Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Холст. Основные характеристика холста, особенности переплетения нитей и усадка ткани. Натягивание холста на подрамник.

 

Холст. Холст как основа для масляной живописи имеет целый ряд преимуществ перед другими материалами. Картины, написанные на холсте не тяжеловесны, как на досках и легко транспортируются, а большие картины скатываются в рулон для перевозки при организации передвижных выставок.

К недостаткам этого материала можно отнести только то, что холст слаб к внешним воздействиям. Он может быть продавлен, проколот, разрезан при случайном соприкосновении с твердыми предметами. Холст также реагирует на изменения температуры и влажности воздуха (провисает). И если для художественных произведений не создать определенных стабильных условий экспонирования и хранения, то со временем они теряют свою первозданную свежесть, а некоторые и погибают.

Но в наших условиях при выполнении учебных заданий, холст является основным и самым удобным материалом. Следует помнить, что основы необходимо выбирать самые качественные и готовить самым тщательным образом. От этого, в основном, зависит длительность «жизни» художественного произведения.

Специфика масляной живописи заключается в том, что в отличие от других техник живописи (акварели, темперы, гуаши) основы необходимо специально готовить перед тем, как начинать на них работу красками.

Подготовка необходима для того, чтобы масляные краски при нанесении на эти поверхности, при высыхании не теряли эти свойства, которые только им присущи и ради чего с таким трудом был изобретен сам рецепт масляной живописи.

В наше время текстильная промышленность выпускает широкий ассортимент льняных холстов, которые отличаются своей фактурой, плотностью и цветом.

Холст необходимо натянуть на подрамник. Для изготовления подрамника среднего размера берут рейки шириной 4-6 см и толщиной 1,5-2 см. Подрамник изготавливают из планок скошенных внутрь или выступающих по краю чтобы при натяжке холста внутренняя поверхность планки не прикасалась к холсту. Углы небольших подрамников могут быть соединены наглухо шиповым способом или уголком из фанеры с оборотной стороны.

На готовый подрамник сильно и равномерно натягивают холст в такой последовательности: холст вырезается на 5-6 см больше размеров подрамника. При натягивании край его загибают на одну из боковых сторон подрамника и прибивают в середине мелкими гвоздями или скобами, потом натягивают и прибивают середину противоположной стороны и остальных двух сторон. Затем прикрепление холста ведут от центра каждой планки к углам, равномерно и сильно натягивая его. Необходимо проследить, чтобы нити холста при натяжении ложились параллельно направлению брусков

Подрамники больших размеров изготавливаются более сложным способом. Во-первых, при их изготовлении необходимо подвижное шиповое соединение углов с раздвижными клиньями; во-вторых, необходимы растяжки крестовины, которые предохраняют большие подрамники от перекосов, а боковые бруски от прогибов.

Подрамники изготавливаются из различных пород древесины, но проще и доступнее материал из сухой сосны или ели.

После натяжки, холст увлажняем губкой или пульверизатором с лицевой стороны. После высыхания льняной холст усаживается и упруго натягивается на подрамнике.

 


Масляная живопись на картоне, на дереве. Особенности использования разных основ в живописи маслом.

Основа.

Дерево. В средние века главным материалом для основы являлось дерево. Доски употребляли сухие и гладкие, главным образом липовые, реже дубовые, кленовые, сосновые, ольховые, кедровые и другие. Для придания доске прочности с оборотной стороны ее скрепляли шпонками. Середина доски выдалбливалась на глубину приблизительно в 1 см; кругом всей доски оставляли поля в виде рамки шириною в 5-8 см. В эпоху Возрождения и особенно в XVII веке все более широко используется холст, который, в основном, вытесняет предыдущие материалы.

В связи с появлением новых материалов, производимых современной промышленностью, в качестве основ используют различные сорта картона, фанеры, ДВП, ДСП. Но холст в качестве основы, имеет самое широкое применение

Картон. Для выполнения различных этюдов, эскизов, форэскизов и т.д. часто используется картон различных сортов, который в большом ассортименте выпускается промышленностью. Некоторые художники выполняли этюды и эскизы с натуры на холстах, наклеенных на плотный картон или фанеру, а также бумагу, наклеенную таким же образом. Следует отметить, что бумагу предварительно пропитывают маслом. Такими основами пользовались Саврасов, П.Васильев, Перов, И.Левитан, Крымов, М.Ромадин и др.

ДВП. Для опытных живописцев хорошим материалом для этюдов, а иногда и картин является такой материал как ДВП (пресскартон, оргалит).

Положительные его качества заключаются в прочности, упругости, легкости, устойчивости к смене температурных режимов и влажности.


Приготовление грунтовых составов. Рецептура грунтов.

 

Грунты. Материалы для грунтов.

Основу, выбранную под масляную живопись, необходимо специально подготовить. Этот процесс называют грунтовкой. Назначение грунта под масляную живопись состоит в том, чтобы сам красочный слой как можно прочнее лег на основу, а также, чтобы материалы красочного слоя не просочились на сам холст, что впоследствии чревато разрушением холста и гибелью картины. И, что самое главное, высококачественный грунт способствует нормальному взаимодействию различных красок и слоев масляной живописи в процессе их нанесения и высыхания (основные нюансы этого процесса относится к технологии масляной живописи).

Процесс грунтовки основ не сложен, но кропотлив и требует усердия и времени. Для приготовления грунта необходимы следующие материалы:

а) Клеи.Бывают самого различного происхождения: животного, растительного и синтетические.

б) Пигменты.В зависимости от разновидности грунта используют белила, мел или гипс.

Для приготовления грунта под масляную живопись используют также льняное масло, глицерин, мед, яичные желтки другие смягчающие материалы.

Виды грунтов и их составы.

Клеевой грунт. Такой грунт характерен тем, что в нем не содержатся масла. Сам грунт состоит из раствора любого клея с добавлением пигмента, а так же смягчающего вещества. Клеевой грунт наносится на хорошо проклеенную поверхность, и т.к. имеет свойство сильно впитывать масло из наложенных на него красок, то во избежание их прожухания, грунт прокрывается слабым раствором желатина в 1-2 слоя.

Такой грунт не требует длительной выдержки и хорошо удерживает красочный слой картины.

Эмульсионный грунт состоит из эмульсий, представляющих собой смесь клеевого раствора и эмульсии, состоящей из раствора масла, сухих белил, воды и других компонентов.

 

Эмульсионный грунт, в который входит масло и сухие белила, обладает малой способностью впитывать в себя масла из красок, но в тоже время прочно удерживает высохший красочный слой.

Для пресечения впитывания грунтом масел, можно его прокрасить слабым раствором желатина в 1-2 слоя.

Полумасляный грунт отличается от эмульсионного грунта тем, что последний слой эмульсии имеет очень тонкий слой цинковых или свинцовых белил. Специфика такой грунтовки заключается в покрытии эмульсионным слоем проклейки, и в конце тонкий слой масляных белил, разведенных растворителем, покрывает хорошо высохший эмульсионный слой.

Такие грунты гарантируют изоляцию между красочным слоем и холстом, краски на нем крепко держатся, не прожухают и не темнеют.

Недостатком такой грунтовки является то, что загрунтованный холст необходимо выдержать не менее полугода, так как живописный слой на невыдержанном грунте склонен к разрывам, трещинам, и к дальнейшим разрушениям красочного слоя, что в итоге приводит к гибели художественного произведения.

Масляный грунт характерен тем, что на слой проклеек непосредственно наносятся слои неразбавленных или мало разбавленных белил. Масляные грунты требуют большой выдержки от полутора до двух лет, в зависимости от условий, имеют в итоге блестящую, глянцевую поверхность.

Основным недостатком такого грунта является то, что после высыхания он становится достаточно плотным и непроницаемым для хорошего сцепления с последующим красочным слоем. А это в итоге способствует растрескиванию и осыпанию краски и гибели художественного произведения. Особенно это присуще картинам, написанным корпусно, достаточно толстым слоем краски.

Рецепты грунтов.

Клеевые грунты. (По Киплику. 1 м³:)


Желатин – 16 гр.

Глицерин – 4 см³.

Белила цинковые или мел - 100 гр.

Вода – 400 гр.

 

Казеин – 10-15

Наш. спирт – 2 см².

Глицерин – 2 см².

Пигмент –35

Вода - 160


 

Эмульсионные грунты.


Желатин – 6 гр.

Вода - 40 гр.

Нашатырный спирт – 2 см³.

Масло вар. – 2 см³.

Белила цинковые – 30 гр.

Вода – 30 гр.

 

Казеиновый клей – 10 гр.

Вода – 145 гр.

Нашатырный спирт – 10 см³.

Масло вар. 100 см³.

Белила цинковые – 150 гр.

Вода – 350 гр.


 

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...