Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование эффективного собственника в переходной экономике.

Весьма значимым направлением государственного регулирования отношений собственности (и в особенности для стран переходной экономики) является процесс формирования и воспроизводства эффективного собственника. В условиях рыночного хозяйства в качестве собственников, как правило, выступают основные субъекты хозяйствования - домохозяйства, частные фирмы, государственные и муниципальные производственно-хозяйственные образования. Качественная характеристика «эффективный собственник» приемлема для каждого из них.

Критериальной базой характеристики эффективного собственника служат его функции как хозяйствующего субъекта, воспроизводящего в простом или расширенном виде объект собственности. Но каждому хозяйствующему субъекту как экономической системе определенного иерархического уровня внутренне присущи лишь имманентные ей функции. Таковы прежде всего функции частного и общественного, явного и скрытого (латентного) характера.

Явной и в то же время частной функцией домохозяйства как хозяйствующего субъекта является расширенное воспроизводство принадлежащей ему движимости и недвижимости как материальной основы воспроизводства семьи.

Латентно-общественными - во-первых, воспроизводство семьи как первичного социального образования, первичной социально-экономической ячейки общества и тем самым воспроизводство общества во всех его ипостасях - духовной, социально-политической, национальной, экономической и т.п. определенности; во-вторых, формирование посредством личных сбережений финансово-инвестиционного потенциала национальной экономики.[9]

Соответствующим образом в качестве явной функции частного собственника-предпринимателя как индивидуального, так и в той или иной мере ассоциированного (акционерного, кооперативного, коллективного) выступает функция максимизации прибыли. Однако, как заметил еще Адам Смит, «не на щедрость мясника, пивовара или булочника рассчитываем мы, предвкушая свой обед, а на то, что они будут блюсти свой частный интерес... (каждый), преследуя особенный интерес и ведомый невидимой рукой, достигает таких результатов, которые даже не входили в его намерения». Этим результатом является удовлетворенный платежеспособный спрос, удовлетворенные материальные потребности общества.

Как видим, функция предпринимателя как бы расщепляется, неся внутри себя какую-то иную, скрытую от самого его носителя нагрузку, придавая ей качественно иное звучание. Иными словами, удовлетворение платежеспособного спроса является латентной функцией предпринимателя. Осознание этого факта самими предпринимателями привело в конечном итоге к появлению маркетинга во всех его ипостасях. Но это лишь одна сторона медали возможностей максимизации прибыли.

Суть второй заключается в том, что максимизировать прибыль предприниматель может лишь путем реинвестирования ее известной части на расширенное воспроизводство индивидуального (частного) капитала. Последний же есть элемент общественного национального капитала. Таким образом, эффективная реализация явной функции предпринимательской деятельности - максимизация прибыли - сопряжена с ростом объемов производства всего общественного капитала в его стоимостной форме, возрастанием объемов производства валового общественного продукта. Это означает сопряженность явной функции максимизации прибыли с латентно-общественной расширенного воспроизводства общественного капитала посредством расширенного воспроизводства индивидуального (частного).

Именно наличие этих латентно-общественных функций делает фигуру предпринимателя знаковой в рыночной экономике как наиболее эффективной по сравнению с иными известными моделями организации экономической жизнедеятельности общества. Предприниматель тем и отличается от простого грабителя, что его стремление к возрастанию собственного капитала напрямую сопряжено с ростом капитала общественного в его натурально-вещественном и стоимостном измерении. Государство же в рамках реализации своей базовой функции обеспечения баланса интересов в обществе как раз и призвано всячески содействовать предпринимателям в выполнении ими их латентных функций, не допускать их подавления функциями явно-частного характера, т.е. фактического сближения предпринимательской и грабительской деятельности.

В свою очередь, государство, а в данном контексте его производственно-хозяйственные структуры, являясь владельцем экономических ресурсов, выполняет не только явные, но и скрытые, латентные функции. Причем не только латентные, но и явные функции государственных предприятий заключаются не только и не столько в максимизации прибыли, как это часто трактует большинство авторов, ставящих знак равенства в целеполагании деятельности предприятий государственного и частного секторов экономики, а в активном содействии выполнению государством его базовых функций по обеспечению общих условий жизнедеятельности общества и национальной экономики, с одной стороны, и поддержания баланса экономических и социально-политических интересов внутри них - с другой. Иначе говоря, явные функции деятельности и развития государственных предприятий являются ничем иным, как отражением, формой реализации базовых функций их собственника, т.е. государства.

Все это означает, что эффект деятельности определенной части государственных предприятий проявляется не на микро-, как это имеет место быть у частных предприятий, а на макроуровне. Конечно же, это вовсе не отрицает необходимости максимизации прибыли для государственных и особенно смешанных частно-государственных предприятий, функционирующих в соответствующем организационно-правовом режиме акционерных компаний, т.е. компаний частного права. Таким образом, явное целеполагание деятельности государственных и частных предприятий существенно разнится. Более того, если у частных предприятий оно формируется и реализуется на микроуровне, то у государственных, как правило, и в конечном счете на макроуровне национальной экономики. Именно исходя из этих особенностей, следует подходить к выработке миссии государственных предприятий, учреждений и организаций как необходимого атрибута управления объектами государственной собственности.[10]

Миссия частного предприятия (фирмы) всецело обусловлена явными и латентными функциями его функционирования и развития. Миссия всего частного сектора национальной экономики как сложной совокупности предприятий (фирм) заключается в удовлетворении платежеспособного спроса на внутреннем и внешнем рынках и на этой базе росте доходов фирм, домохозяйств и государства. Соответственно миссия государственных предприятий, учреждений и организаций всецело определяется их функциями, производными от функций самого государства и миссии всей национальной экономики. Миссия национальной экономики в глобальном измерении есть важнейшая составляющая экономической стратегии государства, отражающая возможность удовлетворения известной доли мировых потребностей в конкретных видах товаров и услуг в условиях конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках. Внешняя цель - удовлетворение материальных и духовных потребностей населения Земли. Внутренняя цель - рост ВВП страны.

Исходя из этого, внешняя цель функционирования и развития государственного сектора экономики в условиях глобализированного рынка не может быть ничем иным, как обеспечением конкурентных преимуществ национального производителя. Внутренняя цель - рост уровня и качества жизни населения страны.

Отсюда практическая необходимость выделения двух блоков государственных предприятий и организаций по принципу (признаку) макро- и микропроявления эффекта их деятельности.

К первому блоку, то есть призванных работать на макроэффект, должны быть отнесены государственные учреждения, унитарные казенные и предприятия иных организационно-правовых форм, функционирующих в отраслях производственной и социальной инфраструктуры (топливно-энергетическом, транспортном, оборонно-промышленном комплексах, науке, культуре, здравоохранении, общем и специальном образовании). Ко второму - все остальные государственные предприятия высокорентабельных отраслей бизнес-деятельности, непосредственно обеспечивающие пополнение доходов государственного бюджета. Это прежде всего предприятия, производящие подакцизные и иные высокорентабельные товары и услуги.

Миссия госпредприятия первой группы - стабильное и устойчивое удовлетворение внутренних потребностей страны в товарах и услугах высокой общественной значимости по максимально возможным низким ценам. Их внутренняя цель - максимизация ресурсной базы для собственного инновационного воспроизводства и роста уровня жизни персонала, получаемой за счет эффекта масштаба производства, минимизации затрат на получение единицы полезного эффекта, (снижения производственных издержек). Миссия госпредприятий второй группы в основном идентична миссии частных предприятий.

Таким образом, обязательное присутствие и выраженная в соответствующей миссии совместимость явных и латентно-общественных функций в жизнедеятельности всех хозяйствующих субъектов рыночной экономики является определяющей в характеристике эффективного собственника.

Для домохозяйств в качестве такового следует рассматривать собственника, сбережения которого трансформируются в инвестиционный потенциал отечественных финансовых посредников, государственные и корпоративные ценные бумаги. Сбережения населения в какой бы форме они не находились (в чулках, в валюте, на счетах в банках или ценных бумагах) всегда суть не потенциальные, а реальные инвестиции. Разница лишь в том, что в одном случае, когда они находятся в руках отечественных инвестиционных посредников, инвестируются в российскую экономику. Будучи в валюте и хранимые дома, они фактически инвестируют экономику страны валютной принадлежности. Наконец, находясь в рублях, хранящихся под матрасом, они косвенно инвестируют зарубежных конкурентов отечественных предпринимателей, поскольку снижают инвестиционные возможности последних, а тем самым и их конкурентоспособность.

Сбережения населения образуют во всем мире основу долгосрочных инвестиций. Не случайно в этой связи, как говорят, еще О.Бисмарк мечтал об акции с номиналом в одну марку. Цель единственная - консолидировать весь наличный инвестиционный потенциал домохозяйств.[11]

Применительно к частнопредпринимательской деятельности качество эффективного собственника приобретает и воспроизводит лишь тот, кто способен эффективным образом осуществлять конкурентоспособную хозяйственную деятельность и расширенное производство на своем уровне. Тем самым он прямо или косвенно способствует расширенному воспроизводству всего национального капитала.

Что же касается критериев определения эффективности самого государства как собственника в лице функционирующих государственных предприятий, то здесь таковыми являются максимизация непосредственного и опосредованного, в том числе и через частнопредпринимательский сектор, валового общественного продукта, минимизация величины издержек, имеющихся в том и другом случаях, для государственных и смешанных частно-государственных предприятий частного права и максимизация удовлетворения соответствующих общественных потребностей для бюджетных предприятий социальной сферы и государственных казенных предприятий.

Таким образом, в целом в своем наиболее обобщенном виде, эффективный собственник – это, во-первых, инвестирующий субъект хозяйствования, прямо или опосредованно обеспечивающий расширенное воспроизводство валового общественного продукта, во-вторых, эффективно реализующий и оптимально сочетающий свои явно-частные и латентно-общественные функции и тем самым прямо или косвенно обеспечивающий рост благосостояния общества в целом.

Наличие эффективного собственника непосредственно сопряжено с качеством окружающей среды, как известно, включающей в себя правовую, политическую, социальную, духовную, технологическую, природно-климатическую и прочие составляющие. Именно она придает качественную определенность отношениям собственности в данной национальной экономической системе. Придать этой среде надлежащее качество способно лишь государство и господствующие в нем морально-этические нормы.

Конкретными инструментами формирования и поддержания такого рода благоприятной среды могут и должны выступать механизмы приватизации - национализации; демонополизации - корпоратизации; формирования и последовательной реализации миссии государственного сектора экономики, банкротства, реструктуризации, взвешенного протекционизма отечественных предпринимательских структур; обеспечения экономической безопасности сбережений населения и стимулирования их инвестиционной нацеленности; целенаправленные действия государства по упорядочению капитализации доходов финансовых посредников, устранения теневой экономики и иные целенаправленные действия государства.

 

Контрольные вопросы:

1.Почему необходимо государственное регулирование отношений собственности?

2. Какие функции выполняет каждая из основных сфер жизнедеятельности общества?

3. Какие факторы обусловливают страновые различия удельного веса государственного сектора национальной экономики?

4. В каких формах может осуществляться процесс национализации?

5.Каковы механизмы регулирования денежных доходов населения?

6.Каковы характерные черты эффективного собственника?

 

Список рекомендованной литературы:

Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2000 г. № 903).

Горланов Г.В., Деханова Н.Г. Эффективный собственник: вопросы теории и методологии. //«Управление собственностью», 2003, №4, с.9-16; 2004, №1, с.23-33.

Горланов Г.В., Пежев М.Х. Миссия государственного сектора и его предприятий в рыночной экономике.- Нальчик: «Полиграфсервис и Т», 2001, с.3-15.

Демидова Л.С. Реформы общественного сектора на Западе. // Мировая экономика и международные отношения,2001, №11, с.29-38

Запорожан А.Я. Экономическая реализация собственности.- Спб.: Издательство СЗАГС, 2002, с.47-51; 139-159.

Ильин И.А. О частной собственности/ Русская философия собственности (17 - 20 вв.). - СПб.: Ганза, 1993, с.120-132.

Камышева Л.Национальные особенности приватизации// Деловые люди, 2004, №162, с.16-19.

Осипов Ю.М. Теория хозяйства // Учебник в трех томах. Т.1. Общие основания. - М.: Издательство Московского университета.1995, с.421

Управление государственной собственностью / Под ред. Кошкина В.И. – М.: «ИКФ «ЭКМОС», 2002.

Хэ Юйчан Изменения в системе государственной собственности КНР и оценка их эффективности. / Экономические реформы в Китае глазами российских и китайских экономистов. – СПб: Из-во С.-Петерб. ун-та. 2000, с.171-195.

 

 


[1] Самуэльсон П. Экономика. Том I. М.: НПО «Алгон» «Машиностроение», 1997. С.42

[2] См.: Шлезингер А.М. Циклы американской истории. - М.: Прогресс-Академия, 1992. С.340.

[3] Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Письмо двенадцатое. О хозяйстве. / Русская философия собственности (18 - 20 вв.). СПб.: СП «Ганза», 1993. С.303 - 304.

[4] «Даже в наиболее «чистых» капиталистических экономиках существуют ограничения на права собственности. Например, как верно то, что не каждый может владеть пистолетом, так верно и то, что люди не являются полностью свободными в использовании своей собственности в соответствии со своими желаниями: так строительство фабрики на территории жилых массивов является, как правило, незаконным актом». См.: Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело, 1993. С.58.

 

[5] См.:Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2т. Т.2. - М.: Республика, 1992. С. 280.

[6]Там же. С.278.

[7]См.: Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. - М.: 1991. С.89.

[8] Россия в цифрах, 2004. С.108.

[9] «Совокупное превышение дохода над потреблением, - отмечал в данном контексте Дж.Кейнс, - которое мы называем сбережениями, не может отличаться от увеличения ценности капитального имущества, которое мы называем инвестициями». См.: Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс,!978, с. 119. – Прим. авт.

[10] Необходимость выбора миссии организации ныне общепризнана. В свое время еще Генри Форд определил миссию компании "Форд мотор" как "предоставление людям дешевого транспорта". И если кто-то это делает, утверждал он, то прибыль едва ли пройдет мимо. Следовательно, миссия предприятия должна представлять собой комбинацию основной внешней и внутренней проблем, которые оно должно решать за весь период своего существования. В частности, миссия компании "Форд мотор" – это предоставление людям дешевого транспорта (внешняя цель) с прибылью для своих акционеров (внутренняя цель).

[11] Фактически эта идея О.Бисмарка реализована в странах преимущественного использования электронных денег взамен бумажной наличности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...