Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессионально-педагогический институтРекомендации по выполнению контрольной работы
Одно из направлений научно-исследовательской работы в вузе – учебная исследовательская работа студентов (УИРС), включающая в себя контрольные и курсовые работы. Выполнение контрольных и курсовых работ предусмотрено учебным планом и обязательно для каждого студента. В результате выполнения контрольной работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью будущим педагогам необходимо: - научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т.д.; - изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию; - грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной психолого-педагогической литературе на основе ее анализа; - представить собственную авторскую позицию по изучаемому вопросу. В соответствии с этим, учебная цель написания контрольной работы состоит в том, чтобы: - научиться определять и формулировать цели и задачи исследовательской работы; - научиться видеть позицию того или иного автора; - научиться соотносить различные точки зрения, позиции между собой; - научиться определять свое отношение к проблеме; - научиться логично, грамотно, кратко излагать (интерпретировать) содержание изучаемых источников; - самостоятельно создавать схемы, таблицы, чертежи, объяснять и аргументировать их построение. Требования к контрольной работе: - наличие плана; - лаконичность, четкость, ясность изложения; - использование научно-литературного языка; - грамотное применение научной терминологии, понятий из исследуемой области; - строгое соблюдение единообразия общепринятых условных обозначений, символов, сокращений в тексте и сносках; - наличие списка использованной литературы в алфавитном порядке; - описание литературных источников с соблюдением ГОСТа; - корректное цитирование и изложение мыслей авторов; - обязательные ссылки на авторов приводимых в тексте контрольной работы данных, выводов, суждений, примеров, умозаключений. Контрольная работа имеет следующую примерную структуру. 1. Титульный лист (приложение 1).
2. Оглавление.В нем последовательно излагаются названия пунктов и параграфов контрольной работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый пункт и параграф. Следует иметь в виду, что знак § не используется. Введение, заключение и список литературы не нумеруются (приложение 2).
3. Введение. Эта часть содержит обоснование актуальности темы исследования и предполагает ответы на вопросы: почему выбрана данная тема, чем она интересна для автора лично (ее личностная значимость), в чем профессиональная значимость данной проблемы? При обосновании актуальности исследования необходим логический переход от социального заказа к обоснованию конкретной темы, проблемы. Можно указать ряд авторов, которые работали над данными вопросами. Но здесь не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. После обоснования актуальности определяется цель работы и формулируются задачи, которые планирует решить исследователь. Как правило, ограничиваются постановкой 3 – 4 задач. Введение должно занимать не более 1,5 – 2 страниц машинописного текста.
4. Основная часть. Здесь представлено изложение рассматриваемой проблемы: история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы, показываются позиции автора. Раскрывать содержание основной части целесообразно в той же последовательности, в какой сформулированы были задачи исследования. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Если во введении поставлены три задачи исследования, то основная часть должна быть раскрыта как минимум в трех параграфах. Параграфы располагаются последовательно друг за другом. Их заголовки с соответствующей нумерацией отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в три интервала и печатаются строчными буквами. Точки в конце заголовков не ставятся. При написании контрольной работы следует просмотреть журналы: «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Мир образования», «Школьные технологии», «Классный руководитель», «Директор школы», «Вопросы психологии», «Профессионал» и другие общепедагогические журналы, а также методические журналы. Перед составлением обзора необходимо определить ключевые понятия по теме исследования, найти их толкование в следующих источниках: энциклопедиях общих и специальных; в словарях общих и специальных; в психолого-педагогической литературе (статьи, монографии, тезисы выступлений, учебные пособия и др. публикации). Для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 10 – 15 источников. Причем, в тексте контрольной работы должны быть ссылки на все использованные источники. Текст контрольной работы по объему составляет 20 – 25 машинописных страниц, напечатанных с одной стороны стандартного листа бумаги формата А4. Можно аккуратно и разборчиво написать его от руки. Предъявляются следующие требования к оформлению: шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал – 1,5 интервала; отступ абзаца – 1,27 (пять ударов пишущей машинки). Следует соблюдать поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2см, снизу – 2,5 см. Нумерация страниц проставляется внизу в середине листа. Количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в строке полагается до 60 знаков, считая пробелы между словами и знаки препинания. Любая страница не должна начинаться с последней строчки абзаца и не должна заканчиваться первой строчкой нового абзаца. Основные разделы контрольной работы – введение, заключение, основная часть, список литературы – начинаются с новой страницы. В конце заголовков точка не ставится. Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо связанных между собой, допускающих двойное толкование и т.п. Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «считаем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», «по мнению автора» (контрольной работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что…», «на основе проведенного анализа можно утверждать…» и т.п. В контрольной работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.
5. Заключение. В нем содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор в соответствии с поставленными во введении задачами. В заключении не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы: что сделано? к каким выводам пришел автор? достигнута ли цель исследования? По объему заключение должно занимать 1 – 1,5 страницы.
6. Библиографический список. Он составляется в алфавитном порядке авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В списке применяется общая нумерация литературных источников. Согласно ГОСТу библиографическое описание включает следующие данные: фамилия (полностью), имя и отчество (инициалы) автора, название, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Если это журнальная статья, то указывается название журнала, год издания, номер и страницы, на которых расположена статья. Если статья из сборника, то указывается название сборника, фамилия и инициалы редактора или составителя, место издания, издательство, год и страницы, на которых расположена статья. При этом перед основным названием журнала или сборника ставятся две косые черты. Работы одного автора помещаются в хронологическом порядке. Если место издания Москва или Санкт-Петербург, можно писать сокращенно: М., СПб., названия других городов пишутся полностью без сокращений. При описании статьи, как говорилось выше, последними указываются страницы, на которых расположена статья. Сначала пишется тире, затем заглавная буква «С», и два числа через тире – номера первой и последней страницы данной статьи. Образцы описания литературных источников даны в приложении 3. Несколько слов о цитировании. Использование в исследовательской работе теоретических материалов предполагает возможность их цитирования или пересказа. Нормы писательского этикета требуют от пишущего предельного уважения к автору цитируемого текста. Если какая-либо мысль излагается дословно по тексту, то это цитата. Она оформляется как прямая речь и заключается в кавычки. Если это приближенный к оригинальному текст или буквальный пересказ, то используется форма сложноподчиненного придаточного предложения или вводные (дополнительные) обороты. Ниже приведены примеры цитирования. 1. Анализируя понятие «профессионализм», А.К.Маркова пришла к выводу, что оно употребляется в двух смыслах. Нормативный профессионализм определяет совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Реальный профессионализм характеризует набор психических качеств, которым обладает специалист. Мы солидарны с мнением автора, что характеристикой реального профессионализма может служить понятие «компетентность» [12]. 2. А.К.Маркова под профессиональной компетентностью понимает «индивидуальную характеристику конкретного человека (или его действий), а именно – индивидуальную характеристику степени соответствия требования профессии» [12, с.31]. Примечание. Числа в скобках означают следующее: первое – порядковый номер цитируемого источника, указанного в списке используемой литературы; второе – номер страницы, на которой расположена в первоисточнике данная цитата. В заключение следует особо подчеркнуть мысль, что овладение умением писать контрольные работы позволит студенту в будущем грамотно и без дополнительных затрат времени писать теоретические разделы таких работ как курсовая и квалификационная.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Челябинский государственный педагогический университет ГОСТ 7.1-2003 Книги 1. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования [Текст] / О.А.Абдуллина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1999. – 141 с. 2. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности: (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избр. психол. тр. [Текст] / К.А.Абульханова-Славская – М.: Моск. психол.- социал. ин-т.; Воронеж: Модэк, 1999. – 224 с. – (Психологи Отечества). 3. Аитов, М.А. Социальное проектирование [Текст] / М.А.Аитов, М.И.Лапин, Ж.Т.Тощенко – М.: Наука, 1982. – 254 с. 4. Большакова, З.М. Теоретические основы становления профессионально-педагогической деятельности: Монография [Текст] / З.М.Большакова. ─ Челябинск: Изд-во: «Факел» ЧГПУ, 1998. – 292 с. 5. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях [Текст] / А.П.Беляева [и др.]. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 1995. – 228 с. 6. Волков, А.М. Деятельность: Структура и регуляция. Психологический анализ [Текст] / А.М.Волков, Ю.В.Микадзе, Г.Н.Солнцева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. – 216 с. 7. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С.Выготский. – М.: Смысл, 2003. – 1135 с. 8. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для пед. вузов [Текст] / В.И.Загвязинский, Р.М.Атаханов. – М.: Академия, 2001. – 208 с. Словари, энциклопедии 1. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. [Текст] / гл. ред. А.М.Прохоров. – М.: Сов. энцикл., 1991. – Т.2. – 768 с. 2. Богозов, Н.З. Психологический словарь [Текст] / Н.З.Богозов, И.Г.Газман, Г.В.Сахаров; под ред. Н.Ф.Добрынина, Е.Е.Советова. – Магадан: Изд-во пед. ин-та, 1965. – 292 с. 3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. [Текст] М.Бим-Бад. – М.: Большая Рос. энцикл., 2002. – 528 с. Диссертации, авторефераты 1. Вяткина, З.Н. Индивидуальный стиль деятельности учителя физического воспитания на уроке и его формирование у студентов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : защищена 26.10.04 : утв. 12.02.05 / Вяткина Зинаида Николаевна. ─ М., 2004. ─ 183 с. 2. Голованова, Н.Ф. Самообразование как составная часть самовоспитания старших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Ф. Голованова. – Рязань, 1976. – 22 с. Статьи из журналов 1. Кабардов, М.К. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции [Текст] / М.К.Кабардов, Е.В.Арцишевская // Вопросы психологии. – 1996. – №1. – С. 34 – 49. 2. Абрамова, Г.С. Некоторые особенности общения с подростками [Текст] / Г.С.Абрамова // Вопросы психологии. – 1998. ─ № 2. – С. 96 – 99. Электронные ресурсы 1. Исследовано в России [Электронный ресурс] : многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный: МФТИ, 1998. – Режим доступа к журн. : http : // zhurnal. mipt. rssi. ru. Дата обращения: 12.03.2012.
Рекомендации по выполнению контрольной работы
Одно из направлений научно-исследовательской работы в вузе – учебная исследовательская работа студентов (УИРС), включающая в себя контрольные и курсовые работы. Выполнение контрольных и курсовых работ предусмотрено учебным планом и обязательно для каждого студента. В результате выполнения контрольной работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью будущим педагогам необходимо: - научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т.д.; - изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию; - грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной психолого-педагогической литературе на основе ее анализа; - представить собственную авторскую позицию по изучаемому вопросу. В соответствии с этим, учебная цель написания контрольной работы состоит в том, чтобы: - научиться определять и формулировать цели и задачи исследовательской работы; - научиться видеть позицию того или иного автора; - научиться соотносить различные точки зрения, позиции между собой; - научиться определять свое отношение к проблеме; - научиться логично, грамотно, кратко излагать (интерпретировать) содержание изучаемых источников; - самостоятельно создавать схемы, таблицы, чертежи, объяснять и аргументировать их построение. Требования к контрольной работе: - наличие плана; - лаконичность, четкость, ясность изложения; - использование научно-литературного языка; - грамотное применение научной терминологии, понятий из исследуемой области; - строгое соблюдение единообразия общепринятых условных обозначений, символов, сокращений в тексте и сносках; - наличие списка использованной литературы в алфавитном порядке; - описание литературных источников с соблюдением ГОСТа; - корректное цитирование и изложение мыслей авторов; - обязательные ссылки на авторов приводимых в тексте контрольной работы данных, выводов, суждений, примеров, умозаключений. Контрольная работа имеет следующую примерную структуру. 1. Титульный лист (приложение 1).
2. Оглавление.В нем последовательно излагаются названия пунктов и параграфов контрольной работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый пункт и параграф. Следует иметь в виду, что знак § не используется. Введение, заключение и список литературы не нумеруются (приложение 2).
3. Введение. Эта часть содержит обоснование актуальности темы исследования и предполагает ответы на вопросы: почему выбрана данная тема, чем она интересна для автора лично (ее личностная значимость), в чем профессиональная значимость данной проблемы? При обосновании актуальности исследования необходим логический переход от социального заказа к обоснованию конкретной темы, проблемы. Можно указать ряд авторов, которые работали над данными вопросами. Но здесь не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. После обоснования актуальности определяется цель работы и формулируются задачи, которые планирует решить исследователь. Как правило, ограничиваются постановкой 3 – 4 задач. Введение должно занимать не более 1,5 – 2 страниц машинописного текста.
4. Основная часть. Здесь представлено изложение рассматриваемой проблемы: история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы, показываются позиции автора. Раскрывать содержание основной части целесообразно в той же последовательности, в какой сформулированы были задачи исследования. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Если во введении поставлены три задачи исследования, то основная часть должна быть раскрыта как минимум в трех параграфах. Параграфы располагаются последовательно друг за другом. Их заголовки с соответствующей нумерацией отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в три интервала и печатаются строчными буквами. Точки в конце заголовков не ставятся. При написании контрольной работы следует просмотреть журналы: «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Мир образования», «Школьные технологии», «Классный руководитель», «Директор школы», «Вопросы психологии», «Профессионал» и другие общепедагогические журналы, а также методические журналы. Перед составлением обзора необходимо определить ключевые понятия по теме исследования, найти их толкование в следующих источниках: энциклопедиях общих и специальных; в словарях общих и специальных; в психолого-педагогической литературе (статьи, монографии, тезисы выступлений, учебные пособия и др. публикации). Для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 10 – 15 источников. Причем, в тексте контрольной работы должны быть ссылки на все использованные источники. Текст контрольной работы по объему составляет 20 – 25 машинописных страниц, напечатанных с одной стороны стандартного листа бумаги формата А4. Можно аккуратно и разборчиво написать его от руки. Предъявляются следующие требования к оформлению: шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал – 1,5 интервала; отступ абзаца – 1,27 (пять ударов пишущей машинки). Следует соблюдать поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2см, снизу – 2,5 см. Нумерация страниц проставляется внизу в середине листа. Количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в строке полагается до 60 знаков, считая пробелы между словами и знаки препинания. Любая страница не должна начинаться с последней строчки абзаца и не должна заканчиваться первой строчкой нового абзаца. Основные разделы контрольной работы – введение, заключение, основная часть, список литературы – начинаются с новой страницы. В конце заголовков точка не ставится. Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо связанных между собой, допускающих двойное толкование и т.п. Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «считаем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», «по мнению автора» (контрольной работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что…», «на основе проведенного анализа можно утверждать…» и т.п. В контрольной работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.
5. Заключение. В нем содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор в соответствии с поставленными во введении задачами. В заключении не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы: что сделано? к каким выводам пришел автор? достигнута ли цель исследования? По объему заключение должно занимать 1 – 1,5 страницы.
6. Библиографический список. Он составляется в алфавитном порядке авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В списке применяется общая нумерация литературных источников. Согласно ГОСТу библиографическое описание включает следующие данные: фамилия (полностью), имя и отчество (инициалы) автора, название, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Если это журнальная статья, то указывается название журнала, год издания, номер и страницы, на которых расположена статья. Если статья из сборника, то указывается название сборника, фамилия и инициалы редактора или составителя, место издания, издательство, год и страницы, на которых расположена статья. При этом перед основным названием журнала или сборника ставятся две косые черты. Работы одного автора помещаются в хронологическом порядке. Если место издания Москва или Санкт-Петербург, можно писать сокращенно: М., СПб., названия других городов пишутся полностью без сокращений. При описании статьи, как говорилось выше, последними указываются страницы, на которых расположена статья. Сначала пишется тире, затем заглавная буква «С», и два числа через тире – номера первой и последней страницы данной статьи. Образцы описания литературных источников даны в приложении 3. Несколько слов о цитировании. Использование в исследовательской работе теоретических материалов предполагает возможность их цитирования или пересказа. Нормы писательского этикета требуют от пишущего предельного уважения к автору цитируемого текста. Если какая-либо мысль излагается дословно по тексту, то это цитата. Она оформляется как прямая речь и заключается в кавычки. Если это приближенный к оригинальному текст или буквальный пересказ, то используется форма сложноподчиненного придаточного предложения или вводные (дополнительные) обороты. Ниже приведены примеры цитирования. 1. Анализируя понятие «профессионализм», А.К.Маркова пришла к выводу, что оно употребляется в двух смыслах. Нормативный профессионализм определяет совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Реальный профессионализм характеризует набор психических качеств, которым обладает специалист. Мы солидарны с мнением автора, что характеристикой реального профессионализма может служить понятие «компетентность» [12]. 2. А.К.Маркова под профессиональной компетентностью понимает «индивидуальную характеристику конкретного человека (или его действий), а именно – индивидуальную характеристику степени соответствия требования профессии» [12, с.31]. Примечание. Числа в скобках означают следующее: первое – порядковый номер цитируемого источника, указанного в списке используемой литературы; второе – номер страницы, на которой расположена в первоисточнике данная цитата. В заключение следует особо подчеркнуть мысль, что овладение умением писать контрольные работы позволит студенту в будущем грамотно и без дополнительных затрат времени писать теоретические разделы таких работ как курсовая и квалификационная.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Челябинский государственный педагогический университет Профессионально-педагогический институт Кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |