Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Органы, и службы стандартизацииОрганы, и службы стандартизации Национальную службу стандартизации возглавляет Государственный комитет, который, как правило, выполняет функции планирования, управления и контроля в области стандартизаци-онного и метрологического обеспечения, а также научного обеспечения этих работ и работ по управлению качеством. В Республике Беларусь высшим органом по стандартизации является Госстандарт РБ — Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации. В непосредственном подчинении Госкомитета как правило находятся научно-исследовательские институты, занимающиеся проблемами стандартизации и метрологии, а также территориальные органы, которые осуществляют надзор и контроль. Объектом контроля являются вопросы внедрения и соблюдения стандартов, обеспечения единства измерений и качества продукции и услуг. Кроме того, в систему Госкомитета входят информационно-издательские службы, занимающиеся вопросами издания и распространения НД по стандартизации, причем современное состояние информационной техники и оргтехники позволяет широко использовать в этих целях компьютерные системы и сети. Информационно-издательские службы Госкомитета обладают монопольным правом издания и распространения НД по стандартизации в связи с официальным характером документов и необходимостью абсолютного соответствия их содержания оригиналам. Копирование напечатанных стандартов допускается только методами репрографии (фотография, ксерокопирование и др.), поскольку при этом в отличие от перепечатки в документ не могут быть внесены искажения из-за ошибок оператора. Не следует также забывать, что любой НД по стандартизации подлежит совершенствованию, а это означает, что при необходимо- сти в него вносят изменения, которые должны быть доведены до всех пользователей НД и внесены во все ранее выпущенные рабочие экземпляры документов. Очевидно, что все работы в области стандартизационного обеспечения не могут быть выполнены только силами Госкомитета и его служб. В связи с этим работами теоретического и практического характера по поручению Госкомитета могут заниматься предприятия и организации, обладающие необходимым научным потенциалом, вне зависимости от их ведомственного подчинения. Такие субъекты называются базовыми организациями по стандартизации. Кроме того, в любом ведомстве и на любом предприятии есть службы стандартизации, которые административно подчиняются своему руководству, но методически работают под началом соответствующих служб Госстандарта. Службы стандартизации предприятий выполняют все виды работ в области стандартизации, входящие в их компетенцию (рис. 1.4). Отдел (бюро, лаборатория) стандартизации
Текущая работа по стандартизации
Информационное обеспечение
Сбор и предоставление информации о существовании НД по направлениям и объектам (указатели) Наличие НД, учет НД и их внедрение И применение Внесение изменений, изъятие НД, копирование НД Рис. 1.4. Служба стандартизации предприятия Порядок разработки стандартов Работа по созданию стандарта от планирования его разработки до утверждения и издания осуществляется в определенной последовательности, которая прошла многократную апробацию и используется практически
1 ' всеми разработчиками (рис. 1.5).
В соответствии с планом работ по стандартизации руководитель назначает ответственных исполнителей по данной теме и определяет сроки выполнения этапов. Для разработки технического задания исполнители собирают, изучают и анализируют информацию об объекте стандартизации, аналогичные или подобные иностранные и международные стандарты, каталоги и другую нормативную и научно-техническую документацию.
Затем разрабатывают проект стандарта (первая редакция) и рассылают его на отзыв всем заинтересованным организациям (подразделениям). Таким образом, в разработку стандарта включаются потенциальные пользователи будущего документа, в том числе потребители стандартизуемой продукции или услуг и другие организации, заинтересованные в стандартизуемом объекте. Отзывы на проект стандарта должны высылаться организации-разработчику в течение месяца со дня получения проекта стандарта. Одновременно с разработкой первой редакции проекта стандарта составляют пояснительную записку к нему и проект плана мероприятий, обеспечивающих своевременное внедрение стандарта. В пояснительной записке указывают цели и задачи разработки стандарта, область его применения и характеристику стандартизуемого объекта, обоснование показателей, устанавливаемых в про- екте стандарта, данные о предполагаемой эффективности внедрения стандарта и др. После получения отзывов на проект стандарта организация-разработчик составляет сводку отзывов, где по каждому замечанию и предложению дается обоснованное заключение. После обработки отзывов разработчик проекта составляет следующую редакцию проекта стандарта, в которой учитывают принципиальные замечания и предложения, способствующие совершенствованию документа. После этого новую (вторую) редакцию проекта стандарта снова рассылают на отзыв тем же организациям. При необходимости цикл разработки повторяется. Если по проекту стандарта есть серьезные разногласия между разработчиком и организациями, приславшими отзывы, созывают согласительное совещание, на которое приглашают ответственных представителей заинтересованных сторон. Состав участников совещания должен обеспечить всестороннее обсуждение рассматриваемых вопросов и принятие окончательного решения. На основании последней сводки отзывов и решения согласительного совещания составляется окончательная редакция проекта стандарта. Окончательную редакцию проекта стандарта представляют на утверждение в компетентную инстанцию, которая рассматривает проект и утверждает его, после чего стандарт регистрируют. Одновременно с окончательной редакцией стандарта рассматривают план мероприятий по его внедрению. Последняя стадия разработки включает издание стандарта и его распространение и носит технический характер. Государственные стандарты издаются и распространяются в качестве официальных документов, право их издания и распространения ограничено. Гармонизация законодательства в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с международными требованиями Сложившаяся практика технического нормирования направлена на обеспечение нужд национальной экономики и является основным стимулом повышения уровня качества продукции и услуг, создает необходимые предпосылки для технического совершенствования. Государственная система стандартизации, в которой в качестве обязательных требований стандартов определены требования по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции, маркировки, единства методов контроля, построена с учетом того, что в республике еще не получило развитие техническое законодательство, устанавливающее требования к группам продукции и услуг. Недостаток законодательных актов для различных групп продукции и отдель- ных рисков компенсируется системой стандартов, строительных норм и правил, санитарных правил и норм, норм пожарной безопасности, которые устанавливают обязательные требования к объектам стандартизации. Расширяющиеся масштабы внешней торговли, необходимость широкой интеграции в мировую хозяйственную систему, гармонизация действующих норм и правил поставили вопрос о необходимости реформирования существующей системы стандартизации и создания новой современной системы технического нормирования и оценки соответствия. В этой связи в Республике Беларусь разработан проект Закона «О техническом нормировании и стандартизации». В соответствии с новым подходом стандартизация является деятельностью, основанной на консенсусе, которая проводится как заинтересованными сторонами, так и в их интересах на принципах открытости и прозрачности в рамках независимых и признанных организаций по стандартизации. Под Системой технического нормирования и стандартизации понимается совокупность технических регламентов, технических кодексов, стандартов, технических условий, а также субъектов технического нормирования и стандартизации, взаимодействующих согласно установленным правилам. К нормативным документам в сфере технического нормирования и стандартизации относятся: — технические регламенты, в том числе строительные нормы — технические кодексы; — стандарты, в том числе государственные, международные — технические условия. Технические регламентыпринимаются в целях защиты жизни, здоровья человека, его имущества и охраны окружающей среды. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Технический регламент должен содержать обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента. В техническом регламенте могут содержаться: — правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы — правила маркировки объектов технического нормирова — требования к порядку осуществления государственного Технический регламент применяется одинаковым образом независимо от страны и (или) места происхождения продукции. Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации. Технический регламент не может быть введен в действие, если отсутствуют методики контроля, измерений и испытаний технических требований, установленных в техническом регламенте. Технические кодексыразрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, оценки качества процессов проектирования (разработки), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг. Разработка и утверждение технических кодексов осуществляется республиканскими органами государственного управления. Право официального издания технических кодексов принадлежит республиканским органам государственного управления, их утвердившим. Технические требования, содержащиеся в технических кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов. Государственные стандартыразрабатываются, как правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии — любыми заинтересованными лицами. Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств. Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат: — требования к продукции, процессам ее разработки, произ — требования к правилам приемки продукции и методикам Зак. 3005. — требования к технической и информационной совместимо — общие правила обеспечения качества продукции (услуг) — требования к энергоэффективности и снижению энерго- и — термины и определения, условные обозначения, метроло Государственные стандарты не должны противоречить требованиям технических регламентов. Государственные стандарты являются добровольными для применения на стадиях разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оказании услуг. Они могут использоваться в качества основы для разработки технических регламентов, технических кодексов. Если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт, то положения этого государственного стандарта становятся обязательными для соблюдения. Если производитель или поставщик продукции в добровольном порядке применили государственный стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции (услуги), а также если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям государственного стандарта, соблюдение требований государственного стандарта для них становится обязательным. Стандарты организацийразрабатываю! и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению. Порядок разработки, утверждения, введения в действие, учета, изменения, отмены и издания стандартов организаций и информации о них устанавливается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, их утвердившими. Технические требования стандартов организаций распространяются только на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, их утвердивших. Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов. Технические условияразрабатываются и утверждаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на продукцию (услугу), предназначенную для реализации. Они являются интеллектуальной собственностью юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, их утвердивших. Государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации включает: — установление единого порядка разработки, утверждения — координацию разработки технических регламентов, техни — утверждение (принятие) технических регламентов, — установление порядка формирования информационных — установление порядка официального толкования по вопро К наиболее принципиальным изменениям, которые установлены в проекте Закона «О техническом нормировании и стандартизации» в отличие от действующих норм, следует отнести: 1.Введение в закон государственной функции «техническое 2. Установление принципов, на которых базируется государ 3. Закрепление компетенции субъектов технического норми 4. Определение видов технических нормативных докумен 5. Применение на принципах добровольности знака соответ 6. Разработка стандартов силами технических комитетов по стандартизации, что обеспечивает равноправное, широкое участие всех заинтересованных в разработке стандартов. Переход к системе технического нормирования, в которой установление обязательных требований будет осуществляться с учетом потенциальной опасности продукции, позволит избежать избыточных, необоснованных затрат при ее производстве и эксплуатации, исключить дублирование, а иногда и устранить неоднократные требования в различных документах, упростить для производителя продукции процедуры согласования документов. Требования, формирующие уровень продукции и не указанные в технических регламентах, выделяются в добровольную область, которая может регулироваться государственными стандартами, принимаемыми на основе согласия всех заинтересованных сторон. Применение государственных стандартов может становиться обязательным, если это предусмотрено техническими регламентами или производитель заявил любым способом о соответствии его продукции государственным стандартам. Весьма важным является вопрос о взаимосвязи между техническими регламентами и государственными стандартами. По мере разработки регламентов стандарты должны становиться добровольными, не сдерживать инициативу производителей и устанавливать тот уровень качества, который позволит повышать конкурентоспособность продукции и предприятия в целом. Уже сегодня в республике предпочтение отдается только разработке и принятию стандартов, гармонизированных с международными и европейскими стандартами. Рис. 1.6. «Жизненный цикл» изделия ванных и ставших ненужными физически изношенных или морально устаревших изделий, начиная от атомных подводных лодок и заканчивая пластиковыми пакетами, бутылками, банками, одноразовой посудой, При проектировании изделия еще на этапе технического задания планируется определенный уровень его качества. Качество любого объекта (проекта, изделия, процесса) поддается оценке, на основе которой можно сравнить объекты одинакового назначения еще на этапе планирования их производства. Качество изделия является наиболее общим его свойством и складывается из таких свойств, как надежность, мощность, коэффициент полезного действия, эргономичность и др. Эти свойства могут быть более или менее сложными. Например, надежность изделия включает в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. А такие свойства, как масса, отдельные габаритные размеры изделия, являются простыми и не разлагаются на составные элементы. Простые свойства, которые могут быть выражены числовыми значениями физических величин: масса, длина, твердость и другие — обычно называют параметрами. Функциональные параметры элементов сложного изделия — это параметры, определяющие уровень его эксплуатационных показателей. К ним могут быть отнесены геометрические, физико-механические, электрические, магнитные и др. Номенклатура функциональных параметров зависит от назначения изделия, его состава, конструкции и работы. Например, от площади зазоров в системе цилиндр — кольцо — поршень и объема камеры сгорания зависит вращающий момент двигателя внутреннего сгорания. От твердости рабочих поверхностей уплотни-тельных колец и стенок цилиндра зависит их износостойкость, а следовательно, и долговечность двигателя. «Красота» ювелирного украшения с граненым камнем (такого, как кольцо или серьги) зависит не только от качества камня, но и от точности углов его граней и их «гладкости», а также от качества обработки декоративных поверхностей оправы. Качество платья зависит не только от фасона, расцветки, фурнитуры, но и от правильности швов, прочности ниток, причем важно, чтобы ткань «не сбегалась» на швах после стирки. Примеры свойств, определяющих качество объекта, легко найти в любом техническом изделии. Эксплуатационные показатели, определяющие качество изделий, зависят в значительной степени от точности функциональных параметров деталей. Для большинства деталей необходимо соблюдать требуемую точность не только по геометрическим параметрам (точность размеров, формы и расположения, параметры шероховатости поверхностей), но и по ряду других физических свойств. Например, наиболее важные де- тали оптико-механического прибора (микроскопа, фотоаппарата, бинокля) изготавливаются из стекла или пластмасс, и для них весьма существенны оптические свойства материала. Для электродвигателей очень важными будут электромагнитные свойства обмотки, якоря и статора. Для упаковки — герметичность, для корпусов холодильников и термосов — теплопроводность. Чтобы при серийном и массовом производстве каждое изделие соответствовало заданному уровню качества, необходимо устанавливать единообразные требования к однотипным изделиям (и к сложным комплексам, и к отдельным деталям). Единообразие требований является обязательным условием взаимозаменяемости изделий, которая направлена на достижение заданного уровня качества и опирается на стандартизацию. Стандарты дают возможность обеспечить определенный уровень качества при наименьших затратах общественно полезного труда. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции, ее сертификации, стандартизации показателей качества и другие проблемы прямо или косвенно связаны с необходимостью оценки качества продукции. Область научных знаний, в рамках которой исследуются проблемы количественной оценки качества продукции, называют «квалиметрия», что можно перевести как «измерение качества». В соответствии с ГОСТ 15467-79 квалиметрия — это научная область, объединяющая количественные методы, оценки качества, используемые для обоснования реш.ений. принимаемых при управлении качеством продукции и стандартизации. Предметом изучения квалиметрии является качество объектов с точки зрения возможностей его количественного выражения или описания. Следует различать такие понятия, как качество объекта (наиболее общее его свойство), уровень качества (количественная или альтернативная оценка этого свойства), технический уровень (оценка технического совершенства объекта). Профессиональная оценка уровня качества и технического уровня некоторого объекта требует сложной работы по выявлению определяющих качество свойств, их оцениванию аппаратурными или органолептичес-кими (экспертными) методами. На основе полученных оценок свойств определяются показатели качества продукции. Показатель качества продукции —количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, В соответствии с РД 50—64—84 можно предложить следующую классификацию показателей качества продукции (рис. 1.7): 1. По характеризуемым свойствам: показатели назначения; экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии; эргономические; эстетические; надежности; технологичности; трас-
Показатели качества продукции Показатели назначения Показатели экономичности Показатели эргономичности Показатели безопасности Единичный показатель качества продукции —показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств. Примерами единичных показателей качества являются: наработка радиоприемника на отказ; калорийность топлива; коэффициент вариации проволоки по толщине; среднее квадратическое отклонение ресурса автомобилей. Из приведенных примеров следует, что единичные показатели могут относиться как к единице продукции, так и к совокупности единиц однородной продукции. Комплексный показатель качества продукции — показатель качества продукции, характеризующий несколько ее свойств. Комплексный показатель Kk по определению получают объединением (комплексированием) показателей Ki, свойств, определяющих качество продукции:
Показатели патентно-правовые
Показатели стандартизации Другие показатели Рис. 1.7. Классификация показателей качества продукции портабельности; стандартизации и унификации; патентно-правовые; экологические; безопасности. 2. По способу выражения: абсолютные и относительные, причем абсолютные могут быть выражены в натуральных единицах (килограммы, метры, баллы, стоимостные и другие единицы). Относительные показатели могут быть неименованными либо выраженными в процентах или других относительных единицах. Оценку отдельных свойств или качества в целом предпочтительно завершать вычислением относительного показателя качества. Переход от абсолютных показателей к относительным позволяет сопоставлять уровни свойств различных объектов. Относительная оценка или показатель свойства К является функцией абсолютных показателей — оцениваемого Р и принятого за базовый Рбаз чаще всего функцией их отношения: 3. По количеству характеризуемых свойств: единичные и комплексные (групповые, обобщенные, интегральные). Деление показателей качества на единичные и комплексные условно из-за условности деления свойств на сложные и более простые, хотя можно представить себе такое простое свойство, которое на современном уровне знаний нельзя разложить на более простые, например масса объекта. Пример комплексного показателя — коэффициент готовности К Г , который для определенного вида изделий вычисляют по формуле КГ=Т/(Т+ТВ), где Т — наработка изделия на отказ (показатель безотказности); Ts — среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности). Кг представляет собой комплексный показатель, имеющий определенное физическое содержание (вероятность того, что изделие окажется работоспособным в любой произвольно выбранный момент времени в промежутках между периодами планового технического обслуживания). Комплексным показателем качества продукции, характеризующим п различных свойств продукции, может являться показатель Kkl) , вычисляемый методом суммирования взвешенных единичных показателей по формуле п К/го = Z-^zai . г=1 где ki — показатель i-ro свойства оцениваемой продукции; Oj — коэффициент весомости показателя К^ . Показатель К^0 , как все комплексные показатели, вычисляемые методами объединения (арифметического, геометрического, гармонического и т.д.) взвешенных единичных показателей, представляет собой условную величину, выражаемую в условных единицах исчисления, например в баллах, и конкретного физического содержания не имеет. Среди комплексных показателей качества продукции особо выделяется по своей сущности и значению интегральный показатель качества, являющийся отношением суммарного полез- кого эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление. Интегральный показатель качества продукции И/г можно вычислить по формуле И/г =Э/(3С+3Э), где Э — суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции (например, пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта); Зс— суммарные затраты на создание продукции (разработку, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты); Зэ — суммарные затраты на эксплуатацию продукции (техническое обслуживание, ремонты и другие текущие затраты). Интегральный показатель обладает важным свойством: он обращается в максимум при оптимальном соотношении полезного эффекта и затрат на его достижение. Следовательно, увеличение затрат на повышение качества имеет смысл только до тех пор, пока увеличивается интегральный показатель качества. Применение его очень важно при анализе динамики качества продукции, определении путей повышения уровня качества и т.д. Количественная оценка качества продукции завершается определением уровня ее качества. Уровень качества продукции — относительная характеристика качества, продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции, с базовыми значениями соответствующих показателей. Таким образом, оценка уровня качества продукции представляет собой совокупность операций, включающую выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений единичных и/или комплексных показателей и сопоставление их с базовыми. Не следует смешивать уровень качества с техническим уровнем продукции. Понятие «уровень качества» является более общим, чем «технический уровень», так как свойства, составляющие технический уровень продукции, входят в общую совокупность свойств качества продукции. Технический уровень продукции — одна из относительных характеристик качества, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство продукции, с базовыми значениями, соответствующих показателей. Для определения уровня качества продукции могут использоваться три основных метода: дифференциальный, комплексный и смешанный. При этом дифференциальный метод основывается на использовании единичных показателей качества продукции, комплексный метод — на использовании комплексных показателей, а смешанный метод — на одновременном использовании единичных и комплексных показателей. Рис. 1.8. Получение единичного показателя качества объекта Объект оценки качества — шкала порядка (ранговая шкала или ординальная шкала); — шкала интервалов; — шкала отношений — абсолютная шкала. Сводные сведения о шкалах представлены в табл. 1.1. Таблица 1.1 Сводные сведения о шкалах
Рис. 1.9. Получение комплексного показателя качества объекта показателей, наличие базовых показателей, математических зависимостей, применяемых при объединении единичных показателей, наличие в явном или неявном виде весовых коэффициентов и др.). Оценка свойства объекта подразумевает наличие некоторой оценочной шкалы и возможности определения местоположения данного свойства на этой шкале. Принято использовать следующие виды шкал: — шкала наименований (номинационная или идентификационная шкала);
Шкала интервалов с фиксированной нулевой точкой. Известны не только расстояния между двумя любыми точками (числами) на шкале, но и положения этих точек относительно нуля. Пригодна для оценки только количественных признаков В быту используют такие шкалы наименований, как личные номера в документах, адреса, номера экзаменационных билетов, номера пристатейных ссылок, список фамилий, рисунки-обозначения шкафчиков в детском саду и др. Из примеров видно, что шкала наименований может состоять из любых знаков (число, название, символы, другие условные обозначения). Использование номеров не означает, что мы имеем дело с количественными оценками, напротив, любые цифры или числа такой шкалы — не более чем кодовые знаки. Всем понятно, что литературный источник 7 не лучше (толще, важнее, достовернее...), чем источник 8. Они просто перечислены в порядке упоминания или по алфавиту. Такая шкала позволяет составлять классификации, идентифицировать и различать объекты, а также набирать статистику на каждый из идентифицируемых объектов. В отличие от шкалы наименований шкала порядка устанавливает фиксированный порядок расположения объектов. Примером такой шкалы является построенная по росту группа людей, где каждый последующий ниже всех предыдущих. Такие шкалы широко применяются в спорте при определении мест команд или спортсменов. Всем учащимся известны балльные оценки знаний на экзаменах, которые тоже являются фиксированными ступенями шкалы порядка. Можно отметить две существенные особенности шкалы порядка: неправильные (какие сами сложились) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |