Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Республиканский орган по сертификации

Аккредитованные органы по сертификации одно­родной продукции,услуг

Подсистемы сертификации по видам продукции, услуг, отдельным требованиям
Центральные органы по сертификации

Аккредитованные органы по сертификации систем качества

Аккредитованные органы по сертификации персонала

Аккредитованный центр подготовки экспертов-аудиторов по качеству

Штат экспертов-аудиторов по качеству

Изготовители, продавцы (поставщики)

Аккредитованные испытательные лаборатории

Рис. 1.11. Структура Национальной системы сертификации

Правила сертификации

1. В качестве органов по сертификации могут быть утвержде­ны (аккредитованы) организации независимо от их организацион­но-правовых форм и формы собственности, если они не являются изготовителем (продавцом, поставщиком, исполнителем) и потре­бителем (заказчиком, покупателем) сертифицируемой ими продук­ции, при условии их аккредитации в установленном порядке и на­личии лицензии на проведение работ по сертификации.


6. Зак. 3005.


2. Аккредитацию органов по сертификации и испытательных
лабораторий организует и осуществляет Госстандарт РБ либо-по его
поручению региональные органы по стандартизации, метрологии и
сертификации на основе результатов их аттестации специально
создаваемыми для этих целей комиссиями. По результатам аккре­
дитации оформляется и выдается аттестат.

3. Сертификаты и аттестат аккредитации вступают в силу с
момента их регистрации в Реестре Системы.

4. Сертификация отечественной и импортируемой продукции
производится по одним и тем же правилам и процедурам.

5. Инспекционный контроль за сертифицированной продук­
цией, услугами, системами качества, персоналом осуществляют ор­
ганы, проводившие сертификацию.

6. При наличии в системе нескольких аккредитованных ор­
ганов по сертификации одной и той же продукции (услуги) заяви­
тель вправе провести процедуру в любой из них (по своему выбору).
При отсутствии на момент подачи заявки органа по сертификации
заявка направляется в Республиканский орган по сертификации.

7. Сертификация проводится по схемам, установленным ис­
пользуемой заявителем системой сертификации.

8. При возникновении спорных вопросов в ходе практической
деятельности участников сертификации заинтересованная сторона
имеет право подать в Республиканский орган по сертификации
жалобу или апелляцию.

9. Система предусматривает информирование всех заинтере­
сованных сторон и отдельных лиц о деятельности в Системе, в том
числе о ее правилах, результатах сертификации, при условиях
обеспечения конфиденциальности информации, составляющей
коммерческую тайну.

10. Официальными языками Системы являются белорусский
и русский. Все документы (заявки, протоколы, акты и т.п.) могут
оформляться на обоих языках.

11. Продукция отечественного и импортного производства
должна иметь информацию на белорусском или русском языке,
включающую наименование продукции, данные об изготовителе,
дату изготовления и срок годности, основные потребительские ха­
рактеристики продукции, способы и правила применения (эксплуа­
тации) продукции.

Схемы сертификации

Под схемой сертификации понимается определенная сово­купность действий, официально принимаемая (устанавливаемая) в качестве доказательства соответствия продукции заданным требо­ваниям. Реализация схем сертификации предусматривает опреде­ленный порядок выполнения этих действий.


Сертификация в рамках международных или региональных систем, к которым присоединилась Республика Беларусь, прово­дится на соответствие нормативным документам по схемам и в по­рядке, установленным в этих системах. Сертификация в рамках Системы проводится по схемам, приведенным в табл. 1.2.

Методика проведения испытаний различна и зависит от ха­рактера сертифицируемой продукции, а следовательно, и схемы сертификации.

Каждая схема используется для конкретных объектов серти­фикации, при этом принимается во внимание происхождение про­дукции, объем и условия ее поставки на рынок.

Таблица 1.2 Схемы сертификации и условия их применения

 

Но   Провер- Инспекционный  
мер схе- Испытание ка про­извод- контроль серти­фицированной Область применения
мы   ства продукции  
        Для сертификации про-
        дукции, поставляемой по
Испытание типа контракту малыми пар­тиями: периодически для изучения потреби-
        тельского спроса в тече-
        ние одного года (для
        сложной техники)
За Испытание типа Анализ состоя­ния произ­водства Испытание образ­цов и (или) оцен­ка состояния производства Для изделий серийного и массового производства
Испытание типа Серти­фика­ция сис­темы качества Испытание образ­цов, контроль за стабильностью функционирова­ния систем качества Для изделий серийного и массового производства
Рассмотрение заявления о соответствии с прилагае­мыми доку­ментами Серти­фициро­ванная система качества Контроль за ста­бильностью функ­ционирования системы качества Для изделий серийного и массового производст­ва в случае сертифици­рованной системы каче­ства

Окончание табл. 1.2

 

        Для сертификации пар-
  Испытание     тии продукции (исполь-
  зуется, как правило, для
  партии     сертификации ввозимой
        (импортной) продукции)
        Для изделий, представ-
        ляющих большую опас-
  Испытание     ность для жизни челове-
каждого изде- ка, либо для изделий,
  лия     выход из строя которых
        может привести к
        катастрофе
        Для изделий единичного
        производства или опыт-
        ных образцов изделий, а
  Рассмотрение     также малых партий
  заявления о     продукции, приобретае-
  соответствии     мых целевым назначе-
продукции из- нием для оснащения
  готовителя с     отечественных произ-
  прилагаемыми     водственных или иных
  документами     объектов, если представ-
        ленная документация
        подтверждает безопас-
        ность изделия
  Рассмотрение      
  заявления о соответствии Анализ состояния Испытание об- Для скоропортящихся пищевых продуктов.
продукции из- производ- разцов, взятых продовольственного сы-
  готовителя с   у заявителей рья, плодов, овощей,
  пр и лагаемыми ства   ягод, грибов
  документами      

В качестве способов доказательства соответствия используют: испытание, проверку производства, инспекционный контроль. Ис­пытания в целях сертификации проводятся на образцах или типо­вых представителях продукции, предъявленной к сертификации, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у сертифицируемой продукции. Заявление о соответствии с комплектом прилагаемых документов также рас­сматривается как способ доказательства и в ряде случаев заменяет этап испытаний. Один или совокупность нескольких способов дока­зательства определяют содержание той или иной схемы сертифи­кации.

В схемах 2, За, 5 производится испытание типа, т. е. контроль одного или нескольких образцов, являющихся типовыми предста-


вителями продукции, представленной на сертификацию. В схеме 7 предусмотрен контроль качества партии путем испытаний средней пробы (выборки), отбираемой от партии с использованием методов статистического контроля. Схема сертификации 8 предполагает испытания каждой единицы продукции, что обеспечивает необхо­димую надежность испытаний и достоверность полученных резуль­татов.

При реализации той или иной схемы могут быть использова­ны документальные доказательства соответствия, полученные зая­вителем вне рамок данной сертификации. Они могут служить ос­нованием для сокращения объема проверок при сертификации.

Рассмотрение декларации о соответствии заимствовано из практики сертификации в ЕС. Этот способ доказательства соответ­ствия, который предъявляет первая сторона (изготовитель), пред­полагает, что руководитель предприятия представляет в орган по сертификации заявление о соответствии (см. рис. 4.3), прилагая к нему протоколы испытаний, а также информацию об организации на предприятии контроля качества продукции. Этот способ доказа­тельства используют при сертификации продукции с высокой репу­тацией на рынке (схема 6а), продукции, выпущенной малой парти­ей, или единичного изделия (схема 9), а также при сертификации скоропортящейся продукции (схема 9а).

Проверка производства, в ходе которой анализируется техно­логический процесс, проводится при сертификации по схемам За, 5, 6а, 9а наряду с испытаниями для повышения объективности оцен­ки, стабильности качества продукции. Для оценки производства скоропортящейся продукции (схема 9а) этот способ доказательства является главным, так как сроки годности продукции меньше вре­мени, необходимого для организации и проведения испытаний в испытательной лаборатории.

Инспекционный контроль предусмотрен в большинстве схем. Его проводят периодически после выдачи сертификата с целью подтверждения заданного уровня качества продукции в течение всего срока действия документа. Инспекционный контроль может проводиться в форме испытаний образцов (схемы За, 5, 9а) и/или контроля стабильности функционирования сертифицированной системы качества продукции.

Органы по сертификации

Требования к органам по сертификации. Орган по сертифи­кации в Национальной системе сертификации может создаваться при организации, имеющей статус юридического лица. При этом организация должна быть независимой от сторон, заинтересован­ных в результатах сертификации, располагать необходимыми сред­ствами для обеспечения проведения работ по сертификации.


Независимость органа определяется отсутствием совместной хозяйственной деятельности в области разработки, производства, реализации, ремонта и технического обслуживания продукции.

В качестве органа по сертификации могут быть аккредитова­ны организации государственной формы собственности, специаль­но созданные для проведения таких работ, а по решению Респуб­ликанского органа по сертификации — и любой другой формы собственности.

Организация, претендующая на аккредитацию в качестве ор­гана по сертификации, должна располагать следующими необхо­димыми средствами и документацией на процедуры, позволяющи­ми проводить работу по сертификации:

— экономическими средствами, обеспечивающими проведе­
ние работ по сертификации;

— оптимизированной организационной структурой;

— квалифицированным, прошедшим специальную подготов­
ку персоналом;

— документированной системой качества и организационно-
методическими документами, устанавливающими правила и поря­
док проведения работ по сертификации;

— актуализированным фондом нормативных документов на
продукцию и методы испытаний в соответствии с областью аккре­
дитации.

Основными функциями органа по сертификации являются:

— организация и проведение работ по сертификации;

— разработка и актуализация организационно-методических
документов;

— организация подготовки и повышения квалификации
персонала;

— контроль функционирования и совершенствование внут­
ренней системы качества;

Координацию, методическое руководство и контроль за дея­тельностью органа осуществляет Республиканский орган по серти­фикации.

Персонал органа по сертификации.Формирование орга­на по сертификации возможно при наличии персонала достаточной численности (не менее трех экспертов-аудиторов по качеству), кото­рый имеет специальную профессиональную подготовку, техниче­ские знания и опыт работы, необходимые для выполнения предпи­санных функций.

Требования к образованию, квалификации, стажу работы по специальности, должностные обязанности, права и ответственность всех сотрудников органа по сертификации устанавливаются долж­ностными инструкциями, которые утверждаются руководителем органа по сертификации. Должностные инструкции пересматрива-


ются в случае изменения квалификационных требований или функциональных обязанностей сотрудника.

Функции персонала органа по сертификации заключаются в:

— проведении экспертизы представленных заявителем мате­
риалов на соответствие требованиям стандартов, применяемых при
сертификации;

— анализе документации (нормативной, конструкторской,
технологической) на продукцию;

— разработке программ проведения работ;

— проведении комплекса работ по сертификации продукции;

 

— рассмотрении официальных протоколов сертификацион­
ных испытаний и документов по оценке состояния производства;

— проведении экспертизы иностранных сертификатов соот­
ветствия и выработке предложений об их признании;

— разработке программ инспекционного контроля за серти­
фицированной продукцией и их реализации;

Для достижения высокого качества работ по сертификации все сотрудники органа по сертификации не реже одного раза в три года повышают свой технический уровень и профессиональное мас­терство путем:

— целенаправленного обучения в учебных учреждениях, оп­
ределенных Республиканским органом по сертификации для под­
готовки и повышения квалификации экспертов-аудиторов, а также
в международных, межгосударственных и национальных органи­
зациях, занимающихся подготовкой специалистов;

— участия в работе семинаров, конференций, симпозиумов в
соответствии с планом работы органа по сертификации.

В работах по сертификации принимают участие персонал Республиканского органа по сертификации, органы по сертифика­ции конкретных видов продукции, услуг, систем качества, персона­ла, специалисты предприятий-изготовителей, поставщики про­дукции.

Главными участниками работ являются эксперты-аудиторы — лица, аттестованные на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.

Экспертами-аудиторами могут быть специалисты различных областей деятельности, которые имеют соответствующую теоретиче­скую и профессиональную подготовку, обладают комплексом необ­ходимых личных качеств и аттестованы Республиканским органом по стандартизации, метрологии и сертификации.

Эксперт-аудитор по качеству должен иметь высшее образова­ние и практический стаж работы после окончания высшего учебно­го заведения не менее четырех лет, из них не менее двух лет в об­ласти обеспечения качества.

Эксперт-аудитор осуществляет свою деятельность в одном из следующих направлений:


— сертификация продукции;

— сертификация услуг;

— сертификация систем качества;

— сертификация персонала.

После соответствующей подготовки он может быть аттестован на право проведения работ по нескольким направлениям.

Для руководства работ по сертификации из числа экспертов-аудиторов назначается главный эксперт-аудитор по качеству, кото­рый наделяется полномочиями принимать окончательные реше­ния по проведению проверки. Он несет полную ответственность за все этапы проверки, определяет квалификационные требованрш к экспертам-аудиторам по качеству, распределяет обязанности меж­ду участниками проверки, разрабатывает программу проверки. Главный эксперт-аудитор обязан своевременно информировать проверяемого о наличии опасных несоответствий и незамедлитель­но в четкой, ясной, убедительной и достаточно краткой форме пред­ставлять отчет о проверке.

Аттестация эксперта-аудитора по качеству.Аттестацию эксперта-аудитора по качеству проводит комиссия по аттестации Республиканского органа по сертификации. К моменту аттестации, соискатель должен иметь необходимую теоретическую и профес­сиональную подготовку.

Для аттестации эксперта-аудитора установлены требования к минимально допустимому количеству процедур сертификации, проведенных в том направлении экспертной деятельности, по которому аттестуется соискатель. Для эксперта-аудитора по серти­фикации продукции или услуг устанавливается пять обязательных аудитов, по сертификации систем качества — четыре, включая анализ документации, фактическую деятельность по проверкам и подготовку отчетов о них, по сертификации персонала — три.

При положительных результатах аттестации Республикан­ский орган по сертификации выдает сертификат, который дает право проведения работ в заявленной области.

Работа эксперта-аудитора по качеству оценивается каждые три года. При переаттестации анализируется его деятельность за предыдущий период. Результаты переаттестации ложатся в ос­нову принимаемого решения о продлении (аннулировании) серти­фиката.

Аннулирование сертификатов экспертов-аудиторов.Сертификат эксперта-аудитора по качеству может быть аннулиро­ван Республиканским органом по сертификации в случае повтор­ных грубых нарушений при проведении проверок, связанных с непрофессионализмом, необъективностью, несоблюдением конфи­денциальности информации, нарушением этических норм и пра­вил, а также при прекращении практической деятельности в тече-


ние трех лет. О принятом решении эксперт-аудитор уведомляется письменно. Он исключается из Реестра Системы и обязан возвра­тить аннулированный сертификат в орган, его выдавший.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...