Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
программы формирующего эксперимента
Описание программы социально-психологического тренинга для дошкольников Цель:развитие коммуникативных умений старших дошкольников посредством социально-психологического тренинга. Для проведения эксперимента нами была составлена программа социально-психологического тренинга представляющая собой цикл упражнений. За основу составленной программы мы взяли методическую разработку Калининой Р.Р.[23, с.87] Цель программы - развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста. Задачи: 1. обучать умению слушать и слышать другого; 2. побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого; 3. учить гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении; 4. воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях; 5. обучать речевым умениям (грамотно и ясно сформулировать свою мысль, высказываться логично и связно, передать в речевой деятельности виденное, наблюдаемое и т.д.); 6. обучать умению взаимодействия на уровне диалога. Психотренинг требует от его участников определенного уровня личностной зрелости и умственного развития, целесообразно этому мы проводим его в группе детей старшего дошкольного возраста. Организатор (ведущий) создает непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Не дается никаких оценок, порицаний, замечаний. Создание атмосферы доверия и дружеского расположения к ребенку дает возможность раскрыть его внутренний мир, позволяет научиться делиться своими проблемами. Наша программа психотренинга основывается на ряде принципов: - Принцип творческой активности. Постоянно вовлекайте детей в различные игровые упражнения и их обсуждение, организовывайте ситуацию общения таким образом, чтобы дать возможность детям понять и попробовать новые способы поведения и экспериментировать с ними. - Принцип исследовательской позиции. В процессе работы в группе создаются такие ситуации, в которых участникам самим необходимо найти приемлемое для себя и для данной ситуации решение проблемы, идти собственным путем. - Принцип партнерского общения. Работая в группах, детей учат признавать ценность другого, его мнение, интересы. Учат все решения принимать с учетом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих целей. - Принцип объективизации поведения. Поведение ребят постепенно переводится с импульсивного на осознанный уровень. Универсальным средством для объективизации (осознания) своего поведения является обратная связь, которая позволит каждому участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о своих поступках, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт, и на основе полученных знаний сознательно изменять свое поведение. Методическими приемами психотренинга являются: 1. Беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания. 2. Словесные и подвижные игры и упражнения. 3. Проигрывание психогимнастических игр и упражнений. 4. Анализ и инсценировка различных психологических этюдов. Тренинг рассчитан на 16 занятий по 30—40 минут каждое, которые проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей (разминка, основная и заключительная части) и начинается с нового вида приветствия, которое предлагают сами дети, а заканчиваются все дни тренинга одним и тем же прощанием. Психотренинг проводится с группой детей, состоящей из 15 человек, в удобное для детей время, без нарушения установленного режима. Программа была реализована в течение с 08.01.2007 по 02.02.2007. Пример описания 1 занятия Занятие 1. Эти разные, разные люди Цель: развитие внимания к окружающим людям. 1. ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ Цель: знакомство друг с другом, адаптация к новой среде. Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, то что-то рассказывает о себе, своем имени). 2. СНЕЖНЫЙ КОМ Цель: способствовать запоминанию имен всех участников группы, продолжать знакомство. Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий — повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу. 3. МОЕ ИМЯ Цель: способствовать созданию комфортной обстановки для каждого участника. Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится (Лена, Леночка, Алена, Елена...) и какое не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе. После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе (Лена или Леночка и т. д.). 4. ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ Цель: продолжать знакомство, создать психологически непринужденную атмосферу. В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!) 5. ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ, КТО… Цель: развитие внимания к окружающим людям, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства. Ведущий предлагает встать всем, кто... любит бегать, радуется хорошей погоде, имеет младшую сестру, любит дарить цветы и т. д. При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры: Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т. д. Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные): Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам — ему помогает группа. 6. ОПИШИ ДРУГА Цель: развитие внимательности к окружающим людям и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства. Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен. 7. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ Цель: развитие внимания к окружающим людям и наблюдательности, необходимые для эффективного общения. Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимые изменения должны быть видимы). Задача водящего - правильно подметить происшедшие изменения. 8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ПРОЩАНИЕ Цель: закрепить полученную информацию; объединить детей и связать все дни тренинга в единую программу. Заканчиваются все дни тренинга подведением итогов (дети вспоминают, что они делали во время тренинга, что узнали нового, анализируют успехи и неудачи) и одним и тем же прощанием. В первый день тренинга детям предлагается выработать единый для всех дней ритуал прощания, который должен содержать в себе взаимодействие (всеобщее рукопожатие, похлопывание по плечу, встать в круг и, положив руки на плечи друг к другу, покачаться из стороны в сторону и т. п.).
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |