Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 17. Конструирование по замыслу

Цели:способствовать возникновению у детей собственного кон­структивного замысла, помогать в его осуществлении. Учить детей оформлять свой замысел вербально. Формировать умение исполь­зовать полученные знания в самостоятельных постройках. Продол­жать учить сравнивать конструктивные детали по цвету, форме, ве­личине. Поощрять стремление к конструктивной деятельности: со­здание конструкций, соответствующих назначению задуманного предмета, соответствие постройки замыслу.

Материал:демонстрационный (набор разнообразных строитель­ных деталей: кубики, кирпичики длинные и короткие, треугольные призмы, цилиндры; мелкие игрушки. Раздаточный (тот же).

Ход занятия

Что мы умеем строить?

Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором выставлены строительные детали и различные мелкие игрушки: машинки, матрешки, куколки, санки. Педагог просит назвать строительные детали, вспомнить, какие постройки они научились возводить.

Построй, что хочешь.

Предложить детям построить то, что они хотят. Перед выполнением задания обязательно спросить, что каж­дый планирует построить. Дети рассказывают, из каких деталей будет состоять их конструкция. В процессе кон­структивной деятельности педагог помогает детям осу­ществить свой замысел. После выполнения постройки

обращается внимание на то, насколько результат соот­ветствует замыслу. Дети рассказывают, как они строи­ли, из каких частей состоит постройка. Педагог добива­ется того, чтобы дети указывали, из каких строительных деталей построена каждая часть, какого они цвета, фор­мы, величины, каким образом пространственно располо­жены. По окончании работы дети обыгрывают свои по­стройки.

 

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Второй год обучения I полугодие

Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструктивной деятельности. Формировать способы зрительного восприятия и умение пользоваться неполноценным зрением.

Использовать специальные приемы и способы форми­рования конструктивной деятельности с помощью на­глядных моделей, схем, шаблонов, трафаретов и модели­рования схем действий и их этапов.

Учить детей анализировать полную расчлененную гра­фическую модель, определять изображенный на схеме предмет, указывать его функцию. Формировать пред­ставление о том, что схема несет информацию не только о том, какой предмет на ней изображен, но и какой необхо­дим материал для возведения конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения дета­лей и их соединения. Учить детей сравнивать графичес­кие модели, находить в них сходство и различия. Форми­ровать умение самостоятельно строить по схеме в соот­ветствии с внесенными в нее изменениями, отчитываться о своих действиях.

Учить идентифицировать графическую и конструктив­ную модели, выбирать нужную предметную модель из не­скольких похожих по схеме.

Формировать умение самостоятельно находить спосо­бы решения поставленной задачи, связанной с перестрой­кой конструкции в соответствии с заданными условиями. Добиваться рассуждений вслух при решении конструк­тивной задачи.

Учить детей сооружать высокие постройки с перекры­тиями, делать постройку прочной, укладывая в основа­ние более тяжелые детали, точно соединять детали меж­ду собой.

Учить детей анализировать сходные объекты, выделять в них части, определять их пространственное расположе­ние (за, перед, сверху и т.п.), называть детали, из которых выполнены образцы, находить сходное отличное.

Учить детей конструировать по замыслу, заранее обду­мывать содержание будущей постройки, называть ее те­му, давать ее общее описание. Развивать творческую ини­циативу и самостоятельность.

II полугодие

Закреплять умение анализировать конструктивную и графическую модели. Учить детей сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки, для которой она пред­назначается. Учить описывать детали и конструкции с по­мощью слов: «длинный — короткий», «высокий — низ­кий», «широкий — узкий», «перед», «сбоку», «справа», «слева». Продолжать закреплять умение соотносить ре­альную конструкцию со схемой, находить заданную схе­му, выбирая ее из нескольких похожих, вносить измене­ния в конструкцию в зависимости от поставленной задачи (заменять конструктивную деталь постройки по указан­ному элементу на схеме).

Учить вносить изменения в схему в соответствии с об­разцом-конструкцией с помощью шаблонов.

Учить возводить постройку по схеме, предполагая возможные варианты ее достраивания в соответствии с заданными условиями. Стимулировать детей к созда­нию новых вариантов конструкции по собственному за­мыслу.

Учить преобразовывать конструкцию, внося в нее до­полнительные детали, которых в графической модели не было, таким образом, чтобы они не нарушали ее целост­ность и функциональное назначение.

Учить детей заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности, давать общее описание будущего продукта. Добиваться освоения деть­ми плана разработки замысла. Учить сравнивать полу­ченную постройку с задуманной. Развивать способность к самоконтролю за качеством и результатом работы.

 

Методические рекомендации

Примерное распределение занятий на год:

1) конструирование по образцу и преобразование образ­ца по условиям — 8 занятий,

2) конструирование по условиям — 3 занятия,

3) конструирование по замыслу — 2 занятия.
Занятия проводятся по подгруппам в первой или во

второй половине дня. Продолжительность занятий 20-25 минут.

На нескольких первых занятиях у детей закрепляют знания и умения, приобретенные во второй младшей группе. С этой целью следует провести 2-3 занятия, близ­кие по тематике (например, дома) занятиям предыдуще­го года, но в более сложном варианте.

Обучение анализу образца на этом этапе предполагает строгое следование плану обследования объекта, которое осуществляется в соответствии со следующей схемой:

A. Рассмотрение объекта в целом.
Б. Выделение основных частей.

B. Установление пространственного расположения этих частей.

Г. Выделение деталей в основных частях постройки. Д. Установление пространственного расположения де­талей в частях постройки по отношению друг к другу

Такой план действий детям пятого года жизни понять и запомнить сложно, поэтому с целью облегчения реше­ния этой задачи, наряду с расчлененными схемами кон­струкции, используются наглядные модели (схемы) са­мого процесса деятельности.

Знакомство с подобными моделями происходит посте­пенно, каждая из них разбирается отдельно, определя­ется, что она обозначает, запоминается порядок следова­ния моделей, а значит, и план поэтапного анализа кон­струкции, ее графического изображения. В данной модели может быть в качестве образца использована лю­бая постройка, главное, чтобы дети научились понимать и переносить план процесса деятельности на любую кон­струкцию.

Графические модели, как и во второй младшей группе, предлагаются только в одной прямоугольной проекции, например, ворота, дом — вид спереди, машина, мост — вид сбоку.

Чтобы избежать трудностей при выполнении таких за­даний, как исправление и дорисовывание схемы в соот­ветствии с конструкцией, необходимо использовать при­ем прямого наложения деталей на бумагу и обведение их карандашом или фломастером. В средней группе следует учить детей изображению куба, кирпича, бруска и приз­мы (вид сверху). Затем следует обучать детей вносить из­менения в графическую модель с помощью шаблонов.

Важным отличием является переход к работе по графи­ческим образцам, отличающимся размерами от создавае­мой постройки.

При проведении занятий с детьми не следует сковывать их самостоятельность, ограничиваясь при этом советом или вопросами, которые должны быть направлены на развитие их творческой инициативы.

После анализа занятия необходимо отводить время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к со­вместной игре, помогая в объединении построек единым сюжетом.

Учитывая то, что представления детей с нарушением зрения об окружающем мире неполны, фрагментарны, следует содержание занятий по конструированию, про­граммные требования и методику проведения связывать с работой по другим разделам. Наличие межпредметных связей обеспечивает комплексность реализации коррек-ционных задач. Так, на занятиях по развитию зрительно­го восприятия, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи дети должны получать предварительные знания о конструируемых объектах.

Знания и умения, приобретенные ребенком на заняти­ях по конструированию, закрепляются в игровой дея­тельности. Для этого необходимо, чтобы в распоряжении детей было достаточное количество разнообразного стро­ительного материала, игрушек для обыгрывания постро­ек. Также у них должны быть графические модели, кото­рые уже использовались на занятиях по конструирова­нию с целью стимулирования детей к их использованию.

В средней группе при организации занятий по констру­ированию по образцу целесообразно давать несколько способов решения, одной и той же задачи, а в дальней­шем, при организации конструирования по условиям, обеспечивать перенос усвоенного ранее способа и поиск новых приемов конструирования.

На занятиях по замыслу детей необходимо учить обду­мывать тему будущей постройки, намечать цель деятель­ности, давать общее описание будущего продукта, осваи­вать план разработки замысла (обучение планированию предметной деятельности составляет специальную коррекционную задачу), сравнивать полученную постройку с задуманной.

Занятие 1. Домик для матрешки

Цели:учить детей анализировать полную расчлененную графиче­скую модель, определять изображенный на схеме предмет, указывать его функцию. Формировать представление о том, что схема несет информацию не только о том, какой предмет на ней изобра­жен, но и о том, какой материал необходим для возведения кон­струкции по схеме, а также о способе пространственного располо­жения деталей и их соединении. Учить детей сравнивать Графичес­кие модели, находить в них сходство и отличие. Формировать умение самостоятельно строить по схеме в соответствии с внесен­ными в нее изменениями, отчитываться о своих действиях.

Материал:демонстрационный (2 графические модели домика, незначительно отличающиеся друг от друга; набор конструктивных деталей). Раздаточный (графическая модель, отличающаяся от де­монстрационных схем; набор конструктивных деталей: 1 короткий и 2 длинных кирпичика, 6 кубиков, 1 большая треугольная призма).

Ход занятия

Строим домик по схеме.

Педагог вносит полную расчлененную графическую модель одноэтажного домика, просит назвать изображен­ный на схеме предмет, указать его функцию, выделить основные части, предположить, для кого может такой до­мик быть построен. Затем детям предлагается отобрать нужные строительные детали для сооружения каждой части постройки. После чего они рассказывают, в какой последовательности и как нужно будет строить домик. Дети с помощью педагога возводят постройку по графи­ческой модели.

 

 

 

Найди ошибку.

Педагог убирает графическую модель и вносит новую, дети должны найти ошибку, которая допущена в изобра­жении, сравнив его с образцом конструкции

Построй домик по схеме.

Детям предлагается самостоятельно, в соответствии с индивидуальной графической схемой построить домик. В схему, которую получают дети, внесены изменения.

Расскажи о постройке.

Дети рассказывают о своей постройке: что они постро­или, из каких частей эта постройка состоит, какие дета­ли использовались для построения каждой части, как их располагали и соединяли.

Измени постройку.

Детям предлагается подумать, как можно достроить сооружение так, чтобы получился двухэтажный дом. Для того чтобы облегчить детям решение задачи, можно предложить набор строительных деталей (4 кубика и 1 длинный кирпичик). Выслушиваются разные варианты решения. Педагог спрашивает, для чего может понадо­биться длинный кирпичик (для перекрытия). После это­го дети перестраивают одноэтажный дом в двухэтажный.

Педагог акцентирует внимание детей на способах и точности соединения деталей, поощряет самостоятельны интересные решения.

Занятие 2. Грузовой автомобиль

Цели:учить детей анализировать сходные объекты, выделять в них части, определять их пространственное расположение (за, пе­ред, сверху и т.п.), из каких деталей выполнены образцы, находить сходное и отличное. Учить возводить более сложную постройку

грузовой машины в соответствии с графической моделью, иденти­фицировать графическую модель и конструкцию, делать построй­ку прочной, точно соединяя детали между собой. Формировать умение преобразовывать готовую конструкцию в соответствии с заданными условиями.

Материал:демонстрационный (конструкция машины; схема, в которой даны 2 лишние детали, отсутствующие в постройке; набор строительных деталей; конструкция машины, отличающаяся от пер­вого образца). Раздаточный (графические модели машины, набор строительных деталей).

 

 

Ход занятия

1. Отбери детали, которых не хватает в постройке (по схеме).

Вниманию детей предлагается постройка, о которой они должны рассказать. Дети отмечают, из каких частей она состоит, определяют их форму, цвет, величину, про­странственное расположение относительно друг друга. Затем вносится графический образец конструкции, отли­чающейся от постройки наличием двух лишних кон­структивных элементов. Дети анализируют схему, срав­нивают ее с постройкой и по заданию педагога находят среди набора конструктивных деталей две, которые от­сутствуют в конструкции. В случае затруднения осущест­вляется поэлементное соотнесение графической и кон­структивной моделей под руководством педагога.

 

Сравни автомобили.

Вниманию детей предлагается новая постройка грузо­вого автомобиля. Они рассматривают ее, выделяют ос­новные части, устанавливают пространственное располо­жение этих частей, выделяют детали в основных частях постройки, устанавливают пространственное расположение этих деталей по отношению друг к другу. После этого они сравнивают новую постройку с предыдущей, опреде­ляют отличия и сходство.

 

3. Построй посхеме.

Дети по индивидуальным графическим схемам воспро­изводят постройку новой модели грузовой машины без опоры на конструктивный образец.

После выполнения задания модели идентифицируют­ся, устраняются ошибки, если они имеют место.

Измени машину.

Детям предлагается перестроить машину, используя при этом другие строительные детали из имеющегося на­бора, не нарушая ее частей. Предварительно с детьми об­суждаются возможные варианты преобразования по­стройки.

Занятие 3. Машина с прицепом

Цели:продолжать учить исследовать образец, развивать способ­ность к его целостному восприятию. Отрабатывать умения, обес­печивающие выделение присущих образцу признаков и свойств, формировать на этой основе обобщенные представления о кон­струируемом объекте. Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями пред­мета. Учить детей самостоятельно находить отдельные способы решения поставленной задачи, связанной с перестройкой конструкции в соответствии с заданными условиями. Добиваться рассужде­ний вслух при решении детьми конструктивной задачи, поощрять подобные проявления.

Материал:демонстрационный (модель грузовой машины; схема грузовой машины, отличающаяся наличием 2-3 дополнительных элементов в сравнении с образцом; игрушечная грузовая машина с прицепом). Раздаточный (схемы грузовой машины, набор строи­тельных деталей).

Ход занятия

1. Внеси изменение в постройку (в соответствии со схе­мой).

Дети приглашаются к демонстрационному столу, где представлена уже знакомая модель грузовой машины. Им предлагается рассказать об основных частях постройки, пространственном расположении этих частей, деталях, пространственном расположении этих деталей по отноше­нию друг к другу. После этого педагог демонстрирует гра­фическую модель грузовой машины, которая некоторыми элементами отличается от конструктивного образца. Дети рассматривают ее, отмечают, каких элементов не хватает в образце, достраивают постройку таким образом, чтобы она полностью соответствовала схеме.

Построй по схеме.

Дети по индивидуальным аналогичным схемам выпол­няют постройку. После выполнения задания постройки анализируются, устанавливается их соответствие графи­ческой модели, устраняются ошибки.

Измени постройку.

Педагог вносит игрушечную грузовую машину с прице­пом, дети рассматривают ее, определяют функцио­нальное назначение, выделяют основные части, устанав­ливают их пространственное расположение, предлагают варианты использования строительных деталей для по­строения каждой части. Затем педагог просит детей самостоятельно перестроить свои конструкции так, чтобы по­лучилась грузовая машина с прицепом. В процессе рабо­ты необходимо ненавязчиво обращать внимание детей на допущенные ошибки (повторить задачу, предложить сравнить результат с образцом и т.п.), стимулировать де­тей к анализу, поиску нужного решения. После заверше­ния задания получившиеся работы рассматриваются, от­мечаются более интересные решения.

Занятие 4. Трамвай

Цели:развивать у детей умение отражать свои наблюдения, зна­ния о предметах и постройках. Продолжать формировать умение I последовательно обследовать постройку. Упражнять в соотнесении элементов графической модели с частями предмета. Учить вносить изменения в конструкцию в зависимости от поставленной задачи (заменять конструктивную деталь постройки по указанному эле­менту на схеме).

Материал:демонстрационный (грузовая машина с прицепом, по­строенная детьми, и ее графическая модель; картинка с изображе­нием реального трамвая; графическая модель трамвая, набор строительных деталей). Раздаточный (графические модели трам­вая, наборы строительных деталей).

 

Ход занятия

Замени указанную деталь.

На столе у педагога знакомая детям конструкция гру­зовой машины с прицепом, которая обследуется в соот­ветствии с привычной схемой.

Особое внимание при анализе постройки обращается на установление отношений, существующих между частя­ми и отдельными деталями постройки. Это является под­готовкой к следующему этапу занятия. Педагог обращает внимание на графическую модель конструкции, указы­вает на один из его элементов и просит заменить соответствующую деталь постройки другой. Всего предлагается 2-3 аналогичных задания. В процессе решения задачи дети сопровождают свои действия рассуждениями.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...