Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 4. Дорожки разной длины

II полугодие

Продолжать обучать выделению функциональных час­тей в реальных предметах, определению их простран­ственного расположения относительно друг друга. Обогащать речь предложениями: «Красный кирпичик за зеленым кубиком (кирпичиком)», «Зеленый кирпичик сбоку от красного кубика (кирпичика)». Учить анализи­ровать конструктивный образец и графическую модель, соотносить элементы графической модели с частями предмета, самостоятельно строить по схеме. Добиваться точного соединения конструктивных деталей при воспро­изведении постройки.

Дать детям представление об отношениях трех предме­тов по величине. Обогащать речь детей словами и слово сочетаниями: «больше», «меньше», «самая большая (ма­ленькая)», «средняя по величине». Учить выстраивать лесенку в соответствии с графическим образцом (вид сбо­ку) на основании демонстрации способа построения и анализа конструктивного образца и схемы.

Учить воспроизводить сооружение в соответствии с по­этапной графической моделью, определять состав кон­структивных деталей, особенности их формы, размера и расположения. Формировать умение анализировать объ­ект, выделять в нем основные части и детали, их состав­ляющие, определять их размеры, форму, пространствен­ные отношения и назначение. Обучать детей отбирать не­обходимые детали в соответствии с поэтапной графической моделью. Ознакомить их с новой конструк­тивной деталью — цилиндром.

Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение, планировать по­следовательность выполнения действий по реализации замысла конструкции.

Учить детей сооружать постройки с перекрытиями с использованием поэтапной графической модели в задан­ной последовательности, понимать ее целесообразность. Закреплять умение отбирать нужные для постройки кон­структивные детали в соответствии с предметным и гра­фическим образцом.

Развивать и поддерживать замысел детей в процессе развертывания конструктивной деятельности, помогать в его осуществлении. Учить оформлять свой замысел пу­тем предварительного называния будущей постройки и частичного ее описания. Формировать умение использо­вать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.

Методические рекомендации

Примерное распределение занятий на год:

1) конструирование по образцу — 13 занятий,

2) преобразование образца по условиям — 3 занятия,

3) конструирование по замыслу — 2 занятия.

 

Занятия проводятся по подгруппам в первой или во второй половине дня. Продолжительность занятий 15-20 минут.

Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и называть постройку, ее части, фор­му, цвет, величину конструктивных деталей. Педагог должен учитывать уровень психического развития каж­дого ребенка, знать, какими навыками уже владеют его воспитанники, для того чтобы правильно подобрать адек­ватные их возможностям способы деятельности.

Введение детей в область наглядного моделирования целесообразно начинать уже со 2-3-го занятия. С этой це­лью необходимо учить детей сопоставлять части предме­та с их предметными и графическими заместителями, а также сопоставлять предметные конструкции и графиче­ские модели (схемы) между собой. Графические модели следует использовать только на занятиях по конструиро­ванию по образцу. Подготовительная работа должна включать обучение действиям замещения. С целью раз­вития сенсорных способностей на этом этапе можно реко­мендовать следующие упражнения:

• бимануальное обследование кирпичика (дети обводят широкую грань кирпичика — это «спинка», узкую — это «бочок»);

• перенос на бумагу (педагог кладет на бумагу кирпичик и обводит фломастером его широкую грань, дети наблюда­ют. Затем спрашивает у детей, что нарисовано, и предла­гает приложить к нарисованному свой кирпичик. Дети выполняют действие наложения, убеждаются, что кирпи­чик и его «след» совпадают, понимают в каком положе­нии конструктивная деталь соответствует этому «следу»);

• перенос на цветную бумагу с последующим вырезани­ем (действия выполняет педагог); (дети берут в руки си­луэтное изображение кирпичика и накладывают его на конструктивную деталь, сравнивают их, убеждаются в их идентичности);

• соотнесение силуэтного и контурного изображений с конструктивной деталью (дети накладывают силуэтное изображение на контурное, конструктивную деталь, сравнивают их, делают вывод: «Это кирпичик»). Наибольшие трудности возникают у детей при озна­комлении с отдельными параметрами величины. Они указывают, что только введение объективного орудия — меры — дает детям впервые возможность выделять и со­поставлять параметры величины. Таким образом, выде­ление параметров величины следует относить не столько к сенсорному, сколько к интеллектуальному развитию ребенка. Любой объект сам по себе не может быть боль­шим или маленьким. Он приобретает это качество при сравнении с другим. Здесь будут полезны такие упраж­нения: вниманию детей предлагаются два кирпичика, от­личающиеся по величине и цвету. Дети узнают, что эти кирпичики разные по длине, обследуя их. Измеряют дли­ну первого кирпичика, второго. Убеждаются, что крас­ный кирпичик длиннее синего, а синий короче красного, пользуясь приемами наложения и приложения.

Простейшие графические модели предъявляются де­тям наряду с конкретным предметом или готовой по­стройкой. При объяснении задания необходимо анализи­ровать и сравнивать между собой графические и предмет­ные образцы. Затем предметный образец необходимо закрыть и предложить детям построить конструкцию на основе графической модели. В случае затруднения, детям можно предложить вернуться к предметному образцу.

С целью предупреждения трудностей необходимо предлагать детям конкретные, расчлененные графичес­кие модели построек, например цепочку геометрических фигур — «дорожку». Дети должны располагать кон­структивные детали вдоль схемы, не накладывая их на нее. В случае, если и такой прием оказывается сложным, можно предлагать располагать детали прямо на схеме. Для того чтобы дети обращали внимание на точность со­единения деталей, необходимо вводить дополнительные ориентиры, например цветные линии на месте стыка де­талей.

Графические модели следует предлагать только в од­ной прямоугольной проекции, например, для изображе­ния дорожки — вид сверху (линейный план), ворот — вид спереди, машины — вид сбоку. Сначала графичес­кая модель предъявляется детям одновременно с кон кретным образцом, с опорой на который анализируется схема. Затем следует учить детей узнавать конструкцию по схеме, называть отдельные ее части, отбирать строи­тельные детали, необходимые для ее постройки.

При выполнении достаточно сложных для этого воз­раста построек с использованием графической модели следует не только предлагать детям конечный вид кон­струкции, но и разбивать работу на этапы, задавать по­следовательность ее создания. В этом случае детям предъявляются поочередно несколько моделей, в кото­рых постепенно увеличивается количество элементов. Детей следует познакомить с новыми ориентирами, обоз­начающими опорные элементы конструкции, с которых следует начинать строить. Они могут обозначаться либо цветом, либо штриховкой.

При этом в дополнение к конкретному образцу необ­ходимо вводить двигательное моделирование для обоз­начения узлов конструкции, мест соединения разных ее частей. С целью предупреждения ошибок необходимо использовать прием прямого наложения деталей на гра­фическую модель.

Кроме конструирования по образцу следует вводить за­дания, в которых детям предлагается выполнить преоб­разование постройки в соответствии с заданными услови­ями.

В конце года целесообразно провести 1-2 занятия по замыслу, а также занятия, на которых детям необходимо самостоятельно создать элементарную постройку по гра­фическому и предметному образцам.

В процессе анализа результатов деятельности детей, который должен обязательно проходить в игровой форме, следует прежде всего обращать внимание на наиболее удачные работы. Одновременно проводится работа над ошибками. Необходимо поощрять желание детей устра­нять недостатки в конструкциях, выполненных их това­рищами. Оценивая работу детей, необходимо обращать внимание на соответствие постройки предметному и гра­фическому образцам, на выполнение ими условий, на проявление элементов творчества.

 

 

ЗАНЯТИЯ

Занятие 1. Строительные детали

Цели:вызвать у детей интерес к деятельности с деревянным строительным материалом. Продолжать знакомить с деталями конструктора (кубик, кирпичик, брусок, треугольная призма), учить различать их по форме и цвету на уровне сличения и узнава­ния (запоминания названия конструктивных деталей требовать не следует). Формировать действия замещения на основании введения графических заместителей. Учить соотносить результаты конструк­тивных действий с образцом.

Материал:ящик с набором строительных деталей (кубики, брус­ки, кирпичики, треугольные призмы). Графические заместители — карточки с изображением геометрических фигур (квадрата, пря­моугольника, треугольника). Раздаточный: идентичный демонстра­ционному.

Ход занятия

Комната куклы Ани.

Рассмотреть мебель в комнате куклы, рассказать, что она построена из строительных деталей. Внести ящик со строительными деталями, рассмотреть и назвать их, дать им простейшее описание. Рассказать и показать, из ка­ких деталей построены, например, стол, стул, диван.

2. Найди деталь такойже формы.

Педагог вносит карточки с изображенными на них гео­метрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, треугольником, называет их. Дети под руководством пе­дагога обследуют их форму, убеждаются в том, что они отличаются друг от друга. Затем внимание детей вновь обращается на конструктивные детали. Педагог пооче­редно соотносит геометрическую фигуру с конструктив­ной деталью, объясняет, в чем заключается их сходство, идентифицирует их, накладывая конструктивные детали на их графические модели. После этого с детьми прово­дятся игровые упражнения:

а) для каждой геометрической фигуры подбирается со­ответствующая конструктивная деталь,

б) для каждой конструктивной детали подбирается со­ответствующая карточка с изображением геометричес­кой фигуры.

 

При выполнении детьми заданий обращается внима­ние на способ их действий: приложение, наложение и зрительный способ соотнесения.

Построй, что хочешь.

Педагог предлагает детям поиграть с конструктором, построить из строительных деталей то, что им хочется.

Занятие 2. Заборчик для детского сада Цели:учить детей строить простейшую конструкцию в соответ­ствии с графической моделью. Формировать умение располагать конструктивные детали в заданном пространственном положении, соединяя их между собой идентичными сторонами, соотносить по­стройку с линейным схематическим изображением заборчика.

Материал:демонстрационный (6 кирпичиков, линейная схема с изображением заборчика, состоящего из 6 вертикально располо­женных элементов). Раздаточный (такой же).

Ход занятия

Расскажите, что видели.

Вспомнить, что на прогулке рассматривали забор во­круг территории детского сада. Попросить рассказать, что такое забор, для чего он служит. Напомнить, что в заборе нет промежутков, он сплошной, а есть только во­рота.

Строим забор из кирпичиков.

Построить на демонстрационном столе забор из кирпи­чиков, поставленных на узкую короткую сторону, стоя­щих плотно друг к другу.

Что нарисовано на схеме?

Внести схему (графическую модель) с изображением построенного заборчика. Объяснить, что на схеме изобра­жен заборчик, который только что был построен. Срав­нить графический образец с предметным. Обыграть ситуацию: педагог показывает на графическом образце, на­пример, первую (вторую, последнюю и т.д.) деталь, а де­ти — соответствующую конструктивную деталь в пред­метном образце.

Строим заборчик по схеме.

Педагог закрывает предметный образец, раздает де­тям схемы с линейным планом заборчика и просит по­строить такой же. Дети должны располагать конструк­тивные детали вдоль схемы, не накладывая их на нее. В случае, если такой прием оказывается сложным для де­тей, можно предложить расположить детали прямо на схеме. Для того чтобы дети обращали внимание на точ­ность соединения деталей, необходимо ввести дополни­тельные ориентиры, например цветные линии на месте стыка деталей.

Занятие 3. Разные заборчики

Цели:формировать у детей умение выполнять простейшие кон­струкции в соответствии с графической моделью, правильно пере­давать пространственное расположение конструктивных деталей на основании их размещения на схеме. Обратить внимание на связь между конструкцией предмета и его назначением. Учить соотно­сить свою постройку с графической моделью и предметным образ­цом.

Материал:демонстрационный (три набора из 6 кирпичиков; ли­нейные схемы с изображением заборчиков: первого, состоящего из 6 вертикально расположенных элементов; второго, состоящего из 6 горизонтально расположенных элементов; третьего, состоя­щего из 6 чередующихся вертикально и горизонтально располо­жённых элементов). Раздаточный (такой же).

Ход занятия

Для чего построен заборчик?

Пригласить детей к демонстрационному столу, на кото­ром представлены 3 разных варианта конструкций забо­ров (первый — из кирпичиков, поставленных на узкую короткую сторону; второй — из кирпичиков, поставлен­ных на узкую длинную сторону; третий — из чередую­щихся кирпичиков, поставленных сначала на узкую длинную сторону, затем на узкую короткую сторону и т.д.). Педагог просит рассмотреть разные заборчики, рас­сказывает об их возможном назначении (для клумбы, пе­сочницы, разных зверей в зоопарке).

2. Построй заборчик посхеме.

Педагог вносит знакомую детям схему заборчика (ли­нейная схема, представленная шестью вертикально рас­положенными прямоугольниками), просит построить его в соответствии со схемой, помогает детям в случае необ­ходимости

 

 

 

Сравни заборчики.

Внимание детей обращается на второй заборчик, по­строенный из кирпичиков, поставленных на узкую длин­ную сторону. Рядом с ним устанавливается соответствую­щая ему схема. Педагог осуществляет сравнение графи­ческой модели и предметного образца, затем закрывает конструкцию и просит детей по схеме построить такой же забор. Дети с помощью педагога выполняют задание. За­тем образец открывается и сравнивается с вновь создан­ной конструкцией.

 

 

Строим новый заборчик.

Аналогично предыдущему заданию осуществляются действия с третьим заборчиком. Внимание детей обраща­ется на чередование в пространственном расположении кирпичиков

 

 

Ход занятия

Дорожки длинные и короткие.

Предложить детям рассмотреть конструктивные образ­цы дорожек, обратить внимание на то, что одна из них длинная, а другая короткая, что кирпичики плотно при­двинуты друг к другу и между ними нет щелей. Дети т.д.). Педагог просит рассмотреть разные заборчики, рас­сказывает об их возможном назначении (для клумбы, пе­сочницы, разных зверей в зоопарке).

Построй заборчик по схеме.

Педагог вносит знакомую детям схему заборчика (ли­нейная схема, представленная шестью вертикально рас­положенными прямоугольниками), просит построить его в соответствии со схемой, помогает детям в случае необ­ходимости.

 

 

Сравни заборчики.

Внимание детей обращается на второй заборчик, по­строенный из кирпичиков, поставленных на узкую длин­ную сторону. Рядом с ним устанавливается соответствую­щая ему схема. Педагог осуществляет сравнение графи­ческой модели и предметного образца, затем закрывает конструкцию и просит детей по схеме построить такой же забор. Дети с помощью педагога выполняют задание. За­тем образец открывается и сравнивается с вновь создан­ной конструкцией.

 

 

Строим новый заборчик.

Аналогично предыдущему заданию осуществляются действия с третьим заборчиком. Внимание детей обраща­ется на чередование в пространственном расположении кирпичиков

 

Ход занятия

Дорожки длинные и короткие.

Предложить детям рассмотреть конструктивные образ­цы дорожек, обратить внимание на то, что одна из них длинная, а другая короткая, что кирпичики плотно при­двинуты друг к другу и между ними нет щелей. Дети

убеждаются в том, что они ровные и гладкие, прокатив по ним машинку.

Где какая дорожка нарисована?

Педагог вносит чертежи длинной и короткой дорожек ипросит детей определить, для какой дорожки какая подходит. Затем строит длинную дорожку, показывает способ соединения кирпичиков, соотнося элементы гра­фической модели с частями дорожки. После этого обра­зец закрывается и дети строят такую же дорожку по ин­дивидуальным схемам.

4. Аналогично предыдущему упражнению проводится обучение построению короткой дорожки по графической модели.

Ход занятия

Дорожки на нашей улице.

Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором «построена улица с домами и дорожками». Од­на дорожка узкая, для пешеходов, вторая широкая, для машин. Педагог предлагает сравнить дорожки, оп­ределить, чем они отличаются. Затем просит детей сравнить стороны кирпичика. Дети указывают на то, что у кирпичика есть широкая и узкая стороны, пока­зывают их. После этого педагог спрашивает, какой сто­роной нужно выкладывать кирпичики при построении дорожек

 

 

Где какая дорожка нарисована?

Педагог вносит чертежи дорожек (вид сверху), про­сит определить, какой чертеж какой дорожке соответ­ствует. Дети объясняют свой выбор. Проводится игро­вое упражнение: педагог показывает на чертеже опре­деленный элемент, а дети — соответствующую ему конструктивную деталь, и наоборот. Для того, чтобы детям было легче выполнить задание, им следует пока­зывать первый, второй, последний и предпоследний элементы

 

Построй дорожку по схеме.

Детям предлагается самостоятельно построить узкую и широкую дорожки по графическому чертежу. Напоми­нается способ соединения деталей.

Ход занятия

Ворота для заборчика.

Дети приглашаются к демонстрационному столу с об­разцом постройки. Педагог просит вспомнить, есть ли во­рота на участке детского сада и для чего они нужны. Вни­мание детей привлекается к образцу, педагог рассказыва­ет о величине, форме ворот, выделяет их важные части, показывает, из каких конструктивных деталей они со­стоят.

Строим ворота.

Детям демонстрируется способ построения ворот, ак­центируется внимание на способе соединения деталей.

Сравним постройку со схемой.

Вносится графическая модель предметного образца, дети называют изображенный на схеме предмет, затем совместно с педагогом соотносят элементы графической модели с частями предмета, устанавливают их соответ­ствие. После этого предметные образцы закрываются.

Ход занятия

Соедини ворота заборчиком.

Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором расположены два варианта ворот (узкие и низ­кие, широкие и высокие), они рассказывают о них, срав­нивают. Им предлагается соединить ворота с заборчиком (загородкой) так, чтобы получилось замкнутое простран­ство (участок детского сада с воротами). Педагог показы­вает, как должны стоять кирпичики по углам.

Занятие 8. Мебель (стол, стул)

Цели:развивать у детей способность выделять в реальных пред­метах их функциональные части, определять их пространственное расположение друг относительно друга. Обогащать речь высказы­ваниями: «кирпичик над кубиком», «кубик внизу», «кирпичик за ку­биком», «кубик перед кирпичиком». Учить анализировать кон­структивный образец и графическую модель, соотносить элементы графической модели с частями предмета, самостоятельно строить по схеме. Развивать навыки точного соединения деталей при вос­произведении конструкции предмета.

Материал:демонстрационный (набор игрушек «Комната куклы Кати»; набор конструктивных деталей (кубики, кирпичики); графи­ческие модели стола и стула). Раздаточный (набор конструктивных деталей: кубики, кирпичики, графические модели стола и стула).

Ход занятия

Комната куклы Ани.

Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором выставлена комната куклы Ани. Дети рассмат­ривают мебель в комнате, рассказывают о ней, дают обоб­щающее название (мебель), определяют назначение каж­дого предмета.

Покажи такую же деталь.

Педагог показывает карточку с изображением квадра­та, а дети находят среди набора строительных деталей со­ответствующую. Затем демонстрируется карточка с изо­бражением прямоугольника, обозначающего кирпичик (сначала — вид сверху, потом — вид сбоку). Дети опреде ляют, какая строительная деталь соответствует предло­женной модели, объясняют свой выбор.

Строим стол по схеме.

Педагог демонстрирует графическую модель, предла­гает назвать изображенный на схеме предмет (стол — вид спереди), просит выделить его части. Затем по графичес­кой модели строит стол, обращает внимание на способ со­единения деталей (наложение). После этого дети совмест­но с педагогом соотносят элементы графической модели с частями предмета, устанавливают соответствие, подби­рают адекватные строительные детали и выполняют по­стройку по схеме самостоятельно, без опоры на конструк­тивный образец.

4. Построим по схеместул.

Аналогично предыдущему заданию осуществляется обучение построению по графической модели стула. Но в данном случае в графической модели представлен опор­ный вид сбоку

Ход занятия

Занятие 10. Комната куклы Ани

Цели:формировать у детей действия замещения, умение ис­пользовать план «игрушечной» пространственной ситуации. За­креплять навыки конструирования мебели по графической модели. Учить соотносить элементы графической модели с частями пред­мета, устанавливать соответствие между ними. Добиваться точного соединения деталей при воспроизведении конструкции предмета. Стимулировать самостоятельные действия в работе.

Материал:демонстрационный (набор «Комната куклы Ани», фланелеграф, набор геометрических фигур: круг, два квадрата, два пря­моугольника). Раздаточный (план игрушечной комнаты, графические модели стола, двух стульев, имеющих разное пространственное по­ложение, кроватки и дивана; набор строительных деталей).

Ход занятия

План комнаты куклы Ани.

Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором размещена комната куклы Ани. В комнате рас­положены 5 предметов мебели: стол, два стула, кроватка

и диван. Дети рассматривают ее, рассказывают о предме­тах. Затем их внимание обращается на план игрушечной комнаты, включающий 5 заместителей (круг, два квад­рата и два прямоугольника). Педагог поочередно показывает на каждую геометрическую фигуру и просит ска­зать, на какой предмет игрушечной комнаты похожа каждая фигурка. Дети соотносят заместители и предме­ты, определяют и называют их пространственное положение.

2. Расставь мебель в комнате по плану.

Педагог сообщает, что сегодня дети будут учиться об­ставлять комнату мебелью в соответствии с планом и с помощью графических моделей. Эта работа проводится поэтапно. Каждый ребенок получает план игрушечной комнаты. Затем поочередно предъявляются графические модели: сначала стола, затем стула, который стоит спра­ва от стола, потом стула, который стоит слева от стола, и после этого кроватки и дивана. Дети смотрят на план, оп­ределяют, где должен стоять каждый предмет, и по гра­фической модели строят его. В случае затруднений педа­гог предлагает обратиться к образцу.

Занятие 11. Лесенка

Цели:дать детям представление об соотношениях трех предме­тов по величине. Активизировать речь детей за счет слов и словосо­четаний: «больше», «меньше», «самая большая (маленькая)», «средняя по величине». Учить строить лесенку в соответствии с гра­фическим образцом (вид сбоку), на основании демонстрации спо­соба построения и анализа конструктивного образца и схемы. Учить точному соединению строительных деталей, наложению кир­пичиков друг на друга (столбиком).

Материал:демонстрационный (набор из трех брусков, равно­мерно уменьшающихся по высоте; куколки; 2 конструкции лесе-

нок, построенных из кирпичиков в порядке возрастания и убывания высоты; их графические модели, вид сбоку). Раздаточный (графи­ческая модель лесенки, ступеньки которой представлены в порядке убывания высоты, вид сбоку; набор из 6 кирпичиков на каждого).

Ход занятия

Строим лесенку из кирпичиков.

Педагог сообщает детям, что сегодня они будут учиться строить лесенку из кирпичиков. Детям демонстрируются две лесенки из трех ступенек каждая, построенные из кирпичиков. Обращается внимание на то, что каждая следующая ступенька выше предыдущей на 1 кирпичик. Дети проводят по лесенкам куколку, затем отмечают ве­личину ступенек и направление ряда по высоте (от боль­шего к меньшему и наоборот).

Не ошибись.

Педагог вносит две схемы с изображением лесенок (первой, в которой ступеньки следуют в порядке убыва­ния высоты; и второй, где ступеньки следуют в порядке возрастания величины). Детям предлагается задание: оп­ределить, какая схема для какой лесенки подходит. Дети выполняют задание, объясняют свой выбор.

Построй лесенку по схеме.

Детям демонстрируется способ построения лесенки, в которой ступеньки следуют в порядке возрастания вели­чины с опорой на конструктивный образец и схему. Педа­гог вновь напоминает детям, что каждая следующая сту­пенька выше предыдущей на 1 кирпичик. Внимание де­тей обращается на характер соединения кирпичиков между собой. Строя лесенку, педагог с помощью детей со­относит элементы графической модели с частями предме­та. После демонстрации и объяснения дети строят такую же лесенку по графической модели

Занятие 12.Горка

Цели:учить детей анализировать образец постройки и ее графи­ческую модель, выделять в ней основные функциональные части (лесенку, площадку, спуск), определять их назначение. Учить вос­производить сооружение в соответствии с поэтапной графической моделью, определять состав конструктивных деталей, особенности их формы, размера и расположения.

Материал:демонстрационный (образец конструкции — горки, ее полная графическая модель, поэлементные графические моде­ли, соответствующий набор конструктивных деталей). Раздаточный (поэлементные графические модели, набор конструктивных дета­лей).

Ход занятия

Построй горку.

Сооружение постройки детьми (пошаговое воспроизве­дение ее частей в соответствии с поэтапной графической моделью). В процессе работы обращать внимание детей на цвет конструктивных деталей. В случае затруднений использовать конструктивный образец.

Ход занятия

Вспомни и расскажи.

Дети приглашаются к демонстрационному столу, накотором выставлены строительные детали и различные мелкие игрушки: машинки, матрешки, куколки, санки. Педагог просит назвать строительные детали, вспомнить, какие постройки из них уже выполняли и обыгрывали с помощью игрушек, стоящих на столе.

Построй, что хочешь.

Предложить детям построить то, что они хотят. Перед выполнением задания обязательно спросить, что каждый из них планирует построить. После выполнения построй­ки обращается внимание на то, насколько результат соот­ветствует замыслу. Дети рассказывают, как они строили, какие строительные детали использовали, обыгрывают свои постройки.

Занятие 14. Грузовая машина

Цели:учить детей создавать из строительных деталей простей­шую модель реального объекта — грузовую машину — в соответ­ствии с поэтапной графической моделью. Формировать умение

анализировать объект, выделять в нем основные части и детали, их составляющие; определять их размеры, форму, пространственные соотношения частей, определять их назначение. Упражнять в отбо­ре деталей в соответствии с поэтапной графической моделью. По­знакомить с новой конструктивной деталью — цилиндром.

Материал:демонстрационный (грузовая машина, образец-по­стройка, полная и поэтапная графическая модель грузовой маши­ны, набор конструктивных деталей). Раздаточный (поэтапная гра­фическая модель конструкции, набор конструктивных деталей: два цилиндра, длинный кирпичик, кубик и брусок).

 

 

Ход занятия

Сравни предмет со схемой.

Рядом с образцом-постройкой выставляется ее графи­ческая модель (вид сбоку). Дети совместно с педагогом со­относят элементы графической модели с частями по­стройки, устанавливают соответствие между ними.

Занятие 15. Транспорт

Цели:формировать умение рассматривать образец, выделять в нем части, определять, из каких деталей выполнен образец, отби­рать необходимое количество деталей для сооружения постройки. Учить воспроизводить знакомый предмет в постройке, находить его конструктивное решение, планировать последовательность вы­полнения действий по реализации замысла конструкции. Совершен­ствовать навыки соединения деталей.

Материал:демонстрационный (разные предметы транспорта: легковые и грузовые машины, трамвай, автобус). Раздаточный (на­бор конструктивных деталей).

Ход занятия

Что мы знаем о транспорте?

Рассмотреть разные средства транспорта, назвать их, выделить части, выполняющие одинаковые функции, от­метить общее и разное в их строении.

2. Какую машину ты будешь строить?
Предложить детям самим определить, какую машину

они будут строить, рассказать о ней.

3. Расскажи, как будешь строить машину.
Попросить детей рассказать о последовательности со­оружения постройки. Дети рассказывают, что в постройке находится внизу, из каких деталей они будут эту часть строить; затем — что находится в середине, какие детали будут нужны и как они будут расположены; что у по­стройки наверху, что нужно для этой части.

Строим машину.

Дети отбирают материал, необходимый для работы, и строят задуманный предмет.

Анализ построек.

Занятие 16. Домик

Цели:формировать обобщенные представления о домах. Учить детей сооружать постройки с перекрытиями с использованием по­этапной графической модели, делать постройку прочной. Форми­ровать умение выделять в реальных предметах их функциональные части (стены, пол, крышу, окно, дверь) и определять их простран­ственное расположение относительно друг друга (внизу, вверху, впереди и т.п.). Познакомить с понятием «фундамент». Учить стро­ить в заданной последовательности, понимать ее целесообраз­ность. Закреплять умение отбирать нужные для постройки кон­структивные детали в соответствии с предметным и графическим образцом.

Материал:демонстрационный (образец постройки домика, две полные расчлененные, незначительно отличающиеся друг от друга графические модели домов, поэтапная графическая модель дома, набор конструктивных деталей). Раздаточный (поэтапная графичес­кая модель домика, набор конструктивных деталей: 3 кубика, 4 кирпичика, 1 большая треугольная призма, мелкие игрушки).

Ход занятия

Дома на наших улицах.

Педагог проводит с детьми беседу о домах, их назначе­нии. Сообщает, что сегодня они будут учиться строить од­ноэтажный домик, и предлагает рассмотреть образец по­стройки. Дети отмечают, что домик одноэтажный, называют с помощью педагога основные части и кон­структивные детали, из которых он сделан. Особое вни­мание обращается на фундамент (основание), выполнен­ный из кубиков (кубики тяжелые, на них дом будет хоро­шо стоять).

Найди схему к постройке.

Детям демонстрируются две полные расчлененные гра­фические схемы одноэтажного дома, которые незначи­тельно отличаются друг от друга (на одном образце есть ступенька, а на втором ее нет). Педагог просит отобрать из них ту схему, которая идентична образцу. Дети объяс­няют свой выбор, устанавливают соответствие между эле­ментами графического образца и частями постройки.

Учимся строить домик.

Педагог подробно объясняет последовательность, а также способы выполнения постройки и соединения де­талей с использованием поэтапной графической модели. Каждое действие требуется соотносить с графической и предметной моделями. После демонстрации дети расска­зывают о последовательности строительства частей дома

Строим домик сами.

Самостоятельная работа детей с применением поэтап­ной графической модели. В ходе работы педагог оказы­вает помощь тем, кто затрудняется в выполнении зада­ния. После завершения постройки она обыгрывается.

Ход занятия

Что мы умеем строить?

Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором выставлены строительные детали и различные мелкие игрушки: машинки, матрешки, куколки, санки. Педагог просит назвать строительные детали, вспомнить, какие постройки они научились возводить.

Построй, что хочешь.

Предложить детям построить то, что они хотят. Перед выполнением задания обязательно спросить, что каж­дый планирует построить. Дети рассказывают, из каких деталей будет состоять их конструкция. В процессе кон­структивной деятельности педагог помогает детям осу­ществить свой замысел. После выполнения постройки

обращается внимание на то, насколько результат соот­ветствует замыслу. Дети рассказывают, как они строи­ли, из каких частей состоит постройка. Педагог добива­ется того, чтобы дети указывали, из каких строительных деталей построена каждая часть, какого они цвета, фор­мы, величины, каким образом пространственно располо­жены. По окончании работы дети обыгрывают свои по­стройки.

 

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Второй год обучения I полугодие

Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструктивной деятельности. Формировать способы зрительного восприятия и умение пользоваться неполноценным зрением.

Использовать с

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...