Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






программы формирующего эксперимента

 

Описание программы социально-психологического тренинга для дошкольников

Цель:развитие коммуникативных умений старших дошкольников посредством социально-психологического тренинга.

Для проведения эксперимента нами была составлена программа социально-психологического тренинга представляющая собой цикл упражнений. За основу составленной программы мы взяли методическую разработку Калининой Р.Р.[23, с.87]

Цель программы - развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. обучать умению слушать и слышать другого;

2. побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого;

3. учить гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

4. воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях;

5. обучать речевым умениям (грамотно и ясно сформулировать свою мысль, высказываться логично и связно, передать в речевой деятельности виденное, наблюдаемое и т.д.);

6. обучать умению взаимодействия на уровне диалога.

Психотренинг требует от его участников определенного уровня личностной зрелости и умственного развития, целесообразно этому мы проводим его в группе детей старшего дошкольного возраста.

Организатор (ведущий) создает непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Не дается никаких оценок, порицаний, замечаний. Создание атмосферы доверия и дружеского расположения к ребенку дает возможность раскрыть его внутренний мир, позволяет научиться делиться своими проблемами.

Наша программа психотренинга основывается на ряде принципов:

- Принцип творческой активности. Постоянно вовлекайте детей в различные игровые упражнения и их обсуждение, организовывайте ситуацию общения таким образом, чтобы дать возможность детям понять и попробовать новые способы поведения и экспериментировать с ними.

- Принцип исследовательской позиции. В процессе работы в группе создаются такие ситуации, в которых участникам самим необходимо найти приемлемое для себя и для данной ситуации решение проблемы, идти собственным путем.

- Принцип партнерского общения. Работая в группах, детей учат признавать ценность другого, его мнение, интересы. Учат все решения принимать с учетом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих целей.

- Принцип объективизации поведения. Поведение ребят постепенно переводится с импульсивного на осознанный уровень. Универсальным средством для объективизации (осознания) своего поведения является обратная связь, которая позволит каждому участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о своих поступках, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт, и на основе полученных знаний сознательно изменять свое поведение.

Методическими приемами психотренинга являются:

1. Беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания.

2. Словесные и подвижные игры и упражнения.

3. Проигрывание психогимнастических игр и упражнений.

4. Анализ и инсценировка различных психологических этюдов.

Тренинг рассчитан на 16 занятий по 30—40 минут каждое, которые проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей (разминка, основная и заключительная части) и начинается с нового вида приветствия, которое предлагают сами дети, а заканчиваются все дни тренинга одним и тем же прощанием.

Психотренинг проводится с группой детей, состоящей из 15 человек, в удобное для детей время, без нарушения установленного режима. Программа была реализована в течение с 08.01.2007 по 02.02.2007.

Пример описания 1 занятия

Занятие 1. Эти разные, разные люди

Цель: развитие внимания к окружающим людям.

1. ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ

Цель: знакомство друг с дру­гом, адаптация к новой среде.

Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, то что-то расска­зывает о себе, своем имени).

2. СНЕЖНЫЙ КОМ

Цель: способствовать запоминанию имен всех участников группы, продолжать знакомство.

Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий — повторяет его, за­тем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по име­нам всю группу.

3. МОЕ ИМЯ

Цель: способствовать созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится (Лена, Ле­ночка, Алена, Елена...) и какое не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе.

После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе (Лена или Леноч­ка и т. д.).

4. ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ

Цель: продолжать знакомство, создать пси­хологически непринужденную атмосферу.

В начале упражнения говорится о разных спосо­бах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный не­обыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого после­дующего занятия придумывается новый, ранее не ис­пользованный способ приветствия!)

5. ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ, КТО…

Цель: развитие внимания к окружающим людям, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ведущий предлагает встать всем, кто... любит бегать, радуется хорошей погоде, имеет младшую сестру, любит дарить цветы и т. д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются во­просы, подводящие итоги игры:

Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть млад­шая сестра? и т. д. Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные): Кто у нас в группе любит сладкое и имеет млад­шую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам — ему помо­гает группа.

6. ОПИШИ ДРУГА

Цель: развитие внимательности к окружающим людям и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).

Дети стоят спиной друг к другу и по очереди опи­сывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и де­лается вывод о том, насколько ребенок был точен.

7. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ

Цель: развитие внимания к окружающим людям и наблюдательности, необходимые для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе производится несколько изменений в одежде, при­ческе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимые из­менения должны быть видимы). Задача водящего - правильно подметить происшедшие изменения.

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ПРОЩАНИЕ

Цель: закрепить полученную информацию; объе­динить детей и связать все дни тренинга в единую программу.

Заканчиваются все дни тренинга подведением итогов (дети вспоминают, что они делали во время тренинга, что узнали нового, анализируют успехи и неудачи) и одним и тем же прощанием. В первый день тренинга детям предлагается выра­ботать единый для всех дней ритуал прощания, кото­рый должен содержать в себе взаимодействие (всеоб­щее рукопожатие, похлопывание по плечу, встать в круг и, положив руки на плечи друг к другу, пока­чаться из стороны в сторону и т. п.).

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...