Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отдел (бюро, лаборатория) стандартизации
Текущая работа по стандартизации
Информационное обеспечение
Сбор и предоставление информации о существовании НД по направлениям и объектам (указатели) Наличие НД, учет НД и их внедрение И применение Внесение изменений, изъятие НД, копирование НД Рис. 1.4. Служба стандартизации предприятия Порядок разработки стандартов Работа по созданию стандарта от планирования его разработки до утверждения и издания осуществляется в определенной последовательности, которая прошла многократную апробацию и используется практически
1 ' всеми разработчиками (рис. 1.5).
В соответствии с планом работ по стандартизации руководитель назначает ответственных исполнителей по данной теме и определяет сроки выполнения этапов. Для разработки технического задания исполнители собирают, изучают и анализируют информацию об объекте стандартизации, аналогичные или подобные иностранные и международные стандарты, каталоги и другую нормативную и научно-техническую документацию.
Затем разрабатывают проект стандарта (первая редакция) и рассылают его на отзыв всем заинтересованным организациям (подразделениям). Таким образом, в разработку стандарта включаются потенциальные пользователи будущего документа, в том числе потребители стандартизуемой продукции или услуг и другие организации, заинтересованные в стандартизуемом объекте. Отзывы на проект стандарта должны высылаться организации-разработчику в течение месяца со дня получения проекта стандарта. Одновременно с разработкой первой редакции проекта стандарта составляют пояснительную записку к нему и проект плана мероприятий, обеспечивающих своевременное внедрение стандарта. В пояснительной записке указывают цели и задачи разработки стандарта, область его применения и характеристику стандартизуемого объекта, обоснование показателей, устанавливаемых в про- екте стандарта, данные о предполагаемой эффективности внедрения стандарта и др. После получения отзывов на проект стандарта организация-разработчик составляет сводку отзывов, где по каждому замечанию и предложению дается обоснованное заключение. После обработки отзывов разработчик проекта составляет следующую редакцию проекта стандарта, в которой учитывают принципиальные замечания и предложения, способствующие совершенствованию документа. После этого новую (вторую) редакцию проекта стандарта снова рассылают на отзыв тем же организациям. При необходимости цикл разработки повторяется. Если по проекту стандарта есть серьезные разногласия между разработчиком и организациями, приславшими отзывы, созывают согласительное совещание, на которое приглашают ответственных представителей заинтересованных сторон. Состав участников совещания должен обеспечить всестороннее обсуждение рассматриваемых вопросов и принятие окончательного решения. На основании последней сводки отзывов и решения согласительного совещания составляется окончательная редакция проекта стандарта. Окончательную редакцию проекта стандарта представляют на утверждение в компетентную инстанцию, которая рассматривает проект и утверждает его, после чего стандарт регистрируют. Одновременно с окончательной редакцией стандарта рассматривают план мероприятий по его внедрению. Последняя стадия разработки включает издание стандарта и его распространение и носит технический характер. Государственные стандарты издаются и распространяются в качестве официальных документов, право их издания и распространения ограничено. Гармонизация законодательства в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с международными требованиями Сложившаяся практика технического нормирования направлена на обеспечение нужд национальной экономики и является основным стимулом повышения уровня качества продукции и услуг, создает необходимые предпосылки для технического совершенствования. Государственная система стандартизации, в которой в качестве обязательных требований стандартов определены требования по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции, маркировки, единства методов контроля, построена с учетом того, что в республике еще не получило развитие техническое законодательство, устанавливающее требования к группам продукции и услуг. Недостаток законодательных актов для различных групп продукции и отдель- ных рисков компенсируется системой стандартов, строительных норм и правил, санитарных правил и норм, норм пожарной безопасности, которые устанавливают обязательные требования к объектам стандартизации. Расширяющиеся масштабы внешней торговли, необходимость широкой интеграции в мировую хозяйственную систему, гармонизация действующих норм и правил поставили вопрос о необходимости реформирования существующей системы стандартизации и создания новой современной системы технического нормирования и оценки соответствия. В этой связи в Республике Беларусь разработан проект Закона «О техническом нормировании и стандартизации». В соответствии с новым подходом стандартизация является деятельностью, основанной на консенсусе, которая проводится как заинтересованными сторонами, так и в их интересах на принципах открытости и прозрачности в рамках независимых и признанных организаций по стандартизации. Под Системой технического нормирования и стандартизации понимается совокупность технических регламентов, технических кодексов, стандартов, технических условий, а также субъектов технического нормирования и стандартизации, взаимодействующих согласно установленным правилам. К нормативным документам в сфере технического нормирования и стандартизации относятся: — технические регламенты, в том числе строительные нормы — технические кодексы; — стандарты, в том числе государственные, международные — технические условия. Технические регламентыпринимаются в целях защиты жизни, здоровья человека, его имущества и охраны окружающей среды. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Технический регламент должен содержать обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента. В техническом регламенте могут содержаться: — правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы — правила маркировки объектов технического нормирова — требования к порядку осуществления государственного Технический регламент применяется одинаковым образом независимо от страны и (или) места происхождения продукции. Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации. Технический регламент не может быть введен в действие, если отсутствуют методики контроля, измерений и испытаний технических требований, установленных в техническом регламенте. Технические кодексыразрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, оценки качества процессов проектирования (разработки), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг. Разработка и утверждение технических кодексов осуществляется республиканскими органами государственного управления. Право официального издания технических кодексов принадлежит республиканским органам государственного управления, их утвердившим. Технические требования, содержащиеся в технических кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов. Государственные стандартыразрабатываются, как правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии — любыми заинтересованными лицами. Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств. Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат: — требования к продукции, процессам ее разработки, произ — требования к правилам приемки продукции и методикам Зак. 3005. — требования к технической и информационной совместимо — общие правила обеспечения качества продукции (услуг) — требования к энергоэффективности и снижению энерго- и — термины и определения, условные обозначения, метроло Государственные стандарты не должны противоречить требованиям технических регламентов. Государственные стандарты являются добровольными для применения на стадиях разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оказании услуг. Они могут использоваться в качества основы для разработки технических регламентов, технических кодексов. Если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт, то положения этого государственного стандарта становятся обязательными для соблюдения. Если производитель или поставщик продукции в добровольном порядке применили государственный стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции (услуги), а также если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям государственного стандарта, соблюдение требований государственного стандарта для них становится обязательным. Стандарты организацийразрабатываю! и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению. Порядок разработки, утверждения, введения в действие, учета, изменения, отмены и издания стандартов организаций и информации о них устанавливается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, их утвердившими. Технические требования стандартов организаций распространяются только на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, их утвердивших. Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов. Технические условияразрабатываются и утверждаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на продукцию (услугу), предназначенную для реализации. Они являются интеллектуальной собственностью юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, их утвердивших. Государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации включает: — установление единого порядка разработки, утверждения — координацию разработки технических регламентов, техни — утверждение (принятие) технических регламентов, — установление порядка формирования информационных — установление порядка официального толкования по вопро К наиболее принципиальным изменениям, которые установлены в проекте Закона «О техническом нормировании и стандартизации» в отличие от действующих норм, следует отнести: 1.Введение в закон государственной функции «техническое 2. Установление принципов, на которых базируется государ 3. Закрепление компетенции субъектов технического норми 4. Определение видов технических нормативных докумен 5. Применение на принципах добровольности знака соответ 6. Разработка стандартов силами технических комитетов по стандартизации, что обеспечивает равноправное, широкое участие всех заинтересованных в разработке стандартов. Переход к системе технического нормирования, в которой установление обязательных требований будет осуществляться с учетом потенциальной опасности продукции, позволит избежать избыточных, необоснованных затрат при ее производстве и эксплуатации, исключить дублирование, а иногда и устранить неоднократные требования в различных документах, упростить для производителя продукции процедуры согласования документов. Требования, формирующие уровень продукции и не указанные в технических регламентах, выделяются в добровольную область, которая может регулироваться государственными стандартами, принимаемыми на основе согласия всех заинтересованных сторон. Применение государственных стандартов может становиться обязательным, если это предусмотрено техническими регламентами или производитель заявил любым способом о соответствии его продукции государственным стандартам. Весьма важным является вопрос о взаимосвязи между техническими регламентами и государственными стандартами. По мере разработки регламентов стандарты должны становиться добровольными, не сдерживать инициативу производителей и устанавливать тот уровень качества, который позволит повышать конкурентоспособность продукции и предприятия в целом. Уже сегодня в республике предпочтение отдается только разработке и принятию стандартов, гармонизированных с международными и европейскими стандартами. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |