Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАСШИРЕНИЕ СВОИХ ВИЗУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Из главы 6 вы узнали, что ваши глаза в состоянии уловить больше слов в расчете на одну горизонтальную приостановку. Сейчас вам предстоит перейти к серии упражнений, которые докажут, что ваши способности восприятия идут гораздо дальше нынешних — хотя и значительных — возможностей (см. рис. 8).

Измерение своего горизонтального и вертикального видения

Вначале, глядя прямо перед собой, сфокусируйтесь на самой удаленной, насколько это возможно, точке, и в это же время сведите вместе кончики двух указательных пальцев по горизонтали и разместите их прямо перед собой на расстоянии 7—8 см от переносицы. Начните вращать кончики пальцев и медленно отдаляйте их друг от друга по горизонтальной линии, оставляя глаза сфокусированными на той же самой удаленной точке. Остановитесь в момент, когда не сможете больше видеть "уголками глаз" движения кончиков пальцев, и замерьте расстояние между ними, которое и есть величина вашегогоризонтального видения.

Во второй части этого упражнения проделайте то же самое, на сей раз размещая кончики пальцев вертикально, и вновь вращайте их и медленно отдаляйте друг от друга до тех пор, пока будете не в состоянии видеть движение пальцев. Лишь в этот момент остановитесь и замерьте величину своеговертикального видения. Выполните оба упражнениянемедленно.

Результаты

Поразительно, не правда ли? Люди часто обнаруживают, что их горизонтальное видение простирается до того места, куда они в силах дотянуться, когда разведут руки. Вертикальное видение немного короче, но лишь из-за надбровных дуг.

Как такое возможно?

Ответ лежит в строении человеческого глаза. В сетчатке каждого из глаз имеется 130 миллионов рецепторов света или, иначе говоря, фоторецепторов, а это значит, что в общей сложности у вас имеется 260 миллионов таких рецепторов.

Как вы думаете, какой процент из них отводится под "четкое" или центральное зрение, а какой служит "боковому" или периферическому зрению? Выпишите свои ответы чуть ниже:

Процент

Центральное зрение:.....
Боковое зрение:.....

На самом же деле под четкое центральное зрение отводится всего 20 процентов вашей системы "глаз/мозг", в то время как остальные 80 процентов обслуживает периферическое зрение. Значит, из тех 260 миллионов фоторецепторов света, которые должны работать на вас, свыше 208 миллионов заняты периферическим зрением{Автор не указывает, что центральное зрение реализуется, в основном, фоторецепторами под названием "колбочки", одновременно обеспечивающими цветовое зрение, а периферическое — так называемыми "палочками", которые обеспечивают сумеречное зрение; в отличие от колбочковых клеток они обладают большей чувствительностью, но не воспринимают цвета (примеч. перев.).}

Почему для него выделяется такая большая доля рецепторов? Причина в том, что большинство событий во Вселенной происходит вне центрального поля зрения, и для вашего выживания очень существенно, чтобы мозг был в. состоянии готовности к любому изменению в окружающей среде и мог направить вас поближе к тому, в чем вы нуждаетесь, и подольше от грозящей опасности.

При традиционных методах обучения чтению мы концентрировались только на центральном поле зрения, тем самым пуская в ход менее 20 процентов доступного потенциала своих визуальных возможностей, да и эта малая доля используется нами не так, как надо.

Зато большие мастера чтения вроде Антонио Мальябекки, Джона Стюарта Милля и президента Кеннеди научились применять мощные и неосвоенные возможности периферического зрения. Вы вполне в состоянии сделать то же самое.

Как видеть умственным взором

Сейчас вам предстоит выполнить эксперимент из области восприятия, который удивит и изменит вас на всю оставшуюся жизнь. В этом эксперименте вы будете отключать свой мозг от четкого центрального поля зрения и активно смотреть умственным взором.

После прочтения данного абзаца перейдите к странице, где находится рис. 9, и поставьте палец прямо под словом "себя" в середине этой страницы. Удерживая зрение полностью сфокусированным на этом центральном слове:

1. Установите, сколько слов вы способны видеть с каждой стороны центрального слова без необходимости двигать глазами.

2. Установите, сколько слов вы способны отчетливо видеть выше и ниже того слова, на которое указываете пальцем.

3. Проверьте, в состоянии ли вы сказать о наличии в верхней или нижней части этой страницы какого-то числа, а если оно есть, то что это за число.

4. Выясните, способны ли вы подсчитать количество абзацев на данной странице.

5. Выясните, способны ли вы подсчитать количество абзацев на противоположной странице.

6. Видите ли вы рисунок или схему на одной из этих страниц?

7. Если вы видите рисунок или схему, способны ли вы точно или приблизительно установить, что это такое?

 
 

Теперь немедленно выполните данное упражнение.

Рис. 8. Развитие у продвинутых читателей способности к увеличенному полю зрения: а) фокусирование на одной букве, как это бывает, когда ребенок учится читать традиционным методом; б) фокусирование на одном слове (характерно для плохих и средних читателей);

в) фокусирование на 4—5 словах сразу (хороший читатель); г) фокусирование на группах или пакетах слов (продвинутый читатель).

Результаты

Преобладающее большинство людей даст на ряд поставленных вопросов положительные ответы. Это несложное упражнение доказывает, что мозг функционирует как гигантский центральный глаз, который сканирует весь мир, лежащий перед линзами — хрусталиками наших глаз.

В то время как большинство людей живут с мозгами, прикованными к "туннельному видению" центрального поля зрения, те, кто умеют лучше читать, думать и выживать, используют полный диапазон визуальных возможностей своего мозга.

Циклопово восприятие

Способность мозга видеть своим "центральным глазом" привела недавно к взрывообразному появлению на рынке популярной серии книг "Магический глаз". Эти сочинения основываются на эпохальной работе* профессора Белы Юлеша из отделения сенсорных процессов и восприятия в составе научно-исследовательских лабораторий фирмы "Белл".

 


 

По мнению Юлеша, изображения состоят из двух множеств чуть вибрирующих точек. Каждое множество составляет часть изображения. Каждый глаз воспринимает некоторую часть, видя только плоское изображение. А ваш ошеломляюще сложный и изощренный мозг совершает поразительно трудные математические и геометрические подвиги, сочетая оба эти плоских изображения в одно и давая в результате богатые трехмерные картины, которые видятся вовсе не во внешней реальности, а только в мозгу .

МОЗГОВОЕ ЧТЕНИЕ

Новый, по-настоящему революционный подход, предлагаемый в "Учебнике быстрого чтения", состоит в том, что отныне и навсегда вы будете при чтении делать главным центром концентрации своего внимания не глаза, а мозг. Ваши глаза — это кукла-марионетка с миллионом разных граней и лиц; но

главным кукловодом, который дергает за все веревочки, является мозг.

Супербыстрым читателем будущего станет человек, который сочетает в себе периферическое зрение с циклоповым восприятием (см. рис. 9) с целью усваивать за раз, как это делал Мальябекки, целые абзацы и даже страницы. Надо сказать, что в свете наших новых знаний, умений и внимательности эта высокая цель выглядит сейчас более достижимой. Один из простых способов осуществления этого — развить свои навыки парения по тексту вслед за указкой до более продвинутых навыков метауказывания (см. главу 8).

В дополнение к использованию методов метауказывания можно также расширить применение периферического и цик-лопова восприятия, если держать книгу на большем удалении от глаз, чем при нормальном восприятии. Поступая таким образом, вы позволите своему периферическому зрению в процессе чтения более отчетливо видеть всю страницу.

 
 

Гигантское преимущество такого приема состоит в том, что, пока вы в центральном поле зрения читаете одну, две или три строки, на которых концентрируетесь, ваш "мозговой считыватель" использует периферическое зрение для того, чтобы и вновь просматривать уже прочитанное, к предварительно обозревать тот текст, который где-то на подходе. Тем самым мозг серьезно улучшает запоминание уже пройденного материала, а также готовит вас к предстоящему материалу — аналогично тому, как предварительная разведка готовит войска к более безопасному и быстрому маршу через неизвестную территорию.

Рис. 9.Различные поля зрения. Внутренний круг показывает область четкого видения, доступную быстрому читателю в случае правильного использования системы "глаз/мозг". Внешний круг показывает периферическое зрение, которое также доступно

Добавочным преимуществом такой "размытой фокусировки" является то, что глазам удается выполнять гораздо меньше мускульных усилий для приостановок и не так сильно напрягаться при этом. В результате органы зрения намного меньше устают, и вы чувствуете себя в силах читать гораздо дольше. Многие люди полагают, что при использовании этого подхода устраняются также ригидность затылка или так называемая "кривошея", равно как и головные боли (все это является проблемой многих читателей).

ГЛАВА 8

Метауказывание — путь к чтению на уровне "фотографической памяти"

Возможности человеческого глаза по фотографическому восприятию образов в тысячи раз изощреннее и тоньше, чем у самых у совершенствованных фотокамер. Всесторонне исследовать его возможности еще только предстоит.

ВВЕДЕНИЕ

В этой главе изложеныдевять главных практических методов указывания, которые должны помочь вам укрепить свое периферическое зрение и циклопово восприятие, а также обрести контроль над ними.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...