Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






А сейчас вы можете сделать фотографии и мы с вами двигаемся дальше. Следующий Объект: Новосибирская Государственная Филармония, также это здание известно как Дом Ленина.

Экскурсия

на тему: Красный проспект – Главная улица города Новосибирска

Вид: обзорная экскурсия

Продолжительность: 1 час.

Состав экскурсантов: массовая аудитория

 

Выполнили:студенты группы 123Т

Глухова Анастасия

Королёва Марина

Кофанов Александр

 

Проверила: к.г.н., доц.,

Н.В. Горошко

 

 

Новосибирск, 2015 г.

Оглавление.

 

1.Выбор темы…………………………………………………………………...…..…..3

2. Основная часть……………………………………………………………...…..…...4

2.1 Методическая разработка………………………………………………..........5

2.2 Схема (карта) маршрута………………………………………………………6

2.3 Карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут……………………7

2.4 Контрольный текст экскурсии……………………………………………….16

2.5 Индивидуальный текст экскурсовода……………………………………….23

3. Список использованной литературы ………………………...……………....29

 

 

Выбор темы:Одним из главных украшений города Новосибирска и его Центрального района является улица Красный проспект. Но это не просто одна из многочисленных улиц города из двух рядов зданий и пространства между ними для передвижения, это наглядная история развития города. Красный проспект как театр миниатюры в облике которого запечатлена история одного из самых молодых городов-милионников России. Предлагаемый маршрут позволит прикоснуться к этой истории, понять, как рос и развивался наш город.

Цель: познакомить с историей становления и развития улицы Красный проспект (откуда пошло ее название, какие известные здания составили ее внешний и каково современное значение для города) через экскурсию с элементами квеста.

Задачи:

  1. Отобрать объекты для экскурсионного маршрута
  2. Составить нитку экскурсионный маршрут
  3. Составить карточки экскурсионных объектов.
  4. Подготовить контрольный и индивидуальный текст экскурсовода (включающий информацию об истории названия улицы, ее появлении на карте города, специфике облика через облик известных зданий, назначение в современной жизни города).
  5. Подготовить методическую разработку экскурсии.
  6. Подготовить квест задания.
  7. Провести экскурсию с квестом.

Экскурсия является обзорной.

Экскурсия рассчитана на школьников, студентов, а также гостей нашего города.

Экскурсия пешая.

Маршрут экскурсии продиктован расположением зданий. Маршрут линейный.

 

2.1 Методическая разработка.

Маршрут Остановки Объекты показа Время Наименование подтем и перечень основных вопросов Организационные указания Методические указания
Ул. Красный проспект. Площадь Ленина Здание НГАХА 7 мин Темы: 1. История создания. 2. Описание. 3. Автор Группа находится на площадке около художественной академии, откуда открывается вид на объект. Приёмы показа: Приём зрительной реконструкции; Приём зрительного монтажа. Методический приём движения; Приёмы рассказа: Приём описания; Приём характеристики объекта. Приём объяснения
Ул. Орджоникидзе. Театр Оперы и Балета Здание театра Оперы и Балета 8 мин Темы: 1. История создания. 2. Описание. 3. Автор Группа находится на площадке около театра оперы и балета, откуда открывается вид на объект. Приёмы показа: Приём зрительной реконструкции; Приём зрительного монтажа. Методический приём движения; Приёмы рассказа: Приём описания; Приём характеристики объекта. Приём объяснения
Ул. Красный проспект. Площадь Ленина Памятник Ленину 7 мин Темы: 1. История создания. 2. Описание. 3. Автор Группа находится в центре площади, от куда открывается вид на памятник.. Приёмы показа: Приём зрительной реконструкции; Приём зрительного монтажа. Методический приём движения; Приёмы рассказа: Приём описания; Приём характеристики объекта. Приём объяснения
Ул. Вокзальная магистраль. Государственная Филармония Здание Государственной Филармонии 8 мин Темы: 1. История создания. 2. Описание. 3. Автор Группа находится на площадке около филармонии, откуда открывается вид на объект. Приёмы показа: Приём зрительной реконструкции; Приём зрительного монтажа. Методический приём движения; Приёмы рассказа: Приём описания; Приём характеристики объекта. Приём объяснения
Ул. Красный проспект .Дом под строкой Здание дома под строкой. 5 мин Темы: 1. История создания. 2. Описание. 3. Автор Группа находится на площадке около дома под строкой, откуда открывается вид на объект  
Ул. Красный проспект. Русско-азиатский банк Здание русско-азиатского банка. 7 мин Темы: 1. История создания. 2. Описание. 3. Автор Группа находится на площадке около банка, откуда открывается вид на объект. Приёмы показа: Приём зрительной реконструкции; Приём зрительного монтажа. Методический приём движения; Приёмы рассказа: Приём описания; Приём характеристики объекта. Приём объяснения
Красный проспект. Площадь Свердлова Памятник Крячкову 7 мин Темы: 1. История создания. 2. Описание. 3. Автор Группа находится в центре площади от куда открывается вид на памятник. Приёмы показа: Приём зрительной реконструкции; Приём зрительного монтажа. Методический приём движения; Приёмы рассказа: Приём описания; Приём характеристики объекта. Приём объяснения
Красный проспект. Сто квартирный дом. Здание сто квартирного дома. 8 мин Темы: 1. История создания. 2. Описание. 3. Автор Группа находится на площадке около здания, откуда открывается вид на объект. Приёмы показа: Приём зрительной реконструкции; Приём зрительного монтажа. Методический приём движения; Приёмы рассказа: Приём описания; Приём характеристики объекта. Приём объяснения
Красный проспект. Сибревком. Здание Сибревкома.   Темы: 1. История создания. 2. Описание. 3. Автор Группа находится в центре площади от куда открывается вид на памятник. Группа находится на площадке около здания, откуда открывается вид на объект. Приёмы показа: Приём зрительной реконструкции; Приём зрительного монтажа. Методический приём движения; Приёмы рассказа: Приём описания; Приём характеристики объекта. Приём объяснения
Ул. Красный проспект Дом под часами. Здание дома под часами.   Темы: 1. История создания. 2. Описание. 3. Автор Группа находится на площадке около здания, откуда открывается вид на объект. Приёмы показа: Приём зрительной реконструкции; Приём зрительного монтажа. Методический приём движения; Приёмы рассказа: Приём описания; Приём характеристики объекта. Приём объяснения
Ул. Красный проспект Кинотеатр Маяковского. Здание Кинотеатра Маяковского.   Темы: 1. История создания. 2. Описание. 3. Автор Группа находится на площадке около здания, откуда открывается вид на объект. Приёмы показа: Приём зрительной реконструкции; Приём зрительного монтажа. Методический приём движения; Приёмы рассказа: Приём описания; Приём характеристики объекта. Приём объяснения
Ул. Красный проспект Церковь Николая Чудотворца. Церковь Николая Чудотворца.   Темы: 1. История создания. 2. Описание. 3. Автор Группа находится на площадке около церкви Николая Чудотворца, откуда открывается вид на объект Приёмы показа: Приём зрительной реконструкции; Приём зрительного монтажа. Методический приём движения; Приёмы рассказа: Приём описания; Приём характеристики объекта. Приём объяснения

1. Маршрут экскурсии

Маршрут составляет 1 час по времени.

Путь исследования группы проходит: Красный проспект, Площадь Ленина.

Карта – схема маршрута:

 

1- НГАХА

2- Памятник Ленину

3- Театр оперы и балета

4- Филармония. Дом Ленину.

5- Дом под строкой

6- Часовня

7- Кинотеатра Маяковского

8- Дом под строкой

9- Памятник Крячкову

10- 100-квартирный дом

11- Сибревком.

1.2 Паспорт объектов, включённых в маршрут.

Название: Здание Госучреждений — Сибирское Подворье — Плановый институт — НГАХА

Датировка объекта:1993 год

Месторасположение: Красный проспект 38

Автор: А.Д. Крячков

К 1925 году в Новосибирске по проекту А. Д. Крячкова на углу ул. Семипалатинской (ныне ул. Орджоникидзе) и Красного проспекта, с выходом главного фасада на проспект, было построено здание Государственных учреждений Сибири, получившее название Сибирского подворья.

Оно заняло всю сторону квартала, выходящего на Красный проспект. В первоначальном проекте здание было четырехэтажное, в его полуподвалах размещались складские помещения для магазинов. Первый этаж отводился под государственные учреждения Сибири, второй — для Государственного банка СССР. Однако уже в процессе возведения сооружения из-за организационных и материальных трудностей ведения строительства планы пришлось изменить. Был составлен проект на строительство здания как двухэтажного, но с условием дальнейшей его достройки до четырех этажей. Здание Госучреждений называли также и «железобетонным домом», так как внутренний каркас его состоял из стоечно-балочной монолитной железобетонной конструкции, а ограждающие его по периметру стены были кирпичными.

В плане здания организующую роль играли входные вестибюли с лестницами. Они объединяли три группы помещений правого и левого крыльев со срединной частью П-образного плана. От вестибюлей в крыльях первого этажа выходили в коридоры служебные помещения, а в средней части находились торговые залы. Такая же структурная схема была и на втором этаже, где размещался банк. Интерьер второго этажа имел строгую обработку, где барьеры операционного зала были сделаны из темного полированного дерева. Стеклянные ограждения рабочих мест служащих банка и строгая изящная осветительная арматура были единственными украшениями этого зала. Но вот парадокс: железобетонные опоры, идущие вдоль помещения посредине зала, были декорированы под дорический ордер греко-эллинистической формы с каннелюрами, а капители колонн украшены небольшими розетками. А. Д. Крячков не мог еще допустить в архитектуру обнаженную железобетонную конструктивную форму, находя ее неэстетичной!

Внешне архитектура здания Госучреждений была разрешена в крупном масштабе, с большими оконными проемами на обоих этажах. Торцы крыльев, выходящие на Красный проспект, имели низкие третьи этажи, каждый из которых был прорезан огромными арочными окнами с импостами со стороны проспекта. Этот композиционный мотив в крайне схематизированной форме в общем строе фасада сохранился от неоклассицизма. Но в целом архитектурная направленность сооружения относилась к приемам рационалистического модерна. Ряд пилястр-лопаток в простенках между окнами придавал фасаду монументальный вид и создавал ритмическую повторяемость крупных форм, свойственных общественному зданию. По первому этажу фасада эффектно выдавались из его плоскости трехгранные эркера-витрины, пластически разнообразя его ритмические ряды. Линейность скупого декора строго геометрических форм сооружения — лопаток, карнизов, балюстрады, оконных переплетов — уводит к реминисценциям архитектуры модерна в духе И. Ольбриха. А. Д. Крячков, как было указано в удостоверении на его имя, выданном Сибревкомом, являлся «ответственным техническим руководителем всеми строительными работами при постройке зданий Госучреждений», и он с успехом довел его до конца. На строительстве здания с ним сотрудничал прораб инженер И. С. Косицин, высококвалифицированный специалист-строитель. В 1935—1937 годах здание Госучреждений было надстроено архитектором С. И. Игнатовичем с изменением внешней архитектуры сооружения.

Архитектор С. И. Игнатович применил во внешней декорации здания пилястры высотой в три этажа, поставив их на рустованный первый этаж, и увенчал здание высоким аттиком. Сооружение приобрело необычную «барочную» тяжеловесность и преувеличенную монументальность из-за большой величины пилястр, высокой рельефности рустов и схематичности в рисунке ордерных форм.

В дальнейшем в этом здании находилась Новосибирская высшая партийная школа, сейчас – Новосибирская Государственная Архитектурно-художественная Академия.

 


Название: Памятник В.И. Ленину

Датировка объекта: 5 ноября 1970 г.

Месторасположение: Красный проспект, напротив Новосибирского театра оперы и балета.

Автор: Бродский, Покровский, Скобликов и Бурханов.

Памятник В. И. Ленину расположен на главной площади города Новосибирска – площади Ленина. Установлен напротив Новосибирского Театра Оперы и Балета.

Памятник установили 5 ноября 1970 года, в честь 53-х летия со дня Великой Октябрьской социалреволюции и векового юбилея самого Владимира Ильича. Многофигурная (бронза) композиция памятника придала площади определенную законченность, новые масштабные соотношения, обогатила ее пространственное содержание.

Изваяние Ленина в полный рост выполнено из бронзы и весит 10 тонн, целиком памятник достигает 6,5 метров, пьедестал сложен отполированным гранитом.

Архитектурная композиция составлена несколькими фигурами, центральной является Ленин, справа от него возвышаются рабочий, солдат и крестьянин – символы революционного движения; по левую сторону установлены юноша и девушка с факелом и колосьями соответственно – символы преемственности поколений. Авторами памятника явились Бродский, Покровский, Скобликов и Бурханов.

Монумент В.И. Ленина с 4 декабря 1974 года охраняется государством. Интересно, что другие фигуры, установленные единовременно с памятником Ленину, не удостоились такой же чести.

В наши дни многие ратуют за перенос самого масштабного памятника Ленину в пределах Новосибирска. Причиной служит спрятавшийся за спиной народного вождя оперный театр, жители считают, что Ленин мешает любоваться прекрасным зданием театра. Но в силу того, что памятник является федеральным, решение о его судьбе могут принять лишь соответствующие органы федерального масштаба.

А пока что монумент В.И. Ленину остается одним из основных памятников города Новосибирска.

 

Название: Новосибирский Государственный Академический Театр Оперы и Балета

Датировка объекта: 15 мая 1930 год

Месторасположение: Красный проспект 36

Автор: Архитекторы: Л.З. Гринберг, В.К. Дмоховский и А.Д. Крячков.

Новосибирский Государственный Академический Театр Оперы и Балета

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета построен как Дом Науки и Культуры (ДНиК) по новой технологической схеме синтетического театра планетарно-панорамного типа художника М.И. Курилко и архитектора Т.Я. Бардта по проекту архитектора Л.З. Гринберга.

Железобетонные конструкции купола разработаны профессором П.Л. Пастернаком при участии инженера-расчетчика Б.Ф. Матэри, основания и фундаменты - при консультации профессоров В.К. Дмоховского и А.Д. Крячкова.

Здание реконструировано под театр оперы и балета во 2-й архитектурно-планировочной мастерской Моссовета по проекту архитекторов А.Б. Куровского, B.C. Биркенберга и Б.А. Гордеева по технологическому варианту архитектора Г.М. Данкмана, инженерные расчеты конструкций зданий выполнены инженером Л.М. Гохманом.

Строительство осуществлено под архитектурно-техническим руководством инженера С.А. Полыгалина и архитекторов Б.А. Гордеева, Н.И. Болотина и Б.И. Дмитриева. Монументально-декоративные работы выполнены художниками А.А. Бертиком, А.Н. Фокиным, A.M. Ивановым и И.И. Яниным при участии художников О.А. Шеремитинской, П.Г. Якубовского, П.Ивакина, В.Огородникова и М.Л. Кременского, скульпторами В.Ф. Штейн и К.И. Крюнталем при участии В.А. Ковшова.

Начало строительства - 22 мая 1931 года, открытие театра - 12 мая 1945 года.

Здание театра является памятником архитектуры и охраняется государством. Также здание признано памятником архитектуры федерального значения.

Энтузиазм и желание новосибирцев видеть свой город центром индустрии, науки и культуры нашли яркое воплощение в строительстве «большого театра Сибири», идея сооружения которого возникла ещё в 1925 г.

Внешний облик театра был характерен для модернистской архитектуры конца 1920‑х гг.: отсутствие декоративных элементов, чистота и строгость форм, обнаженная и ясная строгость конструкций, ленточные остекление и балконы, легкие козырьки над входом, гладкий купол. Уникальна его конструкция, спроектированная инженером Б. Ф. Матэри под руководством проф. П. Л. Пастернака. Купол свободно лежит на круговой рандбалке, связывающей внутренние стойки радиально расположенных рам кулуаров, окружающих купол; на протяжении 30 метров в него врезается сценическая коробка. Диаметр купола около 60 метров, толщина — 8 сантиметров. Это был самый крупный купол подобного типа в мире. Отношение толщины купола к его диаметру составляет 1/750 (отношение толщины скорлупы куриного яйца к диаметру 1/250).

15 мая 1931 года Наркомпрос утвердил строительство театра заявочной стоимостью 5-6 млн рублей

Зародившаяся идея постройки театра через некоторое время приобрела «сибирский» размах. Уже в 1929 г, было решено, что театр будет входить в комплекс Дома Науки и Культуры (ДНК). Программа на проектирование была составлена особым комитетом содействия под председательством В.Д. Вегмана — старого большевика, партработника и журналиста. Созданию в Новосибирске Дома Науки и Культуры придавали краевое значение. ДНК должен был, как писали газеты того времени, всем объёмом своей работы «помогать рабочим районам края и в особенности Кузбассу в развёртывании и улучшении постановки всей культурно-массовой и научно-популяризаторской работы».

Сам театр в составе ДНК понимался как «наиболее доступное орудие пропаганды идей социализма, идей социалистического строительства».

В 1930 г. были получены 5 проектов из Ростова-на-Дону из числа премированных на конкурсе проектов театра для Ростова. Особенный интерес вызвали проекты В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха и Г.Б. и М.Г. Бархиных. Тем не менее скоро (в августе 1930 г.) было окончательно решено строить «совершенно новый» театр по системе «тео-масс», предложенный художником-конструктором Большого театра СССР профессором М.И. Курилко и архитектором Т.Я. Бардтом.

Театр представлялся весьма сложным сооружением как в архитектурно-строительном отношении, так и с точки зрения задуманной его механизации. Аппаратуры, которой должен был быть оснащён театр, ещё не существовало, и её нужно было конструировать. Однако никакие сложности строительства не могли поколебать решимость сибиряков иметь такой театр. В группу проектировщиков вошел А.3. Гринберг, который и осуществил архитектурно-строительную часть проекта по эскизам М. Курилко и Т. Бардта. По этому проекту зал театра имел около трёх тысяч мест и на сцене размещалась тысяча мест. Освещение зрительного зала предполагалось сделать отражающимся от купола, без плафонов, люстр, бра и т.п. Помещение под амфитеатром использовалось под устройство двух рядов движущихся круговых платформ (фурок). Поэтому перед зрителем могли появляться «с улицы» автомобили или экипажи, проходящие со «своей» скоростью или, при помощи самих фурок, с той же скоростью идущих назад. Сцена театра представляла собой поворотный круг радиусом в 12 м и также заряжалась при помощи фурок. Здание было огромным: объём его составлял 220 тыс. м3, высота в высшей точке достигала 40 м.

В 1933 году перед комитетом содействия строительству Дома Культуры и Науки в Новосибирске встала проблема стилевого изменения его архитектуры из-за изменения концепций советского зодчества, вернее, «возобладавшей классицистической системы мышления в архитектуре» (К этому времени ДКиН был уже возведен во всех своих строительных объемах.) 13 января 1933 года было созвано совещание при заместителе председателя Крайисполкома по вопросу нового архитектурного «оформления» здания ДКиН. Комитет содействия строительству участвовал в этом совещании с группой новосибирских архитекторов и инженеров, которые подвергли резкой критике архитектуру ДКиН, требуя изменения как его планировочной структуры, так и внешней стилизации архитектуры.

От архитектурной секции Комсода рецензентом выступил профессор А. Д. Крячков, приехавший из Томска на совещание. Андрей Дмитриевич считал большой ошибкой, что проект ДКиНа создавался «не путем» конкурса, как это было при проектировании синтетического театра на 3000 зрителей для Харькова или театра на 3000 зрителей для Свердловска. При этом он отметил, что проект был «поручен большому архитектору... и по внешней оформленной перспективе это видно для всех». А. Д. Крячков выразил сомнение в целесообразности размещения здания ДКиН в центре города: «...будущая пятилетка создаст такое движение в Новосибирске, что мы вечером, желая отдохнуть, окажемся почти без чистого воздуха, так как здесь будет движение автомобилей и т. д.

5 июня 1933 года был объявлен конкурс на «архитектурное оформление фасада ДКиН» по программе, составленной «на основании идейной установки», данной Т. Я. Бардтом и М. И. Курилко, первоначальных авторов театра, наряду с А. 3. Гринбергом.

Конкурс был объявлен «двухстепенным» для углублённой разработки проблемы его новой архитектуры. В конкурсе участвовали архитекторы Новосибирска и Томска, из Москвы поступил проект архитекторов Г. П. Гольца, М. П. Парусникова и И. Н. Соболева. Участвовал в конкурсе и автор первоначального проекта здания ДКиН (театра) А. 3. Гринберг

Жюри присудило проекту А. Д. Крячкова третью премию (первую получил проект Г. П. Гольца, М. П. Парусникова и И. Н. Соболева). В дальнейшем проектировании здания ДКиН, которое уже трансформировалось в здание театра традиционной сценической технологии, были приняты некоторые предложения из проекта А. Д. Крячкова. Например, превращение коридоров фурок и главное фойе; применение ордера во внешней архитектурной композиции здания, который охватил вестибюльную часть и объем зрительного зала, придав зданию иную монументальность и некоторую целостность внешнего вида. Проект реконструкции здания театра оперы и балета в Новосибирске затем разрабатывался в Москве архитектором Б. А. Гордеевым и В. С. Биркенбергом, по которому и было завершено строительство.

Технический проект реконструкции театра был утверждён в 1936 г. Зал его имел 2200 мест при общей кубатуре в 216 тыс. м3. Этот проект был завершён во 2-й архитектурно-проектной мастерской Моссовета, руководимой А.В. Щусевым.

Здание театра строилось в течение всех 30-х годов, иллюстрируя и даже в определённой степени знаменуя собой процесс изменения направленности архитектурного творчества в целом. Несмотря на сложность внешней декоративной оболочки сооружения, здание театра в силу его масштаба и профессионализма архитектуры является одним из ведущих и лучших в Новосибирске. Архитектурная культура и высокие инженерные достоинства здания сделали его известным в стране. Знаменит купол его (гладкая оболочка вращения) диаметром 55,5 м, имеющий толщину в среднем всего лишь 8 см. Купол с опорным кольцом у своего основания лежит свободно на круговой балке, которая в свою очередь покоится на опорах и связывает между собой внутренние железобетонные стойки радиально расположенных рам кулуаров, окружающих зрительный зал театра. Между опорным кольцом купола и круговой балкой проложено два слоя оцинкованной стали, смазанной тавотом. Но, к сожалению, красоту самой конструкции увидеть нельзя — она скрыта с внешней стороны металлической «фигурной» кровлей, уложенной по деревянным стропильным конструкциям и обрешётке; внутри устроен (исходя из условий акустики) подвесной плоский потолок с декоративной живописью по холсту, выполненной новосибирскими художниками И.И. Яниным, А.Н. Фокиным, А.М. Ивановым, Н.Г. Якубовским, А.А. Бертиком, О.А. Шереметинской. Лепные работы и скульптуру в театре выполнила скульптор и археолог В.Ф. Штейн.

Художник Е.Е. Лансере в 1935 г. в эскизах предлагал любопытную трактовку зрительного зала театра в виде гладкой полусферы с порталом сцены в форме арки с пышным «барочным» многослойным занавесом. Полусфера над рядами амфитеатра украшалась в проекте живописными мотивами садово-парковой ренессансной архитектуры — арочными портиками, вазами, скульптурами и пр. Е.Е. Лансере, видимо, стремился создать гладкой поверхностью полусферы иллюзию небесного свода, а всем декоративным живописным оформлением — ощущение эффекта пейзажа, то есть окружения амфитеатра зрительного зала естественным природным ландшафтом.

Но окончательно зрительный зал приобрёл характер некоего круглого перистиля, венчающего ярусы амфитеатра и ряды партера, между колоннами которого нашли себе место скульптурные гипсовые копии греческой и римской античной классики — Аполлоны, Дорифоры, Венеры и др., на фоне драпировок из красного бархата.

Основные конструкции здания возводились под техническим руководством инженера С.А. Полыгалина. Строительство театра — героическая страница труда сибирских строителей. Такие сложнейшие железобетонные конструкции, как купол зрительного зала, выполнялись впервые в Сибири, в суровых климатических условиях, при отсутствии механизации, квалифицированной рабочей силы, при остром дефиците необходимых строительных материалов. Все работы велись вручную, основным построечным транспортом был конный. Но все трудности были преодолены; на стройке здания выросли инженерно-технические кадры и сложился квалифицированный контингент рабочих-строителей, которые к 1941 г. довели сооружение театра почти до конца. Строительство было прервано Великой Отечественной войной.

С первых дней войны недостроенное здание театра оперы и балета приняло в свои стены ценности Третьяковской галереи, ленинградских Военно-Артиллерийского и Этнографического музеев, музеев-дворцов городов Пушкина и Павловска, Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, музеев Новгорода, Калинина, Севастополя (панорама "Оборона Севастополя" худ. Ф. А. Рубо, которую восстанавливали в Новосибирске реставраторы Третьяковской галереи). Все было бережно сохранено, и в 1944 г. культурные ценности стали возвращаться в свои города.

Еще в самые тяжелые дни войны осенью 1942 года правительство решает завершить сооружение театра оперы и балета в Новосибирске. К началу войны не была окончена постройка сценической части театра, левое крыло было выложено только в кирпиче. Предстояло установить опоры для пола сцены, площадь которого достигала 2 тыс. м2, изготовить и смонтировать все энергетическое оборудование здания и механическое оборудование сцены. Не хватало строительных материалов, рабочих рук, специалистов, средств, но новосибирцы преодолели все трудности. В 1943 г. были завершены основные строительные, монтажные и отделочные работы, и 5 февраля 1944 г. правительственная комиссия приняла главные помещения театра, признав их годными к эксплуатации, и передала здание дирекции Новосибирского государственного театра оперы и балета. Осталось неоконченным левое крыло театра, не была завершена отделка некоторых помещений, однако это не влияло на деятельность театрального коллектива (все строительные работы были закончены в середине 50-х гг.).

Перед новосибирцами предстал нарядный театр со зрительным залом-ротондой, имеющим диаметр 55,5 м (превосходящий размером знаменитую римскую античную ротонду - Пантеон, диаметр которой равнялся 43 м), высотой до подвесного потолка в 21 м, с числом кресел в зале 2200. Игровая сцена театра достигала ширины 32 м и высоты до колосников 28 м. Живопись плафона, большая люстра, сверкавшая бесконечными огнями, темное дерево ограждений ярусов, красный бархат обивки кресел и драпировок, на фоне которых красиво рисовались белые античные скульптуры, производили большое впечатление и создавали праздничное, приподнятое настроение. Здание не имело дорогой отделки, сверкающей бронзы и зеркал, густой лепнины, мраморов и другой богатой облицовки, какие можно найти в столичных и европейских театрах, но профессиональный вкус, строгость и простота архитектурных форм, присущих его интерьеру, просторы многих фойе, лестниц, вестибюлей придают ему своеобразие и яркую индивидуальность. Театр стал любимым зданием новосибирцев, их гордостью.

В 1953 г. было предложено перестроить главную площадь Новосибирска. Архитекторы Г. Ф. Кравцов, С. П. Скобликов, А. С. Михайлов предлагали перестроить и здание театра оперы и балета, возвести по южной и северной сторонам площади семиэтажные жилые дома, фланкирующие здание театра, а также башни жилых домов высотой до 70 метров, увенчанные шатровыми шпилями и вкомпонованные в общую застройку площади (за зданиями мэрии и учебным корпусом НГАХА). Проект был одобрен коллегией управления по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР. Однако в связи с изменением направленности в советской архитектуре после 1954 г. проекту не суждено было осуществиться, и тем самым было спасено от перестройки здание театра - интересный памятник архитектуры города, архитектурный его символ.

В 1954 г. закончилась достройка «северного крыла» театра оперы и балета, который функционировал уже девять лет с этой недостроенной частью здания. Работы по достройке театра велись по проекту архитектора К. Е. Осипова. Их качество было ниже, чем в целом по зданию. Кроме того, не выполнены некоторые элементы, разработанные в окончательном проекте сооружения. Не достроен портал входа в здание со стороны сквера за театром, не изготовлены и не установлены скульптуры над колоннадой главного портика театра и его нишах. Не построены пандусы-входы по сторонам здания, ведущие на второй этаж, в главные помещения театра: фойе и зрительный зал. Без этих элементов несколько упростилась и утеряла торжественность архитектура этого крупнейшего здания города.

 

Название: Дом Ленина (Филармония)

Датировка объекта: 1 января 1937 года

Месторасположение: Красный проспект 32

Автор: В. Гуляев

 

Дом Ленина (Филармония)

Новосибирская государственная филармония — крупнейшая концертная организация страны, основанная 1 января 1937 года. Каждый месяц Новосибирская филармония проводит около 60 концертов на различных площадках города, таких, как: Государственный концертный зал им. А. М. Каца, Камерный зал филармонии (Дом Ленина), Дом учёных Академгородка, ДК им. Горького, ДК им. Чкалова, ДК «Энергия» и других. Ежегодно коллективы филармонии дают более 2000 концертов в городе и области. Директор Новосибирской государственной филармонии — Татьяна Людмилина. Художественный руководитель — Владимир Калужский.

А теперь об истории строительства и создании Филармонии.

Дом Ленина на Красном проспекте, 32 в Центральном районе г. Новосибирска. Здание Дома-памятника В.И. Ленину признано памятником истории регионального (ранее - федерального) значения. В Новониколаевске борьба за идейно-выразительную архитектуру ярко проявилась при проектировании и строительстве Дома Ленина — здания-памятника В.И. Ленину.

Уже сама тема архитектурного объекта стала полем острой дискуссии и поисков новых средств выразительности, призванных отразить, в меру специфики архитектуры как искусства, новые идейные устремления времени.

Идея увековечения памяти В.И. Ленина вылилась в Новониколаевске в предложение о постройке на средства самих трудящихся Дома Ленина — центра распространения ленинских идей. Собрания рабочих и служащих принимали единодушные решения об отчислении однодневного заработка на строительство дома-памятника Ленину.

Первое постановление об увековечении памяти В.И. Ленина было принято на пленуме Новониколаевского губкома РКП (б) 10 февраля 1924 г. Тогда был создан фонд Ильича, открыты Дом крестьянина и Дом беспризорных его имени, принято решение построить на площади Дом народных собраний — будущий Дом Ленина. В Доме Ленина должны были разместиться партийные организации и центр пропаганды ленинских идей.

В феврале 1924 г. губком партии поручил городским инженерам-строителям разработку проекта Дома Ленина с залом на 2,5-3 тыс. человек, стоимостью не выше 100 тыс. рублей золотом. Проект был создан в короткие сроки. Но проектировщики подошли к решению задачи чрезвычайно утилитарно, трактуя здание-памятник как обычный клуб. Подобный подход к замыслу сооружения встретил горячие возражения со стороны деятелей искусств, художников, журналистов, которые хотели видеть Дом Ленина не обычным клубом, а центром «средоточия жизни», вокруг которого «складывается жизнь коллектива и без которого не мыслится никакая общественная жизнь». Высказывались пожелания, чтобы «в каждом углу этого дома чувствовалось бы дыхание творческой мысли Ленина и заметно ощущалось бы биение его живой жизни, чтоб, войдя в этот дом, каждый сразу начинал проникаться коммунистическим сознанием, чтобы здесь всемерно «будировался бы Ленинизм» ( «Советская Сибирь» 16 марта 1924 года).

Предлагали возвести сооружение с «колоссальным залом» на несколько тысяч человек — для митингов, собраний и т. п., с библиотекой трудов В.И. Ленина и трудов по ленинизму. Высказывались пожелания о том, чтобы Дом Ленина стал центром информации, в котором бы разместились редакции газет, радиостанция и телеграф, чтобы на его фасаде был устроен огромный экран, который в вечернее время путем световых надписей кинематографа передавал бы последние известия. А станция прожекторов, расположенная на доме, должна была проецировать «на облака» световые надписи — лозунги дня. Дом Ленина предлагали построить над братской могилой 104-х погибших в борьбе с колчаковщиной, возведя над ней «особый зал, украшенный чёрными знаменами, мемориальными досками, портретами павших, чтобы могилы павших за дело, на которое их всю жизнь вдохновлял В.И. Ленин», вошли бы в основание, в «базис» памятника Ленину.

В архитектуру здания художник В. Гуляев считал необходимым положить «основной принцип современности, экономики и наибольшей целесообразности» и лозунг «Пролетариат — творец будущего, а не наследник прошлого». В. Гуляев говорил, что Дом Ленина должен быть таким, который даёт представление не об «излишестве и расточительном изяществе», а об «осмысленной простоте, обаятельной по своему выразительному величию». Художник А. Иванов предлагал широко использовать синтез искусств: архитектуры, скульптуры и живописи, «отвечающий целям просвещения пролетарских масс в духе Ленинизма», отказаться от украшений «в виде классических шаблонов».

«Синтез искусств» понимался художниками широко: «Нет живописи без пространственного понимания формы, нет ваяния без архитектонической и живописной культуры, нет архитектуры без живописи и пространства. В разработке проекта и постройке должны в одинаковой мере принять участие архитектор, скульптор и живописец. Это, конечно, не значит, что здание, спроектированное и выстроенное архитектором, должно быть расписано живописцем и украшено лепкой. Именно при таком положении дела, столь обычном в прежнее время, не может быть и намёка на какой-либо синтез. Самый проект, самый подход к плану, материалу, организации этих материалов должны одинаково прорабатываться ими всеми и удовлетворять их всех, форма реалистического овеществления личности современным передовым искусством уже изжита...». Художники предлагали даже находящуюся «тут же рядом электрическую станцию примкнуть к Дому Ленина, как одно из крыльев здания. Это даст возможность Дому Ленина давать от себя св

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...