Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 65 ПОЛНОМОЧИЯ СУДА НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

1. Полномочия суда надзорной инстанции по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в основном совпадают с полномочиями суда, рассматривающего дело в кассационном порядке (см. комментарий к ст. 361 ГПК). Отличие в объеме полномочий состоит в том, что суд надзорной инстанции при отмене судебного постановления вправе направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, а также оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
2. Суд надзорной инстанции должен оставить судебное постановление без изменения, а надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения, если по результатам рассмотрения дела в судебном заседании придет к выводу о том, что нижестоящим судом не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судебное постановление может быть отменено полностью или в части с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой, второй или надзорной инстанции, если это постановление вынесено с существенными нарушениями норм материального или процессуального права (см. комментарий к ст. 387 ГПК).
Дело может быть передано на новое рассмотрение в суд второй инстанции, если при его рассмотрении были допущены существенные процессуальные нарушения, которые не позволили апелляционному или кассационному суду надлежащим образом проверить законность и обоснованность постановления суда первой инстанции и доводы жалобы или представления прокурора (неизвещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде второй инстанции, рассмотрение дела судом в незаконном составе и т.п.).
Указанные процессуальные нарушения являются также основанием для передачи дела на новое рассмотрение в суд надзорной инстанции.
В то же время соответствующий суд надзорной инстанции не должен направлять дело на новое рассмотрение в суд второй или надзорной инстанции, если они необоснованно отменили законное и обоснованное решение суда первой инстанции. В этих случаях суд надзорной инстанции должен отменить незаконное судебное постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
3. Отмена в порядке надзора судебного постановления суда первой, второй или надзорной инстанции полностью или в части с оставлением заявления без рассмотрения либо прекращением производства по делу возможна при нарушении нижестоящими судебными инстанциями норм процессуального права, закрепленных в ст. 220 и 222 ГПК.
4. Оставление в силе одного из принятых по делу судебных постановлений означает, что восстанавливается действие ранее принятого судебного постановления (в том числе не вступавшего в законную силу) и отменяется постановление, неправомерно его отменившее.

Например, отменяется апелляционное решение районного суда и оставляется в силе решение мирового судьи.
Хотя в комментируемой статье указано об оставлении в силе одного из принятых судебных постановлений, это не следует толковать буквально, поскольку возможны случаи, когда в силе остаются несколько принятых судебных постановлений. Например, при отмене постановления президиума областного суда и оставлении в силе решения районного суда и кассационного определения областного суда.
5. Принимая решение об изменении ранее вынесенного судебного постановления или принятии нового, суд надзорной инстанции должен исходить из фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции. Если новые факты, т.е. обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной или кассационной инстанции в пределах предоставленных им законом полномочий (см. ст. 327, 347, 358 ГПК), при изменении судебного постановления или принятии нового постановления суд надзорной инстанции должен исходить из этих новых обстоятельств, поскольку он не вправе сам устанавливать фактические обстоятельства иначе, чем это сделал суд первой или второй инстанции.
6. При наличии оснований, предусмотренных ст. 379.1 ГПК, суд надзорной инстанции вправе оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу.
Например, при поступлении просьбы о возврате надзорной жалобы или отзыве прокурором своего представления суд надзорной инстанции может вынести постановление (определение) об оставлении надзорной жалобы или представления прокурора без рассмотрения по существу.
7. Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ в ст. 390 ГПК введена норма о пределах рассмотрения дела судом надзорной инстанции, которой ранее в гл. 41 Кодекса не было. В настоящее время в соответствии с ч. 1.1 комментируемой статьи суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
В то же время если обжалуемая часть решения обусловлена другой его частью, которая не обжалуется заявителем, то эта часть решения также подлежит проверке судом надзорной инстанции независимо от наличия просьбы лица, подавшего жалобу*(316).
8. Указания суда надзорной инстанции, кроме указаний о толковании подлежащих применению норм материального и процессуального права, для нижестоящего суда по смыслу комментируемой статьи не могут являться обязательными.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...