Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ, УСЛУГ И СИСТЕМ КАЧЕСТВА

История развития сертификации

Характерной чертой современного этапа мирового экономиче­ского развития является широкое распространение международно­го разделения труда, в результате чего имеет место специализация стран по выпуску определенных видов продукции.

Доля продукции, поставляемой на экспорт, у большинства промышленно развитых стран составляет (25 — 50) % от общего объема производства. Это характеризует роль качества продукции в создании благоприятных условий торгово-промышленного со­трудничества между странами.

Одной из наиболее широко применяемых форм подтвержде­ния качества выпускаемой продукции является ее сертификация.

В основе сертификации лежит процедура, в результате про­ведения которой определенным образом подтверждается соответст­вие продукции, процесса или услуги требованиям, которые выдви­гает потребитель. Наиболее простой и древней формой такого подтверждения являлось устное заверение, сделанное продавцом покупателю о том, что предлагаемые ему продукция, процесс или услуга соответствуют требованиям, которые выдвигает покупатель.

С развитием стандартизации производитель продукции стал утверждать, что она соответствует требованиям принятых норма­тивных документов, которые служат гарантией качества. Изготови­тель, проведя сертификацию продукции, повышает ее конкуренто­способность на рынке сбыта.


Потребитель сертифицированной продукции получает боль­шие гарантии в стабильности характеристик качества продукции. Если потребитель использует сертифицированную продукцию для производства новых изделий, то наличие сертификата позволяет отказаться от проведения сплошного выходного контроля, дополни­тельных испытаний и т.д.

Сертификация продукции в современном представлении на начальных этапах своего становления вводилась в отдельных стра­нах. Были созданы национальные системы сертификации во Франции, Великобритании, Германии, Канаде.

Хотя все эти системы включают испытание образцов продук­ции и контроль за выпуском сертифицированной продукции, тем не менее в силу определенных различий в правилах национальной сертификации часто возникали сложности, связанные с экспортом продукции из одной страны в другую. Кроме того, в национальных правилах сертификации вводились требования, направленные на ограждение собственных производителей от конкуренции со сторо­ны производителей других стран. Задачи защиты рынка решались и через создание региональных систем сертификации. Такое поло­жение не соответствовало интересам экономически развитых стран, так как ограничивало развитие экспортных возможностей.

Усложнение продукции и ее производства, развитие между­народной торговли и стандартизации привело к необходимости разработать международные стандарты и включить требования, выполнение которых обеспечивало бы необходимую гарантию каче­ства продукции потребителю. Такая работа требовала координации не только в национальном, но и международном масштабе.

По этой причине в начале 60-х годов Международной органи­зацией по стандартизации (ИСО) совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК) были начаты работы по обобщению опыта стран в области сертификации, направленные на установление общих принципов организации национальных сис­тем сертификации, а также разработки единых процедур проведе­ния сертификации, которые рекомендованы к применению между­народному сообществу.

Специальным комитетом по вопросам сертификации в рам­ках ИСО было представлено положение о создании Международ­ной системы сертификации изделий электронной техники в рамках МЭК. В этот же период было создано в рамках Европейской эконо­мической комиссии ООН (ЕЭК ООН) совещание правительствен­ных должностных лиц, ответственных за политику в области стан­дартизации, в программу работ которого были включены вопросы международной сертификации.

В СССР сертификация применялась для отдельных видов экспортируемой продукции. Первоначально она проводилась в зарубежных сертификационных центрах и ее обязательность уста-


навливалась законодательством тех стран, куда продукция постав­лялась из СССР.

Вместе с тем в СССР осуществилась оценка соответствия про­дукции установленным требованиям в других формах: аттестация по категориям качества, государственная приемка продукции, го­сударственные испытания (им подвергалось около 30 % продукции, аттестованной по категориям качества), государственный надзор за стандартами.

Основные понятия, термины и определения

Аккредитация — официальное признание того, что органи­зация правомочна проводить определенные работы в конкретной области деятельности.

Заявитель — изготовитель (поставщик) продукции, зареги­стрированный в установленном порядке, подавший заявку на сер­тификацию продукции.

Заявление о соответствии — документ, в котором изгото­витель (поставщик) удостоверяет, что поставляемая им продукция соответствует установленным требованиям.

Документальное подтверждение соответствия проводится по­средством предъявления либо сертификата, либо на отдельные ви­ды продукции заявления о соответствии. Таким образом, заявление о соответствии имеет равную с сертификатом юридическую силу.

Знак соответствия — зарегистрированный в установлен­ном порядке знак, которым по правилам данной системы сертифи­кации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям нормативных актов и конкретных стандартов или других нормативных документов по стандарти­зации.

Идентификация продукции — процедура, посредством которой устанавливается соответствие представленной на сертифи­кацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции (в нормативной и технической документации, в информации о продукции).

Изготовитель — предприятие, организация, учреждение или индивидуальный предприниматель, производящие продукцию для реализации.

Инспекционный контроль — периодический и оператив­ный контроль за деятельностью предприятий-изготовителей или индивидуальных предпринимателей с целью оценки возможности сохранения действия ранее выданных сертификатов соответствия, осуществляемый органами, выдавшими эти документы, или орга­низациями, уполномоченными ими.

Область аккредитации — один или несколько видов ра­бот, на выполнение которых аккредитован орган по сертификации.


Потребитель продукции — предприятие или физическое лицо, использующее данную продукцию по назначению.

Сертификат соответствия (сертификат) —доку­мент, выданный по правилам системы сертификации, указываю­щий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что дан­ная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Сертификация — процедура, посредством которой третья сторона письменно удостоверяет, что продукция, процесс или услу­га соответствуют конкретному стандарту или другому нормативно­му документу.

Объектом сертификации является продукция, предназначен­ная для реализации потребителю.

Система сертификации — система, располагающая собственными правилами и процедурами для проведения сертифи­кации.

Системы сертификации могут функционировать на нацио­нальном, региональном и международном уровнях.

Соответствие — это соблюдение всех установленных тре­бований к продукции, процессу или услуге, в то время как несоот­ветствие — их несоблюдение. Несоответствие включает в себя от­сутствие одной или нескольких характеристик качества или их отклонение.

Требование (нормативного документа) —положение, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены.

Третья сторона — лицо или орган, признаваемые незави­симыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе. Участ­вующие стороны представляют, как правило, интересы поставщи­ков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).

Эксперт-аудитор (по качеству) — специалист, имеющий квалификацию для проведения проверки качества.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...