Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
КОНТРОЛЬ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ ГЛАДКИМИ КАЛИБРАМИВ основу конструирования гладких калибров (рис. 3.33) положен принцип Тейлора или принцип подобия, согласно которому проходные калибры должны являться прототипом сопрягаемой детали и контролировать в комплексе все виды погрешностей данной поверхности (проверка диаметра и погрешности, формы, включая отклонения от прямолинейности оси отверстий). Это обеспечивает собираемость соединения. Непроходные калибры должны обеспечивать поэлементный контроль (контроль собственно размеров), следовательно, контакт между рабочими поверхностями калибров и контролируемой поверхностью должен быть точечным.
|-0-|о,0012 Рис. 3.33. Калибры Полностью отвечающий принципу Тейлора рабочий калибр для контроля отверстия должен иметь проходную сторону в виде цилиндра с длиной, равной длине сопряжения или контролируемой поверхности (полная пробка), и непроходную сторону в виде неполной пробки со сферическими наконечниками. Рабочий калибр для контроля вала должен иметь проходную сторону в виде кольца с длиной, равной длине сопряжения или контролируемой поверхности, и непроходную сторону в виде скобы с ножевыми поверхностями. Контроль размеров отверстий обычно производится проходными и непроходными калибрами-пробками. Для контроля отверстий малых и средних размеров обычно проходной и непроходной калибры изготавливают в виде полных пробок, причем непроходная пробка имеет меньшую длину, чем проходная. Для отверстий больших диаметров чаще используют калибры с рабочими поверхностями в виде неполной пробки, например листовая пробка с цилиндрическими рабочими поверхностями, причем длина рабочих поверхностей непроходной пробки существенно меньше, чем у проходной. Контроль каждой пробкой осуществляется в нескольких поперечных сечениях отверстия (контролируется как минимум два взаимно перпендикулярных сечения). Проходные калибры для валов обычно делают в виде скоб с плоскопараллельными рабочими поверхностями и проверяют поверхность в нескольких сечениях по длине и не менее чем в двух взаимоперпендикулярных направлениях каждого сечения, Если детали годные, то в соответствии с названием проходные калибры (ПР) должны проходить по контролируемой поверхности, а непроходные (НЕ) — не должны проходить под действием собственного веса. При контроле гладкими калибрами следует соблюдать ряд правил, в частности пользоваться только калибрами, предназначенными для данного случая (рабочие, как правило, используют новые проходные калибры, работники ОТК могут использовать частично изношенные). Необходимо следить за чистотой измерительных поверхностей, не пытаться силой проталкивать проходные и непроходные калибры, во избежание нагрева не следует держать калибры в руках дольше, чем это необходимо. Виды гладких нерегулируемых калибров для контроля цилиндрических отверстий и валов устанавливает ГОСТ 24851-81, в котором различным конструктивным разновидностям присвоены номера вида (1...12) и соответствующие наименования. Существуют три варианта исполнения гладких калибров: 1. Однопредельные пробки или скобы (проходные, маркируемые ПР, и непроходные — НЕ), применяемые преимущественно при контроле относительно больших размеров.
2. Двухнедельные двусторонние калибры, которые несколь 3. Односторонние двухнедельные калибры, которые ком Односторонние скобы, начиная с размеров свыше 200 мм для контроля валов до 8-го квалитета включительно, обязательно должны снабжаться теплоизоляционными ручками-накладками. Конструктивно гладкие калибры могут выполняться регулируемыми и нерегулируемыми. Допуски на измерительные поверхности гладких калибров установлены — для размеров до 500 мм (ГОСТ 24853-81) и для размеров 500...3150 мм (ГОСТ 24852-81). Допуски на калибры должны быть значительно меньше допусков тех деталей, для контроля которых они предназначены. Калибры для размеров свыше 500 мм, согласно ГОСТ 24852-81 применяют только для контроля деталей 9... 17-го квалитетов и имеют единую схему расположения полей допусков. Расчет калибров сводится к определению исполнительных размеров измерительных поверхностей, ограничению отклонений их формы и назначению оптимальной шероховатости. Оптимальной называют шероховатость, обеспечивающую минимальный износ и сохраняющуюся в процессе длительной эксплуатации изделия. Началом отсчета отклонений для проходных гладких калибров является проходной предел вала или отверстия, для непроходных — их непроходной предел. На проходные калибры кроме допуска на изготовление отдельно предусматривают еще допустимую границу износа. При необходимости высокоточного контроля внутренних размеров для контроля калибров-скоб в процессе их доводки при их изготовлении и для быстрого определения момента полного изнашивания используют гладкие контрольные калибры. Контрольные калибры из-за малости допусков рабочих калибров, для контроля которых они предназначены, выполнены как нормальные, а не предельные калибры, и годность рабочих калибров определяется с применением субъективной оценки соответствия проверяемых размеров контрольным шайбам. Контрольные калибры изготавливаются для непроходной стороны К-НЕ и для проходной стороны К-ПР и КИ. Калибр КИ предназначен для контроля допустимого износа проходной стороны и может рассматриваться как предельный калибр, контролирующий границу допустимого износа. Контрольные калибры (или при размерах до 180 мм блоки концевых мер) предназначены для ускорения проверки окончательных размеров проходной и непроходной сторон при изготовле-
нии нерегулируемых или установке регулируемых скоб (К-ПР и К-НЕ), а также для контроля момента полного износа проходных калибров-скоб в процессе их эксплуатации (КИ). Размеры калибров-пробок во всех случаях проверяют универсальными измерительными средствами, что для наружных поверхностей не представляет сложности. Принцип Тейлора используют и при конструировании калибров для контроля сложных поверхностей деталей. Широко применяют калибры для контроля шлицевых и резьбовых поверхностей деталей. Например, для контроля шлицевых втулок рабочий проходной калибр изготавливают в виде шлицевого вала, что позволяет одновременно контролировать размеры по наружному и внутреннему диаметрам шлицевой втулки, а также взаимное расположение наружной и внутренней цилиндрических поверхностей втулки, шаг и направление шлиц, ширину впадин. Для контроля непроходных пределов (пределов минимума материала детали) используют комплект непроходных калибров, обеспечивающих проверку собственно размеров элементов шлицевой втулки. Диаметры контролируют пробками, причем для внутреннего диаметра применяют неполную или полную пробку, а для наружного диаметра шлицевой втулки используют неполную пробку. В комплект входит и рабочий калибр для контроля ширины шлиц. Для контроля резьбы применяют рабочую проходную резьбовую пробку с резьбой полного профиля и длиной, равной длине резьбового сопряжения. В комплект непроходных резьбовых калибров входят рабочий непроходной резьбовой калибр с укороченным профилем резьбы и уменьшенной длиной резьбовой части, а также гладкие калибры для контроля диаметра выступов. Непроходной резьбовой калибр должен свинчиваться с ответной деталью не более чем на полтора витка. НОРМИРОВАНИЕ ТОЧНОСТИ И ПОСАДКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ Подшипники качения широко используются в изделиях ма-шино- и приборостроения в качестве опор валов и осей. По сравнению с подшипниками скольжения (посадка с зазором в сопряжении вала и втулки) эти опоры обеспечивают меньшие энергетические затраты на вращение и более стабильный момент сопротивления. Достоинством опор с трением качения является также низкий момент, необходимый для начала движения. К недостаткам подшипников качения можно отнести более сложную конструкцию и большие габариты, чем у подшипников скольжения. Подшипник качения, как правило, состоит из наружного и внутреннего колец, между которыми располагаются тела качения (шарики или ролики). Тела качения могут быть разделены сепаратором, они могут быть открыты или защищены от попадания грязи. Подшипники качения — это наиболее распространенные стандартные изделия множества конструкций и модификаций, которые изготавливаются на специализированных заводах. Для того чтобы по возможности сократить размеры опор на подшипниках качения, в принципе можно использовать, нестандартные подшипники, в которых дорожки качения выполняются непосредственно на валу и в корпусе. Однако нестандартные подшипники изготовитель должен разрабатывать и изготавливать самостоятельно, что не только существенно увеличит трудоемкость всей конструкции, но дополнительно потребует применения особо точного оборудования и работы специалистов высокой квалификации. Поэтому в большинстве случаев выгоднее пользоваться готовыми стандартными подшипниками. Конструктивные разновидности подшипников классифицированы по следующим признакам: По направлению действия воспринимаемой нагрузки: а) радиальные — воспринимают нагрузку, действующую пер б) упорные — воспринимают осевую нагрузку; в) радиально-упорные — воспринимают комбинированную По форме тел качения: шариковые и роликовые. Различают также серии подшипников: сверхлегкая, особо легкая, легкая, легкая широкая, средняя, средняя широкая, тяжелая. Подшипники различных серий отличаются друг от друга предельным числом оборотов в минуту, допускаемой радиальной или осевой нагрузкой и коэффициентом работоспособности. В обозначение подшипника входят кодовые обозначения серии, типа, конструктивных особенностей и диаметра присоединительного отверстия подшипника (диаметр вала, сопрягаемого с данным подшипником). Полное обозначение стандартного подшипника без указания точности включает семь позиций цифр, в которых, считая справа налево, закодированы: диаметр присоединительного отверстия подшипника (позиции первая и вторая); тип подшипника (третья позиция); серия подшипника (четвертая и при необходимости седьмая позиции); конструктивные особенности (пятая и шестая позиции). Диаметр отверстия подшипника обозначается: для подшипников с диаметром присоединительного отверстия 20 мм и более числом, которое представляет собой частное от деления диаметра на 5; для подшипников с диаметрами от 10 до 17 мм в соответствии с приведенной ниже кодовой таблицей: 14. Зак. 3005. d 10 12 15 17 обозначение 00 01 02 03 для подшипников с диаметром до 9 мм последняя цифра указывает фактический внутренний диаметр в миллиметрах. В этом случае на 3-м месте справа стоит «О». В коды серии, типа и конструктивных особенностей подшипника входят нули, которые в обозначениях подшипника при отсутствии цифр слева не указывают, например «Подшипник 205» ТУ2—034—203—83 — радиальный однорядный, легкой серии, с диаметром отверстия 25 мм (в обозначении использованы только три позиции справа). Класс точности подшипника качения указывают перед условным обозначением подшипника, например «Подшипник 6-205» ТУ2—034—203—83 (тот же подшипник, но класса точности 6). Самый распространенный (самый грубый) класс точности подшипника (класс 0) в обозначении не указывают. Подшипники одного типоразмера обладают функциональной взаимозаменяемостью, включая геометрическую взаимозаменяемость по присоединительным поверхностям. Присоединительные размеры подшипника качения включают наружный диаметр D наружного кольца подшипника, внутренний диаметр d внутреннего кольца подшипника и ширину Ъ. Тела качения внутри одного подшипника взаимозаменяемы (внутренняя взаимозаменяемость), а для колец разных экземпляров подшипников взаимозаменяемость не обязательна. Для обеспечения малых допусков зазоров тела качения и кольца подшипников сортируют по размерным группам и собирают селективным способом. Особенности изготовления подшипников связаны с необходимостью достижения очень высоких точностей обработки тел качения и дорожек качения на внутренних и на наружных кольцах, причем повышенные требования предъявляются не только к размерам, но и к форме обрабатываемых поверхностей. Каждый из подшипников формируется «индивидуально», подбором тел качения одного действительного диаметра и пары колец в таком сочетании, которое обеспечивает необходимое значение радиального зазора при сборке. В связи с тем что подшипники выпускаются массово, вместо жесткого ограничения допусков размеров оказывается значительно более дешевым решением использование в производстве селективной сборки. Сортировка с учетом затрат на приобретение и эксплуатацию оборудования в данном случае оказывается рентабельнее, чем обработка поверхностей деталей с очень жесткими допусками. Точность подшипников качения Качество подшипника определяется точностью изготовления его деталей и точностью сборки. ГОСТ 520-89 «Подшипники каче- ния шариковые и роликовые. Технические требования» устанавливает пять классов точности подшипников: 0, 6, 5, 4, 2 (обозначения указаны в порядке возрастания точности). Основными показателями точности подшипников и их деталей являются: точность размеров присоединительных поверхностей (d, dcp, D, Z)Cp). Средний диаметр наружной или внутренней цилиндрической поверхности следует определять потому, что при наличии таких отклонений формы, как овальность и конусообразность, можно получить различные значения диаметра в разных сечениях. Средний диаметр определяют расчетом как среднее арифметическое наибольшего и наименьшего значений диаметра, измеренных в 2 экстремальных сечениях кольца; точность формы и расположения поверхностей колец (радиальное и торцовое биение, непостоянство ширины колец) и шероховатость их поверхностей; точность формы и размеров тел качения; боковое биение по дорожкам качения внутреннего и наружного колец. Эти показатели определяют равномерность распределения нагрузки на тела качения, точность вращения и в значительной степени срок службы. В связи с тем что стандартное сопряжение подшипника с ответными деталями образуется как сочетание полей допусков присоединительных размеров подшипниковых колец со стандартными полями допусков валов и отверстий, есть возможность достижения повышенной точности посадки с перераспределением точности за счет ужесточения допусков на размеры подшипников. Таким образом, появляется необходимость создания специальных стандартов на поля допусков присоединительных размеров подшипников. Расположение полей допусков присоединительных размеров подшипниковых колец (рис. 3.34) стандартизовано таким образом, чтобы получить необходимые их сочетания со стандартными полями допусков, которые наиболее часто используются в общем машиностроении. Посадки подшипника на вал должны, как правило, обеспечивать натяг, но стандартные посадки с натягом в данном случае не годятся, поскольку они могут привести к исчезновению радиального за-Рис. 3.34. Расположение полей3°Ра из-за Деформации колец. допусков присоединительныхДля образования посадок со размеров колец подшипниковсравнительно малыми, но га- рантированными натягами было принято оригинальное решение: поле допуска отверстия внутреннего кольца подшипника расположили односторонне от номинала в «воздух», а не в «тело детали» (что принято для основного отверстия). В результате сочетание такого поля допуска отверстия подшипника с полями допусков типа тб или пб сопрягаемых валов дает посадки с натягом, в то время как с основным отверстием такие поля допусков дают переходные посадки. Для присоединительных размеров наружных колец подшипников качения оказалось вполне достаточно использовать стандартные поля допусков отверстий корпусов в сочетании с традиционно расположенным полем допуска вала (наружного кольца подшипника). Повышенные требования к точности присоединительных размеров подшипников и в этом случае привели к стандартизации допусков, отличных от обычных допусков на гладкие валы (по квалитетам). Посадки подшипников качения Выбор полей допусков поверхностей валов и корпусов, сопряженных с кольцами подшипников, регламентируется ГОСТ 3325-85. Этот стандарт распространяется на посадочные поверхности валов и отверстий корпусов под подшипники качения, отвечающие следующим требованиям: 1.Валы стальные, сплошные или полые толстостенные, т.е. с 2. Материал корпусов — сталь или чугун. 3. Температура нагрева подшипников при работе не выше Посадки подшипников, определяемые полями допусков валов и отверстий корпусов, выбирают в зависимости от: вида нагружения кольца подшипника; режима работы подшипника; соотношения эквивалентной нагрузки Р и каталожной динамической грузоподъемности С; типа, размера и класса точности подшипника. Различают три основных вида нагружения колец подшипника: местное (М), циркуляционное (Ц) и колебательное (К). На рис. 3.35 показаны схемы нагружения: местное нагружение наружного кольца (о), циркуляционное нагружение внутреннего кольца (б) и колебательное нагружение обоих колец (в). При местном нагружении (а) кольцо воспринимает постоянную по направлению результирующую радиальную нагрузку ограниченным участком окружности дорожки качения и передает ее соответствующему участку посадочной поверхности вала или корпуса. Такой вид нагружения имеет место, например, тогда, ко- Рис. 3.35. Виды нагружения колец подшипников гда кольцо неподвижно относительно нагрузки (наружные кольца подшипниковых опор валов в редукторе и т.п.). При циркуляционном нагружении (б) кольцо воспринимает радиальную нагрузку последовательно всей окружностью дорожки качения и передает ее также всей посадочной поверхности вала или корпуса. Такое нагружение возникает, когда кольцо вращается относительно неподвижной нагрузки (внутреннее кольцо вала редуктора) или вращается нагрузка, а кольцо неподвижно. При колебательном нагружении (в) на неподвижное кольцо одновременно действуют две радиальные нагрузки (одна постоянна по направлению, а другая, меньшая по величине, вращается). Равнодействующая нагрузка не совершает полного оборота, а колеблется между точками дуги окружности. Посадки следует выбирать так, чтобы вращающееся кольцо подшипника было смонтировано с натягом, исключающим возможность проскальзывания этого кольца по посадочной поверхности вала или отверстия в корпусе, другое кольцо может быть установлено с зазором. Посадку с зазором назначают для кольца, которое испытывает местное нагружение. При такой посадке устраняется опасность заклинивания шариков из-за чрезмерного уменьшения радиального зазора. Кроме того, кольцо, если оно не зажато в осевом направлении, под действием вибрации и толчков постепенно проворачивается по посадочной поверхности, благодаря чему износ дорожки качения происходит равномерно по всей окружности кольца. Посадку с натягом назначают для кольца, которое испытывает циркуляционное нагружение. Наличие зазора между циркуля-ционно нагруженным кольцом и посадочной поверхностью детали может привести к развальцовыванию и истиранию металла детали, что недопустимо. Режим работы подшипника качения по ГОСТ 3325—85 характеризуется расчетной долговечностью и отношением Р/С, где Р — эквивалентная нагрузка (условная постоянная нагрузка, обеспечивающая тот же срок службы подшипника, какой должен быть в действительных условиях); С— динамическая грузоподъемность (постоянная радиальная нагрузка, соответствующая расчетному сроку службы):
легкий режим работы — нормальный режим работы — тяжелый режим работы — Расчетная долговечность, соответствующая режимам работы: тяжелый — более 10000 ч; нормальный — от 5000 до — 10000 ч; легкий — от 2500 до 5000 ч. Как уже отмечалось выше, опоры на подшипниках качения имеют большие габариты, чем опоры на подшипниках скольжения. Для уменьшения габаритов опор оба кольца подшипников делают как можно тоньше, поэтому они становятся легко деформируемыми и в значительной мере повторяют форму сопрягаемых с ними поверхностей. В связи с этим приходится предъявлять повышенные требования к точности формы поверхностей деталей, сопрягаемых с подшипниками качения. Отклонения формы, расположения и шероховатость таких поверхностей нормированы ГОСТ 3325-85. Наибольшую опасность представляют такие погрешности формы, как кону сообразность и овальность, поскольку именно эти погрешности приводят к значительному перераспределению радиального зазора (уменьшению его вплоть до полного исчезновения в неблагоприятных местах сечений). Чем выше требования к точности опор на подшипниках качения и выше класс точности подшипников, тем жестче требования к точности форм сопрягаемых с подшипником поверхностей. Так для поверхностей, сопрягаемых с подшипниками классов точности О и 6, допуск формы (допуск цилиндричности или заменяющие его допуски круглости и профиля продольного сечения) должен составлять не более 1/4 части допуска размера, для поверхностей, сопрягаемых с подшипниками классов точности 5 и 4, — не более 1/8 части допуска размера, а для поверхностей, сопрягаемых с подшипниками класса точности 2, — не более 1/16 допуска размера соответствующей поверхности. Следует отметить, что ограничения, наложенные стандартом на форму поверхностей, сопрягаемых с подшипниками, могут не совпадать со стандартными допусками формы по ГОСТ 24642—81. Однако существует возможность согласовать эти требования за счет ужесточения «расчетных» допусков до ближайших стандартных общетехнических значений. Еще одна особенность подшипниковых посадок заключается в том, что стандарт предъявляет определенные требования не только к цилиндрическим поверхностям, сопрягаемым с подшипниками, но и к привалочным плоскостям, в кото- рые упираются торцы наружного и внутреннего колец подшипников. На эти поверхности (буртики валов и заплечики корпусов) назначаются допуски торцового биения и высотные параметры шероховатости поверхностей. Шероховатость посадочных поверхностей, сопрягаемых с кольцами подшипника деталей, зависит от диаметра и класса точности подшипника. Эта зависимость представлена в табл. 3.9. Таблица 3.9
Стандарт нормирует также торцовое биение заплечиков валов и отверстий корпусов и отклонения от соосности посадочных поверхностей подшипников относительно их общей оси. Допуск соосности задают в диаметральном выражении на диаметре посадочной поверхности, а количественные значения допусков соосности зависят от группы подшипника. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |