Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отдел (бюро, лаборатория) стандартизации

 

 

 

 

 

 

 

 

    Функции службы стандартизации    
   
1 1 I
Планирование работ Контроль и надзор Информация   Исследования и разработки
               

 

Методические связи с другими службами стандартизации
По вертикали По горизонтали

Текущая работа по стандартизации

Контроль
Исследования и разработки
Внедрение НД Соблюдение требований НД Нормоконтроль конструкторской и технологической документации

Информационное обеспечение

Создание ограничительных и специальных НД Участие в управ­лении качеством

Сбор и предостав­ление информации о существовании НД по направле­ниям и объектам (указатели)

Наличие НД, учет

НД и их внедрение

И применение

Внесение измене­ний, изъятие НД, копирование НД

Рис. 1.4. Служба стандартизации предприятия


Порядок разработки стандартов

Работа по созданию стандарта от планирования его разработ­ки до утверждения и издания осуществляется в определенной по­следовательности, которая прошла многократную апробацию и ис­пользуется практически

План работ по стандартизации

1 ' всеми разработчиками

(рис. 1.5).

ТЗ на стандарт
Проект стандарта (первая редакция)
i Рассылка
Сбор и обработка отзывов I
Проект стандарта (вторая редакция)
Согласительное совещание I Утверждение и регистрация стандарта

В соответствии с планом работ по стандар­тизации руководитель назначает ответственных исполнителей по данной теме и определяет сроки выполнения этапов. Для разработки технического задания исполнители со­бирают, изучают и анали­зируют информацию об объекте стандартизации, аналогичные или подоб­ные иностранные и меж­дународные стандарты, каталоги и другую нор­мативную и научно-техническую документа­цию.

Издание и распространение стандарта
Рис. 1.5. Порядок разработки стандарта

Затем разрабаты­вают проект стандарта (первая редакция) и рас­сылают его на отзыв всем заинтересованным орга­низациям (подразделе­ниям). Таким образом, в

разработку стандарта включаются потенциальные пользователи будущего документа, в том числе потребители стандартизуемой продукции или услуг и другие организации, заинтересованные в стандартизуемом объекте. Отзывы на проект стандарта должны высылаться организации-разработчику в течение месяца со дня получения проекта стандарта.

Одновременно с разработкой первой редакции проекта стан­дарта составляют пояснительную записку к нему и проект плана мероприятий, обеспечивающих своевременное внедрение стандар­та. В пояснительной записке указывают цели и задачи разработки стандарта, область его применения и характеристику стандарти­зуемого объекта, обоснование показателей, устанавливаемых в про-


екте стандарта, данные о предполагаемой эффективности внедре­ния стандарта и др.

После получения отзывов на проект стандарта организация-разработчик составляет сводку отзывов, где по каждому замеча­нию и предложению дается обоснованное заключение. После обработки отзывов разработчик проекта составляет следующую ре­дакцию проекта стандарта, в которой учитывают принципиальные замечания и предложения, способствующие совершенствованию документа. После этого новую (вторую) редакцию проекта стандар­та снова рассылают на отзыв тем же организациям. При необходи­мости цикл разработки повторяется. Если по проекту стандарта есть серьезные разногласия между разработчиком и организация­ми, приславшими отзывы, созывают согласительное совещание, на которое приглашают ответственных представителей заинтересо­ванных сторон. Состав участников совещания должен обеспечить всестороннее обсуждение рассматриваемых вопросов и принятие окончательного решения. На основании последней сводки отзывов и решения согласительного совещания составляется окончательная редакция проекта стандарта.

Окончательную редакцию проекта стандарта представляют на утверждение в компетентную инстанцию, которая рассматрива­ет проект и утверждает его, после чего стандарт регистрируют. Од­новременно с окончательной редакцией стандарта рассматривают план мероприятий по его внедрению.

Последняя стадия разработки включает издание стандарта и его распространение и носит технический характер. Государствен­ные стандарты издаются и распространяются в качестве офици­альных документов, право их издания и распространения ограни­чено.

Гармонизация законодательства в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с международными требованиями

Сложившаяся практика технического нормирования направ­лена на обеспечение нужд национальной экономики и является ос­новным стимулом повышения уровня качества продукции и услуг, создает необходимые предпосылки для технического совершенство­вания. Государственная система стандартизации, в которой в каче­стве обязательных требований стандартов определены требования по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан и охраны окружающей среды, со­вместимости и взаимозаменяемости продукции, маркировки, един­ства методов контроля, построена с учетом того, что в республике еще не получило развитие техническое законодательство, устанав­ливающее требования к группам продукции и услуг. Недостаток законодательных актов для различных групп продукции и отдель-


ных рисков компенсируется системой стандартов, строительных норм и правил, санитарных правил и норм, норм пожарной безо­пасности, которые устанавливают обязательные требования к объ­ектам стандартизации.

Расширяющиеся масштабы внешней торговли, необходимость широкой интеграции в мировую хозяйственную систему, гармони­зация действующих норм и правил поставили вопрос о необходимо­сти реформирования существующей системы стандартизации и создания новой современной системы технического нормирования и оценки соответствия.

В этой связи в Республике Беларусь разработан проект Зако­на «О техническом нормировании и стандартизации».

В соответствии с новым подходом стандартизация является деятельностью, основанной на консенсусе, которая проводится как заинтересованными сторонами, так и в их интересах на принципах открытости и прозрачности в рамках независимых и признанных организаций по стандартизации.

Под Системой технического нормирования и стандартизации понимается совокупность технических регламентов, технических кодексов, стандартов, технических условий, а также субъектов тех­нического нормирования и стандартизации, взаимодействующих согласно установленным правилам.

К нормативным документам в сфере технического нормиро­вания и стандартизации относятся:

— технические регламенты, в том числе строительные нормы
Республики Беларусь, санитарные правила, правила пожарной
безопасности в части требований к продукции (товару, услуге), дея­
тельности и процессам, в результате которых она создается, экс­
плуатируется и утилизируется;

— технические кодексы;

— стандарты, в том числе государственные, международные
и межгосударственные (региональные), введенные в действие в ка­
честве государственных стандартов Республики Беларусь, а также
стандарты организаций;

— технические условия.

Технические регламентыпринимаются в целях защиты жизни, здоровья человека, его имущества и охраны окружающей среды. Принятие технических регламентов в иных целях не допус­кается.

Технический регламент должен содержать обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использова­ния), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов техни­ческого нормирования, в отношении которых устанавливаются тре­бования технического регламента.


В техническом регламенте могут содержаться:

— правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы
подтверждения соответствия) требованиям технического регламен­
та в отношении каждого объекта технического нормирования,
включая правила и методики контроля, испытаний, измерений,
необходимые для оценки соответствия;

— правила маркировки объектов технического нормирова­
ния, подтверждающей соответствие их техническому регламенту;

— требования к порядку осуществления государственного
надзора за соблюдением технических регламентов.

Технический регламент применяется одинаковым образом независимо от страны и (или) места происхождения продукции.

Требования утвержденного технического регламента являют­ся обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

Технический регламент не может быть введен в действие, ес­ли отсутствуют методики контроля, измерений и испытаний техни­ческих требований, установленных в техническом регламенте.

Технические кодексыразрабатываются с целью реализа­ции требований технических регламентов, оценки качества процес­сов проектирования (разработки), производства, эксплуатации (ис­пользования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Разработка и утверждение технических кодексов осуществля­ется республиканскими органами государственного управления.

Право официального издания технических кодексов принад­лежит республиканским органам государственного управления, их утвердившим. Технические требования, содержащиеся в техниче­ских кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Государственные стандартыразрабатываются, как пра­вило, техническими комитетами по стандартизации, а при их от­сутствии — любыми заинтересованными лицами.

Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударствен­ных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендаци­ях по стандартизации, прогрессивных стандартах других госу­дарств.

Государственные стандарты в зависимости от объекта стан­дартизации содержат:

— требования к продукции, процессам ее разработки, произ­
водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утили­
зации или оказываемым услугам;

— требования к правилам приемки продукции и методикам
ее контроля;


Зак. 3005.


— требования к технической и информационной совместимо­
сти; правила оформления технической документации;

— общие правила обеспечения качества продукции (услуг)
сохранения и рационального использования ресурсов;

— требования к энергоэффективности и снижению энерго- и
материалоемкости продукции, процессов, в результате которых она
производится, эксплуатируется (используется), хранится, перево­
зится, реализуется и утилизируется, а также оказания услуг;

— термины и определения, условные обозначения, метроло­
гические и другие общие технические и организационно-
методические правила и нормы.

Государственные стандарты не должны противоречить требо­ваниям технических регламентов.

Государственные стандарты являются добровольными для применения на стадиях разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оказании услуг. Они могут использоваться в качества основы для разработки технических регламентов, тех­нических кодексов.

Если в техническом регламенте дана ссылка на государст­венный стандарт, то положения этого государственного стандарта становятся обязательными для соблюдения.

Если производитель или поставщик продукции в доброволь­ном порядке применили государственный стандарт и заявили о со­ответствии ему своей продукции (услуги), а также если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соот­ветствие требованиям государственного стандарта, соблюдение тре­бований государственного стандарта для них становится обяза­тельным.

Стандарты организацийразрабатываю! и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели само­стоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению.

Порядок разработки, утверждения, введения в действие, уче­та, изменения, отмены и издания стандартов организаций и ин­формации о них устанавливается юридическим лицом или инди­видуальным предпринимателем, их утвердившими.

Технические требования стандартов организаций распро­страняются только на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, их утвердивших. Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Технические условияразрабатываются и утверждаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателя­ми на продукцию (услугу), предназначенную для реализации. Они являются интеллектуальной собственностью юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, их утвердивших.


Государственное регулирование в области технического нор­мирования и стандартизации включает:

— установление единого порядка разработки, утверждения
(принятия) технических регламентов, технических кодексов, госу­
дарственных стандартов, технических условий;

— координацию разработки технических регламентов, техни­
ческих кодексов, государственных стандартов;

— утверждение (принятие) технических регламентов,
технических кодексов, государственных стандартов;

— установление порядка формирования информационных
фондов технических регламентов, технических кодексов, междуна­
родных, межгосударственных (региональных), государственных
стандартов, технических условий;

— установление порядка официального толкования по вопро­
сам применения технических регламентов, технических кодексов,
государственных стандартов.

К наиболее принципиальным изменениям, которые установ­лены в проекте Закона «О техническом нормировании и стандарти­зации» в отличие от действующих норм, следует отнести:

1.Введение в закон государственной функции «техническое
нормирование», в результате реализации которой создается и при­
нимается технический нормативный документ — технический рег­
ламент.

2. Установление принципов, на которых базируется государ­
ственная политика в области технического нормирования и стан­
дартизации, соответствующих принципам Международных органи­
заций по стандартизации (ИСО, МЭК) и Всемирной торговой
организации.

3. Закрепление компетенции субъектов технического норми­
рования и стандартизации, включая компетенцию Президента
Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и
республиканских органов государственного управления.

4. Определение видов технических нормативных докумен­
тов, в которых отражаются результаты работ по техническому нор­
мированию, стандартизации и их взаимосвязь между собой (техни­
ческие регламенты, технические кодексы, государственные
стандарты, стандарты организаций, технические условия). При
этом обязательные требования, которые должны соблюдаться всеми
и обеспечивать безопасность для жизни и здоровья людей, живот­
ных, растений, обеспечивать сохранность имущества должны быть
в технических регламентах, утверждаемых правительством, а госу­
дарственные стандарты, перейдя в ранг добровольных, могут ис­
пользоваться, как доказательная база соблюдения требований тех­
нических регламентов.

5. Применение на принципах добровольности знака соответ­
ствия продукции государственным стандартам.


6. Разработка стандартов силами технических комитетов по стандартизации, что обеспечивает равноправное, широкое участие всех заинтересованных в разработке стандартов.

Переход к системе технического нормирования, в которой установление обязательных требований будет осуществляться с учетом потенциальной опасности продукции, позволит избежать избыточных, необоснованных затрат при ее производстве и экс­плуатации, исключить дублирование, а иногда и устранить неод­нократные требования в различных документах, упростить для производителя продукции процедуры согласования документов.

Требования, формирующие уровень продукции и не указан­ные в технических регламентах, выделяются в добровольную об­ласть, которая может регулироваться государственными стандар­тами, принимаемыми на основе согласия всех заинтересованных сторон.

Применение государственных стандартов может становиться обязательным, если это предусмотрено техническими регламента­ми или производитель заявил любым способом о соответствии его продукции государственным стандартам.

Весьма важным является вопрос о взаимосвязи между техни­ческими регламентами и государственными стандартами. По мере разработки регламентов стандарты должны становиться добро­вольными, не сдерживать инициативу производителей и устанав­ливать тот уровень качества, который позволит повышать конку­рентоспособность продукции и предприятия в целом. Уже сегодня в республике предпочтение отдается только разработке и принятию стандартов, гармонизированных с международными и европейски­ми стандартами.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...