Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компьютеризированные и компьютерные тесты

На современном этапе развития психодиагностики компьютер стал неотъемле- мым элементом диагностической деятельности психолога. Внедрение компьюте- ров в психодиагностику имеет свою историю. На начальном этапе развития ин- формационных технологий (начало 1960-х гг.) функции компьютера были весь- ма ограничены и сводились в основном к предъявлению достаточно простых стимулов, фиксации элементарных реакций и статистической обработке данных. Компьютер выступает в роли вспомогательного инструмента исследователя, на него возлагаются наиболее трудоемкие, рутинные операции. Однако уже в это время начинает развиваться машинная интерпретация тестов.

Собственно появление так называемой компьютерной психодиагностики за рубежом происходит в период второго этапа развития информационных техноло- гий (1960-е гг.). В первую очередь были автоматизированы все трудоемкие про- цедуры обработки диагностической информации (подсчет «сырых» баллов, на- копление базы данных, расчет норм теста, перевод первичных данных в стандарт- ные показатели и т. д.). Определенное развитие в этот период получили и системы многомерного анализа данных.


2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 115

 

 

Успехи в развитии электроники привели к быстрому снижению стоимости машинных ресурсов, тогда как расходы на математическое обеспечение возросли. Концепция этого этапа развития информационной технологии может быть сфор- мулирована следующим образом: «Все, что может быть запрограммировано, дол- жны делать машины; люди должны делать только то, на что они пока не в состоя- нии написать программы» (Громов, 1985). Именно к этому периоду относятся основные достижения западной компьютерной психодиагностики. Ко времени возникновения новой машинной технологии обработки информации психодиаг- ностика обладала значительным арсеналом стандартизированных методик. Неко- торые выборки обследованных насчитывали миллионы. Благодаря потребности в оперативном анализе массивов данных, быстро развиваются компьютерные средства сбора психодиагностической информации, разрабатываются средства специального программного обеспечения. Компьютер все чаще выступает в роли

«экспериментатора».

Третий этап развития информационной технологии (начиная с 1970-х гг.) со- здал условия для возникновения нового поколения компьютерных психодиагно- стических систем на базе ПЭВМ, ускорил процесс внедрения в практику автома- тизированных тестовых методик, создал основу для последующей формализации и автоматизации процесса сбора и обработки психодиагностической информации. Меняется процедура обследования, общение испытуемого с ЭВМ приобретает форму «диалога». Введение обратной связи позволяет изменять стратегию иссле- дования в зависимости от предшествующих результатов. Именно в этот период появляются первые собственно компьютерные тесты, тесты специально создан- ные для компьютерной среды. Развитие этих тестов создает предпосылки адаптив- ного тестирования, связанного в первую очередь с приспособлением заданий к особенностям ответов испытуемого. Отсюда целесообразно разделение тестов на компьютеризированные,или приспособленные к условиям компьютера, и ком- пьютерные.

В последнее десятилетие XX в. компьютеры становятся доступными не толь- ко институтам и лабораториям, но и каждому исследователю. В настоящее время сложные психодиагностические исследования реализуются на базе мощных пер- сональных компьютеров, обладающих большим быстродействием и разнообраз- ным набором периферийных устройств.

Отечественная компьютерная психодиагностика как направление исследова- ний оформляется к середине 1980-х гг., и ее развитие не столь непосредственно связано с совершенствованием информационной технологии, как это происходи- ло за рубежом. Психологическая наука вообще занимает далеко не первое место в ряду активных потребителей современной информационной технологии. Любо- пытно, что только в конце 1960-х гг. советским психологам предлагают овладеть простейшими способами факторного анализа при осуществлении расчетов вруч- ную (!), тогда как за рубежом данный математико-статистический метод, реали- зуемый с помощью ЭВМ, достаточно широко использовался уже в 1930-е гг.1.

 

 

 
ТеплоеБ.М.Простейшиеспособыфакторногоанализа//Типологическиеособенностивысшейнерв-

ной деятельности человека. — М.: Просвещение, 1967.


116 Глава 2. Психодиагностика как наука

 

 

Появление компьютерных версий тестов в бывшем СССР, а более-менее до- ступными они становятся ближе к концу 1980-х гг., приветствуется далеко не все- ми. Проведенное в начале 1990-х гг. московскими психологами исследование (О. К. Тихомиров и др.) отношения различных социальных групп к компьютери- зованному тестированию показало, что с наибольшим энтузиазмом к нему отно- сятся руководители высшего уровня, психодиагносты-разработчики и те лица, которые имеют навыки общения с компьютером и мотивированы на самопозна- ние. Негативное отношение наблюдалось у руководителей среднего звена, непо- средственно работающих с подчиненными и знающих их в течение длительного времени. Такое отношение также свойственно психодиагностам-пользователям (правда, у них иногда встречается и некритическое сверхдоверие, возникающее как результат слабой теоретической и практической подготовки в области психо- диагностики) и лицам, усматривающим зависимость благополучия в профессио- нальной деятельности, карьере и т. п. от результатов тестирования.

К достоинствам современных компьютеризированных методик психодиагно- стики, сравнительно с традиционными, следует отнести:

• неизменность реализуемой программы обеспечивает постоянство условий тестирования, что труднодостижимо при немашинном предъявлении зада- ний;

• обеспечивается точность и однозначность регистрации множества возмож- ных реакций испытуемого;

• имеется возможность восстановить и проследить последовательность дей- ствий испытуемого;

• сравнительно легко образуются единые банки психодиагностических дан- ных, а тем самым устанавливаются эмпирически обоснованные тестовые нормы для разных групп обследуемых;

• создаются возможности для автоматизированного конструирования тестов;

• психолог освобождается от рутинной, трудоемкой работы, как при прове- дении обследования, так и при конструировании (адаптации) тестов;

• обеспечивается возможность расширения практики группового тестирова- ния и тиражирования методик;

• расширяются возможности применения мощного математико-статистиче- ского аппарата анализа данных, упрощается разработка новых процедур ана- лиза;

• облегчается сохранение конфиденциальности результатов тестирования;

• упрощается хранение диагностических данных (на магнитных носителях), снижается себестоимость обследования;

• создаются благоприятные условия для применения экспресс-методик, т. е. тех, проведение которых позволяет быстро получить результаты, что в не- которых случаях (например, в профессиональной психодиагностике) может иметь решающее значение;

• компьютерная процедура предъявления тестовых заданий минимизирует негативные воздействия, нередко возникающие в ситуации межличностного


2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 117

 

 

взаимодействия между экспериментатором и испытуемым (снижение дей- ствия защитных механизмов у испытуемого, облегчение диагностики инди- видуально присущих субъекту особенностей деятельности и мотивации);

• появляется возможность актуализации «игровой» мотивации у испытуе- мых (оформление теста в виде игры), что делает процесс тестирования бо- лее привлекательным и повышает достоверность результатов;

• намечаются пути решения давней проблемы, возникающей как результат несовместимости концептуальных схем интерпретации различных методик (например, создание словаря-тезауруса терминов-названий психических свойств, используемых в научной, литературной и бытовой лексике);

• становится возможным проведение анализа поведения испытуемого непо- средственно в ходе обследования, учета многих параметров складывающих- ся ситуаций, организации диалога в реальном режиме времени (адаптивное тестирование);

• испытуемый при необходимости обеспечивается быстрой интерпретиру- ющей обратной связью по результатам тестирования;

• средства компьютерной графики позволяют предъявлять испытуемому ди- намические объекты (динамическая стимульная среда), становится воз- можным использование полимодальных стимулов;

• появляются условия как для индивидуализации психодиагностического исследования, так и проведения быстрых массовых обследований;

• обеспечивается тесная связь с решением практических задач.

Оценить степень вовлеченности компьютера в психодиагностическое исследо- вание можно руководствуясь шкалой, предложенной Хартманом (1986) (рис. 2.3) Наряду с преимуществами, которые дает использование компьютера, принци- пиальное значение приобретают вопросы, связанные с появлением новообразова- ний, вносимых компьютером в традиционно сложившуюся в психодиагностике систему взаимодействия «экспериментатор—тест—испытуемый». Отсутствие не- посредственного наблюдения и живого контакта с испытуемым вносит примерно те же трудности и ограничения, с которыми приходилось и ранее сталкиваться в групповом тестировании. Кроме того, примерно у 30 % обследованных обнаружи- вался «феномен компьютерной тревожности» (О. В. Доронина, 1993), причем

в 5 % случаев регистрировалось состояние, схожее с фобией1.

Некоторые тесты в принципе не могут быть переведены в компьютерный ре- жим, для других это ведет к существенному изменению их диагностических ка- честв, прежде всего валидности и надежности. Автоматизированная версия уже известной психодиагностической методики нуждается в специальной проверке —

 

 

Вероятно, это явление боязни компьютера связано с тем, что в это время большинство населения страны имело смутное представление о персональных компьютерах и их возможностях. К тому же тестовая тревожность, как феномен универсальный, но наиболее выраженный у лиц с определен- ными личностными особенностями, не обязательно связана с компьютером. Возможно, что она мо- жет усиливаться при его использовании (появление дополнительных элементов новизны и неизве- стности).


118Глава 2. Психодиагностика как наука

 

 


Высокая

 

 
Низкая


 

 

Выбор методов воздействия

 

Подготовка окончательного заключения Интерпретация результатов тестирования Проведение тестирования

Сохранение данных обследований


 

Рис. 2.3.Шкала Хартмана

 

ревалидизации. Также требуется повторное обоснование надежности компьютер- ного варианта методики, ее рестандартизации на соответствующих выборках. Приведем некоторые примеры.

Изучение влияния компьютеризации исследования на валидность психодиаг- ностических методик показало, что происходит изменение их содержательной валидности. Так, при работе с компьютерной версией теста Равена было обнару- жено, что испытуемые дают значимо более низкие показатели, нежели в обычных условиях обследования. Самого пристального внимания заслуживает сравнитель- но недавно обнаруженный и еще не до конца изученный феномен, суть которого в том, что при компьютерном предъявлении опросника (ММРI) заметно усилива- ется тенденция давать неопределенные ответы. Стабильность результатов, явля- ющаяся характеристикой надежности диагностической методики, в случае изме- нения формы предъявления теста существенно снижается, превышая этот пока- затель при традиционном тестировании.

Обобщенный анализ психологических последствий компьютеризации психо- диагностики позволил выявить существенные изменения структурных компонен- тов деятельности (ее мотивов, целей и операций) по сравнению с традиционными формами (Тихомиров и Гурьева, 1989; и др.). В упомянутом исследовании авто- рами разработаны критерии дифференцированной оценки психологических по- следствий, показан их противоречивый характер по отношению к основному кри- терию — значимости последствий для повышения продуктивности деятельности. Последствия подразделяются на реальные и потенциальные, позитивные и нега- тивные, управляемые и неуправляемые (в этом исследовании изучались: мотива- ция, целеобразование и операционный состав компьютеризованной психодиагно- стической деятельности). Были выделены детерминанты (социальный заказ, раз- витие научного знания, специфика составления алгоритмов и программирования деятельности, техническое обеспечение работы компьютеров, организация дея- тельности, личностные особенности психодиагностов и обследуемых), которые регулируют соотношение позитивных и негативных последствий компьютериза- ции психодиагностической деятельности. При этом изменение детерминант вы- ступает как принцип управления последствиями компьютеризации.

Появление и распространение доступных систем психологического тестирова- ния на основе персональных компьютеров, как это ни парадоксально на первый


2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 119

 

 

взгляд, отнюдь не способствует преодолению сложившегося в психодиагностике известного разрыва между теорией и практикой. Напротив, теоретические пробле- мы психодиагностики, в первую очередь связанные с пониманием природы инди- видуально-психологических различий, как бы загоняются внутрь, тормозится разработка интенсивных исследовательских процедур, которая подменяется экс- тенсивным развитием известных формализованных методик.

Эффект автоматизации интерпретации полученных в психодиагностическом обследовании данных двоякий. С одной стороны, это существенно облегчает ра- боту психологов-практиков, с другой — «навязанные» алгоритмы интерпретаций при их слепом воспроизведении на различных выборках испытуемых способству- ют появлению составленных с помощью компьютера псевдозаключений. Заметим, что за рубежом в последнее время, особенно среди высококвалифицированных профессионалов, ориентированных на индивидуальную диагностику, все более отчетливо проявляется тенденция неприятия чужих алгоритмов интерпретации тестовых результатов.

Интерпретационные алгоритмы некоторых популярных тестов выдают пользователю заключения, состоящие из общих, стереотипных утверждений, без труда принимаемых большинством людей как истинные, что сближает их с горос- копом и астрологическими календарями. Сказанное в первую очередь относится к психодиагностическим методикам, претендующим на «глобальный» диагноз личности. Сошлемся лишь на одно из многих зарубежных исследований. Экспер- ты-психиатры оценивали по 100-балльной шкале точность компьютеризованно- го тестирования больных с различными диагнозами по методике Роршаха и со- ставленного с помощью компьютера псевдозаключения. Точность реальных ком- пьютерных заключений составила в среднем 65,42 балла, а псевдозаключений —

60,42 балла. Таким образом, компьютеризированная система тестирования по

Роршаху обладает только 5 %(!) различительной способностью.

К сожалению, бывает и так, что профессиональные инструменты психоди- агностов, совершенно незащищенные от неконтролируемого распространения, попадают в руки горе-энтузиастов или просто предприимчивых людей. Сегодня существуют широкие возможности несанкционированного распространения и применения тестов. В первую очередь этому способствует отсутствие (или их от- кровенная декларативность в случае наличия) документов, регламентирующих профессиональные и этические аспекты деятельности разработчиков и пользова- телей психологических тестов. Такое положение дел приводит к тому, что валид- ность известных и достаточно эффективных диагностических методик резко сни- жается, они фактически выводятся из профессионального оборота. В то же время выпавшая из поля зрения профессионалов практика компьютерной «аутодиагно- стики» приводит пользователя не только к заблуждениям, но зачастую наносит значительный ущерб его психике.

В странах СНГ компьютерная психодиагностика на нынешнем уровне ее раз- вития выполняет функцию экстенсивного воспроизводства диагностических ме- тодик при почти полном отсутствии профессионально-этического контроля за этим процессом. Определенные успехи адаптивного тестирования за рубежом относятся в основном к диагностике специальных способностей, тогда как диаг-


120 Глава 2. Психодиагностика как наука

 

ностика личностных особенностей в режиме диалога между компьютером и обсле- дуемым остается проблематичной. Необходимость внедрения современной ин- формационной технологии в науки о человеке очевидна, однако эта «технизация» должна сочетаться с углубленным психологическим анализом последствий ком- пьютеризации психодиагностической деятельности. В этом направлении пока сделаны первые шаги. В то же время есть все основания полагать, что синтез со- временного психологического знания и еще далеко не реализованных возможно- стей новейших информационных технологий позволит успешно решать многие вопросы теории и практики психологической диагностики.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...