Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип установления уровней относительной точностиДля решения различных конструкторских задач необходимы допуски разной точности. Например, точность направляющих станка или измерительного прибора существенно выше точности дверного засова; подшипники шпинделя станка точнее подшипников автомобильных колес и т.д. Понятие точности геометрических параметров не может рассматриваться как абсолютное. Известна связь допуска со значениями эффективных параметров. Следовательно, можно говорить об установлении в любой системе допусков и посадок уровней относительной точности, которые используются для назначения «одинаково точных» допусков однотипных параметров с разными номинальными значениями. Уровни относительной точности в различных стандартных системах допусков и посадок называются по-разному. В системе допусков и посадок гладких цилиндрических поверхностей они называются квалитетами, в системах допусков формы и расположения поверхностей, допусков зубчатых колес — степенями точности. Для подшипников качения, допусков несопрягаемых поверхностей («неуказанные допуски») и некоторых других случаев используют понятие классов точности. Наименование уровней относительной точности зависит от конкретных объектов и сложившихся традиций. Установленные стандартами уровни относительной точности используются как второй вход в таблицах допусков. Первым входом являются интервалы эффективных параметров, а значение допуска отыскивают на пересечении двух входов в таблицу по принципу строка — столбец. Уровни относительной точности играют весьма важную роль в использовании аналогии для выбора норм точности при проектировании или технологического оборудования при разработке технологического процесса. Вне зависимости от конкретного значения нормируемого параметра или параметра изготавливаемой детали можно, опираясь на уровень относительной точности, выбрать допуск, посадку, которые способны обеспечить удовлетворительное выполнение требуемых функций, или технологическое оборудование, обеспечивающее удовлетворительное поле практического рассеяния при обработке детали. На использовании уровней относительной точности построены справочники конструкторов и технологов, а также значительная часть нормативно-технических документов. Уровни относительной точности фиксируются в обозначениях допусков и посадок, за исключением тех случаев, когда приводят только значения предельных отклонений. ДОПУСКИ И ПОСАДКИ ГЛАДКИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ Обозначение допусков и посадок Расшифровка неизвестного сообщения требует знания использованного шифра или, как теперь чаще говорят, кода. Понятие кодирования сейчас применяется очень широко: кодовые замки, генетический код, кодирование и декодирование сообщений и т.д. Машиностроительный чертеж тоже является кодированным сообщением о спроектированном изделии. Здесь используется несколько видов кодирования: графическое кодирование для перевода пространственных форм в плоское изображение; символьные коды технических требований (условные обозначения допусков формы и расположения поверхностей, шероховатости поверхностей и т.д.) и буквенно-цифровые коды допусков, посадок, параметров шероховатости и т.д. Расшифровка обозначений допусков и посадок на чертежах не представляет никакой сложности для профессионально подготовленного специалиста, который все принятые условные обозначения читает «с листа». Например, технически грамотный механик сразу скажет, что Н7/е6 — посадка с зазором, а Ш/рб — с натягом. Прочесть характер посадки по ее обозначению на чертеже общего вида или сборочном чертеже бывает необходимо для того, чтобы разобраться в работе изделия, поэтому расшифровка таких обозначений должна осуществляться мгновенно, без обращения к стандартам или справочникам. Знание условных обозначений, используемых в чертежах так же необходимо, как знание алфавита при чтении текста. Опорные признаки обозначений допусков и посадок Расшифровка кодированных сообщений существенно упрощается при использовании опорных признаков кода. В системах допусков и посадок гладких цилиндрических поверхностей используются общие опорные признаки, на которые необходимо опираться при расшифровке обозначений назначенных норм точности. Более того, эти признаки единообразны для большинства систем допусков и посадок. Основные отклонения отверстий обозначают прописными литерами латинского алфавита (А, В, С, D и т.д.), а валов — строчными (а, Ь, с, d и т.д.). Разные основные отклонения обозначают разными буквами (рис. 3.14).
ы
[7] FI Рис. 3.14. Основные отклонения валов и отверстий Обозначения основных отклонений говорят о расположении полей допусков относительно нулевой линии. Одинаковые отклонения обозначаются одними и теми же буквами. При этом в одном
интервале эффективных параметров поля допусков одинаковы, а в разных — отличаются вторым (не основным) отклонением из-за различных значений допусков.
Допуски (значения допусков) обозначаются числами соответствующих квалитетов, например, Я6, dl', All, Jsl2 означают поля допусков шестого, седьмого, одиннадцатого и двенадцатого квалитетов (рис. 3.15).
Основные отклонения, обозначаемые буквами, и допуски, обозначаемые числами, — два независимых составляющих элемента обозначения (рис. 3.16). У каждого из этих элементов своя роль: буквенное обозначение определяет положение поля допуска, а числовое — размеры поля (они соответствуют значениям допусков указанных квалитетов). Необходимое разнообразие полей допусков обеспечено возможностью любых основных от- сочетания клонений и квалитетов.
Специфичны поля допусков THiiajsG, Js8, Js9 и т.д. Они фактически не имеют основного отклонения, поскольку расположены симметрично относительно нулевой линии. По определению основное отклонение — это отклонение, ближайшее к нулевой линии. Значит, оба отклонения таких полей допусков могут быть признаны основными, что недопустимо. Особое значение имеют основные отклонения Н и h, которые равны нулю (рис. 3.17). Поля допусков с такими основными отклонениями расположены от номинала «в тело» детали. Обозначения посадок строятся, как дроби, причем в числителе всегда находится обозначение поля допуска охватывающей поверхности (отверстия), а в знаменателе — поля допуска охватываемой (вала). Системы посадок Системы посадок деталей, образуемые сочетанием охватывающих и охватываемых поверхностей с различными полями допусков, обеспечивают весьма широкие возможности для конструкторов. С другой стороны, совершенно необходимо наложение разумных ограничений на применяемую номенклатуру посадок. В единой системе допусков и посадок все рекомендуемые посадки построены либо в системе основного отверстия, либо в системе основного вала. Посадка в системе основного отверстия образуется сопряжением вала, имеющего любое поле допуска, с отверстием, поле допуска которого имеет основное отклонение ЯОЕ7 = 0). Например, Я7/е6, ЯП/all, H7/k6 (см. рис. 3.11, а). Посадки в системе основного вала получают при сопряжении отверстия (с любым полем допуска) и вала с полем допуска, имеющим основное отклонение h(es - 0), например: G7/h6, K7/h6, P7/h6 (см. рис. 3.12, a). Определить характер посадки в системе основного отверстия или основного вала по ее буквенно-цифровому обозначению достаточно легко при условии знания расположения основных отклонений (рис. 3.18). Так поля допусков валов с основными отклонениями а, Ъ, с, cd, d, e, ef, f, fg, g, h в сочетании с полем допуска основного отверстия (основное отклонение Н) всегда дают посадки с зазором. Посадки с основными отклонениями h и Н обеспечивают наименьший зазор, равный нулю; их иногда называют посадками с нулевым гарантированным зазором. Особое значение этой посадки обусловлено еще и тем оригинальным обстоятельством, что она с одинаковыми основаниями относится как к посадкам в системе основного вала, так и к посадкам в системе основного отверстия (одновременно использованы основные отклонения h и Н). Посадки в системе основного отверстия, образованные с использованием основных отклонений валов j's, j, k, т, п, будут переходными. Валы с основными отклонениями/), г, s, t, и, v, х, у, г, га, zb, zc в сочетании с основным отверстием, как правило, дают посадки с натягом. Для расшифровки посадок в системе основного вала (его поле допуска имеет основное отклонение h) необходимо запомнить расположение основных отклонений отверстий. Стандартные посадки с зазором обеспечивают отверстия с основными отклонениями Л, В, С, CD, D, E, EF, F, G, Н, переходные посадки — отверстия с основ- а
LI E
I Js $ Рис. 3.18. Схемы расположения основных валов, отверстий в единой системе допусков и посадок ными отклонениями Js, J, К, М, N. Посадки с натягом, как правило, могут быть получены при использовании отверстий с основными отклонениями Р, R, S, Т, U, V, X, Y, Z, ZA, ZB, ZC. Особенностью систем основного отверстия и вала является безусловная определенность характера посадок с зазором и переходных в отличие от «посадок с натягом», характер которых зависит от значений допусков основных поверхностей (основных отверстий и валов). Например, посадка Н9/р6 — переходная, хотя формальное применение приведенных выше правил позволяет оценить ее как посадку с натягом. Причины подобных противоречий будут рассмотрены далее, вместе с анализом дополнительных принципов построения систем допусков и посадок. Применение не рекомендуемых стандартом посадок, построенных вне систем основного отверстия или вала, не запрещено. Такие посадки могут потребоваться в некоторых конкретных конструкциях. В ряде случаев расшифровка характера таких посадок не представляет сложности, например, посадки типа G7//B или А1Ш11 дают гарантированный зазор, а Р7/п6 и Pllpl — натяг. А для того чтобы определить характер посадок Е7/р6 или G&lnl, придется строить схемы расположения полей допусков. Принципиально возможно образование посадок с использованием сочетания любых полей допусков отверстий и валов (с любыми основными отклонениями и допусками любых квалитетов). Практические ограничения на применяемую номенклатуру посадок накладывает стандарт, который в качестве рекомендуемых посадок устанавливает только посадки в системах основного отверстия и основного вала. Для того чтобы выбирать посадки по аналогии, недостаточно знать только характер рекомендуемых стандартом посадок. Широкие возможности для выбора посадок обеспечивает использование справочной литературы. Справочники содержат множество рекомендаций по выбору посадок с зазором. В частности, посадки с нулевым гарантированным зазором (типа Hlh) применяют в тех случаях, когда необходимо обеспечить относительное продольное перемещение деталей или поворот их относительно друг друга с небольшой скоростью, например при установочных или регулировочных перемещениях. При сравнительно низких требованиях к точности можно использовать посадку HI I/All, при высоких — Я8/А7 или HllhQ. Посадки с наименьшим гарантированным зазором (типа H/g или g//i) используют для обеспечения точного вращения деталей, с небольшой скоростью. В опорах скольжения, работающих при средних скоростях, применяют посадки с несколько большим гарантированным зазором, например РП/f! или H8/f8. При сравнительно невысоких требованиях к точности вращения в сопряжении, для разъемных неподвижных соединений низкой точности при наличии требования легкой сборки и разборки, а также для направляющих скольжения, обеспечивающих свободное перемещение деталей, можно использовать посадки типа Н7/е8, Н8/е8, а также более грубые сопряжения, такие, как E9/h8, H8/d9, ЯЭШидажеШШП. В справочных материалах по выбору посадок с натягом обычно подразделяют рекомендуемые посадки на «легкопрессовые», «среднепрессовые», «тяжелые прессовые» и «усиленные прессовые». К посадкам с минимальным гарантированным натягом («легкопрессовым») относят посадки типа Н7/р6, H7/r6, F7/h6 и ряд других. Их используют в соединениях, передающих без дополнительного крепления крутящий момент, который не превышает 1/4 предель- ного крутящего момента (наибольшего момента, передаваемого соответствующим валом). Посадки с умеренным гарантированным натягом («средне-прессовые») обеспечивают наименьшее значение относительного натяга (его определяют как отношение натяга в сопряжении к номинальному диаметру сопряжения), до 0,5 мкм/мм. Такие посадки применяют в соединениях, передающих без дополнительного крепления крутящий момент до 1/2 предельного значения. К средне-прессовым посадкам относят H7/s6, Hllsl, Sl/hG и ряд других. Посадки с большим гарантированным натягом («тяжелые прессовые») дают наименьший относительный гарантированный натяг до 1 мкм/мм и образуют соединения, равнопрочные валу, при условии достаточной площади сопрягаемых поверхностей. К посадкам с большими гарантированными натягами относят сопряжения типа HlltQ, Hllul, Tl/hQ и т.д. Посадки с наибольшими гарантированными натягами («усиленные прессовые», обеспечивающие относительные натяги более 1 мкм/мм) дают равнопрочные валу соединения. Для таких посадок используют сочетания полей допусков типа Н8/х8 и H8/z8. Все посадки с гарантированными натягами используют для передачи крутящих моментов или осевых сил, либо для таких неразъемных соединений деталей, которые должны препятствовать относительному перемещению соединяемых деталей под действием моментов или осевых сил.
В рассматриваемой конструкции (рис. 3.19) втулки 2 и 6, запрессованные в корпус 1 и крышку 7, должны оставаться неподвижными при вращении вала 5 и удерживать вал от осевого смещения. Осевые силы могут возникнуть, например, из-за воздействия веса вала 5 при вертикальном положении его оси. Не исключается также возможность применения косозубой передачи, в которой возникает осевая сила. Переходные посадки, как правило, применяются для центрирования сопрягаемых деталей. Иногда для этих целей применяют посадки с нулевым гарантированным зазором (типа H/h), однако в таких сопряжениях максимальный зазор может оказаться слишком большим. Уменьшить максимальные зазоры можно за счет ужесточения допусков (вариант экономически невыгодный) или за счет сближения дальних отклонений при сохранении значений допусков. В этом случае поля допусков начинают перекрываться, появляется вероятность получения при сборке посадок с натягом. Вероятность появления натягов тем больше, чем выше расположено поле допуска вала. Одновременно растут предельные значения максимальных натягов, повышается точность центрирования деталей, но утяжеляются условия их сборки. Переходные посадки можно распределить на три группы: посадки с преимущественными зазорами («плотные»), посадки с примерно равной вероятностью зазоров и натягов («напряженные»), а также посадки с преимущественными натягами («глухие»). «Плотные» посадки, как правило, собираются без применения слесарного инструмента и обеспечивают довольно высокую точность центрирования на валах зубчатых колес, шкивов, полумуфт и т.д. Типы посадок с преимущественными зазорами: H7/js6, H8/js7, Js7/h6 и др. «Напряженные» посадки образуются при использовании сочетаний полей допусков с большей степенью перекрытия, например HllkQ, H8/k7, K7/h6 и т.д. Для сборки и разборки таких соединений необходимо применение слесарного инструмента. Они обеспечивают высокую точность центрирования деталей и могут использоваться в условиях вибрационных или динамических нагрузок. «Глухие» посадки практически всегда обеспечивают натяги в сопряжениях и для их сборки может использоваться пресс. Это посадки Н7/п6, N6/h5, N7/h6 и т.д. Область применения таких посадок — соединения, в которых не допускаются зазоры как возможные причины мертвых ходов, ударов и других нежелательных динамических явлений. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |