Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осуществите подбор 2-3 упражнений для различных этапов занятия группы СПТ приготовьте их для презентации в интерактивной форме.




4. Контрольные вопросы и задания

1)Каковы цели СПТ?

2) Перечислите основные задачи СПТ.

3) Какие этапы занятия СПТ вам известны, охарактеризуйте ихназначение?

4) Какие вам известны принципы социально-психологического тренинга?

5) Для каких категорий лиц участие в СПТ наиболее актуально?

5. Тестовые задания для самостоятельной подготовки по теме. Выберите правильный ответ.

Социально-психологический тренинг межличностного общения.

1. Что не является общепринятым принципом СПТ?

а) открытая обратная связь;

б) четкая постановка задачи;

в) здесь и теперь;

г) принцип активности на занятиях.

2. К основным этапам занятия СПТ не относится:

а) Развитие чувствительности к собственной активности, активности других людей;

б) Создание единого психологического пространства и обратной связи;

в) Релаксационные восстановительные упражнения;

г) Проведение дискуссий, игры, полилога или интервьюирования.

3. Для какого типа профессий (по Климову Е. А.) СПТ является составной частью профессиональной подготовки:

а) профессии «человек-природа»;

б) профессии «человек-человек»;

в) профессии «человек-художественный образ»,

г) профессии «человек-техника»;

д) профессии «знаковая система».

Тема № 3. Психологические вопросы организации трснинговой работы. Группа как инструмент психологического воздействия. План изучения темы № 3.

3.1. Преимущества групповой формы работы. Виды групп.

3.2. Личность, профессиональные навыки, основные функции руководителя группы.

3.3. Пять основных ролей группового руководителя по С. Кратохвилу и стили руководства группой.

3.4. Групповая динамика.

Теоретический обзор по теме №3

3.1. Преимущества групповой формы работы. Виды групп.

Если человек чувствует себя одиноким в обществе, в особенности, в толпе, то в группе формируется микрокосм, отражающий в себе весь внешний мир и придающий реалистичность искусственно создаваемым отношениям. Опыт, приобретаемый в специально созданной среде, обычно переносится на внешний мир.

Преимущества групповой формы работы по сравнению с индивидуальным взаимодействием психолога и клиента проявляются в целом ряде ситуаций оказания психологической помощи и могут быть представлены следующим образом.

1. Возможность получить поддержку от других участников группы за счет ряда феноменов групповой динамики. В процессе работы осознается ценность других людей и потребность в них. В группе личность чувствует себя принимающей других и принимаемой другими. Реакции, возникающие и прорабатываемые в процессе группового взаимодействия, могут помочь в разрешении межличностных конфликтов вне группы. Т. е. участники в комфортной обстановке могут пробовать новые стили поведения.



2. Кроме развития поведенческих умений, группа зачастую способствует личностному росту: люди знают, что они хотят, но боятся об этом заявить, им требуется участие и поддержка. Каждая попытка самораскрытия или самоизменения члена группы вызывает одобрительную реакцию со стороны других ее членов, что направлено на повышение самооценки.

3. Человек в группе может быть не только участником, но и зрителем. Здесь, в процессе идентификации с активным участником, можно использовать результаты наблюдения при оценке собственных эмоций и поступков.

4. Группа служит моделью реальных отношений. Приходя в группу, человек остается самим собой, проявляя здесь все свои проблемы и личностные особенности более непосредственно, чем при общении один на один с психологом.

5. Группа как форма психологической работы подходит почти для всех категорий клиентов и для решения многих психологических проблем [4, 13].

АСПО может производиться в подобранных группах, реально существующих (рабочий коллектив, школьный класс...) и семьях.

Организация АСПО также тесно связана с выделением видов групп.

Гетерогенные группы. Положительными показателями такого вида групп является то, что они отражают более реальную модель общества и степень напряженности в таких группах более высокая.

Отрицательным показателем является более частая, чем в других видах групп изоляция отдельных ее участников.

Гомогенные группы более сплоченны, менее конфликтны, более склонны к эмоциональной поддержке друг друга.

По размерам группы делятся на большие группы (размером 25-30 человек), малые группы (8-12 человек) и, соответственно, группы со средней численностью участников.

Малые группы не дают интенсивности межперсональных взаимодействий.

В больших группах растет число людей, которые остаются без внимания, либо сознательно остаются в тени, если их будут спонтанно подавлять более активные и агрессивные члены группы.

Закрытая группа - группа с постоянным составом участников.

Открытая группа предполагает постоянный приток клиентов. Если группа слишком велика, то возникает тенденция к обособлению отдельных подгрупп со своими интересами и обратными связями.

Таким образом, в зависимости от ситуации применения МАСПО, от конкретных задач обучения, коррекции, а возможно и групповой психотерапии (четкие демаркационные линии присутствуют не всегда), психолог должен учитывать все указанные характеристики отдельных видов групп.

3.2. Личность, профессиональные навыки, основные функции руководителя группы.

Личностные качества руководителя в значительной степени определяют успешность психологической работы группы.

Будущему практическому психологу следует ориентироваться на развитие качеств личности, которые нужны руководителю группы СПТ, дискуссионной и игровой форм работы. Сюда, прежде всего, следует отнести толерантность к чужим мнениям и взглядам, непредубежденность, открытость и искренность, доброжелательность, объективность, справедливость, гибкость и умение приспосабливаться, личностная зрелость,...

Развитие этих и других качеств, важных в работе психолога, студентам, лицам, проходящим повышение квалификации, следует производить, участвуя в тренингах личностного роста, применяя всевозможные иные способы самосовершенствования. Их реализация зависит от позиции (роли) руководителя в группе. В общем виде ролевую стратегию руководителя можно охарактеризовать как родительскую или партнерскую.

Например, тренинги личностного роста опираются на партнерскую позицию руководителя, а поведенческие тренинги — на родительскую. Для тренингов личностного роста очень важны межличностные отношения в группе и личностные особенности руководителя. Для поведенческих тренингов большее значение имеет его высокий уровень владения профессиональными навыками.

Помимо описанных личностных качеств руководитель должен обладать специальной профессиональной подготовкой как в области психологии вообще, так и по конкретному виду тренинга, который он проводит. Во многих зарубежных странах, где отработана практика лицензирования психологических услуг, специальное психологическое образование является безусловным требованием для получения права психологической работы с людьми, и в частности права проведения тренингов.

Важнейшие задачи руководителя группы СПТ, дискуссии, деловой игры, психолого-педагогического тренинга сводятся к следующему перечню фактически необходимых в любом виде групповой работы выполняемых им функций:

• создание атмосферы открытости, искренности, доброжелательности и психологической безопасности;

• побуждение членов группы к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций, их обсуждению и анализу, а также разбору предложенных тем;

• структурирование хода занятий и их интерпретацию, прояснение для участников целей и содержания каждого занятия.

• сбор психологической информации о членах группы, отслеживание индивидуальных изменений, поддержка личностного роста участников.

•разработка и поддержание в группе определенных норм, гибкость в выборе директивных и недирективных техник воздействия.

3.3. Пять основных ролей группового руководителя по С. Кратохвилу и стили руководства группой.

При необходимости сочетания АСПО с решением коррекционных задач или даже с некоторыми формами групповой психотерапии, руководитель группы должен умело сочетать свои ролевые позиции со стилем руководства. Для анализа обучающихся дисциплине МАСПО предлагается следующий материал.

Роли психолога.

С. Кратохвил (1978) выделил пять основных ролей группового руководителя:

1. Лидер - психолог открыто проявляет свою власть, оказывая постоянное воздействие на членов группы. Он побуждает их, оберегает, поддерживает, критикует и т.д. клиенты сильно от него зависят. Такой вид руководителя встречается в школе трансактного анализа.

2. Аналитик - в распоряжении клиентов для осуществления ими переноса на него инфантильных чувств к отцу и матери. Ведет себя индифферентно, а когда группа уточняет, что ей интересно, начинает интерпретировать ассоциации.

3. Комментатор. Психолог не руководит группой и не направляет ее деятельность. Он .иногда обобщает и комментирует все, что произошло в группе - это зеркало группового

процесса, резюме без выражения своих чувств.

4. Эксперт - советует, что следовало бы сделать, хотя сам не принимает активного участия в работе группы. Он координирует обсуждение. Эксперт не навязывает собственного мнения, но и не отказывается содействовать.

5. Аутентичная личность. Руководитель ведет себя как один из членов группы, выражает свои подлинные чувства. Он - модель для подражания, делится своими проблемами.

Есть ограничения аутентичности связанные с:

- личными, негативными качествами руководителя.

- целями группы. Чрезмерная активность может привести к центрации на личных проблемах психолога.

- сиюминутными потребностями группы (при чувстве антипатии к девианту всей группой психолог должен помочь ему).

Стили руководства [13]:

• Эмоциональная стимуляция - стимулирование проявления различных чувств, конфронтации отдельных членов группы.

• Опека — руководитель поддерживает членов группы заботой, вниманием; открыто выражает теплоту.

• Познавательная ориентация - руководитель вербализует чувства, которые испытывает клиент, объясняет смысл поведения человека и всей группы.

• Исполнительная функция - руководитель устанавливает правила, определяет нормы, направляет деятельность, следит за временем и т.д. руководитель держит группу в полном повиновении и использует собственное положение для достижения целей.

3.4. Групповая динамика.

Групповая динамика (далее ГД)- совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияние членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.

ГД составляют:

- задачи и нормы группы

- ее структура и структура лидерства

- групповые роли

- сплоченность группы

- групповое напряжение. Задачи группы.

Задачи группы определяются общей системой работы в ней. Например, совершенствование навыков общения, межличностного стиля взаимодействия и т.д.

Есть общие задачи:

исследование психологических проблем каждого человека в группе и оказание помощи в их решении;

изменение неадаптивных стереотипов поведения и достижение адекватной социальной адаптации;

приобретение знаний о межличностных и групповых процессах для более эффективного взаимодействия с людьми;

содействие процессу личностного роста;

устранение болезненных симптомов, соответствующих различным эмоциональным проблемам.

Нормы групповой работы - это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и определяющие санкции наказания при их нарушении. Чем жестче нормы и суровее наказание, тем авторитарнее группа. В каждой группе свои нормы, но всюду поощряются открытость, эмпатия, правдивость, теплота... от которых зависит эффективность работы группы. Индивид, не выполнивший нормы группы, оказывается в позиции девианта, которого группа либо сможет подчинить правилам, либо исключает.

Ведущий сразу знакомит участников с правилами работы, реализация которых необходима для защиты участников от негативного группового опыта, возможных травматических переживаний.

Например, обговариваются следующие нормы поведения в группе:

- откровенность и искренность;

- не использование "ярлыков" - необходимо говорить об отдельных аспектах поведения личности, а не оценивать ее глобально во избежание оскорблений;

- конструктивная обратная связь, которая выражается в передаче своих чувств, даже негативных, в форме кратких, но содержательных высказываний;

- контроль поведения, "обо всем можно говорить, но не все можно делать". На некоторых занятиях поощряется реализация чувств, но под контролем.

- ответственность. Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы.

- правило "СТОП". Каждый участник имеет право без каких либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности.

- соблюдение конфиденциальности.

- толерантность. Участники должны с терпимостью относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы.

Структура группы, групповые роли и структура лидерства в группе.

Структура группы бывает формальная (тренер и клиенты) и неформальная, формируемая интерперсональными взаимодействиями людей, связана с ролями участников группы.

Роли - это поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее групповым интересам. Роль клиента в группе обычно отличается от роли, играемой им вне группы. Это требует психологической перестройки, понимания необходимости новой роли, а при ее принятии - гибкости в ролевой тактике.

Групповые роли по Р. Шиндлеру.

а- лидер, который импонирует группе, побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отваги.

Ь- эксперт, имеющий нужные или уважаемые группой специальные знания, навыки и способности. Поведение его рационально, самокритично, нейтрально.

с- пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы.

d- самый "далекий" член группы, отстает от нее в силу отличия от остальных или страха, иногда отождествляется и объединяется с противником, что провоцирует группу.

Противник - символический представитель противоположной неприятельской группы или девиант.

Д. Морено выделяет три основные роли лидера в группе:

1. Лидер по способности к руководству (характеризуется как спокойный, интеллигентный, рациональный, активный, надежный).

2. Лидер по популярности (общительный, веселый, увлекательный, сердечный).

3. "Черная овца" - человек для остальных членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный.

Сплоченность группы.

Это необходимое условие, выражающееся в стремлении членов группы остаться в рамках группы, сохранить ее. Следствие сплоченности - особые отношения, которые складываются между членами группы. Особая атмосфера возникающая в ходе коррекционной деятельности.

Групповое напряжение.

Во время деятельности члены группы могут противостоять друг другу во взглядах, отношениях и др. Появляется антипатия, неприязнь, агрессивность, конфликты между участниками группы, участником и руководителем.

Групповое напряжение связано с внутренним напряжением каждого индивида в группе. В групповой психокоррекции агрессию не подавляют, а стараются выявлять либо вербально (рассказ об этих чувствах), либо в символической форме (используются дополшггельные объекты: клиент бьёт по подушке, которая является символов человека - предмета агрессии).

Если напряжение в группе велико и не заменяется сплоченностью, то это ведет к распаду группы. Слабое напряжение тоже негативно, т.к. работа над собой затормаживается, члены группы удовлетворены отношениями, стараются не замечать комплексы. Психокоррекционная группа нуждается в постоянных конфликтах, взаимной критике и конфронтации своих членов.

Сплоченность группы - стабилизирующий фактор, который обеспечивает поддержку и относительную безопасность.

Групповое напряжение - побуждающий фактор, обеспечивающий неудовлетворенность и желание что-то изменить. Психолог должен контролировать динамическое равновесие между этими факторами.

Практическое занятие № 3. Цель занятия - закрепить на практике знание основ и закономерностей групповой работы научиться осуществлять управление процессом групповой динамики План занятия.

З.1.Преимущества групповой формы работы.

3.2Личность, профессиональные навыки, основные функции руководителя группы.

З.З.Пять основных ролей группового руководителя по С.Кратохвилу н стили руководства группой. 3.4.Групповая динамика. Практическое задание для самостоятельной работы.

1. По каждому пункту плана приготовить доклад в виде краткого теоретического обзора (выложить в качестве блога в среде Moodle), либо вопрос к докладчику для последующей дискуссии (записать в рабочей тетради).

2. На основе изучения практической психологической литературы (предлагаются, прежде всего, работы Осиповой А.А.), приготовить для краткой презентации разбор конкретной составляющей групповой динамики (название, предназначение, организационные аспекты, пример):

• задачи и нормы группы;

• структура группы и структура лидерства;

• групповые роли;

• сплоченность группы и факторы, вызывающие сплоченность;

• групповое напряжение.

3. Осуществите подбор 1-2 упражнений для организации групповой работы (создание психологического пространства, развитие групповой сплоченности ...).

4. Контрольные вопросы и задания.

1) В чем состоят преимущества групповой формы работы практического психолога?

2) Перечислите основные свойства гетерогенной группы, критерии гетерогенности.

3) Как осуществляется подбор кандидатов для групповой работы?

4) Какие вам известны нормы работы группы психологического тренинга?

5) В чем состоят основные преимущества работы в гетерогенной группе?

6) В чем состоят недостатки работы в гетерогенной группе?

7) Охарактеризуйте возрастные категории лиц, участие которых в СПТ наиболее

8) актуально?

9) В чем состоят основные преимущества работы в малой группе?

10) В чем испытывают недостаток участники работы в малой группе?

11) Охарактеризуйте достоинства и недостатки больших групп.

12) Запишите определение понятия групповая динамика.

13) Перечислите задачи и нормы группы СПТ.

14) Какова ролевая структура группы? Приведите пример.

15) Какие вам известны варианты поведения лидера группы?

16) Дайте определение понятия групповая сплоченность. 1 7) Дайте определение понятия групповое напряжение.

18) Охарактеризуйте факторы, вызывающие сплоченность.

19) В чем состоит назначение групповой напряженности.

20) Определите круг основных задач группового психолога.

21) В чем состоит значимость невербальных средств воздействия психолога на группу? Приведите примеры.

22) Приведите примеры случаев применения различных стилей руководства группой. Дайте краткое описание конкретной ситуации.

23) Какие вам известны варианты роли группового психолога? 5. Тестовые задания для самостоятельной подготовки. Выберите правильный ответ.

1. Кто из этих авторов выделил пять основных ролей группового руководителя? а) Морено; б) С. Кратохвил; в) Р. Шиндлер; г) В. Шутц.

2. Перенос инфантильных чувств клиентов к отцу и матери на себя провоцирует: а) аналитик; б) аутентичная личность; в) проводник; г) комментатор.

3. Какой из стилей руководства наиболее свойственен для «аналитика»?

а) познавательная ориентация; б) опека; в) эмоциональная стимуляция; г) инструктаж.

4. Какой по порядку фазе развития группы свойственно наибольшее напряжение? а) 1; 6)2; в) 3; г) 4.

5. Какой руководитель группы не руководит группой и не направляет ее деятельность? а) комментатор; б) аутентичная личность; в) эксперт; г) аналитик.

6. Какой руководитель группы является моделью для подражания? а) проводник; б) аутентичная личность; в) лидер; г) аналитик.

7. Если в группе есть клиент, стремящийся к доминированию и соперничеству с психологом, последнему следует использовать

а) прием попеременного игнорирования/обсуждения некорректных высказываний;

б) неожиданное предоставление ему обязанностей организатора;

в) метод «горячее кресло»;

г) вывести его из состава группы.

S. Высокий уровень напряжения на первой стадии групповой работы вызывается а) поведением психолога; б) новыми условиями; в) необходимостью вступать в контакты; г) внутренним напряжением каждого индивида.

9. Главным стабилизирующим фактором, обеспечивающим поддержку и относительную безопасность, является...

а) соблюдение групповых норм; б) поддержка тренера; в) сплоченность группы; г) постоянство ролевой структуры.

10. Для защиты участников от негативного группового опыта, возможных травматических переживаний необходимо, прежде всего, ...

а) работать, соблюдая обговоренные правила; б) согласовывать конфликтное поведение с ведущим; в) реализовьшать коммуникативные навыки; г) избегать агрессивных проявлений.

11. Сколько различных фаз развития группы принято выделять? а) 1; 6)2; в) 3; г) 4.

12. Групповое напряжение, прежде всего, связано с...

а) ролью тренера; б) необходимостью сублимирования агрессии; в) отсутствием сплоченности; г) внутренним напряжением каждого индивида.

13. Какой вид тренинговых групп характеризуется постоянным количеством участников?

а) гомогенная; б) закрытая; в) проблемно-коррекционная; г) константные.

14. В группах какого рода низка интенсивность межперсональных взаимодействий? а) малых; б) с разбиением; в) закрытых; г) устойчивых.

15. Если напряжение в группе велико и не заменяется сплоченностью, то это ведет к... а) снижению уровня работы над собой; б) смене стиля руководства; в) распаду группы;

г) смене тренера.

16. Интерперсональные взаимодействия участников и их роли способствуют формированию ... структуры группы

а) формальной; б) организованной; в) неформальной; г) межперсональной.

17. При наличии в группе пассивных клиентов, психологу следует помочь им а) осознать ответственность за протекание групповых процессов; б) вынести на обсуждение соответствующие психические проблемы; в) адаптироваться к системе побуждения группы; г) вывести их из состава группы.

Тема 4. Технология и эффекты групповой дискуссии.

План изучения темы № 4.

4.1. Общая характеристика, виды групповой дискуссии.

4.2. Основные цели и психологические эффекты групповой дискуссии.

4.3. Условия успешности групповой дискуссии.

4.4. Примеры и алгоритмы реализации дискуссионных методов АСПО.

Теоретический обзор по теме № 4 4.1. Общая характеристика, виды групповой дискуссии.

В понимании групповой дискуссии практическими психологами можно выделить три основные позиции:

— групповая дискуссия включается в другие групповые методы, например, СПТ, т. е. рассматривается как прием, а не как отдельный метод;

— групповая дискуссия выступает как один из базовых методов групповой психологической работы, выполняет функции специального психолого-педагогического средства, поэтому имеет широкое распространение в качестве самостоятельного способа работы;

— групповая дискуссия объединяет в себе целую группу дискуссионных методов (собственно групповая дискуссия, анализ конкретных ситуаций, обсуждение моральных дилемм, «мозговой штурм» и др.).

Каждая из этих позиций имеет определенные основания и сферу применения в практических ситуациях.

В целом групповая дискуссия — это метод групповой психологической работы, позволяющий воздействовать на установки (мировоззрение, убеждения, стереотипы....) и мотивацию участников в ходе совместного обсуждения определенной проблемы. Это процесс полилогического общения, в ходе которого накапливается опыт обсуждения и разрешения проблем.

В ходе дискуссионной работы мы можем увидеть практическую реализацию целого ряда факторов активизации деятельности обучающихся (соревновательный характер деятельности, познавательный интерес...). Групповая дискуссия легко приспосабливается ко всевозможным целям проведения, к возрастным, индивидуально-психологическим и другим особенностям участников группы.

Эффекты групповой дискуссии ослабляют интеллектуальные барьеры, позволяют активно проявиться творческим способностям, расширяют возможности применения усвоенных в традиционном обучении знаний и умений.

Первые исследования, вызвавшие к жизни метод групповой дискуссии, состоялись в 1930-х гг. Жан Пиаже при изучении эгоцентрического мышления у детей обнаружил, что феномен эгоцентризма можно нивелировать, если включить ребенка в групповую дискуссию с другими детьми. Дальнейший вклад в развитие метода групповой дискуссии был сделан К.Левиным после распада гештальтпсихологии. Он выделил среди участников группы генераторов идей (делающих акцент на положительных сторонах обсуждаемой проблемы), критиков (сосредоточенных на отрицательных сторонах) и арбитров (судей). Участники группы в классическом варианте дискуссионной работы могут меняться местами, по очереди выполнять перечисленные функции. После Второй мировой войны и до середины 1960-х гг. этот вариант групповой дискуссии использовался без изменений, особенно при организации обсуждения хозяйственных, технических проблем, требующих быстрого решения.

В результате ряда исследований в области социальной психологии была доказана целесообразность использования дискуссии для активизации межличностных процессов в управленческой, обучающей, диагностической, психотерапевтической, творческой и других видах деятельности.

В работах отечественных психологов (ЮН. Емельянов, А.А. Осипова, Н.В. Матяш, Т.А.Павлова...) выделяется множество вариантов организации и проведения АСПО с привлечением дискуссионньгх методов. Практическому психологу необходимо ознакомиться с некоторыми подходами к классификации для использования дискуссионньгх методов адекватно конкретным целям и задачам практики как в качестве составляющей СТП, деловой игры.., так и в качестве самостоятельного метода обучения.

По предмету обсуждения, сути обсуждаемой проблемы выделяются следующие виды групповой дискуссии.

Интеракциониая. Анализ межличностных отношений, сложившихся в группе, который может быть проведен на любом этапе тренинга.

Биографическая. Это обсуждение истории жизни одного или нескольких участников группы, разного рода жизненных событий с целью прослеживания особенностей поведения, отношений к миру в различные периоды жизни человека. В результате повторяющиеся реакции, стереотипы поведения..., их плюсы, минусы и в целом функции в жизни человека подвергаются анализу, люди делают выводы.

Тематическая. Концентрирует внимание группы на общих темах, которые важны для всех участников, с учетом их возрастных, социальных и индивидуально-психологических характеристик. Это могут быть темы любви, взаимоотношений между родителями и детьми, материального достатка, профессиональные темы и др.

В данной классификации ведущей, применяемой чаще других, является интеракционная групповая дискуссия, поскольку она более адекватна целям и задачам методов активного социально- психологического обучения, активизирует процессы групповой динамики.

Классификация по формам проведения различает другие виды групповой дискуссии.

• Неструктурированная дискуссия, в которой руководитель лишь помогает определить тему и затем не вмешивается в ход дискуссии, не влияет на мнения участников группы. Неструктурированная дискуссия может спонтанно возникать в ходе тренингового занятия. В основном неструктурированная дискуссия не требует специальной подготовки и выглядит более простой в проведении. Однако руководитель должен отдавать себе отчет в том, что такой вид дискуссии обостряет внутрифупповые противоречия, усиливает процессы групповой динамики; такую дискуссию трудно контролировать по всем параметрам — от конечного результата до затрачиваемого времени.

• «Мозговой штурм» как форма проведения групповой дискуссии является, как уже упоминалось, ее классическим вариантом. Группа делится на две или три части (генераторы идей, критики, судьи). Данный метод чаще всего применяется при поиске технических решений.

• Анализ ситуаций. Этот вид групповой дискуссии состоит из двух подвидов.

1. Анализ конкретных ситуаций. В этом виде групповой дискуссии темой для обсуждения служит реальная ситуация из жизни. История должна излагаться пространно, чтобы в ней присутствовало избыточное количество деталей, фактов. Все это должно сблизить обсуждение предлагаемой ситуации с условиями реальной жизни, в которых необходимо самостоятельно определять, какие моменты являются главными или второстепенными, что есть причина и что — следствие. Данный вид групповой дискуссии схож с формой проведения так называемой балинтовской группы.

2. Анализ ситуаций морального выбора. Этот вид групповой дискуссии практически аналогичен предыдущему, однако здесь обсуждаются сложные этические ситуации, потребовавшие от их участников нарушения каких-либо моральных устоев, выбора между разными нравственными ценностями и т.д. Целью обсуждения является осознание неоднозначности моральных позиций, критериев оценки поведения, последствий нарушения моральных норм и принципов для себя и для других людей.

Приведенные классификации взаимно дополняют друг друга, демонстрируя многообразие методических приемов организации групповой дискуссии; отдельные виды групповой дискуссии на практике могут сочетаться.

4.2. Основные цели и психологические эффекты групповой дискуссии.

Проведение групповой дискуссии направлено на достижение комплекса психолого-педагогических целей.

1. Научить участников группы видеть любую проблему с разных сторон.

2. Устранить личную пристрастность и эмоциональную предвзятость в оценке собственной позиции и позиции партнеров по дискуссии.

3. Развить коммуникативные качества участников группы — умение слушать другого, взаимодействовать с другими людьми, доказывать свою точку зрения.

4. Показать возможность выработки групповых решений на основе учета мнений разных людей.

Групповая дискуссия чрезвычайно захватывает участников, вызывает бурный эмоциональный отклик, как при отстаивании собственной позиции, так и при переходе на чужую, не разделявшуюся личностью первоначально. Глубокое погружение участников в процесс обсуждения любой проблемы обусловлено тем, что групповая дискуссия выполняет важные психологические функции.

• Удовлетворение потребности в общении — и в форме признания и уважения со стороны других людей, и, наоборот, в виде критики, неодобрения.

• Познание себя и самораскрытие через актуализацию, и осознание самооценок и личностных качеств, что происходит в ходе дискуссии и провоцируется ее состязательным характером.

• Активизация процессов групповой динамики (структурирование группы, выдвижение лидеров, распределение ролей) в тренинге.

Названные психологические функции дискуссии пробуждают у ее участников соответствующую мотивацию, которая обеспечивает динамическую сторону взаимодействий и поддерживает активность членов группы на очень высоком уровне в ходе всей дискуссии, а зачастую и после ее формального окончания.

Групповая дискуссия как один из базовых методов активного социально-психологического обучения служит средством изменения установок и убеждений личности. Однако происходит этот процесс не одномоментно, а в течение довольно продолжительного времени. В ходе обсуждения любой проблемы мнения людей претерпевают ряд изменений, в которых можно выделить определенные стадии (этапы).

1. Выяснение разницы во мнениях по поводу обсуждаемой проблемы. Открытие несовпадения точек зрения и психологическое потрясение из-за этого.

2. Усиление (поляризация) мнений. Даже первоначально нейтральные позиции склоняются к одному из противоположных полюсов.

3. Консолидация мнений, которая носит внешний, поверхностный характер. Побеждает не та точка зрения, которая более объективна, а более авторитетная либо более эффектно, аргументировано преподнесенная. Все мнения сходятся к одному общему.

Поисковая активность участников группы в направлении одного из поляризованных мнений, наблюдаемая после окончания работы группы. Участники группы пытаются переубедить кого-либо, доказать свою точку зрения, спрашивают мнение «незаинтересованных лиц» — своих знакомых, близких людей.

5. Изменение установки, позиции человека по поводу обсуждавшейся проблемы в сторону одного из поляризованных мнений.

Таким образом, изменение точек зрения не только происходит в ходе групповой дискуссии на тренинговом занятии, но может продолжаться и спустя некоторое время после ее окончания.

В групповой дискуссии участники выполняют определенные дискуссионные роли. Традиционное распределение ролей было задано в уже упомянутых работах К. Ленина. Существует два подхода к распределению ролей в групповой дискуссии.

Задать роли в готовом виде. Этот вариант может иметь самостоятельное значение для целей психологической коррекции, так как каждая роль, данная как «поручение», осознается и целенаправленно исполняется участниками группы. Руководитель может использовать это для того, чтобы участники накопили опыт переживания разных ролей в дискуссии (отстаивание своей позиции, критика позиции другого, беспристрастная оценка). Смена ролей в данном случае может даже послужить приемом побуждения к личностному росту или выработки коммуникативных умений, в зависимости от характерологических особенностей участника и уровня его коммуникативной компетентности.

• Дать возможность участникам группы выстроить собственную стратегию распределения и выполнения ролей. Для руководителя наблюдение за ходом распределения ролей выполняет функции диагностики как процессов групповой динамики (выявляются лидеры и исполнители других типичных функций), так и индивидуальных достижений участников группы.

4.3. Условия успешности групповой дискуссии.

Для того чтобы дискуссия была результативной, участники группы должны прежде всего усвоить и принять некоторые общие правила ее проведения. Эти правила могут быть предложены руководителем в готовом виде либо вынесены на обсуждение в группе, для того чтобы участники могли их расширить, дополнить, изменить.

Общие правила проведения дискуссии могут быть такими.

1. Не перебивать выступающего, какие бы весомые аргументы против его позиции ни приходили в голову, как бы ни хотелось дополнить его выступление.

2. Если участникам группы кажется, что выступающий уже злоупотребляет их вниманием, то можно договориться о знаке, который ему покажет, что пора прекратить рассказ (например, поднятие руки, топанье). Выступающего нельзя перебивать словами, междометиями, высказываниями.

3. Если вся группа не согласна с выступлением, то можно использовать другой специальный знак: когда его показывает большинство участников, выступающий должен начать доказывать обратное тому, что говорил до этого, отстаивать противоположную позицию.

Этот список может быть значительно расширен и изменен совместными творческими усилиями участников группы и ее руководителя.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...