Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация и проведение психолого-псдагогического тренинга. Основные этапы тренинга.

Работа практического психолога при организации и проведении психолого-педагогических тренингов включает ряд основных моментов. Это, во-первых, подготовка тренинга, выбор формы организации тренинговых занятий, планирование основных этапов тренинга. Во-вторых, проведение процедуры знакомства, работа с ожиданиями, формирование норм "и правил в группе, инструкции в упражнениях, завершение процедур, проведение дискуссии в группе,... Наконец, обратная связь, ритуалы в тренинговой группе, завершение тренинга.

Тренинговые методы и техники, используемые в тренинге, диагностические процедуры включают ряд разновидностей: информационные техники, имитационные и психогимнастические упражнения, упражнения по развитию профессиональных навыков, групподинамические, ролевые игры, психодраматические приемы, метод фиксированных ролей, групповую дискуссию, мозговой штурм, анализ ситуаций, проективное рисование, элементы музыкотерапии, приемы активизации и управления вниманием. Обращение к актуальным проблемам и событиям. Обращение к авторитетным источникам. Использование юмора. Техники активного слушания. Практика использования вопросов.

8.3. Практические рекомендации по развитию компетентность педагога в общении.

В первую очередь, будущему психологу следует закрепить знакомство с конкретными техниками из области психологии общения, педагогического общения с учащимися. Для этого необходимо осуществить обзор практической литературы по проблеме коммуникативных техник и тактики [7, 11].

Студентам предлагается подбор упражнений для отработки в учебной группе и дальнейшей реализации на практике по нижеследующим темам.

1) освобождение от мышечных напряжений («зажимов»);

2) сосредоточение, переключение, привлечение внимания;

3) развитие невербальных средств коммуникации (жесты, движения, мимика, позы, пантомимика).

Особое внимание следует обратить на так называемые «разогревающие процедуры»

как вариант начала любого урока общения, опосредованный путь к освобождению от психологических «зажимов».

Представления о возможностях психологического раскрепощения следует формировать и укреплять путем проведения серии упражнений: «Атмосфера», «Чувствующее пространство». Понимание и осознание состояний напряжения и расслабления. Упражнения из тренинга по развитию пластики тела: «Перекат напряжения», «Огонь-лед», «Ртуть», «Зажимы по кругу», «Центр тяжести», «Растем», «Потянулись-сломались», «Насос и надувная кукла», «Марионетки» и т.п. [4, 8, 13].

Работа в группах по 7-10 человек. Анализ коммуникативных и личностных качеств педагога с опорой на схему: «Что для меня наиболее важно?»

Совместный анализ и обсуждение в группах способов и приемов невербального общения. Формирование и анализ опорных схем по следующим темам: «Наблюдение за сигналами невербального общения», «Что мешает нормальному общению», «Пять ступеней к постижению искусства общения», «Техники в общении», «Обратная связь для исправления недостатков в общении».

Характеристика поз человека. Анализ схематических изображений поз. Упражнения на изменение и анализ поз человека: «Скульптор и глина», «Групповая скульптура», «Тень», «Зеркало», «Оправдание позы».

Осанка человека: хорошая, непринужденная, напряженная, малоподвижная, «вялая». Походка: медлительная, подчеркнуто широкая, напряженная, расслабленная, раскачивающаяся.

Эмоции. Анализ эмоциональных профилей. Специфика и вариативность работы с использованием символов-обозначений эмоциональных состояний человека. Типичные ошибки в интерпретации эмоциональных состояний, чувств и качеств личности человека. Упражнения на понимание эмоционального состояния партнера по общения: «Передача чувств по кругу», «Испорченная видеокамера», «Мимические маски».

Игры на развитие общих способностей невербального общения: «Уверенность -беспокойство», «Верю - не верю», «Симпатия - антипатия» и т.д.

Согласно названным задачам и плану изучения темы, предлагается следующее практическое занятие.

Практическое занятие по теме № 8. Цель занятия — изучить методические основы психолого-педагогического тренинга, особенности его организации и проведения, обобщить полученные в ходе изучения дисциплины MAC ПО. План занятия

8.1. Трешшговые программы, основные требования к составлению тренинговых программ.

8.2. Организация и проведение психолого-педагогического тренинга. Основные этапы тренинга.

8.3. Практические рекомендации по развитию компетентность педагога в общении.

Практическое задание для самостоятельной подготовки

1. По первым двум пунктам плана приготовить доклад в виде краткого теоретического обзора в форме презентации (выложить в качестве блога в среде Moodle), либо вопрос к докладчику для последующей дискуссии (записать в рабочей тетради).

2. Разработать и приготовиться к реализации на практических занятиях рекомендаций п. 3 плана «Практические рекомендации по развитию компетентность педагога в общении».

3. Распределить по группе упражнения, перечни которых указаны ниже, приготовиться к проведению учебных тренинговых занятий.

1) Упражнения и игры в психолого-педагогическом тренинге.

2) Упражнения, ориентированные на знакомство участников и создание работоспособности в группе («Самопрезентация», «Имена», «Автопортрет», «Представление партнера», «Презентация товарища», «Вам послание», «На льдине», «Ужасный секрет», «Луноход»);

3) Упражнения, направленные на работу с самовосприятием и организацию личностной обратной связи («Кто я», «Какой я», «Каким меня видят», «Вы меня узнаете?», «Автопортрет», «Волшебная чайка»).

4) Упражнения на развитие межличностной чувствительности и взаимопонимания («Описание - интерпретация», «Узнай по рукам», «Экскурсия», «Общее дыхание», «Слепые странники», «Слепые и поводырь», «Сиамские близнецы», «Танец с листком»).

5) Упражнения, направленные на развитие внутригруппового взаимодействия («Синхронизация», «Взаимопонимание», «Шеренга», «Растяжка», Блиндаж». «Просьба», «Интонация»),

6) Упражнения для развития памяти и наблюдательности («Словесный ком», «Скульптура», «Фоторобот», «Опиши партнера», «Где я», «Ты его узнаешь?», «Признаки отличия», «Сыщики»).

7) Упражнения для развития мышления («Ситуация», «Признаки», «Составь предложение»).

8) Упражнения - головоломки («Адам и Ева», «Крепостные ворота», «Принцесса и крестьянин», «Командированный», «Человек и толпа»).

9) Упражнения для развития внимания («Муха», «Считалки», «Чужие коленки»).

10) Упражнения, направленные на организацию групповой дискуссии («Потерпевшие кораблекрушение», «Катастрофа в пустыне», «Полет на Луну», «Справедливость», «Собака Гарри», «Шериф и убийца»).

11) Медитационно-релаксационные упражнения («Храм тишины», «Заросший сад», «Маяк». «Дом моей души», «В гостях у Морфея»).

12) Процедуры (техники) для завершения занятия («Откровенно говоря», ««Мнение», «Горячий стул», «Пожелание», «Подарок», «Аплодисменты») и т. д.

Примеры упражнений, приведенные в списке следует подготавливать с использованием практических пособий [2,4,6,8,14]. Кроме того, участникам должны быть предложены современные методики и тесты, которые помогут выявить их сильные и слабые стороны, быстро и довольно точно определить, какими именно качествами обладает каждый из них.

4. Подготовить схему оценки эффективности тренинга.

5. Подобрать и обосновать систему критериев оценки результативности тренинга (используя разобранную в пособии тему № 2):

внешние критерии; внутренние критерии.

6. Подготовить план послетренинговой и долгосрочной оценки эффективности тренинговых программ.

7. Сделайте краткие письменные конспекты по следующим темам.

1) Проблемы подросткового и старшего школьного возраста, решение которых может зависеть от работы психологической службы, а в частности, с педагогическим коллективом.

2) Психолого-педагогический тренинг, его цели, задачи, виды. Экспертиза тренинга.

3) Методы активного социально-психологического обучения педагогов и родителей.

4) Тестовые задания для самостоятельной подготовки. Выберите правильный ответ. 1. Основной принцип психо лого-педагогического тренинга - это принцип ...

а) поэтапности; б) анонимности; в) креативности; г) коллективности.

2. В программе психолого-педагогического тренинга необходимо указать:... Уберите лишнее:

а) продолжительность тренинга в часах;

б) количество встреч и продолжительность каждой встречи;

в) критерии гомогенности группы;

г) периодичность встреч;

д) количество участников.

3. Психолого-педагогический тренинг направлен на решение проблем:

а) коррекции межличностных отношений в педагогическом коллективе;

б) отношений педагога с подростками;

в) администрации ОУ с подчиненными;

г) профилактики внешнего влияния на иерархичность ОУ.

ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ТРЕБОВАНИЯ К

УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

При организации и применении балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов рекомендуется использовать следующие виды самостоятельной работы:

A) Подготовка к семинарским занятиям, выступление или сообщение на семинаре, участие в дискуссиях. Максимальная оценка - 5 баллов. Семинарские занятия проводятся после прохождения учебного материала по теме.

Б) Индивидуальные контрольные собеседования. Такая форма контроля может проводиться по завершении прохождения учебного материала по разделу или укрупненному блоку тем. Оценка зависит от объема и сложности учебного материала. Максимальная оценка - 5 баллов.

B) Контрольная работа или контрольное тестирование по завершении прохождения учебного материала по разделу или укрупненному блоку тем. Оценка зависит от объема и сложности учебного материала. Максимальная оценка - 5 баллов.

Г) Ведение словаря психологических терминов по мере изучения учебного материала каждой темы. Максимальная оценка - 5 баллов за тему.

Д) Ведение Словаря персоналий по мере прохождения учебного материала каждой темы. Максимальная оценка — 1 балл.

Е) Конспектирование учебной и научной литературы по мере изучения учебного материала. Максимальная оценка— 5 баллов.

Ж) Выполнение творческих и практико-ориентированных заданий (индивидуальные задания, подготовка презентаций тренинговых программ, примеров упражнений, деловых игр и т.д.). Максимальная оценка- 10 баллов.

3) Посещаемость занятий. Оценка- 1 балл- 1 лекция, 1,5 балла- 1 практическое занятие. Освоение учебной дисциплины «Методы активного социально-психологического обучения» может быть зачтено, если студент знает:

- цели, задачи и содержание активного социально-психологического обучения;

- этапы и методику организации активного социально-психологического обучения;

- виды и формы методов активного социально-психологического обучения; и умеет:

- планировать и осуществлять активное социально - психологическое обучение.

Освоение учебной дисциплины «Методы активного социально-психологического обучения» может быть незачтено, если в ответе студента имеются значительные отступления от требований Государственного образовательного стандарта по данной дисциплине. Это относится к ситуации, когда студент не может продемонстрировать владение основными понятиями дисциплины, умение планировать и осуществлять активное социально-психологическое обучение по типичным проблемам детей младшего школьного, подросткового и старшего школьного возраста, педагогов и родителей.

Зачет как форма итогового контроля знаний по дисциплине «Методы активного социально-психологического обучения» для студентов дневного отделения проводится следующим образом.

По результатам подсчета баллов группа разбивается на 3 подгруппы: успешно прошедшие работу в ходе семестра - 60 баллов и выше, средне — 41 - 60 баллов и слабо прошедшие ее - менее 40 баллов.

Первая подгруппа получает зачет автоматически, вторая - зачетные билеты с 1-м вопросом из предложенного списка, третья зачетные билеты с 2-мя теоретическими вопросами и 1-м практическим заданием из какой-либо темы (подбор упражнений, выполнение элементов тренинговой работы и т.п.).

Вопросы к зачету по дисциплине «методы активного социально-психологического обучения».

1. Проблема активности личности в обучении.

2. Методы активного социально- психологического обучения как учебная дисциплина.

3. Цели и задачи изучения методов активного социально- психологического обучения.

4. Классификация базовых методов активного социально-психологического обучения.

5. История возникновения и развития МАСПО.

6. Что такое СПТ и для чего предназначен.

7. Методические приемы СПТ.

8. Принципы работы в группах СПТ.

9. Этапы СПТ.

10. Преимущества групповой формы работы.

11. Личность, профессиональные навыки, основные функции руководителя группы.

12. Пять основных ролей группового руководителя по С. Кратохвилу и стили руководства группой.

13. Групповая динамика.

14. Преимущества групповой формы работы.

15. Личность, профессиональные навыки, основные функции руководителя группы.

16. Групповая динамика.

17. Общая характеристика, виды групповой дискуссии.

18. Основные цели и психологические эффекты групповой дискуссии.

19. Условия успешности групповой дискуссии.

20. Примеры и алгоритмы реализации дискуссионных методов АСПО.

21. Стимулирования творческой активности с применением АСПО.

22. Возможности проектной деятельности.

23. Применение проектного метода в активном социально- психологическом обучении.

24. Проектный подход в социально-психологическом тренинге по развитию профессиональных представлений старшеклассников.

25. Классификация тренингов в психологии.

26. Поведенческие тренинги - общая характеристика.

27. Группы тренинга уверенного поведения.

28. Тренинг ассертивносги (психологической самозащиты).

29. Т-группы.

30. Сензитивный тренинг.

31. Группы встреч.

32. Приемы и упражнения, используемые в групповых поведенческих тренингах.

33. Специфика деловой (имитационной) игры, ее отличие от других.

34. Этапы конструирования деловых игр.

35. Определение и базовые элементы сюжетно-ролевой игры.

36. Способы разыгрывания ролей.

37. Технологии создания ролевых игр.

38. Основные виды и формы АСПО в образовательных учреждениях.

39. Психолого-педагогический тренинг, его цели, задачи, виды.

40. Методы активного социально-психологического обучения педагогов и родителей.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Основная литература:

1. Анн, Л. Психологический тренинг с подростками /Л.Ф.Анн - СПб: Питер,2008. -

272с.:ил.

2 Торн, К. Тренинг: Настольная книга тренера / К.Торн - СПб: Питер, 2008.-240с.:ил.

3. Макартычева, Г.И. Коррекция девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей / Г. И. Макартычева - СПб: Речь, 2007. - 368с.

4. Матяш, Н.В. Методы активного социально-педагогического обучения: Учебное пособие для студ.вузов / Н.В.Матяш, Т. А. Павлова-М:Академия,2007. - 96с.

5. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками Я1од общ. ред. М. Р. Битяновой - СПб:Питер,2009. -304с.:ил.

6. Пузиков, В. Г. Технология ведения тренинга: Методическое пособие для начинающих тренеров - СПб: Речь, 2007.

7. Суховершина, Ю.В. Тренинг делового (профессионального) общения / Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. - М.:, Трикета, 2006.

Дополнительная литература:

8. Лидере, А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студентов

вузов изд. 2-е, стереотип. - М.:Академия,2004. -256с.

9. Менте, М. ван Эффективное использование ролевых игр в тренинге. — СПб: Питер, 2008. — 208 е.: ил. — (Серия «Эффективный тренинг». 3-е международное издание).

10. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение - Л., 1985. - 167с. П.Жариков, Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С.Жариков, Е.Л. Крушельницкий // Книга для учащихся-М., 1991.

12. Караяни, А. Г. Активные методы социально-психологического обучения - М.:СГУ,2004.

13. Осипова, А. А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. -М.-Воронеж, 2000. - 240с.

14. Петровская, Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга - М.:МГУ, 1982.

15. Прутченков, А.С. Школа жизни: Методические изучения социально-психологических тренингов - М.: Новая школа, 2000. - 192с.

16. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной - М.: Академия,1997.-128с.

17. Слободчиков, В.И. Характеристика этапов социально-педагогического проектирования // Учительская газета - 1992 -№41-45. _.

18. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать: Психологические игры и упражнения: В 4тт. / Пер. с нем. - М.: Генезис, 1998.

19. Шевандрин, НИ., Социальная психология в образовании: Учеб.пособие - М. 1995.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...