие др др подходы. В России в этот период стало чуть ли не правилом рассм-ть только одну и не самую интересную версию марксистской теории историч процесса. ее можно охаракт-ть как "идеологический" (или нормативный) марксизм. иная версию теорет анализа — "поисковый" (или антинормативный) марксизм. Оснидеи этой версии:

— Это идея субъекта историч развития, формирующегося под влиянием соц и технол новаций. Маркс ошибочно считал таким субъектом пролетариат, рассм его в качестве провозвестника "нового строя".

— Это идея взаимосвязи возникновения и эволюции общественных классов с превалирующим в обществе типом общественного разделения труда, определенной стадией развития производства.

— Это и формационная идея — гл вклад Маркса в теорет социологию XIX и XX-го вв. истматовская "пятичленка", высшим достижением к было выяснение взаимосвязей "базиса" и "надстройки", а взгляд на об-во как целостный, универсальный организм, где подчинены др др, сложно согласованы между собой формы дух и материальной культуры, типы знания, поли эк устройства.

каждая из этих идей так или иначе затрагивает эк подсистему об-ва, то, что Маркс называл "способом произв-ва". форм-е теории пол режимов невозможно без актуализации потенциала классич марксистской теории.

письма Маркса с разбором пол ситуации во Франции и, конечно, работа "18-е брюмера Луи Бонапарта", давшая превосходный анализ нового, неизвестного ранее типа пол режимов — бонапартизма. Важность осмысления бонапартизма, его социальных основ и особенностей пол функц-я была убедительно продемонстрирована XX веком. Режимы бонапартистского толка, т.е. единоличные в своем существе, но опирающиеся на народное волеизъявление, были установлены не только в России, но и самых разных странах Третьего Мира. Практически везде, где произошли революции — в Китае, Кампучии, Иране, ряде африканских стран, — сложились благоприятные для возникновения бонапартизмов соци предпосылки. Это и было предтечей установления разновидностей тоталитаризма и популизма.

Одним из наиболее влиятельных направлений радикально-революц понимания классич марксизма стал рос.большевизм. Большевизму во главе с В.И. Лениным выпала уникальная роль практич воплощения идей Маркса, точнее говоря, тех идей, которые хотя и были препарированы Лениным и Троцким, все же во многом брали свое начало в "Манифесте Комм партии" и др классич текстах. большевикам было суждено не столько закладывать основы нового мышления, сколько практически проверять верность теории. большевики апробовали авторитарный в своей основе маркс проект, в то время как и Цицерон, и первые пол-ки США придерживались принципиально иных представлений об оптимальном об-в и пол устройстве.

Ленин выделял, напр, целую группу факторов, благоприятствующих революции. в качестве одного из таких индикаторов нестабильности он рассм растущую инфляцию.

Теория неомарксистов.А. Грамши, Д. Лукач ("История и классовое сознание") и деят-ти т.н. "Франкфуртской школы( Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймераи др).

работы Г. Маркузе и Г. Бравермана, с одной стороны, и работы К. Оффе, Н. Пулантзаса, Ю. Хабермаса, с др, выдержаны в разл тональности и с трудом вписываются в одну парадигму. Стремления Маркузе увидеть новый субъект революционного историч действия в студентах и маргиналах существенно отличаются, напр, от аргументации Пулантзаса, который полагает, что насильственное революц изменение существующего западного строя вообще вряд ли возможно и рассм-т гос-во не как "репрессивную" силу, а как сферу соперничества разл соц групп. Но так или иначе, это течение объединяет между собой принципиально критич взгляд (др название направления — "критич теория") на современное об-во, преимущественный акцент на конфликтной стороне социальной реальности и ориентация на постижение тех тенденций, к способны преобразовать данное об-во в об-во иной соц и пол орг-ции.

Достоинства этого направления связаны с ориентацией на поиск зон конфликта в рамках данного общества. Вряд ли есть необх-ть разъяснять специально, что такая ориентация лучше, чем какая-либо иная способна выявить явления, дестабилизирующие политическую ситуацию, политический режим, Такая ориентация, хотя и преимущественно в теоретическом ключе, способна обнаружить и указать власти те "зазоры", которые образовались между обществом и государством и нуждаются в заполнении, дабы не перерасти в пропасть, разделяющую управляющих и управляемых. Такая ориентация обращает внимание исследователя не столько на особенности функц-я режима, сколько на имеющиеся (или отсутствующие) предпосылки его трансформации. Критич теория рассм власть как потенциальную угрозу для об-ва.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...