Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






КРП детям с нарушениями поведения и деятельности

Несмотря на некоторые различия в трактовке понятия «девиантное поведение», все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе. Социальная норма – исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности детей, социальных групп или организаций. На сегодняшний день принципиальным критерием «социальной нормы» служит отсутствие реальной угрозы физическому или психологическому благополучию, а порой и выживанию человека. Это и есть та граница, которая отделяет норму от девиации.

Причины отклоняющегося от норм поведения можно подразделить на:

– причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

– причины социального и психологического характера;

– причины, связанные с возрастными кризисами (прежде всего с подростковым).

С позиции психопатологии детского возраста в категорию детей с девиантным (отклоняющимся) поведением включаются дети с психопатиями, акцентуациями характера. Психопатии представляют собой стойкий дисгармонический склад психики. Эта дисгармония личности лежит в основе нередких стойких нарушений адаптации к социальной среде, склонности к декомпенсации при изменении привычных условий. Этиология психопатий связана либо с наследственными факторами, либо с экзогенными вредностями. Не исключается влияние длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов. Акцентуации характера – временные изменения характера, сглаживающиеся или, наоборот, обостряющиеся по мере взросления (А.Е. Личко). Применительно к дошкольному возрасту эти понятия обычно не употребляются, так как процесс формирования личности только начинается, и поведенческие нарушения еще не являются стойкими. Они вариативны и в значительной степени обратимы. Однако именно в дошкольном детстве складываются предпосылки всех этих отклонений и именно в этот период жизни ребенка наиболее эффективны профилактические и коррекционные меры.

В особом подходе нуждаются дети с так называемой детской нервностью (невропатией). Такие дети отличаются повышенной нервной возбудимостью с первых дней жизни, у них снижен аппетит, нарушается сон, они реагируют на изменения погоды. По особенностям психической деятельности выделяют два варианта детской нервности. При первом – преобладает повышенная возбудимость и раздражительность. При втором варианте преобладают явления повышенной истощаемости. Дети пугливы, отличаются повышенной тормозимостью, малоактивны, плохо адаптируются в новой обстановке. При наличии невропатии и для предупреждения неврозов первостепенное значение имеет правильное воспитание ребенка и укрепление детского организма. Патологическое формирование личности также относится к типу дисгармонического развития. Причиной являются неблагоприятные условия воспитания, длительные психотравмирующие ситуации. Среди причин психологического и социального характера традиционно выделяют: недостаточность правового и нравственного сознания; содержание потребностей личности; особенности характера; особенности эмоционально-волевой сферы.

Решающим фактором, который формирует личностные черты, предрасполагающие к возникновению отклонений в поведении детей и подростков, является неправильное семейное воспитание (В.И.Гарбузов, А.И.Захаров и Д.Н.Исаев). Выделяют следующие типы неправильного воспитания: отвергающий (неприятие), суть которого заключается либо в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля, попустительстве; гиперсоциализирующий – возникает на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и его успехов в учебе, чрезмерной озабоченности будущим ребенка; эгоцентрический – наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности. Нередко на ребенка большое влияние оказывает разлад и дисгармония в отношениях родителей, их развод.

Для детей с нарушениями поведения характерны следующие психологические особенности:

Психологический синдром социальной дезориентации проявляется в том, что для ребенка резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, ребенок может ломать ценные вещи, не понимает запретов.

Пониженная чувствительность к социальным нормам – это основная особенность психологического профиля ребенка с синдромом социальной дезориентации. Она проявляется не только в поведении, но и в недоразвитии разных видов детской деятельности и их особенностях.

Предпосылками поведенческих расстройств могут являться различные виды патологии. Они могут возникать вследствие умственной отсталости, аутизма, ЗПР. Иногда исходной причиной становится нераспознанный взрослыми сенсорный дефект (в частности, снижение слуха). Наиболее значимым фактором, обусловливающим девиантное поведение, является ранняя социальная депривация.

В дошкольном возрасте социальная дезориентация вполне поддается коррекции. Нужно предельно четко продумать и сформулировать предъявляемые к нему требования. Они должны быть простыми, однозначными и понятными ребенку. Запретов должно быть немного. На первом этапе - запретить только наиболее грубые негативные проявления. Наказания (в том числе строгие замечания) не должны быть слишком частыми, чтобы ребенку не казалось, что им недовольны все время, независимо от того, как он себя ведет. Именно поэтому важно свести запреты к минимуму.

Негативное самопредъявление складывается уже в дошкольном возрасте и наиболее ярко проявляется в школьном возрасте у детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе (т. е. с ярко выраженной демонстративностью). Нарушения общепринятых правил поведения носят сознательный характер. Основная причина повышенной демонстративности состоит в том, что у ребенка в раннем возрасте оказываются недостаточно сформированы содержательные формы делового общения с взрослыми.

Центральной чертой психологического профиля при негативном самопредъявлении является яркая демонстративность в сочетании с представлением о том, что единственный способ быть замеченным окружающими – это вызвать их раздражение и возмущение. Позиция такого ребенка – это позиция «ужасного ребенка», «хулигана». Основной особенностью деятельности ребенка становится постоянное нарушение правил поведения.

Взрослые своим поведением поддерживают представление ребенка о том, что нарушение правил – это наиболее эффективный способ привлечь к себе внимание. Эта реакция социального окружения, замыкающая положительную обратную связь, приводит к высокой устойчивости данного психологического синдрома.

Психологические особенности, характерные для ребенка с синдромом семейной изоляции, – это повышенная зависимость, низкий уровень самостоятельности, инфантильность. Реакция социального окружения на инфантильность и несамостоятельность ребенка представлена в первую очередь гиперопекой со стороны родителей, которая поддерживает и закрепляет его психологические особенности.

Хроническая неуспешность. Межличностная ситуация развития при этом психологическом синдроме характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Риск его возникновения появляется тогда, когда с ребенком начинаются систематические занятия, результаты которых не устраивают родителей и/или педагога.

Уход от деятельности. Этот синдром складывается у детей, которым не удается реализовать присущую им демонстративность. Межличностная ситуация развития при этом синдроме характеризуется тем, что ребенок не получает достаточного внимания со стороны взрослых. Прогноз развития ребенка при этом синдроме в целом благоприятен. Привычка к постоянному фантазированию способствует общему умственному развитию.

Вербализм. Преобладание вербального развития (речи и словесной памяти) над развитием других познавательных процессов (восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения, произвольного внимания).

Распространенные предпосылки возникновения вербализма – это умственная отсталость, ЗПР, детский аутизм. Однако вербализм нередко встречается и у детей с сохранным интеллектом (в частности, в тех случаях, когда родители пытаются воспитать «вундеркинда»).

При вербализме нередко наблюдаются неадекватные поведенческие проявления, связанные как с завышенной самооценкой ребенка, так и с несформированностью полноценной ориентировки в социальной действительности (вследствие недоразвития ведущих видов деятельности). Вербализм нередко становится основой возникновения других психологических синдромов. Вербализм требует серьезного коррекционного вмешательства.

Дети с нарушениями поведения могут воспитываться и обучаться как в общеобразовательных, так и в специальных дошкольных и школьных учреждениях. Система специальной помощи таким детям пока не сложилась, есть лишь отдельные попытки создания специальных образовательных учреждений данного профиля. В наиболее сложных случаях возможно обучение на дому. Письмо Минобразования России от 29 июня 1999 года № 129/ 23–16. Основной формой работы с ними являются индивидуальные занятия, а также занятия с малыми (2–3 человека) подгруппами, которые проводятся в присутствии родителей. К работе с детьми привлекаются воспитатели, учителя-дефектологи, логопеды, педагоги музыкального и физического воспитания, психологи. В конце каждого учебного года ПМПК дает рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка.

Вопросы и задания

1. Раскройте причины и симптоматику поведенческих расстройств у детей.

2. Где могут получать специальную помощь дети с нарушениями поведения?

 

Интернет-экзамен по ОСПП (примерные задания 2009/10 уч.г.)

Задания   Варианты ответов
1. Одной из основных задач специальной психологии является 1. Хирургическое вмешательство 2. Медикаментозное лечение 3. Психологическая диагностика отклонений в развитии 4. Внедрение образовательных технологий
2. Методология специальной психологии базируется на принципах … 1. Развития 2. Индивидуального подхода 3. Педагогического оптимизма 4. Детерминизма
3. Методом специальной педагогики, сущность которого заключается в непосредствен-ном общении с аномальным ребенком, является … 1. Изучение документов 2. Анкетирование 3. Ранжирование 4. Беседа
4. Задачей специальной педагогики является 1. Изучение существующих систем образования лиц с ОВЗ 2. Установление биологических причин отклонения в развитии 3. Разработка психологических диагностических методик 4. Определение способов финансирования системы специального образования
5. Восстановление физических и умственных способностей детей раннего возраста называется 1. Абилитацией 2. Компенсацией 3. Адаптацией 4. Коррекцией
6. Среди факторов генетического и генотипического риска патологии в физическом и психическом развитии детей выделяют … 1. Патологию беременности и родов у матери 2. Отягощенную наследственность 3. Инфекционные заболевания первых лет жизни 4. Курение матери во время беременности
7. Закон компенсации гласит: «Минус дефекта превращается в ____ » 1. Плюс компенсации 2. Плюс коррекции 3. Плюс вторичного дефекта 4. Минус коррекции
8. К параметрам дизонтогенеза относится 1. Этиология нарушений 2. Речевое недоразвитие 3. Генетическое влияние 4. Социальное влияние
9. В настоящее время под понятием «общее психическое недоразвитие» понимается   1. Олигофрения 2. Аутизм 3. Дизартрия 4. Детский церебральный паралич
10. Проблема детей с задержкой психического развития приобрела особое значение в отечественной и зарубежной психологии 1. На рубеже 17 и 18 веков 2. В начале 19 века 3. В середине 20 века 4. В конце 18 века
11. Среди видов дефицитарного развития выделяют …   1. Позднее дефицитарное развитие 2. Раннее дефицитарное развитие 3. Неосложненное дефицитарное развитие 4. Грубое дефицитарное развитие
12. Синдром Каннера - это вариант 1. Умственной отсталости 2. Атрофии зрительного нерва 3. Задержки психического развития 4. Раннего детского аутизма
13. Концепция акцентуированных личностей была разработана 1. Н. К. Крупской 2. А. С. Макаренко 3. К. Леонгардом 4. З. Фрейдом
14. Известным отечественным исследователем слепоглухоты является 1. К. Д. Ушинский 2. Л. В. Нейман 3. О. И. Скороходова 4. И. А. Соколянский
15. К особенностям игровой деятельности умственно отсталых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста относят …   1. Действия с воображаемыми предметами и предметами-заместителями 2. Наличие предметно-игровых действий (укачивание куклы, катание машины) 3. Процессуальную игру - многократное повторение одних и тех же действий 4. Наличие развернутой сюжетно-ролевой игры со сложным игровым содержанием
16. Врожденная слепота бывает следствием 1. Повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного развития 2. Травматических повреждений глаз 3. Заболеваний ЦНС 4. Осложнений после общих заболеваний организма
17. К речевым недостаткам слабослышащих детей относят …   1. Наличие эхолалий 2. Недостатки произношения 3. Сохранное понимание речи 4. Ограниченный словарный запас
18. Частичное расстройство процесса письма называется 1. Дисграфия 2. Заикание 3. Ринолалия 4. Гипотония
19. Интеллектуальное развитие детей с ДЦП характеризуется …   1. Достаточным по возрасту уровнем развития наглядных форм мышления 2. Неравномерным, дисгармоничным характером интеллекту альной недостаточности (нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других, сохранность третьих) 3. Парциальной несформированностью ВПФ 4. Сохранностью вербально-логических форм мышления
20. Отсутствие обращения и позднее появление в речи личных местоимений является характерной особенностью 1. Синдрома РДА 2. Афазии 3. Астигматизма 4. Амблиопии
21. Специальные образовательные условия предусматривают …   1. Оплату услуг педагогов, врачей и специалистов 2. Адекватную среду жизнедеятельности 3. Предоставление медицинских, психологических и социальных услуг 4. Обучение в условиях учреждений интернатного типа 5. Наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих)
22. Положение о синзитивных периодах в развитии ребенка лежит в основе принципа …   1. Педагогического оптимизма 2. Деятельностного подхода в обучении и воспитании 3. Коррекционно-компенсирующей направленности 4. Ранней педагогической помощи 5.
23. В отечественной специальной педагогике и психологии выделяют следующие формы организации специального обучения … 1. Факультативную 2. Внеурочную 3. Индивидуально-групповую 4. Классно-урочную 5. Индивидуальную
24. Основная роль использования наглядных методов и средств обучения глухих детей заключается в 1. Формировании навыков самоконтроля 2. Развитии слухового анализатора 3. Раскрытии содержания учебного материала 4. Создании мотивации к обучению
25. Система специальных мер, направленных на преодоление недостатков психофизического развития, называется 1. Адаптация 2. Компенсация 3. Коррекция 4. Воспитание
26. Компенсация нарушенных функций может быть …   1. Внутрисистемной 2. Полной 3. Частичной 4. Межсистемной
27. Коррекция произношения отдельных звуков выступает в качестве 1. Системы мер, направленных на преодоление дефекта 2. Процесса компенсации психических функций 3. Абилитации детей раннего возраста 4. Специфических действий, направленных на частичное исправление недостатка
28. К компонентам личностной реабилитации НЕ относится 1. Формирование адекватных форм социального поведения 2. Воспитание чувства собственного достоинства 3. Лечение недостатков, последствий дефекта 4. Преодоление чувства малоценности, маргинальности

Исп. Ежова В.А., доцент

каф. ДОиЛ ПФ ТГПУ

 

Дисциплина: «Основы специальной педагогики и психологии»
ФИО студента группа №
ТЕСТ
  Модели интеграции   Временная. Реабилитационная Оздоровительная. Полная. Комбинированная Частичная.
Принцип: - перестройки деятельности функциональных систем - соотношения различной симптоматики в структуре дефекта   Системный. «Обходного пути». Этиопатогенный. Комплексности.
Количество: - типов задержки психического развития - основных категорий детей с ОВЗ - степеней отрешённости от окружающего при аутизме - форм детского церебрального паралича 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Автор(ы): - положения о единстве основных закономерностей нормального и аномального развития ребёнка; - рекомендаций по отбору детей ПМПК в специальные ОУ Поташник, Выготский Кащенко   Забрамная, Лебединский, Семаго
Форма коррекционной работы с детьми Занятие. Диагностика. Программа. Беседа. Консультация. Протокол.
Сочетанный дефект Сложный. Комбинированный.
Нарушение темпа развития при котором ребенок школьного возраста продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов Олигофрения. ДЦП. ЗПР.
а). кохлеарный аппарат, б). миопия, в). гемиплегия, г). дисфония ДЦП. Зрение. Речь. Слух.
Возмещение нарушенных функций сохранными Коррекция. Реабилитация. Абилитация. Компенсация.
Психолого-медико-педагогический консилиум   ПМПК. Пмпк. ПМПк. ПМСП.  
Неповторимое своеобразие каждого человека Инклюзив. Деятельность. Индивидуальность.
Форма активного отображения субъектом объективной реальности. Память. Личность. Психика. Характер. Воображение.
1-носовое произношение 2-нарушение процесса письма 3-девиантное поведение … Дисграфия. …Ринофония. …ЭВПР …Дислексия …РДА
Приобретённое слабоумие (потеря после 3-5 летнего возраста полученных ранее навыков) Деменция. Депривация. Умственная отсталость.
Легкая степень умственной отсталости Дебильность. Идиотия. Имбецильность
Болезненное состояние психики с нарушением контактов и уходом от реальности Аномалия. Аутизм. Апатия.
Нарушение приспособляемости организма человека к условиям среды Дезадаптация. Психоз. Дизонтогенез.
Исправление каких-либо психофизических недостатков Патронаж. Компенсация. Коррекция. Профилактика.
Процесс приспособления к меняющимся условиям среды Реабилитация. Адаптация. Дизонтогенез.
Система рельефной письменности для слепых шрифт: Брока. Брайля. Бродмана  
Найти соответствия(специалисты и психофизические недостатки у детей):   1 - Логопед, 2 - Невролог, 3 - Олигофренопедагог, 4 - Ортопед, 5 - Сурдолог, 6 - Тифлопедагог …заболевания нервной системы, …ДЦП, ...слепота, ...заикание, …умственная отсталость, ...тугоухость

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...