Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классики теории элит:Гаэтано Моска, Вильфредо Парето и Р.Михельс.

Г. Моска -изучение пол форм, режимов, способов правления. "Теория правления и парламентского правления"

Гл его вклад —Он впервые взглянул на властвующую элиту как на относительно целостную, сплоченную в рамках пол класса группу, обладающую особыми соц и дух качествами. Управление об-вом в принципе не может осущ-ся большинством, как полагали многие философы Античности и Нового Времени. Но и в тех случаях, когда формально вся полнота власти принадлежит монарху или герою (персонажу работ Карлейля, Лебона, Ницше и других), реально властью наделен и осуществляет ее пол, а точнее "господствующий класс". Общество поэтому распадается не просто на героев и толпу, массу, но на управляющих и управляемых.

Элита осуществляет свою власть в соотв с имеющейся идеологией ("пол формулой") и выработанным юрид соглашением. По своей внутр орг-ции элита делится на закрытую (аристократическую) и открытую (демократическую), в соотв с чем ее обновление происходит каждый раз по-разному — через наследование или выборы. Но так или иначе доступ в элиту открывается лишь тем, кто обладает комбинацией трех качеств: военной доблести, богатства или священства. Поэтому властвующая элита пополняется, прежде всего, за счет выходцев из военной, финансовой и церковной элиты.

Моска различал 4 типа пол организации по их внутр прочности и способам осуществления упр-я: город— гос-во, феодальное гос-во, бюрократическое или абсолютистское и соврем представительное гос-во.

его типология режимов на основании принципа передачи пол власти по соц лестнице: Если власть передается сверху вниз так, что выбор низшего функционера предоставляется высшему, то речь должна идти о режиме "автократическом". Если власть делегируется снизу, то режим следует называть "либеральным". Вполне возможны и смешанные формы. Автократический режим предполагает сущ-е автократа, т.е. "личности, к персонифицирует институт, от имени которого действуют все те, кто наделяется частью или частицей публичной власти". Наоборот, либеральный режим функц-т на основе более или менее совершенной орг-ции избирательной системы.

Моска также высказал ряд важных положений относительно причин и условий пол трансформации. Начало кризиса он связывал в одних случаях с внешними нашествиями, в др — с пол упадком среднего класса, в третьих — с устареванием "пол формулы" правящего класса. Так происходит обновление правящего класса. Но так могут происходить и революции. "Франц революция произошла, когда большинство французов перестало верить в божественные права королей. Русская революция наступила, когда фактически вся интеллигенция, а может быть также большинство русских рабочих, перестали верить в то, что царь получил от бога право самодержавно управлять Святой Русью". Поэтому пол трансформация может протекать в различных формах и с различными последствиями для удерживаемых господствующим классом позиций. Соотв-но, в кач-ве способов предотвращения революционных событий Моска рассматривает своеврем обновление "пол формулы", а также обеспечение оптимального упр-я, связанного с выбором правильного механизма обновления правящей элиты.

Правящая элита — те, кто осуществляет управление об-вом. Контрэлита — люди, обладающие индивид способностями для того, чтобы войти в элиту, но объективно не располагающие такими возможностями (напр, в силу имеющихся разногласий с элитой). неэлита — это те, кто не располагает ни субъективными, ни объективными возможностями пополнить элиту.

Обновление правящей элиты —. Любое общество проходит через такое обновление, "циркуляцию элиты", ибо в противном случае неизбежны его стагнация и последующий упадок. Историю вообще можно рассм-ть как "кладбище элит" и их соотв регенерацию. В зависимости от ситуации элита может обновляться как в поступательной, так и обвальной формах.

иная классификация пол элит— в зав-ти от того, какими средствами и с каким искусством осущ-ся управление. "Повсюду сущ управляющий, относительно малочисленный класс, к удерживается у власти частично силой, а частично согласием большего подчиненного класса. Различия по-существу гл образом в пропорциях силы и согласия; а в отношении формы — в способе применения силы и получения согласия". можно выделять правительства, к пользуются материальной силой и силой других аналогичных чувств ("львы") и правительства, пользующиеся хитростью и искусством ("лисицы"). Вторые могут опираться в своей деят-ти как на чувства подданных, так и на их интересы..

Р. Михельс("Социология пол партий" (1911),обозначил "железный закон олигархии").- пришел к парадоксальному заключению: провозглашая борьбу с неравенством и защиту интересов об-ва, эти партии воспроизводят жесткую авторитарную, "олигархическую" структуру, к годится лишь для отстаивания своих собств интересов. Таковы тенденции, препятствующие, по его мнению, осуществлению демократии. "Эти тенденции лежат...1) в сущности чел природы, 2) в сущности пол борьбы и 3) в сущности орг-ций. Демократия ведет к олигархии, превращается в олигархию".

Политические идеи М. Вебера

Вебер— 1)автор теории легитимности власти.Легитимность означает признанность власти, ее законность (в неправовом смысле) и выступает в кач-ве гаранта стабильности имеющихся в об-ве структур, процедур, решений и должностных лиц, "независимо от конкретного содержания их действий". Это центр элемент того явления, к Вебер называл "пол господством", подразумевая под этим такой общественный порядок, где приказывают и выполняют приказы. Однако выполнения приказов, по убеждению Вебера, добиваются отнюдь не только применением силы.

Легитимность может быть 3типов — рациональная, традиционная и харизматическая. власть обретает свои полномочия на основе 3х различающихся способов — рационально разработанных правил чел общежития, сложившихся в об-ве традиций и харизмы лидера.

2)разработка типов пол лидерства, возникающего к усл стабильных и нестабильных обществ. типы лидерства: рациональный, традиционный и харизматический. важным представляется выделении В. лидерства харизматического склада.

4)анализ пол процесса как в своей основе элитарного и содержащего в себе угрозу перерождения демократии в диктатуру. Особую опасность представляет в данном отношении бюрократия, владеющая экспертным знанием и получающая поэтому уникальную возможность концентрировать власть в своих руках.в усл любого пол устройства власть неизбежно концентрируется в руках узкого круга лиц, возникает вопрос, как избежать связанных с такой концентрацией опасностей.

Форм-т концепцию "плебисцитарного вождистского" типа демократии, задача к состоит в том, чтобы, во-1х, обеспечить контроль за действиями адм бюрократии, не допустить ее в пол-ку, а во-2х, обесп-ть необх об-ву конкурентный отбор пол лидеров. решение этих задач возможно лишь в случае противопоставления харизматической власти лидера власти бюрократ аппарата, в случае его опоры в своих действиях на народные массы, "через голову" бюрократии.

Соврем элитистские теории.4 разл направления: возникла "элитарная теория демократии"; неоэлитистские модели; леворадикальные концепции "правящего класса" и "властвующей элиты" и теории корпоративизма.

Возникновение "элит теории демократии" связано с именем И. Шумпетера. В известной книге "Капитализм, социализм и демократия" (1942 г.) Щумпетерсформулировал во многом принципиально новое понимание демократии — гл образом как процедуры отбора политических лидеров. демократия — это "институц система принятия пол решений, в к люди получают власть принимать эти решения в результате конкурентной борьбы за голоса народа". Элита, полагал Шумпетер, в любом случае остается у власти, располагая всей полнотой этой власти и осуществляя се. Но в условиях демократии состав элиты подвергается постоянной ротации, сама же элита открыта переменам и, главное, позволяет лучшим се представителям опробовать свои силы в избирательной борьбе и, возможно, прийти к власти.

С.М. Липсет"Свобода— этот основоп принцип демократ об-ва — предусматривает способность к ограничению, готовность не совершать поступков, подрывающих фундамент общежития людей с разл идеалами и ценностями".

модель "правящей элиты". Неоэлитисты исходят:1) из наличия опред единства элиты по сравнению с остальной частью об-ва, 2)отводят ей роль реализатора особых функций,3)убеждают в том, что элита обладает особой мудростью, она более последовательна, рациональна и активна в достижении идеалов демократии. Примером высказывание Т. Дая и X. Зиглера: "Наша теория утверждает, что элиты отличаются от масс не только по своим социоэк характ-кам, но и по своим установкам и ценностям. Именно элиты осущ-т наибподдержку принципам и верованиям, лежащим в основе демокр пол системы".

модель"правящего класса". (Р. Милле("Властвующая элита", "Причины третьей мировой войны" и др.), М. Паренти, У. Домхофф и др.) убеждены в полной закрытости "властвующей элиты" или "правящего класса",

такой взгляд на элиту близок представителям т.н. "ревизионистской школы" (Л. Троцкий, М. Джилас, М. Восленский), в центре внимания к находился советский правящий класс. Для Миллса и его единомышленников элита представляет собой замкнутое, своего рода "кастовое" образование, объединяющее в себе политическую, экономическую и военную элиту, самодовлеющую над обществом и защищающую интересы, противоположные интересам остальной части общества.

с конца 50-х годов в зап пол науке начали усиленно развиваться технократические, или корпоративистские концепции, к обратили внимание на научно-инженерный потенциал элиты. Это и огромные возможности и ответственность, но одновременно это немалая угроза свободе и самостоятельности общ развития. Эти опасности связаны:1) с предрекавшимся Вебером возрастанием роли экспертного и технического знания, 2)с растущим участием представителей крупных корпораций (напр, переплетающихся, срастающихся между собой руководителями компаний и профсоюзов) в принятии жизненноважных решений.

"Элитология", есть полноценная часть теории пол режимов, помогающая объяснить их функц-е и динамику, предложившая интересные классификации пол форм.

 

8.Современные теории ПР

Вебер и представители теории элит сформулировали целый комплекс важнейших идей, продолжающих оказывать достаточно сильное влияние на современную политическую науку.

Возникновение "элитарной теории демократии" в значительной степени связано с именем.И. Шумпетера. Ш сформ-ал во многом принципиально новое понимание дем-тии - главным образом как процедуры отбора полит лидеров. С его т зр, народ лишь избирает группу лиц, которая затем принимает кардинальные решения без всякого народного участия. Элита, полагал Шумпетер, в любом случае остается у власти, располагая всей полнотой этой власти и осуществляя се.

Демократии и благоприятность условий, создаваемых в ходе конкуренции за голоса избирателей, для увеличения компетентности элиты и эффективности ее функционирования. Немаловажно, полагали элитисты, что такая открытость снижает противостояние контрэлиты, укрепляя стабильность политического режима.

"Свобода, - обосновывает эту позицию С.М. Липсет, - этот основополагающий принцип демократического общества - предусматривает способность к ограничению, готовность не совершать поступков, подрывающих фундамент общежития людей с различными идеалами и ценностями"

Неоэлитистские представления несколько отличаются от взглядов защитников элитарной демократии. В рамках новой модели неоэлитисты, во-первых, исходят из наличия определенного единства элиты по сравнению с остальной частью общества, во-вторых, отводят ей роль реализатора особых функций, в-третьих, убеждают в том, что элита обладает особой мудростью, она более последовательна, рациональна и активна в достижении идеалов демократии., но и по своим установкам и ценностям.

 

 

9.Среда ПР

Любой политический режим существует в некоем окружении — социальном, психологическом, географическом и т.д. Взаимосвязи режима и его окружения могут быть самыми различными. становление режима чаще всего протекает в условиях мощного влияния социокультурных факторов.

Внесоциальная среда — это совокупность факторов, существующих относительно независимо от общества, но, тем не менее, оказывающих определенное, иногда значительное влияние на политику.

Социальная среда. социально-экономические структуры оказываются своего рода "кузницей" для формирования политических предпочтений индивида.

Социокультурные связи и традиции

В человеческом сознании в зависимости от того, на каком этапе развития находится индивид, переплетаются между собой различные интересы и ценности, немалое место занимают культурные ценности. В отличие от экономических, культурные ценности эмоционально окрашены и призваны фиксировать в сознании прежде всего то, что связано с традициями и социальным опытом, а не то, что сделалось результатом размышлений.

Поскольку социокультурные факторы трансформируются в человеческом сознании в определенные ценности, то совершенно очевидной оказывается тесная корреляция между политикой и культурой. важно проанализировать, в частности, взаимосвязи между характером политической власти и различными носителями культурной традиции в обществе — языком, обычаями, верованиями, мифами и обрядами, официальным и народным искусством

Таким образом, социально-экономическая и социокультурная среда оказываются взаимодополняющими, помогая осмыслить особенности функционирования политического режима, а значит, и саму его природу, более разносторонне. Эти факторы являются как бы "фоновыми" в политическом процессе.

Внесоциальная среда –это комплекс тех факторов, которые по разным причинам нельзя отнести к социальным, но которые, тем не менее, оказывают существенное влияние на политику, участвуют в политическом процессе. Прежде всего это биологические) свойства человека, его индивидуальные бессознательные влечения (в том числе сексуальные), а также географические и демографические факторы, в реальной жизни биологическое начало тесно переплетено с общественным и экологогеографическим.

Заслуга Фрейда заключается, прежде всего, в том, что он заложил основы понимания структуры индивидуального и массового человеческого сознания. Он предположил, что наряду с рациональными элементами на поведение индивидов свое воздействие оказывают механизмы бессознательного, которое может быть разделено на коллективное бессознательное.

Фрейд полагал, что воздействию инстинктов подвержено любое, в том числе и политическое поведение индивидов. Многообразие таких, биологических инстинктов в целом может быть сведено к двум: эротическому влечению и агрессии.

Подобным же образом может объясняться и политическое поведение режима, который (неважно, осознает он это или нет) опирается в своей деятельности не только на экономику и культуру, но и на те психологические пласты массового сознания,

 

Географические и демографические факторы. Изучением взаимодействия географического и политического занимаются геополитология и политическая география. в ряде случаев географические (и демографические) факторы способны оказывать влияние на характер и особенности функционирования политического режима.

Здесь могут иметь значение общая численность населения, размер территории, климат и рельеф местности и многое другое., географические факторы несомненно помогают в осмыслении положения политического режима с точки зрения его стабильности/нестабильности. В этом случае климат, рельеф местности и т.д. вполне могут рассматриваться и как ресурсы,

Внешняя среда функционирования режима

любой режим подвергается воздействию внешней среды. Другое дело, что характер и фазы такого воздействия могут различаться, и весьма существенно. В зависимости от степени стабильности того или иного политического режима позволительно говорить, по крайней мере, о четырех фазах его взаимодействия с внешним окружением.

В поле зрения аналитиков находится также вопрос о степени и характере воздействия внешней среды на состояние режима. По его мнению, "все внешнеполитические действия, предпринимаемые национальным сообществом, вне зависимости от того, какой окажется степень адаптивности этих действий, диктуются одной и той же общей необходимостью — удержать жизненно важные структуры сообщества в приемлемых границах и достичь баланса между изменениями и запросами, возникающими внутри общества, с одной стороны, и изменениями и запросами внешней среды, с другой стороны"

 

10. Структура ПР

Правительство (правящая группа) и его основные характеристики

 

Большинство политических режимов предполагает наличие правящей и оппозиционной группировок, или наличие правительства и оппозиции. Задача правительства — вырабатывать и проводить в жизнь определенный политический курс, задача оппозиции — сопротивляться его проведению, оспаривая правомерность избранного правительством курса, предлагая альтернативные проекты и организуя акции протеста и неповиновения власти.

Правящая группировка может осуществлять власть в существенно различающихся условиях. В одних случаях власть принадлежит ей практически бесконтрольно. В других — правительство также реально осуществляет власть, однако его деятельность подчинена строгому контролю со стороны законодательных и судебных органов и может быть сравнительно легко скорректирована. Однако в обоих случаях правящая группировка чаще всего представляет собой относительно целостное образование, с более или менее четкими и едиными представлениями о направлениях своей деятельности и об источниках своей власти, правящую группу отличает наличие реальных полномочий в управлении обществом.

 

Оппозиция (оппозиционная группа): полит институт, созданный для выражения и отстаивания интересов, которые, формируясь в центре и регионах, отличаются от интересов, реализующихся в политике центральной власти (правительства). Хотя если стремиться к точности, далеко не во всех случаях оппозиция существует как социальный и политический институт, со своим, определенным в законодательном порядке, статусом и набором прав в обществе. не везде оппозиция существует как институт. Но везде она существует, по крайней мере, как совокупность определенных идей и настроений, связанных с критическим отношением к политике официальной власти., позволяющих бороться за практическую реализацию таких интересов.

 

Условиями создания оппозиции:

1) широко распространившееся избирательное право;

2) право участвовать в общественных делах;

3) справедливо организованные выборы, в которых исключено всякое насилие или принуждение;

4) надежная защита свободы выражения своего мнения, включая критику правительства, режима, общества, господствующей идеологии и т.д.;

5) существование альтернативных и часто конкурирующих между собой источников информации и убеждений, выведенных из-под правительственного контроля;

6) высокая степень свободы в создании относительно автономных и самых разнообразных организаций, включая, что особенно важно, оппозиционные политические партии;

7) относительно высокая зависимость правительства от избирателей и результатов выборов

Соблюдение всех этих условий и позволяет говорить о стабилизации полиархии, а следовательно, и легитимизации института политической оппозиции в обществе.

 

Чаще всего политические оппозиции разделяют в зависимости от степени их терпимости по отношению к действиям правительства. На этой основе выделяют лояльную, полулояльную (умеренную) и нелояльную (непримиримую) оппозиции.

Непримиримая (нелояльная) оппозиция. Пользующийся поддержкой общества режим в состоянии нейтрализовать непримиримую оппозицию, которая сильна лишь во времена кризиса, когда в состав непримиримых входит значительное число вчерашних умеренных.

полулояльная (или умеренную) оппозиция —Представители полулояльной оппозиции способны поддерживать, к том числе публично, антисистемные акции непримиримых, не принимая в них непосредственного участия; выступают против использования режимом различного рода санкций, направленных на пресечение противоправных действий. В то же время умеренные (до тех пор, пока они умеренные) против радикальной трансформации или разрушения существующей политической системы, нередко выступают за сотрудничество с ней и стремятся кооптировать в нее своих представителей.

Но методология разделения оппозиций (демократических, националистических, религиозных и других) по уровню их лояльности политической системе, думается, способна помочь разобраться в том, какова структура и варианты эволюции рассматриваемого политического режима.

 

 

11. Ресурсы ПР

 

одним из ключевых элементов в функционировании политических режимов является наличие достаточных ресурсов, мобилизация которых создает необходимые условия для достижения поставленных целей.

Ресурсы жизнеспособности режима могут подразделяться по различным основаниям. Г. Биннендижк, например, сформ-ал компл-ую тип-ию факторов (кот мб рассмотрены и в кач-ве ресурсов), оказыв-их непосред-ое влияние на ПР и потенциально способ-щих его изм-ию 1) физиче и духовн потенциал лидера; 2) военное сост-ие и боеспособность режима; 3) положение дел в эк4) ур-нь соц напряж-сти в общ, способный отделить персон-го носителя власти от народа; 5) прочие соц факторы, способ-ие параличу власти (масштабы корруп, убийства или изоляция ключ фигур полит оппозиции); 6) наличие политической коалиции на антиправительственной основе; 7) настроения в армии

Материально-силовые

относят военную боеспособность и экономическую эффективность режима. Эти два фактора тесно связаны друг с другом: военная мощь не является очевидной, если экономика страны полуразрушена или находится в состоянии стагнации. К этой же группе могут быть отнесены демографические и географические ресурсы

Экономические ресурсы по-разному влияют на стабилизацию авторит-ма и демократии. экономическое развитие делает демократию возможной ,хотя это не означает, что ресурсы экономического развития во всех случаях будут исп-ны для дела демократии. Существует немалое количество богатых с т.зр темпов роста и душевого исчисления ВВП стран (Кувейт, Сауд Арав, ОАЭ, Ирак), п система далека от дем станд-ов.

Духовно-психологич

1.это те психологические характеристики нации, которые сами по себе, без каких бы то ни было усилий со стороны правящей элиты, способствуют стабилизации режима, укреплению в обществе центростремительных тенденций и взаимодействия центральной и региональной властей. 2. личный потенциал полито лидера и способ-ть правящей элиты сформулир и распр-ть в общ-ве идеологию, принимаемую основными слоями населен. В разных ситуациях на первый план могут выходить то один, то другой ресурсы политической власти. Если ослабленным оказывается один, то "ударным" и нередко весьма эффективным может сделаться другой. Важными ресурсами власти являются, например, занимаемое положение и владение информацией.

 

14. Классиф ПР

Наиболее принятой классификацией режимов является разделение их на демократические, авторитарные и тоталитарные.

 

Классификация первая: "охлократия — олигархия — тирания".

 

Классификация вторая: "либеральный — умеренный — репрессивный режимы".

 

Классификация третья: "демократический — авторитарный — тоталитарный режимы". Из этих классификаций применительно к советскому режиму чаще других использовалась третья. Однако, как мы уже сказали, в постсоветских условиях ее аналитический потенциал весьма ограничен.

Используя первую из перечисленных классификаций, древнегреческие мыслители пытались, главным образом, ответить на вопрос о том, кому принадлежит государственная власть и от чьего имени осуществляется управление.

Вторая классификация, как нам уже приходилось говорить во второй главе, была предназначена для описания методов, используемых режимом в поддержании своего господства. Наконец, демократические и авторитарные режимы, строго говоря, различаются между собой тем, каков механизм осуществления власти. Авторитарные режимы предполагают наличие более или менее жестко централизованной системы власти и контроля, отличающуюся слабостью обратных связей между управляющими и управляемыми, в то время как демократия есть система, созданная "снизу", на основе четкого взаимообмена и регулярной смены лиц, осуществляющих управление обществом. Демократический режим не способен контролировать любую из общественных сфер (экономическую, политическую, социальную) иначе, как на основе закона, это — правление закона, формальной процедуры.

 

12. Методы и средства поддержания политического порядка.

Для достиж поставленных целей и укрепл собств-ых позиций в общ-ве режим прибегает к различн приемам.Подкуп, шантаж, клевета, используемые в отношении политических оппонентов, плетение сложной сети интриг, вовлекающих в свой круг представителей элиты и контрэлиты, фронтальное насилие и обильное кровопролитие — все идет в ход, если у режима имеются шансы удержаться у власти.

Государственное принуждение принадлежит к распространенным средствам стабилизации режима и исп не только авторитарными, но демократическими режимами, когда ситуация выходит из-под контроля правящей элиты, когда возникает угроза безоп-ти режима и его граждан, демо-ое прав-тво может прибегать к помощи органов принуж-ия, причем, не только полиции, но и армии.

В то же время гос власть, которую Вебер в своем известном определении назвал монополией на легитимное насилие, не может держаться и не держится исключительно за счет насилия. В действительности, использование государственного принуждения есть скорее признак слабости, чем силы.

Исп-ие СМИ и СМК

Это один из самых распр средств поддержания режимной стабильности. режиму, нередко потерявшему все социальные основания своей стабильности, удается, используя агитационно-пропагандистскую машину, убедить общественное большинство и самого себя и обратном — в улучш сит-ции и близости процветания и могущества. Политическая соц-ия —Ч-з систему посредников полит соц-ции (семья, школа, подростковые группы и т.д.) индивид может не только приобретать необходимые ему в жизни знания и навыки п-ой деят-ти, но одновременно и незаметно для себя попадать под влияние стереотипов режима

Обеспечение прав и свобод граждан

В политической науке распр-но разделение прав на три основные группы: граж-кие, соц-ые и пол-ие. К гражданским правам, относят право на свободу мыслить, исповедовать любую религию, создавать ассоциации, обращаться в суд и обладать презумцией невиновности и т.д. Под соц правами, подразум-ся права на здравоохранение, образование, соц обеспеч-е по бедности и старости, занятость, безопасность и т.п. Полит-ие права включают в себя право на голосование, претендовать на занятие политической должности, организ-ть полит партии и ассоциации, в том числе, оппозиционные режиму.

Политическое участие — важнейшее из политических прав. Участие, однако, есть не любой тип поли деят-ти и полит поведения, а только тот, который явл-ся в рамках данного полит-го режима устойчивым и повторяющимся. Политическое участие означает стабильное, подчиненное поведение, исключающее массовые акции протеста, бунты, войны, революции и т.д.

13. Политическое поведение ПР

Политическое поведение режима — интегральное понятие, учитывающее и вбирающее в себя понятия среды, структуры режима, средств и ресурсов, которыми он располагает, задач, встающих перед режимом и требующих адекватного решения. Поведение в широком смысле означает способ взаимодействия со средой в поисках выживания и стабильности.

 

Анализ политического поведения режима также предполагает уяснение вопроса о взаимосвязи его внутренней и внешней политики. Внешнеполитический ресурс в различных ситуациях может рассматриваться и как усиливающий, и как ослабляющий внутренние позиции режима. Внешняя политика нередко позволяет судить о природе политического режима с большей точностью, нежели попытки увидеть сдвиги в позициях руководства авторитарной системы, предпринимаемые, например, на основе анализа передовых статей центральных газет. Наоборот, крепость внутренних оснований режима, несомненно, позволяет ему укрепить международный авторитет и возможности проводить более результативную внешнюю политику. Каковы могут быть взаимосвязи в политическом поведении режима внутри общества и на международной арене?

 

Взаимосвязи внутренней и внешней политики режима могут выявляться и в зависимости от степени демократичности его внутреннего устройства. Международная политика подчиняется подчас совершенно иным закономерностям, нежели политика внутренняя. На внешнеполитическое поведение режима поэтому оказывает влияние целый ряд факторов: внутренняя ситуация и степень внутриполитической стабильности; ближайшее окружение, его стабильность и настрой государств-соседей; ядерный фактор; прочность мирохозяйственных связей; степень соблюдения прав человека; влиятельность идей демократического и ненасильственного разрешения международных споров и многое другое. В разной ситуации и в различной степени эти факторы могут как усиливать, так и охлаждать милитаристские настроения режима.

 

 

15. Демокр. ПР

как режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия.

1. Суверенитет народа. народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет.

2. Периодическая выборность основных органов власти Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров.

3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование.

4. Гарантия основных прав человека.

5. Гражданские права. они защищают граждан от произвола власти.

6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами

7. Социальные и экономические права. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению.

свобода слова, свобода печати, доступ к средствам информации рассматриваются демократической общественностью как необходимые условия реализации других прав.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).

Политический плюрализм (рис.). Дает возможность легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.

Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и др.

Принцип большинства предполагает принятие решений большинством голосов при одновременном признании права меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы, создавать свои объединения.

Разрешение конфликтов мирным путем.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...