Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






По числу характеризуемых свойств

Показатели назначения

Показатели экономичности

Показатели эргономичности

Показатели безопасности


Единичный показатель качества продукции —пока­затель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств. Примерами единичных показателей качества являются: наработка радиоприемника на отказ; калорийность топлива; коэф­фициент вариации проволоки по толщине; среднее квадратическое отклонение ресурса автомобилей. Из приведенных примеров следу­ет, что единичные показатели могут относиться как к единице про­дукции, так и к совокупности единиц однородной продукции.

Комплексный показатель качества продукции по­казатель качества продукции, характеризующий несколько ее свойств. Комплексный показатель Kk по определению получают объединением (комплексированием) показателей Ki, свойств, опре­деляющих качество продукции:


 


Показатели патентно-правовые

По способам выражения показателей

Показатели стандартизации

Другие показатели

Рис. 1.7. Классификация показателей качества продукции

портабельности; стандартизации и унификации; патентно-правовые; экологические; безопасности.

2. По способу выражения: абсолютные и относительные, причем абсолютные могут быть выражены в натуральных едини­цах (килограммы, метры, баллы, стоимостные и другие единицы). Относительные показатели могут быть неименованными либо вы­раженными в процентах или других относительных единицах.

Оценку отдельных свойств или качества в целом предпочти­тельно завершать вычислением относительного показателя качества. Переход от абсолютных показателей к относительным позволяет сопоставлять уровни свойств различных объектов. Отно­сительная оценка или показатель свойства К является функцией абсолютных показателей — оцениваемого Р и принятого за базовый Рбаз чаще всего функцией их отношения:

3. По количеству характеризуемых свойств: единичные и комплексные (групповые, обобщенные, интегральные).

Деление показателей качества на единичные и комплексные условно из-за условности деления свойств на сложные и более про­стые, хотя можно представить себе такое простое свойство, которое на современном уровне знаний нельзя разложить на более простые, например масса объекта.


Пример комплексного показателя — коэффициент готовности К Г , который для определенного вида изделий вычисляют по фор­муле

КГ=Т/(Т+ТВ),

где Т — наработка изделия на отказ (показатель безотказности); Ts — среднее время восстановления (показатель ремонтопригод­ности).

Кг представляет собой комплексный показатель, имеющий определенное физическое содержание (вероятность того, что изде­лие окажется работоспособным в любой произвольно выбранный момент времени в промежутках между периодами планового тех­нического обслуживания).

Комплексным показателем качества продукции, характери­зующим п различных свойств продукции, может являться показа­тель Kkl) , вычисляемый методом суммирования взвешенных еди­ничных показателей по формуле

п

К/го = Z-^zai . г=1

где ki — показатель i-ro свойства оцениваемой продукции; Oj — коэффициент весомости показателя К^ .

Показатель К^0 , как все комплексные показатели, вычис­ляемые методами объединения (арифметического, геометрического, гармонического и т.д.) взвешенных единичных показателей, пред­ставляет собой условную величину, выражаемую в условных еди­ницах исчисления, например в баллах, и конкретного физического содержания не имеет.

Среди комплексных показателей качества продукции особо выделяется по своей сущности и значению интегральный пока­затель качества, являющийся отношением суммарного полез-


кого эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или по­требление. Интегральный показатель качества продукции И/г можно вычислить по формуле

И =Э/(3С+3Э),

где Э — суммарный полезный эффект от эксплуатации или потреб­ления продукции (например, пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта); Зс— сум­марные затраты на создание продукции (разработку, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты); Зэ — суммарные за­траты на эксплуатацию продукции (техническое обслуживание, ремонты и другие текущие затраты).

Интегральный показатель обладает важным свойством: он обращается в максимум при оптимальном соотношении полезного эффекта и затрат на его достижение. Следовательно, увеличение затрат на повышение качества имеет смысл только до тех пор, пока увеличивается интегральный показатель качества. Применение его очень важно при анализе динамики качества продукции, опре­делении путей повышения уровня качества и т.д.

Количественная оценка качества продукции завершается оп­ределением уровня ее качества. Уровень качества продукции относительная характеристика качества, продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой про­дукции, с базовыми значениями соответствующих показателей. Таким образом, оценка уровня качества продукции представляет собой совокупность операций, включающую выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значе­ний единичных и/или комплексных показателей и сопоставление их с базовыми.

Не следует смешивать уровень качества с техническим уров­нем продукции. Понятие «уровень качества» является более общим, чем «технический уровень», так как свойства, составляющие техни­ческий уровень продукции, входят в общую совокупность свойств качества продукции. Технический уровень продукции одна из относительных характеристик качества, основанная на сопос­тавлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство продукции, с базовыми значениями, соответствую­щих показателей.

Для определения уровня качества продукции могут исполь­зоваться три основных метода: дифференциальный, комплекс­ный и смешанный. При этом дифференциальный метод основы­вается на использовании единичных показателей качества продукции, комплексный метод — на использовании комплексных показателей, а смешанный метод — на одновременном использо­вании единичных и комплексных показателей.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...