Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение средств измерений для технического контроля

Технический контроль есть один из видов контроля качества. Если в пищевой промышленности часто применяют органолепти-ческий (основанный на использовании органов чувств) контроль вкуса, цвета, запаха продуктов, в машиностроении для контроля изделий чаще применяют специальные технические средства.

Технический контроль точности соблюдения геометрических параметров обычно проводят средствами измерений длин и углов. Контроль с применением любых средств измерений (калибров, штриховых мер, приборов) называется измерительным. Контроль калибрами применяется для сортировки деталей на годные и брак (неисправимый и исправимый). Такой контроль достаточен для по­требителя, заказчика: брак не проходит. Однако информация о годности может оказаться недостаточной для наладчика и техноло-


га. Им нужно знать действительное числовое значение размера каждой детали. По этим данным можно вовремя переналадить ста­нок или поставить его на ремонт. Результаты измерений несут ин­формацию о точности технологического процесса и оборудования. Информация о конкретном значении каждого контролируемого па­раметра может быть получена в процессе технического измерения с использованием специальных средств измерений (мер, измери­тельных приборов и т.д.).

МЕТОДЫ НОРМИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ Нормирование при проектировании

Как назначить ту или иную норму точности на параметр про­ектируемого изделия? У сложного изделия множество деталей, у каждой из них большое число параметров.

Нормирование геометрических параметров любого изделия включает два этапа: выбор номинального значения и установление предельных значений или предельных отклонений параметра. Но­минальное значение параметра (размера, формы, расположения поверхностей) получают исходя из требований к прочности и жест­кости элементов изделия и к обеспечению кинематических связей его элементов.

Предельные значения параметров выбирают так, чтобы в первую очередь обеспечить нормальную работу сопряжений двух или более деталей. Стандартное сопряжение двух деталей называ­ют посадкой, а если деталей больше, то их соединение называют размерной цепью.

Выбор параметров базируется на глубоких знаниях конст­рукции и работы проектируемого изделия в целом и составных его частей. В условия большинства решаемых задач данные о номи­нальных и (или) предельных размерах входят в готовом виде. Если известны предельные значения параметров, решение сводится к согласованию исходных данных со стандартными значениями раз­меров, допусков, предельных отклонений. Из технических сообра­жений на чертежах принято, как правило, обозначать не предель­ные значения геометрических параметров, а их номинальные значения с указанием предельных отклонений.

В общем случае сложность выбора предельных значений за­ключается не столько в поиске решения, сколько в необходимости корректной постановки самой задачи. От постановки задачи будет зависеть необходимость ее строгого или приближенного решения. Для выбора предельных значений упрощенными методами долж­ны быть взяты только те параметры, которые действительно не ну­ждаются в расчетной или экспериментальной проверке. Умение правильно произвести такое разделение есть отличительная спо­собность квалифицированного специалиста.


Методы нормирования

Анализ любых решений предусматривает сопоставление дос­тоинств и недостатков (положительного и отрицательного, «за» и «против»). Такое сопоставление проще всего провести при выборе одного из двух возможных (альтернативных) решений. Поэтому на­учно-технические проблемы выбора решений предпочитают стро­ить на альтернативной основе:

— решение, принимаемое по аналогии,

— решение, принимаемое по результатам научных исследо­
ваний. В ситуациях, когда приходится принимать большое количе­
ство решений, можно использовать оба метода в разных соотноше­
ниях.

Итак, можно отметить, что для нормирования конкретных геометрических параметров применимы два альтернативных метода:

1.Нормирование по результатам исследований (исследова­
тельский метод).

2. Нормирование по аналогии с известными решениями (ме­
тод аналогов).

Исследовательский метод нормирования предельных значе­ний параметров гарантирует правильность решения и заданный уровень качества изделия. Однако исследования как теоретиче­ские, так и экспериментальные, требуют значительных затрат вре­мени и труда, применения экспериментального оборудования, вы­числительной техники и т.д. Кроме того, даже тщательно проведенное исследование может содержать скрытые ошибки мето­дики проведения, обработки результатов или их интерпретации. Такие ошибки могут быть обнаружены только в процессе эксплуа­тации или при дальнейшем проведении более глубоких исследова­ний. Очевидно, что исследовательский метод нормирования пара­метров ни в коем случае не следует применять для решения тривиальных конструкторских задач, которые многократно реша­ются при проектировании типовых элементов изделий.

Тривиальные задачи назначения параметров, особенно если это касается деталей и сопряжений вспомогательного характера или отработанных, многократно проверенных элементов конструк­ций, решаются методом аналогов. Применение метода аналогов обеспечивает существенную экономию времени, труда, материалов. Отпадает необходимость проведения исследований, опасность по­лучить отрицательные результаты, которые приводят к дополни­тельным потерям времени и труда.

Применение апробированных решений позволяет не только максимально использовать опыт предшественников, но также ис­ключить этап согласования предельных значений геометрических параметров с требованиями соответствующих стандартов.


Термины и определения

Терминология, применяемая в конкретной области "науки или техники, для незнакомого с ней человека напоминает ино­странный язык. Если выражения «посадка с зазором» и «посадка с натягом» понятны непрофессионалу, то термины типа «поле допус­ка отверстия седьмого квалитета с основным отклонением Н» или «допуск посадки» для него не менее загадочны, чем «грот-бом-брам-стеньга» для глубоко сухопутного человека. На незнании терминов строят розыгрыши новичков, посылая их с ведром «за люфтами» или «за компрессией», причем эти плоские шутки сравнительно безобидны.

К сожалению среди специалистов довольно часто встречается пренебрежительное отношение к строгой терминологии, замена терминов такими профессиональными жаргонизмами, как «размер в допуске», «вал, обработанный по посадке с зазором», «отрицатель­ный допуск на толщину ленты» и ряд других. Технически грамот­ный и культурный специалист не позволяет себе некорректного использования терминов хотя бы для того, чтобы его всегда правильно понимали и не могли по-иному истолковать его выска­зывание.

Терминология единой системы допусков и посадок является базовой для всей области взаимозаменяемости. Ниже приведены основные стандартные термины и определения с иллюстрациями и комментарии, направленные на уточнение не слишком удачных стандартных определений.

Основные термины и определения

Размер —• числовое значение линейной величины (диамет­ра, длины и т.п.) в выбранных единицах измерения (рис. 3.2).


Комментарий: линейная величина и есть длина,которая охватывает диаметры, высоты, толщины, глубины и т.д. Кроме того, вместо термина «единицы измерения» следует использо­вать более корректный термин «единицы физической величины» или краткую форму «выбранные единицы».

Вал — термин, условно применяемый для обозначения наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.

Отверстие — термин, условно применяемый для обозначе­ния внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.

Действительный размер — размер элемента, установ­ленный измерением с допустимой погрешностью.

Комментарий: действительный размер элемента устанав­ливают измерением с пренебрежимо малой погрешностью. В противном случае любое измеренное значение размера можно считать действительным, что при больших погрешностях изме­рений исключает возможность объективного заключения о годно­сти контролируемого элемента. Допустимые погрешности изме­рений линейных размеров до 500 мм при измерительном приемочном контроле установлены ГОСТ 8.051—81.

Предельные размеры — два предельно допустимых разме­ра элемента, между которыми должен находиться (или которым может быть равен) действительный размер (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Предельные размеры валов и отверстий

Наибольший пре­дельный размер —наибольший допусти­мый размер элемента. Наименьший пре­дельный размер наименьший допусти­мый размер элемента. Номинальный раз­мер — размер, относи­тельно которого опре­деляются отклонения.

Нулевая линия — линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при гра­фическом изображении полей допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, то положительные отклонения откладываются вверх от нее, а отрицательные — вниз (рис. 3.4). Отклонение — алгебраическая разность между размером дейст­вительным или предельным и соответствующим номинальным размером (см. рис. 3.4).


Рис. 3.2. Линейные размеры (валов d, I, h, отверстий Н, D, L)




 


G6


Поле допуска


 


±0-


-±0


 

///Г//////,  
  а ^ ' 1 й •е

Поле допуска


 


Рис. 3.4. Отклонения

Действительное отклонение — алгебраическая разность между действительным и соответствующим номинальным разме­рами.

Предельное отклонение — алгебраическая разность между предельным и соответствующим номинальным размерами. Разли­чают верхнее и нижнее предельные отклонения.

Верхнее отклонение ES, es — алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами.

Нижнее отклонение El, ei — алгебраическая разность ме­жду наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами.

Основное отклонение — одно из двух предельных откло­нений (верхнее или нижнее), определяющих положение поля до­пуска относительно нулевой линии. В данной системе допусков и посадок основным является отклонение, ближайшее к нулевой ли­нии.

Допуск Т — разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями.

Стандартный допуск IT — любой из допусков, устанавли­ваемых данной системой допусков и посадок.

Поле допуска поле, ограниченное наибольшим и наи­меньшим предельными размерами и определяемое величиной до­пуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям от­носительно нулевой линии (рис. 3.5).

Комментарий: вместо выражения «величина допуска» сле­дует использовать более корректное, например «значение допус­ка», поскольку под величинойв метрологии понимают физиче­скую величину (длину, угол и т.д.).

Квалитет (степень точности) - совокупность допусков, рас­сматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров.


Рис. 3.5. Поле допуска

Единица допуска i, I — множитель в формулах допусков, являющийся функцией номинального размера и служащий для определения числового значения допуска.

Комментарий: единица допуска используется для расчетов значений допусков квалитетов от 2 и грубее. Допуски квалите-тов 01...1 рассчитывают с использованием зависимостей, не включающих единицу допуска.

Основной вал — вал, верхнее отклонение которого равно нулю (рис. 3.6, а).

Рис. 3.6. Основной вал и основное отверстие

Основное отверстие — отверстие, нижнее отклонение ко­торого равно нулю (рис. 3.6, б).

Предел максимума материала — термин, относящийся к тому из предельных размеров, которому соответствует наибольший объем материала, т.е. наибольшему предельному размеру вала или наименьшему предельному размеру отверстия (рис. 3.7).

Предел минимума материала — термин, относящийся к тому из предельных размеров, которому соответствует наименьший объем материала, т.е. наименьшему предельному размеру вала или наибольшему предельному размеру отверстия (см. рис. 3.7).

Посадка — характер соединения двух деталей, определяе­мый разностью их размеров до сборки.

Номинальный размер посадки — номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение.

Зазор — разность между размерами отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше размера вала.


10 Зак. 3005.




 


/////////Л 1
    -

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...