Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ, УСЛУГ И СИСТЕМ КАЧЕСТВАИстория развития сертификации Характерной чертой современного этапа мирового экономического развития является широкое распространение международного разделения труда, в результате чего имеет место специализация стран по выпуску определенных видов продукции. Доля продукции, поставляемой на экспорт, у большинства промышленно развитых стран составляет (25 — 50) % от общего объема производства. Это характеризует роль качества продукции в создании благоприятных условий торгово-промышленного сотрудничества между странами. Одной из наиболее широко применяемых форм подтверждения качества выпускаемой продукции является ее сертификация. В основе сертификации лежит процедура, в результате проведения которой определенным образом подтверждается соответствие продукции, процесса или услуги требованиям, которые выдвигает потребитель. Наиболее простой и древней формой такого подтверждения являлось устное заверение, сделанное продавцом покупателю о том, что предлагаемые ему продукция, процесс или услуга соответствуют требованиям, которые выдвигает покупатель. С развитием стандартизации производитель продукции стал утверждать, что она соответствует требованиям принятых нормативных документов, которые служат гарантией качества. Изготовитель, проведя сертификацию продукции, повышает ее конкурентоспособность на рынке сбыта. Потребитель сертифицированной продукции получает большие гарантии в стабильности характеристик качества продукции. Если потребитель использует сертифицированную продукцию для производства новых изделий, то наличие сертификата позволяет отказаться от проведения сплошного выходного контроля, дополнительных испытаний и т.д. Сертификация продукции в современном представлении на начальных этапах своего становления вводилась в отдельных странах. Были созданы национальные системы сертификации во Франции, Великобритании, Германии, Канаде. Хотя все эти системы включают испытание образцов продукции и контроль за выпуском сертифицированной продукции, тем не менее в силу определенных различий в правилах национальной сертификации часто возникали сложности, связанные с экспортом продукции из одной страны в другую. Кроме того, в национальных правилах сертификации вводились требования, направленные на ограждение собственных производителей от конкуренции со стороны производителей других стран. Задачи защиты рынка решались и через создание региональных систем сертификации. Такое положение не соответствовало интересам экономически развитых стран, так как ограничивало развитие экспортных возможностей. Усложнение продукции и ее производства, развитие международной торговли и стандартизации привело к необходимости разработать международные стандарты и включить требования, выполнение которых обеспечивало бы необходимую гарантию качества продукции потребителю. Такая работа требовала координации не только в национальном, но и международном масштабе. По этой причине в начале 60-х годов Международной организацией по стандартизации (ИСО) совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК) были начаты работы по обобщению опыта стран в области сертификации, направленные на установление общих принципов организации национальных систем сертификации, а также разработки единых процедур проведения сертификации, которые рекомендованы к применению международному сообществу. Специальным комитетом по вопросам сертификации в рамках ИСО было представлено положение о создании Международной системы сертификации изделий электронной техники в рамках МЭК. В этот же период было создано в рамках Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) совещание правительственных должностных лиц, ответственных за политику в области стандартизации, в программу работ которого были включены вопросы международной сертификации. В СССР сертификация применялась для отдельных видов экспортируемой продукции. Первоначально она проводилась в зарубежных сертификационных центрах и ее обязательность уста- навливалась законодательством тех стран, куда продукция поставлялась из СССР. Вместе с тем в СССР осуществилась оценка соответствия продукции установленным требованиям в других формах: аттестация по категориям качества, государственная приемка продукции, государственные испытания (им подвергалось около 30 % продукции, аттестованной по категориям качества), государственный надзор за стандартами. Основные понятия, термины и определения Аккредитация — официальное признание того, что организация правомочна проводить определенные работы в конкретной области деятельности. Заявитель — изготовитель (поставщик) продукции, зарегистрированный в установленном порядке, подавший заявку на сертификацию продукции. Заявление о соответствии — документ, в котором изготовитель (поставщик) удостоверяет, что поставляемая им продукция соответствует установленным требованиям. Документальное подтверждение соответствия проводится посредством предъявления либо сертификата, либо на отдельные виды продукции заявления о соответствии. Таким образом, заявление о соответствии имеет равную с сертификатом юридическую силу. Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям нормативных актов и конкретных стандартов или других нормативных документов по стандартизации. Идентификация продукции — процедура, посредством которой устанавливается соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции (в нормативной и технической документации, в информации о продукции). Изготовитель — предприятие, организация, учреждение или индивидуальный предприниматель, производящие продукцию для реализации. Инспекционный контроль — периодический и оперативный контроль за деятельностью предприятий-изготовителей или индивидуальных предпринимателей с целью оценки возможности сохранения действия ранее выданных сертификатов соответствия, осуществляемый органами, выдавшими эти документы, или организациями, уполномоченными ими. Область аккредитации — один или несколько видов работ, на выполнение которых аккредитован орган по сертификации. Потребитель продукции — предприятие или физическое лицо, использующее данную продукцию по назначению. Сертификат соответствия (сертификат) —документ, выданный по правилам системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу. Сертификация — процедура, посредством которой третья сторона письменно удостоверяет, что продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу. Объектом сертификации является продукция, предназначенная для реализации потребителю. Система сертификации — система, располагающая собственными правилами и процедурами для проведения сертификации. Системы сертификации могут функционировать на национальном, региональном и международном уровнях. Соответствие — это соблюдение всех установленных требований к продукции, процессу или услуге, в то время как несоответствие — их несоблюдение. Несоответствие включает в себя отсутствие одной или нескольких характеристик качества или их отклонение. Требование (нормативного документа) —положение, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены. Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе. Участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона). Эксперт-аудитор (по качеству) — специалист, имеющий квалификацию для проведения проверки качества. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |