Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






А теперь вы можете сделать фотографии и мы с вами переходим к следующему экскурсионному объекту.

Мы подошли с вами к 100-квартирному дому.(предварительный осмотр)

Жилой дом облисполкома в Новосибирске (крайисполкома, Дома Советов), он же 100-квартирный дом по Красному проспекту, 16 в Центральном районе г. Новосибирска. Дом признан памятником архитектуры федерального значения. Архитекторы: А.Д. Крячков и В.С. Масленников. 1932-1937 гг.

Использовать Портфель экскурсовода.

Посмотрите фотографии строительства 100-квартирного дома.

 

На Международной выставке искусств и техники в Париже в 1937 году дом был отмечен Дипломом I степени, золотой медалью и премией «Гран-при». (экскурсионная справка)

Главный фасад, выходящий на Красный проспект, решен симметрично. Центральная часть основания по главному фасаду оформлена тяжелой стилизованной колоннадой. Центральная часть главного фасада подчеркнута протяженными лентами балконов по третьему и седьмому этажам и расчленена по вертикали ритмом лопаток-пилястр, между которыми в уровне шестого этажа размещены декоративные розетки. Посмотрите на вершину здания, Аттиковый этаж с небольшими прямоугольными окнами, чередующимися с узкими нишами, имитирующими очертания окон, венчается легким карнизом. В отделке фасадов применена цветная штукатурка. Цветовое решение основано на сочетании охристо-желтого, песочного и коричневого цветов.

Стоквартирный дом - одно из самых значительных, выполненных с высочайшим архитектурным профессионализмом, жилых зданий 1930-х годов, яркий пример постконструктивистских «неоклассических» поисков архитектурной стилистики.(Описание)

Итак, двигаемся с вами дальше. К следующему экскурсионному объекту.

 

Мы находимся у Здания Сибревкома.(Предварительный осмотр)

Здание Сибревкома (сейчас - здание Новосибирской картинной галереи) по Красному проспекту, д. 5 в центральном районе г. Новосибирска построено архитектором А.Д. Крячковым в 1925-1926 гг. Здание признано памятником архитектуры федерального значения.

В композиции плана, объема и фасада еще просматривается неоклассицизм, но в деталях можно видеть приемы модерна. Как раз и здесь мы наблюдаем с вами эклектику. Модернистский характер деталей и общей композиции преобладает на торцевых фасадах, в то время как главный фасад своими членениями и пропорциональными соотношениями ближе к неоклассицизму.

Давайте с вами подойдём к входу в здание .Красив вход в здание, слегка выгнутый из плоскости центральной части фасада с двумя «египетскими» колоннами, поддерживающими антаблемент над нишей входа. Эти колонны представляют собой гранитные монолиты (исключая капители), привезенные с Алтая, из Колыванской камнешлифовальной фабрики.

Стремясь подчеркнуть общественное и правительственное назначение здания, автор применил в композиции фасада объемную структуру, хотя и несколько странно разместив её. Замечательный сибирский скульптор Р. С. Надольский изваял для этого здания фигуры рабочего и крестьянина в полтора человеческого роста, с атрибутами их труда. Фигуры имеют реалистическую трактовку, энергичную моделировку. Посмотрите пожалуйста наверх здания. Фигуры установленные на значительной высоте (выше третьего этажа), опираясь, в своем движении на аттик центральной части фасада. Центральная ось главного фасада подчеркнута куполом, который возвышается над ризалитом, завершенным ступенчатым массивным аттиком. Стены первого этажа всего здания рустованные, стены крыльев второго и третьего этажей оформлены плоскими прямоугольными пилястрами в два этажа. (Описание)

На этом наша экскурсия подошла к концу, спасибо вам за то приняли участие.

Мы надеемся, вы узнали много нового, интересного, и познавательного для себя. И теперь вы будете ещё сильнее гордиться своим городом. Сейчас вы можете сделать фотографии. Спасибо ещё раз за внимание. Всего Вам доброго!

 

Квест-экскурсия по Центральному району г.Новосибирска.

Авторы: Глухова Анастасия, Королёва Марина, Кофанов Александр.

Визитная карточка квеста

Возрастная категория участников: от 18 лет.

Экскурсионный маршрут (карта-схема, с объектами на маршруте и названиями квест-заданий)

 

Объекты:

1 - «Старт» - НГАХА

2 - памятник Ленину и оперный театр

3 –филармония

4– дом под строкой

5 – Русско-азиатский банк

6– памятник Крячкову, 100 квартирный дом

7– Сибревком

8– дом с часами

9– кинотеатр Маяковского

10 - «Финиш» - часовня во имя Святого Николая Чудотворца

Цель квест-экскурсии: укрепить профессиональные и личные отношения между сотрудниками, повысить эффективность работы компании. Игра направлена на построение слаженной команды, способной на быструю мобилизацию и эффективное решение задач через раскрытие потенциала каждого участника.

•Создание из коллектива группы единомышленников.

•Снижение конфликтности в коллективе.

•Активизация профессионального потенциала сотрудников и коллектива в целом.

•Освоение эффективных методов принятия совместных решений.

•Повышение слаженности и креативности команды.

•Налаживание эффективных межличностных взаимоотношений между участниками.

•Поднятие «боевого духа» команды, возможность оценить силы команды в решении различных нестандартных задач.

•Просто отдых, переключение, разрядка, возможность неформального общения.

 

«Городской квест» - активная программа, направленная на то, чтобы люди узнали что-то новое о своем городе или что-то давно забытое старое, но интересное. Квест может быть проведен как для студентов и работников организаций города Новосибирска, с целью повышения знаний о своем городе и сплочения коллектива, так и для приезжих, с целью ознакомления с городом (вместо полноценной экскурсии).

Организационное содержание квест-экскурсии.

1.В игре участвуют две команды по 5 человек.Руководитель вручает капитанам команд по конверту, в которых находятся маршрутные листы (схема маршрута не прилагается). Экскурсия проходит отдельно от квеста (сначала экскурсия, потом квест).

2.Далее команды начинают движение по станциям, выполняя задания и продвигаясь по маршруту.

3.Участники выполняют десять заданий на маршруте, заполняя маршрутный лист.

4.По условиям игры каждая команда пойдет по одному и тому же маршруту в одном направлении.

5.Этот путь с десятью этапами (станциями) представляет собойломаную линию.

6.На протяжении всего квеста руководитель следит за двумя командами. После выполнения каждого задания участники отдают листы с ответами руководителю (вне зависимости от правильности ответа), после чего руководитель озвучивает верный ответ для закрепления знаний.

7.Выигрывает команда, которая даст наибольшее количество правильных ответовза короткое время и передаст руководителю маршрутный лист с выполненными заданиями.

8.Оценивается не только какая из команд первой закончила маршрут, но и качество выполнения заданий на станциях (определяемое суммой баллов).

Описание квеста:

Сотрудникам ФСБ пришла информация о том, что в городе Новосибирске террористы спрятали бомбу, способную уничтожить половину города. Точное месторасположение бомбы неизвестно. Известна только точка последнего местонахождения террористов. Для предотвращения апокалипсиса ФСБ отправило 2 отряда своих лучших агентов, предупредив, что до взрыва бомбы осталось 2 часа.

 

Список этапов:

1 Этап:

Экскурсионный объект (НГАХА)

Экскурсионная часть:

Тренинговая часть: Участники собираются в назначенном месте для того, чтобы приступить к началу игры. У НГАХи их ждет агент, который отдает им записку. В ней сказано:«Имя этого человека увековечено в нашем городе в нескольких знаковых объектах, если вы подойдете к нему, то сзади увидите здание, которое является визитной карточкой города (оно представлено на многих иллюстрациях, магнитах, кружках и др. сувенирах Новосибирска; построено в 1931году) с 12 колоннами, подойдя к шестой колонне вы получите следующую подсказку»

Ответ: нужно найти памятник Ленину, сзади которого располагается оперный театр.

2 Этап:

Экскурсионный объект (памятник Ленину, оперный театр)

Экскурсионная часть:

Тренинговая часть: Подойдя к колонне участники получают от руководителя фотографию с надписью:

«Найдите здание, на котором находится музыкальная арфа. Раньше это здание носило имя великого человека»

Ответ: Новосибирская филармония (ранее Дом Ленина)

3 Этап:

Экскурсионный объект (филармония)

Экскурсионная часть:

Тренинговая часть:У филармонии руководитель отдает командамлисток, на котором написано: «Жилое здание, место проживания + Ступенька для входа в вагон (автомашину, экипаж), лишившаяся ноги + Ряд слов, букв или иных знаков, написанных в одну линию». Верно разгаданные слова укажут вам путь к следующему объекту.

Подсказка: построен в 1953 году по проекту архитектора Г. Ф. Кравцова. Жилой дом является типичным представителем советской послевоенной архитектуры, выполнен в формах классицизма, приспособленных к конструктивно-тектонической основе многоэтажного жилого здания. Дом признан памятником архитектуры регионального значения.

Ответ: дом + подножка, лишившася ноги без «ножка» - под + строка = дом под строкой

4 Этап:

Экскурсионный объект (дом под строкой)

Экскурсионная часть:

Тренинговая часть: Руководитель описывает здание командам: «Раньше в этом здании проводились банковские операции, осуществлялся импорт и экспорт шёлка, хлопка, чая, леса. Архитектура здания является примером эклектичного использования декоративных элементов разных стилей, переработанных для неоштукатуренной кирпичной стены. Здание имеет два надземных этажа и цокольный.»

Ответ: дом под строкой

5 этап:

Экскурсионный объект(Русско-азиатский банк)

Экскурсионная часть:

Тренинговая часть: Руководитель дает командам диск с надписью маркером: «уцрфретвцктхлфжмвожппрерохищкпхпвцрпжяфрерйёвпкб» (в этом вам поможет Цезарь). На диске играют 2 песни: «100 шагов назад» и «Квартира в Москве» (угадайте какое здание зашифровано в 2х песнях). Расшифруйте записку и название здания из песни.

Ответ: Здание, которое складывается из песни – 100квартирный дом. Задание, которое разгадывается при помощи шифра Цезаря звучит так: сфотографируйте каменного мужчину на фоне этого здания (около 100 квартирного дома стоит памятник Крячкову).

6 этап:

Экскурсионный объект (памятник Крячкову, 100 квартирный дом)

Экскурсионная часть:

Тренинговая часть:На этой фотографии архитектор и скульптор этого здания (снизу), а выше находятся скульптуры, которые по сей день украшаю его крышу. Построено в 1925-1926г. Главный вход, размещенный в нише ризалита, подчеркнут монолитными гранитными колоннами, поддерживающими небольшой балкон над входом. Лестница перед парадным входом фланкирована столбами в виде обелисков, первоначально служивших для освещения входного узла.

Ответ: Сибревком

 

7 этап:

Экскурсионный объект (Сибревком)

Экскурсионная часть:

Тренинговая часть: Руководитель дает участникам конверт с иллюстрациями, с помощью которых они должны разгадать здание.

Ответ: дом с часами

8 этап:

Экскурсионный объект (дом с часами)

Экскурсионная часть:

Тренинговая часть: руководитель рассказывает командам стихотворение:

«Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?»

Это здание получило свое название в честь автора этого стихотворения

Ответ: Кинотеатр Маяковского

9 этап:

Экскурсионный объект (кинотеатр Маяковского)

Экскурсионная часть:

Тренинговая часть: подойдя к кинотеатру руководитель включает командам запись, на которой они слышат повторяющееся сообщение: «На связи Новосибирск – центр державы. В эфире выпуск сладкого телевизионного шоу. «Салют» будет с того самого места, что изображено на снимке. С вами был я: Святой Николай, да поможет вам чудо»

Ответ: Новосибирские конфеты «Центр державы», на ней часовня Святого Николая Чудотворца, подойдя к которой участники найдут свой приз.

10 этап:

Экскурсионный объект (часовня Святого Николая Чудотворца)

Экскурсионная часть:

Тренинговая часть: подойдя к часовне руководитель дает участникам закрытую коробку, на которой написано: ключом к коробке является 4х-значный код (дата начала строительства часовни).

Подсказка: 20 век, в этот год в России была война.

Ответ: 1914 (Гражданская и Первая Мировая война)

 

Контрольный текст экскурсии

Красный Проспект — это главная улица Новосибирска, проложенной от берега Оби почти до городского аэропорта. На Красном проспекте находится большая часть архитектурных объектов Новосибирска: от собора Александра Невского и восстановленной часовни Николая Чудотворца (именно она считалась «центром империи») до Дома Ленина, в котором помещается Новосибирская филармония. На Красном всегда оживленное движение и большие пробки. Не такие, как в двух первых столицах, но вполне серьезные. Вообще-то на Красном проспекте становится ясно, что клише вроде «местная Тверская» или «местный Невский» лучше забыть. Сибирская столица выглядит по-своему.

Главная магистраль Новосибирска – Красный проспект – проходит по территории Центрального и Заельцовского районов. Являясь одной из первых улиц города, проспект имеет свою уникальную историю и по праву может считаться музеем под открытым небом. Выход к Красному проспекту осуществляется со станций метро «Площадь Ленина», «Красный проспект», «Гагаринская», «Заельцовская».

Проспект был включён в план посёлка Ново-Николаевска в 1896 году. С этого времени началась прокладка будущей главной улицы поселения, получившего статус города в 1903 г. Первоначально проспект был назван в честь императора Российской империи Николая II. В 1920 году Николаевский проспект был переименован в Красный.

В начале XX столетия ведётся активная застройка центральной улицы. В 1911 году на Новой Базарной площади (ныне площадь Ленина) был возведён Городской торговый корпус. Сегодня здесь располагается Новосибирский краеведческий музей. В 1915 году состоялось торжественное открытие часовни Святого Николая, которая разрушили в 1930 году. Часовня была восстановлена к 100-летнему юбилею Новосибирска и сегодня считается одним из символов города.

Красный проспект, протяжённостью около 7 км, является средоточием достопримечательностей и архитектурных памятников Новосибирска. Здесь старинные здания чередуются с постройками современного периода – торговыми центрами, различными общественными заведениями. Особым украшением улицы является сложный и уникальный архитектурный комплекс Новосибирского театра оперы и балета.

 

Новосибирская Государственная Архитектурно-Художественная Академия.

К 1925 году в Новосибирске по проекту А. Д. Крячкова на углу ул. Семипалатинской (ныне ул. Орджоникидзе) и Красного проспекта, с выходом главного фасада на проспект, было построено здание Государственных учреждений Сибири, получившее название Сибирского подворья.

Проект здания Госучреждений. 1923 год. Арх. А.Д. Крячков

Оно заняло всю сторону квартала, выходящего на Красный проспект. В первоначальном проекте здание было четырехэтажное, в его полуподвалах размещались складские помещения для магазинов. Первый этаж отводился под государственные учреждения Сибири, второй — для Государственного банка СССР. Однако уже в процессе возведения сооружения из-за организационных и материальных трудностей ведения строительства планы пришлось изменить. Был составлен проект на строительство здания как двухэтажного, но с условием дальнейшей его достройки до четырех этажей. Здание Госучреждений называли также и «железобетонным домом», так как внутренний каркас его состоял из стоечно-балочной монолитной железобетонной конструкции, а ограждающие его по периметру стены были кирпичными.

В плане здания организующую роль играли входные вестибюли с лестницами. Они объединяли три группы помещений правого и левого крыльев со срединной частью П-образного плана. От вестибюлей в крыльях первого этажа выходили в коридоры служебные помещения, а в средней части находились торговые залы. Такая же структурная схема была и на втором этаже, где размещался банк. Интерьер второго этажа имел строгую обработку, где барьеры операционного зала были сделаны из темного полированного дерева. Стеклянные ограждения рабочих мест служащих банка и строгая изящная осветительная арматура были единственными украшениями этого зала. Но вот парадокс: железобетонные опоры, идущие вдоль помещения посредине зала, были декорированы под дорический ордер греко-эллинистической формы с каннелюрами, а капители колонн украшены небольшими розетками. А. Д. Крячков не мог еще допустить в архитектуру обнаженную железобетонную конструктивную форму, находя ее неэстетичной!

Музей истории архитектуры и архитектурного образования Сибири своим появлением обязан Сергею Николаевичу Баландину (1930-2004), доктору архитектуры, ветерану труда, почетному академику РААСН, заслуженному архитектору РФ, автору книг по архитектуре Новосибирска, театра оперы и балета, трудов о каменном и деревянном зодчестве, о выдающихся архитекторах Сибири.

Профессор С.Н. Баландин долгие годы методично собирал материал, сначала для своих научных трудов, лекционной деятельности, затем уже с мыслью о будущем музее - для студентов, аспирантов, архитекторов Сибири. Идея создания такого музея принадлежала его наставнику, заслуженному деятелю науки и техники, доктору технических наук, профессору архитектуры, заслуженному деятелю науки и техники А.Д. Крячкову (1876-1950). Зародилась она в 1916 г. в стенах Томского технологического института, где преподавал Андрей Дмитриевич. Для реализации им был предпринят ряд экспедиций по Томской губернии, сбор первых материалов для будущих музейных фондов.

Фондами сегодняшнего музея являются вещественные и изобразительные источники: бережно сохраненные курсовые, дипломные, конкурсные проекты, начиная с 1924 года; мемориальные предметы, относящиеся к археологии, архитектуре Сибири, деревянному зодчеству; чертежи, рисунки, тысячи фотографий, негативов, труды нескольких поколений сибирских архитекторов, педагогов и выпускников архитектурной школы Сибири, сформированные в тематические коллекции.

В трех залах музея собраны материалы по архитектуре, искусству, истории, археологии Сибири. В первом зале находятся материалы по истории архитектурного образования в Сибири. Во 2-м зале представлены экспозиции по деревянному зодчеству, истории образования Новониколаевска-Новосибирска, культовой архитектуре Сибири, истории проектирования и строительства театра оперы и балета. Экспозиции третьего зала посвящены педагогам - основателям архитектурной школы Сибири.

Весь архив музейного собрания в 1995 г. был передан профессором С.Н. Баландиным в образованный в 1989 году ВУЗ - Новосибирский государственный архитектурный институт, который "вырос" из архитектурного факультета НИСИ им. В.В. Куйбышева (НГАСУ). Сегодня это - Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия.

Внешне архитектура здания Госучреждений была разрешена в крупном масштабе, с большими оконными проемами на обоих этажах. Торцы крыльев, выходящие на Красный проспект, имели низкие третьи этажи, каждый из которых был прорезан огромными арочными окнами с импостами со стороны проспекта. Этот композиционный мотив в крайне схематизированной форме в общем строе фасада сохранился от неоклассицизма. Но в целом архитектурная направленность сооружения относилась к приемам рационалистического модерна. Ряд пилястр-лопаток в простенках между окнами придавал фасаду монументальный вид и создавал ритмическую повторяемость крупных форм, свойственных общественному зданию. По первому этажу фасада эффектно выдавались из его плоскости трехгранные эркера-витрины, пластически разнообразя его ритмические ряды. Линейность скупого декора строго геометрических форм сооружения — лопаток, карнизов, балюстрады, оконных переплетов — уводит к реминисценциям архитектуры модерна в духе И. Ольбриха. А. Д. Крячков, как было указано в удостоверении на его имя, выданном Сибревкомом, являлся «ответственным техническим руководителем всеми строительными работами при постройке зданий Госучреждений», и он с успехом довел его до конца. На строительстве здания с ним сотрудничал прораб инженер И. С. Косицин, высококвалифицированный специалист-строитель. В 1935—1937 годах здание Госучреждений было надстроено архитектором С. И. Игнатовичем с изменением внешней архитектуры сооружения.

Архитектор С. И. Игнатович применил во внешней декорации здания пилястры высотой в три этажа, поставив их на рустованный первый этаж, и увенчал здание высоким аттиком. Сооружение приобрело необычную «барочную» тяжеловесность и преувеличенную монументальность из-за большой величины пилястр, высокой рельефности рустов и схематичности в рисунке ордерных форм.

В дальнейшем в этом здании находилась Новосибирская высшая партийная школа, сейчас – Новосибирская Государственная Архитектурно-художественная Академия.

 

Памятник В.И. Ленина.

Памятник В. И. Ленину расположен на главной площади города Новосибирска – площади Ленина. Установлен напротив Новосибирского Театра Оперы и Балета.

Памятник установили 5 ноября 1970 года, в честь 53-х летия со дня Великой Октябрьской социалреволюции и векового юбилея самого Владимира Ильича. Многофигурная (бронза) композиция памятника придала площади определенную законченность, новые масштабные соотношения, обогатила ее пространственное содержание.

Изваяние Ленина в полный рост выполнено из бронзы и весит 10 тонн, целиком памятник достигает 6,5 метров, пьедестал сложен отполированным гранитом.

Архитектурная композиция составлена несколькими фигурами, центральной является Ленин, справа от него возвышаются рабочий, солдат и крестьянин – символы революционного движения; по левую сторону установлены юноша и девушка с факелом и колосьями соответственно – символы преемственности поколений. Авторами памятника явились Бродский, Покровский, Скобликов и Бурханов.

Монумент В.И. Ленина с 4 декабря 1974 года охраняется государством. Интересно, что другие фигуры, установленные единовременно с памятником Ленину, не удостоились такой же чести.

В наши дни многие ратуют за перенос самого масштабного памятника Ленину в пределах Новосибирска. Причиной служит спрятавшийся за спиной народного вождя оперный театр, жители считают, что Ленин мешает любоваться прекрасным зданием театра. Но в силу того, что памятник является федеральным, решение о его судьбе могут принять лишь соответствующие органы федерального масштаба.

А пока что монумент В.И. Ленину остается одним из основных памятников города Новосибирска.

Новосибирский Государственный театр Оперы и Балета.

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета построен как Дом Науки и Культуры (ДНиК) по новой технологической схеме синтетического театра планетарно-панорамного типа художника М.И. Курилко и архитектора Т.Я. Бардта по проекту архитектора Л.З. Гринберга.

Железобетонные конструкции купола разработаны профессором П.Л. Пастернаком при участии инженера-расчетчика Б.Ф. Матэри, основания и фундаменты - при консультации профессоров В.К. Дмоховского и А.Д. Крячкова.

Здание реконструировано под театр оперы и балета во 2-й архитектурно-планировочной мастерской Моссовета по проекту архитекторов А.Б. Куровского, B.C. Биркенберга и Б.А. Гордеева по технологическому варианту архитектора Г.М. Данкмана, инженерные расчеты конструкций зданий выполнены инженером Л.М. Гохманом.

Строительство осуществлено под архитектурно-техническим руководством инженера С.А. Полыгалина и архитекторов Б.А. Гордеева, Н.И. Болотина и Б.И. Дмитриева. Монументально-декоративные работы выполнены художниками А.А. Бертиком, А.Н. Фокиным, A.M. Ивановым и И.И. Яниным при участии художников О.А. Шеремитинской, П.Г. Якубовского, П.Ивакина, В.Огородникова и М.Л. Кременского, скульпторами В.Ф. Штейн и К.И. Крюнталем при участии В.А. Ковшова.

Начало строительства - 22 мая 1931 года, открытие театра - 12 мая 1945 года.

Здание театра является памятником архитектуры и охраняется государством».(Здание признано памятником архитектуры федерального значения.

Энтузиазм и желание новосибирцев видеть свой город центром индустрии, науки и культуры нашли яркое воплощение в строительстве «большого театра Сибири», идея сооружения которого возникла ещё в 1925 г.

Зародившаяся идея постройки театра через некоторое время приобрела «сибирский» размах. Уже в 1929 г, было решено, что театр будет входить в комплекс Дома Науки и Культуры (ДНК). Программа на проектирование была составлена особым комитетом содействия под председательством В.Д. Вегмана — старого большевика, партработника и журналиста. Созданию в Новосибирске Дома Науки и Культуры придавали краевое значение. ДНК должен был, как писали газеты того времени, всем объёмом своей работы «помогать рабочим районам края и в особенности Кузбассу в развёртывании и улучшении постановки всей культурно-массовой и научно-популяризаторской работы».

Сам театр в составе ДНК понимался как «наиболее доступное орудие пропаганды идей социализма, идей социалистического строительства».

В 1930 г. были получены 5 проектов из Ростова-на-Дону из числа премированных на конкурсе проектов театра для Ростова. Особенный интерес вызвали проекты В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха и Г.Б. и М.Г. Бархиных. Тем не менее скоро (в августе 1930 г.) было окончательно решено строить «совершенно новый» театр по системе «тео-масс», предложенный художником-конструктором Большого театра СССР профессором М.И. Курилко и архитектором Т.Я. Бардтом.

Театр представлялся весьма сложным сооружением как в архитектурно-строительном отношении, так и с точки зрения задуманной его механизации. Аппаратуры, которой должен был быть оснащён театр, ещё не существовало, и её нужно было конструировать. Однако никакие сложности строительства не могли поколебать решимость сибиряков иметь такой театр. В группу проектировщиков вошел А.3. Гринберг, который и осуществил архитектурно-строительную часть проекта по эскизам М. Курилко и Т. Бардта. По этому проекту зал театра имел около трёх тысяч мест и на сцене размещалась тысяча мест. Освещение зрительного зала предполагалось сделать отражающимся от купола, без плафонов, люстр, бра и т.п. Помещение под амфитеатром использовалось под устройство двух рядов движущихся круговых платформ (фурок). Поэтому перед зрителем могли появляться «с улицы» автомобили или экипажи, проходящие со «своей» скоростью или, при помощи самих фурок, с той же скоростью идущих назад. Сцена театра представляла собой поворотный круг радиусом в 12 м и также заряжалась при помощи фурок. Здание было огромным: объём его составлял 220 тыс. м3, высота в высшей точке достигала 40 м.

В 1933 году перед комитетом содействия строительству Дома Культуры и Науки в Новосибирске встала проблема стилевого изменения его архитектуры из-за изменения концепций советского зодчества, вернее, «возобладавшей классицистической системы мышления в архитектуре» (К этому времени ДКиН был уже возведен во всех своих строительных объемах.) 13 января 1933 года было созвано совещание при заместителе председателя Крайисполкома по вопросу нового архитектурного «оформления» здания ДКиН. Комитет содействия строительству участвовал в этом совещании с группой новосибирских архитекторов и инженеров, которые подвергли резкой критике архитектуру ДКиН, требуя изменения как его планировочной структуры, так и внешней стилизации архитектуры.

От архитектурной секции Комсода рецензентом выступил профессор А. Д. Крячков, приехавший из Томска на совещание. Андрей Дмитриевич считал большой ошибкой, что проект ДКиНа создавался «не путем» конкурса, как это было при проектировании синтетического театра на 3000 зрителей для Харькова или театра на 3000 зрителей для Свердловска. При этом он отметил, что проект был «поручен большому архитектору... и по внешней оформленной перспективе это видно для всех». А. Д. Крячков выразил сомнение в целесообразности размещения здания ДКиН в центре города: «...будущая пятилетка создаст такое движение в Новосибирске, что мы вечером, желая отдохнуть, окажемся почти без чистого воздуха, так как здесь будет движение автомобилей и т. д.

5 июня 1933 года был объявлен конкурс на «архитектурное оформление фасада ДКиН» по программе, составленной «на основании идейной установки», данной Т. Я. Бардтом и М. И. Курилко, первоначальных авторов театра, наряду с А. 3. Гринбергом.

Конкурс был объявлен «двухстепенным» для углублённой разработки проблемы его новой архитектуры. В конкурсе участвовали архитекторы Новосибирска и Томска, из Москвы поступил проект архитекторов Г. П. Гольца, М. П. Парусникова и И. Н. Соболева. Участвовал в конкурсе и автор первоначального проекта здания ДКиН (театра) А. 3. Гринберг

Жюри присудило проекту А. Д. Крячкова третью премию (первую получил проект Г. П. Гольца, М. П. Парусникова и И. Н. Соболева). В дальнейшем проектировании здания ДКиН, которое уже трансформировалось в здание театра традиционной сценической технологии, были приняты некоторые предложения из проекта А. Д. Крячкова. Например, превращение коридоров фурок и главное фойе; применение ордера во внешней архитектурной композиции здания, который охватил вестибюльную часть и объем зрительного зала, придав зданию иную монументальность и некоторую целостность внешнего вида. Проект реконструкции здания театра оперы и балета в Новосибирске затем разрабатывался в Москве архитектором Б. А. Гордеевым и В. С. Биркенбергом, по которому и было завершено строительство.

Технический проект реконструкции театра был утверждён в 1936 г. Зал его имел 2200 мест при общей кубатуре в 216 тыс. м3. Этот проект был завершён во 2-й архитектурно-проектной мастерской Моссовета, руководимой А.В. Щусевым.

Несмотря на сложность внешней декоративной оболочки сооружения, здание театра в силу его масштаба и профессионализма архитектуры является одним из ведущих и лучших в Новосибирске. Архитектурная культура и высокие инженерные достоинства здания сделали его известным в стране. Знаменит купол его (гладкая оболочка вращения) диаметром 55,5 м, имеющий толщину в среднем всего лишь 8 см. Купол с опорным кольцом у своего основания лежит свободно на круговой балке, которая в свою очередь покоится на опорах и связывает между собой внутренние железобетонные стойки радиально расположенных рам кулуаров, окружающих зрительный зал театра. Между опорным кольцом купола и круговой балкой проложено два слоя оцинкованной стали, смазанной тавотом. Но, к сожалению, красоту самой конструкции увидеть нельзя — она скрыта с внешней стороны металлической «фигурной» кровлей, уложенной по деревянным стропильным конструкциям и обрешётке; внутри устроен (исходя из условий акустики) подвесной плоский потолок с декоративной живописью по холсту, выполненной новосибирскими художниками И.И. Яниным, А.Н. Фокиным, А.М. Ивановым, Н.Г. Якубовским, А.А. Бертиком, О.А. Шереметинской. Лепные работы и скульптуру в театре выполнила скульптор и археолог В.Ф. Штейн.

Художник Е.Е. Лансере в 1935 г. в эскизах предлагал любопытную трактовку зрительного зала театра в виде гладкой полусферы с порталом сцены в форме арки с пышным «барочным» многослойным занавесом. Полусфера над рядами амфитеатра украшалась в проекте живописными мотивами садово-парковой ренессансной архитектуры — арочными портиками, вазами, скульптурами и пр. Е.Е. Лансере, видимо, стремился создать гладкой поверхностью полусферы иллюзию небесного свода, а всем декоративным живописным оформлением — ощущение эффекта пейзажа, то есть окружения амфитеатра зрительного зала естественным природным ландшафтом.

Но окончательно зрительный зал приобрёл характер некоего круглого перистиля, венчающего ярусы амфитеатра и ряды партера, между колоннами которого нашли себе место скульптурные гипсовые копии греческой и римской античной классики — Аполлоны, Дорифоры, Венеры и др., на фоне драпировок из красного бархата.

Основные конструкции здания возводились под техническим руководством инженера С.А. Полыгалина. Строительство театра — героическая страница труда сибирских строителей. Такие сложнейшие железобетонные конструкции, как купол зрительного зала, выполнялись впервые в Сибири, в суровых климатических условиях, при отсутствии механизации, квалифицированной рабочей силы, при остром дефиците необходимых строительных материалов. Все работы велись вручную, основным построечным транспортом был конный. Но все трудности были преодолены; на стройке здания выросли инженерно-технические кадры и сложился квалифицированный контингент рабочих-строителей, которые к 1941 г. довели сооружение театра почти до конца. Строительство было прервано Великой Отечественной войной.

С первых дней войны недостроенное здание театра оперы и балета приняло в свои стены ценности Третьяковской галереи, ленинградских Военно-Артиллерийского и Этнографического музеев, музеев-дворцов городов Пушкина и Павловска, Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, музеев Новгорода, Калинина, Севастополя (панорама "Оборона Севастополя" худ. Ф. А. Рубо, которую восстанавливали в Новосибирске реставраторы Третьяковской галереи). Все было бережно сохранено, и в 1944 г. культурные ценности стали возвращаться в свои города.

Еще в самые тяжелые дни войны осенью 1942 года правительство решает завершить сооружение театра оперы и балета в Новосибирске. К началу войны не была окончена постройка сценической части театра, левое крыло было выложено только в кирпиче. Предстояло установить опоры для пола сцены, площадь которого достигала 2 тыс. м2, изготовить и смонтировать все энергетическое оборудование здания и механическое оборудование сцены. Не хватало строительных материалов, рабочих рук, специалистов, средств, но новосибирцы преодолели все трудности. В 1943 г. были завершены основные строительные, монтажные и отделочные работы, и 5 февраля 1944 г. правительственная комиссия приняла главные помещения театра, признав их годными к эксплуатации, и передала здание дирекции Новосибирского государственного театра оперы и балета. Осталось неоконченным левое крыло театра, не была завершена отделка некоторых помещений, однако это не влияло на деятельность театрального коллектива (все строительные работы были закончены в середине 50-х гг.).

Перед новосибирцами предстал нарядный театр со зрительным залом-ротондой, имеющим диаметр 55,5 м (превосходящий размером знаменитую римскую античную ротонду - Пантеон, диаметр которой равнялся 43 м), высотой до подвесного потолка в 21 м, с числом кресел в зале 2200. Игровая сцена театра достигала ширины 32 м и высоты до колосников 28 м. Живопись плафона, большая люстра, сверкавшая бесконечными огнями, темное дерево ограждений ярусов, красный бархат обивки кресел и драпировок, на фоне которых красиво рисовались белые античные скульптуры, производили большое впечатление и создавали праздничное, приподнятое настроение. Здание не имело дорогой отделки, сверкающей бронзы и зеркал, густой лепнины, мраморов и другой богатой облицовки, какие можно найти в столичных и европейских театрах, но профессиональный вкус, строгость и простота архитектурных фо<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...