Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы, и службы стандартизации

Органы, и службы стандартизации

Национальную службу стандартизации возглавляет Государ­ственный комитет, который, как правило, выполняет функции планирования, управления и контроля в области стандартизаци-онного и метрологического обеспечения, а также научного обеспе­чения этих работ и работ по управлению качеством. В Республике Беларусь высшим органом по стандартизации является Госстан­дарт РБ — Государственный комитет по стандартизации, метроло­гии и сертификации. В непосредственном подчинении Госкомитета как правило находятся научно-исследовательские институты, за­нимающиеся проблемами стандартизации и метрологии, а также территориальные органы, которые осуществляют надзор и кон­троль. Объектом контроля являются вопросы внедрения и соблюде­ния стандартов, обеспечения единства измерений и качества про­дукции и услуг. Кроме того, в систему Госкомитета входят информационно-издательские службы, занимающиеся вопросами издания и распространения НД по стандартизации, причем совре­менное состояние информационной техники и оргтехники позволя­ет широко использовать в этих целях компьютерные системы и сети.

Информационно-издательские службы Госкомитета обладают монопольным правом издания и распространения НД по стандар­тизации в связи с официальным характером документов и необхо­димостью абсолютного соответствия их содержания оригиналам. Копирование напечатанных стандартов допускается только мето­дами репрографии (фотография, ксерокопирование и др.), посколь­ку при этом в отличие от перепечатки в документ не могут быть внесены искажения из-за ошибок оператора.

Не следует также забывать, что любой НД по стандартизации подлежит совершенствованию, а это означает, что при необходимо-


сти в него вносят изменения, которые должны быть доведены до всех пользователей НД и внесены во все ранее выпущенные рабо­чие экземпляры документов.

Очевидно, что все работы в области стандартизационного обеспечения не могут быть выполнены только силами Госкомитета и его служб. В связи с этим работами теоретического и практиче­ского характера по поручению Госкомитета могут заниматься пред­приятия и организации, обладающие необходимым научным по­тенциалом, вне зависимости от их ведомственного подчинения. Такие субъекты называются базовыми организациями по стандар­тизации. Кроме того, в любом ведомстве и на любом предприятии есть службы стандартизации, которые административно подчиня­ются своему руководству, но методически работают под началом соответствующих служб Госстандарта. Службы стандартизации предприятий выполняют все виды работ в области стандартизации, входящие в их компетенцию (рис. 1.4).

Отдел (бюро, лаборатория) стандартизации

 

 

 

 

 

 

 

 

    Функции службы стандартизации    
   
1 1 I
Планирование работ Контроль и надзор Информация   Исследования и разработки
               

 

Методические связи с другими службами стандартизации
По вертикали По горизонтали

Текущая работа по стандартизации

Контроль
Исследования и разработки
Внедрение НД Соблюдение требований НД Нормоконтроль конструкторской и технологической документации

Информационное обеспечение

Создание ограничительных и специальных НД Участие в управ­лении качеством

Сбор и предостав­ление информации о существовании НД по направле­ниям и объектам (указатели)

Наличие НД, учет

НД и их внедрение

И применение

Внесение измене­ний, изъятие НД, копирование НД

Рис. 1.4. Служба стандартизации предприятия


Порядок разработки стандартов

Работа по созданию стандарта от планирования его разработ­ки до утверждения и издания осуществляется в определенной по­следовательности, которая прошла многократную апробацию и ис­пользуется практически

План работ по стандартизации

1 ' всеми разработчиками

(рис. 1.5).

ТЗ на стандарт
Проект стандарта (первая редакция)
i Рассылка
Сбор и обработка отзывов I
Проект стандарта (вторая редакция)
Согласительное совещание I Утверждение и регистрация стандарта

В соответствии с планом работ по стандар­тизации руководитель назначает ответственных исполнителей по данной теме и определяет сроки выполнения этапов. Для разработки технического задания исполнители со­бирают, изучают и анали­зируют информацию об объекте стандартизации, аналогичные или подоб­ные иностранные и меж­дународные стандарты, каталоги и другую нор­мативную и научно-техническую документа­цию.

Издание и распространение стандарта
Рис. 1.5. Порядок разработки стандарта

Затем разрабаты­вают проект стандарта (первая редакция) и рас­сылают его на отзыв всем заинтересованным орга­низациям (подразделе­ниям). Таким образом, в

разработку стандарта включаются потенциальные пользователи будущего документа, в том числе потребители стандартизуемой продукции или услуг и другие организации, заинтересованные в стандартизуемом объекте. Отзывы на проект стандарта должны высылаться организации-разработчику в течение месяца со дня получения проекта стандарта.

Одновременно с разработкой первой редакции проекта стан­дарта составляют пояснительную записку к нему и проект плана мероприятий, обеспечивающих своевременное внедрение стандар­та. В пояснительной записке указывают цели и задачи разработки стандарта, область его применения и характеристику стандарти­зуемого объекта, обоснование показателей, устанавливаемых в про-


екте стандарта, данные о предполагаемой эффективности внедре­ния стандарта и др.

После получения отзывов на проект стандарта организация-разработчик составляет сводку отзывов, где по каждому замеча­нию и предложению дается обоснованное заключение. После обработки отзывов разработчик проекта составляет следующую ре­дакцию проекта стандарта, в которой учитывают принципиальные замечания и предложения, способствующие совершенствованию документа. После этого новую (вторую) редакцию проекта стандар­та снова рассылают на отзыв тем же организациям. При необходи­мости цикл разработки повторяется. Если по проекту стандарта есть серьезные разногласия между разработчиком и организация­ми, приславшими отзывы, созывают согласительное совещание, на которое приглашают ответственных представителей заинтересо­ванных сторон. Состав участников совещания должен обеспечить всестороннее обсуждение рассматриваемых вопросов и принятие окончательного решения. На основании последней сводки отзывов и решения согласительного совещания составляется окончательная редакция проекта стандарта.

Окончательную редакцию проекта стандарта представляют на утверждение в компетентную инстанцию, которая рассматрива­ет проект и утверждает его, после чего стандарт регистрируют. Од­новременно с окончательной редакцией стандарта рассматривают план мероприятий по его внедрению.

Последняя стадия разработки включает издание стандарта и его распространение и носит технический характер. Государствен­ные стандарты издаются и распространяются в качестве офици­альных документов, право их издания и распространения ограни­чено.

Гармонизация законодательства в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с международными требованиями

Сложившаяся практика технического нормирования направ­лена на обеспечение нужд национальной экономики и является ос­новным стимулом повышения уровня качества продукции и услуг, создает необходимые предпосылки для технического совершенство­вания. Государственная система стандартизации, в которой в каче­стве обязательных требований стандартов определены требования по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан и охраны окружающей среды, со­вместимости и взаимозаменяемости продукции, маркировки, един­ства методов контроля, построена с учетом того, что в республике еще не получило развитие техническое законодательство, устанав­ливающее требования к группам продукции и услуг. Недостаток законодательных актов для различных групп продукции и отдель-


ных рисков компенсируется системой стандартов, строительных норм и правил, санитарных правил и норм, норм пожарной безо­пасности, которые устанавливают обязательные требования к объ­ектам стандартизации.

Расширяющиеся масштабы внешней торговли, необходимость широкой интеграции в мировую хозяйственную систему, гармони­зация действующих норм и правил поставили вопрос о необходимо­сти реформирования существующей системы стандартизации и создания новой современной системы технического нормирования и оценки соответствия.

В этой связи в Республике Беларусь разработан проект Зако­на «О техническом нормировании и стандартизации».

В соответствии с новым подходом стандартизация является деятельностью, основанной на консенсусе, которая проводится как заинтересованными сторонами, так и в их интересах на принципах открытости и прозрачности в рамках независимых и признанных организаций по стандартизации.

Под Системой технического нормирования и стандартизации понимается совокупность технических регламентов, технических кодексов, стандартов, технических условий, а также субъектов тех­нического нормирования и стандартизации, взаимодействующих согласно установленным правилам.

К нормативным документам в сфере технического нормиро­вания и стандартизации относятся:

— технические регламенты, в том числе строительные нормы
Республики Беларусь, санитарные правила, правила пожарной
безопасности в части требований к продукции (товару, услуге), дея­
тельности и процессам, в результате которых она создается, экс­
плуатируется и утилизируется;

— технические кодексы;

— стандарты, в том числе государственные, международные
и межгосударственные (региональные), введенные в действие в ка­
честве государственных стандартов Республики Беларусь, а также
стандарты организаций;

— технические условия.

Технические регламентыпринимаются в целях защиты жизни, здоровья человека, его имущества и охраны окружающей среды. Принятие технических регламентов в иных целях не допус­кается.

Технический регламент должен содержать обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использова­ния), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов техни­ческого нормирования, в отношении которых устанавливаются тре­бования технического регламента.


В техническом регламенте могут содержаться:

— правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы
подтверждения соответствия) требованиям технического регламен­
та в отношении каждого объекта технического нормирования,
включая правила и методики контроля, испытаний, измерений,
необходимые для оценки соответствия;

— правила маркировки объектов технического нормирова­
ния, подтверждающей соответствие их техническому регламенту;

— требования к порядку осуществления государственного
надзора за соблюдением технических регламентов.

Технический регламент применяется одинаковым образом независимо от страны и (или) места происхождения продукции.

Требования утвержденного технического регламента являют­ся обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

Технический регламент не может быть введен в действие, ес­ли отсутствуют методики контроля, измерений и испытаний техни­ческих требований, установленных в техническом регламенте.

Технические кодексыразрабатываются с целью реализа­ции требований технических регламентов, оценки качества процес­сов проектирования (разработки), производства, эксплуатации (ис­пользования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Разработка и утверждение технических кодексов осуществля­ется республиканскими органами государственного управления.

Право официального издания технических кодексов принад­лежит республиканским органам государственного управления, их утвердившим. Технические требования, содержащиеся в техниче­ских кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Государственные стандартыразрабатываются, как пра­вило, техническими комитетами по стандартизации, а при их от­сутствии — любыми заинтересованными лицами.

Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударствен­ных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендаци­ях по стандартизации, прогрессивных стандартах других госу­дарств.

Государственные стандарты в зависимости от объекта стан­дартизации содержат:

— требования к продукции, процессам ее разработки, произ­
водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утили­
зации или оказываемым услугам;

— требования к правилам приемки продукции и методикам
ее контроля;


Зак. 3005.


— требования к технической и информационной совместимо­
сти; правила оформления технической документации;

— общие правила обеспечения качества продукции (услуг)
сохранения и рационального использования ресурсов;

— требования к энергоэффективности и снижению энерго- и
материалоемкости продукции, процессов, в результате которых она
производится, эксплуатируется (используется), хранится, перево­
зится, реализуется и утилизируется, а также оказания услуг;

— термины и определения, условные обозначения, метроло­
гические и другие общие технические и организационно-
методические правила и нормы.

Государственные стандарты не должны противоречить требо­ваниям технических регламентов.

Государственные стандарты являются добровольными для применения на стадиях разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оказании услуг. Они могут использоваться в качества основы для разработки технических регламентов, тех­нических кодексов.

Если в техническом регламенте дана ссылка на государст­венный стандарт, то положения этого государственного стандарта становятся обязательными для соблюдения.

Если производитель или поставщик продукции в доброволь­ном порядке применили государственный стандарт и заявили о со­ответствии ему своей продукции (услуги), а также если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соот­ветствие требованиям государственного стандарта, соблюдение тре­бований государственного стандарта для них становится обяза­тельным.

Стандарты организацийразрабатываю! и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели само­стоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению.

Порядок разработки, утверждения, введения в действие, уче­та, изменения, отмены и издания стандартов организаций и ин­формации о них устанавливается юридическим лицом или инди­видуальным предпринимателем, их утвердившими.

Технические требования стандартов организаций распро­страняются только на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, их утвердивших. Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Технические условияразрабатываются и утверждаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателя­ми на продукцию (услугу), предназначенную для реализации. Они являются интеллектуальной собственностью юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, их утвердивших.


Государственное регулирование в области технического нор­мирования и стандартизации включает:

— установление единого порядка разработки, утверждения
(принятия) технических регламентов, технических кодексов, госу­
дарственных стандартов, технических условий;

— координацию разработки технических регламентов, техни­
ческих кодексов, государственных стандартов;

— утверждение (принятие) технических регламентов,
технических кодексов, государственных стандартов;

— установление порядка формирования информационных
фондов технических регламентов, технических кодексов, междуна­
родных, межгосударственных (региональных), государственных
стандартов, технических условий;

— установление порядка официального толкования по вопро­
сам применения технических регламентов, технических кодексов,
государственных стандартов.

К наиболее принципиальным изменениям, которые установ­лены в проекте Закона «О техническом нормировании и стандарти­зации» в отличие от действующих норм, следует отнести:

1.Введение в закон государственной функции «техническое
нормирование», в результате реализации которой создается и при­
нимается технический нормативный документ — технический рег­
ламент.

2. Установление принципов, на которых базируется государ­
ственная политика в области технического нормирования и стан­
дартизации, соответствующих принципам Международных органи­
заций по стандартизации (ИСО, МЭК) и Всемирной торговой
организации.

3. Закрепление компетенции субъектов технического норми­
рования и стандартизации, включая компетенцию Президента
Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и
республиканских органов государственного управления.

4. Определение видов технических нормативных докумен­
тов, в которых отражаются результаты работ по техническому нор­
мированию, стандартизации и их взаимосвязь между собой (техни­
ческие регламенты, технические кодексы, государственные
стандарты, стандарты организаций, технические условия). При
этом обязательные требования, которые должны соблюдаться всеми
и обеспечивать безопасность для жизни и здоровья людей, живот­
ных, растений, обеспечивать сохранность имущества должны быть
в технических регламентах, утверждаемых правительством, а госу­
дарственные стандарты, перейдя в ранг добровольных, могут ис­
пользоваться, как доказательная база соблюдения требований тех­
нических регламентов.

5. Применение на принципах добровольности знака соответ­
ствия продукции государственным стандартам.


6. Разработка стандартов силами технических комитетов по стандартизации, что обеспечивает равноправное, широкое участие всех заинтересованных в разработке стандартов.

Переход к системе технического нормирования, в которой установление обязательных требований будет осуществляться с учетом потенциальной опасности продукции, позволит избежать избыточных, необоснованных затрат при ее производстве и экс­плуатации, исключить дублирование, а иногда и устранить неод­нократные требования в различных документах, упростить для производителя продукции процедуры согласования документов.

Требования, формирующие уровень продукции и не указан­ные в технических регламентах, выделяются в добровольную об­ласть, которая может регулироваться государственными стандар­тами, принимаемыми на основе согласия всех заинтересованных сторон.

Применение государственных стандартов может становиться обязательным, если это предусмотрено техническими регламента­ми или производитель заявил любым способом о соответствии его продукции государственным стандартам.

Весьма важным является вопрос о взаимосвязи между техни­ческими регламентами и государственными стандартами. По мере разработки регламентов стандарты должны становиться добро­вольными, не сдерживать инициативу производителей и устанав­ливать тот уровень качества, который позволит повышать конку­рентоспособность продукции и предприятия в целом. Уже сегодня в республике предпочтение отдается только разработке и принятию стандартов, гармонизированных с международными и европейски­ми стандартами.

Рис. 1.6. «Жизненный цикл» изделия


ванных и ставших ненужными физически изношенных или мо­рально устаревших изделий, начиная от атомных подводных лодок и заканчивая пластиковыми пакетами, бутылками, банками, одно­разовой посудой,

При проектировании изделия еще на этапе технического за­дания планируется определенный уровень его качества. Качество любого объекта (проекта, изделия, процесса) поддается оценке, на основе которой можно сравнить объекты одинакового назначения еще на этапе планирования их производства.

Качество изделия является наиболее общим его свойством и складывается из таких свойств, как надежность, мощность, коэф­фициент полезного действия, эргономичность и др. Эти свойства могут быть более или менее сложными. Например, надежность из­делия включает в себя безотказность, долговечность, ремонтопри­годность и сохраняемость. А такие свойства, как масса, отдельные габаритные размеры изделия, являются простыми и не разлагают­ся на составные элементы.

Простые свойства, которые могут быть выражены числовыми значениями физических величин: масса, длина, твердость и другие — обычно называют параметрами. Функциональные пара­метры элементов сложного изделия — это параметры, определяю­щие уровень его эксплуатационных показателей. К ним могут быть отнесены геометрические, физико-механические, электрические, магнитные и др.

Номенклатура функциональных параметров зависит от на­значения изделия, его состава, конструкции и работы. Например, от площади зазоров в системе цилиндр — кольцо — поршень и объ­ема камеры сгорания зависит вращающий момент двигателя внут­реннего сгорания. От твердости рабочих поверхностей уплотни-тельных колец и стенок цилиндра зависит их износостойкость, а следовательно, и долговечность двигателя.

«Красота» ювелирного украшения с граненым камнем (тако­го, как кольцо или серьги) зависит не только от качества камня, но и от точности углов его граней и их «гладкости», а также от качест­ва обработки декоративных поверхностей оправы. Качество платья зависит не только от фасона, расцветки, фурнитуры, но и от пра­вильности швов, прочности ниток, причем важно, чтобы ткань «не сбегалась» на швах после стирки.

Примеры свойств, определяющих качество объекта, легко найти в любом техническом изделии. Эксплуатационные показате­ли, определяющие качество изделий, зависят в значительной сте­пени от точности функциональных параметров деталей. Для боль­шинства деталей необходимо соблюдать требуемую точность не только по геометрическим параметрам (точность размеров, формы и расположения, параметры шероховатости поверхностей), но и по ряду других физических свойств. Например, наиболее важные де-


тали оптико-механического прибора (микроскопа, фотоаппарата, бинокля) изготавливаются из стекла или пластмасс, и для них весьма существенны оптические свойства материала. Для электро­двигателей очень важными будут электромагнитные свойства об­мотки, якоря и статора. Для упаковки — герметичность, для корпу­сов холодильников и термосов — теплопроводность.

Чтобы при серийном и массовом производстве каждое изде­лие соответствовало заданному уровню качества, необходимо уста­навливать единообразные требования к однотипным изделиям (и к сложным комплексам, и к отдельным деталям). Единообразие тре­бований является обязательным условием взаимозаменяемости из­делий, которая направлена на достижение заданного уровня каче­ства и опирается на стандартизацию. Стандарты дают возможность обеспечить определенный уровень качества при наименьших за­тратах общественно полезного труда.

Обеспечение конкурентоспособности промышленной продук­ции, ее сертификации, стандартизации показателей качества и другие проблемы прямо или косвенно связаны с необходимостью оценки качества продукции. Область научных знаний, в рамках которой исследуются проблемы количественной оценки качества продукции, называют «квалиметрия», что можно перевести как «измерение качества». В соответствии с ГОСТ 15467-79 квали­метрия это научная область, объединяющая количественные методы, оценки качества, используемые для обоснования реш.ений. принимаемых при управлении качеством продукции и стандар­тизации. Предметом изучения квалиметрии является качество объектов с точки зрения возможностей его количественного выра­жения или описания.

Следует различать такие понятия, как качество объекта (наиболее общее его свойство), уровень качества (количественная или альтернативная оценка этого свойства), технический уровень (оценка технического совершенства объекта). Профессиональная оценка уровня качества и технического уровня некоторого объекта требует сложной работы по выявлению определяющих качество свойств, их оцениванию аппаратурными или органолептичес-кими (экспертными) методами. На основе полученных оценок свойств оп­ределяются показатели качества продукции.

Показатель качества продукции —количественная ха­рактеристика одного или нескольких свойств продукции, входя­щих в ее качество, рассматриваемая применительно к определен­ным условиям ее создания и эксплуатации или потребления,

В соответствии с РД 50—64—84 можно предложить следующую классификацию показателей качества продукции (рис. 1.7):

1. По характеризуемым свойствам: показатели назначения; экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии; эргономические; эстетические; надежности; технологичности; трас-



По виду характеризуемых свойств

Показатели качества продукции

Показатели назначения

Показатели экономичности

Показатели эргономичности

Показатели безопасности


Единичный показатель качества продукции —пока­затель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств. Примерами единичных показателей качества являются: наработка радиоприемника на отказ; калорийность топлива; коэф­фициент вариации проволоки по толщине; среднее квадратическое отклонение ресурса автомобилей. Из приведенных примеров следу­ет, что единичные показатели могут относиться как к единице про­дукции, так и к совокупности единиц однородной продукции.

Комплексный показатель качества продукции по­казатель качества продукции, характеризующий несколько ее свойств. Комплексный показатель Kk по определению получают объединением (комплексированием) показателей Ki, свойств, опре­деляющих качество продукции:


 


Показатели патентно-правовые

По способам выражения показателей

Показатели стандартизации

Другие показатели

Рис. 1.7. Классификация показателей качества продукции

портабельности; стандартизации и унификации; патентно-правовые; экологические; безопасности.

2. По способу выражения: абсолютные и относительные, причем абсолютные могут быть выражены в натуральных едини­цах (килограммы, метры, баллы, стоимостные и другие единицы). Относительные показатели могут быть неименованными либо вы­раженными в процентах или других относительных единицах.

Оценку отдельных свойств или качества в целом предпочти­тельно завершать вычислением относительного показателя качества. Переход от абсолютных показателей к относительным позволяет сопоставлять уровни свойств различных объектов. Отно­сительная оценка или показатель свойства К является функцией абсолютных показателей — оцениваемого Р и принятого за базовый Рбаз чаще всего функцией их отношения:

3. По количеству характеризуемых свойств: единичные и комплексные (групповые, обобщенные, интегральные).

Деление показателей качества на единичные и комплексные условно из-за условности деления свойств на сложные и более про­стые, хотя можно представить себе такое простое свойство, которое на современном уровне знаний нельзя разложить на более простые, например масса объекта.


Пример комплексного показателя — коэффициент готовности К Г , который для определенного вида изделий вычисляют по фор­муле

КГ=Т/(Т+ТВ),

где Т — наработка изделия на отказ (показатель безотказности); Ts — среднее время восстановления (показатель ремонтопригод­ности).

Кг представляет собой комплексный показатель, имеющий определенное физическое содержание (вероятность того, что изде­лие окажется работоспособным в любой произвольно выбранный момент времени в промежутках между периодами планового тех­нического обслуживания).

Комплексным показателем качества продукции, характери­зующим п различных свойств продукции, может являться показа­тель Kkl) , вычисляемый методом суммирования взвешенных еди­ничных показателей по формуле

п

К/го = Z-^zai . г=1

где ki — показатель i-ro свойства оцениваемой продукции; Oj — коэффициент весомости показателя К^ .

Показатель К^0 , как все комплексные показатели, вычис­ляемые методами объединения (арифметического, геометрического, гармонического и т.д.) взвешенных единичных показателей, пред­ставляет собой условную величину, выражаемую в условных еди­ницах исчисления, например в баллах, и конкретного физического содержания не имеет.

Среди комплексных показателей качества продукции особо выделяется по своей сущности и значению интегральный пока­затель качества, являющийся отношением суммарного полез-


кого эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или по­требление. Интегральный показатель качества продукции И/г можно вычислить по формуле

И =Э/(3С+3Э),

где Э — суммарный полезный эффект от эксплуатации или потреб­ления продукции (например, пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта); Зс— сум­марные затраты на создание продукции (разработку, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты); Зэ — суммарные за­траты на эксплуатацию продукции (техническое обслуживание, ремонты и другие текущие затраты).

Интегральный показатель обладает важным свойством: он обращается в максимум при оптимальном соотношении полезного эффекта и затрат на его достижение. Следовательно, увеличение затрат на повышение качества имеет смысл только до тех пор, пока увеличивается интегральный показатель качества. Применение его очень важно при анализе динамики качества продукции, опре­делении путей повышения уровня качества и т.д.

Количественная оценка качества продукции завершается оп­ределением уровня ее качества. Уровень качества продукции относительная характеристика качества, продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой про­дукции, с базовыми значениями соответствующих показателей. Таким образом, оценка уровня качества продукции представляет собой совокупность операций, включающую выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значе­ний единичных и/или комплексных показателей и сопоставление их с базовыми.

Не следует смешивать уровень качества с техническим уров­нем продукции. Понятие «уровень качества» является более общим, чем «технический уровень», так как свойства, составляющие техни­ческий уровень продукции, входят в общую совокупность свойств качества продукции. Технический уровень продукции одна из относительных характеристик качества, основанная на сопос­тавлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство продукции, с базовыми значениями, соответствую­щих показателей.

Для определения уровня качества продукции могут исполь­зоваться три основных метода: дифференциальный, комплекс­ный и смешанный. При этом дифференциальный метод основы­вается на использовании единичных показателей качества продукции, комплексный метод — на использовании комплексных показателей, а смешанный метод — на одновременном использо­вании единичных и комплексных показателей.


Рис. 1.8. Получение единичного показателя качества объекта

Объект оценки качества


— шкала порядка (ранговая шкала или ординальная шкала);

— шкала интервалов;

— шкала отношений

— абсолютная шкала.

Сводные сведения о шкалах представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1 Сводные сведения о шкалах


 


Рис. 1.9. Получение комплексного показателя качества объекта

показателей, наличие базовых показателей, математических зави­симостей, применяемых при объединении единичных показателей, наличие в явном или неявном виде весовых коэффициентов и др.).

Оценка свойства объекта подразумевает наличие некоторой оценочной шкалы и возможности определения местоположения данного свойства на этой шкале.

Принято использовать следующие виды шкал: — шкала наименований (номинационная или идентифика­ционная шкала);


 

Эквивалентность. Больше чем (меньше чем). Оп­ределено отноше­ние любых двух интервалов и лю­бых двух точек
Отно-

Шкала интервалов с фиксированной нуле­вой точкой. Известны не только расстояния между двумя любыми точками (числами) на шкале, но и положения этих точек относи­тельно нуля. Пригодна для оценки только количественных признаков

В быту используют такие шкалы наименований, как личные номера в документах, адреса, номера экзаменационных билетов, номера пристатейных ссылок, список фамилий, рисунки-обозначения шкафчиков в детском саду и др. Из примеров видно, что шкала наименований может состоять из любых знаков (число, название, символы, другие условные обозначения).

Использование номеров не означает, что мы имеем дело с ко­личественными оценками, напротив, любые цифры или числа та­кой шкалы — не более чем кодовые знаки. Всем понятно, что лите­ратурный источник 7 не лучше (толще, важнее, достовернее...), чем источник 8. Они просто перечислены в порядке упоминания или по алфавиту. Такая шкала позволяет составлять классификации, идентифицировать и различать объекты, а также набирать стати­стику на каждый из идентифицируемых объектов.


В отличие от шкалы наименований шкала порядка устанав­ливает фиксированный порядок расположения объектов. Приме­ром такой шкалы является построенная по росту группа людей, где каждый последующий ниже всех предыдущих. Такие шкалы ши­роко применяются в спорте при определении мест команд или спортсменов. Всем учащимся известны балльные оценки знаний на экзаменах, которые тоже являются фиксированными ступенями шкалы порядка. Можно отметить две существенные особенности шкалы порядка: неправильные (какие сами сложились)

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...