Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 4. Дорожки разной длиныII полугодие Продолжать обучать выделению функциональных частей в реальных предметах, определению их пространственного расположения относительно друг друга. Обогащать речь предложениями: «Красный кирпичик за зеленым кубиком (кирпичиком)», «Зеленый кирпичик сбоку от красного кубика (кирпичика)». Учить анализировать конструктивный образец и графическую модель, соотносить элементы графической модели с частями предмета, самостоятельно строить по схеме. Добиваться точного соединения конструктивных деталей при воспроизведении постройки. Дать детям представление об отношениях трех предметов по величине. Обогащать речь детей словами и слово сочетаниями: «больше», «меньше», «самая большая (маленькая)», «средняя по величине». Учить выстраивать лесенку в соответствии с графическим образцом (вид сбоку) на основании демонстрации способа построения и анализа конструктивного образца и схемы. Учить воспроизводить сооружение в соответствии с поэтапной графической моделью, определять состав конструктивных деталей, особенности их формы, размера и расположения. Формировать умение анализировать объект, выделять в нем основные части и детали, их составляющие, определять их размеры, форму, пространственные отношения и назначение. Обучать детей отбирать необходимые детали в соответствии с поэтапной графической моделью. Ознакомить их с новой конструктивной деталью — цилиндром. Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение, планировать последовательность выполнения действий по реализации замысла конструкции. Учить детей сооружать постройки с перекрытиями с использованием поэтапной графической модели в заданной последовательности, понимать ее целесообразность. Закреплять умение отбирать нужные для постройки конструктивные детали в соответствии с предметным и графическим образцом. Развивать и поддерживать замысел детей в процессе развертывания конструктивной деятельности, помогать в его осуществлении. Учить оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки и частичного ее описания. Формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу. Методические рекомендации Примерное распределение занятий на год: 1) конструирование по образцу — 13 занятий, 2) преобразование образца по условиям — 3 занятия, 3) конструирование по замыслу — 2 занятия.
Занятия проводятся по подгруппам в первой или во второй половине дня. Продолжительность занятий 15-20 минут. Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и называть постройку, ее части, форму, цвет, величину конструктивных деталей. Педагог должен учитывать уровень психического развития каждого ребенка, знать, какими навыками уже владеют его воспитанники, для того чтобы правильно подобрать адекватные их возможностям способы деятельности. Введение детей в область наглядного моделирования целесообразно начинать уже со 2-3-го занятия. С этой целью необходимо учить детей сопоставлять части предмета с их предметными и графическими заместителями, а также сопоставлять предметные конструкции и графические модели (схемы) между собой. Графические модели следует использовать только на занятиях по конструированию по образцу. Подготовительная работа должна включать обучение действиям замещения. С целью развития сенсорных способностей на этом этапе можно рекомендовать следующие упражнения: • бимануальное обследование кирпичика (дети обводят широкую грань кирпичика — это «спинка», узкую — это «бочок»); • перенос на бумагу (педагог кладет на бумагу кирпичик и обводит фломастером его широкую грань, дети наблюдают. Затем спрашивает у детей, что нарисовано, и предлагает приложить к нарисованному свой кирпичик. Дети выполняют действие наложения, убеждаются, что кирпичик и его «след» совпадают, понимают в каком положении конструктивная деталь соответствует этому «следу»); • перенос на цветную бумагу с последующим вырезанием (действия выполняет педагог); (дети берут в руки силуэтное изображение кирпичика и накладывают его на конструктивную деталь, сравнивают их, убеждаются в их идентичности); • соотнесение силуэтного и контурного изображений с конструктивной деталью (дети накладывают силуэтное изображение на контурное, конструктивную деталь, сравнивают их, делают вывод: «Это кирпичик»). Наибольшие трудности возникают у детей при ознакомлении с отдельными параметрами величины. Они указывают, что только введение объективного орудия — меры — дает детям впервые возможность выделять и сопоставлять параметры величины. Таким образом, выделение параметров величины следует относить не столько к сенсорному, сколько к интеллектуальному развитию ребенка. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким. Он приобретает это качество при сравнении с другим. Здесь будут полезны такие упражнения: вниманию детей предлагаются два кирпичика, отличающиеся по величине и цвету. Дети узнают, что эти кирпичики разные по длине, обследуя их. Измеряют длину первого кирпичика, второго. Убеждаются, что красный кирпичик длиннее синего, а синий короче красного, пользуясь приемами наложения и приложения. Простейшие графические модели предъявляются детям наряду с конкретным предметом или готовой постройкой. При объяснении задания необходимо анализировать и сравнивать между собой графические и предметные образцы. Затем предметный образец необходимо закрыть и предложить детям построить конструкцию на основе графической модели. В случае затруднения, детям можно предложить вернуться к предметному образцу. С целью предупреждения трудностей необходимо предлагать детям конкретные, расчлененные графические модели построек, например цепочку геометрических фигур — «дорожку». Дети должны располагать конструктивные детали вдоль схемы, не накладывая их на нее. В случае, если и такой прием оказывается сложным, можно предлагать располагать детали прямо на схеме. Для того чтобы дети обращали внимание на точность соединения деталей, необходимо вводить дополнительные ориентиры, например цветные линии на месте стыка деталей. Графические модели следует предлагать только в одной прямоугольной проекции, например, для изображения дорожки — вид сверху (линейный план), ворот — вид спереди, машины — вид сбоку. Сначала графическая модель предъявляется детям одновременно с кон кретным образцом, с опорой на который анализируется схема. Затем следует учить детей узнавать конструкцию по схеме, называть отдельные ее части, отбирать строительные детали, необходимые для ее постройки. При выполнении достаточно сложных для этого возраста построек с использованием графической модели следует не только предлагать детям конечный вид конструкции, но и разбивать работу на этапы, задавать последовательность ее создания. В этом случае детям предъявляются поочередно несколько моделей, в которых постепенно увеличивается количество элементов. Детей следует познакомить с новыми ориентирами, обозначающими опорные элементы конструкции, с которых следует начинать строить. Они могут обозначаться либо цветом, либо штриховкой. При этом в дополнение к конкретному образцу необходимо вводить двигательное моделирование для обозначения узлов конструкции, мест соединения разных ее частей. С целью предупреждения ошибок необходимо использовать прием прямого наложения деталей на графическую модель. Кроме конструирования по образцу следует вводить задания, в которых детям предлагается выполнить преобразование постройки в соответствии с заданными условиями. В конце года целесообразно провести 1-2 занятия по замыслу, а также занятия, на которых детям необходимо самостоятельно создать элементарную постройку по графическому и предметному образцам. В процессе анализа результатов деятельности детей, который должен обязательно проходить в игровой форме, следует прежде всего обращать внимание на наиболее удачные работы. Одновременно проводится работа над ошибками. Необходимо поощрять желание детей устранять недостатки в конструкциях, выполненных их товарищами. Оценивая работу детей, необходимо обращать внимание на соответствие постройки предметному и графическому образцам, на выполнение ими условий, на проявление элементов творчества.
ЗАНЯТИЯ Занятие 1. Строительные детали Цели:вызвать у детей интерес к деятельности с деревянным строительным материалом. Продолжать знакомить с деталями конструктора (кубик, кирпичик, брусок, треугольная призма), учить различать их по форме и цвету на уровне сличения и узнавания (запоминания названия конструктивных деталей требовать не следует). Формировать действия замещения на основании введения графических заместителей. Учить соотносить результаты конструктивных действий с образцом. Материал:ящик с набором строительных деталей (кубики, бруски, кирпичики, треугольные призмы). Графические заместители — карточки с изображением геометрических фигур (квадрата, прямоугольника, треугольника). Раздаточный: идентичный демонстрационному. Ход занятия Комната куклы Ани. Рассмотреть мебель в комнате куклы, рассказать, что она построена из строительных деталей. Внести ящик со строительными деталями, рассмотреть и назвать их, дать им простейшее описание. Рассказать и показать, из каких деталей построены, например, стол, стул, диван. 2. Найди деталь такойже формы. Педагог вносит карточки с изображенными на них геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, треугольником, называет их. Дети под руководством педагога обследуют их форму, убеждаются в том, что они отличаются друг от друга. Затем внимание детей вновь обращается на конструктивные детали. Педагог поочередно соотносит геометрическую фигуру с конструктивной деталью, объясняет, в чем заключается их сходство, идентифицирует их, накладывая конструктивные детали на их графические модели. После этого с детьми проводятся игровые упражнения: а) для каждой геометрической фигуры подбирается соответствующая конструктивная деталь, б) для каждой конструктивной детали подбирается соответствующая карточка с изображением геометрической фигуры.
При выполнении детьми заданий обращается внимание на способ их действий: приложение, наложение и зрительный способ соотнесения. Построй, что хочешь. Педагог предлагает детям поиграть с конструктором, построить из строительных деталей то, что им хочется. Занятие 2. Заборчик для детского сада Цели:учить детей строить простейшую конструкцию в соответствии с графической моделью. Формировать умение располагать конструктивные детали в заданном пространственном положении, соединяя их между собой идентичными сторонами, соотносить постройку с линейным схематическим изображением заборчика. Материал:демонстрационный (6 кирпичиков, линейная схема с изображением заборчика, состоящего из 6 вертикально расположенных элементов). Раздаточный (такой же). Ход занятия Расскажите, что видели. Вспомнить, что на прогулке рассматривали забор вокруг территории детского сада. Попросить рассказать, что такое забор, для чего он служит. Напомнить, что в заборе нет промежутков, он сплошной, а есть только ворота. Строим забор из кирпичиков. Построить на демонстрационном столе забор из кирпичиков, поставленных на узкую короткую сторону, стоящих плотно друг к другу. Что нарисовано на схеме? Внести схему (графическую модель) с изображением построенного заборчика. Объяснить, что на схеме изображен заборчик, который только что был построен. Сравнить графический образец с предметным. Обыграть ситуацию: педагог показывает на графическом образце, например, первую (вторую, последнюю и т.д.) деталь, а дети — соответствующую конструктивную деталь в предметном образце. Строим заборчик по схеме. Педагог закрывает предметный образец, раздает детям схемы с линейным планом заборчика и просит построить такой же. Дети должны располагать конструктивные детали вдоль схемы, не накладывая их на нее. В случае, если такой прием оказывается сложным для детей, можно предложить расположить детали прямо на схеме. Для того чтобы дети обращали внимание на точность соединения деталей, необходимо ввести дополнительные ориентиры, например цветные линии на месте стыка деталей. Занятие 3. Разные заборчики Цели:формировать у детей умение выполнять простейшие конструкции в соответствии с графической моделью, правильно передавать пространственное расположение конструктивных деталей на основании их размещения на схеме. Обратить внимание на связь между конструкцией предмета и его назначением. Учить соотносить свою постройку с графической моделью и предметным образцом. Материал:демонстрационный (три набора из 6 кирпичиков; линейные схемы с изображением заборчиков: первого, состоящего из 6 вертикально расположенных элементов; второго, состоящего из 6 горизонтально расположенных элементов; третьего, состоящего из 6 чередующихся вертикально и горизонтально расположённых элементов). Раздаточный (такой же). Ход занятия Для чего построен заборчик? Пригласить детей к демонстрационному столу, на котором представлены 3 разных варианта конструкций заборов (первый — из кирпичиков, поставленных на узкую короткую сторону; второй — из кирпичиков, поставленных на узкую длинную сторону; третий — из чередующихся кирпичиков, поставленных сначала на узкую длинную сторону, затем на узкую короткую сторону и т.д.). Педагог просит рассмотреть разные заборчики, рассказывает об их возможном назначении (для клумбы, песочницы, разных зверей в зоопарке). 2. Построй заборчик посхеме. Педагог вносит знакомую детям схему заборчика (линейная схема, представленная шестью вертикально расположенными прямоугольниками), просит построить его в соответствии со схемой, помогает детям в случае необходимости
Сравни заборчики. Внимание детей обращается на второй заборчик, построенный из кирпичиков, поставленных на узкую длинную сторону. Рядом с ним устанавливается соответствующая ему схема. Педагог осуществляет сравнение графической модели и предметного образца, затем закрывает конструкцию и просит детей по схеме построить такой же забор. Дети с помощью педагога выполняют задание. Затем образец открывается и сравнивается с вновь созданной конструкцией.
Строим новый заборчик. Аналогично предыдущему заданию осуществляются действия с третьим заборчиком. Внимание детей обращается на чередование в пространственном расположении кирпичиков
Ход занятия Дорожки длинные и короткие. Предложить детям рассмотреть конструктивные образцы дорожек, обратить внимание на то, что одна из них длинная, а другая короткая, что кирпичики плотно придвинуты друг к другу и между ними нет щелей. Дети т.д.). Педагог просит рассмотреть разные заборчики, рассказывает об их возможном назначении (для клумбы, песочницы, разных зверей в зоопарке). Построй заборчик по схеме. Педагог вносит знакомую детям схему заборчика (линейная схема, представленная шестью вертикально расположенными прямоугольниками), просит построить его в соответствии со схемой, помогает детям в случае необходимости.
Сравни заборчики. Внимание детей обращается на второй заборчик, построенный из кирпичиков, поставленных на узкую длинную сторону. Рядом с ним устанавливается соответствующая ему схема. Педагог осуществляет сравнение графической модели и предметного образца, затем закрывает конструкцию и просит детей по схеме построить такой же забор. Дети с помощью педагога выполняют задание. Затем образец открывается и сравнивается с вновь созданной конструкцией.
Строим новый заборчик. Аналогично предыдущему заданию осуществляются действия с третьим заборчиком. Внимание детей обращается на чередование в пространственном расположении кирпичиков
Ход занятия Дорожки длинные и короткие. Предложить детям рассмотреть конструктивные образцы дорожек, обратить внимание на то, что одна из них длинная, а другая короткая, что кирпичики плотно придвинуты друг к другу и между ними нет щелей. Дети убеждаются в том, что они ровные и гладкие, прокатив по ним машинку. Где какая дорожка нарисована? Педагог вносит чертежи длинной и короткой дорожек ипросит детей определить, для какой дорожки какая подходит. Затем строит длинную дорожку, показывает способ соединения кирпичиков, соотнося элементы графической модели с частями дорожки. После этого образец закрывается и дети строят такую же дорожку по индивидуальным схемам. 4. Аналогично предыдущему упражнению проводится обучение построению короткой дорожки по графической модели. Ход занятия Дорожки на нашей улице. Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором «построена улица с домами и дорожками». Одна дорожка узкая, для пешеходов, вторая широкая, для машин. Педагог предлагает сравнить дорожки, определить, чем они отличаются. Затем просит детей сравнить стороны кирпичика. Дети указывают на то, что у кирпичика есть широкая и узкая стороны, показывают их. После этого педагог спрашивает, какой стороной нужно выкладывать кирпичики при построении дорожек
Где какая дорожка нарисована? Педагог вносит чертежи дорожек (вид сверху), просит определить, какой чертеж какой дорожке соответствует. Дети объясняют свой выбор. Проводится игровое упражнение: педагог показывает на чертеже определенный элемент, а дети — соответствующую ему конструктивную деталь, и наоборот. Для того, чтобы детям было легче выполнить задание, им следует показывать первый, второй, последний и предпоследний элементы
Построй дорожку по схеме. Детям предлагается самостоятельно построить узкую и широкую дорожки по графическому чертежу. Напоминается способ соединения деталей. Ход занятия Ворота для заборчика. Дети приглашаются к демонстрационному столу с образцом постройки. Педагог просит вспомнить, есть ли ворота на участке детского сада и для чего они нужны. Внимание детей привлекается к образцу, педагог рассказывает о величине, форме ворот, выделяет их важные части, показывает, из каких конструктивных деталей они состоят. Строим ворота. Детям демонстрируется способ построения ворот, акцентируется внимание на способе соединения деталей. Сравним постройку со схемой. Вносится графическая модель предметного образца, дети называют изображенный на схеме предмет, затем совместно с педагогом соотносят элементы графической модели с частями предмета, устанавливают их соответствие. После этого предметные образцы закрываются. Ход занятия Соедини ворота заборчиком. Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором расположены два варианта ворот (узкие и низкие, широкие и высокие), они рассказывают о них, сравнивают. Им предлагается соединить ворота с заборчиком (загородкой) так, чтобы получилось замкнутое пространство (участок детского сада с воротами). Педагог показывает, как должны стоять кирпичики по углам. Занятие 8. Мебель (стол, стул) Цели:развивать у детей способность выделять в реальных предметах их функциональные части, определять их пространственное расположение друг относительно друга. Обогащать речь высказываниями: «кирпичик над кубиком», «кубик внизу», «кирпичик за кубиком», «кубик перед кирпичиком». Учить анализировать конструктивный образец и графическую модель, соотносить элементы графической модели с частями предмета, самостоятельно строить по схеме. Развивать навыки точного соединения деталей при воспроизведении конструкции предмета. Материал:демонстрационный (набор игрушек «Комната куклы Кати»; набор конструктивных деталей (кубики, кирпичики); графические модели стола и стула). Раздаточный (набор конструктивных деталей: кубики, кирпичики, графические модели стола и стула). Ход занятия Комната куклы Ани. Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором выставлена комната куклы Ани. Дети рассматривают мебель в комнате, рассказывают о ней, дают обобщающее название (мебель), определяют назначение каждого предмета. Покажи такую же деталь. Педагог показывает карточку с изображением квадрата, а дети находят среди набора строительных деталей соответствующую. Затем демонстрируется карточка с изображением прямоугольника, обозначающего кирпичик (сначала — вид сверху, потом — вид сбоку). Дети опреде ляют, какая строительная деталь соответствует предложенной модели, объясняют свой выбор. Строим стол по схеме. Педагог демонстрирует графическую модель, предлагает назвать изображенный на схеме предмет (стол — вид спереди), просит выделить его части. Затем по графической модели строит стол, обращает внимание на способ соединения деталей (наложение). После этого дети совместно с педагогом соотносят элементы графической модели с частями предмета, устанавливают соответствие, подбирают адекватные строительные детали и выполняют постройку по схеме самостоятельно, без опоры на конструктивный образец. 4. Построим по схеместул. Аналогично предыдущему заданию осуществляется обучение построению по графической модели стула. Но в данном случае в графической модели представлен опорный вид сбоку
Ход занятия Занятие 10. Комната куклы Ани Цели:формировать у детей действия замещения, умение использовать план «игрушечной» пространственной ситуации. Закреплять навыки конструирования мебели по графической модели. Учить соотносить элементы графической модели с частями предмета, устанавливать соответствие между ними. Добиваться точного соединения деталей при воспроизведении конструкции предмета. Стимулировать самостоятельные действия в работе. Материал:демонстрационный (набор «Комната куклы Ани», фланелеграф, набор геометрических фигур: круг, два квадрата, два прямоугольника). Раздаточный (план игрушечной комнаты, графические модели стола, двух стульев, имеющих разное пространственное положение, кроватки и дивана; набор строительных деталей). Ход занятия План комнаты куклы Ани. Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором размещена комната куклы Ани. В комнате расположены 5 предметов мебели: стол, два стула, кроватка и диван. Дети рассматривают ее, рассказывают о предметах. Затем их внимание обращается на план игрушечной комнаты, включающий 5 заместителей (круг, два квадрата и два прямоугольника). Педагог поочередно показывает на каждую геометрическую фигуру и просит сказать, на какой предмет игрушечной комнаты похожа каждая фигурка. Дети соотносят заместители и предметы, определяют и называют их пространственное положение. 2. Расставь мебель в комнате по плану. Педагог сообщает, что сегодня дети будут учиться обставлять комнату мебелью в соответствии с планом и с помощью графических моделей. Эта работа проводится поэтапно. Каждый ребенок получает план игрушечной комнаты. Затем поочередно предъявляются графические модели: сначала стола, затем стула, который стоит справа от стола, потом стула, который стоит слева от стола, и после этого кроватки и дивана. Дети смотрят на план, определяют, где должен стоять каждый предмет, и по графической модели строят его. В случае затруднений педагог предлагает обратиться к образцу. Занятие 11. Лесенка Цели:дать детям представление об соотношениях трех предметов по величине. Активизировать речь детей за счет слов и словосочетаний: «больше», «меньше», «самая большая (маленькая)», «средняя по величине». Учить строить лесенку в соответствии с графическим образцом (вид сбоку), на основании демонстрации способа построения и анализа конструктивного образца и схемы. Учить точному соединению строительных деталей, наложению кирпичиков друг на друга (столбиком). Материал:демонстрационный (набор из трех брусков, равномерно уменьшающихся по высоте; куколки; 2 конструкции лесе- нок, построенных из кирпичиков в порядке возрастания и убывания высоты; их графические модели, вид сбоку). Раздаточный (графическая модель лесенки, ступеньки которой представлены в порядке убывания высоты, вид сбоку; набор из 6 кирпичиков на каждого). Ход занятия Строим лесенку из кирпичиков. Педагог сообщает детям, что сегодня они будут учиться строить лесенку из кирпичиков. Детям демонстрируются две лесенки из трех ступенек каждая, построенные из кирпичиков. Обращается внимание на то, что каждая следующая ступенька выше предыдущей на 1 кирпичик. Дети проводят по лесенкам куколку, затем отмечают величину ступенек и направление ряда по высоте (от большего к меньшему и наоборот). Не ошибись. Педагог вносит две схемы с изображением лесенок (первой, в которой ступеньки следуют в порядке убывания высоты; и второй, где ступеньки следуют в порядке возрастания величины). Детям предлагается задание: определить, какая схема для какой лесенки подходит. Дети выполняют задание, объясняют свой выбор. Построй лесенку по схеме. Детям демонстрируется способ построения лесенки, в которой ступеньки следуют в порядке возрастания величины с опорой на конструктивный образец и схему. Педагог вновь напоминает детям, что каждая следующая ступенька выше предыдущей на 1 кирпичик. Внимание детей обращается на характер соединения кирпичиков между собой. Строя лесенку, педагог с помощью детей соотносит элементы графической модели с частями предмета. После демонстрации и объяснения дети строят такую же лесенку по графической модели Занятие 12.Горка Цели:учить детей анализировать образец постройки и ее графическую модель, выделять в ней основные функциональные части (лесенку, площадку, спуск), определять их назначение. Учить воспроизводить сооружение в соответствии с поэтапной графической моделью, определять состав конструктивных деталей, особенности их формы, размера и расположения. Материал:демонстрационный (образец конструкции — горки, ее полная графическая модель, поэлементные графические модели, соответствующий набор конструктивных деталей). Раздаточный (поэлементные графические модели, набор конструктивных деталей). Ход занятия Построй горку. Сооружение постройки детьми (пошаговое воспроизведение ее частей в соответствии с поэтапной графической моделью). В процессе работы обращать внимание детей на цвет конструктивных деталей. В случае затруднений использовать конструктивный образец. Ход занятия Вспомни и расскажи. Дети приглашаются к демонстрационному столу, накотором выставлены строительные детали и различные мелкие игрушки: машинки, матрешки, куколки, санки. Педагог просит назвать строительные детали, вспомнить, какие постройки из них уже выполняли и обыгрывали с помощью игрушек, стоящих на столе. Построй, что хочешь. Предложить детям построить то, что они хотят. Перед выполнением задания обязательно спросить, что каждый из них планирует построить. После выполнения постройки обращается внимание на то, насколько результат соответствует замыслу. Дети рассказывают, как они строили, какие строительные детали использовали, обыгрывают свои постройки. Занятие 14. Грузовая машина Цели:учить детей создавать из строительных деталей простейшую модель реального объекта — грузовую машину — в соответствии с поэтапной графической моделью. Формировать умение анализировать объект, выделять в нем основные части и детали, их составляющие; определять их размеры, форму, пространственные соотношения частей, определять их назначение. Упражнять в отборе деталей в соответствии с поэтапной графической моделью. Познакомить с новой конструктивной деталью — цилиндром. Материал:демонстрационный (грузовая машина, образец-постройка, полная и поэтапная графическая модель грузовой машины, набор конструктивных деталей). Раздаточный (поэтапная графическая модель конструкции, набор конструктивных деталей: два цилиндра, длинный кирпичик, кубик и брусок).
Ход занятия Сравни предмет со схемой. Рядом с образцом-постройкой выставляется ее графическая модель (вид сбоку). Дети совместно с педагогом соотносят элементы графической модели с частями постройки, устанавливают соответствие между ними. Занятие 15. Транспорт Цели:формировать умение рассматривать образец, выделять в нем части, определять, из каких деталей выполнен образец, отбирать необходимое количество деталей для сооружения постройки. Учить воспроизводить знакомый предмет в постройке, находить его конструктивное решение, планировать последовательность выполнения действий по реализации замысла конструкции. Совершенствовать навыки соединения деталей. Материал:демонстрационный (разные предметы транспорта: легковые и грузовые машины, трамвай, автобус). Раздаточный (набор конструктивных деталей). Ход занятия Что мы знаем о транспорте? Рассмотреть разные средства транспорта, назвать их, выделить части, выполняющие одинаковые функции, отметить общее и разное в их строении. 2. Какую машину ты будешь строить? они будут строить, рассказать о ней. 3. Расскажи, как будешь строить машину. Строим машину. Дети отбирают материал, необходимый для работы, и строят задуманный предмет. Анализ построек. Занятие 16. Домик Цели:формировать обобщенные представления о домах. Учить детей сооружать постройки с перекрытиями с использованием поэтапной графической модели, делать постройку прочной. Формировать умение выделять в реальных предметах их функциональные части (стены, пол, крышу, окно, дверь) и определять их пространственное расположение относительно друг друга (внизу, вверху, впереди и т.п.). Познакомить с понятием «фундамент». Учить строить в заданной последовательности, понимать ее целесообразность. Закреплять умение отбирать нужные для постройки конструктивные детали в соответствии с предметным и графическим образцом. Материал:демонстрационный (образец постройки домика, две полные расчлененные, незначительно отличающиеся друг от друга графические модели домов, поэтапная графическая модель дома, набор конструктивных деталей). Раздаточный (поэтапная графическая модель домика, набор конструктивных деталей: 3 кубика, 4 кирпичика, 1 большая треугольная призма, мелкие игрушки). Ход занятия Дома на наших улицах. Педагог проводит с детьми беседу о домах, их назначении. Сообщает, что сегодня они будут учиться строить одноэтажный домик, и предлагает рассмотреть образец постройки. Дети отмечают, что домик одноэтажный, называют с помощью педагога основные части и конструктивные детали, из которых он сделан. Особое внимание обращается на фундамент (основание), выполненный из кубиков (кубики тяжелые, на них дом будет хорошо стоять). Найди схему к постройке. Детям демонстрируются две полные расчлененные графические схемы одноэтажного дома, которые незначительно отличаются друг от друга (на одном образце есть ступенька, а на втором ее нет). Педагог просит отобрать из них ту схему, которая идентична образцу. Дети объясняют свой выбор, устанавливают соответствие между элементами графического образца и частями постройки. Учимся строить домик. Педагог подробно объясняет последовательность, а также способы выполнения постройки и соединения деталей с использованием поэтапной графической модели. Каждое действие требуется соотносить с графической и предметной моделями. После демонстрации дети рассказывают о последовательности строительства частей дома Строим домик сами. Самостоятельная работа детей с применением поэтапной графической модели. В ходе работы педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется в выполнении задания. После завершения постройки она обыгрывается. Ход занятия Что мы умеем строить? Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором выставлены строительные детали и различные мелкие игрушки: машинки, матрешки, куколки, санки. Педагог просит назвать строительные детали, вспомнить, какие постройки они научились возводить. Построй, что хочешь. Предложить детям построить то, что они хотят. Перед выполнением задания обязательно спросить, что каждый планирует построить. Дети рассказывают, из каких деталей будет состоять их конструкция. В процессе конструктивной деятельности педагог помогает детям осуществить свой замысел. После выполнения постройки обращается внимание на то, насколько результат соответствует замыслу. Дети рассказывают, как они строили, из каких частей состоит постройка. Педагог добивается того, чтобы дети указывали, из каких строительных деталей построена каждая часть, какого они цвета, формы, величины, каким образом пространственно расположены. По окончании работы дети обыгрывают свои постройки.
СРЕДНЯЯ ГРУППА Второй год обучения I полугодие Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструктивной деятельности. Формировать способы зрительного восприятия и умение пользоваться неполноценным зрением. Использовать с |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |