Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 17. Конструирование по замыслуЦели:способствовать возникновению у детей собственного конструктивного замысла, помогать в его осуществлении. Учить детей оформлять свой замысел вербально. Формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках. Продолжать учить сравнивать конструктивные детали по цвету, форме, величине. Поощрять стремление к конструктивной деятельности: создание конструкций, соответствующих назначению задуманного предмета, соответствие постройки замыслу. Материал:демонстрационный (набор разнообразных строительных деталей: кубики, кирпичики длинные и короткие, треугольные призмы, цилиндры; мелкие игрушки. Раздаточный (тот же). Ход занятия Что мы умеем строить? Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором выставлены строительные детали и различные мелкие игрушки: машинки, матрешки, куколки, санки. Педагог просит назвать строительные детали, вспомнить, какие постройки они научились возводить. Построй, что хочешь. Предложить детям построить то, что они хотят. Перед выполнением задания обязательно спросить, что каждый планирует построить. Дети рассказывают, из каких деталей будет состоять их конструкция. В процессе конструктивной деятельности педагог помогает детям осуществить свой замысел. После выполнения постройки обращается внимание на то, насколько результат соответствует замыслу. Дети рассказывают, как они строили, из каких частей состоит постройка. Педагог добивается того, чтобы дети указывали, из каких строительных деталей построена каждая часть, какого они цвета, формы, величины, каким образом пространственно расположены. По окончании работы дети обыгрывают свои постройки.
СРЕДНЯЯ ГРУППА Второй год обучения I полугодие Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструктивной деятельности. Формировать способы зрительного восприятия и умение пользоваться неполноценным зрением. Использовать специальные приемы и способы формирования конструктивной деятельности с помощью наглядных моделей, схем, шаблонов, трафаретов и моделирования схем действий и их этапов. Учить детей анализировать полную расчлененную графическую модель, определять изображенный на схеме предмет, указывать его функцию. Формировать представление о том, что схема несет информацию не только о том, какой предмет на ней изображен, но и какой необходим материал для возведения конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения. Учить детей сравнивать графические модели, находить в них сходство и различия. Формировать умение самостоятельно строить по схеме в соответствии с внесенными в нее изменениями, отчитываться о своих действиях. Учить идентифицировать графическую и конструктивную модели, выбирать нужную предметную модель из нескольких похожих по схеме. Формировать умение самостоятельно находить способы решения поставленной задачи, связанной с перестройкой конструкции в соответствии с заданными условиями. Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи. Учить детей сооружать высокие постройки с перекрытиями, делать постройку прочной, укладывая в основание более тяжелые детали, точно соединять детали между собой. Учить детей анализировать сходные объекты, выделять в них части, определять их пространственное расположение (за, перед, сверху и т.п.), называть детали, из которых выполнены образцы, находить сходное отличное. Учить детей конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. II полугодие Закреплять умение анализировать конструктивную и графическую модели. Учить детей сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки, для которой она предназначается. Учить описывать детали и конструкции с помощью слов: «длинный — короткий», «высокий — низкий», «широкий — узкий», «перед», «сбоку», «справа», «слева». Продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой, находить заданную схему, выбирая ее из нескольких похожих, вносить изменения в конструкцию в зависимости от поставленной задачи (заменять конструктивную деталь постройки по указанному элементу на схеме). Учить вносить изменения в схему в соответствии с образцом-конструкцией с помощью шаблонов. Учить возводить постройку по схеме, предполагая возможные варианты ее достраивания в соответствии с заданными условиями. Стимулировать детей к созданию новых вариантов конструкции по собственному замыслу. Учить преобразовывать конструкцию, внося в нее дополнительные детали, которых в графической модели не было, таким образом, чтобы они не нарушали ее целостность и функциональное назначение. Учить детей заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности, давать общее описание будущего продукта. Добиваться освоения детьми плана разработки замысла. Учить сравнивать полученную постройку с задуманной. Развивать способность к самоконтролю за качеством и результатом работы.
Методические рекомендации Примерное распределение занятий на год: 1) конструирование по образцу и преобразование образца по условиям — 8 занятий, 2) конструирование по условиям — 3 занятия, 3) конструирование по замыслу — 2 занятия. второй половине дня. Продолжительность занятий 20-25 минут. На нескольких первых занятиях у детей закрепляют знания и умения, приобретенные во второй младшей группе. С этой целью следует провести 2-3 занятия, близкие по тематике (например, дома) занятиям предыдущего года, но в более сложном варианте. Обучение анализу образца на этом этапе предполагает строгое следование плану обследования объекта, которое осуществляется в соответствии со следующей схемой: A. Рассмотрение объекта в целом. B. Установление пространственного расположения этих частей. Г. Выделение деталей в основных частях постройки. Д. Установление пространственного расположения деталей в частях постройки по отношению друг к другу Такой план действий детям пятого года жизни понять и запомнить сложно, поэтому с целью облегчения решения этой задачи, наряду с расчлененными схемами конструкции, используются наглядные модели (схемы) самого процесса деятельности. Знакомство с подобными моделями происходит постепенно, каждая из них разбирается отдельно, определяется, что она обозначает, запоминается порядок следования моделей, а значит, и план поэтапного анализа конструкции, ее графического изображения. В данной модели может быть в качестве образца использована любая постройка, главное, чтобы дети научились понимать и переносить план процесса деятельности на любую конструкцию. Графические модели, как и во второй младшей группе, предлагаются только в одной прямоугольной проекции, например, ворота, дом — вид спереди, машина, мост — вид сбоку. Чтобы избежать трудностей при выполнении таких заданий, как исправление и дорисовывание схемы в соответствии с конструкцией, необходимо использовать прием прямого наложения деталей на бумагу и обведение их карандашом или фломастером. В средней группе следует учить детей изображению куба, кирпича, бруска и призмы (вид сверху). Затем следует обучать детей вносить изменения в графическую модель с помощью шаблонов. Важным отличием является переход к работе по графическим образцам, отличающимся размерами от создаваемой постройки. При проведении занятий с детьми не следует сковывать их самостоятельность, ограничиваясь при этом советом или вопросами, которые должны быть направлены на развитие их творческой инициативы. После анализа занятия необходимо отводить время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре, помогая в объединении построек единым сюжетом. Учитывая то, что представления детей с нарушением зрения об окружающем мире неполны, фрагментарны, следует содержание занятий по конструированию, программные требования и методику проведения связывать с работой по другим разделам. Наличие межпредметных связей обеспечивает комплексность реализации коррек-ционных задач. Так, на занятиях по развитию зрительного восприятия, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи дети должны получать предварительные знания о конструируемых объектах. Знания и умения, приобретенные ребенком на занятиях по конструированию, закрепляются в игровой деятельности. Для этого необходимо, чтобы в распоряжении детей было достаточное количество разнообразного строительного материала, игрушек для обыгрывания построек. Также у них должны быть графические модели, которые уже использовались на занятиях по конструированию с целью стимулирования детей к их использованию. В средней группе при организации занятий по конструированию по образцу целесообразно давать несколько способов решения, одной и той же задачи, а в дальнейшем, при организации конструирования по условиям, обеспечивать перенос усвоенного ранее способа и поиск новых приемов конструирования. На занятиях по замыслу детей необходимо учить обдумывать тему будущей постройки, намечать цель деятельности, давать общее описание будущего продукта, осваивать план разработки замысла (обучение планированию предметной деятельности составляет специальную коррекционную задачу), сравнивать полученную постройку с задуманной. Занятие 1. Домик для матрешки Цели:учить детей анализировать полную расчлененную графическую модель, определять изображенный на схеме предмет, указывать его функцию. Формировать представление о том, что схема несет информацию не только о том, какой предмет на ней изображен, но и о том, какой материал необходим для возведения конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединении. Учить детей сравнивать Графические модели, находить в них сходство и отличие. Формировать умение самостоятельно строить по схеме в соответствии с внесенными в нее изменениями, отчитываться о своих действиях. Материал:демонстрационный (2 графические модели домика, незначительно отличающиеся друг от друга; набор конструктивных деталей). Раздаточный (графическая модель, отличающаяся от демонстрационных схем; набор конструктивных деталей: 1 короткий и 2 длинных кирпичика, 6 кубиков, 1 большая треугольная призма). Ход занятия Строим домик по схеме. Педагог вносит полную расчлененную графическую модель одноэтажного домика, просит назвать изображенный на схеме предмет, указать его функцию, выделить основные части, предположить, для кого может такой домик быть построен. Затем детям предлагается отобрать нужные строительные детали для сооружения каждой части постройки. После чего они рассказывают, в какой последовательности и как нужно будет строить домик. Дети с помощью педагога возводят постройку по графической модели.
Найди ошибку. Педагог убирает графическую модель и вносит новую, дети должны найти ошибку, которая допущена в изображении, сравнив его с образцом конструкции Построй домик по схеме. Детям предлагается самостоятельно, в соответствии с индивидуальной графической схемой построить домик. В схему, которую получают дети, внесены изменения. Расскажи о постройке. Дети рассказывают о своей постройке: что они построили, из каких частей эта постройка состоит, какие детали использовались для построения каждой части, как их располагали и соединяли. Измени постройку. Детям предлагается подумать, как можно достроить сооружение так, чтобы получился двухэтажный дом. Для того чтобы облегчить детям решение задачи, можно предложить набор строительных деталей (4 кубика и 1 длинный кирпичик). Выслушиваются разные варианты решения. Педагог спрашивает, для чего может понадобиться длинный кирпичик (для перекрытия). После этого дети перестраивают одноэтажный дом в двухэтажный. Педагог акцентирует внимание детей на способах и точности соединения деталей, поощряет самостоятельны интересные решения. Занятие 2. Грузовой автомобиль Цели:учить детей анализировать сходные объекты, выделять в них части, определять их пространственное расположение (за, перед, сверху и т.п.), из каких деталей выполнены образцы, находить сходное и отличное. Учить возводить более сложную постройку грузовой машины в соответствии с графической моделью, идентифицировать графическую модель и конструкцию, делать постройку прочной, точно соединяя детали между собой. Формировать умение преобразовывать готовую конструкцию в соответствии с заданными условиями. Материал:демонстрационный (конструкция машины; схема, в которой даны 2 лишние детали, отсутствующие в постройке; набор строительных деталей; конструкция машины, отличающаяся от первого образца). Раздаточный (графические модели машины, набор строительных деталей).
Ход занятия 1. Отбери детали, которых не хватает в постройке (по схеме). Вниманию детей предлагается постройка, о которой они должны рассказать. Дети отмечают, из каких частей она состоит, определяют их форму, цвет, величину, пространственное расположение относительно друг друга. Затем вносится графический образец конструкции, отличающейся от постройки наличием двух лишних конструктивных элементов. Дети анализируют схему, сравнивают ее с постройкой и по заданию педагога находят среди набора конструктивных деталей две, которые отсутствуют в конструкции. В случае затруднения осуществляется поэлементное соотнесение графической и конструктивной моделей под руководством педагога.
Сравни автомобили. Вниманию детей предлагается новая постройка грузового автомобиля. Они рассматривают ее, выделяют основные части, устанавливают пространственное расположение этих частей, выделяют детали в основных частях постройки, устанавливают пространственное расположение этих деталей по отношению друг к другу. После этого они сравнивают новую постройку с предыдущей, определяют отличия и сходство.
3. Построй посхеме. Дети по индивидуальным графическим схемам воспроизводят постройку новой модели грузовой машины без опоры на конструктивный образец. После выполнения задания модели идентифицируются, устраняются ошибки, если они имеют место. Измени машину. Детям предлагается перестроить машину, используя при этом другие строительные детали из имеющегося набора, не нарушая ее частей. Предварительно с детьми обсуждаются возможные варианты преобразования постройки. Занятие 3. Машина с прицепом Цели:продолжать учить исследовать образец, развивать способность к его целостному восприятию. Отрабатывать умения, обеспечивающие выделение присущих образцу признаков и свойств, формировать на этой основе обобщенные представления о конструируемом объекте. Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предмета. Учить детей самостоятельно находить отдельные способы решения поставленной задачи, связанной с перестройкой конструкции в соответствии с заданными условиями. Добиваться рассуждений вслух при решении детьми конструктивной задачи, поощрять подобные проявления. Материал:демонстрационный (модель грузовой машины; схема грузовой машины, отличающаяся наличием 2-3 дополнительных элементов в сравнении с образцом; игрушечная грузовая машина с прицепом). Раздаточный (схемы грузовой машины, набор строительных деталей). Ход занятия 1. Внеси изменение в постройку (в соответствии со схемой). Дети приглашаются к демонстрационному столу, где представлена уже знакомая модель грузовой машины. Им предлагается рассказать об основных частях постройки, пространственном расположении этих частей, деталях, пространственном расположении этих деталей по отношению друг к другу. После этого педагог демонстрирует графическую модель грузовой машины, которая некоторыми элементами отличается от конструктивного образца. Дети рассматривают ее, отмечают, каких элементов не хватает в образце, достраивают постройку таким образом, чтобы она полностью соответствовала схеме. Построй по схеме. Дети по индивидуальным аналогичным схемам выполняют постройку. После выполнения задания постройки анализируются, устанавливается их соответствие графической модели, устраняются ошибки. Измени постройку. Педагог вносит игрушечную грузовую машину с прицепом, дети рассматривают ее, определяют функциональное назначение, выделяют основные части, устанавливают их пространственное расположение, предлагают варианты использования строительных деталей для построения каждой части. Затем педагог просит детей самостоятельно перестроить свои конструкции так, чтобы получилась грузовая машина с прицепом. В процессе работы необходимо ненавязчиво обращать внимание детей на допущенные ошибки (повторить задачу, предложить сравнить результат с образцом и т.п.), стимулировать детей к анализу, поиску нужного решения. После завершения задания получившиеся работы рассматриваются, отмечаются более интересные решения. Занятие 4. Трамвай Цели:развивать у детей умение отражать свои наблюдения, знания о предметах и постройках. Продолжать формировать умение I последовательно обследовать постройку. Упражнять в соотнесении элементов графической модели с частями предмета. Учить вносить изменения в конструкцию в зависимости от поставленной задачи (заменять конструктивную деталь постройки по указанному элементу на схеме). Материал:демонстрационный (грузовая машина с прицепом, построенная детьми, и ее графическая модель; картинка с изображением реального трамвая; графическая модель трамвая, набор строительных деталей). Раздаточный (графические модели трамвая, наборы строительных деталей).
Ход занятия Замени указанную деталь. На столе у педагога знакомая детям конструкция грузовой машины с прицепом, которая обследуется в соответствии с привычной схемой. Особое внимание при анализе постройки обращается на установление отношений, существующих между частями и отдельными деталями постройки. Это является подготовкой к следующему этапу занятия. Педагог обращает внимание на графическую модель конструкции, указывает на один из его элементов и просит заменить соответствующую деталь постройки другой. Всего предлагается 2-3 аналогичных задания. В процессе решения задачи дети сопровождают свои действия рассуждениями. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |