Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психодиагностики: основныеэтапы конструирования теста

 

 

Задача методики заключается не только в том, что- бы научиться измерять, но и в том, чтобы видеть, мыслить, связывать...

Л. С. Выготский

 

Абсурд может найти свое выражение как в словес- ной, так и в цифровой форме. Однако знание логи- ки является надежной гарантией от некритическо- го принятия словесного абсурда, а знание статисти- ки представляет собой лучшую защиту от абсурда цифрового.

Дж. Гласс, Дж. Стэнли

 

В многочисленных учебниках и пособиях по психодиагно- стике, изданных на разных языках, всегда присутствует гла- ва, посвященная статистическим методам, наиболее широ- ко используемым при разработке тестов, их стандартизации, а также для оценки надежности и валидности. Кроме того, сегодня существует множество легкодоступных работ по математической статистике для психологов. Исходя из это- го мы не сочли необходимым повторение таких азбучных для психолога статистических понятий, как «нормальная кривая», «мода», «медиана» и т. д. Напомнить читателю об основных психометрических процедурах мы решили на примере основных этапов конструирования теста, а также рассмотрения конкретного случая изучения надежности русскоязычной версии одного из весьма популярных у нас опросников — опросника 16 факторов Кеттелла.

Как известно, психологический тест может быть охарак- теризован как эффективный в том случае, если он удовлет- воряет следующим основным условиям:

1) использование шкалы интервалов;

2) надежность;

3) валидность;

4) дискриминативность;

5) наличие нормативных данных.

 
Разумеется, конструирование тестов, относящихся к раз- ным диагностическим подходам (о подходах см. гл. 2), име-


3.1. Определение количества заданий (спецификация теста) 151

 

 

ет, несмотря на необходимость соблюдения общих требований к этому процессу, определенную специфику. В этой главе мы обратимся к рассмотрению основных проблем конструирования личностных опросников, которые относятся к наибо- лее употребительным инструментам психологической диагностики.

Обычно выделяются три главные стратегии в конструировании личностных опросников: дедуктивная, индуктивная и экстернальная (Burisch, 1984). Дедук- тивнаяили содержательная стратегия базируется на теоретических представле- ниях о личности, ее структуре и функционировании. Разработчик теста констру- ирует задания, с помощью которых, как предполагается, будет оцениваться опре- деленный психологический конструкт. Вторая стратегия — индуктивная,предпо- лагает использование факторного анализа или других статистических процедур, основанных на корреляционных связях. Главная особенность индуктивной стра- тегии состоит в том, что исследователь как бы позволяет данным говорить самим за себя. Экстернальнаястратегия эмпирична по своей сути и основывается на сравнении контрастных групп. Ни одна из названных стратегий не может быть рассмотрена как предпочтительная. Вполне естественно, что многие разработчики личностных опросников комбинируют эти стратегии, стремясь, например, соче- тать возможности оценки личности, достигаемые дедуктивной стратегией, с ши- роким использованием разнообразных процедур анализа заданий (индуктивная стратегия).

 

 

Определение количества заданий

(спецификация теста)

 

Прежде чем приступать к созданию теста, необходимо четко знать, для чего он нужен. Ясный ответ на этот вопрос — необходимое условие для работы. Поэтому первым шагом будет формулирование цели будущего теста.После этого следует обратиться к разработке спецификациибудущего теста. Наиболее удобно сделать это в виде таблицы, в которой по горизонтали будут располагаться содержатель- ные области,которые предполагается измерять, а по вертикали — их манифеста- ции,или пути, по которым содержательные области могут проявляться.

Например, при конструировании «опросника супружеского статуса» Дж. Руст и С. Голомбок (Rust, Golombok, 1988) основывались на опросе экспертов, в каче- стве которых выступали семейные терапевты и консультанты, а также на данных, полученных от клиентов этих специалистов. Экспертов просили назвать те обла- сти взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые они полагали наи- более важными для гармоничного брака. Информация от клиентов позволила обнаружить те проблемные зоны семейной жизни, в которые супруги хотели бы внести изменения. На этой основе были выделены такие содержательные облас- ти, как «совместные интересы и степень зависимости—независимости», «вербаль- ная и невербальная коммуникации», «доверие и уважение» и др. Ясное понима- ние цели будущего теста, естественно, облегчает построение перечня того, что предстоит измерять. При спецификации манифестаций важно обеспечить выде- ление различных форм их реализации. Так, при конструировании вышеупомяну-


15 2 Глава 3. Психометрические основы психодиагностики: основные этапы...

 

 

того опросника «установки и чувства, проявляющиеся в отношениях» рассматри- вались как манифестации «вербальных и невербальных коммуникаций» между супругами.

Из практических соображений обычно по каждой оси разрабатывается от 4 до

7 категорий. Меньшее число категорий часто приводит к созданию слишком узко- го опросника, а большее может сделать обременительным процесс конструирова- ния опросника. В итоге получается своего рода решетка, количество ячеек в кото- рой будет равно количеству планируемых для изучения параметров, умноженно- му на количество их поведенческих манифестаций (табл. 3.1).

 

 

При разработке опросников обычно считают, что решетка размером от 16 до

25 ячеек (например, 4x4,4x5,5x4 или 5x5) считается идеальной для той длины теста, который вполне реально сконструировать, предъявить и обработать.

Далее необходимо определить, сколько заданий, например вопросов, должно быть создано для каждой из ячеек. При решении этой задачи следует руководство- ваться тем, насколько важным представляется исследователю измерение одного из параметров сравнительно с другим или другими. В решетке, приведенной в табл. 3.2 (Rust, Golombok, 1989), допускается, что содержательным областям, обо- значенным как А и В, следует приписать 40-%-ный вес, а С и D — 10-%-ный. В то же время каждой манифестации А, В, C И D приписывается 25-%-ный вес. Необ- ходимо обратить внимание на то, что в целом процентный вес всех содержатель- ных областей (по горизонтали) и всех манифестаций (по вертикали) должен со- ставлять 100 %. Такое расположение процентных весов подскажет, какую часть от всех заданий следует создать для каждой ячейки. Следующий шаг состоит в том, чтобы решить, какое количество заданий должно быть включено в тест. При этом необходимо учитывать такие факторы, как размер решетки и время, предполага- емое для выполнения заданий. Хорошо известно, что в определении количества заданий перед исследователем возникает дилемма: обеспечение, с одной стороны, надежности теста, что требует увеличения заданий, а с другой стороны — мини- мизация количества заданий для обеспечения эффективной работы испытуемого с ними, подразумевающей прежде всего поддержание концентрации внимания в ходе обследования. Так, для достижения удовлетворительной надежности опрос- ника требуется не менее 20 заданий, выполнение которых обычно занимает не более 10 минут. Наконец, важную роль в определении количества заданий теста играют особенности того контингента, который предполагается обследовать. Обыч-


3.2. Разработка заданий 153

 

 

но при проводимом разработчиками пилотажном исследовании количество зада- ний предварительного варианта теста должно быть по крайней мере на 50 % боль- ше числа тех, которые будут включены в окончательную версию.

После того как определен процентный вес каждой из ячеек решетки и установ- лено общее количество заданий для пилотажной версии теста, нетрудно подсчи- тать, сколько заданий должно быть разработано для каждой ячейки. Нижеприве- денная решетка (Rust, Golombok, 1989) содержит то количество заданий для каж- дой ячейки, которое необходимо для пилотажного исследования с помощью опросника, состоявшего из 80 вопросов (табл. 3.2).

 

Таблица 3.2

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...